В помощь сдающим ГИА
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
В данном методическом пособии содержится основная теоретическая информация, необходимая для успешной подготовки и сдачи выпускного экзамена по химии в 9 классе в форме ГИА. Для удобства теретический материал построен в соответствии с порядком заданий в экзаменнационной работе. Каждое задание иллюстрировано примерами. Будет удобным при самостоятельной подготовке к экзамену.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_pomoshch_sdayushchim_gia.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей №5 им. Ю.А.Гагарина
Химия
В помощь сдающим ГИА
методическое пособие по химии
для учащихся 9-х классов,
исправленное и дополненное
Разработал: учитель химии I категории
МОУ Лицей №5 им. Ю.А.Гагарина,
магистр естественнонаучного образования
Ковалев Евгений Геннадиевич
г. Волгоград, 2013
Задания части А.
Тема №1: «Строение атомов первых 20 химических элементов ПСХЭ Д. И. Менделеева».
Обязательный минимум знаний.
Строение атома: ядро (протоны и нейтроны) + электроны.
Число протонов (p+) – равно порядковому номеру химического элемента (Z).
Число нейтронов (n0) – равно A-Z, где А – массовое число.
Число электронов (е-) - равно порядковому номеру химического элемента (Z).
Заряд ядра = число протонов = число электронов (+Z = p+ = е-).
Номер периода показывает – число электронных слоев в электронной оболочке атома.
Номер группы показывает – число электронов на внешнем электронном слое атома + число валентных электронов.
Валентные электроны – электроны, участвующие в образовании химической связи.
Распределение электронов по энергетическим уровням: на 1-м максимум 2 электрона, на 2-м – 8 электронов, на 3-м – 18 электронов (если уровень последний – то число электронов на нём равно номеру группы или высчитывается как разница общего числа электронов и электронов на предыдущих уровнях). Если последний (внешний) уровень атома имеет максимальное число электронов, то такой электронный слой называется завершенным (его имеют атомы благородных газов – элементы 8 группы).
Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 6, 7, 8.
Тема №2: «Периодический закон и ПСХЭ Д. И. Менделеева».
Обязательный минимум знаний.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений.
В периоде слева направо:
- Радиус атома уменьшается;
- Металлические свойства ослабевают;
- Неметаллические свойства возрастают;
- Восстановительные свойства ослабевают;
- Окислительные свойства возрастают;
- Электроотрицательность возрастает;
- Число валентных электронов возрастает;
- Основные оксиды через амфотерные сменяются кислотными.
В группе сверху вниз:
- Радиус атома возрастает;
- Металлические свойства возрастают;
- Неметаллические свойства ослабевают;
- Восстановительные свойства возрастают;
- Окислительные свойства ослабевают;
- Электроотрицательность уменьшается;
- Число валентных электронов постоянно и равно номеру группы.
Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 9 кл., 2005г., § 3.
Тема №3: «Химическая связь».
Обязательный минимум знаний.
Типы химических связей:
- Ковалентная полярная химическая связь (образуется между атомами неметаллов с разным значением электроотрицательности или между атомами металла и неметалла с небольшой разностью в значении электроотрицательности). Например: H2S, NH3.
- Ковалентная неполярная химическая связь (образуется между атомами неметаллов с одинаковым значением электроотрицательности). Например: H2, O2, P4, S8.
- Ионная химическая связь (образуется между атомами неметалла и металла). Например: NaCl, CaO, K2S.
- Металлическая химическая связь – характерна для металлов и сплавов. Например: Al, Cu, бронза, чугун, латунь.
Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 9, 10, 11, 12.
Тема №4: «Степень окисления химических элементов».
Обязательный минимум знаний.
Правила расчета степени окисления:
- С.о. водорода = +1 в соединениях с неметаллами и = -1 в соединениях с металлами (гидриды металлов);
- С.о. кислорода = -2, кроме пероксидов (-1) и фторидов (+2);
- С.о. металла = заряду его иона (в таблице растворимости);
- С.о. простого вещества = 0;
- Сумма с.о. всех элементов в сложном веществе = 0;
- С.о. иона = заряду иона (в таблице растворимости).
Алгоритм определения степени окисления элементов в бинарных соединениях:
- Выбрать более электроотрицательный элемент и найти его степень окисления, как № группы – 8. Написать над ним степень окисления.
- Умножить степень окисления на индекс у этого элемента. Полученное число со знаком «минус» подписать под другим элементом.
