Рабочие листы по теме "Алкены"
методическая разработка (химия, 10 класс) по теме

Предлагаемые  "рабочие листы"  предназначены  для организации самостоятельной работы учащихся, много пропускающих по болезни, в процессе изучения   темы "Алкены".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_listy_po_teme_alkeny.docx835.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Рабочие листы по теме "Алкены"

1) Допишите определение

        Алкены -    _________________________________________________________________

                            _________________________________________________________________

                             _________________________________________________________________

     

   Общая формула алкенов - ______________

2) Охарактеризуйте строение молекулы этилена, вставьте пропущенное в  текст:

          Атомы углерода в молекуле этилена находятся в состоянии   ____ - гибридизации. Между атомами углерода  -  ______      связь.  Она является сочетанием _______  и  _____ связи.       _____-  связь   образована за счет  ___________________  перекрывания  

_________________________     орбиталей , а  ______ - связь  -  за  счет      _____________  перекрывания ___________    орбиталей двух соседних атомов   углерода.    Длина (_______________ связи)  =_______;    величина угла α ________.    _____-  связь  менее прочная, чем   _____-  связь.

  3) Вставьте пропущенное:

         При составлении названия алкена сначала выделяют    _____________      _______________________  цепь атомов углерода,  содержащую       _________________ связь. Атомы углерода этой цепи нумеруют с   того  конца, к которому ближе _______ ___________.    Далее   перечисляют заместители с указанием их места в главной цепи. Корень слова  -  число атомов углерода в _____________      _________.   В конце названия указывают суффикс   ___ и номер того из  атомов  углерода, у которого ____________.

Задание-образец:  дать название следующему углеводороду по систематической номенклатуре

                                                                

Последовательность действий

Выполняемые операции

1)  Выбираем наиболее длинную цепь атомов углерода и нумеруем ее с того конца, к которому ближе двойная связь.

2) Приставка:

    место  – (число) - название   заместителей

   у 3 и у 5 атомов  углерода  имеется  2      одинаковых

                                                                        радикала    метила

3,5-диметил

3) Корень слова:

     число атомов углерода в главной цепи   (6 – гекс)

3,5-диметил гекс

4) Суффикс:

     наличие двойной связи и № атома углерода, у которого она находится

3,5-диметил гекс ен-2

 

В главной цепи 6 атомов углерода

                                                               3,5-диметилгексен-2

   у 3 и у 5 атомов  углерода  имеется  2 одинаковых радикала  метила

   между 2 и 3 атомами углерода  имеется  1  двойная связь

                                                                                 

Задание  с  «подсказкой»:  дать название следующему углеводороду

                                                   по систематической номенклатуре

                            

          - _______

                                 

                             _________

                                                   ____-      

1) Выбираем наиболее  _________________

     цепь атомов углерода, содержащих

     ______________________   __________.

2) Нумеруем атомы углерода с того конца,

     к которому ближе ___________________

     __________

3) Составляем название:

    у ____ атома углерода есть ____________

    _____________;

      всего в главной цепи  ______ атомов углерода;

  между ______  и  ______ атомами углерода

  _____________________________________

Записываем название целиком: ___________________________________

4) Назовите следующие углеводороды по систематической  номенклатуре

а)

           

                     

                           ,       - ________ ,      - ______________________  -        

б)  

            

                           ,       - ________ ,      - ______________________  -

в)

                         ____________________________________

г)  

              _____________________________________

             

5) Назовите следующие углеводороды по систематической  номенклатуре

а)

                       ____________________________________

б)        

                      ___________________________________                                                        

в)                                                                                                              

            _____________________________________

 г)    

                     ______________________________________

     

6)  Задание-образец:  напишите структурную формулу следующего

         вещества:   2,5-диметил,3-этилгептен-1       

                                                                                                             

Последовательность действий

Выполняемые операции

1)  «Разбираем слово по составу» -  определяем

     приставку, корень и  суффикс

2,5-диметил,3-этилгептен-1

2) Корень слова – число атомов углерода  в   главной цепи – 7 атомов (гепт).    Записываем цепочку из 7 атомов  углерода, нумеруем их.

