Рабочая программа по химии 11 класс
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
Данная рабочая программа по химии для 11 класса разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень), утвержденному приказом № 1312 Министерства образования РФ от 09.03.2004 г., и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_0_2.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по химии для 11 класса разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень), утвержденному приказом № 1312 Министерства образования РФ от 09.03.2004 г., и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях.
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11-го классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 7-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2010г.
Программа рассчитана на 70 часов в XI классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 2 часа, лабораторных опытов - 13. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 68 часов (сокращение на 2 часа за счет резервного времени).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоения знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладения умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитания убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников в результате изучения химии на базовом уровне учащийся должен:
-проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
-определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
-экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
-приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
-критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников, установленные стандартом, определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и внеклассной проектной деятельности, направленной на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников.
Содержание программы
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева
(6 часов)
Ядро: протоны и нейтроны изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Атомные орбитали. s-, p- элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Значение периодического закона.
Тема 2. Строение вещества (26 ч)
Ионная связь. Катионы и анионы. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
уметь определять заряд иона, ионную связь в соединениях, объяснять природу ионной связи.
Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. Степень окисления и валентность химических элементов.
Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с металлической связью.
Единая природа химической связи.
Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, аммиак, углекислый газ, этилен. Их получение, собирание, распознавание.
Вода, ее биологическая роль. Применение воды. Жесткость воды и способы ее устранения. Кислые соли. Минеральные воды. Жидкие кристаллы и их использование. Кристаллическое и аморфное состояние вещества. Применение аморфных веществ
Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Молекулярная формула. Формульная единица вещества. Массовая и объемная доля компонента в смеси. Решение задач.
Тема 3. Химические реакции (16 ч)
Реакции, протекающие без изменения состава веществ: аллотропия,. аллотропные модификации углерода, серы, фосфора, олова и кислорода; изомерия,. изомеры, реакции изомеризации. Причины многообразия веществ: аллотропия и изомерия, гомология. Реакции, идущие с изменением состава веществ: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Реакции соединения, протекающие при производстве серной кислоты. Экзо - и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы.
Необратимые и обратимые химические реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Общие представления о промышленных способах получения веществ на примере производства серной кислоты.
Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация, диссоциация электролитов в водных растворах. Степень электролитической диссоциации, Сильные и слабые электролиты. Кислоты, основания, соли в свете ТЭД.
Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Степень окисления. Определение степени окисления элементов по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз растворов и расплавов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза.
Тема №4. Вещества и их свойства (18 часов)
Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Общие физические свойства металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой, кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов, взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, способы защиты от коррозии. Сплавы.
Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами). Благородные газы.
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями, спиртами.
Основания неорганические и органические. Классификация оснований. Химические свойства неорганических оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Классификация солей: средние, кислые, основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами, солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, фосфат кальция, карбонат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы, катион аммония, катионы
железа (II) и (III).
Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Учебно- методический комплект
Химия 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С.- М.: Дрофа, 2008.-218с.
Методические пособия для учителя:
Габриелян О.С Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2006.
Габриелян О.С, Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия. 11 класс: В 2ч. Ч.I: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2003. - 320с.
Габриелян О.С, Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия. 11 класс: В 2ч. Ч. II: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2003. - 320с.
Дополнительная литература для учителя
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2003.- 304с.
Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
Дополнительная литература для учащихся
Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.Просвещение, 2004 – 384 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2001. – 324 с.
ЕГЭ-2008: Химия: реальные задания: / авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ:Астрель, 2008.-94с. – (Федеральный институт педагогических измерений).
.
