Рабочая программа по химии 11 класс
календарно-тематическое планирование (химия, 11 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass.docx | 79.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2008).
Федеральный базовый учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения химии на базовом уровне в 11 классе, из расчета 1 учебный час в неделю. Из школьного компонента добавлен 1 час в неделю, то есть 35 часов за год. Таким образом на изучение химии в 11 классе отводится 70 часов в год, что соответствует 2 часам в неделю.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю: итого 70 часов.
Из них:
Плановых контрольных работ – 4
Практических работ – 2
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Основное содержание курса химии 11 класса составляют современные представления о строении веществ и химическом процессе; обобщение о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.
Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал химии, изученный в 8–9, 10 классах, поэтому некоторые темы курса химии рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне.
Реализация принципа развивающего обучения достигается изучением основ теоретического содержания органической химии с последующим переходом к их использованию на конкретном фактологическом материале, где теоретические знания играют объясняющую и прогнозирующую роль.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Критерии и норы оценки знаний обучающихся:
- Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
- Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
- При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
- нет ошибок — оценка «5»;
- одна ошибка - оценка «4»;
- две ошибки — оценка «З»;
- три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
- 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
- 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
- 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
- меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
- соблюдение требований к его оформлению;
- необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
- умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
- способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения химии ученик должен:
Знать /понимать |
|
Уметь |
|
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
|
Общие учебные умения и навыки
В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность
Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
При изучении предмета химия целесообразно использование следующих технологий:
Лекционно-семинарская система обучения;
Лекционно-семинарская система обучения имеет следующие функции:
Информационную, выражающуюся в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, подлежащих усвоению учащимися;
Мировоззренческую, содержащую решение задачи связанной с формированием мировоззрения учащихся. И дело не только в том, что учитель умело раскрывает логику развития науки и решение ее проблем, но и в том, что он управляет мышлением учащихся, вызывая их активность и сложные процессы предвосхищения возможных исходов тех или иных событий, процессов, явлений, результатов эксперимента и т. д. Особое место здесь занимает раскрытие методологии науки.
Технология формирования умений
В основе - теория поэтапного формирования умственных действий с заранее намеченными свойствами.
Технология способствует:
• быстрому и безошибочному освоению действий по заданному алгоритму;
• формированию навыка применения знаний в типовых условиях;
• развитию умения применять знания в практической деятельности в условиях переноса.
Технология взаимообучения
Технология способствует:
• развитию умения самостоятельно работать с источником информации (книгой, статьей, учебником и т.д.);
• самостоятельному усвоению знаний, умений и навыков;
• углублению понимания учебного материала, взаимной коррекции ошибок в процессе диалога;
• активному закреплению знаний посредством их многократного повторения;
• активизации деятельности учащихся;
• формированию межличностных отношений, ответственности за результаты деятельности;
• развитию коммуникативных и дидактических способностей учащихся.
Технология беседы
Беседа способствует:
• активному освоению новых знаний;
• расширению, углублению имеющихся знаний, осмыслению жизненного опыта;
• контролю и корректировке знаний;
• обобщению и систематизации знаний;
• повышению внимания школьников, созданию атмосферы всеобщей заинтересованности;
• активизации мышления (в процессе беседы мыслительная деятельность как бы выводится «наружу»)
• развитию коммуникативных, познавательных и творческих способностей учащихся;
• обучению коллективному поиску истины, воспитанию взаимопомощи, формированию общественного мнения;
• развитию ценностного отношения к предмету беседы.
Вводная беседа — проводится перед началом учебной работы с целью выяснения понимания учащимися сути и значения предстоящей работы, их представления о последовательности действий: перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, перед самостоятельным изучением нового материала;
Закрепляющая (синтезирующую) беседа — используется для обобщения и систематизации имеющихся у школьников знаний;
Контрольно-корректировочная беседа — применяется для диагностики уровня знаний, а также в случае, когда необходимо уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания;
Сократическая беседа — допускает сомнения и возражения, выраженные в мягкой, почтительной форме;
Эвристическая беседа - с помощью специально подобранных и выстроенных в логической последовательности вопросов учитель подводит учащихся к «открытию» субъективно новых знаний
Технология проектно-исследовательской деятельности
Цель проектно-исследовательской деятельности – формирование УУД; развитие творчества и исследовательских навыков учащихся, получение продукта деятельности учащихся, формирование прочных и эффективных знаний
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могу быть следующими:
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных, урок—защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка, анализ его результатов;
• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
ИКТ – технологии
Одна из основных целей – способствовать тому, чтобы во всех странах, развитых, и развивающихся, был обеспечен доступ к самым совершенным образовательным ресурсам. Это позволит готовить во всем мире молодых людей, которые будут в состоянии полностью проявить себя в современном мире и внести свой вклад в формирование «общества глобальной компетентности» в своей стране.
