Рабочие листы по теме "Алкены"
методическая разработка (химия, 10 класс) по теме
Предлагаемые "рабочие листы" предназначены для организации самостоятельной работы учащихся, много пропускающих по болезни, в процессе изучения темы "Алкены".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_listy_po_teme_alkeny.docx | 835.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочие листы по теме "Алкены"
1) Допишите определение
Алкены - _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Общая формула алкенов - ______________
2) Охарактеризуйте строение молекулы этилена, вставьте пропущенное в текст:
Атомы углерода в молекуле этилена находятся в состоянии ____ - гибридизации. Между атомами углерода - ______ связь. Она является сочетанием _______ и _____ связи. _____- связь образована за счет ___________________ перекрывания
_________________________ орбиталей , а ______ - связь - за счет _____________ перекрывания ___________ орбиталей двух соседних атомов углерода. Длина (_______________ связи) =_______; величина угла α ________. _____- связь менее прочная, чем _____- связь.
3) Вставьте пропущенное:
При составлении названия алкена сначала выделяют _____________ _______________________ цепь атомов углерода, содержащую _________________ связь. Атомы углерода этой цепи нумеруют с того конца, к которому ближе _______ ___________. Далее перечисляют заместители с указанием их места в главной цепи. Корень слова - число атомов углерода в _____________ _________. В конце названия указывают суффикс ___ и номер того из атомов углерода, у которого ____________.
Задание-образец: дать название следующему углеводороду по систематической номенклатуре
Последовательность действий | Выполняемые операции |
1) Выбираем наиболее длинную цепь атомов углерода и нумеруем ее с того конца, к которому ближе двойная связь. | |
2) Приставка: место – (число) - название заместителей у 3 и у 5 атомов углерода имеется 2 одинаковых радикала метила | 3,5-диметил |
3) Корень слова: число атомов углерода в главной цепи (6 – гекс) | 3,5-диметил гекс |
4) Суффикс: наличие двойной связи и № атома углерода, у которого она находится | 3,5-диметил гекс ен-2 |
В главной цепи 6 атомов углерода 3,5-диметилгексен-2 у 3 и у 5 атомов углерода имеется 2 одинаковых радикала метила между 2 и 3 атомами углерода имеется 1 двойная связь
|
Задание с «подсказкой»: дать название следующему углеводороду
по систематической номенклатуре
- _______
_________ ____- | 1) Выбираем наиболее _________________ цепь атомов углерода, содержащих ______________________ __________. 2) Нумеруем атомы углерода с того конца, к которому ближе ___________________ __________ 3) Составляем название: у ____ атома углерода есть ____________ _____________; всего в главной цепи ______ атомов углерода; между ______ и ______ атомами углерода _____________________________________ |
Записываем название целиком: ___________________________________
4) Назовите следующие углеводороды по систематической номенклатуре
а)
, - ________ , - ______________________ -
б)
, - ________ , - ______________________ -
в)
____________________________________
г)
_____________________________________
5) Назовите следующие углеводороды по систематической номенклатуре
а)
____________________________________
б)
___________________________________
в)
_____________________________________
г)
______________________________________
6) Задание-образец: напишите структурную формулу следующего
вещества: 2,5-диметил,3-этилгептен-1
Последовательность действий | Выполняемые операции |
1) «Разбираем слово по составу» - определяем приставку, корень и суффикс | 2,5-диметил,3-этилгептен-1 |
2) Корень слова – число атомов углерода в главной цепи – 7 атомов (гепт). Записываем цепочку из 7 атомов углерода, нумеруем их. |
|
3) Приставка: 2,5-диметил,3-этил
у 2 и у 5 атомов углерода имеется 2 одинаковых радикала метила (-СН3), у 3 атома углерода – радикал этил (-С2Н5) |
|
4) Суффикс: ен-1 наличие двойной связи между 1 и 2 атомами углерода |
|
5) Дописываем необходимое число атомов водорода (у каждого атома углерода = 4 - число имеющихся углерод-углеродных связей) 2,5-диметил,3-этилгептен-1 |
Пользуясь приведенным выше образцом, напишите структурные формулы следующих веществ:
а) 3,3-диэтилпентен-1 б) 2,4-диметилгексен-2
в) 3-метилгексен-3 г) 2,3,3-триметилбутен-1
7) Установить соответствие:
Формула вещества | Название вещества |
А)
Б)
В)
Г)
Д)
Е)
| а) 2,4,4-триметилпентен-2 б) октен-4 в) 3-этилпентен-2 г) 3,3-диметилпентен-1 д) 2,4-диметилпентен-1 е) 2,2,5,5-тетраметилгексен-3 |
Ответ: _______________________________________________________
8) Вспомните, какие вещества называют гомологами. Допишите предложение:
Сходство в строении гомологов в том, что ______________________________
______________________________________________________________________,
а различие ____________________________________________________________
9) Составьте графические формулы и названия трех гомологов для
а) б) 2,3-диметилбутен-2
Гомологи: Гомологи:
10) Установить соответствие:
Формула вещества | Формула его гомолога |
А) Б) Г) | а) б) в) г) |
Ответ: _______________________________________________________
11) Установить соответствие:
Формула вещества | Название его гомолога |
А) Б) В) Г) | а) 3,3-диметилгексен-1 б) 2-метилгексен-2 в) 2-метилбутен-1 г) пропен |
Ответ: _______________________________________________________
12) Вспомните, какие вещества называют изомерами. В чем сходство и в чем различие
в строении изомеров?
