Ефрос-строение атома (по теории информационного контакта) + презентация
методическая разработка (химия, 8 класс) на тему

Ефрос Наталья Вячеславовна

Главной особенностью этого урока является  выстраивание  учебной деятельности школьников на основе  своих теоретических знаний для решения новых учебных проблем. При реализации учебной деятельности у учащихся на данном уроке  развиваются три  основные способности : способность к анализу , планированию и рефлексии. Для этого все задания урока направлены на развитие логического мышления, сравнения, сопоставление , выявление характерного признака , анализ, нахождение решения в нестандартных ситуациях , формирование логической цепочки. Учитель на уроке излагает только ту информацию, которую ученики без его помощи освоить не в состоянии, что должно стать импульсом для самостоятельной  деятельностной  практики учащихся.

                    Использование мультимедийной презентации по содержанию урока  , позволяет процесс обучения сделать образным, наглядным, интересным; анимировать механизмы химических реакций , «оживив их», переведя в понятную и доступную для учащихся форму. В презентации  используются кнопки-управления.  В классе нет плакатов или какой-либо другой наглядности по теме урока.

На данном уроке учитель должен осуществить (на мой взгляд) первые две ступени познавательного информационного контакта:

1-я ступень: освоение новой единицы информации

  • новый учебный материал должен "проявиться"при сравнении и установлении аналогий между строением  Солнечной системы, внутреннего строения Земли и строением атома;
  • первоначально включаются слуховые и зрительные ощущения, воображение детей на этапе ввода новой учебной информации; формируется первоначально словесная модель, а затем модель строения атома на плоскости;

2-я ступень: размышления о первоначальном принятии учебной информации

  •  тактильный рецептор и механическая память мышц на этапе закрепления;
  • взаимопомощь и передача учениками друг другу понятой ими единицы информации .

3-я ступень познания-принятия учебной информации - стадия пользования, проявиться только при проверке домашнего задания , особенно при  демонстрации творческих заданий, и  на последующих уроках при связывании строения атома с другими химическими терминами и процессами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии.

2011-2012 учебный год

8 класс.

Учитель-Ефрос Н.В.

Наблюдатель- С.Е.М.

3-й урок по расписанию.

Присутствует 14 учащихся(100%)

Экспериментальное задание:

Сделать конспективное описание учебного занятия с позиции элементов учебного информационного  поведения учащихся.

Тема: 

"Строение атома" (с точки зрения теории информационного контакта)

Ведущие педтехнологии на уроке:

В основе лежит системно - деятельностный подход, который объединяет следующие педтехнологии :

- технология классического и современного урока;

-педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса ( педагогика сотрудничества);

- педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение; технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталова)

- педтехнологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология различных  видов самостоятельной работы учащихся);

-педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала (модель  "интегрирование учебного материала ");

Тип урока:

Ознакомления с новыми знаниями

Цель урока:

Образовательная:

- знать современные представления о строении атома ;

- знать термины : ядро, электрон, протон, нейтрон, электронное облако, энергетический уровень.

- уметь составлять схему строения атома;

- создать условия для получения новых знаний учащихся по темам из курса химии;

Развивающая:

- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, выделять главное и находить аналогии в различных объектах.

- развивать интерес к учебе и познавательной деятельности, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать;

- применять свои знания на практике;

Воспитательная:

- формирование взаимопомощи в ученическом коллективе.

- воспитывать у учащихся самостоятельность, коллективизм, ответственность за себя и других членов коллектива;

- формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические,  личности.

По теме экспериментального задания:

- формирование учебного  информационного контакта между участниками  обучения;

- описание элементов учебного информационного поведения учащихся при изучении нового учебного материала. 

Литература :

Для учителя:

1.Л.П.Зеленова "Элементы технологии учебного занятия. Диагностика эффективности."-М.АПКиППРО,2011.

2.Л.П.Зеленова "Статистика управления качеством образовательных услуг на муниципальном уровне и на уровне образовательного учреждения. Ключевые опредления, схемы , конспекты" М.АПКиППРО,2008.

3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. -Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений-М.:Русское слово, 2008г.

4.Рабочие программы по химии/сост.В.Е.Морозова-2-е изд., доп., испр.-М.Глобус, 2008.

