Рабочие листы по теме "Алканы"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Предлагаемые рабочие листы предназначены для организации самостоятельной работы десятиклассников при изучении темы "Алканы". Наличие "подсказок", схем и примеров может помочь много пропускающим по болезни ученикам проработать материал этой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_listy_po_teme_alkany.docx | 536.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Анна Валерьевна Дзенис
Рабочие листы по теме "Алканы"
1) Допишите определение
Алканами называют ________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Общая формула алканов - ______________
В приведенном ниже списке подчеркните формулы алканов:
С17Н36 , С4Н8 , С12Н22 , С8Н10 , С7Н16 , С10Н18 , С15Н30 , С13Н28 , С6Н6 , С9Н16
2) Допишите определения
Гомологический ряд – это ___________________________________________________
__________________________________________________________________________
Гомологи - ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3) Определите молекулярные формулы алканов, имеющих относительные
молекулярные массы, равные а) 86; б) 128
(Подсказка: относительную молекулярную массу алкана можно вычислить по общему правилу:
Mr(CnH2n+2) = n • Ar(C) + (2n +2) • Ar(H) = n • 12 + (2n +2) • 1 = 12 n + 2n +2= 14 n +2.
Число атомов углерода в алкане
Число атомов водорода в алкане
Подставив конкретное значение относительной молекулярной массы алкана,
решаем уравнение относительно "n". Зная число атомов углерода и общую формулу
алканов, записываем молекулярную формулу искомого вещества.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Охарактеризуйте строение алканов, вставьте пропущенное:
а) Тип гибридизации атомов углерода: _______ . В _____ гибридизации участвуют
____ и ___ орбитали, в результате образуются _________________________
орбитали, которые принимают форму _______________________________.
б) Между атомами углерода ___________________________________ связи.
в) Длина углерод-углеродной (С-С) связи: ________________
г) Величина угла между связями: _________________________
д) Вследствие __________________________________________________, вокруг
____связей в молекулах алканов возможно ______________________________.
Цепь атомов углерода имеет ______________________________ характер.
5) Вспомните, какие вещества называют изомерами. Допишите предложение:
Для предельных углеводородов характерна только изомерия ____________________
________________ - один из видов _________________________ изомерии.
Составьте формулы возможных изомеров состава С6Н14 .
6) Установите соответствие: для каждого вещества из левого столбика найдите
формулу изомера из правого столбика
Формула вещества | Формула его изомера |
А)
Б) В) Г) | а) б) в) г) д) |
Ответ: _______________________________________________________
7) Изучите по учебнику последовательность действий при составлении названия
углеводородов по номенклатуре ИЮПАК.
Схематично эта информация представлена в следующей таблице:
Задание-образец: дать название следующему углеводороду по систематической номенклатуре
Последовательность действий | Выполняемые операции |
1) Выбираем наиболее длинную цепь атомов углерода и нумеруем ее с того конца, к которому ближе радикалы | 1 2 3 4 5 6 7 |
2) Приставка: место – (число) - название заместителей у 2 и у 4 атомов углерода имеется 2 одинаковых радикала метила | 2,4-диметил |
3) Корень слова: число атомов углерода в главной цепи (7 – гепт) | 2,4-диметил гепт |
4) Суффикс: Только одинарные связи между атомами углерода | 2,4-диметил гепт ан |
Задание с «подсказкой»: дать название следующему углеводороду по систематической
номенклатуре
, - , - _ ______
_________ ____ | 1) Выбираем наиболее _________________ цепь атомов углерода, 2) Нумеруем атомы углерода с того конца, к которому ближе ___________________ 3) Составляем название: у ____ атомов углерода есть ____________ _____ ________; всего в главной цепи ______ атомов углерода; между атомами углерода – только ______________ |
Записываем название целиком: ___________________________________
8) Назовите следующие углеводороды по систематической номенклатуре
а)
, - ____________ _______________
б)
, - ________ , - ______________________
в)
, - ____________ _______________
9) Назовите все вещества из задания № 6
А)______________________________________________________
Б) _______________________________________________________
В) _______________________________________________________
Г) _______________________________________________________
а) _______________________________________________________
б) _______________________________________________________
в) _______________________________________________________
г) _______________________________________________________
д) _______________________________________________________
10) Допишите необходимое число атомов водорода и назовите вещества. Изомерны ли
они друг другу?