Ответ: сходство_____________________________________________________
различие_____________________________________________________
13) Перечислите виды изомерии, характерные для алкенов.
Ответ: _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
14) Составьте формулы и названия двух изомеров для:
а) пентен-1 б)
Изомеры: Изомеры:
15) Установить соответствие:
Формула вещества | Формула его изомера |
А) Б) В) Г) | а)
б) в) г)
д) е) |
Ответ: _______________________________________________________
16) Установить соответствие:
Название вещества | Название его изомера |
А. 3,4-диметилгексен-3 Б. 5- метилгексен-1 В. 2- метилпентен-1 Г. Метилциклобутан | а) 3,4-диметилпентен-1 б) 4- метилпентен-1 в) этилциклобутан г) 6- метилгептен-2 д) 3- метилбутен-1 е) 3- метил,3-этилпентен-1 |
Ответ: ______________________________________________________
17) Рассмотрите приведенную ниже схему и ответьте на вопросы
а) Какую химическую связь можно считать реакционным центром молекул алкенов?
Ответ: _______________________________________
б) Какие два типа химических реакций характерны для алкенов?
Ответ: _______________________________________
в) Дополните предложения:
Реакция гидрирования – это _____________________________________________
Реакцией гидратации называется _______________________________________
Полимеризация – это ___________________________________________________
Реакция галогенирования - ______________________________________________
18) Пользуясь приведенной выше схемой, охарактеризуйте химические свойства
пропена, укажите названия продуктов реакций:
1) Реакции присоединения
а) Гидрирование: СН2= СН-СН3 + Н2 t, кат ……….
б) Галогенирование: СН2= СН-СН3 + Cl2 ………..
в) Гидрогалогенирование: СН2= СН-СН3 + НBr …….
[! Вспомните, в соответствии с каким правилом происходит этот процесс]
г) Гидратация: СН2= СН-СН3 + Н2О H2SO4 ………..
д) Полимеризация: n СН2= СН t, кат ………..
СН3
2) Реакции окисления
а) водным раствором перманганата калия (KMnO4): СН2= СН-СН3 KMnO4 …….
б) горение: …. С3Н6 + ….. О2 → ….. + …………
19) Сравните состав, строение и химические свойства н-бутана и бутена-1
(Сравнить – установить черты сходства или различия).
Отвечая устно на следующие вопросы и выполняя задания, заполните пропуски в таблице:
а) В чем сходство и в чем различие в качественном и количественном составе молекул
н-бутана и бутена-1?
б) Сравните строение молекул этих веществ по следующим признакам:
- тип гибридизации атомов углерода,
- число и характер связей между атомами углерода.
в) Пользуясь схемами "Химические свойства алканов" и "Химические свойства алкенов",
отметьте:
- Какое химическое свойство является общим и для алканов, и для алкенов?
(Подсказка: и алканы и алкены реагируют с одним и тем же веществом, при этом
образуются одинаковые продукты реакции)
- Какие типы реакций характерны для алканов? Для алкенов?
- Приведите примеры уравнений реакций каждого типа (и для н-бутана и для бутена-1)
н-бутан (СН3-СН2-СН2-СН3) | Бутен -1 (СН2 = СН-СН2-СН3) | |
Состав и строе-ние | Сходство: …. атома…
Различия: а) … атомов …. а) … атомов …. б) … -гибридизация б) … -гибридизация ….. атомов ….. ….. атомов ….. , остальные атомы …. – в … -гибридизации | |
Хими-ческие свойст-ва | Сходство: ………………………………….. С4Н10 + ………. → ……… + ……. С4Н8 + ………. → ……… + ……. Различия: типы реакций - ……………………………. типы реакций - ……………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 1) Галогенирование: 1) Галогенирование: СН3-СН2-СН2-СН3 + ……… → СН2 = СН-СН2-СН3 + ……………… →
→ …………… + …… → ……………….……… 2) ……………………………………… 2) Гидрирование: СН3-СН2-СН2-СН3 → ……… + …… СН2 = СН-СН2-СН3 + ……………… →
→ ……………….……… 3) ……………………………………… 3) ………………………………………
4) ……………………………………… 4) ………………………………………
5) ……………………………………… 5) ………………………………………
6) ……………………………………… |
20) Предложите 2 способа распознавания этана и этилена
(Подсказка: вспомните химические свойства алканов и алкенов.
