Экологическое воспитание
статья (химия) на тему

Общие сведения, задачи и экологическое воспитание на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ek.vosp_.rar16.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей»

Тема самообразования:

«Экологическое воспитание»

из опыта работы

учителем химии

Пучиной Е.Ю.

г.Реутов

2012-2013г.г.

Общие сведения

На каком-то этапе своего развития человечество вдруг решило, что за технический прогресс никогда не придется расплачиваться: деньгами и болезнями, неведомыми предыдущим поколениям, духовным истощением и расщепленной психикой, вселенским страхом сгинуть в ядерном пожаре.

Об этих страшных последствиях человек узнал как-то неожиданно: состояние окружающей среды у нас замалчивалось из-за технократического и партийно-административного мышления, которое на протяжении 70 лет уничтожало гуманизм, эстетику, нравственные ценности ради выполнения государственных планов любой ценой. За рубежом технократы молчали о надвигающейся катастрофе ради получения прибылей.

Только в странах СНГ сформировалось около 300 ареалов острых экологических ситуаций, занимающих площадь почти 4 млн. кв. км, т.е. чуть ли не 20% территории страны, где проживают 26% всего населения, или 39% горожан. Самые значительные по масштабам зоны экологического бедствия находятся в Средней Азии, в Восточной Сибири, на Урале и на Юге европейской части страны. Весьма сложная обстановка в Молдавии. А Приаралье, Калмыцкие степи и зона Чернобыля – это зоны настоящей экологической катастрофы.

Десятилетиями различные министерства и ведомства страны скрывали всю экологическую информацию, даже сведения о нашем здоровье (они впервые опубликованы ЦСУ СССР в различных справочниках лишь в 1989г.). Но и сейчас вы нигде не найдете объективной информации о качестве нашей пищи, радиоактивном фоне возле отдельных предприятий, о безопасности детских игрушек, посуды, мебели и домов, в которых мы живем.

Мы по-прежнему малообразованны в области экологии. Достаточно сказать, что 44% школьников прямо заявляют, что не участвуют в охране природы, а 35% учащихся под природоохранной работой понимают летнюю практику на пришкольном участке.

По мнению ученых, в России существует не менее чем 15-летнее отставание экологического образования от мирового уровня. Поэтому необходимо воспитывать рачительного хозяина богатств Родины, чтобы наши выпускники становились думающими природопользователями.

Таким образом, школьному учителю предстоит многое сделать в экологическом воспитании не только детей, но и их родителей. Красота и труд должны быть непременными спутниками экологического образования.

Экологическое воспитание является частью экологического образования (помимо обучения и развития).

Воспитывать не значит говорить.

Воспитывать – это учить делать.

Все проблемы окружающей среды имеют коллективный характер. Охрана окружающей среды – это опосредованное отношение друг к другу. Экологическое сознание формируется  лишь в процессе деятельности.

Важно выработать единые принципы экологического образования. А культурные, природные, бытовые и другие традиции в каждом районе и поселке будут свои.

1 этап. Нужно научить детей понимать, что происходит вокруг школы (работа ТЭЦ, количество и типы растущих деревьев, садов, дикорастущих лесов, транспортные потоки, выбросы предприятий и т.д.).

2 этап. Необходимо научить ставить экологические задачи и решать их, уметь критически и трезво оценивать состояние окружающей среды (все это определяет уровень экологической образованности).

3 этап. Старшеклассник должен научиться понимать проблемы города или села, в котором он живет (местная экосистема).

4 этап. Формирование заказников, заповедных зон и т.п.

5 этап. Нужно ознакомить учащихся с глобальными проблемами экосистемы «Россия – мир».

Задачи экологического воспитания

Главная задача экологического образования – содействие формированию гражданина. Эта задача не решается введением одной дисциплины. Мы должны понимать взаимодействие всех факторов. Нужно знакомить детей с конкретной природой конкретного района. Надо научить школьника прогнозировать, что будет в конкретном городе или поселке через 50-100 лет.

В истории Земли было несколько экологических катастроф.

Первая случилась тогда, когда прокариоты – безъядерные организмы, населявшие планету, - погибли вследствие избытка выделяемого ими кислорода. Взамен появились ядерные растения, животные, человек.

Вторая катастрофа – неолитическая, когда человек съел последнего мамонта. Знания спасли человека: нашлись другие источники пищи.