               

3) Приставка:

      2,5-диметил,3-этил

 

 у 2 и у 5 атомов  углерода  имеется  2      одинаковых  радикала  метила (-СН3),  у

3 атома углерода – радикал этил (-С2Н5)

          

4) Суффикс:  

                           ен-1

     наличие двойной связи между 1 и  2 атомами

     углерода

       

5)  Дописываем необходимое число атомов водорода

   (у каждого атома углерода =      4  - число имеющихся углерод-углеродных связей)

                  2,5-диметил,3-этилгептен-1

Пользуясь приведенным выше образцом, напишите структурные  формулы следующих веществ:

 а)   3,3-диэтилпентен-1                                   б)   2,4-диметилгексен-2

в)   3-метилгексен-3                                            г)    2,3,3-триметилбутен-1                                                                                                           

7)  Установить соответствие:

           Формула  вещества

Название  вещества

А)    

         

Б)  

         

В)    

       

Г)  

       

Д)

       

Е)  

         

а) 2,4,4-триметилпентен-2

б) октен-4

в) 3-этилпентен-2

г) 3,3-диметилпентен-1

д) 2,4-диметилпентен-1

е) 2,2,5,5-тетраметилгексен-3

 

Ответ: _______________________________________________________

8) Вспомните, какие вещества называют гомологами. Допишите предложение: 

        Сходство в строении гомологов в  том, что ______________________________

        ______________________________________________________________________,

       а  различие ____________________________________________________________

9)  Составьте графические формулы и названия трех гомологов для

        а)                 б) 2,3-диметилбутен-2

           Гомологи:                                                                         Гомологи:

10) Установить соответствие:          

Формула  вещества

Формула его гомолога

А) 

Б)

В)  

Г)  

а)

б)  

в)  

г)

 

Ответ: _______________________________________________________

 11) Установить соответствие:         

Формула  вещества

Название  его гомолога

А)      

Б)    

В)      

Г)      

а)   3,3-диметилгексен-1

б)    2-метилгексен-2

в)  2-метилбутен-1

г)  пропен

 

Ответ: _______________________________________________________

12) Вспомните, какие вещества называют изомерами. В чем сходство и в чем различие

       в строении изомеров?

        Ответ:  сходство_____________________________________________________  

                         различие_____________________________________________________

13)  Перечислите виды изомерии, характерные для алкенов.

         Ответ: _____________________________________________________________

                          _____________________________________________________________

                          _____________________________________________________________

                          _____________________________________________________________

                          _____________________________________________________________

14)  Составьте формулы и названия двух изомеров для:

        а)  пентен-1                                                          б)

            Изомеры:                                                                         Изомеры:  

15) Установить соответствие:           

Формула  вещества

Формула его изомера

А)  

Б)  

В)  

Г)  

а)

 

б)  

в)

г)  

 

д)  

е)  

 

Ответ: _______________________________________________________

16) Установить соответствие:

           Название  вещества

Название  его изомера

А.  3,4-диметилгексен-3

Б.  5- метилгексен-1

В.  2- метилпентен-1

Г.  Метилциклобутан

а)   3,4-диметилпентен-1

б)   4- метилпентен-1

в)   этилциклобутан

г)   6- метилгептен-2

д)  3- метилбутен-1

е)  3- метил,3-этилпентен-1

Ответ: ______________________________________________________

 17)  Рассмотрите приведенную ниже схему и  ответьте на вопросы 

 

     

  а) Какую химическую связь можно считать реакционным центром  молекул алкенов?

             Ответ: _______________________________________

   б) Какие два типа химических реакций характерны для алкенов?

             Ответ: _______________________________________

   в)  Дополните предложения:

         Реакция гидрирования – это _____________________________________________  

         Реакцией гидратации называется _______________________________________

         Полимеризация – это ___________________________________________________

          Реакция галогенирования - ______________________________________________

 

 18)  Пользуясь приведенной выше схемой, охарактеризуйте химические  свойства

            пропена, укажите названия продуктов реакций:

   1) Реакции присоединения

       а) Гидрирование:        СН2= СН-СН3   +   Н2     t, кат            ……….

