Сравнение содержания образования и формирования УУД в нормативных документах ФГОС ООО по химии
статья по химии по теме
В статье дана сравнительная характеристика нормативных документов о переходе на новые образовательные стандарты в области химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vaganova_snezhinsk.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СРАВНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УУД В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ ФГОС ООО ПО ХИМИИ
ВАГАНОВА Г.И.
г. Снежинск, МБОУ СОШ № 121
Руководитель группы разработчиков стандарта общего образования, управляющий директор издательства «Просвещение», член-корреспондент Российской академии образования А.М.Кондаков в своём интервью «Вестнику образования» на вопрос
Что изменится для учителя с принятием стандарта основного общего образования? ответил: «Учителю будет работать сложнее, потому что из транслятора знаний он становится навигатором по поиску, отбору, анализу, проверке достоверности полученной информации. Но и возможностей и прав на творчество у учителя станет больше. Доказательством тому может служить основная образовательная программа образовательного учреждения, которую школа будет разрабатывать сама». И сейчас каждый учитель нашей школы вовлечён в это творчество.
Работа началась со знакомства с нормативными документами: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения и примерных программ по учебным предметам.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт) – это системообразующий элемент всего образования и представляет собой совокупность требований к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ.
Фундаментальное ядро содержания общего образования -базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.
Примерная образовательная программа основного общего образования определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования.
Было выбрано направление работы – рассмотреть как представлены результаты освоения учебной программы по химии во всех вышеизложенных документах.
Первыми в сводную таблицу внесены предметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования по химии с учётом общих требований Стандарта.
В системе нормативного сопровождения стандартов, Фундаментальное ядро содержания общего образования фиксирует универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс и как базовый документ раскрывает содержание основных элементов научного знания
Как показал сравнительный анализ, содержание примерной учебной программы по химии практически полностью соответствует требованиям Стандарта и подтверждает содержание Фундаментального ядра. Исключение составляет тема «Способы получения металлов. Сплавы. Коррозия металлов», которая присутствует в содержании Фундаментального ядра, но не нашла подтверждения в примерной образовательной программе основного общего образования.
C целью конкретизации планируемых результатов освоения учебной программы по химии в форме УУД,был использован диагностический инструментарий оценивания УУД обучающихся, представленный методистами ЧИППКРО.
Содержание образования по предмету, учебному курсу | Планируемые результаты освоения | |||
Федеральный государствен-ный образователь-ный стандарт основного общего образования | Фундамен-тальное ядро содержа-ния общего образова-ния | Примерная программа по учебному предмету Химия 8-9 классы | Планируемые результаты (в соответствии с примерной основной образовательной программы ООП) | Конкре-тизация планиру-емых резуль-татов в форме УУД |
Теоретические основы химии Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) | ||||
Осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания | Химия как часть естествознания. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Химический анализ и синтез. | Предмет химии Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение Источники химической информации: химическая литература, Интернет. | Выпускник научится: 1ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о химической науке, получаемую из разных источников; писывать методы познания в химии Выпускник получит возможность научиться:
| Л 1.9. Л 2.1 Л 3.5. П 1.1;П 1.2 Р 1.1. Р 1.2 К 5. К 6.1. |
Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; Формирование умений объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения. | Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Простые и сложные вещества Причины многообразия веществ: аллотропия, Чистые вещества, смеси, | Чистые вещества и смеси. Очистка веществ. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы | Выпускник научится: 1.характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества. Выпускник получит возможность научиться:
| Л 1.9. Л 3.2 П 2.4. П 2.5. П 2.3 Р 1.3 К 1.1 |
Овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; | Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Проведение расчетов на основе формул и уравнений химических реакций, Абсолютные и относительные массы атомов и молекул. Моль – мера количества вещества. Закон Авогадро и объем моля газа. Число Авогадро | Химический элемент, атом, молекула. Знаки химических элементов. Химическая формула. Валентность химических элементов. Составление формул бинарных соединений по валентности атомов химических элементов и определение валентности атомов химических элементов по формулам бинарных соединений. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Количество вещества. Моль. Молярная масса и молярный объём | Выпускник научится: 1.Раскрывать смысл основных химических понятий «химический элемент», «валентность», используя знаковую систему химии; 2.изображать состав простейших веществ с помощью химических формул; 3.вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а так же массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости; | П 2.4. П 2.1 П1.3. Р1.3 Р 6. К 6.2. |
Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире. | Физические и химические явления. Химическая реакция – процесс перестройки атомов в молекулах. Сохранность атомов в химических реакциях. Признаки и условия протекания химических реакций. | Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения Коэффициенты в уравнениях химических реакций как отношения количеств веществ, вступающих и образующихся в результате химических реакций. Простейшие расчеты по уравнениям химических реакций | Выпускник научится 1.объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических; 2.называть признаки и условия протекания химических реакций; 3.пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой; 4..проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов. Выпускник получит возможность научиться:
| Л 1.9. Л 3.5. Л 3.2 П 2.1 П2.4 Р 1.1. Р1.2 К 2.1 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | ||||
Осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания | Периодический закон Д.И.Менделеева Периоды и группы. Как пользоваться периодической таблицей. | История открытия периодического закона Значение периодического закона для развития науки. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» Физический смысл порядкового (атомного) номера, номера периода и номера группы (для элементов А-групп). | Выпускник научится: 1. классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний; 2. раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева; 3.описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов; 4.описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного; 5.характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; 6.осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений. Выпускник получит возможность научиться:
| Л 1.5. Л3.2 Л 3.5. П 1.1 П1.2 П2.4. П 2.5. Р1.3 Р3 К6.1. К 3.2. |
Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире.Овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; | Атомы, ядра, протоны, нейтроны, электроны. Химический элемент. Понятие о строении электронных оболочек. Валентные электроны. Степень окисления | Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протон и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса. Электронная оболочка атома. Электронные слои атомов элементов малых периодов. | Выпускник научится: 1.характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция; 2.характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов; Выпускник получит возможность научиться:
| Л3.2 П 2.4. Р1.3 К 6.1. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Нормативные документы международного и федерального уровняНормативные документы, регламентирующие работу педагога-психолога образования...
ФГОС ООО с изменениями. Нормативные документы.
ФГОС ООО с изменениями. Нормативные документы....
Статья "Анализ нормативных документов и учебной литературы по химии для учащихся 10-х классов"
Статья посвящена анализу нормативных документов, регламентирующих содержание предмета Химия в курсе основоного общего образования в общеобразовательном учреждении, и анализу учебной литературы....
Анализ нормативных документов и учебной литературы по химии для учащихся 10-х классов
Статья по химии...
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя химии
Предлагаю Вашему вниманию для использования в работе нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность учителя химии, образец паспорта кабинета химии, а также минимальные требования к осн...