Третья катастрофа близка, хотя и непредсказуема. Благодаря знаниям уничтожаются реки, моря, леса, недра.

Экологическое воспитание – неотъемлемая часть образовательного процесса.

Мы должны возвратиться к культуре парков, к сохранению и возрождению ландшафта. Эта задача стоит и перед современной школой.

Экологическое воспитание – это и формирование доброты по отношению ко всем объектам природы. Человек – единственное существо на планете, которое не обладает способностями экологически защищаться. И в большинстве случаев он не хочет над этим задуматься. Экологически воспитывать – это не просто призывы «нельзя рвать, нельзя мусорить», а объяснения, почему нельзя рвать и мусорить.

Экологическое воспитание должно осуществляться в комплексе, на всех уроках, системно во всей школе.

Цель экологического воспитания на уроках – сформировать у детей ответственное отношение к окружающей среде, личность, готовую к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды.

Экологическое образование – это:

  • разносторонний анализ разнообразных экологических проблем (научный, идеологический, нравственный, эстетический, экономический);
  • введение в содержание предмета междисциплинарных понятий (охрана здоровья человека, охрана окружающей среды, слежение за состоянием среды, качество среды, здоровый образ жизни, экспертиза среды и здоровья);
  • связь фундаментальных понятий экологии с различными науками.

Нужно помнить, что жизнь ставит перед нами 7 экологических проблем:

-проблема продовольствия;

-проблема энергии;

-проблема ресурсов;

-проблема демографии;

-проблема генофонда;

-проблема биосферы;

-проблема здоровья человека.

В начальной школе учитель формирует бережное отношение детей к природе трактовкой с личных позиций таких понятий, как красота, значимость, роль, ценность.

В средней школе важно рассмотреть проблемы:

-живопись и природа;

-музыка и природа;

-образ природы в различные исторические периоды;

-антропогенный фактор.

Выпускник средней школы должен знать:

  • экологические противоречия глобального масштаба, затрагивающие самые основы существования цивилизации;
  • причины обострения современных экологических проблем;
  • различные пути решения экологических проблем в странах мира;
  • возможности внести гармонию во взаимоотношения между обществом и природой: плановая организация производства;
  • следование гуманистическим идеалам в сохранении здоровья людей, сбережении нашей планеты; освоение космического пространства в целях мирной цивилизации; внедрение в промышленность ресурсосберегающих и безотходных технологий, утилизация отходов; усиление государственного контроля за состоянием природной среды и источниками загрязнения; перестройка психологии населения по отношению к природной среде.

Экологическое воспитание на уроках

Эта проблема должна решаться на всех без исключения занятиях, но наиболее благоприятные условия имеют, конечно, учителя химии, биологии и физики.

Изучая сущность химических производств, учитель, как на уроках, так и факультативных занятиях может рассмотреть с учащимися внедрение мембранных технологий. Эти технологии действуют по принципам, заимствованным у живой природы, и используются в медицинской, пищевой, химической промышленности, в производстве полупроводниковых и чистых материалов, что позволяет предотвратить сброс в водоемы особо вредных стоков.

Учащиеся должны быть твердо убеждены в том, что развивать высокоиндустриальное химическое производство можно без ущерба для окружающей природы и самого человека. В нашей стране интенсивно разрабатываются и внедряются технологии с замкнутыми циклами воды и воздуха, прогрессивные методы очистки выбросов.

Месячник «Химия и охрана окружающей среды»

Задача месячника – привлечь к участию в нем каждого ученика. Для этого разрабатывается план и обширный перечень видов работ для всех классов. Подготовка начинается заранее. Руководит подготовкой организационный совет из учеников 7-11 классов.

  • химические чтения;
  • дискуссии;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • игры;
  • выпуск химических стенгазет;
  • написание учащимися сочинений, рефератов и рассказов «Как сберечь нашу планету?», «Какое будущее у Земли?»;
  • общешкольный вечер для 7-11 классов.

VII класс

Тема “Первоначальные химические понятия”

При изучение темы “Первоначальные химические понятия”, учащиеся должны получить начальные представления о химическом элементе и связанных с ним понятиях. Помимо теоретических знаний учащиеся приобретают практические умения по проведению химического эксперимента, например при очистке веществ и разделении смесей. В связи с этим представляется возможным ознакомить учащихся с рядом понятий: загрязнители, источники загрязнений, современные способы очистки веществ (отходов) в промышленности.

