Вода. Удивительная и неповторимая.
план-конспект урока (химия, 8 класс) по теме
Урок по теме «Вода. Удивительная и неповторимая» комбинированный, с использованием ЭОР.
Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу. Мультимедийная презентация повышает мотивацию обучения, создает положительный настрой, позволяет рационально распределить время на уроке, доступно изложить материал. Изучение химических свойств воды предлагаю в стихотворной форме – это позволяет повысить интерес учащихся. Учащиеся имеют возможность проявить свои творческие способности при выполнении домашнего задания к этому уроку.
Цель урока: Расширение представлений о воде как уникальном веществе на Земле.
Задачи:
· Обучающая: приобретение новых знаний о физических и химических свойствах воды, формирование у учащихся представления об охране воды и ее эстетическом значении.
· Развивающая: совершенствование информационной культуры учащихся, умения анализировать, обобщать, логически мыслить.
· Воспитывающая: воспитание положительной мотивации учения, развитие чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
Формируемые компетенции:
· учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного села;
· информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернетом для поиска информации;
· коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.
Учебно-методическое обеспечение:
· «Химия. 8 класс» ,Учебник для общеобразовательных учреждений/ Рудзитис Г.Е..Химия 8.-М:Просвещение, 2009.
· Медиапродукты: презентации «Вода. Удивительная и неповторимая»и «Пруд Новый. Быть или не быть?» созданные в формате POWER POINT.
Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, проектор, экран, доска.
Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, написание уравнений), ндивидуальная (беседа, работа с рабочей тетрадью).
Межпредметные связи: биология, экология, литература, физика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda._udivitelnaya_i_nepovtorimaya.docx | 24.4 КБ |
prezentaciya_voda.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Вода.Уникальная и неповторимая
Цель урока: Расширение представлений о воде как уникальном веществе на Земле
Задачи:
- Обучающая: приобретение новых знаний о физических и химических свойствах воды, формирование у учащихся представления об охране воды и ее эстетическом значении.
- Развивающая: совершенствование информационной культуры учащихся, умения анализировать, обобщать, логически мыслить.
- Воспитывающая: воспитание положительной мотивации учения, развитие чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Давайте познакомимся с высказыванием о воде Антуана де Сент – Экзюпери. (слайд № 2). Что нам необходимо знать о воде, чтобы согласиться с высказыванием великого писателя? Ребята, на сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с удивительным, уникальным веществом – водой, ее физическими и химическими свойствами, аномалиями, поговорим об экологических проблемах и об эстетическом значении воды. (Слайд №3) Какой только воды не бывает на свете! (слайд №4) Физические свойства Трудно найти в природе другое вещество, физические свойства которого были бы так необычны, своеобразны, аномальны. Давайте поговорим о физических свойствах воды. Что вы уже знаете о свойствах воды? Проверка по презентации. (слайд №5) Уверены ли вы, что вода бывает только в трех агрегатных состояниях? (слайд №6) На протяжении истории человечества, вода, как никакое другое вещество постоянно преподносит сюрпризы. Свойства воды аномальны. Знаете ли вы? Какая вода быстрее превратится в лед: горячая или холодная? Проверка по презентации (слайд №7) Учитель знакомит с аномальными свойствами воды.