Особое значение приобретают:
способность к критическому мышлению;
универсальные (широкие) знания;
ключевые компетентности в области ИКТ;
способность принимать решения;
умение управлять динамичными ситуациями;
умение работать в команде;
навыки плодотворного общения
Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Технология ИНТЕГРАТОР
В системе интегрированных уроков с использованием знаний из областей разных наук обнаруживаются интеллектуальные мосты, связывающие различные дисциплины, каждая из которых опирается на свой собственный понятийный аппарат. Эти понятия называются интеграторами, через них появилась возможность осуществлять перевод знания с языка одной дисциплины на другие научные языки, что и обеспечивает освоение целостности картины мира.
Процесс формирования понятий-интеграторов обладает неиссякаемым культуротворческим потенциалом на всех стадиях обучения, так как он создает возможности для систематической переработки нового материала, требующего преодоления монодисциплинарного освоения мира. Это позволяет повышать интеллектуальную культуру школьников, создавать условия для личностно-ориентированного и развивающего обучения, формировать методологические подходы к интегративному, междисциплинарному освоению знаний и целостному восприятию мира.
Использование понятий-интеграторов превращает науку и образование в открытую терминологическую систему, объединяющую различные дисциплины.
Содержание программы
Тема 1
Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (6 ч)
О с н о в н ы е с в е д е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
П е р и о д и ч е с к и й з а к о н Д. И. М е н д е л е е в а в с в е т е у ч е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
Тема 2
Строение вещества (26 ч)
И о н н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
К о в а л е н т н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
М е т а л л и ч е с к а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
В о д о р о д н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
П о л и м е р ы. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Г а з о о б р а з н о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Ж и д к о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.
Т в е р д о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Д и с п е р с н ы е с и с т е м ы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.
С о с т а в в е щ е с т в а и с м е с е й. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 3
Химические реакции (15 ч)
Р е а к ц и и, и д у щ и е б е з и з м е н е н и я с о с т а в а в е щ е с т в. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
Изомеры и изомерия.
Р е а к ц и и, и д у щ и е с и з м е н е н и е м с о с т а в а в е щ е с т в. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических
реакций.
С к о р о с т ь х и м и ч е с к о й р е а к ц и и.
Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
О б р а т и м о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Р о л ь в о д ы в х и м и ч е с к о й р е а к ц и и. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды; взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Г и д р о л и з о р г а н и ч е с к и х и н е о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и т е л ь н ы е р е а к ц и и. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Э л е к т р о л и з. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.
Тема 4
Вещества и их свойства (9/18 ч)
М е т а л л ы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Н е м е т а л л ы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
К и с л о т ы н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
О с н о в а н и я н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
С о л и. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь м е ж д у к л а с с а м и н е о р г а н и ч е с к и х и о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
1. Габриелян О.С. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:Дрофа, 2009, 2010.
а также методических пособий для учителя:
1. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Химия. 10 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008.
2. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 10 кл. К учебнику О. С. Габриеляна
«Химия. 10 класс. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2007.
3. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие.
М.: Дрофа 2008 г.
4. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 11 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень». М.: Дрофа 2008
Дополнительная учебная литература для учащихся:
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии. - М.: ООО «Издательство Новая Волна»: Издатель Умеренков, 2002.
- Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы // четвертое издание - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.
Средства обучения
1. Печатные пособия
Таблицы:
- Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов»,
- Серия таблиц по неорганической химии
- Серия таблиц по органической химии
Информационно-комуникативные средства:
- Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) химии.
- Электронная библиотека по химии.
MULTIMEDIA - поддержка предмета:
- Открытая химия 2.0 ООО Физикон, 2001. Автор курса - проф. МФТИ, академик РАЕН В.В.Зеленцов.
- Единый государственный экзамен Химия. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0 «Интерактивная линия», 2005.Просвещение - МЕДИА.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 11-11 классы. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий », 2004.
- Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. - М.: ЗАО Просвещение-Медиа, 2005.
2. Технические средства обучения
- Интерактивная доска.
- Компьютер мультимедийный.
- Мультимедийный проектор.
- Документ-камера
3 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование соответствует Типовым перечням для общеобразовательных учреждений
Приборы, приспособления:
- Нагревательные приборы (спиртовка).
- Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21.