Коротко о проблеме отходов. По некоторым оценкам, человечество использует примерно 11 млрд. тонн различных веществ и природных материалов. К концу века их потребление может утроиться. От 50 до 90 % первичного природного вещества в процессе его переработки и потребления превращается в отходы.

В мире ежегодно добывают более 4 млрд. нефти и природного газа, более 2 млрд. тонн горной массы в виде руд и сопровождающих горных пород. Горючие ископаемые, руды, горные породы, подвергаясь переработке, попадают в воздух, почву, воду.

Не все вещества, попадающие в окружающую среду загрязнители: к ним относятся только те, которые вызывают нарушение ее качества.

К числу химических загрязнителей, которые, например, попадают в организм человека с пищей, относятся: нитраты и нитриты, радионуклиды, пестициды и продукты их разложения, тяжелые металлы, стимуляторы роста животных и др. Их источники – промышленность, сельское хозяйство, энергетика.

Остро стоит вопрос об очистке отходов любого производства, поскольку идеальная модель безотходной технологии еще не создана. К современным методам очистки можно отнести: фильтрацию, пыле-, газоулавливание, обезвреживание (нейтрализация, окисление, восстановление, поглощение газов жидкими и твердыми поглотителями), биологическую очистку (очистку при помощи микроорганизмов), обеззараживание сточных вод, осаждение (в отстойниках), перевод веществ в малорастворимые или нерастворимые соединения.

С некоторыми методами учащиеся знакомятся при выполнении лабораторных и практических работ.

Учащимся можно порекомендовать ознакомиться с дополнительной литературой по этим вопросам и выполнить творческую работу. Не все школьники примут участие в подобной работе, остальным можно предложить следующие задания:

  1. Найдите в каких-либо печатных изданиях (газетах, журналах, книгах) сообщения о неблагоприятных экологических ситуациях. Составьте краткий реферат или аннотацию, прочитанного вами. Сформулируйте своё отношение к этой публикации. Представьте себе, что вы ответственное лицо, и предложение свой вариант решения.
  2. Прочтите предложенный вам текст (или посмотрите картинку). Перечислите неправильные действия, которые совершил человек (или группа людей) в отношении природы. Как поступили бы вы?
  3. Используя свой опыт, придумайте (или опишите) ситуацию, в которой по вине человека страдает природа (её обитатели). Предложите всем товарищам проанализировать её. Оцените их ответы.
  4. Предложите правила поведения школьника в природной среде: а) на отдыхе; б) во время экскурсии; в) при выполнении общественно полезного труда вне школы.
  5. Охарактеризуйте экологическую обстановку: а) на вашем пришкольном участке; б) около дома, подъездов, на лестничных площадках, в жилище; в) около ближайших предприятиях, учреждений, магазинов; г) в ближайшем парке, лесу, на речке, озере, пруду. Что лично вы можете сделать для сохранения и улучшения природной среды?

VIII класс

Тема “Кислород. Оксиды. Горение”

Обсуждается роль кислорода в жизни живых организмов. Учащимся известно, что основная жизненно важная функция организма – это дыхание. Химическая сущность состоит в соединении углерода и водорода органических веществ с кислородом воздуха. Как у животных, так и у растений оно происходит в этом плане одинаково. Однако у растений параллельно протекает процесс питания: под действием солнечных лучей растение синтезирует необходимые ему органические вещества из углекислого газа и воды, причем в атмосферу возвращается свободный кислород. Общее его количество, выделяемое растениями в процессе питания, примерно в 6 раз больше потребляемого ими при дыхании.

При сравнении влияния кислорода и озона на организм человека следует подчеркнуть, что небольшое содержание озона в воздухе благотворно действует на организм, особенно при болезнях дыхательных путей. Напротив, в более высоких концентрациях озон сильно ядовит, чего нельзя сказать о самом кислороде. Поскольку кислород – важная составная часть воздуха, следует подробно остановиться на главных источниках загрязнения атмосферы и последствиях этого процесса. Основные источники техногенного загрязнения атмосферного воздуха в промышленных районах – транспорт, предприятия, ТЭС.