5.Новошинский И.И.,Новошинская Н.С.Химия,8 класс-М.Русское слово, 2009г.

6. Новошинский И.И.,Новошинская Н.С.:Самостоятельные работы по химии-М.Русское слово, 2009г.

7.Селевко Г.К. энциклопедия образовательных технологий.-М.: НИИ школьных технологий,2006г.

Для ученика:

1.Новошинский И.И.,Новошинская Н.С.Химия,8 класс-М.Русское слово, 2009г.

Оборудование :

Для учителя :

-мультимедийная  установка;

-авторская презентация "Строение атома";

- наборы бумажной аппликации.

Для ученика:

- наборы бумажной аппликации

Коменнтарий учителя.

Главной особенностью этого урока является  выстраивание  учебной деятельности школьников на основе  своих теоретических знаний для решения новых учебных проблем. При реализации учебной деятельности у учащихся на данном уроке  развиваются три  основные способности : способность к анализу , планированию и рефлексии. Для этого все задания урока направлены на развитие логического мышления, сравнения, сопоставление , выявление характерного признака , анализ, нахождение решения в нестандартных ситуациях , формирование логической цепочки. Учитель на уроке излагает только ту информацию, которую ученики без его помощи освоить не в состоянии, что должно стать импульсом для самостоятельной  деятельностной  практики учащихся.

                    Использование мультимедийной презентации по содержанию урока  , позволяет процесс обучения сделать образным, наглядным, интересным; анимировать механизмы химических реакций , «оживив их», переведя в понятную и доступную для учащихся форму. В презентации  используются кнопки-управления.  В классе нет плакатов или какой-либо другой наглядности по теме урока.

На данном уроке учитель должен осуществить (на мой взгляд) первые две ступени познавательного информационного контакта:

1-я ступень: освоение новой единицы информации

  • новый учебный материал должен "проявиться"при сравнении и установлении аналогий между строением  Солнечной системы, внутреннего строения Земли и строением атома;
  • первоначально включаются слуховые и зрительные ощущения, воображение детей на этапе ввода новой учебной информации; формируется первоначально словесная модель, а затем модель строения атома на плоскости;

2-я ступень: размышления о первоначальном принятии учебной информации

  •  тактильный рецептор и механическая память мышц на этапе закрепления;
  • взаимопомощь и передача учениками друг другу понятой ими единицы информации .

3-я ступень познания-принятия учебной информации - стадия пользования, проявиться только при проверке домашнего задания , особенно при  демонстрации творческих заданий, и  на последующих уроках при связывании строения атома с другими химическими терминами и процессами.

Этапы урока

Наблюдатель

Организационный момент.

Проверка личного состава и готовности класса к уроку. Снятие психологического напряжения и создание рабочей обстановки.

Дети успокаиваются после перемены, ведут себя свободно в рамках урока.

Объяснение нового материала.

В ходе объяснения учитель пытается установить познавательно-информационный контакт при формировании темы "Строение атома ".

Учитель. (записывает тему урока на доске)

Какова цель нашего урока исходя из темы урока ?

Дети спокойно записывают тему урока в тетради.

Дети.

Выяснить строение атома.

Несколько детей с места говорят тему урока негромко, еще несколько держат руку.

Учитель. 

Не просто выяснить , а еще создать словесную и  плоскостную модели строения атома в свете современных представлений об атоме.

Дети..

Почему модель?

Дети.

Потому, что атом-это частица микромира, которую без специальной техники невозможно увидеть.

Ориентация учителем будущих ощущений детей.

Слушают спокойную речь учителя, стоящего не у доски, а  у первых парт в классе.

Задает вопрос один ребенок, а отвечает другой без поднятия руки , с места.

итель. 

Термин "АТОМ" появился еще до нашей эры . Подскажите , что он может означать? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на морфологию этого слова. (СЛАЙД 1).

Одной из задач нашего урока является подтвердить или опровергнуть свойство неделимости атома.

А сейчас давайте оставим понятие атом и вспомним из курса природоведения строение Солнечной системы и внутреннее строение Земли.

Дети.

Вспоминают коллективно и в итоге появляется целостная картинка. (СЛАЙД 2 И 3).

Учитель.

Как Вы думаете , что общего у этих картинок ?

Дети.