- Штатив металлический ШЛБ.
- Приборы для получения газов.
Реактивы и материалы: комплект реактивов для базового уровня соответствует Типовым перечням для общеобразовательных учреждений
Модели
- Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, железа, меди, поваренной соли, льда.
- Справочно-информационный стенд, «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».
Натуральные объекты, коллекции
Набор химических элементов для составления шаростержневых моделей, коллекции минералов, коллекции «Алюминий», «Стекло», «Волокна», «Полимеры», «Каменный уголь», «Нефть и продукты ее переработки»
Психолого – педагогическая характеристика 11а класса.
Рабочая программа составлена с учетом специфики классного коллектива и индивидуальных особенностей учащихся.
В классе имеется группа обучающихся, выбравших предмет химии для сдачи ЕГЭ и отличается желанием и возможностью изучать науку на более высоком уровне. Вследствие этого в программу включен материал повышенного уровня сложности из дополнительной литературы. Небольшая группа детей не столь активна, с трудом вовлекается в учебную деятельность из – за слабого уровня подготовленности и недостаточно серьезной подготовки к уроку. Такие учащиеся легче всего включаются в работу, связанную с выполнением творческих и проектно-исследовательских заданий, направленных на повышение интереса к предмету, формирование естественнонаучной компетентности. Частые смены различных видов учебной деятельности, использование нетрадиционных форм организации процесса обучения, применение лабораторного и демонстрационного эксперимента способствуют включению детей в работу.
Некоторые учащиеся отличаются слабой организованностью, иногда приходят на урок с невыполненным домашним заданием, не охотно переключаются с одного вида деятельности на другой, что вносит определенные трудности в процесс обучения и требует особого внимания при разработке специфических заданий, направленных на повышение интереса к предмету таких учеников.
В целом, учащиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, мышления, воображения, темпа деятельности и уровня работоспособности, что обуславливает необходимость использования в учебном процессе разнообразных форм и методов работы.
Тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Всего часов | Из них | Примечание | |
Практических | Контрольных | ||||
1. | Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева | 6 | - | 1 | |
2. | Тема 2. Строение вещества | 26 | 1 | 1 | |
3. | Химические реакции | 15 | - | 1 | |
4. | Вещества и их свойства | 18 | - | 1 | |
5. | Резерв | 8 | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 68 | 2 | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел программы Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды деятельности на уроке | Форма контроля | Оборудование урока (ЭСО, ТСО, эксперимент, наглядные пособия ит.п.) | Домашнее задание | План | Факт |
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева (6 часов) | |||||||||
1/ 1 | Вводный инструктаж по ТБ. Атом - сложная частица. | 1 | Знать современные представления о строении атомов. Знать важнейшие химические понятия: «химический элемент», «изотопы». Уметь определять состав и строение атома элемента по положению в ПС. | Работа с текстом, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений. | Текущий, УО | Периодическая система элементов (ПСХЭ). | §1. Упр. 1 - 4. | 02.09 | |
2/ 2 | Состояние электронов в атоме. Электронные конфигурации атомов химических элементов. | 1 | Знать сущность понятий «электронная орбиталь» и «электронное облако», формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона, основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами. Уметь составлять электронные формулы атомов. | Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений. | Текущий, УО | Слайд-лекция «Строение атома. АМУ (атомномолекулярное учение)», проектор, ноутбук. | § 1, упр. 5 - 8 | 05.09 | |
3/ 3 | Валентные возможности атомов химических элементов. | 1 | Знать понятия «валентность» и «степень окисления», уметь сравнивать эти понятия. Уметь определять валентные возможности атомов на основании их строения. | Работа с текстом, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений. | Текущий, УО | §1,конспект | 09.09 | ||
4/ 4 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | 1 | Знать смысл и значение периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины. Уметь давать характеристику элемента на основании его расположения в ПС. | Работа с текстом, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений. | Текущий, УО | Л.О.№ 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек Д. Различные формы ПСХЭ, портрет Менделеева Д.И. Видеофильм «Великий закон». | §2, упр. 3, 5, 7 | 12.09 | |
