рабочая программа по химии 8 класс
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) на тему

Маслак Марина Николаевна

Рабочая программа составлена на основе авторской программе О.С.Габриеляна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx92.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; примерной программы основного общего образования по химии и программы курса химии для 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений (автор О. С. Габриелян, М.: Дрофа, 2008 г.).

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений РФ на изучение химии на ступени основного общего образования отводится не менее 140 часов из расчета 2 ч в неделю в 8 - 9 классах.  Рабочая программа по химии для 8 класса рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника О.С.Габриелян. Химия 8  класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008.

Содержание курса химии 8 класса охватывает теоретический материал о химических элементах и их соединениях. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-7 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

        Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Программа курса химии 8  класса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, что она сохраняет высокий теоретический уровень  и делает обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычисления укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождение ее от избытка конкретного материала. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознано и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.

        Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному общению с веществами в быту и на производстве. Практические работы объединены в два практикума (5+2 работы), которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

Изучение химии курса 8 класса направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи обучения:

  • Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике.
  • Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.
  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
  • Воспитание отношения к химии как одному их фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
  • Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседненвной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Исходными документами для составления  рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.

При изучении предмета химия целесообразно использование следующих технологий:

Лекционно-семинарская система обучения;

Лекционно-семинарская система обучения имеет следующие функции:
Информационную, выражающуюся в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, подлежащих усвоению учащимися;
Мировоззренческую, содержащую решение задачи связанной с формированием мировоззрения учащихся. И дело не только в том, что учитель умело раскрывает логику развития науки и решение ее проблем, но и в том, что он управляет мышлением учащихся, вызывая их активность и сложные процессы предвосхищения возможных исходов тех или иных событий, процессов, явлений, результатов эксперимента и т. д. Особое место здесь занимает раскрытие методологии науки.

Технология формирования умений

В основе - теория поэтапного формирования умственных действий с заранее намеченными свойствами.

Технология способствует:

•   быстрому и безошибочному освоению действий по заданному алгоритму;

•   формированию навыка применения знаний в типовых условиях;

•   развитию умения применять знания в практической деятельности в условиях переноса.

Технология взаимообучения

Технология способствует:

•   развитию умения самостоятельно работать с источником информации (книгой, статьей, учебником и т.д.);

•   самостоятельному усвоению знаний, умений и навыков;

•   углублению понимания учебного материала, взаимной коррекции ошибок в процессе диалога;

•   активному закреплению знаний посредством их многократного повторения;

•   активизации деятельности учащихся;

•   формированию межличностных отношений, ответственности за результаты деятельности;

•   развитию коммуникативных и дидактических способностей учащихся.

Технология беседы

Беседа способствует:

•   активному освоению новых знаний;

•   расширению, углублению имеющихся знаний, осмыслению жизненного опыта;

•   контролю и корректировке знаний;

•   обобщению и систематизации знаний;

•   повышению внимания школьников, созданию атмосферы всеобщей заинтересованности;

•   активизации мышления (в процессе беседы мыслительная деятельность как бы выводится «наружу»)

•   развитию коммуникативных, познавательных и творческих способностей учащихся;

•   обучению коллективному поиску истины, воспитанию взаимопомощи, формированию общественного мнения;

•   развитию ценностного отношения к предмету беседы.

Вводная беседа — проводится перед началом учебной работы с целью выяснения понимания учащимися сути и значения предстоящей работы, их представления о последовательности действий: перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, перед самостоятельным изучением нового материала;

Закрепляющая (синтезирующую) беседа — используется для обобщения и систематизации имеющихся у школьников знаний;

Контрольно-корректировочная беседа — применяется для диагностики уровня знаний, а также в случае, когда необходимо уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания;

Сократическая беседа — допускает сомнения и возражения, выраженные в мягкой, почтительной форме;

Эвристическая беседа - с помощью специально подобранных и выстроенных в логической последовательности вопросов учитель подводит учащихся к «открытию» субъективно новых знаний

Технология проектно-исследовательской деятельности

Цель проектно-исследовательской деятельности – формирование УУД; развитие творчества и исследовательских навыков учащихся, получение продукта деятельности учащихся, формирование прочных и эффективных знаний

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могу быть следующими:
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных, урок—защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка, анализ его результатов;
• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
ИКТ – технологии

Одна из основных целей  – способствовать тому, чтобы во всех странах, развитых, и развивающихся, был обеспечен доступ к самым совершенным образовательным ресурсам. Это позволит готовить во всем мире молодых людей, которые будут в состоянии полностью проявить себя в современном мире и внести свой вклад в формирование «общества глобальной компетентности» в своей стране. 

