Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Рабочая программа по химии для 8 класса по учебнику О.С.Габриелян

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8klass_2013g.docx37.9 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по химии 8 класс (базовый уровень)

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

УМК О.С.Габриеляна

Составила :Панфилова Г.Н.                                                                                            

Пояснительная записка

Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004.
  •  Базисный  учебный план общеобразовательных учреждений Чувашской Республики приказ № 473 МО и МП ЧР от 10.06.2005
  • Учебный план МБОУ «СОШ№9» на 2013-2014уч.год
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 20013/2014 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 1067 от 19.12.2012 г.;

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: «Глобус»).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»О.С.Габриелян М.: Дрофа,  

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи раздела «Химия-8»

1.Обучение

Привить познавательный интерес к изучению химии через систему разнообразных по форме уроков: урок – практикум,    урок – тест, урок – путешествие,  урок – решение задач, проектная деятельность учащихся.  Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно – исследовательских компетентностей, обеспечить усвоение учащимися знаний по химии в соответствии со стандартом химического образования.  

2.Развитие

Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер.

3.Воспитание

  Способствовать воспитанию социально успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной компетентности,  химической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде.

ОСНОВНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ  (68часов)

Первоначальные химические понятия (7часов)

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

Демонстрации

Образцы простых и сложных веществ.

Горение магния.

Растворение веществ в различных растворителях.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

Разделение смесей.

Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).

Практические занятия

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

Вещество( 30часов)

        

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

Демонстрации

Химические соединения количеством вещества в 1 моль.

Модель молярного объема газов.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей

Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Возгонка йода.

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Образцы типичных металлов и неметаллов. 

Практические занятия

 Анализ почвы и воды.  Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Наблюдение за горящей свечой.

Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов

Химическая реакция   (31 час).

Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Электролиты и не электролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Демонстрации:Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций .Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора

Лабораторные опыты :Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

Практические занятия:Признаки химических реакций .

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.

Свойства кислот, оснований, оксидов, солей.

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать/понимать

химическую символику: знаки химических элементов, формулы

химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, _атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ

к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях,

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей,

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:        

·         безопасного обращения с веществами и материалами;

·         экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·         оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

·         критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

·         приготовления растворов заданной концентрации.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и  контрольных работ, как в традиционной, так и в  тестовой формах

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение тем:

-  Тема 3.« Простые вещества» -8часов вместо 7, за счет включения  2-х уроков по решению расчетных задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем».

- Тема №5. «Изменения, происходящие с веществами» 15 часов вместо 13 часов за счет включения практической работы №5.

2.Уменьшено число часов на изучение темы 4 «Соединения химических элементов» - 12  часов вместо 14 часов за счет перемещения практических работ №3 и № 4 в тему 5.

Учебно-методическое обеспечение.

а) литература для учащихся:

 Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс»,

Еремин Е.А., Кузьменко Н.Е. «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа»,

б) литература для учителя: 

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Настольная книга учителя» Химия 8 класс, М

Горковенко М.Ю.  «Поурочные разработки» по химии 8 класс, М., «Вако».

 Еремина Е.А., Еремин В.В., Кузьменко Н.Е.. Справочник школьника по химии. 8-11 класс. М., «Дрофа»,

Комисарова Л.В., , Присягина И.Г «Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс», М., «Экзамен», «Дрофа»,

  в) электронные пособия: СD диски «Общая и неорганическая химия»,Органическая химия»«Виртуальная лаборатория»

Интернет-ресурсы:

http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html

http://bril2002.narod.ru/chemistry.html,http://www.chemel.ru/

http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html

http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html

Тематическое планирование по химии, 8 класс,

 (2 часа в неделю, всего 68 часов)

УМК О.С. Габриеляна.

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

 Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Тема1. Введение. Первоначальные химические понятия.

6

№1. Изучение правил техники безопасности  при работе в химическом кабинете.

Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

2.

Тема 2.

Атомы химических элементов

10

К.р. №1

3.

Тема 3.

Простые вещества

8

4.

Тема 4.

Соединение химических элементов

12

№2. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного  вещества.

К.р. №2

5.

Тема 5.

Изменения, происходящие с веществами.

15

№3. Анализ почвы и воды.

№4.Наблюдения за горящей свечой.

№5. Признаки химических реакций.

К.р. №3

6.