У них есть центр: у солнечной системы -Солнце, а у Земли- ядро, а также Солнечная система и Земля имеют слоистое строение.

Учитель..

Совершенно верно. Что может породнить атом и эти 2-е картинки ?

Дети.

Возможно , что и атом имеет слоистое строение и центр.

Учитель.

Верно. Молодцы. Как можно тогда назвать центр  атома?

Дети.

Ядро.

Учитель.

Что еще может быть в атоме?

Дети.

Слои и ....(затруднение)

Учитель.

Атом как Земля имеет своеобразную мантию-оболочку  , которая имеет слоистое строение. С развитием науки, было установлено, что она состоит из ЭЛЕКТРОНОВ, отсюда название оболочки- ЭЛЕКТРОННОЕ ОБЛАКО - это совокупность всех электронов атома.(СЛАЙД 4)

Учитель.

Как называется траектория движения планет вокруг Солнца? (СЛАЙД 2)

Дети.

Орбита.

Учитель.

Возможно что от этого слова произошел термин- ОРБИТАЛЬ.. Природа не терпит беспорядка. Каждый электрон обладает определенным запасом энергии, что позволяет ему перемещаться в области ядра по своей индивидуальной орбите. Оказалось , что электроны , имеющие одинаковый запас энергии располагаются на одном ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ. Орбиталь - это своеобразная "беговая дорожка" для электрона.

Сформулируйте понятие орбиталь.

Учитель.

Орбиталь- это траектория движения одного электрона в области ядра.

Учитель..

Если в атоме 32 электрона, то как они будут располагаться в области ядра?

Дети.

Каждый электрон имеют свою орбиталь, значить орбиталей в атоме 32,а если электроны можно поделить по количеству имеющейся у них энергии, то в атоме несколько энергетических уровней(СЛАЙД 4) .

Учитель.

(учитель показывает на последний энергетический уровень)Как можно его назвать?

Дети.

Последний, крайний, внешний.

Учитель.

Для нас, химиков, подходит термин - ВНЕШНИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ, тогда остальные (показывает на остальные слои) (СЛАЙД 5)

Дети.

...ВНУТРЕННИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УРОВНИ.

Учитель.

Если ядро центр, то в каком порядке можно пронумеровать энергетические уровни ?

Дети.

...начиная от ядра.

Учитель.

Все вместе, хором. давайте пронумеруем (СЛАЙД 6).

Учитель.

Если бы мы с вами могли взять в руки горстку электронов, то  с нами бы что-нибудь произошло ? (СЛАЙД 7)

Дети.

Нас бы , возможно, ударило электрическим током, потому что электрический ток-это направленное движение отрицательно заряженных частиц,т.е. электронов.

Учитель.

Почему атом не распадается на ядро и электронное облако ?

Дети.

Их что-то вместе удерживает.

Учитель.

Какие силы могут удерживать электроны возле ядра ?

Дети.

Если электрон имеет отрицательный заряд , а ядро, предположительно, положительный , то это силы электростатического взаимодействия - плюс тянется к минусу.

Учитель.

Действительно, ядро имеет положительный заряд. Это было установлено в 30-е годы прошлого столетия русскими учеными Д.Д.Иваненко, Е.Н.Гапоном, А.П.Ждановым. Они установили, что ядро состоит из более мелких элементарных частиц, важнейшими из которых являются протон и нейтрон.

На Ваш взгляд, дети, какая из этих частиц имеет положительный заряд ?

Дети.

Нейтрон -,возможно, от слова "нейтральный", то у него заряд ноль, а протон имеет  заряд плюс.

Учитель.

Совершенно верно (СЛАЙД 8).

Но парадоксально. что вся масса атома  сосредоточена в ядре  несмотря на его маленькие размеры (СЛАЙД 9).

Таким образом из данной таблицы следует , что масса  атома обусловлена массой нейтрона, а массы протона и электрона ничтожно малы

Учитель.

У вас на столах лежат гвоздь и проволока. Посмотрите на них, возьмите из в руки. Что Вы ощущаете ?

Дети.

Твердость, температуру, цвет, форму , запах ....

Учитель.

Из каких материалов они сделаны ?

Дети.

Из металлов: железа и алюминия.

Учитель.

То из чего сделаны предметы называют...

Дети.

... веществом.