Особое значение приобретают:
 способность к критическому мышлению;
 универсальные (широкие) знания;
 ключевые компетентности в области ИКТ;
способность принимать решения;
 умение управлять динамичными ситуациями;
умение работать в команде;
 навыки плодотворного общения

Использование ИКТ позволяет проводить уроки  на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Технология ИНТЕГРАТОР 

В системе интегрированных уроков с использованием знаний из областей разных наук обнаруживаются интеллектуальные мосты, связывающие различные дисциплины, каждая из которых опирается на свой собственный понятийный аппарат. Эти понятия называются интеграторами, через них появилась возможность осуществлять перевод знания с языка одной дисциплины на другие научные языки, что и обеспечивает освоение целостности картины мира.

Процесс формирования понятий-интеграторов обладает неиссякаемым культуротворческим потенциалом на всех стадиях обучения, так как он создает возможности для систематической переработки нового материала, требующего преодоления монодисциплинарного освоения мира. Это позволяет повышать интеллектуальную культуру школьников, создавать условия для личностно-ориентированного и развивающего обучения, формировать методологические подходы к интегративному, междисциплинарному освоению знаний и целостному восприятию мира.

Использование понятий-интеграторов превращает науку и образование в открытую терминологическую систему, объединяющую различные дисциплины.

Виды контроля: промежуточный, текущий, тематический.

Методы контроля: письменный и устный.

Формы контроля: тест, проверочная работа, устный опрос, контрольная работа

Тематика и количество лабораторных и практических работ соответствуют авторской программе по химии основного общего образования. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся Формулировка тем урока соответствует авторской  программе;

  • все демонстрации, лабораторные опыты, практические занятия взяты из авторской  программы;
  • умения и виды деятельности (общеучебные и специальные) соответствуют авторской программе;
  • количество часов на изучение учебного материала соответствует авторской  программе.  

Требования к уровню подготовленности учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Учащиеся должны уметь:

  • Называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, стороением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • Распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид - , сульфат -, карбонат – ионы;
  • Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагкнтов или продуктов реакции.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для:
  • Безопасного обращения с веществами и материалами;
  • Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • Критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • Приготовления растворов заданной концентрации.

Критерии оценки знаний обучающихся:

  1. Оценка устного ответа.

        Отметка «5» :

  • ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
  •  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
  • ответ самостоятельный.

        Ответ «4» ;

  •  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
  • материал изложен в определенной логической последовательности,  при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

        Отметка «З» :

  • ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

        Отметка «2» :

  • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,  которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

        2.  Оценка экспериментальных умений.

            Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

                        Отметка «5»:

  • работа выполнена полностью и правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы;
  • эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
  •  проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

        Отметка «4» :

  • работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

        Отметка «3»:

  •  работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в  объяснении,  в оформлении работы,   в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием,   которая исправляется по требованию учителя.

        Отметка «2»:

  • допущены две  (и более)  существенные  ошибки в ходе:  эксперимента, в объяснении,  в оформлении работы,  в соблюдении    правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
  •  работа не выполнена,  у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

       3.   Оценка умений решать расчетные  задачи.

        Отметка «5»:

  •  в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;

        Отметка «4»:

  •  в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

  • в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

        Отметка «2»:

  • имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
  • отсутствие ответа на задание.

      4.  Оценка письменных контрольных работ.

        Отметка «5»:

  •  полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

        Отметка «4»:

  • ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

  •  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

        Отметка «2»:

  • работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
  •  работа не выполнена.
  • При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

       5. Оценка тестовых работ.

        Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов 

  • нет ошибок — оценка «5»;
  • одна ошибка - оценка «4»;
  • две ошибки — оценка «З»;
  • три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

  • 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
  • 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
  • 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
  • меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

        6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

  • соблюдение требований к его оформлению;
  • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
  • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
  • способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Рабочая программа ориентирована на использование учебных пособий:

  • О.С.Габриелян. Химия.  8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.  М.: Дрофа, 2008
  • О.С.Габриелян, Рабочая тетрадь. Химия. 8 класс, М., Дрофа,    2013

 а также методических пособий для учителя:

  • Габриелян О.С., А.В.Яшукова. Химия.  Методическое пособие 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2008.
  • Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2006.
  • Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа,  2004.

Дополнительная литература для учителя

  • Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса(8-9 класс)Москва «ВАКО» 2006 год
  • Лидин Р.А.,Маргулис В.Б. Химия классы 8-9(дидактические материалы) Москва, Дрофа, 2002 год
  • Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для  8-9 классов: пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
  • Радецкий А.М. Химический тренажер(задания для организации самостоятельной работы учащихся,(8-9,10-11 класс)Москва, Просвещение, 2008 год
  • Хомченко И.Г. Решение задач по химии.8-11 класс, ООО»Издательство «Новая волна»,2007 год

Дополнительная литература для учащихся

  • Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.,Занимательные  задания и эффектные опыты по химии,Москва, Дрофа, 2006год, 432с.
  • Хомченко И.Г. Решение задач по химии.8-11 класс, ООО»Издательство «Новая волна»,2007 год

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
  • Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.
  • Виртуальная химическая лаборатория, 8 класс, CD
  • Просвещение. Химия. Методические советы учителям, 8 класс, CD
  • Химия, базовый курс, 8-9 класс, CD
  • Химия в школе. Вещества и их превращения CD
  • Химия в школе. Соли. CD
  • Химия в школе. Атом и молекула. CD
  • Химия в школе. Кислоты и основания. CD

Средства обучения:

1.Печатные пособия.

  • Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
  • Таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.
  • Электрохимический ряд напряжений металлов.
  • Генетическая связь неорганических веществ

2.Информационно-коммуникационные средства

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
  • Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.
  • Виртуальная химическая лаборатория, 8 класс, CD
  • Просвещение. Химия. Методические советы учителям, 8 класс, CD
  • Химия, базовый курс, 8-9 класс, CD
  • Химия в школе. Вещества и их превращения CD
  • Химия в школе. Соли. CD
  • Химия в школе. Атом и молекула. CD
  • Химия в школе. Кислоты и основания. CD

3).Технические средства обучения:

  • компьютер мультимедийный
  • проектор мультимедийный
  • доска интерактивная mimio

4).Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1).Приборы, приспособления:

комплект посуды и принадлежностей  для проведения практических и лабораторных работ (штативы с пробирками, колбы, стаканчики, мерные цилиндры, фильтровальная бумага, спиртовки, стеклянные палочки, фарфоровые чашки, газоотводные трубки, лучины, лабораторные штативы, воронки, весы, индикаторы) соответствует Типовым перечням

2)Реактивы и материалы: комплект реактивов для базового уровня соответствует Типовым перечням

5).Натуральные объекты:

  • Коллекции:

«Продукты переработки  нефти», « каменный  уголь», «Продуктов переработки каменного угля», коллекции минералов,  «Алюминий», «Стекло», «Волокна», «Минералы и горные породы, «Чугун и сталь»»

     6. Модели

  • Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, железа, меди, поваренной соли, льда.
  • Справочно-информационный стенд, «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

Интернет ресурсы

  • ttp://kvaziplazmoid.narod.ru/praktika/ Интересные опыты по химии. 
    Методики проведения некоторых эффектных демонстрационных опытов.
  • http://www.alhimik.ru/ Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию. Включает методические рекомендации для учителей химии, справочники, биографии великих химиков, разделы "Веселая химия", "Химия на каждый день" и много другой интересной и полезной информации
  • http://www.chemistry.narod.ru/-  Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической системы элементов
  • http://dissociation.nm.ru/  - Комплект опорных схем-конспектов по темам: электролитическая диссоциация; кислоты, основания, амфотерные гидроксиды, соли как электролиты; реакции ионного обмена

В рабочую программу по 8 классу внесены некоторые изменения: произошло изменение часов в темах:

- сокращено количество часов в теме 5. « Практикум № 1. Простейшие операции с веществом» так как проведение лабораторных работ в темах № 1 – 3 позволяет сформировать у учащихся навыки работы с лабораторным оборудованием и веществами на достаточном уровне для объединения практических работ; возможно так же использование домашнего практического  эксперимента;

-уменьшено количество часов на изучение темы №  6. «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» до 16 часов;

  - увеличено  количество резервного времени с 2 часов до 5 часов.

Тематический план

п/п

Разделы, темы

Всего часов

Из них

Примечание

Практических

Контрольных

1.

Введение

5

-

-

2

Тема 1. Атомы химических элементов

10

-

1

3

Тема  2. Простые вещества

7

-

-

4

Тема  3. Соединения химических элементов

12

-

1

5

Тема  4. Изменения, происходящие с веществами

10

-

1

6

Тема 5. Практикум № 1. Простейшие операции с веществом

3

5

-

7

Тема  6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

16

1

8.

Тема 7. Практикум № 2. Свойства растворов электролитов

2

2

-

                  Резерв 5 часов

ИТОГО:

70

7

4

Содержание программы

Введение – 5ч

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращение веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI веке. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М.В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи:

  1.  Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.
  2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе и по его формуле.

Обучающиеся должны знать :

  1.  Химическую символику, знаки химических элементов, формы их существования, индексы, коэффициенты.
  2. Отличие химических реакций от физических явлений.
  3. Структуру периодической системы

Обучающиеся должны уметь:

  1. Называть: химические элементы.
  2. Определять: состав вещества по их формулам.
  3. Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием.
  4. Вычислять:  относительную атомную и молекулярную массы, массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Тема 1.  Атомы химических элементов – 10 ч.

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д.И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.  

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов – металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации:  Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Обучающиеся должны знать :

  1.  Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ.
  2.  Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество.
  3. Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Называть: химические элементы
  2. Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
  3. Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ.
  4. Определять: тип химической связи в соединениях.
  5. Составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

Тема 2.Простые вещества – 7ч.

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества – неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразный веществ. Кратные единицы количества вещества – маллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи:

  1.  Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
  2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации:

Получение озона.

Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора.

Некоторые металлы и неметаллы количеством 1 моль.

