Конспект урока "Основания"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Гилева Инна Анатольевна

Урок для 8 класс  разработан на основе технологий системно-деятельный подход, проблемное обучение, критическое  мышление через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок "Основания"90 КБ

Предварительный просмотр:

Основания.

Цели урока.

  1. Образовательные: сформировать представления о классе сложных веществ – основаниях, их составе, общей формуле и их названиях, классификации оснований по растворимости в воде, качественном определении растворимых оснований индикаторами; познакомить с физическими свойствами, значением в жизни человека и применением некоторых оснований; научить составлять формулы оснований и называть их, определять по составу соединения принадлежность его к классу оснований, индикаторами определять растворимые основания – щелочи, работать с растворами щелочей, соблюдая правила ТБ и ОТ.
  2. Развивающие: развивать мышление обучающихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
  3. Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных фор обучения и создания ситуации успеха, работа в паре, взаимопроверка.

Планируемый результат.

Предметные умения: в познавательной сфере: давать определения понятий основания, индикатор; научиться называть основания, различать растворимые и нерастворимые основания, определять с помощью индикаторов растворимые основания; в  трудовой сфере: планировать и  проводить химический эксперимент;

УУД: личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью

регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;

познавательные: давать определение понятиям, строить классификацию на основе дихотомического деления, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Технология: технология критического мышления через чтение и письмо, системно-деятельный подход, проблемное обучение.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока: Этап подготовительной подготовки для работы на уроке

                    - Здравствуйте ребята! Сейчас вам будет предложено задание по изученному материалу, и оно позволит нам перейти к изучению нового материала.

     1 этап: Стадия вызова.

Учитель: На слайде  и у вас на столе есть задания, где приведены формулы веществ CuO, NaOH, H2, Fe, H2O, O2, Ca(OH)2, SO2, Cu(OH)2, AI (OH)3

  1.   Выберите из списка простые вещества?
  2. Выпишите из списка оксиды и выпишите их в столбик
  3. Назовите оксиды.
  4. Ответы учеников
  1. Показать слайд с эталоном ответа.

Учитель: Дайте определение оксидов?

Учитель: Дайте определение простым и сложным веществам. Приведите примеры.

Учитель: Какие вещества вы не выписали из списка?

Ученики: NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, AI (OH)3     Почему? (Так как мы их не изучали) 

Учитель: Сравните их состав, что общего и какие различия? (Общее: состоят из трех элементов, содержат группу атомов ОН и металл. Отличие – в состав входит разный металл).

Учитель: Как вы думаете, эти вещества можно отнести к бинарным соединениям? Почему?

Учитель: Как вы думаете, эти вещества можно отнести к отдельному классу соединений.

Учитель: Давайте попытаемся сформулировать тему и цель нашего урока

2 стадия: Осмысление.

  1. Определение, номенклатура (название) оснований.

 Учитель: Ребята, чтобы ответить на эти вопросы нужно прочитать текст параграфа 19 стр. 98-99 до пункта  о гидроксиде натрия.

        Ответы учащихся после прочтения первого фрагмента параграфа.

  1. Дайте определение основаниям? (Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов).
  2. Что собой представляет гидроксогруппа? (Гидроксогруппа представляет собой сложный ион, заряд которого 1-)
  3. Как посчитали заряд гидроксид- иона? (-2+1=-1)
  4.  Какой общей  формулой можно выразить состав основания? (М(ОН)n , где М – металл, n – число групп ОН- и в то же время численное значение заряда иона (степени окисления) металла).
  5. Как называют основания? (Названия оснований состоят из слова гидроксид и наименования металла в родительном падеже с указанием СО, если переменная).
  6. Назовите вещества, которые мы не выписали из ранее предложенного списка NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, AI(OH)3?

  1. Растворимость оснований в воде.

Учитель: Для того чтобы ответить на вопрос о растворимости оснований в воде, мы выполним с вами химический  эксперимент  по инструктивной карте.

