Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) по теме
Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику О.С.Габриелян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по химии 9 класс(базовый уровень)
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
УМК О.С.Габриеляна
Составила: Панфилова Г.Н.
«Пояснительная записка
Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Чувашской Республики приказ № 473 МО и МП ЧР от 10.06.2005
- Учебный план МБОУ «СОШ№9» на 2013-2014уч.год
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 20013/2014 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 1067 от 19.12.2012 г.;
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: «Глобус»).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»О.С.Габриелян М.: Дрофа,
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи раздела «Химия-9»
Обучение
Привить познавательный интерес к изучению химии через систему разнообразных по форме уроков: урок – практикум, урок – лекция, урок – конференция, интегрированный урок, урок – тест, урок – решение задач, проектная деятельность учащихся. Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно- исследовательской компетентностей, обеспечить усвоение учащимися знаний по химии в соответствии со стандартом химического образования.
Развитие
Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер.
Воспитание
Способствовать воспитанию социально успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной компетентности, химической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде.
Требования к уровню подготовки выпускников
Учащиеся должны знать:
положение металлов и неметаллов в периодической системе Д. И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Учащиеся должны уметь:
а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
б) характеризовать свойства классов химических элементов, групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;
в) распознавать важнейшие катионы и анионы;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
г) решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
Требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы по органической химии
Учащиеся должны знать:
а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (ординарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных
и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;
в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
Учащиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах
Основное содержание 9 класс (68 часов)
Повторение основных вопросов курса 8 класса.(7ч)
Элементарные основы неорганической химии(43ч):
Металлы (18ч)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Неметаллы (25ч)
Водород, физические и химические свойства, получение и применение.
Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.
Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.
Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.
Демонстрации
Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Образцы неметаллов.
Аллотропия серы.
Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Распознавание соединений хлора.
Кристаллические решетки алмаза и графита.
Получение аммиака.
Лабораторные опыты
Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).
Растворение железа и цинка в соляной кислоте.
Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).
Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.
Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.
Практические занятия
Получение, собирание и распознавание газов .
Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».
Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».
Первоначальные понятия об органических соединениях(20ч)
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах на примере полиэтилена.
Демонстрации
Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Модели молекул органических соединений.
Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
Образцы изделий из полиэтилена.
Качественные реакции на этилен и белки.
Практические занятияЭкспериментальное решение задач по распознаванию органических соединений.
Химия и жизнь (по всему разделу 9 класса)
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов.
Образцы строительных и поделочных материалов.
Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в тестовой формах.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
-тема 1 «Введение» вместо 6 часов – 7 часов, включен вводный контроль знаний –контрольная работа№1.
-тема 2-«Металлы» вместо 16 часов -18часов, за счет включения урока по решению задач и практической работы№2.
-тема 3 «Неметаллы» вместо 24 часов – 25часов. Практическая работа по получению газов разделена на 3 отдельных практических работы№3,№5,№6, куда вошли экспериментальные задачи из практической работы «Подгруппа азота и угдерода».
-тема 4 «Органические соединения» вместо 11 часов - 18часов, включены 2 часа решения расчетных задач по нахождению молекулярной формулы органичесих соединений, практическая работа №7 «Экспериментальное решение задач по распознаванию органических соединений»,2часа по обобщению и коррекции знаний органических соединений,1ч- на изучение темы «Ацетилен» и 1час на изучение темы «Альдегиды».
2.Тема «Химия и жизнь» распределена по всему курсу 9 класса.
Учебно-методическое обеспечение
а) литература для учащихся:
Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс»,
Габриелян О.С. Учебник «Химия» 9 класс, М. «Дрофа»,
Габриелян О.С.; А.В. Яшукова, Рабочая тетрадь «Химия» 9 класс, М. Дрофа,
Еремин Е.А., Кузьменко Н.Е. «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа»,
б) литература для учителя:
Габриелян О.С., Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. – М.: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя.
Комисарова Л.В., И.Г, Присягина «Контрольные и проверочные работы по химии 9 класс», М., «Экзамен»,
в) электронные пособия:
СD диски «Общая и неорганическая химия»,Органическая химия»
«Виртуальная лаборатория»
Интернет-ресурсы:http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html .,http://www.chemel.ru/ и др.