Модель молярного объема газообразных веществ.

Обучающиеся должны знать :

  1.  Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ.
  2. Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, моль, молярная масса, молярный объем.
  3. Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Называть: химические элементы.
  2. Объяснять: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
  3. Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ.
  4. Вычислять молярную массу  веществ по химическим формулам, производить расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Тема 3. Соединения химических элементов – 12ч.

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и т.д. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калий и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной  среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная, металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

 Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доля компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи:

  1.  Расчет массовой  и объемной долей компонентов смеси веществ.
  2. Вычисление массовой доли вещества  в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.
  3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации:

Образцы оксидов, кислот, оснований, солей.

Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).

Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты:

  1.  Знакомство с образцами веществ разных классов.
  2. Разделение смесей.

Обучающиеся должны знать :

  1.  Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ.
  2. Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем.
  3. Основные законы химии: закон постоянства состава, периодический закон.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Называть: соединения изученных классов;
  2. Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
  3. Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, стороением и свойствами веществ.
  4. Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях.
  5. Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
  6. Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  7. Распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей.
  8. Вычислять:
  • массовую  и объемную долю компонентов смеси веществ;
  • массовую долю вещества  в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.
  • массу растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной     массовой долей растворенного вещества.

Тема 4.  Изменения, происходящие с веществами – 10ч.

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие  об экзо – и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций ( по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения – электролиз воды. Реакция соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакция замещения – взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи:

1.Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

2. Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего долю примесей.

3. Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества. 

Демонстрации:

1.Плавление парафина;

2.Возгонка йода или бензойной кислоты;

3.Растворение перманганата калия;

4.Диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания.

5.Горение магния, фосфора;

6.Взаимодействие соляной кислоты с мрамором (мелом);

7.Получение гидроксида меди(II).

8.Растворение гидроксида меди в кислотах;

9.Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой;

10.Разложение перманганата калия;

11.Взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

12.Разложение пероксида водорода;

13.Электролиз воды.

Лабораторные опыты:

№3: Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

№4: Окисление меди в пламени спиртовки

№5: Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

№6: Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты

№7: Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Обучающиеся должны знать :

  1.  Химическую символику: уравнения химических реакций, формулы для вычисления массовой доли растворенного вещества.
  2. Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций.
  3. Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Обучающиеся должны уметь:

  1.  Называть: классы неорганических соединений, типы химических реакций.
  2. Объяснять: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
  3. Характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ.
  4. Определять: принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях.
  5. Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций.
  6. Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  7. Вычислять:
  • по химическим уравнениям массы, количество вещества, объем по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции;
  • по химическим уравнениям массу, количество вещества, объем продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего долю примесей.
  • по химическим уравнениям массу, количество вещества, объем продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Тема 5. Практикум № 1. Простейшие операции с веществом – 3 ч.

  1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
  2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.
  3. Анализ почвы и воды.
  4. Признаки химических реакций.
  5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 16ч.

Растворение как физико – химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакций обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и  их свойства в свете теории электролитической диссоциации.  Взаимодействие оснований с кислотами,  кислотными оксидами и солями.  Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями, солями.   Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов.  Генетическая связь между классами неорганических  веществ.

Окислительно – восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно – восстановительных  процессах.

Демонстрации:

  1. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
  2. Движение окрашенных ионов в электрическом поле.
  3. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.
  4. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди
  5. Горение магния
  6. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды

Лабораторные опыты:

№8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).

№9 Реакции, характерные для щелочей (гидроксидов натрия или калия).

№10  Получение и свойства нерастворимого основания (гидроксида меди (II)).

№11 Реакции, характерные для  растворов солей (хлорида меди (II)).

№12Реакции, характерные для  основных оксидов (оксида кальция)

№13Реакции, характерные для  кислотных оксидов (углекислого газа)

Обучающиеся должны знать :

  1. Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций.
  2. Важнейшие химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
  3. Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Обучающиеся должны уметь:

  1.  Называть: соединения изученных классов.
  2. Объяснять: сущность реакций ионного обмена.
  3. Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ.
  4. Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, возможность протекания реакций ионного обмена.
  5. Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций, окислительно – восстановительные реакции.
  6. Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием.
  7. Распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид - , сульфат -, карбонат – ионы.

Тема 7. Практикум № 2. Свойства растворов электролитов – 2ч.

6.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. Ионные реакции. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

7. Решение экспериментальных задач.


Календарно – тематическое планирование.

При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:

КР – контрольная работа, ПР – проверочная работа, УО – устный опрос; Т- тест, Д - демонстрационный эксперимент, ЛО – лабораторный опыт

№ п/п

Раздел программы

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Виды деятельности на уроке

Форма

контроля

Оборудование урока  (ЭСО, ТСО, эксперимент, наглядные пособия ит.п.)

Домашнее задание

План

Факт

Введение (5 ч).

1/1

Вводный инструктаж по ТБ. Предмет химии. Вещества.

