В помощь сдающим ГИА
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Ковалев Евгений Геннадиевич

В данном методическом пособии содержится основная теоретическая информация, необходимая для успешной подготовки и сдачи выпускного экзамена по химии в 9 классе в форме ГИА. Для удобства теретический материал построен в соответствии с порядком заданий в экзаменнационной работе. Каждое задание иллюстрировано примерами. Будет удобным при самостоятельной подготовке к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_pomoshch_sdayushchim_gia.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей №5 им. Ю.А.Гагарина

Химия

В помощь сдающим ГИА

методическое пособие по химии

для учащихся 9-х классов,

исправленное и дополненное

Разработал: учитель химии I категории

 МОУ Лицей №5 им. Ю.А.Гагарина,

магистр естественнонаучного образования

Ковалев Евгений Геннадиевич

г. Волгоград, 2013

Задания части А.

Тема №1: «Строение атомов первых 20 химических элементов ПСХЭ Д. И. Менделеева».

Обязательный минимум знаний.

Строение атома: ядро (протоны и нейтроны) + электроны.

Число протонов (p+) – равно порядковому номеру химического элемента (Z).

Число нейтронов (n0) – равно A-Z, где А – массовое число.

Число электронов (е-) - равно порядковому номеру химического элемента (Z).

Заряд ядра = число протонов = число электронов (+Z = p+ = е-).

Номер периода показывает – число электронных слоев в электронной оболочке атома.

Номер группы показывает – число электронов на внешнем электронном слое атома + число валентных электронов.

Валентные электроны – электроны, участвующие в образовании химической связи.

Распределение электронов по энергетическим уровням: на 1-м максимум 2 электрона, на 2-м – 8 электронов, на 3-м – 18 электронов (если уровень последний – то число электронов на нём равно номеру группы или высчитывается как разница общего числа электронов и электронов на предыдущих уровнях). Если последний (внешний) уровень атома имеет максимальное число электронов, то такой электронный слой называется завершенным (его имеют атомы благородных газов – элементы 8 группы).

Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 6, 7, 8.

Тема №2: «Периодический закон и  ПСХЭ Д. И. Менделеева».

Обязательный минимум знаний.

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений.

В периоде слева направо:

  1. Радиус атома уменьшается;
  2. Металлические свойства ослабевают;
  3. Неметаллические свойства возрастают;
  4. Восстановительные свойства ослабевают;
  5. Окислительные свойства возрастают;
  6. Электроотрицательность возрастает;
  7. Число валентных электронов возрастает;
  8. Основные оксиды через амфотерные сменяются кислотными.

В группе сверху вниз:

  1. Радиус атома возрастает;
  2. Металлические свойства возрастают;
  3. Неметаллические свойства ослабевают;
  4. Восстановительные свойства возрастают;
  5. Окислительные свойства ослабевают;
  6. Электроотрицательность уменьшается;
  7. Число валентных электронов постоянно и равно номеру группы.

Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 9 кл., 2005г., § 3.

Тема №3: «Химическая связь».

Обязательный минимум знаний.

Типы химических связей:

  1. Ковалентная полярная химическая связь (образуется между атомами неметаллов с разным значением электроотрицательности или между атомами металла и неметалла с небольшой разностью в значении электроотрицательности). Например: H2S, NH3.
  2. Ковалентная неполярная химическая связь (образуется между атомами неметаллов с одинаковым значением электроотрицательности). Например: H2, O2, P4, S8.
  3. Ионная химическая связь (образуется между атомами неметалла и металла). Например: NaCl, CaO, K2S.
  4. Металлическая химическая связь – характерна для металлов и сплавов. Например: Al, Cu, бронза, чугун, латунь.

Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 9, 10, 11, 12.

Тема №4: «Степень окисления химических элементов».

Обязательный минимум знаний.

Правила расчета степени окисления:

  1. С.о. водорода = +1 в соединениях с неметаллами и = -1 в соединениях с металлами (гидриды металлов);
  2. С.о. кислорода = -2, кроме пероксидов (-1) и фторидов (+2);
  3. С.о. металла = заряду его иона (в таблице растворимости);
  4. С.о. простого вещества = 0;
  5. Сумма с.о. всех элементов в сложном веществе = 0;
  6. С.о. иона = заряду иона (в таблице растворимости).

