презентация к уроку-игре по химии в 9 классе по теме "Металлы"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Урок-игра был проведён в 9 классе в рамках предметной недали

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.pptx1.17 МБ
Файл urok-obobshchenie_metally.pptx61.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 тур « РАЗМИНКА». «Разминка» проводится в виде викторины одновременно со всеми командами . В «разминке» за правильный ответ любой игрок получает 1 балл , за дополнение- 0,5 балла . Кто быстрее поднимет руку , тот и получает право ответа.

Слайд 2

ВИКТОРИНА МЕТАЛЛЫ

Слайд 3

1. Если бы существовал приз за активность , то атомам какого металла его присудили бы?

Слайд 4

Цезию, если не считать фракций, которых практически нет в природе.

Слайд 5

2. Какой из металлов в глубокой древности называли «небесной медью» и почему?

Слайд 6

Железо. Первое железо, с которым познакомился человек, было метеоритным, т.е. «небесного» происхождения, обрабатывали его также, как и медь. Древнегреческое название железа - « сидерос » - означает «звездный», а древнеармянское название железа - « еркат » - переводится, как «капнувший с неба».

Слайд 7

3. Почему во время похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии реже болели желудочно-кишечными заболева­ниями, чем солдаты?

Слайд 8

Потому что посуда офицеров была изготовлена из серебра, обладающего бактерицидными свойствами.

Слайд 9

4. На какой особенности ртути был основан древний способ золочения?

Слайд 10

Ртуть обладает способностью растворять многие металлы, образуя с ними сплавы (амальгамы). Золото очень легко растворятся в ртути, образуя золотую амальгаму. Ее наносили на обрабатываемое изделие, которое нагревали. Ртуть испарялась, золото оставалось на изделии. Таким способом был позолочен купол Исаакиевского собора - памятника архитектуры, созданного в 1818 - 1857гг. в Петербурге но проекту Огюста Монферрана . Свыше 100 кг золота было нанесено амальгамацией на медные листы, из которых выполнен гигантский (диаметром около 26 м) купол этого собора. Легкий синевато-зеленый дымок паров ртути, который, казалось, исчезал бесследно, успевал отравить рабочих, занимавшихся позолотой. Люди погибали в страшных муках. По свидетельству современников, золочение купола стоило жизни 60 рабочим.

Слайд 11

5.Что означает выражение: «Металл, принесенный в жертву рыжему дьяволу»?

Слайд 12

Железо, а также сталь превращаются в ржавчину (рыжий цвет) в процессе коррозии.

Слайд 13

6. Какой из металлов может «болеть чумой»? Что вы об этом знаете?

Слайд 14

Олово, «оловянная чума» — это своеобразное явление, при котором белое олово при температуре ниже - 13,2"С превращается в серое . Поскольку плотность и кристаллическая структура модификации разная, оловянные изделия разрушаются. Этот процесс на слабом морозе идет медленно. Он быстро нарастает только при ( температуре ниже - 25°С и достигает максимальной скорости при - 48"С. Вторая и последняя экспедиция английского путешественника Роберта Фолкона Скотта в 1912г. к Южному полюсу закончилась трагически. В январе 1912 г. Скотт и четверо его друзей пешком достигли Южного полюса и обнаружили по оставленной палатке и записке, что всего за четыре недели до них Южный полюс был открыт экспедицией Р. Амундсена. С огорчением они двинулись в обратный путь при силь­ном морозе. На промежуточной базе, где должно было храниться горю­чее, они его не нашли. Железные канистры с керосином оказались пустыми, так как имели «кем-то вскрытые швы», которые раньше были запаяны оловом. Скотт и его спутники замерзли около распаянных канистр. Так при трагических обстоятельствах было обнаружено, что белое олово, или р - Sn , которым были запаяны канистры, превратилось в серое пылевидное олово, или а- Sn . Смерть настигла Скотта и его спутников всего в 15 км от места, где их ждала основная часть '.экспедиции, в составе которой находилось и двое русских - Гирев и Омельченко.

Слайд 15

7.Гуси спасли Рим, а погубил Рим, по мнению токсикологов, металл. Какой это металл? Что вам известно об этом?