Знать понятия: «химический элемент», «вещество», «атомы», «молекулы». Различать понятия: «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент»

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Д. Коллекции  изделий – тел изделий   из алюминия и стекла.  

Предисловие, § 1 (стр.5), упр.1.

03.09

2/2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.

1

Знать понятие: химическая реакция. Уметь отличать химические реакции от физических явлений.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Д. Горение магния. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. Помутнение «известковой воды»

§ 2, 3, упр.4, 5.

07.09

3/3

Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов.

1

Уметь называть химические элементы. Знать знаки первых 20 химических элементов, определять положение химического элемента в П.С., знать происхождение названий химических элементов

Составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению игровых дидактических заданий, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Д. Периодическая система химических элементов

§ 4, упр.4, выучить знаки 20 Х.Э.

10.09

4/4

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса.

1

Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Понимать и записывать химические формулы веществ. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам.

Составление опорного конспекта. индивидуальная, групповая  и фронтальная работа по выполнению расчетов по химическим формулам

Текущий УО, химический диктант

§ 5, упр.З, 4.

14.09

5/5

Что показывает химическая формула

1

Уметь определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам, производить простейшие расчеты по химической формуле.

Индивидуальная, групповая  и фронтальная работа по выполнению расчетов по химическим формулам

Текущий ПР

§ 5 (повторить), упр.8.

17.09

Тема 1. Атомы химических элементов (10 ч).

1/6

Основные сведения о строении атома.

1

Уметь объяснять физический смысл атомного номера.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений.

Текущий ПР

§ 6, упр.1, 5.

21.09

2/7

Изотопы как разновидности атомов химического элемента.

1

Знать определение понятия «химический элемент».

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений.

§7.

24.09

3/8

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов.

1

Уметь объяснять физический смысл атомного номера, номеров группы и периода, составлять схемы строения атомов 1-20 элементов.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений.

Текущий УО

Д. Модели атомов химических элементов

§ 8, упр.1,2.

28.09

4/9

Периодическая система химических элементов и строение атомов.

1

Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений.

Текущий УО

Д. Периодическая система химических элементов

§ 9 (стр.53-55), упр.1. Дать характеристику серы, исходя из её положения в периодической системе

30.09

5/ 10

Ионная связь.

1

Знать понятия «ионы», «химическая связь»; определять тип химической связи в соединениях.

Работа с текстом,  составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений.

Текущий ПР

§ 9 (стр.56-58), упр.2.

05.10

6/ 11

Ковалентная неполярная химическая связь.

1

Уметь определять тип химической связи в соединениях.

Работа с текстом, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений.

Текущий УО

§ 10, упр.2, 3.

08.10

7/ 12

Ковалентная полярная связь.

1

Уметь определять тип химической связи в соединениях.

Составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений.

Текущий Т

§11, упр. 2 .

12.10

8/ 13

Металлическая связь.

1

Уметь определять тип химической связи в соединениях.

Работа с текстом, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений.

Текущий УО

§ 12, упр.З.

15.10

9/ 14

Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов».

1

Знать основные сведения о строении атома, типы химических связей. Уметь составлять электронные формулы атомов, схемы химических связей.

Индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений.

Текущий

ПР

§4-12. Подготовиться к контрольной работе.

19.10

10/15

Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов».

1

Знать основные сведения о строении атома, типы химических связей. Уметь составлять электронные формулы атомов, схемы химических связей.

Тематический, промежуточный

КР

22.10

 Тема 2. Простые вещества (7 ч).

1/ 16

Простые вещества – металлы. Аллотропия

1

Уметь характеризовать химические элементы на основе положения в периодической системе и особенностей строения их атомов; объяснять связь между составом, строением и свойствами веществ.

Работа с текстом,  составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Д. Образцы типичных металлов.

Д. Образцы белого и серого олова

§13.

12.11

2/ 17

Простые вещества – неметаллы.

1

Уметь характеризовать химические элементы на основе положения в периодической системе и особенностей строения атомов.

Работа с текстом,  составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Д. Образцы типичных неметаллов. Получение и свойства белого и красного фосфора. Получение озона

§ 14, упр.З.

16.11

3/ 18

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

1

Знать понятия «моль», «молярная масса»; уметь вычислять количество вещества, массу по количеству вещества.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений.

Текущий УО, Т

Д. Химические соединения количеством вещества в 1 моль.

§ 15, упр.2.

19.11

4/ 19

Расчёты с использованием понятия «моль».

1

Знать понятия: «моль», «молярная масса»; уметь производить вычисления по формулам.

Индивидуальная и фронтальная работа по выполнению расчетов по химическим уравнениям

Текущий УО

§ 15, упр.2.

23.11

5/ 20

Молярный объём газообразных веществ.

1

Знать понятие «молярный объём»; уметь вычислять объём по количеству вещества.