В России на долю автотранспорта в общем загрязнении атмосферы приходятся на 15%, в США - 60%. Выхлопные газы автомобилей содержат вредные примеси. По данным французского ученого Ж. Дерти, выхлопные газы от бензиновых и дизельных двигателей имеют соответственно примерно следующий состав: углекислый газ - 9,0 и 0,9%; оксид углерода(II) - 4,0 и 0,1%;оксид азота - 0,06 и 0,04 %;оксид серы (IV) - 0,006 и 0,02%; кислород - 4,0 и 9,0 %; водород -2,0 и 0,03. От каждой тысячи автомобилей за день в воздух поступает более 300 кг оксида углерода (II), весьма токсичного вещества.

ТЭС средней мощности, работающее на угле, только за 1 час сжигают более 80 т угля и выбрасывают в атмосферу примерно 5 т оксида серы (IV) и 16-17 т золы.

Реактивные самолеты в полете выделяют вредные примеси: альдегиды — 0,7 мг/см3, СО - 6,5 мг/см3углеводы — 1,7 мг/см3, оксиды азота - 4,3 мг/см3, твердые частицы - 6,3 мг/см3.

Промышленность выбрасывает в атмосферу значительное количество твердых частиц (сажа, зола, копоть, пыль) и вредных газов (СО, СО2, углеводороды, оксиды серы и азота), образующихся при неполном сгорании топлива, на котором работают предприятия.

В 1 см3 городского воздуха содержится 100 тыс пылинок. Промышленность всех стран мира выбрасывает в атмосферу 6 млрд. тонн СО2 ежегодно.

Внимание учащихся следует обратить на то, что большинство загрязнителей атмосферы - оксиды, образующиеся в результате реакций горения или неполного окисления.

Учащиеся могут самостоятельно указать возможные источники загрязнения атмосферы, привести примеры воздействия некоторых загрязнителей на организм человека.

Далее рассматриваются оксиды неметаллов как загрязнители природной среды. Попадая в водоемы (пруды, озера, водохранилища), в ряде случаев они значительно закисляют их, вызывая тем самым гибель практически всех водных обитателей. Соединяясь с атмосферной влагой, оксиды превращаются в кислоты и выпадают на землю в виде “кислотных дождей”, нанося огромный ущерб, как самой природе, так и объектам окружающей среды: металлическим конструкциям, бетонным сооружениям. Учащиеся приходят к выводу, что экономически более выгодно предотвратить загрязнения среды, чем длительное время и с огромными материальными затратами восстанавливать разрушенное.

Обсуждается влияние хозяйственной деятельности человека на круговорот кислорода в природе: уничтожение лесов, загрязнение поверхности мирового океана, огромное потребление кислорода на нужды промышленности.

При обсуждении мер борьбы с загрязнением атмосферы развивается понятие о рациональном использовании природных ресурсов и вводятся новые понятия: “экологически безвредные” и “безотходные” технологии. Отмечается что создание таких технологий - наиболее перспективное решение проблемы сохранения природной среды. Учащихся можно ознакомить с мероприятиями по охране воздуха от загрязнения:

  • Правильное сжигание топлива;
  • Строительство очистных сооружений;
  • Замена ископаемого топлива на альтернативные источники энергии;
  • Совершенствование технологии производства и модернизация автотранспорта;
  • Улучшение планировки городов, сел и расширение площадей зеленых насаждений.

В этой теме получают развитие идеи охраны природы. Вводится понятие о мониторинге (в плане ознакомления) и о международном сотрудничестве в области защиты атмосферы. Раскрывается содержание статей “Закона об охране атмосферного воздуха”.

ТЕМА “Электролитическая диссоциация”

Данная тема позволяет познакомить учащихся с ионообменными процессами, происходящими в живой и неживой природе, раскрыть их взаимосвязь, расширить понятие о природном круговороте веществ и рассмотреть возможные причины его нарушения.

Учащиеся знакомятся с понятием “буферные системы”, с действием таких систем в живой природе. Повторно рассматривается круговорот воды в природе (изучается в 8 классе), однако внимание учащихся акцентируется на его роли в поддержании природного равновесия, на негативных последствиях загрязнения морей и океанов для климата на планете. В этой же теме учащийся знакомится с химическими методами очистки воды от загрязнения. Достаточно подробно освещается проблема кислотных осадков (дождя, снега, тумана). Учащиеся самостоятельно составляют перечень веществ, образующих во влажной среде кислоты, а затем указывают источники поступления этих веществ в биосферу.