Тематическое планирование по химии, 9 класс
(2 часа в неделю, всего68 часов)УМК О.С.Габриеляна.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Тема1.Введение. | 7 | №1.Осуществление цепочки превращений. | №1 |
2. | Тема 2. Металлы | 18 | №2. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов. | № 2 |
3. | Тема 3. Неметаллы | 25 | №3Получение газов: водорода, кислорода и хлороводорода , их свойства. №4.Подгруппа кислорода. №5.Получение аммиака и его свойства. № 6. Получение углекислого газа и его свойства. Распознавание карбонатов. | № 3 |
4. | Тема 4. Органические соединения | 18 | №7 .Экспериментальное решение задач по распознаванию органических соединений. | №4 |
5. | Итого | 68 | 7 | 4 |
Поурочное планирование по химии, 9 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)УМК О.С.Габриеляна
№№ п/п | Тема урока |
Тема1.Введение (7часов) | |
1 | Характеристика хим. элемента на основании его положения в ПСХЭ. |
2 | Характеристика хим. элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. |
3 | Переходные элементы и их амфотерные соединения. |
4 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева . |
5 | Свойства оксидов, оснований, кислот, солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления и восстановления. |
6 | Практическая работа№1.Осуществление цепочки хим. превращений. |
7 | Контрольная работа №1.Вводный контроль знаний. |
Тема 2. Металлы (18часов) | |
1(8) | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов . |
2(9) | Физические свойства металлов. |
3(10) | Сплавы, их свойства и значение. |
4(11) | Химические свойства металлов. |
5(12) | Способы получения металлов. |
6(13) | Коррозия металлов. |
7(14) | Общая характеристика щелочных металов. |
8(15) | Соединения щелочных металлов. |
9(16) | Общая характеристика элементов гл.подгруппы IIгруппы. |
10(17) | Соединения щелочноземельных металлов. |
11(18) | Алюминий, его физические и химические свойства. |
12(19) | Соединения алюминия. |
13(20) | Железо, его физические и химические свойства. |
14(21) | Генетические ряды железа(II) и железа (III). |
15(22) | Решение задач на определение выхода продукта реакции. |
16(23) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». |
17(24) | Практическая работа №2. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов. |
18(25) | Контрольная работа № 2 по теме «Металлы» |
Тема 3. Неметаллы(25 часов) | |
1(26) | Общая характеристика неметаллов.Кислород,озон,воздух. |
2(27) | Водород, его физические и химические свойства. |
3(28) | Общая характеристика галогенов. |
4(29) | Соединения галогенов. |
5(30) | Получение галогенов,их значение и применение. |
6(31) | Кислород, его физические и химические свойства, получение . |
7(32) | Практическая работа№3.Получение газов: кислорода и водорода , хлороводорода и изучение их свойств. |
8(33) | Сера, её физические и химические свойства. |
9(34) | Соединения серы. |
10(35) | Практическая работа№4. Подгруппа кислорода. |
11(36) | Азот и его свойства. |
12(37) | Аммиак и его свойства. |
13(38) | Соли аммония и их свойства. |
14(39) | Практическая работа № 5. «Получение аммиака и его свойства» |
15(40) | Оксиды азота.Азотная кислота. |
16(41) | Соли азотной кислоты,минеральные удобрения. |
17(42) | Фосфор . Соединения фосфора. |
18(43) | Углерод, его физические и химические свойства. |
19(44) | Кислородные соединения углерода |
20(45) | Практическая работа № 6. « Получение оксида углерода (IV), его свойства. Распознавание карбонатов. |
21(46) | Кремний и его соединения. |
22(47) | Силикатная промышленность |
23(48) | Решение комбинированных расчетных задач. |
24(49) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». |
25(50) | Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы» |
Тема 4. Органические соединения (18часов) | |
1(51) | Предмет органической химии. |
2(52) | Предельные углеводороды (метан, этан). |
3(53) | Непредельные углеводороды (этилен). |
4(54) | Непредельные углеводороды(ацетилен) |
5(55) | Ароматические углеводороды. Бензол. |
6(56) | Решение задач на нахождение молекулярной формулы орг.соединений. |
7(57) | Обобщение и систематизация знаний по углеводородам. |
8(58) | Спирты. |
9(59) | Альдегиды. |
10(60) | Карбоновые кислоты. |
11(61) | Понятия о сложных эфирах и жирах. |
12(62) | Понятия об аминокислотах и белках. |
13(63) | Понятия об углеводах. |
14(64) | Решение задач на нахождение мол.формул орг.веществ по продуктам сгорания. |
15(65) | Обобщение и систематизация знаний по кислородосодержащим орг.соединениям. |
16(66) | Практическая работа№7.Экспериментальное решение задач по распознаванию органических соединений. |
17(67) | Полимеры. |
18(68) | Контрольная работа 4 по теме «Органические вещества» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177522-1358162857.jpg)
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...