Подготовка к ЕГЭ: решение задач группы С.
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема : Подготовка к ЕГЭ: решение задач группы С.
Цель: 1. Закрепление знаний и навыков учащихся об окислительно-восстановительных реакциях
2. Актуализация знаний об электронном балансе.
Оборудование: Мультимедиа, Сборник КИМ по химии 2013, таблица Менделеева, карточки-задания, карточки с задачами.
Ход урока
- Орг. Момент.
- Актуализация знаний учащихся
Решение тестовых заданий. Класс решает тесты.
1 ученик решает задачу у доски. (слайд 2)
Проверка ответов с слайда (слайд3, 4)
- Формирование познавательных интересов учащихся
А) Окислительно-восстановительные реакции
- Что такое окислительно-восстановительные реакции?
- Что такое окислитель?
- Что такое восстановитель?
Окислителем является атом, молекула или ион, отдающий электроны.
Восстановителем является атом, молекула или ион отдающий электроны.
Окислитель восстанавливается, восстановитель окисляется.
Задача № 1 (слайд 5)
Закончите схему окислительно-восстановительной реакции. Укажите окислитель и восстановитель, составьте схему электронного баланса, преобразуйте схему реакции в химическое уравнение:
K2Cr2O7 + … + H2SO4 = I2 + Cr2(SO4)3 + …+ H2O
- Сначала заполним пропуски. В левой части уравнения не хватает восстановителя. Это может быть только иодид калия, в результате окисления иодидов образуются молекулярный иод. В результате уравнения, кроме тех полученных продуктов, должен еще получится сульфат калия. У вас может возникнуть вопрос, почему именно серная кислота? Реакция происходила в кислой среде, а роль среды выполняла серная кислота, поэтому образуются сульфаты калия и хрома. (слайд6)
- K2Cr2O7 + KI + H2SO4 = I2 + Cr2(SO4)3 +K 2SO4+ H2O
Ок. Вос.
- Вычислить степени окисления каждого элемента:
+1,+6,-2, +1, -1 +1,+6,-2 0 +3,+6, -2, +1,+6,-2 +1,-2
- Выбрать, элементы у которых изменились степени окисления. (слайд7)
Хром и иод
+6 +3
Cr + 3ē – Cr 2 Cr +6ē – 2Cr
-1 0
2I - 2ē – I2 6I + 6ē – 3I
- перенесем коэффициенты из схемы в уравнение реакции (слайд8)
- K2Cr2O7 + 6KI + H2SO4 = 3I2 + Cr2(SO4)3 +K 2SO4+ H2O
- Вычисляем остальные коэффициенты
K2Cr2O7 + 6KI + 7H2SO4 = 3I2 + Cr2(SO4)3 +4K 2SO4+ 7H2O (слайд9)
Б) Уравните методом электронного баланса (слайд10)
Na2SO3 + KMnO4 + H2SO4 = Na2SO4 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
S +4 – 2e = S+6
Mn+7 + 5e = Mn+2
5Na2SO3 +2 KMnO4 + 3H2SO4 = 5Na2SO4 + 2MnSO4 + K2SO4 + H2O
В) Следующая группа задач схемы превращений: (слайд 11)
KMnO4, H+ Na2CO3 NaOH, t
CaC2 --- ацетилен---- уксусный альдегид-----------------X1---------------X2------------X3
- Первая реакция – гидролиз карбида кальция:
- СаС2 + 2Н2О = Са(ОН)2 + С2Н2.
- Реакция Кучерова – каталитическая гидратация ацетилена (катализатор сульфат ртути) О
- Н С = СН ------------ CН3 – С
- Н
- Окисление уксусного альдегида раствором перманганата калия в кислой среде
О
СН3 – С СН3СООН ( K2SO4+MnSO4+H2O)
Н
- Взаимодействие уксусной кислоты с карбонатом натрия
- CH3COOH + Na2CO3 = 2CH3 COONa + CO2 + H2O
- Полученный ацетат натрия прокалить с щелочью, реакция декарбоксилирования
CH3 COONa + NaOH, t = СН4 + Na2CO3
- Г) Осуществите превращения (Слайд12)
Д) Решение задачи (слайд 13)
Порцию органического вещества массой 1,45 г обработали избытком аммиачного раствора оксида серебра. В результате реакции образовалось серебро массой 5,4 г. Определите, какое органическое вещество соответствует условию задачи.
Решение:
Вещество, о котором идет речь, является альдегидом. Именно альдегиды восстанавливают серебро из аммиачного раствора оксида серебра.
RCOH + Ag2O = RCOOH + 2Ag
Применяя эту схему к условию задачи, получается
СnH2nO + Ag2O = CnH2nO2 + 2 Ag
- Вычислить количество вещества серебра (0,05 моль)
- найти количество вещества альдегида (0, 025 моль)
- найти молекулярную массу альдегида (58 г/моль)
- найти n по общей формуле:
М(С) + 2М(Н) + М(О) = М(СnH2nO)
12n +2n + 16 = 58
n= 3
С3Н6О - пропаналь
Е) Решить задачу:
- Подготовка к домашнему заданию
Решить задачу. (индивидуально каждому ученику)
5. Подведение итогов урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ. Решение задач на межпредметные связи.
Данная работа полезна при подготовке учащихся к КДР и ЕГЭ....
Подготовка к ЕГЭ. Решение задач на движение.
Рассмотрены решения задач на движение....
Подготовка к ЕГЭ. Решение задач по теории вероятностей.
Презентация содержит решение задач по теории вероятностей. Можно использовать в 11 классе при подготовке к ЕГЭ....
Подготовка к ГИА. Решение задач с помощью теоремы Пифагора
Презентация в РР составлена на основе задач, предложенных для подготовки к ГИА. Презентацию можно использовать как для подготовки к ГИА, так и при изучении темы "Теорема Пифагора"...
Подготовка к ЕГЭ. Решение задач С1, С3
Предлагаю несколько презентаций для использования на уроках повторения в 11 классе или на курсе подготовки к ЕГЭ. Некоторые задания представлены без решения. Эти задачи я разбираю вместе с учащимися. ...
Решение задач группы В 8 Применение производной
Вашему вниманию предлагается подборка задач на применение производной для самостоятельного решения. Приведены образцы рассуждений при анализе условия задачи. Желаю успеха....
Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.
Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг...