Программа элективного курса "Экологическая химия"
элективный курс по химии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Овгортская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
Шурышкарский район
Ямало-Ненецкий автономный округ
Экологическая химия
Учебная программа элективного курса для 9 класса
Составитель:
Голубева Инна Валентиновна,
учитель химии и биологии
Овгорт, 2013
С о д е р ж а н и е :
1. Введение ………………………………………………………………………………... 3
2. Организация содержания образования ……………………………………………..... 4
3. Содержание программы …………………………………………………………….…. 5
4. Список литературы
1) для обучающихся ………………………………………………….................... 6
2) использованной педагогом ……………………………………………………. 6
5. Перечень ключевых слов …………………………………………………….… 7
6. Контрольные материалы ………………………………………………………….….. 8
Введение
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов школьного образования относятся востребованность полученных знаний при подготовке специалистов в учебных заведениях и эффективная работа педагогического коллектива в профессиональной ориентации обучающихся. Основной причиной введения данного элективного курса служит недостаточное раскрытие возможностей применения химических знаний в учебном курсе «Химия», и как следствие, неполное информирование школьников о профессиях, связанных с химией.
Отличительной чертой данной программы является преобладание практических, экспериментальных работ перед теоретическим материалом, что дает возможность обучающимся окунуться в необъятный океан химических превращений и собственных открытий.
Программа адресована для 9 классов общеобразовательной школы, а также может быть использована для 10-11 классов естественно - научного профиля. Полученные навыки в проведении практических работ могут стать реальным началом исследовательской работы школьников.
В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного
стандарта по данной теме мы опираемся на серию «Профильное образование» элективный курс «Аналитическая биохимия» для 10-11 классов автора-составителя В.А.Храмова Волгоградского книжного издательства «Учитель», 2007 года и «Химия. 9 класс: сборник элективных курсов» автора-составителя В.Е.Морозова Волгоградского книжного издательства «Учитель», 2007 года.
В результате прохождения программного материала обучающиеся имеют представления о качественных и количественных исследованиях в области химического и биохимического анализа, знают основные классы и свойства химических соединений, умеют обращаться с химической посудой, оборудованием и реактивами, а также владеют методикой проведения химического эксперимента.
Изучение курса «Экологическая химия» наглядно демонстрирует тесную связь между такими дисциплинами и прикладными отраслями науки как биология, география, количественная экология, биохимия, аналитическая химия, медицинская экология.
В соответствие с этим целью прохождения данного курса является формирование представлений о веществах, как связующих звеньях между живой и неживой природой. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач: 1) формирование естественнонаучного мировоззрения; 2) совершенствование навыков проведения химического анализа; 3) развитие творческого подхода в исследовательской деятельности; 4) углубление понимания влияния антропогенного фактора на окружающую среду.
Организация учебного процесса проводится по различным формам: лабораторные и практические занятия, уроки с использованием инновационных технологий, проведение семинаров и итоговой конференции. Освоение курса предполагает, помимо посещений коллективных занятий (уроков, лекций, практикумов) выполнение домашних и индивидуальных заданий по темам раздела «Биохимический анализ».
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью промежуточного тестирования и двух контрольных работ, которые включают задания и вопросы по четырем разделам курса. Итоговый контроль проводится в виде устного выступления – защиты мини-реферата по результатам проведенных аналитических работ.
Программа «Экологическая химия» общим объемом 17 часов изучается в течение одной четверти. Курс рассчитан на 8 часов теоретических занятий и 9 часов практических занятий с обучающимися 9 класса. Занятия проводятся в кабинете химии согласно составленному расписанию.
Организация содержания образования
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | лекции | практика | ||
Раздел 1. Введение. Техника безопасности при работе в кабинете химии. Правила оформления исследовательских работ. | 1 | 1 | Тест | |
Раздел 2. Обычная вода с необычными свойствами.
Итого по разделу: | 1 1 1 1 1 5 | 1 1 1 3 | 1 1 2 | Контрольная работа |
Раздел 3. Растворы.
Итого по разделу: | 1 1 1 1 1 5 | 1 1 2 | 1 1 1 3 | Научное сообщение |
Раздел 4. Биохимический анализ.
свойств коллоидных растворов.
ческих кислот в смывах с кожи.
Итого по разделу: | 1 1 1 2 1 6 | 1 1 2 | 1 1 1 1 4 | Защита мини-реферата |
Всего: | 17 | 8 | 9 |
Содержание программы
Раздел 1. Введение.
Техника безопасности при работе в кабинете химии. Методика проведения химических и биохимических анализов. Подготовка и забор материала для химических и биохимических анализов.
Правила оформления научного сообщения, миниреферата, исследовательской работы.
Итоговое тестирование.
Раздел 2. Обычная вода с необычными свойствами.
История изучения гидросферы. Вода в природе. Роль воды в геологической истории, возникновении и существовании жизни на Земле. Круговорот воды.
Структура воды. Гидрольные теории строения воды. Необычные физические свойства воды.
Практическая работа № 1. «Взаимодействие воды с металлами и неметаллами, основными и кислотными оксидами». Образование гидратов. Разложение воды.
Практическая работа № 2. «Изучение химических свойств воды». Взаимодействие воды с простыми веществами – металлами: литием, натрием, кальцием. Взаимодействие воды с простыми веществами – неметаллами: приготовление хлорной воды. Взаимодействие воды со сложными веществами: растворение аммиака в воде, растворимость углекислого газа в воде.