Алгоритм определения степени окисления элементов в бинарных соединениях:

  1. Выбрать более электроотрицательный элемент и найти его степень окисления, как № группы – 8. Написать над ним степень окисления.
  2. Умножить степень окисления на индекс у этого элемента. Полученное число со знаком «минус» подписать под другим элементом.
  3. Такое же число со знаком «плюс» подписать под другим элементом.
  4. Разделить это число на индекс другого элемента. Полученную степень окисления написать над элементом.

Алгоритм определения степени окисления неметалла в кислотах и солях:

  1. Отделить кислород вертикальной чертой, записать сверху его степень окисления – 2 и умножить на индекс. Полученное число написать под кислородом.
  2. Такое же число с противоположным знаком записать под левой частью формулы.
  3. Вычесть из него число атомов водорода (для кислот) или заряд металла*индекс металла (для солей). Полученное число написать над знаком центрального элемента.

Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 17.

Тема №5: «Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура органических соединений».

Обязательный минимум знаний.

Классификация веществ

Вещества

                                      Простые                                 Сложные

        Металлы            Неметаллы     Оксиды   Основания   Кислоты   Соли

                                               

Оксиды – бинарные соединения кислорода, в котором он проявляет степень окисления –2 (CaO, Al2O3).

Классификация оксидов.

Оксиды

несолеобразующие                          солеобразующие

                 CO, N2O, NO, SiO, S2O

основные        амфотерные      кислотные

Несолеобразующие оксиды – не взаимодействуют с кислотами и щелочами и, как следствие, не образуют солей. Основные оксиды – образованы металлом в с.о.+1 и +2 (Na2O, MgO). Амфотерные оксиды – образованы металлами в с.о. +3 и +4 (Al2O3, PbO2). Исключения: ZnO, PbO, SnO, BeO (у них с.о. металла равна +2). Кислотные оксиды – образованы металлом в с.о.+5,+6,+7 или неметаллов, исключая несолеобразующие (SO3, CO2).

Основания – сложные соединения, в составе которых катион металла соединен с гидроксид-анионами: Me(OH)n. Например: NaOH, Ca(OH)2. Основания могут быть растворимыми и нерастворимыми. Растворимые в воде основания – щелочи (они окрашивают индикаторы).

Кислоты – сложные соединения, в составе которых атом водорода соединен с кислотным остатком (HCl, H2SO4). Кислотный остаток может состоять из одного элемента (Cl-) и быть сложным (SO4-).

Соли – сложные вещества, в составе которых катион металла соединен с кислотным остатком (NaCl, CaSO4).

Формулы и названия кислот и солей.

Формула кислоты

Название кислоты

Название соли

Пример соли

HF

Фтороводородная (плавиковая)

Фторид

FeF3, фторид железа (III)

HCl

Хлороводородная (соляная)

Хлорид

CuCl2, хлорид меди (II)

HBr

Бромоводородная

Бромид

MgBr2, бромид магния

HI

Йодоводородная

Йодид

NaI, йодид натрия

H2S

Сероводородная

Сульфид

FeS, сульфид железа (II)

H2SO3

Сернистая

Сульфит

Na2SO3, сульфит натрия

H2SO4

Серная

Сульфат

BaSO4, сульфат бария

HNO2

Азотистая

Нитрит

KNO2, нитрит калия

HNO3

Азотная

Нитрат

Cu(NO3)2, нитрат меди (II)

H2CO3

Угольная

Карбонат

CaCO3, карбонат кальция

H2SiO3

Кремниевая

Силикат

Na2SiO3, силикат натрия

H3PO4

Фосфорная

Фосфат

Ca3(PO4)2, фосфат кальция

Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 13, 14, 18, 19, 20, 21.

Тема №6: «Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения».

Обязательный минимум знаний.

Физические явления – явления, при которых состав вещества остается постоянным, а изменяется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел. Примеры: плавление парафина, таяние льда, испарение воды.

Химические явления (химические реакции)– явления, при которых  одни химические вещества превращаются в другие. Примеры: горение древесины, ржавление металлов, скисание молока.

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических формул и коэффициентов.

Признаки химических реакций:

  1. Изменение цвета;
  2. Выделение тепла и света;
  3. Выделение газа;
  4. Растворение осадка;
  5. Изменение запаха;
  6. Выпадение осадка.

Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 26, 27, 28.

Тема №7: «Классификация химических реакций».

Обязательный минимум знаний.

Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ:

  1. Реакция разложения – это реакции, при которых из одного вещества образуется несколько других. Например: Cu(OH)2 → CuO + H2O
  2. Реакция соединения – это реакции, при которых из нескольких веществ образуется одно. Например: S + O2 → SO2 
  3. Реакция обмена – это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. Например:

     CuSO4 + BaCl2 → BaSO4 + CuCl2

  1. Реакция замещения – это реакция между простым и сложным веществом, при которой атомы простого вещества, замещают атомы одного из элементов в сложном веществе. Например:

      Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

Типы химических реакций по тепловому эффекту:

  1. Экзотермические – протекают с выделением теплоты;
  2. Эндотермические – протекают с поглощением теплоты.

По изменению степени окисления исходных веществ и продуктов реакции:

  1. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) – реакции, протекающие с изменением степени окисления;
  2. Не окислительно-восстановительные реакции – реакции, протекающие без изменением степени окисления;

      По участию катализатора:

  1. Каталитические – протекают с участием катализатора;
  2. Некаталитические – протекают без участия катализатора.

Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 29, 30, 31, 32.

       По обратимости:

  1. Обратимые – протекают в двух противоположных направлениях;

NaCl + HNO3 ↔ HCl +NaNO3

  1. Необратимые – протекают только в одном направлении.

NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3

Тема №8: «Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы».

Обязательный минимум знаний.

Электролиты – вещества, растворы которых проводят электрический ток. К электролитам относятся – растворимые кислоты, щелочи, соли.

Неэлектролиты – вещества, растворы которых не проводят электрический ток. К неэлектролитам относятся – нерастворимые кислоты, основания, соли; оксиды; органические вещества: раствор сахарозы, метанол, этанол, глюкоза.

Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 35.

Тема №9: «Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей».

Обязательный минимум знаний.

Положения ТЭД:

  1. При растворении в воде электролиты диссоциируют на положительные ионы (катионы) и отрицательные ионы (анионы).
  2. Под действие электрического тока катионы движутся к катоду (-), анионы – к аноду (+).
  3. Диссоциация – обратимый процесс.
  4. Не все электролиты диссоциируют в равной мере.
  5. Химические свойства электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации.

Кислоты – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка. Например: HCl → H+ + Cl-

Основания – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и гидроксид-анионы. Например: NaOH → Na+ + OH-

Соли - электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы кислотного остатка. Например: NaCl → Na+ + Cl-

Это важно! При диссоциации индексы выносятся вперед ионов. Например: Al2(SO4)3 →  2Al3+ + 3SO42-

Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 36.

Тема №10: «Реакции ионного обмена и условия их осуществления».

Обязательный минимум знаний.

Взаимодействие кислот, оснований и солей

                кислота (р)

       1р                                     р

основание (р)          соль (р)                         ↓, ↑, H2O

                                                р

Эта схема показывает, что кислота может реагировать с основанием, если что-либо одно из них растворимо; растворимая кислота может реагировать с солью; соли между собой могут реагировать, если обе они растворимы; соль с основанием могут реагировать, если и соль, и основание растворимы. Условия реакции – образование осадка, газа или воды.

Алгоритм составления реакций ионного обмена:

  1. Записать исходные вещества. Подписать классы веществ.
  2. Проверить, являются ли они электролитами (по таблице растворимости). По схеме определить, возможна ли такая реакция.
  3. Если возможно, над ионами в исходных веществах проставить заряды (по таблице растворимости).
  4. Поменять правые части формул местами и записать таким образом продукты реакции.
  5. Правильно составить формулы продуктов. Для этого поставить заряды ионов, снести их крест-накрест и сократить, если нужно.
  6. Расставить коэффициенты в уравнении
  7. Под формулами продуктов реакции подписать, являются ли они электролитами или неэлектролитами.
  8. Записать электролиты в виде ионов с учетом индексов и коэффициентов; неэлектролиты оставить в молекулярном виде.
  9. В левой и правой части сократить одинаковые частицы.
  10. Записать оставшиеся после сокращения ионы и молекулы.

Условия протекания реакций ионного обмена до конца (необратимо):

  1. Образуется осадок.
  2. Образуется газ.
  3. Образуется малодиссоциируемое вещество, например вода.

Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 37.

Тема №11: «Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов».

Обязательный минимум знаний.


