Рабочая программа по химии для 8-9 класса (основная школа) к учебнику О.С.Габриеляна.
рабочая программа (химия, 8 класс) на тему

Фельдман Людмила Валентиновна

Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю в 8 классе и 2 часа в неделю в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ имени А.М.Горького

«Рассмотрена»

на заседании МО

Руководитель МО

_________/И.В.Волкова

протокол № ___ от

«____»_______ 2013г.

«Согласована»

зам. директора по УВР

_________/Л.А.Денькина

«____»_______ 2013г.

«Утверждена»

директор школы

_______/Т.Н.Литвиненко

приказ №____от

«____»_________ 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

ХИМИИ

8-9 класс

ОСНОВНАЯ (ОБЩАЯ) ШКОЛА

Составитель: учитель химии Фельдман Людмила Валентиновна

2013-2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии для ступени основного общего образования составлена в соответствии с:

  1. Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования;
  2. Кодификатором ГИА;
  3. Примерной учебной  программой основного общего образования по химии;
  4. Авторской программой курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна.

Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень  практических занятий и расчетных задач.

Общая характеристика учебного предмета

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. В связи с этим содержание рабочей  программы распределено по семи блокам:

  • Методы познания веществ и химических явлений
  • Экспериментальные основы химии
  • Вещество
  • Химическая реакция
  • Элементарные основы неорганической химии
  • Первоначальные представления об органических веществах
  • Химия и жизнь

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов ( 2 часа в неделю в 8 и в 9 классе). В 8 классе из школьного компонента выделен еще 1 час, так как объем изучаемого материала очень большой, а также необходимо развить у учащихся большое количество практических умений и навыков. Таким образом, в 8 классе на изучение химии отводится 105 часов, в 9-ом – 70 часов (в сумме 175 часов).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

ВЕЩЕСТВО

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии.

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ  НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.

Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.

Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная  кислоты и их соли.

Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота . Азотная кислота и ее соли.

Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.

Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

ОСНОВНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ  (175 час)

Элементы содержания

Кол-во часов

8 класс

9 класс

Методы познания веществ и химических явлений

14

9

5

Вещество

46

42

4

Химическая реакция

24

24

-

Элементарные основы неорганической химии

62

24

38

Первоначальные представления об органических веществах

10

-

10

Химия и жизнь

6

-

6

Резерв

13

6

7

Итого

175

105

70

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  • учебник (Габриелян О.С., химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа,2012. – 266 с.)
  •  методическое пособие для учителя (Габриелян О.С.. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2205. – 78 с.)
  •   1. Габриелян О.С.  Химия-9: учебник  для  общеобразовательного  учреждения  [Текст] /    О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2012.
  •         2. Габриелян, О.С. Химия-9: настольная  книга  учителя  [Текст] / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2006.
  •         3. Денисова, В.Г. Материалы  для  подготовки  к  ЕГЭ  по  химии  за  курс  основной  школы  [Текст] / В.Г.Денисова. – Волгоград: Учитель,2004.
  •        4. Ширшина, Н.В. Химия. 9  класс. Текстовые  задания  для  подготовки  к  итоговой  аттестации  [Текст] / Н.В.Ширшина.  -  Волгоград: Учитель, 2004.
  •        5. Ширшина, Н.В. Химия  для  гуманитариев  [Текст] / Н.В. Ширшина.  -  Волгоград: Учитель, 2004.
  •        6. Занимательные  задания  и  эффектные  опыты  по  химии  [ Текст] / авт.-сост. Б.Д. Степин, Л.Ю.Аликберова.  -  М.: Дрофа, 2002.
  •        7. Электронные  ресурсы  (CD):  «Химия  для  гуманитариев»,  «Дидактический  и  раздаточный  материал.  Химия.

                                                   

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 9 КЛАСС

Разделы программы

Кол-во часов

В том числе

Лабораторных опытов

Практических работ

Контрольных работ

1

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

6

2

Металлы

15

5

1

3

Практикум №1 «Свойства металлов и их соединений»

3

3

4

Неметаллы

23

7

1

5

Практикум №2 «Свойства неметаллов и их соединений»

3

3

6

Органические соединения

10

4

1

7

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

8

1

Итого

68 + 2 (резерв)

16

6

4

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО КУРСА 9 КЛАССА

Повторение основных вопросов курса8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

ТЕМА 1

Металлы (15 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Контрольная работа №1 по теме: «Металлы».

ТЕМА 2

Практикум № 1

Свойства металлов и их соединений (3 часа)

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

ТЕМА 3

Неметаллы (23 часа)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Контрольная работа №2 по теме: «Неметаллы».

ТЕМА 4.

Практикум № 2

Свойства неметаллов и их соединений (3 ч)

4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.

ТЕМА 5

Органические соединения (10 часов)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом. 

