Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Жмыхова Александра Владимировна

Данная  рабочая программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна. И предназначена для изучения химии в 8 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_8.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

     Рабочая программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат  принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).

       Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2009. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует  авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

        В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для основного общего  образования  и в соответствии с учебным планом программа рассчитана на преподавание курса химии в 8 классе в объеме 2 часа в неделю. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса О.С. Габриеляна.

        Количество контрольных работ за год – 5

        Количество практических работ за год –  9

        Предпочтительные формы организации учебного процесса: на основе технологий модульного обучения, КСО с применением индивидуального и дифференцированного подхода. Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный.

2. Цели и задачи изучения курса.

Цель программы обучения: освоение знаний о химических объектах и процессах природы, способствующих решению глобальных проблем современности.

       Задачи:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Предметные результаты: ученик должен знать / понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

         Метапредметные результаты:

  • навык самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
  • планирование, контролирование и оценивание учебных действий
  • понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу; давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, аргументировать, формулировать выводы и заключения;
  • умение извлекать информацию из различных источников
  • умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленной задачей;
  • умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей.

         Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
  • понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;
  • формирование творческого отношения к проблемам;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью
  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями
  • формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.

4.  Учебно-тематический план

№ раздела / темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Лабораторные,
практические занятия, экскурсии и др.

Контрольные занятия

1

 Введение. Вводный инструктаж по технике безопасности.

 4 часов

 4 часов

Текущий контроль, самостоятельная работа

2

 Атомы химических элементов

 9 часов

 8 часов

 Нет

 Текущий контроль, самостоятельная работа, КР №1

3

Простые вещества

6 часов

5 часов

Нет

Текущий контроль, самостоятельная работа, КР №2

4

Соединения химических элементов

11 часов

10 часов

Нет

Текущий контроль, самостоятельная работа, КР №3

5

Изменения, происходящие с веществами

7 часов

6 часов

Нет

Текущий контроль, самостоятельная работа, КР №4

6

Химический практикум «Простейшие операции с веществом»

5 часов

 _____________

5 часов

ПР №1-5

 

6

Растворение, растворы, свойства растворов электролитов

17 часов

16 часов

Нет

Текущий контроль, самостоятельная работа, КР №5

6

Химический практикум «Свойство растворов электролитов»

6 часов

 _____________

6 часов

ПР №6-9

 

8

Обобщение знаний по химии за курс 8 класса – резервное время

3 часа

3 часа

 нет

нет

Итого

 68 часов

 

 ПР - 11 часов

 КР – 5 часов

5. Содержание программы учебного курса

  1. Введение. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Химия—наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки—работы М.В.Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система химических элементов как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи.

Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Знать/ понимать:

--химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ;

--важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,  относительная атомная и молекулярная массы, ион, вещество;

Уметь:

--называть: химические элементы;

--объяснять физический смысл порядкового номера, номеров периода, группы к которым элемент принадлежит в ПС.

  1. Атомы химических элементов.

Атомы как форма существования  химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома—образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома—образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1—20 ПС системы Д.И.Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном энергетическом слое (уровне). Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента—образование катионов и анионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Знать/ понимать:

--важнейшие химические понятия: химический элемент, ион, химическая связь;

--относительная атомная и молекулярная массы;

--периодический закон.

Уметь:

--называть химические элементы;

--объяснять: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода, изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома;

--характеризовать: особенности строения атомов,

--определять состав веществ по их формулам.

3. Простые вещества

 Положение металлов и неметаллов в ПС химических элементов Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества—неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию аллотропных модификаций. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, и олова. Постоянная Авогадро.

Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов. Расчеты с использованием понятий « количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи:

Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Знать/понимать:

--важнейшие химические понятия: моль, молярная масса, молярный объем;

--основной закон химии: сохранение массы веществ.

Уметь:

--объяснять способность атомов химических элементов к образованию аллотропных модификаций, аллотропные модификации;

--характеризовать особенности строения веществ.

  1. Соединения химических элементов.

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названия. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия, кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислой среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей.

Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонентов смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия « доля».

Расчетные задачи.

1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.

2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.