- Такое же число со знаком «плюс» подписать под другим элементом.
- Разделить это число на индекс другого элемента. Полученную степень окисления написать над элементом.
Алгоритм определения степени окисления неметалла в кислотах и солях:
- Отделить кислород вертикальной чертой, записать сверху его степень окисления – 2 и умножить на индекс. Полученное число написать под кислородом.
- Такое же число с противоположным знаком записать под левой частью формулы.
- Вычесть из него число атомов водорода (для кислот) или заряд металла*индекс металла (для солей). Полученное число написать над знаком центрального элемента.
Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 17.
Тема №5: «Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура органических соединений».
Обязательный минимум знаний.
Классификация веществ
Вещества
Простые Сложные
Металлы Неметаллы Оксиды Основания Кислоты Соли
Оксиды – бинарные соединения кислорода, в котором он проявляет степень окисления –2 (CaO, Al2O3).
Классификация оксидов.
Оксиды
несолеобразующие солеобразующие
CO, N2O, NO, SiO, S2O
основные амфотерные кислотные
Несолеобразующие оксиды – не взаимодействуют с кислотами и щелочами и, как следствие, не образуют солей. Основные оксиды – образованы металлом в с.о.+1 и +2 (Na2O, MgO). Амфотерные оксиды – образованы металлами в с.о. +3 и +4 (Al2O3, PbO2). Исключения: ZnO, PbO, SnO, BeO (у них с.о. металла равна +2). Кислотные оксиды – образованы металлом в с.о.+5,+6,+7 или неметаллов, исключая несолеобразующие (SO3, CO2).
Основания – сложные соединения, в составе которых катион металла соединен с гидроксид-анионами: Me(OH)n. Например: NaOH, Ca(OH)2. Основания могут быть растворимыми и нерастворимыми. Растворимые в воде основания – щелочи (они окрашивают индикаторы).
Кислоты – сложные соединения, в составе которых атом водорода соединен с кислотным остатком (HCl, H2SO4). Кислотный остаток может состоять из одного элемента (Cl-) и быть сложным (SO4-).
Соли – сложные вещества, в составе которых катион металла соединен с кислотным остатком (NaCl, CaSO4).
Формулы и названия кислот и солей.
Формула кислоты | Название кислоты | Название соли | Пример соли |
HF | Фтороводородная (плавиковая) | Фторид | FeF3, фторид железа (III) |
HCl | Хлороводородная (соляная) | Хлорид | CuCl2, хлорид меди (II) |
HBr | Бромоводородная | Бромид | MgBr2, бромид магния |
HI | Йодоводородная | Йодид | NaI, йодид натрия |
H2S | Сероводородная | Сульфид | FeS, сульфид железа (II) |
H2SO3 | Сернистая | Сульфит | Na2SO3, сульфит натрия |
H2SO4 | Серная | Сульфат | BaSO4, сульфат бария |
HNO2 | Азотистая | Нитрит | KNO2, нитрит калия |
HNO3 | Азотная | Нитрат | Cu(NO3)2, нитрат меди (II) |
H2CO3 | Угольная | Карбонат | CaCO3, карбонат кальция |
H2SiO3 | Кремниевая | Силикат | Na2SiO3, силикат натрия |
H3PO4 | Фосфорная | Фосфат | Ca3(PO4)2, фосфат кальция |
Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 13, 14, 18, 19, 20, 21.
Тема №6: «Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения».
Обязательный минимум знаний.
Физические явления – явления, при которых состав вещества остается постоянным, а изменяется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел. Примеры: плавление парафина, таяние льда, испарение воды.
Химические явления (химические реакции)– явления, при которых одни химические вещества превращаются в другие. Примеры: горение древесины, ржавление металлов, скисание молока.
Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических формул и коэффициентов.
Признаки химических реакций:
- Изменение цвета;
- Выделение тепла и света;
- Выделение газа;
- Растворение осадка;
- Изменение запаха;
- Выпадение осадка.
Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 26, 27, 28.
Тема №7: «Классификация химических реакций».
Обязательный минимум знаний.
Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ:
- Реакция разложения – это реакции, при которых из одного вещества образуется несколько других. Например: Cu(OH)2 → CuO + H2O
- Реакция соединения – это реакции, при которых из нескольких веществ образуется одно. Например: S + O2 → SO2
- Реакция обмена – это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. Например:
CuSO4 + BaCl2 → BaSO4 + CuCl2
- Реакция замещения – это реакция между простым и сложным веществом, при которой атомы простого вещества, замещают атомы одного из элементов в сложном веществе. Например:
Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2
Типы химических реакций по тепловому эффекту:
- Экзотермические – протекают с выделением теплоты;
- Эндотермические – протекают с поглощением теплоты.