Контрольная работа №3 по теме: « Органические вещества»

ТЕМА 6

Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

        Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Контрольная работа №4 « Итоговая контрольная работа за курс основной школы»

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8 КЛАСС

Разделы программы

Кол-во часов

В том числе

Лабораторных опытов

Практических работ

Контрольных работ

1

Введение

4

2

Атомы химических элементов

13

1

3

Простые вещества

7

1

4

Соединения химических элементов

18

1

1

5

Изменения, происходящие с веществами

17

5

1

6

Практикум №1 «Простейшие операции с веществом»

5

5

7

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

31

4

4

1

8

Повторение курса 8 класса

4

1

Итого

99 + 6 (резерв)

11

9

5

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 8 КЛАССА

Введение (4 часа)

Предмет химии. Вещества простые и сложные. Свойства веществ. Химический элемент и формы его существования: свободные атомы, простые вещества и сложные вещества.  

Химические явления, или реакции. Физические явления. Достижения химии и их правильное использование. Краткий очерк развития химии.

Периодическая система химических элементов (таблица) Д.И.Менделеева. Периоды большие и малые. Группы и подгруппы: главная и побочная. Символы химических элементов. Химическая формула. Индексы и коэффициенты.

Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в веществе.

Демонстрации. Коллекции изделий – тел из алюминия и стекла. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. Помутнение “известковой воды”.

ТЕМА 1

Атомы химических элементов (13 часов)

Атом – сложная нейтральная частица. Протон. Электрон. Нейтрон. Ядро атома. Основные характеристики атома по ПСХЭ. Относительная атомная масса.

Ядерные процессы. Превращения элемента. Изотопы. Изотопы водорода.

Электронная оболочка. Энергетические уровни. Атомные орбитали. Электронные формулы. Электронно-графические формулы.

Составление электронных конфигураций атомов.

Металлические и неметаллические свойства атомов элементов. Закономерности их изменения в ПСХЭ.

Составление электронных конфигураций ионов.

Электроотрицательность. Ионы положительные и отрицательные. Ионная химическая связь. Коэффициенты и индексы.

Атомная, или ковалентная, химическая связь. Одинарная, двойная и тройная ковалентные химические связи. Валентность. Длина связи. Электронные и структурные формулы.

Ковалентная полярная и неполярная химическая связь. Частичный заряд.

Металлическая связь. Атом-ионы. Обобществленные электроны.

Составление схем образования химической связи.

Решение заданий изученных типов.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

ТЕМА 2

Простые вещества (7 часов)

Физические свойства металлов: ковкость, пластичность, тягучесть, твердость, температура кипения, металлический блеск, электро- и теплопроводность. Аллотропия. Серое и белое олово.

Благородные газы. Аллотропия кислорода, углерода, фосфора. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Количество вещества. Число Авогадро. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий “количество вещества”, “молярная масса”, “молярный объем газов”, “число Авогадро”.

Расчеты с использованием понятий “количество вещества”, “молярная масса”, “молярный объем газов”, “число Авогадро”.

Расчеты с использованием понятий “количество вещества”, “молярная масса”, “молярный объем газов”, “число Авогадро”.

Демонстрации. Образцы белого и серого олова. Получение озона. Образцы белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Молярный объем газообразных веществ.

Лабораторные опыты. Получение и свойства озона.

ТЕМА 3

Соединения химических элементов (18 ч.)

Бинарные соединения. Степень окисления. Химическая номенклатура. Определение степеней окисления элементов по формуле. Составление формул бинарных соединений по степеням окисления элементов.

Составление формул бинарных соединений по степеням окисления элементов.

Оксида. Вода. Углекислый газ. Негашеная известь. Гидриды. Летучие водородные соединения. Хлороводород и соляная кислота. Аммиак и нашатырный спирт.

Составление формул оксидов и летучих водородных соединений.

Гидроксид-ион. Основания. Растворимые (щелочи) и нерастворимые основания. Едкий натр. Едкое кали. Гашеная известь и известковая вода. Качественные реакции. Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.

Составление формул оснований.

Кислоты. Кислотные остатки и основность кислот. Сложные и простые ионы. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли. Номенклатура солей. Хлорид натрия, карбонат кальция. Фосфат кальция.

Кислые и основные соли.

Составление формул солей.

Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества. Твердые вещества: аморфные и кристаллические. Кристаллические решетки: ионные, атомные, молекулярные и металлические. Закон постоянства состава.

Чистые вещества и смеси. Особо чистые вещества. Химический анализ.

Массовая доля. Массовая доля растворенного вещества. Объемная доля и объемный состав воздуха.

Решение задач на расчет массовой доли компонента смеси.

Решение задач на расчет массовой доли компонента смеси.

Обобщение и систематизация знаний по предыдущей теме.

Демонстрации. Образцы оксидов. Образцы оснований. Образцы кислот. Образцы солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Модели атомов. Разделение смесей.

Лабораторные опыты. Разделение смесей с помощью делительной воронки.

ТЕМА 4

Изменения, происходящие с веществами (17 ч.)

Физические явления. Способы разделения смесей: дистилляция, кристаллизация и выпаривание, фильтрование, возгонка, отстаивание, делительная воронка, центрифугирование.

Признаки химических реакций. Условия течения химических реакций. Реакции экзо- и эндотермические. Реакции горения.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Правила составления уравнений химических реакций.

