Вода. Удивительная и неповторимая.
план-конспект урока (химия, 8 класс) по теме

 

Урок по теме «Вода. Удивительная и неповторимая» комбинированный, с использованием ЭОР.

Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу. Мультимедийная презентация повышает мотивацию обучения, создает положительный настрой, позволяет рационально распределить время на уроке, доступно изложить материал. Изучение химических свойств воды предлагаю в стихотворной форме – это позволяет повысить интерес учащихся. Учащиеся имеют возможность проявить свои творческие способности при выполнении домашнего задания к этому уроку.

Цель урока: Расширение представлений о воде как уникальном веществе на Земле.

Задачи:

·        Обучающая: приобретение новых знаний о физических и химических свойствах воды, формирование у учащихся представления об охране воды и ее эстетическом значении.

·        Развивающая:  совершенствование информационной культуры учащихся, умения анализировать, обобщать, логически мыслить.

·        Воспитывающая: воспитание положительной мотивации учения, развитие чувства прекрасного, бережного отношения к природе.

Формируемые компетенции:

·        учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного села;

·        информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернетом для поиска информации;

·        коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

 

 

Учебно-методическое обеспечение:

·        «Химия. 8 класс» ,Учебник для  общеобразовательных учреждений/ Рудзитис Г.Е..Химия 8.-М:Просвещение, 2009.

·        Медиапродукты: презентации «Вода. Удивительная и неповторимая»и «Пруд Новый. Быть или не быть?» созданные в формате POWER POINT.

Необходимое оборудование и материалы для  урока: компьютер, проектор, экран, доска.

Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, написание уравнений), ндивидуальная (беседа, работа с рабочей тетрадью).

Межпредметные  связи: биология, экология, литература, физика.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda._udivitelnaya_i_nepovtorimaya.docx24.4 КБ
Файл prezentaciya_voda.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Вода.Уникальная и неповторимая

Цель урока: Расширение представлений о воде как уникальном веществе на Земле

Задачи:

  • Обучающая: приобретение новых знаний о физических и химических свойствах воды, формирование у учащихся представления об охране воды и ее эстетическом значении.
  • Развивающая:  совершенствование информационной культуры учащихся, умения анализировать, обобщать, логически мыслить.
  • Воспитывающая: воспитание положительной мотивации учения, развитие чувства прекрасного, бережного отношения к природе.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организация повторения пройденного на прошлом уроке материала. Фронтальный опрос.
  • Каков состав воды?
  • Какими методами это установили?
  • Что такое анализ?
  • Что такое синтез?
  • Что вы можете сказать о распространении воды в природе?
  • Расскажите о способах очистки воды.
  1. Изучение нового материала. (Презентация 1,слайд №1)

Давайте познакомимся с высказыванием о воде Антуана де Сент – Экзюпери. (слайд № 2).

Что нам необходимо знать о воде, чтобы согласиться с высказыванием великого писателя?

Ребята, на сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с удивительным, уникальным веществом – водой, ее физическими и химическими свойствами, аномалиями, поговорим об экологических проблемах и об эстетическом значении воды. (Слайд №3)

Какой только воды не бывает на свете! (слайд №4)

Физические свойства

Трудно найти в природе другое вещество, физические свойства которого были бы так необычны, своеобразны, аномальны. Давайте поговорим о физических свойствах воды. Что вы уже знаете о свойствах воды?

Проверка по презентации. (слайд №5)

Уверены ли вы, что вода бывает только в трех агрегатных состояниях? (слайд №6)

На протяжении истории человечества, вода, как никакое другое вещество постоянно преподносит сюрпризы. Свойства воды аномальны.

Знаете ли вы?

Какая вода быстрее превратится в лед: горячая или холодная?

Проверка по презентации (слайд №7)

Учитель знакомит с аномальными свойствами воды.(слайды  №8-9)

Химические свойства

Теперь мы переходим к рассмотрению химических свойств воды (слайд №10)

Реакцию разложения воды мы рассматривали, когда изучали тему «Атомы и молекулы» (слайд №11). Посмотрите на прибор для разложения воды под действием электрического тока и вспомните проводимый опыт.

Для воды характерны реакции соединения (слайд №12)

а)  основной оксид + вода = щелочь

Поясните, что значит четверостишие написанное на слайде.