5/ 5 | Периодический закон и строение атома. | 1 | Знать физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы. положение водорода, лантаноидов и актиноидов. Уметь давать характеристику элемента на основании его расположения в ПС. | Работа с текстом, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений. | Текущий, УО | ПСХЭ, Презентация учебного проекта «Имени Менделеева». | § 1. 2 | 16.09 | |
6/ 6 | Контрольная работа №1 по теме «Строение атома». | 1 | Знать понятия «вещество», «хим. элемент», «атом», «молекула», «относительная атомная и относительная молекулярная масса», «изотоп». Уметь давать характеристику хим. элемента по его положению в ПС Менделеева. | Тематический. Контрольная работа № 1. | Дидактический материал К.Р. № 1 | 19.09 | |||
Тема 2. Строение вещества (26 часов). | |||||||||
1/ 7 | Ионная связь. | 1 | Знать классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них. Уметь характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип крист, решетки. | Работа с текстом, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений. | Текущий, УО | Слайд-лекция «Химическая связь», проектор, ноутбук, ПСХЭ. 2.Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой | §3, упр.3 - 5 | 23.09 | |
2/ 8 | Ковалентная связь | 1 | Знать классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них. Уметь характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип крист, решетки. | Составление опорного конспекта урока, выполнение упражнений | Текущий, УО | Слайд-лекция «Химическая связь», проектор, ноутбук, ПСХЭ. | § 3, упр. 7 - 9 | 26.09 | |
3/ 9 | Свойства ковалентной химической связи. | 1 | Уметь характеризовать свойства вещества по типу его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип крист, решеки. Уметь определять геометрию молекулы по характеристикам хим. связей. | Составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений. | Текущий, УО | Слайд-лекция «Химическая связь», проектор, ноутбук, ПСХЭ. | §2, 3 | 30.09 | |
4/ 10 | Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул. | 1 | Знать геометрию молекул важнейших соединений: воды, аммиака, алканов, алкенов, алкинов и др. и объяснять причины особенностей строения. | Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, выполнение и анализ лабораторного эксперимента | Текущий, УО | Л. Изготовление моделей молекул воды, аммиака, метана и др. | §2, 3, конспект | 03.10 | |
5/ 11 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. | 1 | Знать закон постоянства состава вещества. Уметь производить расчеты по химическим формулам с применением понятия «массовая доля элемента в веществе» | Работа с текстом, составление опорного конспекта урока | Текущий, УО | §12, упр. 1 - 5 | 07.10 | ||
6/ 12 | Решение задач по теме «Массовая доля элемента в веществе». | Знать закон постоянства состава вещества. Уметь производить расчеты по химическим формулам с применением понятия «массовая доля элемента в веществе» | Работа с текстом, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по решению задач | Текущий, УО | §12 | 10.10 | |||
7/ 13 | Металлическая и водородная связь | 1 | Знать особенности строения металлов, межмолекулярную и внутримолекулярную водородную связь. | Работа с текстом, составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений. | Текущий, УО | Д. 1. Образцы металлов 2. Образцы сплавов 3.Модель молекулы ДНК | §5, 6 | 14.10 | |
8/ 14 | Типы кристаллических решёток. | 1 | Знать классификацию типов химической связи и кристаллических решеток и характеристики каждого из них. Уметь характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решётки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип кристаллической решётки. | Работа с текстом, составление опорного конспекта урока, выполнение и анализ лабораторного эксперимента | Текущий, УО | Д. Модель кристаллической решетки сухого льда, алмаза, графита Л. О. № 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств | §5 , упр. 2 - 5 | 17.10 | |
9/ 15 | Единая природа химической связи. | 1 | Знать классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них. Уметь характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип крист, решетки. | Работа с текстом, составление опорного конспекта урока, выполнение и анализ лабораторного эксперимента | Текущий, УО | Д. Модель кристаллической решетки сухого льда, алмаза, графита Л. О. № 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств | § 3 - 5 | 21.10 | |
10/ 16 | Полимеры – высокомолекулярные соединения. | 1 | Знать основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Знать основные способы получения полимеров. | Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента | Текущий, УО | Д. 1. Образцы пластмасс и изделий из них. 2. Образцы волокон и изделий из них. 3. Образцы неорганических полимеров | §7, упр. 1 - 4 | 24.10 | |
11/17 | Обзор важнейших полимеров. | 1 | Знать наиболее широко распространённые полимеры, их свойства и практическое применение. | Работа с текстом, составление опорного конспекта урока, выполнение и анализ лабораторного эксперимента | Текущий, УО | Л.О. № 3. Ознакомление с коллекцией полимеров и описание их свойств | §7, упр. 6 | 28.10 | |