Реакции разложения. Реакции соединения. Реакции замещения. Реакции обмена. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций: разложение, соединение, замещение и обмен; обратимые и необратимые; каталитические и некаталитические.

Алгоритм решения расчетной задачи по химии. Решение задач на расчет по химическому уравнению.

Решение задач на расчет продукта по исходным веществам.

Решение задач на расчет исходного вещества по продуктам.

Решение задач на массовую долю примесей.

Решение задач на избыток и недостаток.

Решение комбинированных задач.

Демонстрации. Примеры физических явлений. Примеры химических явлений.

Лабораторные опыты. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаги. Окисление меди в пламени спиртовки. Помутнение известковой воды от вдыхаемого углекислого газа. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. Замещение меди в растворе хлорида меди(II) железом.

ТЕМА 5

Простейшие операции с веществом (5 ч)

Правила ТБ. Устройство лабораторного штатива. Использование лабораторного штатива. Приемы работы со спиртовкой. Строение пламени. Посуда.

Физические явления при горении свечи. Обнаружение продуктов горения в пламени. Влияние воздуха на горение свечи

Механический анализ почвы. Получение почвенного раствора и опыты с ним. Определение прозрачности воды. Определение интенсивности запаха воды.

Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой. Взаимодействие мрамора с кислотой. Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия. Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция.

Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.»

Практическая работа №2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание».

Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды».

Практическая работа №4 «Признаки химических реакций».

Практическая работа №5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе».

ТЕМА 6

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (31 ч.)

Растворы. Физическая и химическая теории растворов. Тепловые явления при растворении. Гидраты и кристаллогидраты. Кристаллизационная вода. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация и ассоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионы простые и сложные, гидратированные и негидратированные, катионы и анионы. Кислоты, основания и соли в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярное и ионное уравнение реакций. Реакции ионного обмена. Реакции нейтрализации.

Обнаружение сульфат- и  хлорид-ионов.

Классификация кислот. Типичные свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов и солями.

Классификация оснований. Типичные свойства оснований: взаимодействие их с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Типичное свойство нерастворимых оснований: разложение при нагревании. Условия протекания типичных реакций оснований.

Классификация солей. Диссоциация различных групп солей. Типичные свойства нормальных солей: взаимодействие их с кислотами, щелочами, другими солями и металлами. Правила ряда напряжений металлов. Условия протекания реакций солей с металлами.

Классификация оксидов. Типичные свойства основных оксидов: взаимодействие их с кислотами, кислотными оксидами и водой. Типичные свойства кислотных оксидов: взаимодействие их с основаниями, основными оксидами и водой. Условия протекания реакций кислотных и основных оксидов с водой.

Проведение реакций ионного обмена с различными признаками.

Генетическая связь. Генетический ряд металлов и его разновидности. Генетический ряд неметаллов и его разновидности.

Проведение опытов, подтверждающих свойства основных классов неорганических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Метод электронного баланса.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Взаимодействие хлорной и сероводородной кислоты. Горение магния. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди(II).

Лабораторные опыты. Реакции, характерные для растворов кислот. Реакции, характерные для растворов щелочей. Реакции, характерные для растворов солей. Реакции, характерные для основных  и кислотных оксидов

Практическая работа №6 «Ионные реакции»

Практическая работа №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов  до конца»

Практическая работа №8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

Практическая работа №9 «Решение экспериментальных задач»

Повторение (4 часа)

Резерв (5 часов)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Изучаемые вопросы

Экспериментальная часть

Дата

Коррекция

Д/з

8-а

8-б

8-в

8-а

8-б

8-в

Введение (4 часа)

1

Химия – наука о веществах. Химический элемент.

Предмет химии. Вещества простые и сложные. Свойства веществ. Химический элемент и формы его существования: свободные атомы, простые вещества и сложные вещества.  

Д. Коллекции изделий – тел из алюминия и стекла.

§1, №4,6 (с.10)

2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

Химические явления, или реакции. Физические явления. Достижения химии и их правильное использование. Краткий очерк развития химии.

Д. 1. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором.

2. Помутнение “известковой воды”.

§2-3, №6 (с.25)

3

Химическая символика. Периодическая система.

Периодическая система химических элементов (таблица) Д.И.Менделеева. Периоды большие и малые. Группы и подгруппы: главная и побочная. Символы химических элементов. Химическая формула. Индексы и коэффициенты.

§4-5, №1,4,6 (с.36), изготовить карточки химических элементов

4

Нахождение Ar, Mr.

Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в веществе.

§4-5 (повт), №7 (с.37)

Тема 1. Атомы химических элементов (13 ч)

5

Основные сведения о строении атомов.

Атом – сложная нейтральная частица. Протон. Электрон. Нейтрон. Ядро атома. Основные характеристики атома по ПСХЭ. Относительная атомная масса

Д. 1. Модели атомов химических элементов.

§6, №3 (с.43)

6

Образование изотопов и новых химических элементов.

Ядерные процессы. Превращения элемента. Изотопы. Изотопы водорода.