                  + неметалл → соль или оксид (1)



                  + Н2О         → Ме(ОН)n+H2 (если Ме от Li-Al)  (2)



                  + Н2О         → Ме2Оn+H2 (если Ме от Mn-Cd)    (3)



Металл    + кислота   → соль (растворимая) + Н2 (Ме левее Н)  (4)



                  + соль         → соль' (растворимая)+ Ме  (5)



                  + Ме2Оn         → Ме' + Ме2Om  (6)


  1. . Образуется бинарное соединение. Металл пишется слева, неметалл справа. У металла с.о. равна +№ группы (есть исключения), у неметалла с.о. равна № группы - 8.Например: 2Са + О2 → 2Са+2О-2.
  2. . Металлы от лития до натрия реагируют с водой при комнатной температуре, остальные – при нагревании. 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2.
  3. . Данная реакция протекает при нагревании. Zn + H2O → ZnO + H2.
  4. .Данная реакция характерна только для разбавленных кислот. Металлы, стоящие в ряду напряжений после водорода, с разбавленными кислотами не взаимодействуют. Ещё одно условие данной реакции: в результате неё должна быть образована растворимая соль. Mg + 2HCl → MgCl2 + H2. Это важно!: азотная кислота по особому взаимодейстует с металлами (см. А.14).
  5. .  Zn + CuCl2 → ZnCl2 +Cu.
  6. .  2Al + Cr2O3 → Al2O3 + 2Cr

Это важно! Особенности химических свойств некоторых металлов:

1. Особенности щелочных металлов (Li, Na, K):

  1. При взаимодействии с кислородом литий образует оксид Li2O, натрий образует пероксид Na2O2: 2Na + O2 → Na2O2.
  2. С растворами кислот и солей не взаимодействуют, т.к. в первую очередь будут вступать в реакцию с водой.

2. Особенности алюминия:

  1. При обычных условиях малоактивен, т.к. покрыт прочной оксидной пленкой Al2O3 (большинство реакций идут при нагревании);
  2. Является амфотерным металлом, поэтому взаимодействует не только с растворами кислот, но и с щелочами, образуя соль - алюминат:

2Al+2NaOH+2H2O→2NaAlO2+3H2

  1. На холоду не взаимодействует с концентрированными серной и азотной кислотами (пассивируется).

3. Особенности железа:

  1. Для железа характерно образование двух соединений: Fe2+  и Fe3+;
  2. Образование соединений железа:

+2

+3

1). С неметаллами

Fe + S → FeS

2Fe + 3Cl2 → 2FeCl3

3Fe + 2O2 → Fe3O4

2). C водой:

3Fe + 4H2O → Fe3O4 + 4H2

3). С кислотами

Fe + 2HCl → FeCl2 + H2

4). С солями:

Fe + СuSO4 → FeSO4 + Cu

Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 9 кл., 2005г., § 8, 11, 12, 13, 14.

Тема №12: «Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных».

Обязательный минимум знаний.


                                    +H2O                           кислота (р)



               кислотные  + щелочь                     соль + H2O



Оксиды        +                                                соль



                основные   + кислота                    соль +H2O



                                     + H2O                         щелочь


Это важно! Амфотерные оксиды будут сочетать свойства основных и кислотных оксидов, т.е. будут вступать в реакции с щелочами и кислотами.

Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 40.

Тема №13: «Химические свойства оснований».

Обязательный минимум знаний.


                                     



                                        + кислотный оксид  → соль + H2O



                      Щелочи    + кислота                  → соль + H2O



Основания                     + соль                       → соль + основание (↑,↓)



                    Нерастворимые   + кислота        → соль + H2O



                                                      нагревание  →   МеО + H2O


Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 39.

Тема №14: «Химические свойства кислот».

Обязательный минимум знаний.


 



                   + Ме (до Н)                                              → соль + Н2



                   + основный/амфотерный оксид             → соль + Н2О



Кислота    + основание/амфотерный гидроксид    → соль + Н2О



                   + соль                                                 → соль + кислота (↓,↑)


!Особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами:

  1. Водород никогда не выделяется;
  2. Металл в полученном нитрате имеет максимальную степень окисления;
  3. На холоду не взаимодействует с: Al, Fe, Cr, Co, Ni.
  4. Продукты реакции зависят от двух факторов:
  1. Активность металла;
  2. Концентрация кислоты.