12/ 18 | Газообразное состояние вещества | 1 | Знать свойства газообразного состояние вещества, их значение в природе и жизни человека. | Работа с текстом, составление опорного конспекта урока, выполнение расчетов по химическим уравнениям | Текущий, УО | Д. Модель молярного объема газов | § 8, упр. 1, 7 - 9 | 31.10 | |
13/ 19 | Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов». Инструктаж по ТБ. | 1 | Знать основные правила ТБ. Знать основные способы получения и собирания газов в лаборатории. | Работа с текстом, описание химических реакций, наблюдаемые в ходе эксперимента, оформление практической работы, наблюдение, составление уравнений реакций, делать выводы. | Тематический, контрольная практическая работа № 2 | Оборудование и реактивы, необходимые для выполнения практической работы № 1. Карточки-инструкции по ТБ. Карточки-инструкции по выполнению П.Р. № 1 | 11.11 | ||
14/20 | Твёрдое состояние вещества. Аморфные и кристаллические вещества | 1 | Знать свойства твёрдого состояния веществ, их значение в природе и жизни человека, состав вещества и смесей. Уметь производить расчеты с применением понятия «Массовая доля компонента смеси» | Работа с текстом, составление опорного конспекта урока | Текущий, УО | §10, упр. 1 - 4 | 14.11 | ||
15/21 | Состав вещества и смесей | 1 | Знать свойства твёрдого состояния веществ, их значение в природе и жизни человека, состав вещества и смесей. Уметь производить расчеты с применением понятия «Массовая доля компонента смеси» | Составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений. | Текущий, УО | § 7 | 18.11 | ||
16/22 | Понятие о дисперсных системах, их классификация. | 1 | Знать определение и классификацию дисперсных систем, понятия «истинные» и «коллоидные» растворы. | Работа с текстом, составление презентаций, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента | Текущий, УО | Д. Эффект Тиндаля. Слайд-лекция «Растворы», проектор, ноутбук. Образцы золей, гелей, истинных растворов. | § 11, упр. 1 - 8 | 21.11 | |
17/23 | Характеристика грубодисперсных и тонкодисперсных систем. | 1 | Знать определение и классификацию дисперсных систем, понятия «истинные» и «коллоидные» растворы, грубодисперсные и тонкодисперсные системы. | Работа с текстом, составление презентаций, выполнение исследований, выполнение и анализ лабораторного эксперимента | Текущий, УО | Презентация проекта «Дисперсные системы» Л.О. № 6. Ознакомление с дисперсными системами | § 11 | 25.11 | |
18/24 | Жидкое состояние вещества | 1 | Знать свойства жидкого состояния веществ, их значение в природе и жизни человека, состав вещества растворов. | Работа с текстом, составление опорного конспекта урока, выполнение и анализ лабораторного эксперимента | Текущий, УО | Л.О. № 5. Ознакомление с минеральными водами. | §9, упр. 1,, 2 | 28.11 | |
19/25 | Растворы. Способы выражения концентрации растворов | 1 | Знать классификацию растворов, свойства их, значение в природе и жизни человека. | Индивидуальная и фронтальная работа по решению расчетных задач, выполнение и анализ лабораторного эксперимента | Текущий, УО | Л.О. № 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. | §9 | 02.12 | |
20/26 | Решение задач по теме «Растворы». | Знать алгоритм приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве, уметь проводить соответствующие расчёты. | Индивидуальная и фронтальная работа по решению расчетных задач | Текущий, УО. Проверочная работа | §9, упр. 6 - 8 | 05.12 | |||
21/27 | Основные положения теории строения химических соединений А.М.Бутлерова. Виды изомерии. | Знать основные положения ТХС Бутлерова, важнейшие понятия: «изомерия», «гомологический ряд»; уметь составлять структурные формулы изомеров и гомологов. Уметь определять индукционный и мезомерный эффекты. | Составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений. | Текущий, УО | Слайд-лекция «Теория Бутлерова», проектор, ноутбук. | Конспект | 09.12 | ||
22/28 | Основные направления развития теории строения органических веществ. | Знать основные положения ТХС Бутлерова. Уметь составлять структурные формулы изомеров и гомологов. | Составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений. | Текущий, УО | Презентация «ТХС» | Конспект | 12.12 | ||
23/29 | Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. | Уметь сравнивать две ведущие теории химии. | Составление опорного конспекта урока, индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений. | Текущий, УО, проверочная работа | Конспект | 16.12 | |||
24/30 | Решение задач и выполнение упражнений. | Уметь применять теоретические знания при решении задач и упражнений. | Индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений. | Текущий, УО | §3 - 12 | 19.12 | |||