Индивидуальная и фронтальная работа по выполнению расчетов по химическим формулам

Текущий УО

Д. Модель молярного объема газов.

§ 16, упр.5.

26.11

6/ 21

Упражнения в применении знаний. Решение задач.

1

Знать понятия: «моль», молярная масса», «молярный объём»; уметь производить вычислять по формулам.

Индивидуальная и фронтальная работа по выполнению расчетов по химическим формулам

Текущий ПР

Повторить §15- 16, упр.З на стр.82, упр.4 на стр.85.

30.11

7/ 22

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».

1

Знать классификацию веществ (металлы и неметаллы). Уметь решать задачи по формулам: количество вещества, молярная масса, молярный объём.

Индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений и расчетов по химическим формулам

Текущий Т

Повторить § 13-16.

03.12

Тема 3. Соединения химических элементов (12ч).

1/ 23

Степень окисления. Бинарные соединения.

1

Уметь определять степень окисления элемента в соединении, давать названия бинарные соединения.

Работа с текстом, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Образцы сульфидов, хлоридов, оксидов металлов

§17, упр.1, 2.

07.12

2/ 24

Оксиды. Летучие водородные соединения.

1

Уметь давать названия оксидам, определять состав вещества по их формулам, составлять формулы бинарных соединений по степеням окисления.

Защита проектов, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, выполнение презентаций.

Текущий УО, защита проектов

Д. Знакомство с образцами оксидов.

Л.О№ 1. Знакомство с образцами оксидов и летучих водородных соединений

§ 18, упр.4, 5.

10.12

3/ 25

Основания.

1

Уметь давать названия основаниям, определять состав вещества по их формулам, определять степень окисления; распознавать опытным путём растворы щелочей.

Защита проектов, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, выполнение презентаций.

Текущий УО, Т

Д. Образцы оснований.

Изменение окраски индикаторов

Л.О № 1. Знакомство с образцами оснований (твердых и в растворе)

§ 19, упр.4, 5.

14.12

4/ 26

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот.

1

Знать формулы кислот; называть кислоты, определять степень окисления элемента в соединении.

Защита проектов, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, выполнение презентаций.

Текущий УО, защита проектов

Д. Образцы кислот.

Л.О. № 1. Знакомство с образцами минеральных и органических кислот

§20, упр.1, 4. Выучить формулы кислот (таблица 5 стр.109).

17.12

5/ 27

Свойства кислот, способы получения кислот.

1

Распознавать опытным путём растворы кислот.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Д. Изменение окраски индикаторов

21.12

6/ 28

Соли как производные кислот и оснований.

1

Знать номенклатуру солей, уметь составлять формулы солей.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, выполнение лабораторного

Текущий УО

Д. Образцы солей кислородсодержащих и бескислородных кислот.  Кальцит и его разновидности

Л.О. № 1. Знакомство с образцами солей.

§ 21, упр.2, 3. Выучить названия солей (таблица 5 стр. 109).

24.12

7/ 29

Соли. Номенклатура солей.

1

Уметь определять принадлежность веществ к классу солей, давать названия солям.

Защита проектов, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, выполнение презентаций.

Текущий УО. Защита проектов

Д. Образцы солей кислородсодержащих и бескислородных кислот.  Кальцит и его разновидности

Л.О. № 1. Знакомство с образцами солей.

§ 21, упр.1, 4. Выучить названия солей (таблица 5 стр. 109).

28.12

8/ 30

Основные классы неорганических веществ.

1

Знать формулы кислот; называть соединения изученных классов; определять принадлежность вещества к определённому классу; составлять формулы веществ.

Текущий ПР, Т, защита проектов

14.01

9/ 31

Аморфные и кристаллические вещества.

1

Знать классификацию веществ. Использовать знания для критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Демонстрации. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Возгонка бензойной кислоты и нафталина

§22.

18.01

10/ 32

Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доля компонента смеси.

1

Использовать знания для критической оценки информации о веществах, используемые в быту.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, выполнение лабораторного

Текущий УО

Д. Образцв смесей. Способы разделения смесей в том числе с помощью делительной воронки

Дистилляция воды

Л.О. № 2 Разделение смесей.

§ 23, упр. 1-4.

21.01

11/33

Расчёты связанные с использованием понятия «массовая доля примесей».

1

Уметь вычислять массовую долю чистого вещества в смеси.

Индивидуальная и фронтальная работа по выполнению расчетов по химическим формулам

Текущий УО

§ 24, упр.2-4.

25.01

12/34

Контрольная работа № 2 по темам «Простые вещества» и «Соединения химических элементов».

1

Знать основные классы неорганических веществ. Уметь составлять формулы бинарных соединений по степени окисления, решать задачи на вычисление массовой доли растворённого вещества.

Тематический

КР

28.01

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (10 ч).

1/ 35

Физические явления в химии.

1

Знать понятие «физические явления» способы разделения смесей

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, выполнение лабораторного эксперимента

Текущий УО

Д. Коллекция нефти и продуктов ее переработки. Возгонка йода, плавление парафина, растворение перманганата калия, диффузия душистых веществ.
Л.О. № 3 Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

§25.

