Проектная деятельность на уроках химии.
учебно-методический материал по химии по теме
Как работать над проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokakh_khimii_i_vo_vneklassnoy_rabote.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках химии и во внеклассной работе.
Учитель химии МОУ СОШ с.Панино Щенова Лариса Николаевна.
Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов.
На протяжении шести последних лет мои ученики занимаются проектной деятельностью на уроках химии и во внеклассной работе. Не всегда просто подготовить исследовательский проект: надо заинтересовать ученика (выбрать интересную для него тему), вместе с ним посетить библиотеку и подобрать соответствующую научную литературу, научить работать с книгой, просмотреть в Интернете все материалы по теме. И самое главное – заставить ученика поверить в свои силы, доказать, что его выступление будет самым интересным.
Наши исследовательские проекты представляют собой творческую, исследовательскую работу учащихся, выполненную под руководством учителя за рамками школьной программы.
Мы начинали с проекта под общим названием «Проводим урок сами». Объединялась группа учащихся с разными учебными возможностями, среди которых были дети и неготовые к самостоятельной исследовательской деятельности. В ходе разработки этого проекта ребята самостоятельно изучали необходимый материал по теме, выдвигали цели, гипотезы, проводили вместе со мной опыты по изучению свойств веществ, создавали на этой основе компьютерную презентацию, а затем проводили урок. Для меня, как для учителя, было важно подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности. Во время проведения урока я являлась координатором: начинала и заканчивала урок, определяла очерёдность представления презентаций, организовывала обратную связь с другими учащимися. В рамках данного проекта учащимися школы проведены исследования по темам «Силикаты на стройке», «Предельные одноатомные спирты», «Гетерофункциональные соединения», «Кислоты», «Производство серной кислоты» и другие.
В результате осуществления проекта «Проводим урок сами» произошли изменения в мотивационной сфере учащихся. Об этом свидетельствует сравнение результатов анкетирования школьников 8-11 классов до и после их включения в проектную деятельность.
Мотив | Результаты анкетирования, %. | |
первичного | повторного | |
Желание получить хорошую оценку | 34 | 20 |
Желание порадовать родителей | 9 | 4 |
Боязнь огорчить родителей | 9 | 1 |
Боязнь получить плохую оценку | 20 | 1 |
Необходимость сдачи выпускных экзаменов | 9 | 8 |
Желание повысить свой культурный уровень | 6 | 41 |
Интерес к предмету | 4 | 20 |
Необходимость поддержать свой статус у одноклассников | 1 | 1 |
Интерес к учителю и интерес учителя ко мне | 3 | 5 |
Данные свидетельствуют о том, что увеличивается значимость мотивов самоопределения и самосовершенствования (желание повысить свой культурный уровень) и учебно-познавательных мотивов (интерес к предмету). Снижается доля мотивов избегания неприятностей (боязнь получить плохую оценку, боязнь огорчить родителей).
После этого мои ученики стали готовить более серьёзные проекты, с которыми выступали на школьных научно-практических конференциях :
«Экология и мы» с проектом «Проблема твёрдых бытовых отходов на территории с.Панино»,
«Подросток в мире вредных привычек» с проектами «Влияние культуры знаний на отношение к курению и алкоголю»,
«Химия в жизни общества» с проектами «Домашняя аптечка», «Химические средства гигиены», «Химия стирки», «Чипсы: вред или польза?», «Жевательная резинка: польза или вред?», «Галогеновые лампы», «Удобрения», «Пестициды» и другие.
Рассмотрим этапы работы над исследовательским проектом
«Влияние культуры знаний на отношение к курению»
Результаты применения проектной деятельности.
Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы:
- исследовательская деятельность стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии,
- уроки проходят более оживлённо,
- увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,
- появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы,
- у школьников, выполняющих проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения,
- учащиеся, выполняющие проекты по химии принимают активное участие в школьных конкурсах.
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.
Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичная презентация по теме: «Проектная деятельность на уроках химии»
Традиционный учебный процесс в школе ориентирован большей степени на приобретение знаний, умений, навыков по соответствующим дисциплинам. Большое количество программного материала, усваиваемого ...
Программа к элективному курсу по химии 10-11 класс "Основы проектной деятельности на урокай химии"
Элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» является одной из составных частей системы подготовки учащихся 10 – 11 классов к олимпиаде, успешной сдачи ЕГЭ. а также может использов...
Проектная деятельность на уроках химии
Проектная деятельность на уроках химии...
Элементы проектной деятельности на уроках химии.
Данный материал включает анализ работы по теме "Элементы проектной деятельности на уроках химии"....
Проектная деятельность на уроках химии. Урок "Мыло" 11 кл.
В ходе урока стоит задача формулировать у учащегося понятие Мыло. Развивать у учащихся умение на основе наблюдений делать теоретические выводы, наоборот, на основе теоретических знаний предсказывать ...
Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...
Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»
Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»...