Рабочая программа по химии. Габриелян 11 класс (1 час в неделю)
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
В данную рабочую программу включены коды КЭС и КПУ, а также осваиваемые учебные действия (умения) и модели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по химии 11 класс. Габриелян О.С., 1 час в неделю | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по курсу «Химия, 11 класс базовый уровень» разработана в соответствии с авторской программой для общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2010.), без изменений и дополнений.
Курс рассчитан на 34 учебных часа в год (1 час в неделю).
Программа базового курса химии 11 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.
Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, — общая химия.
Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны с общей и неорганической химией, а потому в 11 выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это серьезное испытание.
Вторая идея курса — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным..
Третья идея курса — это интеграция хими ческих знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления:
- о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества);
- химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах);
- фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.
Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Основное содержание программы:
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (3 ч)
Тема 2. Строение вещества (14 ч)
Тема 3. Химические реакции (8 ч.)
Тема 4. Вещества и их свойства (9 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Календарно-тематическое планирование 11 класс
(1 час в неделю)
№ урока | Содержание материала (тема урока) | Сроки изучения | Код КЭС | Код КПУ | Осваиваемые учебные действия (умения) и модели | |
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (3 ч) | ||||||
Основные сведения о строении атома. | 1.1.1 | 1.1.1 1.1.2 1.2.1 | Применять основные химические понятия: вещество, химический элемент, атом; определять состав атома по положению элемента в периодической системе | |||
Строение электронных оболочек, орбитали, электронные формулы, электронно-графические схемы. | 1.1.1 | 1.1.1 1.1.3 1.2.1 1.2.2 | Составлять электронно-графические схемы и электронные формулы атомов элементов малых периодов | |||
Периодический закон и Периодическая система в свете строения атома. | Д, л/о №1 | 1.2.1 | 1.2.3 2.3.1 2.4.1 | Характеризовать элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ | ||
Тема 2. Строение вещества (14 ч) | ||||||
Ионная связь и ионная кристаллическая решетка. | 1.3.1 1.3.3 | 1.1.1 1.2.1 2.2.1 2.2.2 2.4.2 | Определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной) | |||
Ковалентная связь. Атомные и молекулярные кристаллические решетки. | Л/о №2 | 1.3.1 1.3.2 1.3.3 | 1.1.1 1.2.1 2.2.2 2.4.2 | Определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ковалентной) | ||
Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка. | 1.3.1 1.3.3 | 1.1.1 1.2.1 2.2.2 2.4.2 | Определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной) | |||
Водородная связь. Единая природа химической связи. | 1.3.1 1.3.3 | 1.1.1 1.1.2 1.2.1 2.2.2 2.4.2 | Определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (водородной) | |||
Полимеры неорганические и органические. | Л/о №3 | 1.3.3 4.2.4 | 1.3.1 1.3.2 1.3.3 1.3.4 2.2.3 | Определять зависимость свойств веществ от их состава и строения | ||
Газовое состояние вещества. Природные газовые смеси (воздух, природный газ), состав, свойства. | 1.3.3 4.2.3 4.3.2 | 1.3.2 1.3.3 2.4.3 | Характеризовать вещества молекулярного строения в газовом состоянии по составу и свойствам | |||
Представители газообразных веществ | 2.3 4.3.3 | 1.3.2 1.3.4 | Характеризовать состав и свойства типичных представителей газообразных веществ: кислорода, аммиака, углекислого газа, водорода | |||
.Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов. | Пр/р №1 | 4.1.1 4.1.6 | 1.3.4 2.5.1 | Получать, собирать и распознавать кислород, водород, аммиак, углекислый газ; применять на практике правила безопасной работы с приборами и веществами | ||
Жидкое состояние вещества. Вода, растворы. | Л/о №4,5 | 1.3.3 2.8 4.1.3 4.3.1 1.4.5 | 1.3.2 1.3.3 1.3.4 2.4.3 2.4.4 | Характеризовать особенности веществ в жидком состоянии, их отличия от газообразных и твердых веществ; способы выражения концентрации растворов | ||
Дисперсные системы. | Л/о №6 | 1.1.1 1.3.3 | Классифицировать дисперсные системы по составу и свойствам; понимать смысл понятий: истинные и коллоидные растворы, дисперсионная среда, дисперсная фаза, коагуляция, синерезис | |||
Твердое состояние вещества. Аморфные вещества, жидкие кристаллы. | 1.3.3 | 1.3.2 1.3.3 2.4.3 | Характеризовать особенности веществ в твердом состоянии, их отличия от газообразных и жидких веществ; различать аморфные и кристаллические вещества по строению и свойствам; иметь представление о жидких кристаллах | |||
Состав вещества. Смеси. | 1.3.3 4.1.2 4.3.9 | 1.1.1 1.1.3 1.3.1 2.4.3 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; применять знания об основных способах разделения смесей | |||
Подготовка к контрольной работе. | 2.5.2 | Применять полученные знания и умения на практике | ||||
Контрольная работа №1. Теоретические основы химии. | К/р №1 | |||||
Тема 3. Химические реакции (8 ч.) | ||||||
Классификация реакций в органической и неорганической химии. | Л/о 7-10 | 1.4.1 | 1.1.1 1.1.2 2.2.8 | Устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификация | ||