25/31 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества». | Знать понятия: «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула», «электроотрицательность», «валентность», «степень окисления», «вещества молекулярного и немолекулярного строения», углеродный скелет», «функциональная группа», «изомерия», «гомология». Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи. | Индивидуальная и фронтальная работа по выполнению упражнений. | Текущий, УО | §3 - 12 | 23.12 | |||
26/32 | Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества». | Знать понятия: «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула», «электроотрицательность», «валентность», «степень окисления», «вещества молекулярного и немолекулярного строения», углеродный скелет», «функциональная группа», «изомерия», «гомология». Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи. | Тематический, К.Р. № 2 | Дидактический материал К.Р. № 2 | 26.12 | ||||
Тема 3. Химические реакции (15 ч). | |||||||||
1/ 33 | Классификация химических реакций. Реакции идущие без изменения состава веществ. | 1 | Знать, какие процессы называются химическими реакциями, в чём их суть. Уметь устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента | Текущий, УО | Слайд-лекция «Типы химических реакций», проектор, ноутбук. Д. 1. Превращение красного фосфора в белый 2. Озонатор 3. Модели молекул бутана и изобутана | § 13, упр. 1, 2, 5 | 13.01 | |
2/ 34 | Реакции, идущие с изменением состава веществ. | 1 | Знать, какие процессы называются химическими реакциями, в чём их суть. Уметь устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента, выполнение лабораторного эксперимента | Текущий, УО | Слайд-лекция «Типы химических реакций», проектор, ноутбук. Л.О. № 7. Реакция замещения железом меди в растворе медного купороса Д. Простейших реакций различных типов | § 14, упр. 1 - 4 | 16.01 | |
3/ 35 | Тепловой эффект химической реакции. | 1 | Знать понятия: «теплота образования вещества», «тепловой эффект реакции». Уметь составлять термохимические уравнения и производить элементарные расчёты 23.01по ним. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента, выполнение расчетов по ТХУ | Текущий, УО, проверочная работа | Видеофрагмент «Тепловой эффект химической реакции». Д.Простейших экзо- и эндотермических реакций | § 13, 14 | 20.01 | |
4/ 36 | Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. | 1 | Знать понятие «скорость химической реакции», факторы влияющие на скорость реакций. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента, выполнение упражнений | Текущий, УО | Слайд-лекция «Скорость хим. реакций», проектор, ноутбук. Д. 1. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. 2. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ 3. Модель кипящего слоя | § 15, упр. 1, 3, 6, 7 | 23.01 | |
5/ 37 | Катализ. | 1 | Знать понятие «катализ», «катализатор», примеры важнейших каталитических реакций | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента, выполнение лабораторного эксперимента | Текущий, УО, проверочная работа | Л.О. № 9. Получение кислорода разложение пероксида водородаи каталазы сырого картофеля. Д. 1. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора и каталазы сырого мяса и картофеля | § 15, упр. 2, 5 | 27.01 | |
6/ 38 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. | 1 | Знать классификацию химических реакций (обратимые и необратимые), понятие «химическое равновесие» и условия его смещения. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента, выполнение лабораторного опыта и упражнений | Текущий, УО | Л.О. № 8. Реакции, идущие с выделением осадка, газа и воды Д. примеры необратимых реакций, идущих с выделением осадка, газа и воды | §16, упр. 1 - 6 | 30.01 | |
7/ 39 | Решение задач и упражнений. | 1 | Уметь вычислять тепловой эффект химической реакции, определять смещение равновесия химической реакции от различных факторов. | Индивидуальное и фронтальное выполнение упражнений и расчетов по ТХУ | Текущий, УО, проверочная работа | § 13 - 16 | 03.02 | ||
8/ 40 | Истинные растворы. Теория электролитической диссоциации. | 1 | Знать понятия «электролиты» и «неэлектролиты», примеры сильных и слабых электролитов. Знать сущность механизма диссоциации, основные положения ТЭД. Уметь определять характер среды раствора неорганических соединений. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента | Текущий, УО | Д. 1. Образцы кристаллогидратов 2. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации 3. Зависимость степени ЭД уксусной кислоты от разбавления раствора | § 17 | 06.02 | |
9/ 41 | Роль воды в химических реакциях | 1 | Знать понятие «гидролиз», химические свойства воды. Уметь составлять уравнения реакций гидратации органических соединений. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента, выполнение упражнений | Текущий, УО, проверочная работа | Д. 1. Взаимодействие лития и натрия с водой 2. Получение оксида фосфора (+5) и растворение его в воде, испытание раствора лакмусом | § 17, упр. 1, 5 - 8 | 10.02 | |
