Рабочие листы по теме "Алканы"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Предлагаемые рабочие листы предназначены для организации самостоятельной работы   десятиклассников при изучении темы "Алканы". Наличие "подсказок", схем и  примеров может помочь много пропускающим по болезни ученикам проработать  материал  этой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_listy_po_teme_alkany.docx536.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                     Анна Валерьевна Дзенис

                               Рабочие листы по теме  "Алканы"

1)  Допишите определение

        Алканами называют ________________________________________________________

        __________________________________________________________________________

        Общая формула алканов - ______________

        В приведенном ниже списке подчеркните формулы  алканов:

         С17Н36 ,    С4Н8 ,   С12Н22 ,    С8Н10 ,    С7Н16 ,  С10Н18 ,    С15Н30 ,   С13Н28 ,    С6Н6 ,    С9Н16

2)  Допишите определения

        Гомологический ряд – это  ___________________________________________________

        __________________________________________________________________________

        Гомологи - ________________________________________________________________

        __________________________________________________________________________

3)  Определите молекулярные формулы алканов, имеющих относительные

        молекулярные массы, равные   а) 86;  б)  128

        (Подсказка: относительную молекулярную массу алкана можно вычислить по  общему правилу:  

                              Mr(CnH2n+2) = n • Ar(C)  + (2n +2) • Ar(H) = n • 12 + (2n +2) • 1 = 12 n + 2n +2= 14 n +2.

 

Число атомов углерода в алкане

Число атомов водорода в алкане

 

                                        Подставив конкретное значение относительной молекулярной массы алкана,

          решаем уравнение относительно "n". Зная число атомов углерода и общую формулу

          алканов, записываем молекулярную формулу искомого вещества.)

         ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Охарактеризуйте строение алканов, вставьте пропущенное:

       а) Тип гибридизации атомов углерода: _______ .  В _____ гибридизации участвуют

             ____  и  ___  орбитали,  в результате образуются _________________________

            орбитали, которые принимают форму _______________________________.

       б) Между атомами углерода ___________________________________ связи.

       в) Длина углерод-углеродной (С-С) связи: ________________

       г) Величина угла между связями: _________________________    

       д) Вследствие  __________________________________________________, вокруг

            ____связей в молекулах алканов возможно ______________________________.

           Цепь атомов углерода имеет  ______________________________ характер.

5) Вспомните, какие вещества называют изомерами. Допишите предложение:

       Для предельных углеводородов характерна только изомерия ____________________

      ________________  -  один из видов _________________________ изомерии.

       Составьте формулы возможных изомеров состава С6Н14 .

6) Установите соответствие: для каждого вещества из левого столбика найдите

       формулу изомера из правого столбика

Формула  вещества

Формула его изомера

А)

     

Б)  

В)  

Г)  

а)  

б)  

в)  

г)  

д)  

 

Ответ: _______________________________________________________

7)  Изучите по учебнику последовательность действий при составлении названия

      углеводородов  по номенклатуре ИЮПАК.

      Схематично эта информация представлена в следующей таблице:

 

Задание-образец:  дать название следующему углеводороду по систематической номенклатуре        

                                           

Последовательность действий

Выполняемые операции

1)  Выбираем наиболее длинную цепь атомов углерода и нумеруем ее с того конца, к которому ближе радикалы

 1          2           3          4         5        6          7

2) Приставка:

    место  – (число) - название   заместителей

   у 2 и у 4 атомов  углерода  имеется  2      одинаковых

                                                                        радикала    метила

2,4-диметил

3) Корень слова:

     число атомов углерода в главной цепи   (7 – гепт)

2,4-диметил гепт

4) Суффикс:

     Только одинарные связи между атомами углерода

2,4-диметил гепт   ан

Задание  с  «подсказкой»:  дать название следующему углеводороду   по систематической

                                                                                                                                           номенклатуре

                           

        ,   -   ,        -  _ ______

                                 

                                             _________

                                                                   ____      

1) Выбираем наиболее  _________________

     цепь атомов углерода,

2) Нумеруем атомы углерода с того конца,

     к которому ближе ___________________

3) Составляем название:

    у ____   атомов углерода есть ____________

    _____ ________;

      всего в главной цепи  ______ атомов углерода;

  между   атомами углерода – только

  ______________

Записываем название целиком: ___________________________________

8) Назовите следующие углеводороды по систематической  номенклатуре

   