01.02

2/ 36

Химические реакции.

1

Знать понятия «химические реакции», «классификация химических реакций».

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, выполнение лабораторного

Текущий УО

Д. Горение магния и фосфора. Реакции, иллюстрирующие основные признаки химических реакций. Л.о. № 4.  Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой). Л.О. № 5 Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа

§ 26, вопр. 1-6.

04.02

3/ 37

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

1

Знать закон сохранения массы веществ. Уметь составлять уравнения химических реакций на основании закона сохранения массы веществ.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Демонстрация опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы веществ.

§ 27, упр.З, 4.

08.02

4/ 38

Расчёты по химическим уравнениям.

1

Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции.

Текущий ПР, Т

§ 28, упр.З, 4. § 28, упр.2, 5.

11.02

5/ 39

Реакции разложения.

1

Уметь отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения химических реакций данного типа.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Д. Разложение перманганата калия. Разложение пероксида водорода. Электролиз воды.

§ 29, упр. 2, 5.

15.02

6/ 40

Реакции соединения.

1

Уметь отличать реакции соединения  от других типов реакций, составлять уравнения химических реакций данного типа.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Д. Горение фосфора. Взаимодействие образовавшегося Р205 с водой.

§ 30, упр.1, 8.

18.02

7/ 41

Реакции замещения.

1

Уметь отличать реакции замещения. Знать условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов.  от других типов реакций, составлять уравнения химических реакций данного типа.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, выполнение лабораторного

Текущий УО

Д.  Взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Л.О.№ 7. Замещение меди в растворе хлорида меди железом.

§ 31, упр. 1, 2, 3.

22.02

8/ 42

Реакции обмена.

1

Уметь составлять уравнения реакций обмена, определять тип реакции, определять возможность протекания реакций ионного обмена.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, выполнение лабораторного

Текущий УО

Демонстрации. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора, взаимодействие иксида меди с серной кислотой.

Л.О. № 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

§ 32, упр. 3, 5.

25.02

9/ 43

Типы химических реакций на примере свойств воды.

1

Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип реакций, характеризовать химические свойства воды.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО, ПР

Д. Взаимодействие воды с углекислым газом и оксидом кальция. Взаимодействие воды с литием и натрием.

§ 33, упр. 3, 4.

01.03

10/44

Контрольная работа № 3 по теме «Изменения, происходящие с веществами».

1

Уметь определять принадлежность веществ к определённому классу соединений, составлять формулы веществ. Составлять уравнения химических реакций. Уметь определять тип химических реакций.

Тематический

КР

04.03

Тема 5. Практикум №1 «Простейшие операции с веществами» (3 ч).

1/ 45

Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».

Практическая работа №2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание» Инструктаж по ТБ.

 

1

Знать основные правила ТБ при работе в химическом кабинете. Уметь обращаться с химической посудой, лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Работа с текстом, описание химических реакций, наблюдаемые в ходе лабораторного эксперимента, оформление практической работы, наблюдение, составление уравнений реакций, делать выводы.

Практическая контрольная работа

Оборудование и реактивы, необходимые для выполнения практической работы № 1.

Карточки-инструкции по ТБ.

11.03

2/ 46

Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды». Практическая работа №4 «Признаки химических реакций» Инструктаж по ТБ

1

Знать основные правила ТБ при работе в химическом кабинете. Уметь обращаться с химической посудой, делать анализ почвы и воды.

Работа с текстом, описание химических реакций, наблюдаемые в ходе лабораторного эксперимента, оформление практической работы, наблюдение, составление уравнений реакций, делать выводы.

Практическая контрольная  работа

Оборудование и реактивы, необходимые для выполнения практической работы № 3.

Карточки-инструкции по ТБ.

15.03

3/ 47

Практическая работа №5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе» Инструктаж по ТБ.

1

Знать правила ТБ при работе в химическом кабинете. Уметь обращаться с химической посудой и оборудованием.

Работа с текстом, описание химических реакций, наблюдаемые в ходе лабораторного эксперимента, оформление практической работы, наблюдение, составление уравнений реакций, делать выводы.

Практическая контрольная работа

Оборудование и реактивы, необходимые для выполнения практической работы № 5.

Карточки-инструкции по ТБ.

18.03

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (16 ч).

1/ 48

Растворение. Растворимость веществ.

1

Знать определение понятия растворы, условия растворения веществ в воде. Уметь пользоваться таблицей растворимости.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Д. Растворение веществ в различных растворителях.

§ 34, упр.3-6.

22.03

2/ 49

Основные положения теории электролитической диссоциации.

1

Знать определение понятия «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация»,  «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.

§ 35, §36 вопр.2-5.

01.04

3/ 50

Ионные уравнения реакций.

1

Уметь составлять уравнения реакций.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Демонстрации. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария, карбоната натрия и соляной кислоты.