По изменению степени окисления исходных веществ и продуктов реакции:
- Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) – реакции, протекающие с изменением степени окисления;
- Не окислительно-восстановительные реакции – реакции, протекающие без изменением степени окисления;
По участию катализатора:
- Каталитические – протекают с участием катализатора;
- Некаталитические – протекают без участия катализатора.
Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 29, 30, 31, 32.
По обратимости:
- Обратимые – протекают в двух противоположных направлениях;
NaCl + HNO3 ↔ HCl +NaNO3
- Необратимые – протекают только в одном направлении.
NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3
Тема №8: «Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы».
Обязательный минимум знаний.
Электролиты – вещества, растворы которых проводят электрический ток. К электролитам относятся – растворимые кислоты, щелочи, соли.
Неэлектролиты – вещества, растворы которых не проводят электрический ток. К неэлектролитам относятся – нерастворимые кислоты, основания, соли; оксиды; органические вещества: раствор сахарозы, метанол, этанол, глюкоза.
Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 35.
Тема №9: «Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей».
Обязательный минимум знаний.
Положения ТЭД:
- При растворении в воде электролиты диссоциируют на положительные ионы (катионы) и отрицательные ионы (анионы).
- Под действие электрического тока катионы движутся к катоду (-), анионы – к аноду (+).
- Диссоциация – обратимый процесс.
- Не все электролиты диссоциируют в равной мере.
- Химические свойства электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации.
Кислоты – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка. Например: HCl → H+ + Cl-
Основания – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и гидроксид-анионы. Например: NaOH → Na+ + OH-
Соли - электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы кислотного остатка. Например: NaCl → Na+ + Cl-
Это важно! При диссоциации индексы выносятся вперед ионов. Например: Al2(SO4)3 → 2Al3+ + 3SO42-
Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 36.
Тема №10: «Реакции ионного обмена и условия их осуществления».
Обязательный минимум знаний.
Взаимодействие кислот, оснований и солей
кислота (р)
1р р
основание (р) соль (р) ↓, ↑, H2O
р
Эта схема показывает, что кислота может реагировать с основанием, если что-либо одно из них растворимо; растворимая кислота может реагировать с солью; соли между собой могут реагировать, если обе они растворимы; соль с основанием могут реагировать, если и соль, и основание растворимы. Условия реакции – образование осадка, газа или воды.
Алгоритм составления реакций ионного обмена:
- Записать исходные вещества. Подписать классы веществ.
- Проверить, являются ли они электролитами (по таблице растворимости). По схеме определить, возможна ли такая реакция.
- Если возможно, над ионами в исходных веществах проставить заряды (по таблице растворимости).
- Поменять правые части формул местами и записать таким образом продукты реакции.
- Правильно составить формулы продуктов. Для этого поставить заряды ионов, снести их крест-накрест и сократить, если нужно.
- Расставить коэффициенты в уравнении
- Под формулами продуктов реакции подписать, являются ли они электролитами или неэлектролитами.
- Записать электролиты в виде ионов с учетом индексов и коэффициентов; неэлектролиты оставить в молекулярном виде.
- В левой и правой части сократить одинаковые частицы.
- Записать оставшиеся после сокращения ионы и молекулы.
Условия протекания реакций ионного обмена до конца (необратимо):
- Образуется осадок.
- Образуется газ.
- Образуется малодиссоциируемое вещество, например вода.
Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 37.
Тема №11: «Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов».
Обязательный минимум знаний.
+ неметалл → соль или оксид (1)
+ Н2О → Ме(ОН)n+H2 (если Ме от Li-Al) (2)
+ Н2О → Ме2Оn+H2 (если Ме от Mn-Cd) (3)
Металл + кислота → соль (растворимая) + Н2 (Ме левее Н) (4)
+ соль → соль' (растворимая)+ Ме (5)
+ Ме2Оn → Ме' + Ме2Om (6)
- . Образуется бинарное соединение. Металл пишется слева, неметалл справа. У металла с.о. равна +№ группы (есть исключения), у неметалла с.о. равна № группы - 8.Например: 2Са + О2 → 2Са+2О-2.
