Рабочая программа по химии, 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 г.Зеленокумска Советского района»
УТВЕРЖДЕНА приказом по МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» №155 от 02.09.2013 г. Директор_________/Н.И. Лепехина/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии в 10 классе
Количество часов: в неделю 2 часа (68 часов год)
Уровень: базовый
Срок реализации программы: 1 год (2013-2014 учебный год)
Учитель: Рзаева Л.Г.
Рабочая программа по химии 10 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, программой по химии к учебнику для 10 класса общеобразовательных школ автора Н.Н.Гара – М.: Просвещение , 2009 год.
Учебник «Химия» 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений авт.-сост. Г.Е.Рудзитис , Ф.Г. Фельдман .- М.: Просвещение , 2009 год.
Практических работ– 6
Контрольных работ – 5
Лабораторных работ -16
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Химия», 10 класс составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по химии, 10 класс, М.: «Просвещение», 2009г., авторской программы Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации к учебнику авторов Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия 10 класс учебник Рудзитис Г.Е Химия: Органическая химия: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2007.а также методических пособий для учителя : Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2009.Гара Н.Н. Химия: уроки в 10 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2009. . При составлении рабочей программы учтены методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2013-2014 учебн68 часов (2 часа в неделю), в том числе на практическую работу – 6 часов, лабораторную работу – 16 часов.
Курс «Химия. Базовый уровень» имеет комплексный характер, включает основы органической химии, сведения о причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, сведения о прикладном значении органической химии
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:· освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;·
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;·
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;·
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде
Цели и задачи :освоение знаний основных положений теории строения органических соединений А.М.Бутлерова; истории развития современных представлений о ВМС; выдающихся открытиях химии; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде;
- выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2006 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование знаний основ органической химии - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. Они предусматривают воспроизведение учащимися определенных сведений об органических веществах и химических процессах, применение теоретических знаний (понятий, законов, теорий химии) - это обеспечивает развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Использование различных способов деятельности (составление формул и уравнений, решение расчетных задач и др.), а также проверку практических умений проводить химический эксперимент, соблюдая при этом правила техники безопасности- это обеспечивает развитие коммуникативной компетенции учащихся. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития химических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего, что происходит вокруг. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации, растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Учащиеся должны знать:
· важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
· основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
· важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;· основные области применения химических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде промышленности, при охране окружающей среды человека и здоровья человека.
Учащиеся должны уметь:·
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; владеть языком предмета;·
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;·
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи;·
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
решать расчетные задачи на вывод формулы органического вещества;·
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; давать аргументированную оценку новой информации по химическим вопросам
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:· реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов;· освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности;· объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;· определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;· экологически грамотного поведения в окружающей среде;· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;· безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;· критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, а итоговая – в форме теста.
При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.
Учебно-методическая литература:
- Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2009.
- Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы10-11 классы Н.Н.Гара. – Дрофа, 2009.
- 3 Рудзитис Г.Е Химия:. Органич. химия: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2009
Литература для учащихся
1.«Химия 10 класс учебник Рудзитис Г.Е Химия: Органическая химия: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2009
2. ; Хомченко И.Г. Решение задач по химии. - М.: ООО «Издательство Новая Волна»: Издатель Умеренков, 2010.
3.Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В 2 т. М.: 1-я Федеративная Книготорговая Компания, 1998;
4.Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999;
5.Химия. ЕГЭ – 20013. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровень (А1 – А30, В1 – В10):высокий уровень (С1-С5)- учебно-методическое пособие/ под ред. В.Н.Доронькина. – Ростов нД: Легион, 20013;
6.Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы под ред. А.С. Егорова. – Ростов нД.: изд-во «Феникс», 20010
MULTIMEDIA - поддержка предмета:
- Открытая химия 2.0 ООО Физикон, 2001. Автор курса - проф. МФТИ, академик РАЕН В.В.Зеленцов.
- Единый государственный экзамен Химия. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0 «Интерактивная линия», 2005.Просвещение - МЕДИА.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. - М.: ООО «Кирилл
и Мефодий », 2009 - Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. - М.: ЗАО Просвещение-Медиа,
2005.
Дополнительная литература для учителя:
- Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
- Егоров А.С. Все виды расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. - Ростов н/Д: Феникс,2008.
- Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-11 класс. М.: Аквариум, 1997.
- Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений И.И. Новошинский., Н.С. Новошинская. М: ООО «Издательство Оникс»: «Издательство «Мир И Образование», 2006.
- Лидин Р.А. Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний: 10-11 кл.: Кн. Для учителя / Р.А. Лидин, Н.Н. Потопова; Под ред. Р.А. Лидина. - М.6 Просвещение, 2002.
- Корощенко А.С, Каверина А.А., Иванова Р.Г. Химия: Задания с выбором ответа: 10-11 кл. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Глинка Л.Н. Общая химия. Изд. 19-е, пер. Л., «Химия», 1977.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля.
Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, а итоговая – в форме теста.
При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Повторение. 5часов
Тема2 Введение в органическую химию (4 часа)
Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.
Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ.
Классификация органических соединений.
.Тема 3 Предельные углеводороды (алканы, циклоалканы) 10 часов
Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения. Получение и применение алканов. Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.
Практическая работа№1. Качественное определение углерода и водорода в органических веществах.
. Тема4. Непредельные углеводороды9 часов
Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов. Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук. Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Практическая работа.№2 Получение этилена и изучение его свойств.
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены).3 часа
Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Тема 5. Природные источники углеводородов.4 часа
Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки. Перегонка. Крекинг термический и каталитический.
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.
Тема 6. Спирты и фенолы. 6 часов
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Получение и применение спиртов. Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.
Лабораторные опыты.3. Растворение глицерина в воде и реакция глицерина с гидроксидом меди (2).4 Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия.
Тема 7. Карбонильные соединения :альдегиды, кетоны. 2 часа
Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.
.
Лабораторные опыты.5 Получение этаналя окислением этанола.6. Окисление этаналя аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди.
Тема 8. Карбоновые кислоты. 6 часов.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
.
Практическая работа.№3. Получение и свойства карбоновых кислот.
Практическая работа 4 Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры.5 часа
Сложные эфиры: свойства, получение, применение. иры, строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.
Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
Лабораторные опыты. 7 Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. 8 Сравнение свойств мыла и СМС..
Тема 10. Углеводы. 5часов
Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. Применение. Фруктоза – изомер глюкозы. Химические свойства глюкозы. Применение. ахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.
Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Лабораторные опыты. 9Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди (II). ,.Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. 10Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. 11Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз крахмала. 12
Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Практическая работа.№5 Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
Тема 11. Амины и аминокислоты. Белки. 4часа
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.
Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.
. Превращения белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. онятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания.
Нуклеиновые кислоты: состав, строение. имия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
окислот.
Лабораторные опыты.. 13. Цветные реакции белков.
Тема Синтетические полимеры (5часов)
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Строение молекул. Стереорегулярное и стереонерегулярное строение. Основные методы синтеза полимеров. Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Термореактивность. интетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. интетические волокна. Капрон. Лавсан.
Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.
.
Лабораторные опыты. 14. Изучение свойств термопластичных полимеров15 Определение хлора в поливинилхлориде.16
. Изучение свойств синтетических волокон.
Практическая работа.№6 Распознавание пластмасс и волокон.
.
Учебно-тематический план.
Тема | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы | Лабораторные опыты | |
1 | Повторение | 5 | 1 | ||
2 | Введение в органическую химию | 4 |
| ||
3 | Предельные углеводороды | 10 | 1 | 1 | 1 |
4 | Непредельные углеводороды | 9 | 1 | ||
5 | Ароматические углеводороды | 3 | |||
6 | Природные источники углеводородов и их переработка | 4 | 1 | 1 | |
7 | . Спирты и фенолы | 6 | 2 | ||
8 | . Карбонильные соединения(Альдегиды и кетоны) | 2 | 1 | ||
9 | . Карбоновые кислоты | 6 | 2 | 1 | |
10 | Сложные эфиры. Жиры. | 5 | 1 | 2 | |
11 | . Углеводы | 5 | 1 | 4 | |
12 | . Амины. Аминокислоты.Белки | 4 | 1 | ||
13 | Синтетические полимеры | 5 | 1 | 1 | 3 |
Итого: | 68 | 5 | 6 | 16 |
Календарно-тематическое планирование
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания методического объединения учителей естественно - исторического цикла № _____ от ______________ 2013 г. Руководитель МО ____________ /_________________ / |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ___________/_________________/ _____________2013г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...