а) б)
________________________________ ________________________________
Ответ: ______________________________
11) Составьте структурную формулу следующего вещества: 2,2,5-триметилгексан
Последовательность действий | Выполняемые операции |
1) «Разбираем слово по составу» - определяем приставку, корень и суффикс | 2,2,5-триметилгексан |
2) Корень слова – число атомов углерода в главной цепи – 6 атомов (гекс). Записываем цепочку из 6 атомов углерода, нумеруем их. | 1 2 3 4 5 6 С – С –С –С –С – С |
3) Приставка: 2,2,5-триметил
у 2 атома углерода есть 2 радикала метила и у 5 атома углерода имеется один радикал метила (-СН3) | |
4) Суффикс: ан только одинарные связи между атомами углерода | |
5) Дописываем необходимое число атомов водорода (у каждого атома углерода = (4 - число имеющихся углерод-углеродных связей)) |
Задание: пользуясь приведенным выше образцом, напишите структурные формулы
следующих веществ:
а) 3-метилгептан б) 2,4-диметил, 3-этилпентан
в) 3-метил,3-этилгексан г) 2,2,4,4-тетраметилпентан
12) Составьте структурные формулы и названия трех гомологов для
(Подсказка: а) вспомните, в чем сходство и в чем различие в строении
гомологов;
б) определите, какая особенность в строении молекулы данного вещества будет повторяться у
его гомологов;
в) составляя формулы гомологов, запишите этот фрагмент, общий для гомологов данного
вещества, а затем допишите 1 или несколько групп –СН2-.
Пример: формула вещества формула гомолога
)
Ответ:
Примечание: обратите внимание на то, какие части слова (приставка, корень или
суффикс) меняются в названиях гомологов, а какие – сохраняются.
13) Для данного вещества выберите формулы и названия гомологов
а) б) в)
г) 2,3-диметилнонан д) 2,2-диметилпентан е) 2,3-диметилбутан
Ответ: ___________________________
14) Рассмотрите приведенную ниже схему ("Химические свойства алканов")
Пользуясь схемой, вставьте пропущенное:
Наличие _________________ связей между атомами _______________ в молекулах алканов обуславливает их _____________________. Для алканов характерны реакции, связанные с разрывом углерод-водородных и _______________________ связей.
- Реакции, связанные с разрывом ______________________ связей
а) реакции __________________________________:
- галогенирование (взаимодействие ____________________ с _______________
при ____________________)
пример: СН3-СН3 + ________ → _____________ + _________
(хлорэтан)
- нитрование (взаимодействие _________________ с ______________ )
пример: СН3-СН3 + ________ → _____________ + _________
(нитроэтан)
б) реакции отщепления:
( дегидрирование – отщепление __________________ при ________________)
пример: СН3-СН3 t, kat _____________ + _________
(этен)
2) Реакции, связанные с разрывом углерод-углеродных связей
а) _______________ (расщепление):
пример: СН3-СН2-СН2-СН3 t, kat _____________ + _________
(этен) (этан)
б) __________________________
пример: СН3-СН2-СН2-СН3 t, kat ___________________________
(2-метилпропан)
в) горение:
пример: С2Н6 + О2 → ________ + _________
15) Перечислите промышленные способы получения алканов
Ответ: __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
16) Приведите примеры уравнений реакций, с помощью которых можно получить
алканы в лаборатории:
а) без изменения углеродного скелета
пример: ________________________________________________________________
б) с увеличением углеродного скелета
пример: ________________________________________________________________
17) Напротив каждого предложения запишите пример уравнения реакции,
подтверждающей данный тезис
утверждение | Пример уравнения реакции |
1) Метан широко используют как бытовое и промышленное топливо. 2) Современные пропан-бутановые смеси позволяют отапливать дома, расположенные вдали от центральной магистральной сети, и эффективно работать двигателям внутреннего сгорания автомобилей. 3) Метан – источник получения водорода в промышленности для синтеза аммиака. | 1) 2) а) б) 3) |
18) Выберите буквы, под которыми записаны верные утверждения:
а) В природном газе содержится незначительное количество метана.
б) Для получения сажи используют метан.
в) Некоторые микроорганизмы способны перерабатывать алканы в белок.
г) При пропускании метана через водный раствор перманганата калия происходит
обесцвечивание раствора.
д) Твердые алканы применяют в качестве основы покрытия автомобильных дорог.
Ответ: _____________________________________
19) Задача: в каком из алканов – 2,2-диметилгексане или 2,2,3-триметилбутане -
массовая доля углерода выше (ответ подтвердите вычислениями)?
(Подсказка: а) запишите молекулярные формулы этих веществ;
б) массовая доля углерода в углеводороде вычисляется по формуле
)
Задачи на вывод молекулярной формулы углеводородов
I. По массовым долям элементов
Опорная информация: 1)Пусть имеется углеводород СхНу, тогда ω%(C) – массовая доля углерода , преобразуя эту формулу, можно выразить «х» - число атомов углерода: . Аналогично: , преобразуем эту формулу, выражая число атомов водорода («у»): .
[Примечание: если по условию задачи известна массовая доля только одного элемента, то массовую долю второго элемента можно определить из формулы: .]