§7, №1,3 (с.46)

7

Строение электронных оболочек  атомов химических элементов малых периодов.

Электронная оболочка. Энергетические уровни. Атомные орбитали. Электронные формулы. Электронно-графические формулы.

Д. 1. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

§8, №1 (с.52)

8

Составление электронных конфигураций атомов.

Составление электронных конфигураций атомов.

§8, зад. в тетр.

9

Образование ионов. Изменение металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Металлические и неметаллические свойства атомов элементов. Закономерности их изменения в ПСХЭ.

§9(с.53-55), №2 (с.58)

10

Составление электронных конфигураций ионов.

Составление электронных конфигураций ионов.

§9,  зад в тетр.

11

Образование бинарных соединений. Ионная связь.

Электроотрицательность. Ионы положительные и отрицательные. Ионная химическая связь. Коэффициенты и индексы.

§9(с.56-58),

12

Образование двухатомных  молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Атомная, или ковалентная, химическая связь. Одинарная, двойная и тройная ковалентные химические связи. Валентность. Длина связи. Электронные и структурные формулы.

§10, №4 (с.62)

13

Образование бинарных соединений неметаллов. Понятие о полярной ковалентной связи.

Ковалентная полярная и неполярная химическая связь. Частичный заряд.

§11, №2 (с.66)

14

Образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Металлическая связь. Атом-ионы. Обобществленные электроны.

§12, №3 (с.68)

15

Составление схем образования химической связи.

Составление схем образования химической связи.

§9-12 (повт), зад в тетр.

16

Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов»

Решение заданий изученных типов.

§6-12(повт), зад. в тетр.

17

Контрольная работа №1 “Атомы химических элементов”.

Тема 2. Простые вещества (7 ч)

18

Простые вещества – металлы. Аллотропия.

Физические свойства металлов: ковкость, пластичность, тягучесть, твердость, температура кипения, металлический блеск, электро- и теплопроводность. Аллотропия. Серое и белое олово.

Д. Образцы белого и серого олова.

§13

19

Важнейшие простые вещества – неметаллы.

Благородные газы. Аллотропия кислорода, углерода, фосфора. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Д. 1. Получение озона.

2. Образцы белого и красного фосфора.

Л. 1. Получение и свойства озона.

§14, №3 (с.79)

20

Количество вещества.

Количество вещества. Число Авогадро. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ.

Д. 1.Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. 

2. Молярный объем газообразных веществ.

§15, №2-3 (с.82)

21

Расчеты на количество вещества.

Расчеты с использованием понятий “количество вещества”, “молярная масса”, “молярный объем газов”, “число Авогадро”.

§16, №1-2 (с.85)

22

Расчеты на количество вещества.

Расчеты с использованием понятий “количество вещества”, “молярная масса”, “молярный объем газов”, “число Авогадро”.

§16, №4-5 (с.85)

23

Расчеты на количество вещества.

Расчеты с использованием понятий “количество вещества”, “молярная масса”, “молярный объем газов”, “число Авогадро”.

§16, зад в тетр.

24

Обобщение и систематизация знаний по теме “Простые вещества”.

Решение задач изученных типов.

§13-16 (повторить), №3 (с.85)

Тема 3. Соединения химических элементов (18 ч.)

25

Степень окисления. Оксиды, хлориды, сульфиды.

Бинарные соединения. Степень окисления. Химическая номенклатура. Определение степеней окисления элементов по формуле. Составление формул бинарных соединений по степеням окисления элементов.

§17, №1-2 (с.90)

26

Составление формул бинарных соединений

Составление формул бинарных соединений по степеням окисления элементов.

§17, зад в тетр.

27

Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения.

Оксида. Вода. Углекислый газ. Негашеная известь. Гидриды. Летучие водородные соединения. Хлороводород и соляная кислота. Аммиак и нашатырный спирт.

Д. Образцы оксидов.

§18, №1, 4 (с.98)

28

Составление формул оксидов и летучих водородных соединений.

Составление формул оксидов и летучих водородных соединений.

§18, зад в тетр.

29

Основания. Индикаторах и качественные реакции.

Гидроксид-ион. Основания. Растворимые (щелочи) и нерастворимые основания. Едкий натр. Едкое кали. Гашеная известь и известковая вода. Качественные реакции. Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.

Д. Образцы оснований.

§19, №2-3 (с.101)

30

Составление формул оснований.

Составление формул оснований.

§19, зад в тетр.

31

Кислоты. Изменение окраски индикаторов.

Кислоты. Кислотные остатки и основность кислот. Сложные и простые ионы. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Д. Образцы кислот.

§20, №1, 4, 5 (с.107)

32

Соли как производные кислот и оснований.

Соли. Номенклатура солей. Хлорид натрия, карбонат кальция. Фосфат кальция.

Д. Образцы солей.

§21, №2-3 (с.113)

33

Кислые и основные соли.

Кислые и основные соли.

§21, зад в тетр.

34

Составление формул солей.

Составление формул солей.

§22, зад в тетр.

35

Типы кристаллических решеток.

Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества. Твердые вещества: аморфные и кристаллические. Кристаллические решетки: ионные, атомные, молекулярные и металлические. Закон постоянства состава.

Д. 1. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).

2. Модели атомов.

§22, №6 (с.120)

36

Чистые вещества и смеси.

Чистые вещества и смеси. Особо чистые вещества. Химический анализ.

Д. Разделение смесей.

Л. Разделение смесей с помощью делительной воронки.

§23, №3 (с.124)

37

Массовая и объемная доли компонента смеси.

Массовая доля. Массовая доля растворенного вещества. Объемная доля и объемный состав воздуха.

§24, №2-3 (с. 128)

38

Расчет массовой доли компонента смеси.

Решение задач на расчет массовой доли компонента смеси.

§24, зад в тетр.

39

Расчет массовой доли компонента смеси.

Решение задач на расчет массовой доли компонента смеси.

§24, зад в тетр.

40

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов».

Обобщение и систематизация знаний по предыдущей теме.

§13-24 (повторить), №4-7 (с.128)

41

Контрольная работа №2 “Соединения химических элементов”.

42

Работа над ошибками.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (17 ч.)

43

Физические явления.

Физические явления. Способы разделения смесей: дистилляция, кристаллизация и выпаривание, фильтрование, возгонка, отстаивание, делительная воронка, центрифугирование.

Д. Примеры физических явлений.

Л. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаги.

§25, №3 (с.134)

44

Признаки и условия протекания химических реакций.

Признаки химических реакций. Условия течения химических реакций. Реакции экзо- и эндотермические. Реакции горения.

Д. Примеры химических явлений.

Л. 1. Окисление меди в пламени спиртовки.

2. Помутнение известковой воды от вдыхаемого углекислого газа.

3. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

4. Замещение меди в растворе хлорида меди(II) железом.

§26, №2 (с.139)

45

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Правила составления уравнений химических реакций.

§27, №2 (с.145)

46

Составление уравнений химических реакций.

Выполнение упражнений на составление уравнений химических реакций.

§27, №3 (с.145)

47

Реакции разложения.

Реакции разложения.

§29, №1 (с.155)

48

Реакции соединения.

Реакции соединения.

§30, №1-2 (с.159)

49

Реакции замещения.

Реакции замещения.

§31, №2 (с.164)

50

Реакции обмена.

Реакции обмена. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

§32, №4 (с.168)

51

Типы химических реакций на примере свойств воды.

Типы химических реакций: разложение, соединение, замещение и обмен; обратимые и необратимые; каталитические и некаталитические.

§33, №1,3 (с.173)

52

Расчеты по химическим уравнениям.

Алгоритм решения расчетной задачи по химии. Решение задач на расчет по химическому уравнению.

§28, №1 (с.150)

53

Решение задач на расчет продукта по исходным веществам.

Решение задач на расчет продукта по исходным веществам.

§28 (повт), №2 (с.155), №3 (с.164)

54

Решение задач на расчет исходного вещества по продуктам.

Решение задач на расчет исходного вещества по продуктам.

§28 (повт), №5 (с.155)

55

Решение задач на массовую долю примесей.

Решение задач на массовую долю примесей.

§28 (повт), №4-5 (с.164)

56

Решение задач на избыток и недостаток.

Решение задач на избыток и недостаток.

§28(повт), зад в тетр.

57

Решение комбинированных задач.

Решение комбинированных задач.

§28 (повт), зад в тетр.

58

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Решение изученных типов задач.

§25-33 (повторить), №2-3 (с.150)

59

Контрольная работа №3 «Изменения, происходящие с веществами»

Тема 5. Простейшие операции с веществом (5 ч).

60

Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.»

Правила ТБ. Устройство лабораторного штатива. Использование лабораторного штатива. Приемы работы со спиртовкой. Строение пламени. Посуда.

№1-2 (с.155)

61

Практическая работа №2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание».

Физические явления при горении свечи. Обнаружение продуктов горения в пламени. Влияние воздуха на горение свечи

№1-2 (с.159)

62

Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды».

Механический анализ почвы. Получение почвенного раствора и опыты с ним. Определение прозрачности воды. Определение интенсивности запаха воды.

Подготовка к п/р №4.

63

Практическая работа №4 «Признаки химических реакций».

Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой. Взаимодействие мрамора с кислотой. Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия. Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция.

Подготовка к п/р №5.

64

Практическая работа №5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе».

Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

№2 (с.164), №4 (с.168)

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (31 ч.)

65

Растворение. Растворимость.  Типы растворов.

Растворы. Физическая и химическая теории растворов. Тепловые явления при растворении. Гидраты и кристаллогидраты. Кристаллизационная вода. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества.

§34, №2, 5 (с.192)

66

Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация и ассоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Д. 1. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

2. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.

§35

67

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионы простые и сложные, гидратированные и негидратированные, катионы и анионы. Кислоты, основания и соли в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярное и ионное уравнение реакций. Реакции ионного обмена. Реакции нейтрализации.