- Водные растворы каких веществ могут обесцвечивать алкены?
- Возможно ли такое взаимодействие для алканов?
Следовательно, данные реакции могут быть использованы для ___________________
алканов и алкенов.)
Ответ: 1 способ – оба газа пропускают через водный раствор ___________________
+ ……………………….. → изменений нет
+ ……………………….. → ……………………………..
(обесцвечивание раствора)
2 способ – оба газа пропускают через ___________________ воду
+ ……………………….. → изменений нет
+ ……………………….. → ……………………………..
(обесцвечивание раствора)
21) Предложите 2 способа распознавания пропана и пропена, напишите уравнения
возможных реакций.
22) С помощью каких веществ можно распознать 2,2-диметилбутан и 4-метилпентен-1:
а) водород б) бромоводород в) вода
г) бромная вода д) кислород е) р-р перманганата калия?
Ответ: _______________________________________
23) Допишите предложения:
В природе алкены _______________________________________________________.
В промышленности алкены получают:
а) ____________________________________________________________
б) ____________________________________________________________
В лаборатории алкены можно получить дегидратиацией ______________________
в присутствии _____________________.
Правило А.М.Зайцева: _____________________________________________________
_________________________________________________________________________
24) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно получить пропен из:
а) гексана _______________________________
б) пропана: ________________________________
в) соответствующего спирта ___________________________________
25) Рассмотрите приведенную ниже схему. Впишите пропущенные названия классов
органических веществ.
(Примечание: в качестве подсказки воспользуйтесь схемами "Химические свойства
алканов" и "Химические свойства алкенов")
26) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить
превращения:
Подсказка: подпишите, к каким классам относятся вещества, формулы которых
приведены выше. Пользуясь составленной схемой ,
ответьте на вопросы:
- При каких условиях из алканов можно получать алкены?
- Какай еще продукт при этом образуется?
- Как называется такая реакция?
Заполните пропуски в схеме реакции:
1)
(реакция ______________________________)
Аналогично выполните следующий пример:
2)
(реакция ______________________________)
27) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить
превращения:
а)
б)
28) Предложите два способа получения 2-хлорпропана, напишите уравнения
возможных реакций.
29) Пользуясь текстом учебника (и дополнительной литературой), составьте схему
"Применение этилена"
30) Задача: Массовая доля водорода в углеводороде составляет 14,29%. Относительная
плотность паров этого углеводорода по азоту = 2,5. Определите
молекулярную формулу этого углеводорода.
31) Задача: 1,792 л углеводорода сожгли, в результате было получено 10,56 г
углекислого газа и 4,32 г воды. Какова молекулярная формула исходного
углеводорода?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие листы для учащихся к классному часу
На данных листах работают учащиеся во время классного часа. Весь пакет распечатывается для каждого ученика, то есть если в классе 16 человек, то значит - 16 копий. Что я и делала в свое время....
Рабочий лист по теме:" Магнитная индукция"
Использование рабочих листов на уроке сокращает время на составление учащимися опорного конспекта. Заполняется рабочий лист по мере объяснения учителем нового материала....
Рабочий лист по теме:"Объяснение электрических явлений".8 кл.
Рабочий лист заполняется учащимися по ходу объяснения учителем нового материала и представляет собой опорный конспект по теме "Объяснение электрических явлений". 8 класс....
Рабочий лист к уроку русского языка
Рабочий лист к уроку "Обращение"...
Рабочий лист к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)
Рабочий лист к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)...
Рабочий лист просмотра видеоматериала «Женщины в русской истории. Выпуск № 70 "Рогнеда". 22.10.2011» для учащихся 6 класса
Универсальный ресурс и возможно применение к различным УМК по истории России в 6 классе по теме «Владимир Святославович. Принятие христианства»..В УМК А.А.Данилов, А.Г.Косулина отсут...
Рабочий лист по Кубановедению
Рабочий лист для закрепления материала по кубановедению в 5 кл....