10/42 | Гидролиз в неорганической и органической химии. | 1 | Знать типы гидролиза солей и органических соединений. Уметь составлять уравнения гидролиза солей (1ступень), определять характер среды. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента, выполнение лабораторного эксперимента | Текущий, УО | Л.О. № 11. Различные случаи гидролиза солей Д. 1. Гидролиз карбида кальция 2. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитрата цинка. 3. Получение мыла | §18, упр. 1, 3 -5 | 13.02 | |
11/ 43 | Окислительно – восстановительные реакции. | 1 | Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление», отличия ОВР от реакций ионного обмена. Уметь составлять уравнения ОВР методом электронного баланса. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента | Текущий, УО, проверочная работа | Д. Простейшие окислительно-восстановительные реакции | § 19 | 17.02 | |
12/44 | Составление окислительно – восстановительных реакций. | 1 | Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление», отличия ОВР от реакций ионного обмена. Уметь составлять уравнения ОВР методом электронного баланса | Выполнение, наблюдение и анализ лабораторного эксперимента, выполнение упражнений по составлению ОВР | Текущий, УО | Л.О. № 10 Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком | § 19 до электролиза, упр.1 - 4 | 20.02 | |
13/45 | Электролиз расплавов и растворов. | 1 | Знать понятие «электролиз». Уметь составлять схемы электролиза для расплавов и растворов. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента | Текущий, УО, проверочная работа | Д. Модель электролизера, электролизной ванны для получения алюминия | § 19 до конца, упр. 5 - 8 | 24.02 | |
14/46 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции». | 1 | Знать классификацию химических реакций, ТЭД, ионные реакции, ОВР, скорость реакций и факторы, на неё влияющие, химическое равновесие и условия его смещения. | Индивидуальное и фронтальное выполнение упражнений по обобщению учебного материала | Текущий, УО | Повторить § 13 - 19 | 27.02 | ||
15/47 | Контрольная работа №3 по теме «Химические реакции». | 1 | Знать классификацию химических реакций, ТЭД, ионные реакции, ОВР, скорость реакций и факторы, на неё влияющие, химическое равновесие и условия его смещения. | Тематический. Контрольная работа № 3. | Дидактический материал К.Р. № 3 | 03.03 | |||
Тема 4. Вещества и их свойства (18 ч.) | |||||||||
1/ 48 | Классификация неорганических и органических веществ. | 1 | Знать важнейшие классы неорганических и органических соединений, уметь определять принадлежность веществ к различным классам соединений. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного и лабораторного эксперимента | Текущий, УО | Л.О. № 18 Ознакомление с коллекцией металлов, неметаллов, кислот, оснований, солей. Д. Образцы неорганических и органических веществ различных классов | конспект | 06.03 | |
2/ 49 | Металлы. Общие свойства металлов. | 1 | Знать основные металлы, их общие свойства. Уметь характеризовать свойства металлов, опираясь на их положение в ПС и строение атомов. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного и лабораторного эксперимента | Текущий, УО, проверочная работа | Л.О. № 18 Ознакомление с коллекцией металлов Д. 1. Коллекция образцов металлов 2. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. 3. Горение магния и алюминия в кислороде. 4. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. 5. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой 6. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой | § 20 | 10.03 | |
3/ 50 | Коррозия металлов. | 1 | Знать причины коррозии металлов, основные её типы и способы защиты от коррозии. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента | Текущий, УО | Д. Рзультаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания | § 20. Упр. 1, 3 | 13.03 | |
4/ 51 | Металлургия. Решение задач и упражнений по теме «Металлы». | 1 | Знать важнейшие способы промышленного получения металлов, суть металлургических процессов. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента, индивидуальное и фронтальное выполнение упражнений | Текущий, УО, проверочная работа | Д. Алюмотермия | § 20, упр. 2, 4 | 17.03 | |
5/ 52 | Неметаллы. | 1 | Знать основные неметаллы, их свойства. Уметь характеризовать свойства неметаллов, опираясь на их положение в ПС Д.И.Менделеева. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного и лабораторного эксперимента, | Текущий, УО | Л.О. № 18 Ознакомление с коллекцией неметаллов Д. 1. Коллекция образцов неметаллов 2. Взаимодействие хлорной воды с растворами бромида и иодида калия | § 21 | 20.03 | |