Д. Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

§36-37, №4 (с.203), подготовка к п/р №6.

68

Составление уравнений реакций ионного обмена.

Составление уравнений реакций ионного обмена.

Зад. по карточкам

69

Составление уравнений реакций ионного обмена.

Составление уравнений реакций ионного обмена.

Зад. по карточкам

70

Практическая работа №6 «Ионные реакции»

Обнаружение сульфат- и  хлорид-ионов.

№1(с.209)

71

Кислоты, их классификация. Химические свойства кислот в свете ТЭД.

Классификация кислот. Типичные свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов и солями.

Д. Взаимодействие хлорной и сероводородной кислоты.

Л. Реакции, характерные для растворов кислот.

§38, №3-4 (с.214)

72

Решение заданий на химические свойства кислот.

Решение заданий на химические свойства кислот.

§38, №5-6 (с.214)

73

Основания, их классификация. Свойства оснований в свете ТЭД.

Классификация оснований. Типичные свойства оснований: взаимодействие их с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Типичное свойство нерастворимых оснований: разложение при нагревании. Условия протекания типичных реакций оснований.

Л. Реакции, характерные для растворов щелочей.

§39, №3 (с.217)

74

Решение заданий на химические свойства оснований.

Решение заданий на химические свойства оснований.

§39, №4 (с.218)

75

Соли, их диссоциация. Химические свойства солей в свете ТЭД.

Классификация солей. Диссоциация различных групп солей. Типичные свойства нормальных солей: взаимодействие их с кислотами, щелочами, другими солями и металлами. Правила ряда напряжений металлов. Условия протекания реакций солей с металлами.

Л. Реакции, характерные для растворов солей.

§41, №2-3 (с.225-226)

76

Решение заданий на свойства солей.

Решение заданий на свойства солей.

§41, №3-5 (с.226)

77

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.

Классификация оксидов. Типичные свойства основных оксидов: взаимодействие их с кислотами, кислотными оксидами и водой. Типичные свойства кислотных оксидов: взаимодействие их с основаниями, основными оксидами и водой. Условия протекания реакций кислотных и основных оксидов с водой.

Д. Горение магния.

Л. Реакции, характерные для основных  и кислотных оксидов.

§40, №3 (с.221),

78

Решение заданий на свойства оксидов.

Решение заданий на свойства оксидов.

§40, №4-5 (с.221) подготовка к п/р №7

79

Практическая работа №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов  до конца»

Проведение реакций ионного обмена с различными признаками.

№4 (с.221)

80

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Генетическая связь. Генетический ряд металлов и его разновидности. Генетический ряд неметаллов и его разновидности.

Д. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди(II).

§42, №2-3 (с.228)

81

Решение цепочек превращений.

Решение цепочек превращений.

§42, 5-123 (Кузнецова)

82

Решение цепочек превращений.

Решение цепочек превращений.

§42, №5-124 (Кузнецова)

83

Решение цепочек превращений.

Решение цепочек превращений.

§42, №5-125 (Кузнецова

84

Решение цепочек превращений.

Решение цепочек превращений.

№5-126 (Кузнецова)

85

Практическая работа №8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

Проведение опытов, подтверждающих свойства основных классов неорганических соединений.

№4 (с.228)

86

Окислительно- восстановительные реакции.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Метод электронного баланса.

§43, №3 (с.235)

87

Составление ОВР методом электронного баланса.

Выполнение упражнений на составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

§43, №1 (с.235), №5 (с.236)

88

Составление ОВР методом электронного баланса.

Выполнение упражнений на составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

§43, №7 (с.236)

89

Составление ОВР методом электронного баланса.

Выполнение упражнений на составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

№7-34 (Кузнецова)

90

Составление ОВР методом электронного баланса.

Выполнение упражнений на составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

№7-42, 7-47 (Кузнецова) Составление ОВР методом электронного баланса.

91

Обобщение темы «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Выполнение упражнений на составление реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций. Решение расчетных задач.

Савельев: №3 (с.194); Кузнецова: №7-39

92

Обобщение темы «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Выполнение упражнений на составление реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций. Решение расчетных задач.

Савельев: №4 (с.194); Кузнецова: №7-42, подготовка к п/р №9

93

Практическая работа №9 «Решение экспериментальных задач»

Решение экспериментальных задач по теме «Свойства растворов электролитов».

Кузнецова: №5-125

94

Контрольная работа №4 “Растворы. Свойства растворов электролитов”

95

Работа над ошибками.

Зад. по результату

Тема 7. Повторение курса 8 класса (4 часа)

96

Обобщение и систематизация знаний по всем темам.

Решение расчетных задач, составление РИО и ОВР.

Кузнецова: №7-47

97

Обобщение и систематизация знаний по всем темам.

Решение расчетных задач, составление РИО и ОВР.

Кузнецова: №7-48

98

Итоговая контрольная работа №5.

99

Работа над ошибками.

Зад. по результату.

100-105

Резерв.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

№ урока

Изучаемые вопросы

Оборудование и
эксперимент

Домашнее задание

Виды
контроля

Тема 1. Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева (6 часов)

1

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Переходные элементы

1

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Генетические ряды металла и неметалла.