- . Металлы от лития до натрия реагируют с водой при комнатной температуре, остальные – при нагревании. 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2.
- . Данная реакция протекает при нагревании. Zn + H2O → ZnO + H2.
- .Данная реакция характерна только для разбавленных кислот. Металлы, стоящие в ряду напряжений после водорода, с разбавленными кислотами не взаимодействуют. Ещё одно условие данной реакции: в результате неё должна быть образована растворимая соль. Mg + 2HCl → MgCl2 + H2. Это важно!: азотная кислота по особому взаимодейстует с металлами (см. А.14).
- . Zn + CuCl2 → ZnCl2 +Cu.
- . 2Al + Cr2O3 → Al2O3 + 2Cr
Это важно! Особенности химических свойств некоторых металлов:
1. Особенности щелочных металлов (Li, Na, K):
- При взаимодействии с кислородом литий образует оксид Li2O, натрий образует пероксид Na2O2: 2Na + O2 → Na2O2.
- С растворами кислот и солей не взаимодействуют, т.к. в первую очередь будут вступать в реакцию с водой.
2. Особенности алюминия:
- При обычных условиях малоактивен, т.к. покрыт прочной оксидной пленкой Al2O3 (большинство реакций идут при нагревании);
- Является амфотерным металлом, поэтому взаимодействует не только с растворами кислот, но и с щелочами, образуя соль - алюминат:
2Al+2NaOH+2H2O→2NaAlO2+3H2↑
- На холоду не взаимодействует с концентрированными серной и азотной кислотами (пассивируется).
3. Особенности железа:
- Для железа характерно образование двух соединений: Fe2+ и Fe3+;
- Образование соединений железа:
+2 | +3 |
1). С неметаллами | |
Fe + S → FeS | 2Fe + 3Cl2 → 2FeCl3 |
3Fe + 2O2 → Fe3O4 | |
2). C водой: | |
3Fe + 4H2O → Fe3O4 + 4H2↑ | |
3). С кислотами | |
Fe + 2HCl → FeCl2 + H2↑ | |
4). С солями: | |
Fe + СuSO4 → FeSO4 + Cu |
Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 9 кл., 2005г., § 8, 11, 12, 13, 14.
Тема №12: «Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных».
Обязательный минимум знаний.
+H2O кислота (р)
кислотные + щелочь соль + H2O
Оксиды + соль
основные + кислота соль +H2O
+ H2O щелочь
Это важно! Амфотерные оксиды будут сочетать свойства основных и кислотных оксидов, т.е. будут вступать в реакции с щелочами и кислотами.
Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 40.
Тема №13: «Химические свойства оснований».
Обязательный минимум знаний.
+ кислотный оксид → соль + H2O
Щелочи + кислота → соль + H2O
Основания + соль → соль + основание (↑,↓)
Нерастворимые + кислота → соль + H2O
нагревание → МеО + H2O
Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 39.
Тема №14: «Химические свойства кислот».
Обязательный минимум знаний.
+ Ме (до Н) → соль + Н2
+ основный/амфотерный оксид → соль + Н2О
Кислота + основание/амфотерный гидроксид → соль + Н2О
+ соль → соль + кислота (↓,↑)
!Особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами:
- Водород никогда не выделяется;
- Металл в полученном нитрате имеет максимальную степень окисления;
- На холоду не взаимодействует с: Al, Fe, Cr, Co, Ni.
- Продукты реакции зависят от двух факторов:
- Активность металла;
- Концентрация кислоты.
HNO3 (к) + Ме (I, II группа, гл.подгр.) → нитрат + N2O + H2O
HNO3 (к) + Ме (остальные) → нитрат + NO2 +H2O
HNO3 (р) + Ме (I, II группа, гл.подгр.) → нитрат + NH3 (или NH4NO3) + H2O
HNO3 (р) + Ме (остальные) → нитрат + NO + H2O
Например:
Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 38.
Ag + 2HNO3 (к) → AgNO3 + NO2 + H2O.
!Особенности химических свойств концентрированной серной кислоты:
- С металлами:
- Может взаимодействовать с металлами, стоящими в ряду напряжений после водорода;
- Металл в полученном сульфате имеет максимальную с.о.
- Водород никогда не выделяется;
- На холоду не взаимодействует с: Al, Fe, Cr, Co, Ni.