   а)

                                                                                                

                                                                                         ,       - ____________ _______________  

   

   б)      

           

                                                                                ,       - ________ ,      - ______________________  

   

  в)      

                                                                                                                               

                                                                                                   ,       - ____________ _______________  

           

                                                                                 

9) Назовите все вещества из задания №  6

      А)______________________________________________________

      Б)  _______________________________________________________

      В)  _______________________________________________________

      Г)  _______________________________________________________

                    а) _______________________________________________________

                   б) _______________________________________________________

                   в) _______________________________________________________

                   г) _______________________________________________________

                   д) _______________________________________________________

10) Допишите необходимое число атомов водорода и назовите вещества. Изомерны ли

       они друг другу?

       а)                                                                                         б)                    

                                                                                                                    

       ________________________________                        ________________________________

      Ответ: ______________________________

 11)  Составьте структурную формулу  следующего вещества:    2,2,5-триметилгексан     

                                                                                                             

Последовательность действий

Выполняемые операции

1)  «Разбираем слово по составу» -  определяем

     приставку, корень и  суффикс

2,2,5-триметилгексан

2) Корень слова – число атомов углерода  в   главной цепи – 6 атомов (гекс).    Записываем цепочку из 6 атомов  углерода, нумеруем их.

      1      2      3      4      5       6      

     С – С –С –С –С – С

3) Приставка:

      2,2,5-триметил

 

 у 2 атома углерода есть 2 радикала метила

 и у 5 атома  углерода  имеется  один радикал метила (-СН3)

4) Суффикс:  

                              ан

 только одинарные  связи между атомами углерода

5)  Дописываем необходимое число атомов водорода

   (у каждого атома углерода =  (4  - число имеющихся углерод-углеродных связей))

Задание:  пользуясь приведенным выше образцом, напишите структурные  формулы

                    следующих веществ:

         а)  3-метилгептан                                                       б)  2,4-диметил, 3-этилпентан

в)  3-метил,3-этилгексан                                         г)  2,2,4,4-тетраметилпентан  

12) Составьте структурные формулы и названия трех гомологов для

           (Подсказка: а) вспомните, в чем сходство и в чем различие  в строении

                                                                                             гомологов;

         б) определите, какая особенность в строении молекулы данного вещества будет повторяться у

              его гомологов;

         в) составляя формулы гомологов, запишите этот фрагмент, общий для  гомологов данного

              вещества, а затем допишите 1 или несколько групп –СН2-.

          Пример:      формула вещества                                         формула гомолога  

                                                                                 )

             Ответ:   

           Примечание: обратите внимание  на то, какие части слова (приставка, корень или

                                      суффикс) меняются в названиях гомологов, а какие – сохраняются.

13) Для данного вещества выберите формулы и названия гомологов

       

    а)              б)         в)                  

   

 

 г) 2,3-диметилнонан                д) 2,2-диметилпентан                        е) 2,3-диметилбутан

     

  Ответ:  ___________________________

 14) Рассмотрите приведенную ниже схему ("Химические свойства алканов")

Пользуясь схемой, вставьте пропущенное:

Наличие  _________________    связей между атомами _______________ в молекулах алканов обуславливает их _____________________. Для алканов характерны реакции, связанные с разрывом углерод-водородных и _______________________ связей.

  1. Реакции, связанные с разрывом ______________________ связей

а) реакции __________________________________:

    - галогенирование  (взаимодействие  ____________________ с _______________

      при ____________________)

     

      пример:          СН3-СН3   +  ________   →    _____________  +  _________

                                                                                                (хлорэтан)

    - нитрование (взаимодействие  _________________ с ______________ )

     

       пример:          СН3-СН3   +  ________   →    _____________  +  _________

                                                                                                (нитроэтан)

 б) реакции  отщепления:

    ( дегидрирование – отщепление  __________________ при ________________)

     

    пример:          СН3-СН3   t, kat       _____________  +  _________

                                                                             (этен)

   2)  Реакции, связанные с разрывом углерод-углеродных связей 

а) _______________ (расщепление):

     

  пример:      СН3-СН2-СН2-СН3   t, kat       _____________  +  _________

                                                                                              (этен)                (этан)  

             

             б) __________________________

   

   пример:      СН3-СН2-СН2-СН3   t, kat       ___________________________  

                                                                                              (2-метилпропан)

