Конспект урока "Основания"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Урок для 8 класс разработан на основе технологий системно-деятельный подход, проблемное обучение, критическое мышление через чтение и письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Основания" | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Основания.
Цели урока.
- Образовательные: сформировать представления о классе сложных веществ – основаниях, их составе, общей формуле и их названиях, классификации оснований по растворимости в воде, качественном определении растворимых оснований индикаторами; познакомить с физическими свойствами, значением в жизни человека и применением некоторых оснований; научить составлять формулы оснований и называть их, определять по составу соединения принадлежность его к классу оснований, индикаторами определять растворимые основания – щелочи, работать с растворами щелочей, соблюдая правила ТБ и ОТ.
- Развивающие: развивать мышление обучающихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
- Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных фор обучения и создания ситуации успеха, работа в паре, взаимопроверка.
Планируемый результат.
Предметные умения: в познавательной сфере: давать определения понятий основания, индикатор; научиться называть основания, различать растворимые и нерастворимые основания, определять с помощью индикаторов растворимые основания; в трудовой сфере: планировать и проводить химический эксперимент;
УУД: личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью
регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;
познавательные: давать определение понятиям, строить классификацию на основе дихотомического деления, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
Технология: технология критического мышления через чтение и письмо, системно-деятельный подход, проблемное обучение.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход урока: Этап подготовительной подготовки для работы на уроке
- Здравствуйте ребята! Сейчас вам будет предложено задание по изученному материалу, и оно позволит нам перейти к изучению нового материала.
1 этап: Стадия вызова.
Учитель: На слайде и у вас на столе есть задания, где приведены формулы веществ CuO, NaOH, H2, Fe, H2O, O2, Ca(OH)2, SO2, Cu(OH)2, AI (OH)3
- Выберите из списка простые вещества?
- Выпишите из списка оксиды и выпишите их в столбик
- Назовите оксиды.
- Ответы учеников
- Показать слайд с эталоном ответа.
Учитель: Дайте определение оксидов?
Учитель: Дайте определение простым и сложным веществам. Приведите примеры.
Учитель: Какие вещества вы не выписали из списка?
Ученики: NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, AI (OH)3 Почему? (Так как мы их не изучали)
Учитель: Сравните их состав, что общего и какие различия? (Общее: состоят из трех элементов, содержат группу атомов ОН и металл. Отличие – в состав входит разный металл).
Учитель: Как вы думаете, эти вещества можно отнести к бинарным соединениям? Почему?
Учитель: Как вы думаете, эти вещества можно отнести к отдельному классу соединений.
Учитель: Давайте попытаемся сформулировать тему и цель нашего урока
2 стадия: Осмысление.
- Определение, номенклатура (название) оснований.
Учитель: Ребята, чтобы ответить на эти вопросы нужно прочитать текст параграфа 19 стр. 98-99 до пункта о гидроксиде натрия.
Ответы учащихся после прочтения первого фрагмента параграфа.
- Дайте определение основаниям? (Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов).
- Что собой представляет гидроксогруппа? (Гидроксогруппа представляет собой сложный ион, заряд которого 1-)
- Как посчитали заряд гидроксид- иона? (-2+1=-1)
- Какой общей формулой можно выразить состав основания? (М(ОН)n , где М – металл, n – число групп ОН- и в то же время численное значение заряда иона (степени окисления) металла).
- Как называют основания? (Названия оснований состоят из слова гидроксид и наименования металла в родительном падеже с указанием СО, если переменная).
- Назовите вещества, которые мы не выписали из ранее предложенного списка NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, AI(OH)3?
- Растворимость оснований в воде.
Учитель: Для того чтобы ответить на вопрос о растворимости оснований в воде, мы выполним с вами химический эксперимент по инструктивной карте.