       б) Галогенирование:   СН2= СН-СН3   +   Cl2                           ………..

       в)  Гидрогалогенирование:  СН2= СН-СН3   +   НBr              …….

   [! Вспомните, в соответствии с каким правилом происходит этот процесс]

г) Гидратация:   СН2= СН-СН3   +   Н2О    H2SO4     ………..

д) Полимеризация:  n СН2= СН      t, кат              ………..

                                                   СН3

2) Реакции окисления

    а) водным раствором перманганата калия (KMnO4): СН2= СН-СН3  KMnO4        …….

   

    б) горение:      ….   С3Н6   +   ….. О2 →      …..        +    …………        

19) Сравните состав, строение и химические свойства н-бутана и бутена-1

        (Сравнить – установить черты сходства или различия).

Отвечая устно на следующие вопросы и выполняя задания, заполните пропуски в таблице:

а)  В чем сходство и в чем различие в качественном и количественном составе молекул

      н-бутана и бутена-1?

б)  Сравните строение молекул этих веществ по следующим признакам:

      - тип гибридизации атомов углерода,

      - число и характер связей между атомами углерода.  

в) Пользуясь схемами "Химические свойства алканов" и "Химические свойства алкенов",

    отметьте:

     - Какое химическое свойство является общим и для алканов, и для алкенов?

        (Подсказка: и алканы и алкены реагируют с одним и тем же веществом, при этом

                               образуются одинаковые продукты реакции)

     - Какие типы реакций характерны для алканов? Для алкенов?

     - Приведите примеры уравнений реакций  каждого типа (и для н-бутана и для бутена-1)

  н-бутан  (СН3-СН2-СН2-СН3)

Бутен -1            (СН2 = СН-СН2-СН3)

Состав и строе-ние

                                                                  Сходство:

                                                                  …. атома…

       

                                                                    Различия:

а)   …      атомов ….                                             а)   …      атомов ….

б)   …  -гибридизация                                        б)   …  -гибридизация  

      …..     атомов  …..                                                …..     атомов  …..                             ,

                                                                               остальные  атомы   ….     –    в

                                                                                  …  -гибридизации  

Хими-ческие свойст-ва

                                                                    Сходство:

                                                 …………………………………..

      С4Н10   +  ……….   ………    +   …….                  С4Н8  +  ……….   ………    +   …….  

                                                                    Различия:

типы реакций - …………………………….                типы реакций - …………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………      

1) Галогенирование:                                         1) Галогенирование:      

     СН3-СН2-СН2-СН3   +  ………         →                 СН2 = СН-СН2-СН3   +  ………………  →  

   

     →   ……………  +   ……                            →   ……………….………

2) ………………………………………                              2)  Гидрирование:

    СН3-СН2-СН2-СН3   →  ………  +   ……            СН2 = СН-СН2-СН3   +  ………………  →  

   

                                                                               →   ……………….………

3) ………………………………………                            3) ………………………………………                              

 

4) ………………………………………                             4) ………………………………………    

                       

                                                                               

 5) ………………………………………                           5) ………………………………………                              

                 

                                                       

                                                                              6) ………………………………………                              

20) Предложите 2 способа распознавания этана и этилена

       (Подсказка:  вспомните химические свойства алканов и алкенов.

                               - Водные растворы каких веществ могут обесцвечивать алкены?

                               - Возможно ли такое взаимодействие для алканов?

        Следовательно, данные реакции могут быть использованы для ___________________

        алканов и алкенов.)

        Ответ:   1 способ – оба газа пропускают через водный раствор ___________________

                                                                                             

                                                  +   ………………………..   →  изменений нет     

                                                           

                                                         +   ………………………..        ……………………………..