H2SO4 (к) + Me (I, II группа, гл.подгр, Zn) → сульфат + H2S/S/SO2 +H2O
H2SO4 (к) + Me (остальные) → сульфат + SO2 + H2O.
- С неметаллами:
2H2SO4 (к) + C → CO2 + 2SO2 + 2H2O
2H2SO4 (к) + S → 3SO2 + 2H2O
- С органическими веществами: обугливает бумагу, ткань, древесину, сахарозу.
Тема №15: «Химические свойства солей».
Обязательный минимум знаний.
+ Ме (левее) → соль + Ме'
+ кислота → соль + кислота'
Соли + щелочь → соль + основание' (↑,↓).
+ соль → соль + соль'
Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 41.
Тема №16: «Первоначальные представления об органических веществах».
Обязательный минимум знаний.
Общие признаки органических веществ:
- Наличие углерода;
- Наличие в молекулах только ковалентных связей;
- Валентность углерода всегда равна четырем.
Основные классы органических веществ.
- Предельные углеводороды (алканы). Общая формула CnH2n+2. Важнейшие представители алканов:
Формула | Название |
CH4 | Метан |
C2H6 | Этан |
C3H8 | Пропан |
C4H10 | Бутан |
C5H12 | Пентан |
Характерные реакции: замещение и окисление.
- Непредельные углеводороды (алкены). Общая формула CnH2n. Важнейшие представители:
Формула | Название |
C2H4 | Этен (этилен) |
C3H6 | Пропен (пропилен) |
C4H8 | Бутен |
C5H10 | Пентен |
Особенность строения: наличие двойной С-С связи. Характерные реакции: присоединения и окисления.
- Непредельные углеводороды (алкины). Общая формула CnH2n-2. Важнейшие представители:
Формула | Название |
C2H2 | Этин (ацетилен) |
C3H4 | Пропин |
C4H6 | Бутин |
C5H8 | Пентин |
Особенность строения: наличие тройной С-С связи. Характерные реакции: присоединения и окисления.
- Спирты. Общая формула CnH2n+1ОН. Важнейшие представители:
Формула | Название |
CH3ОН | Метанол (метиловый спирт) |
C2H5ОН | Этанол (этиловый спирт) |
C3H5(ОН)3 | Глицерин |
- Карбоновые кислоты. Общая формула CnH2n+1СООН. Важнейшие представители:
Формула | Название |
НСООН | Муравьиная кислота |
CH3СООН | Уксусная кислота |
C17H35СООН | Стеариновая кислота |
Характерны все свойства кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями).
Тема №17: «Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Разделение смесей и очистка веществ».
Обязательный минимум знаний.
Химические формулы соответствуют чистым веществам. Все изучаемы в школьном курсе способы разделения смесей относятся к физическим.
Смесь – многокомпонентная система (воздух, нефть, морская вода, стекло, бронза, молоко, лимонад).
Смеси бывают однородными (нельзя увидеть границу раздела между веществами): раствор сахара в воде и неоднородными (видна граница раздела между веществами): взвесь мела в воде.
Способы разделения неоднородных смесей:
- Отстаивание (этим же методом можно разделить две несмешивающиеся жидкости с помощью делительной воронки). Ускоряют отстаивание центрифугированием;
- Фильтрование;
- Некоторые твердые смеси можно разделить при помощи магнита (смесь железных и медных опилок, смесь железных опилок и серы).
Способы разделения однородных смесей:
- Выпаривание;
- Перегонка (дистилляция).
Некоторые правила безопасной работы в химической лаборатории:
- При растворении серной кислоты нужно вливать её тонкой струей в воду и перемешивать;
- При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки;
- Воспламенившиеся ЛВЖ (нефть, спирт, ацетон) необходимо тушить песком;
- Опыты с получением токсичных газообразных веществ (SO2, H2S, NO2) необходимо проводить в вытяжном шкафу.
Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 8 кл., 2008 г., § 23.
Тема №18: «Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе и на газообразные вещества».
Обязательный минимум знаний.