Инструктивная карточка для выполнения эксперимента
- Изучить правила ТБ при работе с щелочами. (на столе)
- Проверьте наличие необходимого оборудования: пробирочный штатив с пробирками, твердые гидроксид натрия, гидроксид меди (II), гидроксид кальция, вода. Выпишите названия выданных оснований в предложенную таблицу.
- Прилейте в пробирки воды до половины каждой пробирки. Перемешайте содержимое стеклянной палочкой.
- Сделайте вывод о растворимости оснований и оформите отчет в таблице
Исследуемое вещество | Формула | Цвет | Отношение к воде |
Гидроксид натрия | NаОН | Белое | Хорошо растворимое |
Гидроксид меди (II) | Cu(ОН)2 | Синее | Нерастворимое |
Гидроксид кальция | Са(ОН)2 | Белое | Малорастворимое |
- На какие группы основания делят по отношению к воде? Приведите примеры. (Растворимые (щелочи), малорастворимые и нерастворимые).
Растворимые основания в воде называются щелочами.
- Физические свойства оснований, применение. Качественные реакции.
Учитель: Ребята, чтобы ответить на эти вопросы нужно прочитать текст параграфа 19 стр. 99-101 с пункта гидроксид натрия и до конца. Применение оснований можно составить схему.
Ответы учащихся после прочтения первого фрагмента параграфа.
- Перечислите физические свойства гидроксида натрия
- Перечислите физические свойства гидроксида калия
- Перечислите физические свойства гидроксида кальция: (
- Как называют прозрачный раствор гидроксида кальция? (Известковая вода).
- Как можно распознать углекислый газ? (Пропустить углекислый газ через известковую воду, она помутнеет)
- Какие реакции называются качественными?
- Как можно распознать растворы щелочей?
- Какие индикаторы вы знаете?
Инструкция по проведению химического исследования «Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей».
Порядок действий.
- Проверьте наличие необходимого оборудования: 3 пробирки с раствором гидроксида натрия, растворы метилового оранжевого, фенолфталеина, лакмуса, штатив с пробирками.
- Прилейте в первую пробирку раствор метилового оранжевого. Как изменилась окраска?
- Прилейте во 2-ю пробирку раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска?
- Прилейте в 3-ю пробирку раствор лакмуса. Как изменилась окраска?
- Оформите отчет в виде таблице
Что делали | Что наблюдали |
В первую пробирку прилили к раствору гидроксида натрия м/о | м/о стал желтый |
Во вторую пробирку прилили в раствору гидроксида натрия ф/ф | ф/ф стал малиновый |
К третьей пробирке прилили к раствору гидроксида натрия лакмус | Лакмус стал фиолетовый |
- Вывод: по эксперименту Как определить растворы щелочей и использованием индикаторов??
- Закрепление изученного материала. Рефлексия.
Учитель: Сейчас мы проведем Контрольное тестирование. Посмотрим, как вы усвоили новую тему. За данную работу будут выставлена оценка
Основанием является: 1)Na2O 2)NaNO3 3)O2 4) NaOH
- Нерастворимым основанием является:
1)NaOH 2)Cu(OH)2 3)Ca(OH)2 4)KOH
- Фенолфталеин будет малиновым в растворе:
1)KOH 2)Cu(OH)2 3) K2O 4) H2O
Учитель: С каким классов веществ мы сегодня познакомились?
Учитель: Дайте определение основаниям? (Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов). СЛАЙД
Учитель: Какие бывают основания по растворимости в воде?
Учитель: С помощью, каких веществ можно распознавать растворы щелочей?
Учитель: Пригодятся нам эти вещества в жизни? Где применяют основания? (СХЕМА)
Домашнее задание: Учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2009г.
§ 19 стр. упр. 2, 3,4. (Слайд)
Учитель: Ребята, вы мне сегодня помогли провести урок. Мне понравилось, как вы работали на уроке.
Учитель: Ребята закончите следующие фразы
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...
Оценки за урок выставляются наиболее активно работавшим на уроке учащимся и по итогам проверки работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...