Сравнение содержания образования и формирования УУД в нормативных документах ФГОС ООО по химии
статья по химии по теме

Ваганова Генриэтта Ивановна

В статье дана сравнительная характеристика нормативных документов о переходе на новые образовательные стандарты в области химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vaganova_snezhinsk.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

СРАВНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УУД В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ ФГОС ООО ПО ХИМИИ

ВАГАНОВА Г.И.

г. Снежинск, МБОУ СОШ № 121

Руководитель группы разработчиков  стандарта общего образования, управляющий директор  издательства «Просвещение», член-корреспондент Российской академии  образования А.М.Кондаков в своём интервью  «Вестнику образования»  на вопрос

Что изменится для учителя с принятием стандарта основного общего образования? ответил: «Учителю будет работать сложнее, потому что из транслятора знаний он становится навигатором по поиску, отбору, анализу, проверке достоверности полученной информации. Но и возможностей и прав на творчество у учителя станет больше. Доказательством тому может служить основная образовательная программа образовательного учреждения, которую школа будет разрабатывать сама». И сейчас каждый учитель нашей школы вовлечён в это творчество.

Работа началась со  знакомства с нормативными документами: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения и примерных программ по учебным предметам.

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт основного общего образования (далее - Стандарт) – это системообразующий элемент всего образования и представляет собой совокупность требований к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ.

Фундаментальное ядро содержания общего образования -базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.

Примерная образовательная программа основного общего образования определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования.

Было выбрано направление работы – рассмотреть как представлены результаты освоения учебной программы по химии во всех вышеизложенных документах.

Первыми в сводную таблицу внесены предметные результаты освоения  образовательной программы основного общего  образования  по химии  с учётом общих  требований Стандарта.

 В системе нормативного сопровождения стандартов, Фундаментальное ядро содержания общего образования  фиксирует  универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс и как базовый документ раскрывает содержание основных элементов научного знания

Как показал сравнительный анализ,  содержание примерной  учебной  программы по химии  практически полностью соответствует требованиям Стандарта и подтверждает содержание Фундаментального ядра. Исключение составляет тема «Способы получения металлов. Сплавы. Коррозия металлов», которая присутствует в содержании Фундаментального ядра, но не нашла подтверждения в примерной образовательной  программе основного общего образования.

C целью конкретизации планируемых результатов освоения учебной программы по химии в форме УУД,был использован диагностический инструментарий оценивания УУД обучающихся, представленный методистами ЧИППКРО.

Содержание образования по предмету, учебному курсу

Планируемые результаты освоения

Федеральный государствен-ный образователь-ный стандарт

основного общего образования

Фундамен-тальное ядро содержа-ния общего образова-ния

Примерная программа по учебному предмету

Химия 8-9 классы

Планируемые результаты

 (в соответствии с примерной основной образовательной программы ООП)

Конкре-тизация планиру-емых резуль-татов в форме УУД

 Теоретические основы химии    Основные понятия  химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Осознание объективной значимости основ химической науки как области  современного естествознания

Химия как часть естествознания. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Химический анализ и синтез.

Предмет химии  Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение Источники химической информации: химическая литература, Интернет.

Выпускник научится: 1ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о химической науке, получаемую из разных источников;

писывать методы познания в химии

Выпускник получит возможность научиться:

  • Развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой.

Л 1.9. Л 2.1

Л 3.5.

П 1.1;П 1.2 

Р 1.1. Р 1.2

К 5.

К 6.1.

Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; Формирование умений объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения.

Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Простые и сложные вещества Причины многообразия веществ: аллотропия, Чистые вещества, смеси,

Чистые вещества и смеси. Очистка веществ. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы

Выпускник научится:

1.характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества.


Выпускник получит возможность научиться:

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ
  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

Л 1.9. Л 3.2

П 2.4.

П 2.5. П 2.3

Р 1.3 К 1.1

Овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Проведение расчетов на основе формул и уравнений химических реакций, Абсолютные и относительные массы атомов и молекул. Моль – мера количества вещества. Закон Авогадро и объем моля газа. Число Авогадро

Химический элемент, атом, молекула. Знаки химических элементов. Химическая формула. Валентность химических элементов. Составление формул бинарных соединений по валентности атомов  химических элементов и определение валентности атомов  химических элементов по формулам бинарных соединений. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Количество вещества. Моль. Молярная масса и молярный объём

Выпускник научится:

1.Раскрывать смысл основных химических понятий  «химический элемент»,

«валентность», используя знаковую систему  химии;

2.изображать состав простейших веществ с помощью химических формул;

3.вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а так же массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

П 2.4. П 2.1 П1.3. Р1.3 Р 6. К 6.2.

Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире.

Физические и химические явления. Химическая реакция – процесс перестройки атомов в молекулах. Сохранность атомов в химических реакциях. Признаки и условия протекания химических реакций.

 Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций.

Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения Коэффициенты в уравнениях химических реакций как отношения количеств веществ, вступающих и образующихся в результате химических реакций. Простейшие расчеты по уравнениям химических реакций

Выпускник научится

1.объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

2.называть признаки и условия протекания химических реакций;

3.пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

4..проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в  процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов. 

      Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

Л 1.9.  

Л 3.5. Л 3.2

П 2.1

П2.4

Р 1.1. Р1.2 К 2.1

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Осознание объективной значимости основ химической науки как области  современного естествознания

Периодический закон Д.И.Менделеева Периоды и группы. Как пользоваться периодической таблицей.

История открытия периодического закона Значение периодического закона для развития науки. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» Физический смысл порядкового (атомного) номера, номера периода и номера группы (для элементов А-групп).

Выпускник научится:

1. классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

2. раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

3.описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

4.описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;

5.характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

6.осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
  • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Л 1.5. Л3.2

Л 3.5.

П 1.1 П1.2

П2.4. 

П 2.5. Р1.3

Р3 К6.1. 

К 3.2.

Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире.Овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

Атомы, ядра, протоны, нейтроны, электроны. Химический элемент. Понятие о строении электронных оболочек. Валентные электроны. Степень окисления

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протон  и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса. Электронная оболочка атома. Электронные слои атомов элементов малых периодов.

Выпускник научится:

1.характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

2.характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
  • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

Л3.2

П 2.4. Р1.3 К 6.1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Нормативные документы международного и федерального уровняНормативные документы, регламентирующие работу педагога-психолога образования...

ФГОС ООО с изменениями. Нормативные документы.

ФГОС ООО с изменениями. Нормативные документы....

Статья "Анализ нормативных документов и учебной литературы по химии для учащихся 10-х классов"

Статья посвящена анализу нормативных документов, регламентирующих содержание предмета Химия в курсе основоного общего образования в общеобразовательном учреждении, и анализу учебной литературы....

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя химии

Предлагаю Вашему вниманию для использования в работе нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность учителя химии, образец паспорта кабинета химии, а также минимальные требования к осн...