             в)  горение:     

                 

                 пример:     С2Н6   +    О2  →    ________     +    _________  

   

15) Перечислите промышленные способы получения алканов

       Ответ:  __________________________________________________________________

        _________________________________________________________________________

16) Приведите примеры уравнений реакций, с помощью которых можно получить

       алканы в лаборатории:

       а) без изменения углеродного скелета

           

            пример: ________________________________________________________________

       б) с увеличением углеродного скелета

           

           пример: ________________________________________________________________

     

 17) Напротив каждого предложения запишите пример уравнения реакции,

        подтверждающей данный тезис        

утверждение

Пример уравнения реакции

1) Метан широко используют как бытовое

     и промышленное топливо.

2) Современные пропан-бутановые смеси позволяют отапливать дома, расположенные вдали от центральной магистральной сети, и эффективно работать двигателям внутреннего сгорания автомобилей.

3) Метан  –  источник получения водорода в промышленности для синтеза аммиака.

1)

2)

а)

б)

3)

18) Выберите буквы, под которыми записаны верные утверждения:

       а) В природном газе содержится незначительное количество метана.

      б) Для получения сажи используют метан.

      в) Некоторые микроорганизмы способны перерабатывать алканы в белок.

      г) При пропускании метана через водный раствор перманганата калия происходит

          обесцвечивание раствора.

      д) Твердые алканы применяют в качестве основы покрытия автомобильных дорог.

           

      Ответ:  _____________________________________

19) Задача: в каком из алканов   –   2,2-диметилгексане или 2,2,3-триметилбутане  -  

                      массовая доля углерода выше (ответ подтвердите вычислениями)?

      (Подсказка: а) запишите молекулярные формулы этих веществ;

                             б) массовая доля углерода в углеводороде  вычисляется по формуле

                                        )

                   Задачи на вывод молекулярной формулы углеводородов

                                           I. По массовым долям элементов

Опорная информация:   1)Пусть имеется углеводород СхНу,  тогда ω%(C) – массовая    доля  углерода   ,     преобразуя эту формулу, можно выразить  «х» -  число атомов углерода:   .      Аналогично:     ,  преобразуем эту формулу, выражая число атомов водорода («у»):  .

[Примечание: если по условию задачи известна массовая доля только одного элемента, то массовую долю второго элемента можно определить из формулы:   .]

2) Относительную молекулярную массу углеводорода можно вычислить, зная величину относительной плотности данного углеводорода по какому-либо газу «А» (водород, кислород, гелий, азот или воздух и др):      Mr(СхНу ) = DАхНу) · Mr (А),   гдеDАхНу)  -  относительная плотность газообразного углеводорода  СхНу  по газу  «А»;   Mr ср.(воздуха) =29

Общая схема решения задачи

Задача-образец

             

        Дано:    а)  ω % (C)  или    ω % (Н)

                      б) DА (СXHY)  или  ρ

                   Найти:  СхНу

       Последовательность действий:

     

  1)  Находим  Mr (СXHY) :

    Если известна   DА (СXHY) ,   то              

     Mr(СXHY)  = DА (СXHY) • Mr(A)

                           

  2) Находим индексы (х  и у):   

           

  а)    

  б)     ω % (H) = 100 %  -  ω % (C)

  в)           

 Определите молекулярную формулу  углеводорода, содержащего 84%    углерода,  если относительная плотность данного вещества по азоту = 3,57.

                Дано:    а)  ω % (C) = 84%

                               б) DN2 (СXHY) = 3,57

                   Найти:  СхНу

Решение:

1)  Находим  Mr (СXHY) :

   

  Mr(СXHY)  = DN2 (СXHY) • Mr(N2) = 3,57 • 28 = 99,96

2) Находим индексы (х  и у):   

а)   = = 6,99

б)   ω % (H) = 100 %  -  ω % (C) = 100 %  -  84%= 16%

в) == 15,99

Ответ:  С7Н16       

  20)  Задача: Массовая доля углерода в  углеводороде составляет 83,3%. Относительная

         плотность паров этого углеводорода по водороду = 36. Определите молекулярную

         формулу  этого углеводорода.

21)  Задача: Определите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля водорода

        в котором составляет 15,79%. Относительная плотность паров этого вещества  по

        воздуху равна  3,93.