Скорость химических реакции и факторы, влияющие на нее. | 1.4.2 1.4.3 4.3.4 | 1.1.1 1.1.3 2.4.5 | Применять понятия: скорость химической реакции, катализ, катализаторы; характеризовать зависимость скорости химической реакции от различных факторов; составлять термохимические уравнения и производить расчеты по ним | |||
Обратимые реакции. Химическое равновесие и его смещение. | 1.4.4 | 1.1.1 2.4.5 | Классифицировать химические реакции (обратимые и необратимые); применять знания об условиях смещения химического равновесия | |||
Основные положения ТЭД, реакции ионного обмена. | 1.4.5 1.4.6 | 1.1.1 1.2.1 1.2.2 2.4.4 | Понимать сущность механизма электролитической диссоциации, основные положения ТЭД; определять характер среды раствора неорганических соединений | |||
Гидролиз органический и неорганический. | Л/о №11 | 1.4.7 | 1.1.1 1.1.3 2.2.4 2.4.4 | Характеризовать типы гидролиза солей и органических соединений; составлять уравнения гидролиза солей, определять характер среды | ||
Водородный показатель, рН. | 1.4.7 | 2.2.4 | Определять рН среды различными методами; знать константу диссоциации воды | |||
Окислительно-восстановительные реакции. | 1.4.8 | 1.1.1 2.2.5 2.4.4 | Составлять уравнения ОВР методом электронного баланса; использовать знания о важнейших окислителях и восстановителях | |||
Электролиз расплавов и растворов электролитов. | 1.4.9 | 1.1.1 1.3.4 2.4.4 | Понимать сущность процесса электролиза, составлять уравнения реакций электролиза веществ | |||
Тема 4. Вещества и их свойства (9 ч) | ||||||
Металлы в органической и неорганической химии. | 2.1 2.2 | 1.2.1 2.3.2 2.4.1 | Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; уметь характеризовать общие химические свойства металлов | |||
Неметаллы в органической и неорганической химии. Естественные группы неметаллов. | 2.1 2.3 | 1.2.1 2.3.2 2.4.1 | Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; уметь характеризовать общие химические свойства неметаллов | |||
Кислоты органические и неорганические. | Л/о 12-15 | 2.1 2.6 | 1.3.1 2.1.1 2.2.6 2.3.3 2.4.3 | Определять принадлежность веществ к изученным классам, называть их; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ | ||
Основания органические и неорганические. | Л/о 16 | 2.1 2.5 | 1.3.1 2.1.1 2.2.6 2.3.3 2.4.3 | Определять принадлежность веществ к изученным классам, называть их; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ | ||
Соли органических и неорганических кислот. | Л/о 17-18 | 2.1 2.7 | 1.3.1 2.1.1 2.2.6 2.3.3 2.4.3 | Определять принадлежность веществ к изученным классам, называть их; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ | ||
Генетическая связь в органической и неорганической химии. | 2.8 | 1.1.2 2.2.6 2.3.3 2.3.4 | Составлять уравнения реакций по схемам превращений; составлять и решать схемы генетической связи классов неорганических и органических соединений | |||
Подготовка к контрольной работе. | 2.5.2 | На практике применять полученные знания и умения | ||||
Контрольная работа №2. Химические реакции. Вещества. | ||||||
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений. | 4.1.1 4.1.4 4.1.5 | 2.5.1 | Осуществлять исследовательскую работу по идентификации органических и неорганических соединений |
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2008. - 223с.
- Химия 11 класс. Рабочая тетрадь. Габриелян О.С., Яшукова А.В. – М.: Дрофа.
- Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 220с.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: методическое пособие. - М.: Дрофа.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Книга для учителя. Химия.11 кл. базовый уровень: методическое пособие. - М.: Дрофа.
- Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
- Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
- Энциклопедия для детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по химии 7 класс 1 час в неделю Габриелян
это рабочая программа ,составленная на основе Примерной программы О.С.Габриеляна для изечения предмета "Химия" в 7 классе ,расчитанная на 1 час в неделю....
Рабочая программа по химии 10 класс (1 ч. в неделю)
Настоящая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа соответствует региональному бази...
Рабочая программа по химии 11 класс 1 час в неделю
Рабочая программа курса химии для 11 «В» класса универсального обученияГБОУ школы №580 Приморского района Санкт-Петербурга(1 час в неделю, 34 часа; базовый уровень) Пояснительная запискаДанная ра...
Рабочая программа по химии 11 класс 1 час в неделю
Рабочая программа курса химии для 11 «В» класса универсального обученияГБОУ школы №580 Приморского района Санкт-Петербурга(1 час в неделю, 34 часа; базовый уровень) Пояснительная запискаДанная ра...
Рабочая программа по химии 11 класс 1 час в неделю
Рабочая программа курса химии для 11 «В» класса универсального обучения Санкт-Петербурга(1 час в неделю, 34 часа; базовый уровень) Данная рабочая программа составлена на основании:Ø...
Рабочая программа по химии 8 класс, 2 часа в неделю. К учебнику Г.Е.Рудзитис 8 класс
Пояснительная записка Нормативная правовая основа программы Нормативно-правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Химия» составляют следующие документы:Федеральны...
Рабочая программа по химии 9 класс, 2 часа в неделю. К учебнику Г.Е.Рудзитис 9 класс
Пояснительная записка Нормативная правовая основа программы Нормативно-правовую основу настоящей программы по учебному предмету« Химия» составляют следующие документы:Федеральный...