Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) по теме
Рабочая программа по химии для 8 класса по учебнику О.С.Габриелян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по химии 8 класс (базовый уровень)
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
УМК О.С.Габриеляна
Составила :Панфилова Г.Н.
Пояснительная записка
Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Чувашской Республики приказ № 473 МО и МП ЧР от 10.06.2005
- Учебный план МБОУ «СОШ№9» на 2013-2014уч.год
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 20013/2014 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 1067 от 19.12.2012 г.;
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: «Глобус»).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»О.С.Габриелян М.: Дрофа,
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи раздела «Химия-8»
1.Обучение
Привить познавательный интерес к изучению химии через систему разнообразных по форме уроков: урок – практикум, урок – тест, урок – путешествие, урок – решение задач, проектная деятельность учащихся. Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно – исследовательских компетентностей, обеспечить усвоение учащимися знаний по химии в соответствии со стандартом химического образования.
2.Развитие
Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер.
3.Воспитание
Способствовать воспитанию социально успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной компетентности, химической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68часов)
Первоначальные химические понятия (7часов)
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
Демонстрации
Образцы простых и сложных веществ.
Горение магния.
Растворение веществ в различных растворителях.
Лабораторные опыты
Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
Разделение смесей.
Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).
Практические занятия
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
Вещество( 30часов)
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Демонстрации
Химические соединения количеством вещества в 1 моль.
Модель молярного объема газов.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей
Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Возгонка йода.
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Образцы типичных металлов и неметаллов.
Практические занятия
Анализ почвы и воды. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Наблюдение за горящей свечой.
Расчетные задачи
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов
Химическая реакция (31 час).
Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролиты и не электролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Демонстрации:Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций .Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора
Лабораторные опыты :Взаимодействие оксида магния с кислотами.
Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
Практические занятия:Признаки химических реакций .
Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.
Свойства кислот, оснований, оксидов, солей.
Расчетные задачи
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать/понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы
химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, _атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ
к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях,
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей,
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· безопасного обращения с веществами и материалами;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
· критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
· приготовления растворов заданной концентрации.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- Тема 3.« Простые вещества» -8часов вместо 7, за счет включения 2-х уроков по решению расчетных задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем».
- Тема №5. «Изменения, происходящие с веществами» 15 часов вместо 13 часов за счет включения практической работы №5.
2.Уменьшено число часов на изучение темы 4 «Соединения химических элементов» - 12 часов вместо 14 часов за счет перемещения практических работ №3 и № 4 в тему 5.
Учебно-методическое обеспечение.
а) литература для учащихся:
Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс»,
Еремин Е.А., Кузьменко Н.Е. «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа»,
б) литература для учителя:
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Настольная книга учителя» Химия 8 класс, М
Горковенко М.Ю. «Поурочные разработки» по химии 8 класс, М., «Вако».
Еремина Е.А., Еремин В.В., Кузьменко Н.Е.. Справочник школьника по химии. 8-11 класс. М., «Дрофа»,
Комисарова Л.В., , Присягина И.Г «Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс», М., «Экзамен», «Дрофа»,
в) электронные пособия: СD диски «Общая и неорганическая химия»,Органическая химия»«Виртуальная лаборатория»
Интернет-ресурсы:
http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html,http://www.chemel.ru/
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html
Тематическое планирование по химии, 8 класс,
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