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Из них | Дата проведения | |||
Практические работы | Контрольные работы | По плану | Фактически | Причина несоот. | |||
Тема 1. Строение атома | 6 | 1 | |||||
1 | Основные сведения о строении атома | 1 | |||||
2 | Состояние электронов в атоме | 1 | |||||
3 | Электронные конфигурации атомов химических элементов | 1 | |||||
4 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома | 1 | |||||
5 | Обобщение знаний по теме, подготовка к контрольной работе | 1 | |||||
6 | Контрольная работа. «Строение атома» | 1 | |||||
Тема 2. Строение вещества | 26 | 1 | 1 | ||||
7 | Ионная химическая связь | 1 | |||||
8 | Ковалентная химическая связь | 1 | |||||
9 | Молекулярные и атомные решётки кристаллические | 1 | |||||
10 | Металлическая химическая связь | 1 | |||||
11 | Водородная химическая связь | 1 | |||||
12 | Полимеры | 1 | |||||
13 | Волокна | 1 | |||||
14 | Газообразное состояние вещества | 1 | |||||
15 | Молярный объём газообразных веществ | 1 | |||||
16 | Решение задач с применением молярного объёма газов | 1 | |||||
17 | Газообразные природные смеси | 1 | |||||
18 | Загрязнение атмосферы | 1 | |||||
19 | Представители газообразных веществ | 1 | |||||
20 | П/Р №1 Получение, собирание и распознавание газов | 1 | |||||
21 | Жидкое состояние вещества | 1 | |||||
22 | Жёсткость воды | 1 | |||||
23 | Жидкие кристаллы | 1 | |||||
24 | Твёрдое состояние вещества | 1 | |||||
25 | Дисперсные системы | 1 | |||||
26 | Грубодисперсные и тонкодисперсные системы | 1 | |||||
27 | Состав вещества и смесей | 1 | |||||
28 | Понятие «доля» | 1 | |||||
29 | Решение задач с применением понятия «доля» | 1 | |||||
30 | Решение задач на долю выхода продукта от теоретически возможного | 1 | |||||
31 | Урок – обобщение знаний по теме «Строение вещества» | 1 | |||||
32 | Контрольная работа по теме «Строение вещества» | 1 | |||||
Тема 3. Химические реакции | 16 | 1 | |||||
33 | Классификация химических реакций в органической и неорганической химии | 1 | |||||
34 | Реакции, идущие с изменением состава веществ | 1 | |||||
35 | Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции | 1 | |||||
36 | Катализаторы | 1 | |||||
37 | Обратимость химических реакций. | 1 | |||||
38 | Химическое равновесие . Способы смещения равновесия | 1 | |||||
39 | Роль воды в химической реакции | 1 | |||||
40 | Электролитическая диссоциация | 1 | |||||
41 | Кислоты, соли и основания в свете представлений об ЭД. | 1 | |||||
42 | Химические свойства воды | 1 | |||||
43 | Гидролиз | 1 | |||||
44 | Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) | 1 | |||||
45 | Урок-упражнение по теме ОВР | 1 | |||||
46 | Электролиз | 1 | |||||
47 | Повторение и обобщение пройденного | 1 | |||||
48 | Контрольная работа «Химические реакции» | 1 | |||||
Тема 4. Вещества и их свойства | 18 | 1 | 1 | ||||
49 | Металлы | 1 | |||||
50 | Общие химические свойства металлов | 1 | |||||
51 | Коррозия металлов | 1 | |||||
52 | Упражнения по теме «Металлы» | 1 | |||||
53 | Неметаллы | 1 | |||||
54 | Восстановительные свойства неметаллов | 1 | |||||
55 | Упражнения по классу «Неметаллы» | 1 | |||||
56 | Кислоты органические и неорганические | 1 | |||||
57 | Концентрированная серная и азотная кислоты | 1 | |||||
58 | Основания органические и неорганические | 1 | |||||
59 | Химические свойства оснований | 1 | |||||
60 | Соли | 1 | |||||
61 | Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений | 1 | |||||
62 | Генетические ряды | 1 | |||||
63 | П/Р №2. Решение экспериментальных веществ на идентификацию веществ | 1 | |||||
64 | Упражнения по теме «Вещества и их свойства» | 1 | |||||
65 | Урок – обобщение «Вещества и их свойства» | 1 | |||||
66 | Контрольная работа « Вещества и их свойства» | 1 | |||||
67 | Химия и повседневная жизнь человека | 1 | |||||
68 | Заключительный урок «История химической науки» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...