Ребята, в жизни вы возможно наблюдали подобную реакцию при приготовлении извести для побелки (слайд №13)

б) кислотный оксид + вода = кислота (слайд №14)

Прочитайте стихотворения и напишите уравнения реакций (слайды №15- 17)

Реакции замещения (слайд №18).

Давайте посмотрим как идет эта реакция (слайд №19)

Для воды характерны и другие реакции, например, реакция фотосинтеза. Запишите уравнение реакции фотосинтеза, вспомнив из курса биологии, какие вещества вступают в реакцию и какие образуются при фотосинтезе, при каком условии идет реакция.

(слайд №20)

Мы рассмотрели химические свойства воды. У кого есть вопросы?

Эстетическое значение воды

Это удивительное вещество имеет не только большое практическое значение, велико также эстетическое значение воды и ее роль в воздействии на эмоциональное состояние человека. Поэты воспевали ее и посвятили воде удивительные стихотворения. Ребята, давайте послушаем стихотворение А. Фета.

 (слайды №21 – 26)

 

        

Экологические проблемы

Какова же экологическая обстановка с водой в нашем селе? Давайте посмотрим презентацию, которую нам приготовили ваши одноклассники.

Домашнее задание

Рефлексия

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

С каким настроением вы уйдете с урока?

Отвечают на поставленные вопросы.

     

Учащиеся читают высказывание, предлагают разные варианты ответов, рассуждают, в ходе дискуссии вместе  с учителем составляют план урока. Записывают в тетрадь тему урока.

Один из учащихся читает текст слайда №4:

Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …

Ну, в общем, очень разная.

Учащиеся называют агрегатные состояния, температуры кипения и плавления.

Учащиеся обычно выражают уверенность в этом.

Учащиеся высказывают свои мнения, обосновывают их.

Учащиеся рассказывают опыт разложения воды при пропускании постоянного электрического тока, вспоминают как можно доказать, что в одной трубке собирается водород, а в другой – кислород. Записывают в тетрадь уравнение реакции.

Учащиеся делают запись в тетради, записывают уравнение реакции.

Учащиеся читают текст слайда и дают свои пояснения.

Учащиеся записывают уравнеиие реакции гашения извести

Учащиеся делают запись в тетради, записывают уравнения реакций .

Учащиеся читают текст слайда и дают пояснения, записывают уравнение в тетрадь.

Учащиеся записывают уравнение и объясняют какие необходимы условия для протекания этой реакции.

 

Если есть вопросы учащиеся их задают.

Учащийся наизусть читает стихотворение А. Фета о воде, остальные смотрят слайды и слушают.

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это - просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги             фонтана,
А в сущности, это - вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли    покрывалом
На землю родную снега...
А время придет — все растает,
И будет простая вода.

Группа учащихся получила заранее домашнее задание рассказать об экологической обстановке с водой в нашем селе и предоставить наработанный материал в любом виде ( презентация, реферат, стихи, фоторепортаж)

Учащиеся смотрят презентацию, обсуждают проблему загрязнения пруда, предлагают меры по охране.

Учащиеся записывают домашнее задание.

   Используемая литература:

  1. Звездин А.Г..Парадоксы воды//Химия в школе.-2001.-№7.- стр.19 -23
  2. Химия в школе: № 8, 2002, стр. 82/  
  3. Рудзитис Г.Е..Химия 8.-М:Просвещение, 2009.

Интернет- источники для подготовки презентации

  1. http://kfs.ladenie.su/pamyat_vodi.php
  2. http://raskrashkirus.ru/animatsii-dlya-prezentatsiy-tsifri.html
  3. GifZona
  4. http://doubleclick.net/pagead


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОДА Вода. Уникальная и неповторимая

Слайд 2

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты- сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете. Антуан де Сент- Экзюпери

Слайд 3

План урока 1. Физические свойства воды. 2. Химические свойства воды. 3. Эстетическое значение. . 4. Экологические проблемы.

Слайд 4

Какой только воды не бывает на свете! Есть вода морская и речная. Озерная и ключевая, Мёртвая и живая, Газированная и минеральная, Питьевая и индустриальная, Колодезная и водопроводная, Дождевая и болотная, Есть даже вода тяжёлая, А есть вода и весёлая, Солнечная, чудесная, Привозная и местная, Волшебная, талая, Большая и малая, Сточная, проточная, Чистая и грязная … Ну, в общем, очень разная.