(слайды №8-9) Химические свойства Теперь мы переходим к рассмотрению химических свойств воды (слайд №10) Реакцию разложения воды мы рассматривали, когда изучали тему «Атомы и молекулы» (слайд №11). Посмотрите на прибор для разложения воды под действием электрического тока и вспомните проводимый опыт. Для воды характерны реакции соединения (слайд №12) а) основной оксид + вода = щелочь Поясните, что значит четверостишие написанное на слайде. Ребята, в жизни вы возможно наблюдали подобную реакцию при приготовлении извести для побелки (слайд №13) б) кислотный оксид + вода = кислота (слайд №14) Прочитайте стихотворения и напишите уравнения реакций (слайды №15- 17) Реакции замещения (слайд №18). Давайте посмотрим как идет эта реакция (слайд №19) Для воды характерны и другие реакции, например, реакция фотосинтеза. Запишите уравнение реакции фотосинтеза, вспомнив из курса биологии, какие вещества вступают в реакцию и какие образуются при фотосинтезе, при каком условии идет реакция. (слайд №20) Мы рассмотрели химические свойства воды. У кого есть вопросы? Эстетическое значение воды Это удивительное вещество имеет не только большое практическое значение, велико также эстетическое значение воды и ее роль в воздействии на эмоциональное состояние человека. Поэты воспевали ее и посвятили воде удивительные стихотворения. Ребята, давайте послушаем стихотворение А. Фета. (слайды №21 – 26)
Экологические проблемы Какова же экологическая обстановка с водой в нашем селе? Давайте посмотрим презентацию, которую нам приготовили ваши одноклассники. Домашнее задание Рефлексия Понравился ли вам сегодняшний урок? Как вы оцениваете свою работу на уроке? С каким настроением вы уйдете с урока? | Отвечают на поставленные вопросы.
Учащиеся читают высказывание, предлагают разные варианты ответов, рассуждают, в ходе дискуссии вместе с учителем составляют план урока. Записывают в тетрадь тему урока. Один из учащихся читает текст слайда №4: Есть вода морская и речная. Ну, в общем, очень разная. Учащиеся называют агрегатные состояния, температуры кипения и плавления. Учащиеся обычно выражают уверенность в этом. Учащиеся высказывают свои мнения, обосновывают их. Учащиеся рассказывают опыт разложения воды при пропускании постоянного электрического тока, вспоминают как можно доказать, что в одной трубке собирается водород, а в другой – кислород. Записывают в тетрадь уравнение реакции. Учащиеся делают запись в тетради, записывают уравнение реакции. Учащиеся читают текст слайда и дают свои пояснения. Учащиеся записывают уравнеиие реакции гашения извести Учащиеся делают запись в тетради, записывают уравнения реакций . Учащиеся читают текст слайда и дают пояснения, записывают уравнение в тетрадь. Учащиеся записывают уравнение и объясняют какие необходимы условия для протекания этой реакции.
Если есть вопросы учащиеся их задают. Учащийся наизусть читает стихотворение А. Фета о воде, остальные смотрят слайды и слушают. В кружево будто одеты Группа учащихся получила заранее домашнее задание рассказать об экологической обстановке с водой в нашем селе и предоставить наработанный материал в любом виде ( презентация, реферат, стихи, фоторепортаж) Учащиеся смотрят презентацию, обсуждают проблему загрязнения пруда, предлагают меры по охране. Учащиеся записывают домашнее задание. |
Используемая литература:
Интернет- источники для подготовки презентации
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты- сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете. Антуан де Сент- Экзюпери
План урока 1. Физические свойства воды. 2. Химические свойства воды. 3. Эстетическое значение. . 4. Экологические проблемы.
Какой только воды не бывает на свете! Есть вода морская и речная. Озерная и ключевая, Мёртвая и живая, Газированная и минеральная, Питьевая и индустриальная, Колодезная и водопроводная, Дождевая и болотная, Есть даже вода тяжёлая, А есть вода и весёлая, Солнечная, чудесная, Привозная и местная, Волшебная, талая, Большая и малая, Сточная, проточная, Чистая и грязная … Ну, в общем, очень разная.
Физические свойства воды t зам =0 0 С t кип =100 0 С Агрегатные состояния: твердая, жидкая, газообразная
Знаете ли вы? Все знают, что у воды есть 3 агрегатных состояния: жидкое, твердое и газообразное. Однако ученые выделяют 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде. Что будет, если взять замерзшую чистую воду и продолжить охлаждение? С водой произойдут чудесные превращения. При минус 120 градусах по Цельсию вода становится сверхвязкой или тягучей, а при температуре ниже минус 135 градусов она превращается в "стеклянную" воду. "Стеклянная" вода – это твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура, как в стекле.