Тема 6.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

17

№6.Ионные уравнения.

№ 7 . Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.

№8.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

К.р.№4

Итого

68

8

4


Поурочное планирование по химии, 8 класс,

(2часа в неделю, всего 68 часов), УМК  О. С. Габриеляна

№№

п/п

Тема урока

Тема 1. Введение.

Первоначальные химические понятия. ( 6 часов )

1.

Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества.

2.

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

3.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов

4.

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса

5

Расчеты по химической формуле вещества.

6

Практическая работа №1.  Изучение правил техники безопасности  при работе в хим. кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием

 

 Тема 2.

Атомы химических элементов(10 часов)

1( 7)

Основные сведения о строении атомов.

2(8)

Изменения в составе ядер атомов. Изотопы.

3(9)

Строение электронных оболочек атомов.

4(10)

Изменения числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов.

5(11)

Ионы. Ионная химическая связь.

6(12)

Ковалентная  неполярная связь.

7(13)

Ковалентная полярная связь.

8(14)

Металлическая химическая связь.

9(15)

Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2.

10(16)

Контрольная работа №1 по теме1 и 2.

Тема 3.

Простые вещества (8 часов)

1(17)

Простые вещества - металлы.

2(18)

Простые вещества  - неметаллы.

3(19)

Количество вещества. Молярная масса.

4(20)

Решение задач с использованием понятий «молярная масса», «количество вещества»

5(21)

Молярный объем газов. Закон Авогадро.

6(22)

Решение задач с использованием понятий «молярный объем», «число Авогадро»

7(23)

Решение комбинированных задач.

8(24)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».

Тема 4.

Соединения химических элементов.(12часов)

1(25)

Степень окисления

2(26)

Важнейшие классы бинарных соединений.

3(27)

Основания.

4(28)

Кислоты.

5(29)

Соли.

6(30)

Кристаллические решетки.

7(31)

Чистые вещества и смеси.

8(32)

Массовая  и объемная доля компонентов смеси.

9(33)

Решение расчетных задач на нахождение массовой  и объемной доли смеси.

10(34)

Практическая работа №2. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.

11(35)

Обобщение и систематизация знаний по теме  2 и 3.

12(36)

Контрольная работа №2 по теме 4 « Соединения химических элементов»

Тема 5.

Изменения, происходящие с веществами.(15 часов)

1(37)

Физические явления  в химии.

2(38)

Практическая работа №3.Анализ почвы и воды.

 3(39)

Химические явления в химии..

4(40)

Практическая работа №4.Наблюдения за горящей свечой.

 5(41)

Химические уравнения.

6(42)

Практическая работа №5. Признаки химических реакций.

7(43)

Расчеты по химическим уравнениям.

8(44)

Решение задач по химическим уравнениям реакций.

9(45)

Реакции разложения.

10(46)

Реакции соединения.

11(47)

Реакции замещения.

12(48)

Реакции обмена.

13(49)

Типы химических реакций на примере свойств воды.

14(50)

Обобщение и систематизация знаний по теме 4.

15(51)

Контрольная работа №3 по теме 5  Изменения, происходящие с веществами

Тема 6.

« Растворение .Растворы. Свойства растворов электролитов.(17 часов)

 1(52)

Растворение .Растворимость веществ  в воде.

2(53)

Электролитическая диссоциация.

3(54)

Основные положения теории электролитической диссоциации.

4(55)

Диссоциация кислот, солей, оснований.

5(56)

Ионные уравнения реакций

6(57)

Практическая работа №6. Ионные уравнения.

7(58)

Практическая работа №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.»

8(59)

Кислоты, их классификация и свойства в свете теории электролитической диссоциации.

9(60)

Основания, их классификация и свойства в свете теории электролитической диссоциации

10(61)

Оксиды, их классификация и свойства в свете теории электролитической диссоциации

11(62)

Соли, их  классификация и свойства в свете теории электролитической диссоциации

12(63)

Генетическая связь между классами неорганических соединений

13(64)

Практическая работа №8. «Свойства кислот оснований, оксидов и солей.»

14(65)

Окислительно-восстановительные реакции.

15(66)

Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций.

16(67)

Свойства веществ изученных классов соединений в свете окислительно-восстановительных реакций.

17(68)

Контрольная работа №4по теме 6 «Свойства растворов электролитов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...