Инструктивная карточка для выполнения эксперимента

  1. Изучить правила ТБ при работе с щелочами. (на столе)
  2. Проверьте наличие необходимого оборудования: пробирочный штатив с пробирками, твердые гидроксид натрия, гидроксид меди (II), гидроксид кальция, вода. Выпишите названия выданных оснований в предложенную таблицу.
  3. Прилейте в пробирки воды до половины каждой пробирки. Перемешайте содержимое стеклянной палочкой.
  4. Сделайте вывод о растворимости оснований и оформите отчет в таблице

Исследуемое  вещество

 Формула

Цвет

 Отношение к воде

Гидроксид натрия

NаОН

Белое

Хорошо растворимое

Гидроксид меди (II)

Cu(ОН)2

Синее

 Нерастворимое

Гидроксид кальция

Са(ОН)2

Белое

 Малорастворимое

  1.  На какие группы основания делят по отношению к воде? Приведите примеры. (Растворимые (щелочи), малорастворимые  и нерастворимые).

Растворимые основания в воде называются щелочами.

  1. Физические свойства оснований, применение.  Качественные реакции.

Учитель: Ребята, чтобы ответить на эти вопросы нужно прочитать текст параграфа 19 стр. 99-101  с  пункта   гидроксид натрия и до конца. Применение оснований можно составить схему.

        Ответы учащихся после прочтения первого фрагмента параграфа.

  1. Перечислите физические свойства гидроксида натрия
  2. Перечислите физические свойства гидроксида калия
  3. Перечислите физические свойства гидроксида кальция: (
  4. Как называют прозрачный раствор гидроксида кальция? (Известковая вода).
  5. Как можно распознать углекислый газ? (Пропустить углекислый газ через известковую воду, она помутнеет)
  6. Какие реакции называются качественными?
  7. Как можно распознать растворы щелочей?
  8. Какие индикаторы вы знаете?

Инструкция по проведению химического исследования «Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей».  

Порядок действий.

  1. Проверьте наличие необходимого оборудования: 3 пробирки с раствором  гидроксида натрия, растворы метилового оранжевого, фенолфталеина, лакмуса, штатив с пробирками.
  2. Прилейте в первую пробирку раствор метилового оранжевого. Как изменилась окраска?
  3. Прилейте во 2-ю пробирку раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска?
  4. Прилейте в 3-ю пробирку раствор лакмуса. Как изменилась окраска?
  5. Оформите отчет в виде таблице

Что делали

Что наблюдали

В первую пробирку прилили к раствору гидроксида натрия м/о

м/о стал желтый

Во вторую пробирку прилили в раствору гидроксида натрия ф/ф

ф/ф стал малиновый

К третьей пробирке прилили к раствору гидроксида натрия лакмус

Лакмус стал фиолетовый

  1. Вывод: по эксперименту Как определить растворы щелочей и использованием индикаторов??
  1. Закрепление изученного материала. Рефлексия.

Учитель: Сейчас мы проведем  Контрольное тестирование. Посмотрим, как вы усвоили новую тему. За данную работу будут выставлена оценка

Основанием является: 1)Na2O      2)NaNO3    3)O2      4) NaOH

  1. Нерастворимым основанием является:

                                    1)NaOH     2)Cu(OH)2     3)Ca(OH)2    4)KOH

  1. Фенолфталеин будет малиновым в растворе:

                                    1)KOH     2)Cu(OH)2     3) K2O     4) H2O

Учитель: С каким классов веществ мы сегодня познакомились?

Учитель:  Дайте определение основаниям? (Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов). СЛАЙД

Учитель: Какие бывают основания по растворимости в воде?

Учитель: С помощью, каких веществ можно распознавать растворы щелочей?

Учитель: Пригодятся нам эти вещества в жизни? Где применяют основания? (СХЕМА)

Домашнее задание: Учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.:  Дрофа, 2009г.

 § 19 стр.     упр.  2, 3,4. (Слайд)

Учитель:  Ребята, вы  мне сегодня помогли провести урок. Мне понравилось, как вы работали на уроке.

Учитель: Ребята закончите следующие фразы

  

Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...

Оценки за урок выставляются наиболее активно работавшим на уроке учащимся и по итогам проверки работы

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...