§ 37, упр. 3,4.

04.04

4/ 51

Реакции ионного обмена, условия протекания реакций ионного обмена.

1

Уметь определять возможность протекания реакций ионного обмена, объяснять сущность реакций ионного обмена.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий ПР

Демонстрации. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария, карбоната натрия и соляной кислоты.

§ 37, упр.5.

08.04

5/ 52

Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства.

1

Знать формулы кислот, уметь называть кислоты, характеризовать химические свойства кислот.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Д. Знакомство с образцами кислот.

§ 38, упр. 2, 3.

12.04

6/ 53

Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.

1

Характеризовать химические свойства кислот, составлять уравнения химических реакций распознавать опытным путём растворы кислот.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, выполнение лабораторного

Текущий УО

Д. взаимодействие цинка и других металлов с растворами кислот

Л.О. № 8 Реакции, характерные для растворов кислот.

§ 38, упр. 4, 5.

15.04

7/ 54

Основания в свете ТЭД, их классификация, свойства.

1

Уметь называть основания, характеризовать химические свойства оснований, составлять уравнения химических реакций.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, выполнение лабораторного

Текущий ПР

Д. Знакомство с образцами оснований.

Л.О.№ 10. Получение и свойства нерастворимого основания

§ 39, упр.1, 2.

19.04

8/ 55

Свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации.

1

Уметь составлять уравнения реакций, распознавать опытным путём растворы щелочей.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, выполнение лабораторного

Текущий УО

Л.О.  № 9. Реакции, характерные для растворов щелочей.

§ 39, упр.З, 4.

22.04

9/ 56

Оксиды, их классификация, свойства.

1

Уметь называть оксиды, составлять формулы, уравнения реакций.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, выполнение лабораторного

Текущий УО

Л.О. № 12. Реакции, характерные для основных оксидов на примере оксида кальция.

§ 40, упр. 2, 5.

26.04

10/57

Химические свойства оксидов в свете ТЭД

1

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства оксидов с позиции ТЭД

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, выполнение лабораторного

Текущий УО

Л.О.№ 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов на примере углекислого газа.

§ 40, упр. 1, 3, 4.

29.04

11/58

Соли в свете ТЭД, их свойства.

1

Уметь называть соли, характеризовать химические свойства солей.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий ПР

Д. Образцы солей .

§41, упр. 2,3.

03.05

12/59

Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации.

1

Определять возможность протекания реакций ионного обмена, характеризующих химические свойства солей.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Д. Взаимодействие цинка с раствором хлорида меди (+2), взаимодействие растворов солей с растворами кислот, щелочей и солей.

§41, упр. 4.

06.05

13/60

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

1

Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризовать строение и свойства изученных неорганических соединений.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Д. осуществление переходов в ряду металла и неметалла (на примере фосфора и кальция)

§ 42, упр.З, 4.

10.05

14/61

Окислительно-восстановительные реакции.

1

Знать понятия «окислитель», восстановитель», «окисление» и «восстановление; уметь определять степень окисления элемента в соединении.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Д.  Взаимодействие хлорной и сероводородной воды и других ОВР.

§ 43, упр. 7.

13.05

15/62

Свойства изученных классов веществ в свете ОВР.

1

Знать химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно – восстановительных реакциях. Уметь составлять уравнения химических реакций в ионном виде.

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента

Текущий УО

Д. Примеры реакций различных типов.

§43

17.05

16/63

Контрольная работа №5 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

1

Знать химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно – восстановительных реакциях. Уметь составлять уравнения химических реакций в ионном виде.

Тематический.

КР

Повт. § 34-43.

20.05

Тема 7. Практикум №2 «Свойства растворов электролитов» (2 ч).

1/ 64

Практическая работа № 6 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца» Инструктаж по ТБ.

1

Знать основные правила ТБ при работе в химическом кабинете. Уметь обращаться с химической посудой и по условиям определять между какими растворами электролитов идут реакции до конца, составлять уравнения реакций.

Работа с текстом, описание химических реакций, наблюдаемые в ходе лабораторного эксперимента, оформление практической работы, наблюдение, составление уравнений реакций, делать выводы.

Практическая контрольная работа

Оборудование и реактивы, необходимые для выполнения практической работы № 6.

Карточки-инструкции по ТБ.

24.05

2/ 65

Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач» Инструктаж по ТБ.

1

Знать основные правила ТБ при работе в химическом кабинете, свойства кислот, оснований, солей и оксидов. Уметь обращаться с химической посудой, составлять уравнения реакций.

Работа с текстом, описание химических реакций, наблюдаемые в ходе лабораторного эксперимента, оформление практической работы, наблюдение, составление уравнений реакций, делать выводы.

Практическая контрольная работа

Оборудование и реактивы, необходимые для выполнения практической работы № 7.

Карточки-инструкции по ТБ.

27.05

Резерв 5 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...