УМК О.С. Габриеляна.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Тема1. Введение. Первоначальные химические понятия. | 6 | №1. Изучение правил техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. | |
2. | Тема 2. Атомы химических элементов | 10 | К.р. №1 | |
3. | Тема 3. Простые вещества | 8 | ||
4. | Тема 4. Соединение химических элементов | 12 | №2. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества. | К.р. №2 |
5. | Тема 5. Изменения, происходящие с веществами. | 15 | №3. Анализ почвы и воды. №4.Наблюдения за горящей свечой. №5. Признаки химических реакций. | К.р. №3 |
6. | Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 17 | №6.Ионные уравнения. № 7 . Условия протекания химических реакций между растворами электролитов. №8.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. | К.р.№4 |
Итого | 68 | 8 | 4 |
Поурочное планирование по химии, 8 класс,
(2часа в неделю, всего 68 часов), УМК О. С. Габриеляна
№№ п/п | Тема урока |
Тема 1. Введение. Первоначальные химические понятия. ( 6 часов ) | |
1. | Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества. |
2. | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. |
3. | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов |
4. | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса |
5 | Расчеты по химической формуле вещества. |
6 | Практическая работа №1. Изучение правил техники безопасности при работе в хим. кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием |
| Тема 2. Атомы химических элементов(10 часов) |
1( 7) | Основные сведения о строении атомов. |
2(8) | Изменения в составе ядер атомов. Изотопы. |
3(9) | Строение электронных оболочек атомов. |
4(10) | Изменения числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов. |
5(11) | Ионы. Ионная химическая связь. |
6(12) | Ковалентная неполярная связь. |
7(13) | Ковалентная полярная связь. |
8(14) | Металлическая химическая связь. |
9(15) | Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2. |
10(16) | Контрольная работа №1 по теме1 и 2. |
Тема 3. Простые вещества (8 часов) | |
1(17) | Простые вещества - металлы. |
2(18) | Простые вещества - неметаллы. |
3(19) | Количество вещества. Молярная масса. |
4(20) | Решение задач с использованием понятий «молярная масса», «количество вещества» |
5(21) | Молярный объем газов. Закон Авогадро. |
6(22) | Решение задач с использованием понятий «молярный объем», «число Авогадро» |
7(23) | Решение комбинированных задач. |
8(24) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». |
Тема 4. Соединения химических элементов.(12часов) | |
1(25) | Степень окисления |
2(26) | Важнейшие классы бинарных соединений. |
3(27) | Основания. |
4(28) | Кислоты. |
5(29) | Соли. |
6(30) | Кристаллические решетки. |
7(31) | Чистые вещества и смеси. |
8(32) | Массовая и объемная доля компонентов смеси. |
9(33) | Решение расчетных задач на нахождение массовой и объемной доли смеси. |
10(34) | Практическая работа №2. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества. |
11(35) | Обобщение и систематизация знаний по теме 2 и 3. |
12(36) | Контрольная работа №2 по теме 4 « Соединения химических элементов» |
Тема 5. Изменения, происходящие с веществами.(15 часов) | |
1(37) | Физические явления в химии. |
2(38) | Практическая работа №3.Анализ почвы и воды. |
3(39) | Химические явления в химии.. |
4(40) | Практическая работа №4.Наблюдения за горящей свечой. |
5(41) | Химические уравнения. |
6(42) | Практическая работа №5. Признаки химических реакций. |
7(43) | Расчеты по химическим уравнениям. |
8(44) | Решение задач по химическим уравнениям реакций. |
9(45) | Реакции разложения. |
10(46) | Реакции соединения. |
11(47) | Реакции замещения. |
12(48) | Реакции обмена. |
13(49) | Типы химических реакций на примере свойств воды. |
14(50) | Обобщение и систематизация знаний по теме 4. |
15(51) | Контрольная работа №3 по теме 5 Изменения, происходящие с веществами |
Тема 6. « Растворение .Растворы. Свойства растворов электролитов.(17 часов) | |
1(52) | Растворение .Растворимость веществ в воде. |
2(53) | Электролитическая диссоциация. |
3(54) | Основные положения теории электролитической диссоциации. |
4(55) | Диссоциация кислот, солей, оснований. |
5(56) | Ионные уравнения реакций |
6(57) | Практическая работа №6. Ионные уравнения. |
7(58) | Практическая работа №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.» |
8(59) | Кислоты, их классификация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. |
9(60) | Основания, их классификация и свойства в свете теории электролитической диссоциации |
10(61) | Оксиды, их классификация и свойства в свете теории электролитической диссоциации |
11(62) | Соли, их классификация и свойства в свете теории электролитической диссоциации |
12(63) | Генетическая связь между классами неорганических соединений |
13(64) | Практическая работа №8. «Свойства кислот оснований, оксидов и солей.» |
14(65) | Окислительно-восстановительные реакции. |
15(66) | Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций. |
16(67) | Свойства веществ изученных классов соединений в свете окислительно-восстановительных реакций. |
17(68) | Контрольная работа №4по теме 6 «Свойства растворов электролитов» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177522-1358162857.jpg)
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...