Учитель.

Любое вещество состоит из ...

Дети.

... молекул.

Учитель.

А молекулы состоят из ...

Дети.

...атомов.

Учитель.

Получается, что железный гвоздь и алюминиевая проволока состоят из атомов. и в свою очередь эти предметы мы смело берем в руки , не боясь , что нас ударит электрическим током . Значит по отношению к несущему заряду атом в целом ...

Дети.

...Нулевой, безразличный, без зарядный.

Учитель.

Т.е. атом в целом электронейтрален. ЧЕМ обусловлена электронейтральность атома ?

Дети.

Число плюсов равно числу минусов.

Учитель.

А что это значит для нас, если мы уже выяснили какие частицы в атоме какой имею заряд ?

Дети.

Число электронов должно равняться числу протонов.

Учитель.

Верно. А теперь все вместе давайте  сконструируем словесную модель атома .

Дети.

Все высказывают основные моменты темы и сообща выстраивают словесную  модель атома(СЛАЙД 10)

Учитель.

Как можно назвать эту модель атома, если , как мы уже выяснили , она похожа на Солнечную систему ?

Дети.

...Планетарная ?!

Учитель.

Верно. Эту модель в 1911г предложил англичанин Эрнест Розерфорд, проделав ряд опытов и обобщив все имеющиеся на тот момент точки зрения о строении атома (СЛАЙД 11).

Учитель.

Так все же атом делим или неделим ?

Дети.

Делим, потому что состоит из элементарных частиц и имеет сложное строение.

Использование авторской электронной презентации, позволяет глазами "потрогать" Солнечную систему и внутреннее строение Земли -включается сначала  память, воображение, затем зрительный рецептор вспоминает по  картинке схемы-модели объектов.

В правом верхнем уголке на некоторых слайдах высвечивается условный значок- карандаш- обозначающий для детей , что выделенное слово надо записать. Этот прием , видно, неоднократно, использовался  учителем на предыдущих уроках не только химии, но биологии. Видя этот знак дети  самостоятельно записывают термин в тетрадь.

Постепенное перелистывание слайдов позволяет учителю иллюстрировать мысли и слова детей.

Понятие "атом " встречалось  еще на природоведении в предыдущих классах(5 классе).Вопрос о неделимости атома может быть неуместен, если только дети этого не помнят.

Дети ведут себя спокойно, дисциплину не нарушают, но некоторые позволяют себе поигрывать карандашом или ручкой, что-то малевать на листке бумаги.

Наводящие фразы и вопросы учителя наталкивают детей на размышления, сравнения, на определение главного и установление аналогичных связей между строением Солнечной системы , строением Земли и строением атома, для облегчения понимания темы урока.

Зрительные образы сопровождаются  озвучиванием новых терминов и постепенным сбором схемы строения атома на экране.

Учитель доброжелателен к детям, хвалит их. Отмечает правильность мысли. Сдержан и терпелив в ожидании  ответов детей.

Дети высказывают разные точки зрения и не бояться показаться глупыми, неправильными. Детям дается возможность ошибаться, выйти таким образом на правильный ответ.

Учитель, часть  терминов (орбиталь, электрон), их происхождение выдает детям в готовом виде, не давая возможности им самим додумать.

Не все дети активно участвуют в обсуждении темы.

.

 

Учитель использует понятия из физики, но это не гарантирует знания детьми этого материала, поэтому учителю приходится  вытягивать нужную информацию

Понятия "протон" и "нейтрон " возможно уже знакомы детям.

Анализ таблицы делает учитель, возможно чтобы сэкономить время.

Про строение вещества, про то, что молекулы состоят из атомов дети отвечают практически хором. Видно , что этот материал им хорошо известен, практически до зазубривания.

Возможно , что дети уже знакомы с фотографией ученого и поэтому ее воспринимают отвлеченно, не придавая этому значения. В целом большинство детей , даже увлеченных каким либо предметом, не могут по фотографиям отличить ученых. Гиперссылка на слайде была озвучена как для любознательных. Может быть это лишний элемент ?

Первичное закрепление нового материала.

Учитель.

1.Откройте учебник и найдите строки о строении атома. Подчеркните их и выучите.

2.Одним   домашних заданий было приготовить наборы  цветных фигур :

-20 синих кружков диаметром 2 см

-20 красных кружков диаметром 2 см

-20 белых кружков диаметром 2 см

- 1белый кружок диаметром 12 см

- 4 обруча голубым цветов диаметром 15см, 18см, 21 см, 23см и толщиной 1см.

Используя эти элементы Вы сейчас будете выкладывать плоскостные модели атомов по заданным характеристикам (СЛАЙД 12,13).

Часть детей поспешила выполнить слова учителя (где-то 70-75%), а другая часть долго искала нужный параграф и в итоге отстала от класса.

Дети , которые  не приготовили бумажную апликацию, получают ее от учителя (6 человек).

Дети смотрят на задание на экране и сами сначала пытаются составить плоскую модель атома у себя в тетради, в это время учитель ходит по рядам и смотрит на ошибки, не исправляя, а потом предлагает соседям поделится  своими мыслями. учитель не озвучил обозначения цветных фигур, это делает для себя сам ребенок, те нет навязывания информации.

На презентации высвечивается правильная схема каждого атома из задания, но только после того как ее кто-то из учеников соберет на доске.

Рефлексия.

Учитель.. звучит приятная мелодия.

Ребята, постарайтесь ответить себе на следующие вопросы:

1.«Я»- как чувствовал себя , с каким настроением работал , доволен ли собой;

2.«МЫ» - комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении;

3.«ДЕЛО» - достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолел их.

На данном этапе учитель стимулирует учащихся к осмыслению того, как  другие (учитель и учащиеся)  знают  и понимают его  личностные  особенности , эмоциональные реакции и когнитивные представления. На данном  уроке необходимо постараться  реализовать   рефлексивный алгоритм " Я,МЫ,ДЕЛО". Выполнение данного рефлексивного алгоритма возможно  если учитель воспользуется  рефлексивным методом «Рефлексивный круг». После  этого учитель может сделать выводы  о достижении  поставленных им  целей и задач урока.

Несколько минут покоя и затем учитель предлагает желающим рассказать свои ощущения от урока, на каком этапе кто запутался и что не понял, в чем трудность.

Домашнее задание.

1. обязательно всем :        § 5, зад.5-8, сделать объемную модель атома из подручных материалов.

2. по желанию: используя знания компьютерных программ предложить свой вариант модели строения атома.

Дифференцированное домашнее задание , дает детям возможность выбора, причем творческое задание учитель разрешил делать группками по несколько человек.

Итог урока.

Мне кажется , ребята,  мы с вами сегодня хорошо поработали и я , надеюсь, что теория по строению атома в учебнике для вас не вызовет затруднения при  подготовке домашнего задания. Я жду от вас интересных  идей и моделей атома, которые затем будут размещены в классе как ваши авторские работы.

Подводит учитель. Есть ребенок, который уже собирает вещи. В целом для детей , на первый взгляд, новый материал был понятен, к творческому заданию отнеслись по-разному: кто-то начал обсуждать, кто-то подошел к учителю делится своими идеями и находя похвалу у учителя, а кто-то безразлично собрал вещи и ушел из кабинета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория Большого взрыва (презентация к уроку)

Одна из теорий происхождения нашей Вселенной (11 класс)...

Теория строения атома.Презентация.

В этой презентации отражены труды учёных в открытии строения атома.Применить в 10 клаассах Казахстана....

Предпосылки развития теории Ч.Дарвина презентация

Даны основные предпосылки теории Дарвина.  Учёные....

Конспект урока 11 класс «Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору» с презентацией.

В данной работе представлен конспект-урока по физике для общеобразовательного 11 класса по теме «Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору» . Данная тема изучается в главе «Атомная физика» в 11 кл...

Тема 1. Информация и информационные технологии (презентация по теме 1)

Тема 1. Информация и информационные технологии. Презентация к лекции по теме 1 по дисциплине ЕН.02 Информатика по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегато...

Компьютерное информационное моделирование. Презентация к уроку

Используется в 10 классе при изучении темы «Информационное моделирование»...

презентация к уроку физики Строение атома, теория атома водорода" 11 класс

Опыты Резерфорда Верна ли модель Томсона? Как в действительности распределены положительные и отрицательные заряды внутри атома? Чтобы ответить на эти вопросы, нужен был эксперимент, позволяющий ...