6/ 53 | Решение задач и упражнений по теме «Неметаллы». | 1 | Знать важнейшие свойства неметаллов. Уметь применять теоретические знания при решении задач и упражнений. | Выполнение и анализ лабораторного эксперимента, индивидуальное и фронтальное выполнение упражнений | Текущий, УО. Проверочная работа | Л.О. № 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов | § 21, упр. 1 - 4 | 31.03 | |
7/ 54 | Кислоты органические и неорганические. | 1 | Знать классификацию, номенклатуру кислот, уметь характеризовать их свойства. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного и лабораторного эксперимента, | Текущий, УО | Л.О. № 12Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами Л.О. № 13 Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами Л.О. № 18 Ознакомление с коллекцией кислот Д. Коллекция природных органических кислот 2. Разбавление концентрированной серной кислоты | § 22, упр. 1, 2 | 07.04 | |
8/ 55 | Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты. | 1 | Знать особые свойства азотной кислоты и концентрированной серной кислоты с металлами и неметаллами. Уметь составлять уравнения реакций и объяснять их с позиции теории ОВР. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента, выполнение упражнений | Текущий, УО | Д. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром. Целлюлозой и медью | § 22, упр. 3 - 5 | 10.04 | |
9/ 56 | Основания неорганические и органические. | 1 | Знать классификацию и номенклатуру оснований, уметь характеризовать их свойства. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного и лабораторного эксперимента, | Текущий, УО | Л.О. № 12Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами Л.О. № 14 Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями Л.О. № 16 Получение и свойства нерастворимых оснований Л.О. № 18 Ознакомление с коллекцией оснований Д. 1. образцы растворимых и нерастворимых оснований 2. Свойства оснований | § 23, упр. 1 - 5 | 14.04 | |
10/57 | Соли неорганических и органических кислот. | 1 | Знать классификацию и номенклатуру солей, уметь характеризовать их свойства. | Составление опорного конспекта урока, наблюдение и анализ демонстрационного и лабораторного эксперимента, | Текущий, УО, проверочная работа | Л.О. № 12Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами Л.О. № 15 Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями Л.О. № 18 Ознакомление с коллекцией солей и биологических материалов, содержащих некоторые соли Д. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидрокарбонат меди(+2) | § 24, упр. 1 - 5 | 17.04 | |
11/58 | Генетическая связь между различными классами неорганических веществ. | 1 | Знать понятие «генетическая связь», важнейшие свойства изученных классов неорганических соединений. | Наблюдение и анализ демонстрационного эксперимента, индивидуальное и фронтальное выполнение упражнений | Текущий, УО | Д. 1. Образцы пищевых продуктов, содержащих карбонаты и гидрокарбонаты натрия и аммония. 2. Гашение соды уксусом | § 25, упр. 1 - 3 | 21.04 | |
12/59 | Генетическая связь между различными классами органических веществ. | 1 | Знать важнейшие свойства изученных классов органических соединений. | Индивидуальное и фронтальное выполнение упражнений | Текущий, УО | Д. Качественные реакции на катионы и аниоы | § 25, упр. 4, 5, подготовиться к пр.р. № 2 | 24.04 | |
13/60 | Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений». | 1 | Знать основные правила ТБ. Уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | Работа с текстом, описание химических реакций, наблюдаемые в ходе эксперимента, оформление практической работы, наблюдение, составление уравнений реакций, делать выводы. | Тематический, контрольная практическая работа № 2 | Оборудование и реактивы, необходимые для выполнения практической работы № 2. Карточки-инструкции по ТБ. Карточки-инструкции по выполнению П.Р. № 2 | 28.04 | ||
14/61 - 15/62 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства». | 2 | Знать основы классификации и номенклатуры неорганических и органических веществ. Знать важнейшие свойства изученных классов соединений. | Индивидуальное и фронтальное выполнение упражнений | Текущий, УО | Повторить § 20 - 25 | 05.05 | ||
16/63 | Контрольная работа №4 по теме «Вещества и их свойства». | 1 | Знать основы классификации и номенклатуры неорганических и органических веществ. Знать важнейшие свойства изученных классов соединений. | Тематический. Контрольная работа № 4 | Дидактический материал К.Р. № 4 | 08.05 | |||
17/ 64 | Обобщение и систематизация знаний по курсу 11 класса. Анализ контрольной работы. | 2 | Знать основы классификации и номенклатуры неорганических и органических веществ. Знать важнейшие свойства изученных классов соединений. | Индивидуальное и фронтальное выполнение упражнений | Текущий, УО | 12.05 15.05 | |||
18/65 | Обобщение и систематизация знаний по курсу 11 класса. | Знать основные вопросы по химии за курс 11 класса. Уметь составлять уравнения реакций, решать задачи. | Текущий, УО | 19.05 | |||||
66-68 | Резерв | 3 | 22.05 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...