НАЧАЛЬНОЕ ВВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ, КАК ОБЛАСТЬ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
статья по химии по теме

Голикова Галина Александровна

научно-естесвенная статья, направленная на решение проблоемы пропедефтики химии с первой ступени средней школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon предпрофильная подготовка35 КБ

Предварительный просмотр:

НАЧАЛЬНОЕ ВВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ, КАК ОБЛАСТЬ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

Боженко Галина Александровна

МОУ СОШ №7

Модернизация российского образования, затрагивающая все ступени отечественной образовательной системы, призвана в первую очередь обеспечить доступность образования, повысить его качество и эффективность. Достижение этих целей предполагается реализовать через введение предпрофильной подготовки в основной школе и профильного обучения в старших классах средней школы, а также изменяя формы проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.

В содержательном плане модернизация более всего коснулась естественно-научных учебных дисциплин, которые, к сожалению, сильно пострадали от этого.

Каковы же пути выхода из создавшейся ситуации? Мы считаем, что в какой-то мере проблему может решить более раннее изучение химии в основной школе.

Одной из методических задач, в решении которой должны принимать участие учителя химии, является формирование у учащихся представлений о единой научной картине мира.

Особенность существующего и экспериментальных базисных учебных планов состоит в том, начало изучения таких естественных наук, как биология, география, экология опережает появление в 8-м классе нового предмета - химии. При этом в 6-7 классах учащиеся должны оперировать значительным объемом химических знаний. Например, учебный материал практически всех тем физической географии 7-ого класса («Атмосфера», «Литосфера», «Гидросфера», «Биосфера») подразумевает знание полутора десятков химических элементов, названий соединений, не упоминавшихся в курсе природоведения. Учитель биологии должен дать представления о таких веществах, как хлорофилл, глюкоза, сахароза, целлюлоза, жиры, белки и др. Начальные знания физики также во многом сопряжены с химическими понятиями. Не будет преувеличением сказать, что химия выполняет своеобразную интегрирующую роль в системе естественных наук.

В этой связи логичным было бы начать изучение химии не с 8-ого, а с 7-ого класса общеобразовательной школы. Целесообразность раннего изучения химии экспериментально подтверждена многолетней педагогической практикой преподавания так называемой пропедевтики химии. Проанализируем концептуальные направления разработки существующих пропедевтических курсов химии:

Первое  направление – это введение интегрированного курса естествознания, предваряющего изучение отдельных предметов естественного цикла.

Идея интеграции  предметов биологии, географии и  химии, реализует знакомство учащихся 5–6-х классов с предметом химии, строением мира, понятием микромира, со строением вещества (молекулами, атомами, ионами), с составом вещества (простыми и сложными – оксидами, кислотами, основаниями и солями), некоторыми органическими соединениями (белками, жирами, углеводами) и химическими явлениями (реакциями соединения и разложения), которые мы встречаем в быту, которые окружают нас, и о протекании которых мы не задумываемся. Это откроет учащимся предложенной возрастной категории новые грани познания мира. Междисциплинарные связи призваны заложить основы мировоззренческих взглядов, оценочных суждений, расширить естественнонаучный кругозор учащихся.

Второе  направление полностью предназначенного для пропедевтического изучения предмета – введение в химию. Это учебное пособие знакомит шестиклассников практически со всеми разделами курса химии как основной, так и средней школы, а также с началами химического эксперимента, основанного на школьном курсе изучения географии и биологии (состав земли, состав атмосферы, состав слюны).

Пропедевтический  курс должен раскрывать такие вопросы чистые вещества и смеси, способы их разделения, дается понятие о химическом элементе и химической символике (знаках и формулах), первоначальные основы нового химического языка.

Блок «Химические вещества и планета Земля» содержит информацию о кислороде (химическом элементе и веществе), аллотропии, окислении, составе воздуха, а также о воде, ее круговороте и о химическом составе литосферы и биосферы.

Значительное увеличение объема материала курса химии в старших классах требует от учителя постоянно поддерживать напряженный темп его изучения. Это ставит учащихся в трудное положение. Основываясь на данных отечественных психологов и учитывая психологические особенности подросткового возраста (стремление к самоутверждению, способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, логическому мышлению), можно утверждать, что оптимальным для начала изучения естественных наук является возраст 12 лет. Таким образом достигается задача планомерного изучение материала, исключается сокращение учебного материала в старших классах за счет увеличения сроков работы с предметом. С переходом в новую параллель  учащиеся будут обеспечиваться материалом с повышением уровня сложности. Увеличивается время введения в методику решения задач, что позволяет более глубоко окунуться в химию, как в процесс.

Занимая среди наук о природе важнейшее место наряду с географией и биологией, химия вносит существенный вклад в понимание единой научной картины мира. Как и другие естественные науки, химия не только изучает природу, но и обеспечивает человека знаниями для практической деятельности, развития материального производства. Раннее изучение химии способствует интеграции предмета с другими дисциплинами, создает основу для всестороннего образования школьников, подготовки их к труду, существенно повышает воспитательный потенциал. Поэтому изучение химии с 5-6 классов, в качестве спецкурсов  или кружков позволит решить, по меньшей мере, три задачи. Во-первых, значительно разгружена программа восьмого класса. Насыщенность и сложность материала, обилие новых понятий и терминов отталкивали многих восьмиклассников, ставили химию в разряд «трудных» предметов. Во-вторых, отсутствие информационной перегрузки позволяет учителю занимательно изложить материал, показать роль химии в повседневной жизни человека, ввести элементы предпрофильной ориентации учащихся. Это способствует развитию интереса к предмету, позволяет уделить больше внимания одаренным ребятам, побудить естественнонаучные способности у остальных. Третьим взаимосвязанным элементом является отработка первых навыков химического эксперимента. Программа восьмого класса не позволяет уделить достаточного внимания знакомству с лабораторной посудой и оборудованием, научить основам измерения веществ и простейших операций с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка обучающихся к изучению химии средствами пропедевтического курса «Введение в химию вещества»

Совершенствование школьного химического образования на современном этапе приводит к ряду проблем, с которыми сталкиваются в своей работе учителя химии.     Именно поэтом...

Международные исследования в области естествознания: усиление прикладной направленности школьного курса химии

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Городской методический семинар «Обучение химии в современной школе: подходы и перспективы». Круглый стол: Примеры реализации со...

Использование приемов развивающего обучения для формирования компетентностей обучающихся по предметам области естествознания

Главной целью современного образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных...

Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"

Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся 0 - 5 классов с ТНМР (II вариант) на 2020 – 2021 учебный год

Программа составлена на основе: АООП образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).Программы образования учащихся с умеренной и тяже...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся 1 - 5 классов с ТНМР (II вариант) на 2021 – 2022 учебный год

Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). АООП образования обучающ...

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А по учебному предмету «Естествознание» для обучающихся 10-11 классов (базовый уровень)

В концепции духовно‑нравственного развития и воспитания гражданина России в качестве важнейших требований выдвигается формирование у учащихся готовности и способности выражать и отстаивать свою позици...