HNO3 (к) + Ме (I, II группа, гл.подгр.) → нитрат + N2O + H2O

HNO3 (к) + Ме  (остальные)                → нитрат + NO2 +H2O

HNO3 (р) + Ме (I, II группа, гл.подгр.)  →  нитрат + NH3 (или NH4NO3) + H2O

HNO3 (р) + Ме  (остальные)                → нитрат + NO + H2O

Например:

Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 38.

Ag + 2HNO3 (к) → AgNO3 + NO2 + H2O.

!Особенности химических свойств концентрированной серной кислоты:

  1. С металлами:
  1. Может взаимодействовать с металлами, стоящими в ряду напряжений после водорода;
  2. Металл в полученном сульфате имеет максимальную с.о.
  3. Водород никогда не выделяется;
  4. На холоду не взаимодействует с: Al, Fe, Cr, Co, Ni.

H2SO4 (к) + Me (I, II группа, гл.подгр, Zn) → сульфат + H2S/S/SO2 +H2O

H2SO4 (к) + Me (остальные)                  → сульфат + SO2 + H2O.

  1. С неметаллами:

2H2SO4 (к) + C → CO2 + 2SO2 + 2H2O

2H2SO4 (к) + S →  3SO2 + 2H2O

  1. С органическими веществами: обугливает бумагу, ткань, древесину, сахарозу.  

Тема №15: «Химические свойства солей».

Обязательный минимум знаний.


              + Ме (левее)  → соль + Ме'



              + кислота       → соль + кислота'



Соли     + щелочь       → соль + основание'          (↑,↓).



              + соль             → соль + соль'


Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 41.

Тема №16: «Первоначальные представления об органических веществах».

Обязательный минимум знаний.

Общие признаки органических веществ:

  1. Наличие углерода;
  2. Наличие в молекулах только ковалентных связей;
  3. Валентность углерода всегда равна четырем.

Основные классы органических веществ.

  1. Предельные углеводороды (алканы). Общая формула CnH2n+2. Важнейшие представители алканов:

Формула

Название

CH4

Метан

C2H6

Этан

C3H8

Пропан

C4H10

Бутан

C5H12

Пентан

Характерные реакции: замещение и окисление.

  1. Непредельные углеводороды (алкены). Общая формула CnH2n. Важнейшие представители:

Формула

Название

C2H4

Этен (этилен)

C3H6

Пропен (пропилен)

C4H8

Бутен

C5H10

Пентен

Особенность строения: наличие двойной С-С связи. Характерные реакции: присоединения и окисления.

  1. Непредельные углеводороды (алкины). Общая формула CnH2n-2. Важнейшие представители:

Формула

Название

C2H2

Этин (ацетилен)

C3H4

Пропин

C4H6

Бутин

C5H8

Пентин

Особенность строения: наличие тройной С-С связи. Характерные реакции: присоединения и окисления.

  1. Спирты. Общая формула CnH2n+1ОН. Важнейшие представители:

Формула

Название

CH3ОН

Метанол (метиловый спирт)

C2H5ОН

Этанол (этиловый спирт)

C3H5(ОН)3

Глицерин

  1. Карбоновые кислоты. Общая формула CnH2n+1СООН. Важнейшие представители:

Формула

Название

НСООН

Муравьиная кислота

CH3СООН

Уксусная кислота

C17H35СООН

Стеариновая кислота

Характерны все свойства кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями).

Тема №17: «Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Разделение смесей и очистка веществ».

Обязательный минимум знаний.

Химические формулы соответствуют чистым веществам. Все изучаемы в школьном курсе способы разделения смесей относятся к физическим.

Смесь – многокомпонентная система (воздух, нефть, морская вода, стекло, бронза, молоко, лимонад).

Смеси бывают однородными (нельзя увидеть границу раздела между веществами): раствор сахара в воде и неоднородными (видна граница раздела между веществами): взвесь мела в воде.

Способы разделения неоднородных смесей:

  1. Отстаивание (этим же методом можно разделить две несмешивающиеся жидкости с помощью делительной воронки). Ускоряют отстаивание центрифугированием;
  2. Фильтрование;
  3. Некоторые твердые смеси можно разделить при помощи магнита (смесь железных и медных опилок, смесь железных опилок и серы).

Способы разделения однородных смесей:

  1. Выпаривание;
  2. Перегонка (дистилляция).