Контрольная работа.
Раздел № 3. Растворы.
Виды растворов. Качественные и количественные характеристики растворов.
Решение расчетных задач на тему «Растворы».основные источники загрязнения гидросферы. Защита вод от загрязнения. Проблема чистой воды. Современные методы очистки питьевой воды.
Практическая работа № 4. «Исследование качества питьевой воды». Органолептические показатели воды: содержание взвешенных частиц, цвет, прозрачность, запах.
Практическая работа № 5. «Определение катионов и анионов в воде».
Определение водородного показателя (рН ). Жесткость воды. Определение хлоридов и сульфатов. Обнаружение общего железа.
Раздел № 4. Биохимический анализ.
Дисперсные системы. Коллоидные растворы. Практическая работа № 6 «Получение и исследование свойств коллоидных растворов».
Практическая работа № 7 «Обнаружение растворов органических кислот в смывах с кожи» (реакция Берга).
Практическая работа № 8 «Анализ пищевых продуктов». Исследование яичной скорлупы. Исследование фруктовых соков и напитков. Анализ пчелиного меда.
Практическая работа № 9 « Определение нитратов и органических кислот в картофеле».
Подготовка и защита минирефератов по результатам проведенных исследований.
Список литературы для обучающихся
- Гиттис С.С., Глаз А.И., Иванов А.В. Практикум по органической химии: Учеб. пособие для нехим. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 303 с.: ил.
- Книга для чтения по неорганической химии. Пособие для учащихся. Ч. II. М.: Просвещение, 1975.
- Немчанинова Г.Л. Путешествие по шестой группе. Элементы IV группы периодической системы Д.И.Менделева. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1976.
- Штремплер Г.И. Химия на досуге: Кн. для учащихся сред. и стар. возраста / рис. авт. при участии В.Н.Растопчина. – Фрунзе: Гл. ред. КСЭ,1990. – 192 с.: ил.
- Эткинс П. Молекулы: Пер. с англ.- М.: Мир, 1991.- 216 с., ил.
Список литературы для учителя
- Аналитическая биохимия. 10-11 классы: элективный курс/ авт.сост. В.А.Храмов. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии. Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1976.
- Количественные опыты по химии. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1972.
- Олимпиадный марафон, 9 класс: химия / сост. Н.Н.Некляева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 137.
- Решение качественных задач по органической химии. Методическое пособие для студентов, абитуриентов и школьников. – Калуга, 1991.
- Савин Г.А. Тесты по химии для 8-11 классов. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Химия. 9 класс: сборник элективных курсов. Вып.3/ авт.-сост. В.Е.Морозов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 121 с.
Перечень ключевых слов
Антропогенные факторы
Аналитическая биохимия
Биуретовая реакция
Водные ресурсы
Гидраты
Гидросфера
Денатурация белка
Дисперсные системы
Качественное и количественное определение веществ
Коагуляция белка
Коллоидные растворы
Концентрация раствора
Кристаллогидраты
Ксантопротеиновая реакция
Материал для анализа и способы его забора
Нитраты и нитриты
Окружающая среда
Органические кислоты
Полярность молекулы
Реакция Берга
Углеводы
Химический анализ
Цветные реакции
Чувствительность метода
Контрольные материалы
Раздел 1. Тест на проверку знаний техники безопасности при работе в кабинете химии и правил оформления исследовательских работ, сообщений, минирефератов.
1. Савин Г.А. Тесты по химии для 8-11 классов. – Волгоград: Учитель, 2003.
Раздел 2. Контрольная работа «Химические свойства воды».
- Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии. Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1976.
- Олимпиадный марафон, 9 класс: химия / сост. Н.Н.Некляева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 137.
Раздел 3. Индивидуальные задания «Решение экспериментальных задач» по изученным темам с оформлением краткого сообщения по полученным результатам исследования воды.
- Количественные опыты по химии. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1972.
- Решение качественных задач по органической химии. Методическое пособие для студентов, абитуриентов и школьников. – Калуга, 1991.
Раздел 4. Подготовка и защита минирефератов по проведенным практическим биохимическим анализам с самостоятельным использованием дополнительной литературы.
- Гиттис С.С., Глаз А.И., Иванов А.В. Практикум по органической химии: Учеб. пособие для нехим. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 303 с.: ил.
- Аналитическая биохимия. 10-11 классы: элективный курс/ авт.сост. В.А.Храмов. – Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса "Химия и окружающий мир человека"
Элективный курс "Химия и окружающий мир человека". Программа и тематическое планирование для 11 класса....
Программа элективного курса "Химия в быту"
Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся о веществах и их практическом применении в повседневной жизни...
Программа элективного курса "Химия в повседневной жизни человека"
Элективный курс рассчитан на обучающихся 9 класса и направлен на расширение представлений о химических веществах и материалах, окружающих человека в его повседневной жизни...
программа элективного предмета" Химия в задачах и упражнениях"
Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к химии.Цель курса: расширение зн...
Программа элективного курса "Химия и медицина"
Программа «Химия и медицина» рассчитан на 34 часов, рекомендован для учащихся 8 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки. На занятия...
Рабочая программа элективного курса Химия и экология
Рабочая программа элективного курса Химия и экология...
Рабочая программа элективного курса "Химия в быту"
Рабочая программа элективного курса по химии в 9 классе "Химия в быту"...