3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора,  с известной массовой долей растворенного вещества.

Знать/ понимать:

-- степень окисления, определение степени окисления элементов по химической формуле соединения;

--индикаторы, изменение окраски индикаторов в щелочной среде, в кислой среде.

Уметь:

--называть соединения изученных классов;

--объяснять химические свойства кислот, оснований;

-- определять при помощи индикаторов кислотную среду и щелочную

  1. Изменения, происходящие с веществами.

Понятие явлений как изменения, происходящие с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления.

Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. Явления, связанные с изменением состава вещества, химические реакции. Признаки условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим реакциям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы и объема продуктов реакции, по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Реакции разложения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжения металлов, его использование для определения возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Расчетные задачи.

 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Знать/ понимать:

--химическая реакция, классификация реакций;

--важнейшие химические понятия: физические явления в химии, химические реакции;

-основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества;

Уметь:

--характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ;

--определять типы химических реакций, возможность протекания реакций ионного обмена;

--обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

--вычислять по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции,

массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей,

массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

  1. Химический практикум.

ПР№1 Текущий  инструктаж по ТБ. Приемы  обращения с лабораторным  оборудованием, нагревательными приборами. Наблюдение за горящей свечой.

ПР №2   Приготовление  раствора  соли  и  определение массовой  доли   соли  в  растворе.

ПР №3  Очистка поваренной соли.

ПР №4  Ионные реакции.

ПР№5  Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

 Знать/ понимать:

--формулы химических веществ, уравнения химических реакций;

--важнейшие химические понятия: классификация реакций, химическая реакция.

Уметь:

--обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

  1. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации – ЭДС. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов. Степень ЭДС. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории ЭДС. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакций обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории ЭДС. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами Электрохимический ряд напряжения металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов, с основаниями  (реакция нейтрализации), с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории ЭДС. Взаимодействие снований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нератсворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете ЭДС. Взаимодействие солей с металлами (условия протекания этих реакций), с кислотами, с солями.

Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окисление, восстановление. Окислитель, восстановитель. Реакции ионного обмена. Свойства простых веществ—металлов и неметаллов, кислот, солей в свете представлений окислительно—восстановительных процессах.

Знать/понимать:

--важнейшие химические понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель;

--классификация веществ.

Уметь:

--характеризовать свойства веществ в свете ЭДС, химические свойства кислот, солей, оснований;

--составлять уравнения реакций ионного обмена;

-- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

  1. Химический практикум.

ПР№6  Ионные реакции.

ПР №7 Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

ПР №8 Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

ПР№9  Решение экспериментальных задач.

 Знать/ понимать:

--формулы химических веществ, уравнения химических реакций;

--важнейшие химические понятия: классификация реакций, химическая реакция.

Уметь:

--обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

6 .Учебно-методическое обеспечение

Литература для учащихся.

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. –3е издание., стереотип.—М.: Дрофа, 2008.
  2. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8»/ О.С.Габриелян, П.Н. Березкин, А.А.Ушакова и др.—М.: Дрофа, 2003—2006.
  3. Габриелян О.С. Химия. 8 класс.: рабочая тетрадь к учебнику Габриелян О.С.  « Химия. 8 класс».

      4.   Лидин, Р.А. Справочные материалы по химии для подготовки к экзаменам/           Р.А.Лидин.—М.: АСТ: Астрель: Профиздат,2005.

      5.   Габриелян О.С. Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: метод. Пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия – 8».-М.:Блик и Ко, 2005

      6.   Е.В.Савинкова  Н.Д.Свердлова  Сборник задач и упражнений по химии. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс».

Литература для учителя (методические пособия)

  1. Габриелян, О.С. Химия. 8-9 классы: метод.пособие/ . Габриелян, О.С., А.А.Яшукова,--М.: Дрофа, 2008.
  2. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8»/ О.С.Габриелян, П.Н. Березкин, А.А.Ушакова и др.—М.: Дрофа, 2003—2006.
  3. Сборник нормативных документов. Химия/ сост.Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев.—М.: Дрофа,2008.
  4. Габриелян О.С. Настольная  книга  учителя химии.  8  класс. – М.: Блик плюс, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...