Некоторые правила безопасной работы в химической лаборатории:

  1. При растворении серной кислоты нужно вливать её тонкой струей в воду и перемешивать;
  2. При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки;
  3. Воспламенившиеся ЛВЖ (нефть, спирт, ацетон) необходимо тушить песком;
  4. Опыты с получением токсичных газообразных веществ (SO2, H2S, NO2) необходимо проводить в вытяжном шкафу.

Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008 г., § 23.

Тема №18: «Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе и на газообразные вещества».

Обязательный минимум знаний.

Индикаторы

Кислая

Нейтральная

Щелочная

Фенолфталеин

бесцветный

бесцветный

малиновый

Лакмус

красный

фиолетовый

синий

Метилоранж

розовый

оранжевый

желтый

Качественные реакции

Хлорид-ион              Cl-

 +  Ag+ → AgCl↓ белый творожистый осадок

Сульфат-ион           SO42-

 +  Ba2+ → BaSO4↓ белый осадок

Карбонат-ион         CO32-

 +  H+  → CO2↑+H2O выделение газа

 + Ca2+ → CaCO3↓  белый осадок

Ион аммония          NH4+

 +  OH- → NH4OH  при нагревании запах аммиака

Кислород                  O2

Загорание тлеющей лучины

Водород                    H2

Хлопок при поднесении горящей лучины

Углекислый газ       CO2

Горящая лучина гаснет

Аммиак                    NH3

По запаху; посинение влажной лакмусовой бумаги; появление белого дыма при внесении палочки, смоченной соляной кислотой («дым без огня»).

Тема №19: «Вычисление массовой доли химического элемента  в веществе».

Обязательный минимум знаний.

Вычисления производятся по следующей формуле:

ω = Ar∙n/Mr ∙ 100%, где Ar – атомная масса химического элемента; n – число атомов того элемента, массовая доля которого находится; Mr – молярная масса молекулы. Например: вычислите массовую долю кислорода в карбиде натрия. Решение:

1. Составляем формулу карбида натрия: Na4C.

2. Ar(Na)=23 г/моль; n(Na)=4; Mr(Na4C)=104г/моль.

3. Подставляем в формулу и вычисляем: ω(Na)=23∙4/104 ∙100% = 88,5%

4. Ответ: 88,5%.

Задания части В.

Тема №1: «Периодический закон Д. И. Менделеева».

Обязательный минимум знаний.

См. тема №2 части А.

Тема №2: «Химические свойства простых веществ и оксидов».

Обязательный минимум знаний.

Химические свойства неметаллов.

Как окислитель

Как восстановитель

H2

Щелочные металлы

НеМе и МеО

O2

Ме, неМе (большинство), неМеО (в которых степень окисления неМе не max)

F2

Галогены (F2, Cl2, Br2)

Ме, H2

-

S

Ме, H2

O2, галогены, H2SO4 (к), HNO3(к)

N2

Ме (в обычных условиях только с литией, с остальными – при нагревании), H2(при нагревании и давлении)

O2 (при температуре электрической дуги), галогены.

P

Ме, H2

O2, галогены, HNO3(к)

C

Ме, H2

O2, галогены, МеО, H2SO4(к), HNO3(к)

Si

Ме, H2

O2, галогены, щелочи

   

                                + см. тема № 12 части А.

Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 9 кл., 2005г., §15, 17, 20, 21, 23, 27, 28, 30.

Тема №3: «Окислительно-восстановительные реакции».

Обязательный минимум знаний.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) – реакции, в ходе которых атомы меняют степени окисления.

Восстановитель – элемент, отдающий электроны (в ОВР его степень окисления повышается). Им может быть атом, ион, имеющий минимальную или промежуточную степень окисления. Например: Zn0 – 2e- = Zn+2.

Окислитель – элемент, принимающий электроны (в ОВР его степень окисления понижается). Им может быть атом, ион, максимальную или промежуточную степень окисления. Например: S0 + 4e- = S+4.

Атом или ион, имеющий промежуточную степень окисления, может проявлять как восстановительные, так и окислительные свойства, т.е. проявлять окислительно-восстановительную двойственность. Для элементов главных подгрупп максимальная степень окисления = +№ группы; минимальная № группы – 8.

Восстановление – процесс принятия электронов.

Окисление – процесс отдачи электронов.

+ см. тема №4 части А.

Тема №4: «Химические свойства кислот, оснований и солей».

Обязательный минимум знаний.

см. тема №13, 14, 15 части А.

Задания части С.

Тема №1: «Взаимосвязь различных классов неорганических веществ».