   

                                           II. По продуктам сгорания      

Общая схема решения задачи

Задача-образец

             

 

  Дано:    а) m(CXHY)  или  V(CXHY)    

                  б) m(CO2) или  V(CO2)

                     в)  m(H2O)

                   г)  DА (СXHY)             

        Найти:  СхНу

 Последовательность действий:

     

  1)  а) Если известна  m (CXHY), то сначала определяют М(CXHY):

     Mr(СXHY)  = DА (СXHY) • Mr(A)

                           

  б)  Если известен V(CXHY), то переходим ко 2 действию.

2) Вычисляем :  а) n (CXHY) ;         б) n(CО2) ;        

     в) n (H2O) по одной из формул:

       n(A)   или    n(A)    

   3) Вычисляем:  а)  n (C) =  n (CО2) ;

        б)  n (H) = 2• n (H2O).

(Примечание:   проверка на наличие атомов кислорода:  

 m (О)= m (в-ва) -  m (С)  -  m (Н)  =

 m (в-ва)   -  12 · n (C)  -  1 · n (Н)  )

4) Записываем  соотношение:    

       n (CXHY)   :    n (C)    :   n(H)  

       Делим на наименьшее число.

5) Ответ:  в  1 молекуле  CXHY   содержится …. атомов   углерода   и  …. атомов водорода.

  При сгорании  92,8 г углеводорода образовалось 143,36 л  оксида углерода (IV) и 144 г воды.  Относительная плотность углеводорода по  воздуху равна двум.  Определите молекулярную формулу данного вещества.

   

Дано:    а)  m(CXHY)  = 92,8 г

                  б)  V(CO2) = 143,36 л  

                  в)  m(H2O) = 144 г

                  г)  Dвоздух (СXHY) = 2

                   Найти:  СхНу

Решение:

1)  Так как известна  m (CXHY), то сначала определяют М(CXHY):

Mr(СXHY)  = Dвоздух (СXHY) • Mr(воздух) = 2 • 29 = 58

2)  Вычисляем :     а) n (CXHY) == = 1,6

     б) n(CО2)  = =   = 6,4         в) n (H2O) = = = 8

3) Вычисляем:  а)  n (C)  =  n (CО2) =  6,4

        б)  n (H) = 2 • n (H2O) = 2 • 8 = 16

(Так как по условию задачи известно, что сожгли углеводород, проверку на кислород делать не нужно)

4) Записываем  соотношение:    

       n (CXHY)   :    n (C)    :   n(H)  

        1,6          :    6,4      :   16    

Делим на наименьшее число  –  на 1,6 :

                 :         :  

          1            :     4       :    10

5) Ответ:  С4Н10  

   

22) Задача: Относительная плотность углеводорода по водороду равна 14. Определите

                       молекулярную формулу этого вещества,  если при сгорании 42  г его

                       образовалось   54 г воды и 67,2 л углекислого газа.

23) Задача: 20,16 л углеводорода сожгли, в результате чего было получено 80,64 л оксида

                       углерода (IV) и 64,8 г воды. Какова молекулярная формула  исходного

                       углеводорода?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие листы для учащихся к классному часу

На данных листах работают учащиеся во время классного часа. Весь пакет распечатывается для каждого ученика, то есть если в классе 16 человек, то значит - 16 копий. Что я и делала в свое время....

Рабочий лист по теме:" Магнитная индукция"

Использование рабочих листов на уроке сокращает время на составление учащимися опорного конспекта. Заполняется рабочий лист по мере объяснения учителем  нового материала....

Рабочий лист по теме:"Объяснение электрических явлений".8 кл.

Рабочий лист заполняется учащимися по ходу объяснения учителем нового материала и представляет собой опорный конспект по теме "Объяснение электрических явлений". 8 класс....

Рабочий лист к уроку русского языка

Рабочий лист к уроку "Обращение"...

Рабочий лист к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)

Рабочий лист к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)...

Рабочий лист просмотра видеоматериала «Женщины в русской истории. Выпуск № 70 "Рогнеда". 22.10.2011» для учащихся 6 класса

Универсальный ресурс и возможно применение к различным УМК по истории России в 6 классе по теме «Владимир Святославович.  Принятие христианства»..В  УМК А.А.Данилов, А.Г.Косулина отсут...

Рабочий лист по Кубановедению

Рабочий лист для закрепления материала по кубановедению в 5 кл....