Слайд 5

Физические свойства воды t зам =0 0 С t кип =100 0 С Агрегатные состояния: твердая, жидкая, газообразная

Слайд 6

Знаете ли вы? Все знают, что у воды есть 3 агрегатных состояния: жидкое, твердое и газообразное. Однако ученые выделяют 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде. Что будет, если взять замерзшую чистую воду и продолжить охлаждение? С водой произойдут чудесные превращения. При минус 120 градусах по Цельсию вода становится сверхвязкой или тягучей, а при температуре ниже минус 135 градусов она превращается в "стеклянную" воду. "Стеклянная" вода – это твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура, как в стекле.

Слайд 7

Знаете ли вы? Какая вода быстрее превратится в лед: горячая или холодная? Если рассуждать логически, то, конечно, холодная. Ведь горячей нужно сначала остыть, а потом уже замерзнуть, а вот холодной остывать не нужно. Однако опыты показывают, что в лед быстрее превращается именно горячая вода. Точного ответа на вопрос, почему все-таки горячая вода замерзает быстрее холодной, до сих пор не существует

Слайд 8

Аномальные свойства воды Самая высокая теплоёмкость среди жидкостей Самое большое поверхностное натяжение после ртути Расширение при замерзании Информационные свойства, память

Слайд 10

Химические свойства воды:

Слайд 11

1. Реакция разложения: 2Н 2 О= 2Н 2 + О 2 Prezentacii.com

Слайд 12

2. Реакции соединения: а) основной оксид + вода = щелочь Na 2 o+H 2 O=2NaOH Оксид не каждый скоростью большой Польстит воде в реакции ответной. Но те, металл в которых щелочной, С ней реагируют вполне заметно.

Слайд 13

К оксиду кальция воды прилить- Вмиг в гидроксид случится превращение. Так мы «гашонку» можем получить, Ведь происходит извести гашение .

Слайд 14

б) кислотный оксид + вода = кислота, Р 2 О 5 + 3Н 2 О = 2Н 3 РО 4 ;

Слайд 15

Нам так приятен летнею порой Вкус кислый газированной водицы! А обусловлен он, представьте, кислотой, И знать реакцию вам пригодится. CO 2 +H 2 O= ?

Слайд 16

Есть влага в воздухе всегда. И, к сожаленью, дальше что бывает? С оксидом реагирует вода, На землю дождь кислотный выпадает. SO 2 +H 2 O= ?

Слайд 17

А дальше – больше: серы триоксид С водой в реакции – сгустились тучи, И снова кислота на нас летит! Но серная – она сернистой круче. SO 3 +H 2 O= ?

Слайд 18

3. Реакция замещения: 2 Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2

Слайд 19

Кусочек натрия пинцетом взят. Отметьте, что условия обычны. Опустим в воду – тут же результат: Пошла реакция, она экзотермична. Вмиг из воды наш щелочной металл Газ водород активно вытесняет, А тот, ликуя, что свободным стал, Шипит и натрий по воде гоняет. Кружит металл, как шаловливый пес, Как будто за хвостом своим гоняясь, Потерю электронов перенес, С гидроксогруппой в щелочь превращаясь.

Слайд 20

4. Реакция фотосинтеза: 6СО 2 + 6Н 2 О = С 6 Н 12 О 6 + 6О 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока "Вода-удивительное вещество"

Разработка интегрированного урока химии-географии-биологии "Вода-удивительное вещество", есть презентация...

Презентация к интегрированному уроку "Вода-удивительное вещество"

Презентация "Вода - удивительное вещество является дополнением к конспекту урока"...

Интегрированный урок по химии и физике 8 класс Вода – удивительное вещество

Данный урок был проведен с целью интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии;  систематизировать и дополнить знания о физических свойс...

«Вода удивительная и удивляющая» Творческая работа Сагдеева Рустема,ученика 7 класса МБОУ "Гимназия №3" Чистопольского муниципального района. .

          Никого из нас не удивляет дождь или падающий снег, гладь  плавно текущей реки или озера. Другое дело - огромные просторы морей и...

Урок по теме "Вода-уникальная и неповторимая"

Аннотация Урок по теме «Вода. Удивительная и неповторимая» комбинированный, с использованием ЭОР. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу. Мультимеди...

Химический вечер на тему: "Вода - удивительное вещество природы"

Цель вечера: ознакомить учащихся с разнообразными, часто аномальными свойствами воды; показать, что в обычном веществе можно обнаружить свойства, не замечаемые в обычной жизни; научить пристальн...