В качестве примера отрицательного воздействия кислотных дождей на природные системы рассматривается процесс заболевания водоема (озера) по мере снижения в нем рН воды. Отмечается, что первое время в водоеме сохраняется основная реакция (рН природной воды около 8) благодаря его естественным буферным свойствам — способности нейтрализовать поступающую кислоту (в виде осадков). Однако возможности буферных систем не безграничны. Понемногу вода в водоеме начинает подкисляться, что приводит к необратимым процессам в нем: гибнет планктон, моллюски, рыба, исчезают некоторые виды водорослей; бурно развиваются кислотолюбивые мхи, грибы и нитчатые водоросли; появляется сухопутный мох сфагнум, и водоем заболачивается, гибель обитателей водоема обусловлена не столько самим закислением, столько теми процессами, которые оно вызывает: падением содержания ионов кальция, выщелачивание (извлечение) из донных отложений токсичных ионов тяжелых металлов, дефицит кислорода, развитие анаэробных процессов, образование метана, сероводорода, углекислого газа.

Из числа мер, направленных на сохранение чистоты природных вод, подробно рассматривают химические методы очистки стоков: процессы окисления, восстановления и нейтрализации. Затем учащимся предлагается информация о других методах очистки сточных вод, применяемых в настоящее время: физических, физико-химических, биохимических и с помощью термического окисления. Информация предлагается не для запоминания, а для выполнения учащимися самостоятельной работы по обобщению полученных сведений в виде таблице “Современные методы очистки сточных вод”, в которой для каждого вида отходов они указывают соответствующие способы очистки.

X класс

Тема “Синтетические полимеры”

Учащимся 10 класса известно, что сегодня в нашем распоряжении имеется широкая палитра полимеров, которые продолжают завоевывать мир. Однако при использовании полимерных материалов следует учитывать несколько весьма важных обстоятельств. По своему качественному составу большинство полимеров относится к органическим соединениям, содержащим атомы углерода и водорода, поэтому они горючи. Термическое разложение при горении полимеров часто сопровождается выделением таких токсичных газообразных соединений, как СО, НСN, СН2O, НСl и др. Именно этим обусловлены тяжелые последствия при пожарах на судах, в общественных зданиях и производственных помещениях, где используются полимеры в качестве конструкционных и облицовочных материалов. Выделение этих же газов происходит и при сжигании полимерных материалов на свалках, поэтому находиться вблизи таких мест небезопасно для здоровья. По неопытности некоторые люди могут подбросить в костер ненужные изделия из полимеров. Такой костер также становится источником ядовитых газов. Так, при горении поливинилхлорида или других хлорсодержащих высокомолекулярных веществ кроме НСl выделяются диоксины – соединения, известные своей канцерогенностью. Ученые установили, что часовое пребывание у подобных костров по ущербу для организма равнозначно пятичасовому пребыванию на городской автомагистрали.

Предпринимаются усилия по снижению горючести полимерных материалов, используемых в ряде отраслей – строительстве, электротехнике и др. Один из путей – прибавление к полимерам специальных веществ – антипиренов. Так, снижение горючести полиэтилена достигается прибавлением дипентабромфенилового эфира и триоксида сурьмы Sb2O3. Для этой же цели используют гидроксид алюминия, соединения бора, некоторые эфиры фосфорных кислот и др.

Важной экологической проблемой, связанной с внедрением полимерных материалов, является скопление твердых отходов, среди которых значительную часть составляют изделия из пластмасс, обладающих чрезвычайно высокой устойчивостью. В нашей стране, например, количество полимерных отходов сопоставимо с ежегодным объемом выпуска пластмасс. Только ничтожная часть этих синтетических и природных полимеров, аккумулирующих большое количество затраченной на их изготовление энергии, поступает на переработку. Остальное сжигают, закапывают, бросают. А ведь ликвидация этих отходов сжиганием небезопасна для окружающей среды, да и не всегда возможна.

В то же время среди полимеров есть и такие вещества, для которых в природе нет микроорганизмов, способных их разрушать. Результатом этого является накопление неразлагаемых веществ, некоторые из них со временем могут давать токсичные продукты или неразлагающиеся мутагенные вещества. Часть таких отходов сбрасывают в Мировой океан. Так, по данным Американского бюро технологической оценки, в океан ежегодно сбрасывается 233 млн штук пластиковых емкостей и около 26 тыс. т упаковочных материалов. Последствия этого – запутавшиеся в пластиковых сетях тюлени, задохнувшиеся в обрывках упаковки черепахи. Описаны случаи гибели тюленей вследствие удушения полиэтиленовыми пакетами, плававшими в воде, которые животные принимали, по-видимому, за медуз – свой излюбленный корм. Около миллиона морских птиц, сотни тысяч тюленей и китообразных погибают ежегодно таким образом.