Знаете ли вы? Какая вода быстрее превратится в лед: горячая или холодная? Если рассуждать логически, то, конечно, холодная. Ведь горячей нужно сначала остыть, а потом уже замерзнуть, а вот холодной остывать не нужно. Однако опыты показывают, что в лед быстрее превращается именно горячая вода. Точного ответа на вопрос, почему все-таки горячая вода замерзает быстрее холодной, до сих пор не существует
Аномальные свойства воды Самая высокая теплоёмкость среди жидкостей Самое большое поверхностное натяжение после ртути Расширение при замерзании Информационные свойства, память
Химические свойства воды:
1. Реакция разложения: 2Н 2 О= 2Н 2 + О 2 Prezentacii.com
2. Реакции соединения: а) основной оксид + вода = щелочь Na 2 o+H 2 O=2NaOH Оксид не каждый скоростью большой Польстит воде в реакции ответной. Но те, металл в которых щелочной, С ней реагируют вполне заметно.
К оксиду кальция воды прилить- Вмиг в гидроксид случится превращение. Так мы «гашонку» можем получить, Ведь происходит извести гашение .
б) кислотный оксид + вода = кислота, Р 2 О 5 + 3Н 2 О = 2Н 3 РО 4 ;
Нам так приятен летнею порой Вкус кислый газированной водицы! А обусловлен он, представьте, кислотой, И знать реакцию вам пригодится. CO 2 +H 2 O= ?
Есть влага в воздухе всегда. И, к сожаленью, дальше что бывает? С оксидом реагирует вода, На землю дождь кислотный выпадает. SO 2 +H 2 O= ?
А дальше – больше: серы триоксид С водой в реакции – сгустились тучи, И снова кислота на нас летит! Но серная – она сернистой круче. SO 3 +H 2 O= ?
3. Реакция замещения: 2 Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2
Кусочек натрия пинцетом взят. Отметьте, что условия обычны. Опустим в воду – тут же результат: Пошла реакция, она экзотермична. Вмиг из воды наш щелочной металл Газ водород активно вытесняет, А тот, ликуя, что свободным стал, Шипит и натрий по воде гоняет. Кружит металл, как шаловливый пес, Как будто за хвостом своим гоняясь, Потерю электронов перенес, С гидроксогруппой в щелочь превращаясь.
4. Реакция фотосинтеза: 6СО 2 + 6Н 2 О = С 6 Н 12 О 6 + 6О 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока "Вода-удивительное вещество"
Разработка интегрированного урока химии-географии-биологии "Вода-удивительное вещество", есть презентация...
Презентация к интегрированному уроку "Вода-удивительное вещество"
Презентация "Вода - удивительное вещество является дополнением к конспекту урока"...
Интегрированный урок по химии и физике 8 класс Вода – удивительное вещество
Данный урок был проведен с целью интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии; систематизировать и дополнить знания о физических свойс...
«Вода удивительная и удивляющая» Творческая работа Сагдеева Рустема,ученика 7 класса МБОУ "Гимназия №3" Чистопольского муниципального района. .
Никого из нас не удивляет дождь или падающий снег, гладь плавно текущей реки или озера. Другое дело - огромные просторы морей и...
Урок по теме "Вода-уникальная и неповторимая"
Аннотация Урок по теме «Вода. Удивительная и неповторимая» комбинированный, с использованием ЭОР. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу. Мультимеди...
Химический вечер на тему: "Вода - удивительное вещество природы"
Цель вечера: ознакомить учащихся с разнообразными, часто аномальными свойствами воды; показать, что в обычном веществе можно обнаружить свойства, не замечаемые в обычной жизни; научить пристальн...