                                                                                                                            (обесцвечивание раствора)

         

         2 способ – оба газа пропускают через   ___________________  воду

                                 +   ………………………..   →  изменений нет     

                                                           

                                      +     ………………………..        ……………………………..

                                                                                                       (обесцвечивание раствора)

21) Предложите 2 способа распознавания пропана и пропена, напишите уравнения

        возможных реакций.

22)  С помощью каких веществ можно распознать 2,2-диметилбутан и 4-метилпентен-1:

         а) водород                          б) бромоводород                          в) вода                        

         г) бромная вода                 д) кислород                                    е) р-р перманганата калия?

         

         Ответ: _______________________________________

23)  Допишите предложения:

        В природе алкены  _______________________________________________________.

        В промышленности алкены получают:

        а)   ____________________________________________________________

        б)  ____________________________________________________________

        В лаборатории алкены можно получить дегидратиацией ______________________  

         в присутствии _____________________.

         Правило А.М.Зайцева: _____________________________________________________

         _________________________________________________________________________

24) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно получить пропен из:

       а) гексана  _______________________________

    

       б) пропана:  ________________________________

       в) соответствующего спирта ___________________________________

25) Рассмотрите приведенную ниже схему. Впишите пропущенные названия классов

       органических веществ.

       (Примечание:  в качестве подсказки воспользуйтесь схемами "Химические свойства

         алканов"   и "Химические свойства алкенов")

26) Напишите уравнения реакций, с помощью  которых можно осуществить

       превращения:    

       

          Подсказка:  подпишите, к каким классам относятся вещества, формулы которых

                                 приведены выше. Пользуясь составленной схемой ,

                                 ответьте на вопросы:

         - При каких условиях из алканов можно получать алкены?

         - Какай еще продукт при этом образуется?

         -  Как называется такая реакция?

            Заполните пропуски в схеме реакции:

          1)

           

             (реакция ______________________________)

           

          Аналогично выполните следующий пример:

          2)                  

           

              (реакция ______________________________)

27) Напишите уравнения реакций, с помощью  которых можно осуществить

       превращения:  

       а)  

          

      б)                          

       

   28)  Предложите два способа получения 2-хлорпропана, напишите уравнения

          возможных реакций.

   29)  Пользуясь текстом учебника (и дополнительной литературой), составьте схему

           "Применение этилена"

   30)  Задача: Массовая доля водорода в  углеводороде составляет 14,29%. Относительная

                         плотность паров этого углеводорода по азоту = 2,5. Определите

                         молекулярную  формулу  этого углеводорода.

   31)  Задача: 1,792 л углеводорода сожгли, в результате  было получено 10,56 г

                           углекислого газа  и  4,32 г воды. Какова молекулярная формула  исходного

                           углеводорода?

Resource id #4368

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие листы для учащихся к классному часу

На данных листах работают учащиеся во время классного часа. Весь пакет распечатывается для каждого ученика, то есть если в классе 16 человек, то значит - 16 копий. Что я и делала в свое время....

Рабочий лист по теме:" Магнитная индукция"

Использование рабочих листов на уроке сокращает время на составление учащимися опорного конспекта. Заполняется рабочий лист по мере объяснения учителем  нового материала....

Рабочий лист по теме:"Объяснение электрических явлений".8 кл.

Рабочий лист заполняется учащимися по ходу объяснения учителем нового материала и представляет собой опорный конспект по теме "Объяснение электрических явлений". 8 класс....

Рабочий лист к уроку русского языка

Рабочий лист к уроку "Обращение"...

Рабочий лист к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)

Рабочий лист к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)...

Рабочий лист просмотра видеоматериала «Женщины в русской истории. Выпуск № 70 "Рогнеда". 22.10.2011» для учащихся 6 класса

Универсальный ресурс и возможно применение к различным УМК по истории России в 6 классе по теме «Владимир Святославович.  Принятие христианства»..В  УМК А.А.Данилов, А.Г.Косулина отсут...

Рабочий лист по Кубановедению

Рабочий лист для закрепления материала по кубановедению в 5 кл....