В масштабах планеты «пластиковая чума» представляет более серьезную опасность для морских животных и птиц, чем загрязнение моря нефтью или химическими веществами. Осознание этого стало причиной заключения международного соглашения, запрещающего сброс пластмассового мусора с кораблей. Это соглашение вступило в силу в начале 1989 г.

С отходами полимерных материалов природа часто не может справиться, и химия может прийти ей на помощь. Так, например, создаются полимерные материалы со специальными добавками. Отслужив свой век, эти материалы легко разлагаются под действием света, тепла или специальных бактерий. По сообщениям печати известно, что канадская фирма «Экопластик» приступила к изготовлению упаковочного материала, который разлагается за два месяца под действием солнечных лучей. Однако стоимость производства такого материала пока еще на 5–10% выше обычного, и не все готовы идти на затраты, с которыми связан переход к новым технологиям и материалам. Несомненно, экологическое производство со временем станет экономически выгодным.

Учащиеся могут предложить план борьбы с загрязнениями пластиком территории своего города. Необходимо знать какими свойствами обладает пластик, и какое влияние оказывает на здоровье человека, особенно при неправильном обращении с ним. Учащиеся могут разработать основные правила обращения с пластиком в быту.

XI класс

Тема: «Металлы”

В 11 классе при изучении процесса электролиза, учащиеся узнают о пользе и вреде наносимом окружающей среде, о том какие методы борьбы с загрязнениями используют в мире, в нашей стране, на близлежащих заводах. Электрохимическими называют производства, в которых химические процессы протекают под действием постоянного электрического тока.

В промышленности широкое распространение получил электролиз водных растворов и расплавов.

Электрохимические методы производства в ряде случаев имеют преимущества перед химическими: более полно используется сырье и энергия, одновременно может производиться несколько ценных продуктов, продукты получаются высокой степени чистоты, недостижимой при химических способах производства. Благодаря указанным достоинствам электрохимические методы охватывают многочисленные и разнообразные производства, важнейшими из которых является получение хлора, щелочей, водорода, кислорода, неорганических окислителей (перманганатов, персульфатов, перекиси водорода и т.д.), получение и рафинирование металлов, декоративные и защитные покрытия металлов.

К недостатком электрохимических производств относится высокий расход энергии; в себестоимости продуктов расходы на энергию составляют значительную долю.

Критериями рационального использования электрической энергии при электролизе является выход по току и коэффициент использования энергии.

Например, при получении алюминия. Наиболее опасное для окружающей среды образование отходов происходит на этапе получения глинозема из бокситов, а выделение вредных газов образуется в основном на этапе электролиза глинозема. Отходы на этапе получения глинозема из бокситов — это так называемый «красный шлам», густая суспензия из нерастворимых в воде силикатов, алюмосиликатов и окислов металлов. Причиной выделения большого количества вредных газов является широко применяемая на этапе электролиза технология Содерберга. Ее использование приводит к выделению значительного количества вредных газов с примесями. 

Решение обоих проблем, влияние отходов «красного шлама» и выделение вредных газов на настоящий момент разрешается разными путями.
Красный шлам – это смесь, имеющая красный цвет благодаря высокому содержанию железа, которая образуется в ходе процесса Байера. На каждую
тонну полученного оксида алюминия приходится от 360 до 800 кг шлама. Теоретически красный шлам может служить сырьем для переработки, однако пока это экономически невыгодно. Сейчас шлам складируют на изолированных территориях – шламохранилищах. Шламохранилища устроены таким образом, чтобы содержащиеся в отходах щелочи не проникали в грунтовые воды. Как только хранилище отрабатывает свой потенциал, территорию можно вернуть в первоначальный вид, покрыв ее песком, золой или дерном и посадив определенные виды деревьев и трав. На полное восстановление уходят годы, но в итоге местность возвращается в изначальное состояние. Для снижения выделения вредных газов во всем мире переходят от технологии Содерберга к технологии обожженных анодов.

Заключение

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Список литературы

1. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 1999.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999.

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.

5. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов-на Дону.: Феникс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...