§1, №1 (с.8)

Фронтальный опрос

2

Решение задач на практический выход продукта реакции

2

Решение задач на практический выход продукта реакции.

§1, №8 (с.9)

Самостоятельная работа

3

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей

3

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления.

Цепочка превращений

Тест

4

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей

4

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления.

Цепочка превращений

Индивидуальный опрос

5

Переходные элементы. Амфотерность

5

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Л. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств

§2, «2 (с.12)

Контроль работы в группах

6

Периодический закон

6

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

§3, №7 (с.20)

Фронтальный опрос

Тема 2. Металлы (15 часов)

7

Общая характеристика металлов

1

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение.

Д.Образцы сплавов. 

Л. Ознакомление с образцами металлов.

§5-7

Фронтальный опрос

8

Химические свойства металлов

2

Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов.

Л. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

§8, №2 (с.41)

Индивидуальный опрос

9

Способы получения металлов

3

Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия.

§9, №6 (с.47)

Самостоятельная работа

10

Коррозия металлов

4

Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

§10, №6 (с.51)

Тест

11

Общая характеристика щелочных металлов

5

Щелочные металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства.

Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия и лития с водой. Взаимодействие натрия с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами.

§11, №1 (с.58)

Фронтальный опрос

12

Соединения щелочных металлов

6

Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Л. Ознакомление с образцами природных соединений натрия

§11, №2 (с.59)

Самостоятельная работа

13

Общая характеристика металлов IIА подгруппы

7

Строение атомов элементов IIА подгруппы. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства.

Д. Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой. Взаимодействие магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами.

§12, №4 (с.67)

Тест

14

Соединения щелочноземельных металлов

8

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Л. Ознакомление с образцами природных соединений кальция.

§12, №5 (с.67)

Контроль работы в группах

15

Алюминий: строение атома, свойства

9

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.

§13, №6 (с.75)

Фронтальный опрос

16

Соединения алюминия

10

Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Л. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

§13, №7 (с.75)

Тест

17

Железо: строение атома, свойства

11

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.

§14

Индивидуальный опрос

18

Соединения железа, качественные реакции на ионы железа

12

Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+.

Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Л. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

§14, №2-3 (с.82)

Тест

19

Решение задач на железо

13

Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Л. Ознакомление с образцами природных соединений железа.

§14, №4 (с.82)

Самостоятельная работа

20

Обобщение по теме «Металлы»

14

Решение задач и цепочек превращений на металлы.

§§5-14 повт., цепочки превращений

Самостоятельная работа

21

Контрольная работа №1 «Металлы»

15

Подготовка к ПР №1

Тема 2. Практикум № 1 «Свойства металлов и их соединений» (3 часа)

22

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов»

1

Осуществление цепочки химических превращений металлов

Подготовка к ПР №2

23

Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов»

2

Получение и свойства соединений металлов

Подготовка к ПР №3

24

Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ»

3

Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ

Цепочка превращений

Тема 3. Неметаллы (23 часа)

25

Общая характеристика неметаллов

1

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

§15-16

Фронтальный опрос

26

Водород

2

Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

§17, №4 (с.103)

Индивидуальный опрос

27

Общая характеристика галогенов

3

Строение атомов галогенов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде.

Д. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

§18, №5 (с.110)

Самостоятельная работа

28

Соединения галогенов. Качественные реакции на галогенид-ионы

4

Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на галогенид-ионы

Д. Образцы природных соединений хлора.

Л.  Качественная реакция на хлорид-ион.

§19, №4 (с.115)

Фронтальный опрос

29

Получение и применение галогенов

5

Получение и применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

§20, №1 (с.121)

Контроль работы в группах

30

Кислород

6

Кислород в природе. Химические свойства кислорода. Дыхание и фотосинтез. Получение и применение кислорода.

§21, №3 (с.129)

Фронтальный опрос

31

Сера: строение атома, свойства простого вещества

7

Строение атома серы, аллотропия, свойства и применение ромбической серы.

Д. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

§22, №3 (с.134)

Контроль работы в группах

32

Соединения серы

8

Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты

Д. Образцы природных соединений  серы.

§23, №2 (с.141)

Самостоятельная работа

33

Серная кислота, сульфаты

9

Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов.

Л. Качественная реакция на сульфат-ион.

§23, №4 (с.142)

Тест

34

Азот: строение атома, строение и  свойства простого вещества

10

Строение атома и молекулы азота, свойства простого вещества.

§24, №2 (с.146)

Фронтальный опрос

35

Аммиак

11

Аммиак, строение, свойства, получение и применение.

§25, №8 (с.152)

Тест

36

Соли аммония

12

Соли аммония, их свойства и применение.

Л.  Распознавание солей аммония.

§26, №4 (с.155)

Индивидуальный опрос

37

Оксиды азота, азотная кислота

13

Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение.

Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

§27, №2 (с.158)

Тест

38

Нитраты, нитриты. Азотные удобрения

14

Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов.

