урок химии : "Количество вещества"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Якименко Светлана Ивановна

Сформировать понятие о количественных отношениях в химии , указать на связь данного понятия с физикой , применив элементы проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolichestvo_veshchestva.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии по теме "Количество вещества"

Цели: сформировать представление о количественных отношениях в  химии и закрепить полученные знания.

Задачи:

Развивать умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи, а также наблюдать, обобщать и делать выводы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Технологии: элементы технологии сотрудничества  и проблемного обучения.

Методы: эвристическая беседа, поисковая деятельность, соревновательный.

Техническое  оснащение: мультимедиа- аппаратура, калькуляторы  ,  таблицаД.И.Менделеева.

Оборудование:

Химические вещества: Fe, S, H2O, CuSO4 количеством вещества 1 моль;

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний и подготовка к восприятию.

Учитель: Эпиграфом сегодняшнего урока будет отрывок из поэмы М.Алигер “Ленинские горы”:

О, физика – наука из наук!

 Все впереди!

 Как мало за плечами!

 Пусть химия нам будет вместо рук.

 Пусть станет математика очами.

 Не разлучайте этих трех сестер

 Познания всего в подлунном мире,

 Тогда лишь будет ум и глаз остер

 И знанье человеческое шире.

Эти строки раскрывают связь химии с другими естественными науками, причем об этом говорил ещё М.В. Ломоносов более двух веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас. Из уроков физики и математики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно. (Слайд №1)

Приступая к изучению количественной характеристики веществ в химии, мы будем опираться на ранее приобретенные вами знания и умения. Желаю хорошего настроя на урок .(Слайд№2)

( Проблемный вопрос)Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему  10  молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица? На этот вопрос вы ответите после изучения новой темы. Это и есть тема нашего урока( Слайд№3)

Сегодня на уроке познакомимся с физической величиной – количество вещества.

(Слайд №4)Наша цель не только изучить, но и научиться использовать эту величину в расчетах. Задачи урока(Слайд№5)

А какой термин  для вас прозвучал впервые? (Слайд№6) ( читаю стихотворение)

3.Изучение нового матариала:  

Учитель:

читает шуточное стихотворение (“Занимательная химия” Аликберова Л.)

Расскажу сегодня, что ли,

 О зловредной роли моли.

 Моль съедает шерсть и мех –

 Просто паника у всех….

 Ну а в химии – изволь!

 Есть другое слово “моль”

 Прост, как небо и трава,

 Моль любого вещества.

 Но трудна его дорога:

 В моле так частичек много!

В химии (а также в физике и других естественных науках) приходиться иметь дело с большими количествами мельчайших частиц – с  так называемыми структурными элементами материи (молекулами, атомами, ионами, электронами и др.).

Химия – это наука о веществах. А как измерять вещества?(Слайд №7) 

В каких единицах? (Слайд №8) ,-в килограммах, метрах,литрах    (Слайд №9)-в баррелях,в каратах,  (Слайд№10)- порциях  . (Слайд№11) – а можно ли определить сколько содержится частиц в порции вещества?

А что если объединить массу, которую измеряют на весах и число молекул вещества, возможно ли это?

(Слайд №12) Для того чтобы выражать количество таких частиц, ввели единицу количества – моль. ( ребята записывают информацию в тетрадь)

1 моль – это такое количество любого вещества, которое содержит столько же структурных элементов, сколько атомов содержится в 12г. нуклида  углерода-12.

Количество всего песка пустыни Сахара составляет 3 моль!!!! (Слайд №13 , Слайд №14)

Слайд №15  Экспериментально найдено, что число структурных элементов, отвечающих  1 моль, равно 6,02∙1023  (постоянную   6,02∙1023 моль-1 называют постоянной Авогадро. 

( ребята записывают информацию в тетрадь)

Число Авогадро очень большое , больше чем все капли воды(Слайд №16)

Слайд №17,   Величина, характеризующая размер данной порции вещества числом структурных частиц, называется количеством вещества. Обозначается буквой греческого алфавита v (ню) или n. Как любая величина количество вещества имеет единицу измерения.

Единицей количества вещества является моль.

( ребята записывают информацию в тетрадь)

Предлагаю вниманию ребят таблицу (Слайд №18)  (самостоятельная работа учащихсяпо заполнению таблицы)- 4мин.

(Слайд№19)Моль - количество вещества, в котором содержится 6,02 *1023 молекул, атомов  или  ионов, т.е. структурных единиц. А сколько частиц содержится в 3 моль (предложенного вещества учителем)Слайд№19. ( устный счет в уме) 

( ребята записывают информацию в тетрадь)

(Слайд№20) В общем виде  формула записывается так: N =n  Na,    где

N - число атомов или молекул, Nа = постоянная Авогадро. ( ребята записывают информацию в тетрадь)

Слайд №21  Показать портрет  Амедео Авогадро  на мультимедийной установке и кратко рассказать о нем, или поручить ученику подготовить небольшой доклад о жизни учёного.

( проект – реферат учащегося)

2. Чему же равна масса 1 моля  вещества? ( Вывод учащиеся часто могут сделать сами.)

Масса одного моля вещества равна его молекулярной массе, но выражена в граммах. Слайд№22)Масса одного моля вещества называется  молярной массой и обозначается – M.

 ( ребята записывают информацию в тетрадь)

Можно ли найти массу , зная количество вещества? ( учащиеся самостоятельно  или под руководством учителя преобразовывают формулу) (  Слайд№23,) , (Слайд №24 )

Рефлексивно-оценочный этап

 Закрепление материала:  письменная работа ( 5 мин)  Слайд №25,  Слайд №26)

( ребята записывают решение в тетрадь) – проверить решение !!!

Учитель читает стихотворение (“Занимательная химия” Аликберова Л.):

Маша маме говорит,

 Что из шкафа моль летит

 “Как спасти нам вещи наши?”

 Отвечает мама Маше:

 “Есть такой аэрозоль,

 Убивает моли моль!”

 Маша химию учила,

 Так что маме возразила:

 “Что-то это многовато –

 Целый моль врагов крылатых!”

 Домашнее задание :

Параграф №22

Задание: Рассчитайте массу 1 моль моли, если масса каждой бабочки 0,01 г.

и    задачу (Слайд №28 )

Учитель: Целью сегодняшнего урока было не только изучить физическую величину количество вещества, но и научиться применять её при решении расчетных задач, пользуясь производными расчётными формулами. Цель урока  надеюсь достигнута. (Слайд №29)

После этого учащиеся выражают своё эмоциональное отношение к уроку и оценивают свою активность  по методу рефлексии «Солнышко» ) на макет солнца ребята прикрепляют лучи  «желтые»- отлично,  «голубые» - не интересно 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока тема "Плотность вещества"7 класс

Данный урок построен на деятельностной основе....

Разработка интегрированного урока "Вода-удивительное вещество"

Разработка интегрированного урока химии-географии-биологии "Вода-удивительное вещество", есть презентация...

Конспект урока по химии "Количество вещества"

На данном уроке используется метод укрупнённых едениц, позволяющий ввести понятия: "моль", "число Авогадро", "молярная масса", "молярный объём" на одном уроке....

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

Презентация по химии "Количество вещества" (8 класс)

Данная презентация является методическим пособием при изучении темы «Количество вещества. Моль – единица количества вещества». Наглядно демонстрирует основные вопросы данной темы. Позволяет учащимся л...

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

презентация по химии "Количество вещества. Молярная масса"

В презентации содержится материал к уроку "Количество вещества. Молярная масса". Кроме того есть разбор трез задач по данной теме и приведена самостоятельная работа, которую можно использова...