2) Относительную молекулярную массу углеводорода можно вычислить, зная величину относительной плотности данного углеводорода по какому-либо газу «А» (водород, кислород, гелий, азот или воздух и др): Mr(СхНу ) = DА(СхНу) · Mr (А), гдеDА(СхНу) - относительная плотность газообразного углеводорода СхНу по газу «А»; Mr ср.(воздуха) =29
Общая схема решения задачи | Задача-образец |
Дано: а) ω % (C) или ω % (Н) б) DА (СXHY) или ρ Найти: СхНу Последовательность действий:
1) Находим Mr (СXHY) : Если известна DА (СXHY) , то Mr(СXHY) = DА (СXHY) • Mr(A)
2) Находим индексы (х и у):
а) б) ω % (H) = 100 % - ω % (C) в) | Определите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 84% углерода, если относительная плотность данного вещества по азоту = 3,57. Дано: а) ω % (C) = 84% б) DN2 (СXHY) = 3,57 Найти: СхНу Решение: 1) Находим Mr (СXHY) :
Mr(СXHY) = DN2 (СXHY) • Mr(N2) = 3,57 • 28 = 99,96 2) Находим индексы (х и у): а) = = 6,99 б) ω % (H) = 100 % - ω % (C) = 100 % - 84%= 16% в) == 15,99 Ответ: С7Н16 |
20) Задача: Массовая доля углерода в углеводороде составляет 83,3%. Относительная
плотность паров этого углеводорода по водороду = 36. Определите молекулярную
формулу этого углеводорода.
21) Задача: Определите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля водорода
в котором составляет 15,79%. Относительная плотность паров этого вещества по
воздуху равна 3,93.
II. По продуктам сгорания
Общая схема решения задачи | Задача-образец |
Дано: а) m(CXHY) или V(CXHY) б) m(CO2) или V(CO2) в) m(H2O) г) DА (СXHY) Найти: СхНу Последовательность действий:
1) а) Если известна m (CXHY), то сначала определяют М(CXHY): Mr(СXHY) = DА (СXHY) • Mr(A)
б) Если известен V(CXHY), то переходим ко 2 действию. 2) Вычисляем : а) n (CXHY) ; б) n(CО2) ; в) n (H2O) по одной из формул: n(A) или n(A) 3) Вычисляем: а) n (C) = n (CО2) ; б) n (H) = 2• n (H2O). (Примечание: проверка на наличие атомов кислорода: m (О)= m (в-ва) - m (С) - m (Н) = m (в-ва) - 12 · n (C) - 1 · n (Н) ) 4) Записываем соотношение: n (CXHY) : n (C) : n(H) Делим на наименьшее число. 5) Ответ: в 1 молекуле CXHY содержится …. атомов углерода и …. атомов водорода. | При сгорании 92,8 г углеводорода образовалось 143,36 л оксида углерода (IV) и 144 г воды. Относительная плотность углеводорода по воздуху равна двум. Определите молекулярную формулу данного вещества.
Дано: а) m(CXHY) = 92,8 г б) V(CO2) = 143,36 л в) m(H2O) = 144 г г) Dвоздух (СXHY) = 2 Найти: СхНу Решение: 1) Так как известна m (CXHY), то сначала определяют М(CXHY): Mr(СXHY) = Dвоздух (СXHY) • Mr(воздух) = 2 • 29 = 58 2) Вычисляем : а) n (CXHY) == = 1,6 б) n(CО2) = = = 6,4 в) n (H2O) = = = 8 3) Вычисляем: а) n (C) = n (CО2) = 6,4 б) n (H) = 2 • n (H2O) = 2 • 8 = 16 (Так как по условию задачи известно, что сожгли углеводород, проверку на кислород делать не нужно) 4) Записываем соотношение: n (CXHY) : n (C) : n(H) 1,6 : 6,4 : 16 Делим на наименьшее число – на 1,6 : : : 1 : 4 : 10 5) Ответ: С4Н10 |
22) Задача: Относительная плотность углеводорода по водороду равна 14. Определите
молекулярную формулу этого вещества, если при сгорании 42 г его
образовалось 54 г воды и 67,2 л углекислого газа.
23) Задача: 20,16 л углеводорода сожгли, в результате чего было получено 80,64 л оксида
углерода (IV) и 64,8 г воды. Какова молекулярная формула исходного
углеводорода?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие листы для учащихся к классному часу
На данных листах работают учащиеся во время классного часа. Весь пакет распечатывается для каждого ученика, то есть если в классе 16 человек, то значит - 16 копий. Что я и делала в свое время....
Рабочий лист по теме:" Магнитная индукция"
Использование рабочих листов на уроке сокращает время на составление учащимися опорного конспекта. Заполняется рабочий лист по мере объяснения учителем нового материала....
Рабочий лист по теме:"Объяснение электрических явлений".8 кл.
Рабочий лист заполняется учащимися по ходу объяснения учителем нового материала и представляет собой опорный конспект по теме "Объяснение электрических явлений". 8 класс....
Рабочий лист к уроку русского языка
Рабочий лист к уроку "Обращение"...
Рабочий лист к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)
Рабочий лист к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)...
Рабочий лист просмотра видеоматериала «Женщины в русской истории. Выпуск № 70 "Рогнеда". 22.10.2011» для учащихся 6 класса
Универсальный ресурс и возможно применение к различным УМК по истории России в 6 классе по теме «Владимир Святославович. Принятие христианства»..В УМК А.А.Данилов, А.Г.Косулина отсут...
Рабочий лист по Кубановедению
Рабочий лист для закрепления материала по кубановедению в 5 кл....