Обязательный минимум знаний.

Схема генетической связи веществ.

              +O2                              +H2O

металл             основной оксид         основание          соль

неметалл        кислотный оксид          кислота            соль

                 +O2                              +H2O

 Дополнительная информация: Габриэлян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 42.

Тема №2: «Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе».

Обязательный минимум знаний.

Алгоритм решения расчетных задач на нахождение массы выпавшего осадка по уравнению реакции:

  1. Составить уравнение реакции, уравнять его.
  2. По таблице растворимости определить в правой части реакции осадок, обозначить его ↓.
  3. Рассчитать массу вещества в растворе по формуле:

                     m(вещества) = m(раствора)∙ω.

  1. Рассчитать количество вещества по формуле: n = m/M.
  2. По уравнению реакции определить количество вещества того вещества, которое выпало в осадок.
  3. Рассчитать массу осадка по формуле: m = M·n.

Пример. К 80 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 5% добавили избыток раствора сульфата меди (II). Определите массу выпавшего осадка.

Решение.

  1. Составляем уравнение реакции: NaOH + CuSO4 → Na2SO4 + Cu(OH)2.
  2. По таблице растворимости определяем, что в осадок выпадает гидроксид меди(II), тогда уравнение реакции принимает вид:          NaOH + CuSO4 → Na2SO4 + Cu(OH)2↓.
  3. Рассчитаем массу NaOH по формуле m(вещества) = m(раствора)∙ω:

m(NaOH)=80г · 0,05= 4г.

  1. Рассчитаем количество вещества NaOH по формуле m = M·n:

n(NaOH)= 4г/40г/моль=0,1моль.

  1. По уравнению реакции определяем (по коэффициентам перед веществами), что n(Cu(OH)2)=1/2n(NaOH)→n(Cu(OH)2)=0,05моль.
  2. Рассчитаем массу Cu(OH)2 (осадок) по формуле m = M·n:

m(Cu(OH)2)= 98г/моль∙0,05моль = 4,9г.

Ответ: 4,9 г.

Необходимые формулы:

  1. m = M·n;   n = m/M.
  2. m(в-ва)=m(р-ра)·ω;   m(р-ра)=m(в-ва)/ω.
  3. V=Vm·n;   n=V/Vm.

Список используемой литературы:

  1. Габриелян О. С., Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 14-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.: ил.
  2. Габриелян О. С., Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 222 с.: ил.
  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Химия. 2011 / ФИПИ. авт.-сост. Добротин Д. Ю., Каверина А. А., Гончарук О. Ю. – М.: «Интеллект-Центр», 2011.- 176 с.
  4. Справочное руководство по химии: Справ. пособие / А. И. Артеменко, В. И. Тикунова, В. А., Малеванный. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 367с.: ил.
  5. Химия. 8 класс: поурочные планы по учебнику О. С. Габриеляна / авт.-сост. В. Г. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.
  6.  Химия. 9 класс: поурочные планы по учебнику О. С. Габриеляна / авт.-сост. В. Г. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 121 с.
  7. Хомченко Г. П., Пособие для поступающих в ВУЗы. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Новая волна»: Издатель  Умеренков, 2002, - 480 с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка ученику, сдающего ЕГЭ.

В презентации даны рекомендации по подготовке к ЕГЭ....

В помощь сдающим ГИА - приемы компрессии текста

материал для подготовки к сжатому изложению, помогающий ученикам  освоить  технологию сжатия текста...

В помощь детям, сдающим экзамены.

Помогите своему ребёнку пройти этот этап незаметно! Переступите на следующую ступеньку вместе со своим ребёнком!...

В помощь сдающему ЕГЭ

Орфоэпический словарик поможет не только выпускнику, сдающему ЕГЭ, но и всем ребятам и взрослым , которые  хотят правильно произносить слова...

В помощь сдающим ОГЭ по химии

Схемы,таблицы для подготовки к ОГЭ по химии....

В помощь сдающим ВПР 7 класс. Описание фото

Шаблон, изучив который , описание фотографии на проверочной работе принесет заветные максимальные 8 баллов....

Контрольная работа № 1 по теме "Строение атома" в общеобразовательном классе (для сдающих ЕГЭ по химии и не сдающих)

Контрольная работа № 1 по теме "Строение атома" в общеобразовательном классе (для сдающих ЕГЭ по химии и не сдающих)...