Слайд 16

Рим спасли гуси - это известно всем. А в падении Рима, по мнению токсикологов, повинно отравление свинцом. Есть версия, что использование оплавленной в свинце посуды и свинцовых косметических красок было причиной быстрого вымирания римской аристократии . Из-за систематического отравления малыми дозами свинца средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет.

Слайд 17

8. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, легкого металла, полученного из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло императора, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившиеся в казне золото и серебро , он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься производством «опасного металла». Из какого металла была изготовлена чаша?

Слайд 18

Из алюминия.

Слайд 19

9. В начале века из Нью-Йоркского порта вышла в открытый океан красавица-яхта. Ее владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы увидеть свет. Корпус яхты был сделан из очень дорого в то время алюминия, листы которого, скреплялись медными заклепками. Это было красиво — сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться и яхта быстро пошла ко дну. Почему?

Слайд 20

Произошла химическая коррозия. Алюминий - более активный металл, по сравнению с медью. Именно он и будет корродировать в этой паре.

Слайд 21

10. Алхимики утверждали: «Семь металлов создал свет По числу семи планет....» Назовите эту «великолепную семёрку»

Слайд 22

Солнце - золото, Луна - серебро, Марс - железо, Меркурий -ртуть, Юпитер - олово, Венера - медь, Сатурн - свинец. Известный рус­ский революционер, ученый-химик, академик Н.А. Морозов написал: Семь металлов создал свет По числу семи планет. Дал нам космос на добро Медь , Железо , Серебро, Злато , Олово , Свинец… Сын мой ! Сера - их отец, И спеши , мой сын узнать: Всем им ртуть - родная мать!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК-ОБОБЩЕНИЕ «МЕТАЛЛЫ» ПРОВОДИТСЯ В ФОРМЕ ИГРЫ «ХИМИЧЕСКИЙ ХОККЕЙ»

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА: Систематизировать знания учащихся по теме «Металлы»; Продолжить работу по развитию познавательной активности учеников; Вырабатывать умения и навыки наблюдать , делать выводы , объяснять ход эксперимента.

Слайд 3

ПРАВИЛА ИГРЫ: Матч состоит из : разминки,теоретического тайма , практического тайма ,расчётного тайма. Учитель задаёт вопросы , учащиеся отвечают на них. На заданный вопрос первыми в команде отвечают «нападающие» и получают за правильный ответ 4 балла . Если «нападающие» не смогут ответить на данный вопрос , он передаётся «защитникам»(за ответ-3 балла),и если они не ответили , то на вопрос отвечает уже «вратарь»,но получает за ответ 2 балла.

Слайд 4

За дополнения команда может получить 1 балл. Если на вопрос в команде никто не ответил ей засчитывается гол .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).

Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры  для мотивации учащихся на изучение математики и повторения  изученного в начальной школе. К  разработке урока прилагается през...

Презентация.Урок -игра "Биоалфавит" для 9 -11 классов

Учащийся выбирает любую букву алфавита и отвечает на блиц-вопросы ответом на которые являются понятия или термины, начинающиеся с данной буквы.Презентацию можно использовать при подготовке к экзамену,...

Презентация к уроку-игре СВОЯ ИГРА по теме Кулинария.7.класс.

Презентация для урока-игры по теме кулинария для 7 класса с применением эффектов анимации. Выбрав вопрос в таблице на слайде 2, вы попадаете на слайд с вопросом. После ответа детей по щелчку мыши можн...

презентация к уроку-игре по русскому языку в старших классах.

Эта презентация поможет вам провести увлекательный урок для закрепления знаний учащихся....

Презентация к уроку-игре по повестям Н.В.Гоголя (5 класс)

В презентации представлен материал для проведения итогового урока по повестям Н.В.Гоголя: "Ночь перед Рождеством", "Заколдованное место", "Пропавшая грамота". игра построена по типу "Своей игры"....

Презентация для обобщающего урока- игры по теме "Африка" 7 класс

Данную презентацию можно использовать при проведении заключительного урока по теме "Африка" в форме игры...

Презентация к уроку-игре по теме "Вероятность" 9 класс.

Презентация к урок-игре по теме "Вероятность" 9 класс. В презентации представлены задачи по теме "Статистика и теория вероятностей" из открытого банка заданий ФИПИ 2019 г....