§27, №7 (с.158)

Фронтальный опрос

39

Фосфор

15

Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Д. Образцы природных соединений  фосфора. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов.

§28, №2 (с.163)

Тест

40

Углерод: строение атома, аллотропия, свойства простых веществ

16

Строение атома углерода, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение.

Д. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем.

§29, №8 (с.172)

Контроль работы в группах

41

Кислородные соединения углерода

17

Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Д. Образцы природных соединений углерода. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов.

Л. Получение углекислого газа и его распознавание. Качественная реакция на карбонат-ион.

§30, №6 (с.178)

Тест

42

Кремний: строение атома, простого вещества, свойства. Соединения кремния

18

Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты.

Д. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента.

Л. Ознакомление с природными силикатами.

§31, №4 (с.185)

Индивидуальный опрос

43

Силикатная промышленность

19

Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Л. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

§31, №3 (с.185)

Индивидуальный опрос

44

Решение задач по теме «Неметаллы»

20

Решение расчетных задач по теме «Неметаллы»

Цепочка превращений на S

Самостоятельная работа

45

Обобщение по теме «Неметаллы»

21

Решение цепочек превращений

Цепочка превращений на N

Самостоятельная работа

46

Обобщение по теме «Неметаллы»

22

Решение цепочек превращений

Цепочка превращений на C

Самостоятельная работа

47

Контрольная работа №2 «Неметаллы»

23

Подготовка к ПР №4

Тема 4. Практикум №2 «Свойства неметаллов и их соединений» (3 часа)

48

Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

1

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Подготовка к ПР №5

49

Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода»

2

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода»

Подготовка к ПР №6

50

Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов»

3

Получение, собирание и распознавание газов

Повт. тему «Неметаллы»

Тема 5. Органические соединения (10 часов)

51

Предмет органической химии

1

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Д. Модели молекул метана и других углеводородов.

§32, №6 (с.200)

52

Предельные углеводороды

2

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Д. Модель молекулы метана.

Л. Изготовление моделей молекул предельных углеводородов.

§33, №4 (с.205)

Фронтальный опрос

53

Непредельные углеводороды. Этилен.

3

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Д. Модель молекулы этилена. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.

Л. Изготовление моделей молекул непредельных углеводородов.

§34, №3 (с.210)

Индивидуальный опрос

54

Спирты

4

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Д. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Л. Свойства глицерина.

§35, №5 (с.216)

Контроль работы в группах

55

Альдегиды

5

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

§35, №2 (с.216)

Фронтальный опрос

56

Предельные одноосновные карбоновые кислоты

6

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

§36, №2 (с.220)

Фронтальный опрос

57

Сложные эфиры. Жиры

7

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Д. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира.

§36-37

Тест

58

Аминокислоты. Белки

8

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

§38, №2 (с.231)

Фронтальный опрос

59

Углеводы

9

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Д. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал.

Л. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. Взаимодействие крахмала с иодом

§39, №2 (с.237)

Самостоятельная работа

60

Контрольная работа №3 «Органические вещества»

10

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов)

61

Периодический закон. Закономерности Периодической системы

1

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Характеристика Mg и его соединений на основании его положения в ПС

Самостоятельная работа

62

Химическая связь. Типы кристаллических решеток

2

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Определить тип химической связи в 3-4 соединениях по выбору

Самостоятельная работа

63

Типы химических реакций

3

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Классифицировать по всем признакам 3-4 реакции

Самостоятельная работа

64

Классификация веществ. Металлы и неметаллы

4

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла.)

Цепочка на металл

Самостоятельная работа

65

Оксиды

5

Оксиды (основные, амфотерные и кислотные): состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Уравнения на хим. св-ва оксидов

Тест

66

Гидроксиды

6

Гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислородсодержащие кислоты): состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Уравнения на хим. св-ва гидроксидов

Тест

67

Соли

7

Соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Уравнения на хим. св-ва солей

Тест

68

Контрольная работа №4 «Итоговая контрольная работа за курс основной школы»

8

Резерв (2 часа)

69-70

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии в 8-9 классе на основе примерной программы О.С. Габриеляна

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы О.С. Габриеляна на ступень для 8-9 классов базового уровня. Основное отличие от Примерной программы в распределение практических рабо...

Рабочая программа по химии для 10-11 класса к учебнику О.С.Габриеляна

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю в 10 и 11 классах...

Рабочая программа по химии(базовый уровень) 11 класс к учебнику О.С.Габриеляна

Рабочая программа по химии11 класс (базовый уровень)Составитель: Мизерина Ирина Валерьевна,учитель химиивысшей квалификационной категорииОсновными целями и задачами данного учебного курса являют...

Рабочая программа для курса физики 7 - 9 классов основной школы. ФГОС

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по физике основной школы (стандарты второго поколения)...

Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.

Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса общеобразовательных школ к учебнику Spotlight

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Р...

Рабочая программа курса английского языка для 7 класса основной школы

Рабочая программа по английскому языку основного общего образования (7 класс) определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формиро­вания системы знан...