Индикаторы
Кислая | Нейтральная | Щелочная | |
Фенолфталеин | бесцветный | бесцветный | малиновый |
Лакмус | красный | фиолетовый | синий |
Метилоранж | розовый | оранжевый | желтый |
Качественные реакции
Хлорид-ион Cl- | + Ag+ → AgCl↓ белый творожистый осадок |
Сульфат-ион SO42- | + Ba2+ → BaSO4↓ белый осадок |
Карбонат-ион CO32- | + H+ → CO2↑+H2O выделение газа + Ca2+ → CaCO3↓ белый осадок |
Ион аммония NH4+ | + OH- → NH4OH при нагревании запах аммиака |
Кислород O2 | Загорание тлеющей лучины |
Водород H2 | Хлопок при поднесении горящей лучины |
Углекислый газ CO2 | Горящая лучина гаснет |
Аммиак NH3 | По запаху; посинение влажной лакмусовой бумаги; появление белого дыма при внесении палочки, смоченной соляной кислотой («дым без огня»). |
Тема №19: «Вычисление массовой доли химического элемента в веществе».
Обязательный минимум знаний.
Вычисления производятся по следующей формуле:
ω = Ar∙n/Mr ∙ 100%, где Ar – атомная масса химического элемента; n – число атомов того элемента, массовая доля которого находится; Mr – молярная масса молекулы. Например: вычислите массовую долю кислорода в карбиде натрия. Решение:
1. Составляем формулу карбида натрия: Na4C.
2. Ar(Na)=23 г/моль; n(Na)=4; Mr(Na4C)=104г/моль.
3. Подставляем в формулу и вычисляем: ω(Na)=23∙4/104 ∙100% = 88,5%
4. Ответ: 88,5%.
Задания части В.
Тема №1: «Периодический закон Д. И. Менделеева».
Обязательный минимум знаний.
См. тема №2 части А.
Тема №2: «Химические свойства простых веществ и оксидов».
Обязательный минимум знаний.
Химические свойства неметаллов.
Как окислитель | Как восстановитель | |
H2 | Щелочные металлы | НеМе и МеО |
O2 | Ме, неМе (большинство), неМеО (в которых степень окисления неМе не max) | F2 |
Галогены (F2, Cl2, Br2) | Ме, H2 | - |
S | Ме, H2 | O2, галогены, H2SO4 (к), HNO3(к) |
N2 | Ме (в обычных условиях только с литией, с остальными – при нагревании), H2(при нагревании и давлении) | O2 (при температуре электрической дуги), галогены. |
P | Ме, H2 | O2, галогены, HNO3(к) |
C | Ме, H2 | O2, галогены, МеО, H2SO4(к), HNO3(к) |
Si | Ме, H2 | O2, галогены, щелочи |
+ см. тема № 12 части А.
Дополнительная информация: Габриелян О. С., Химия 9 кл., 2005г., §15, 17, 20, 21, 23, 27, 28, 30.
Тема №3: «Окислительно-восстановительные реакции».
Обязательный минимум знаний.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) – реакции, в ходе которых атомы меняют степени окисления.
Восстановитель – элемент, отдающий электроны (в ОВР его степень окисления повышается). Им может быть атом, ион, имеющий минимальную или промежуточную степень окисления. Например: Zn0 – 2e- = Zn+2.
Окислитель – элемент, принимающий электроны (в ОВР его степень окисления понижается). Им может быть атом, ион, максимальную или промежуточную степень окисления. Например: S0 + 4e- = S+4.
Атом или ион, имеющий промежуточную степень окисления, может проявлять как восстановительные, так и окислительные свойства, т.е. проявлять окислительно-восстановительную двойственность. Для элементов главных подгрупп максимальная степень окисления = +№ группы; минимальная № группы – 8.
Восстановление – процесс принятия электронов.
Окисление – процесс отдачи электронов.
+ см. тема №4 части А.
Тема №4: «Химические свойства кислот, оснований и солей».
Обязательный минимум знаний.
см. тема №13, 14, 15 части А.
Задания части С.
Тема №1: «Взаимосвязь различных классов неорганических веществ».
Обязательный минимум знаний.
Схема генетической связи веществ.
+O2 +H2O
металл основной оксид основание соль
неметалл кислотный оксид кислота соль
+O2 +H2O
Дополнительная информация: Габриэлян О. С., Химия 8 кл., 2008г., § 42.
Тема №2: «Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе».
Обязательный минимум знаний.
Алгоритм решения расчетных задач на нахождение массы выпавшего осадка по уравнению реакции:
- Составить уравнение реакции, уравнять его.
- По таблице растворимости определить в правой части реакции осадок, обозначить его ↓.
- Рассчитать массу вещества в растворе по формуле:
m(вещества) = m(раствора)∙ω.
- Рассчитать количество вещества по формуле: n = m/M.
- По уравнению реакции определить количество вещества того вещества, которое выпало в осадок.
- Рассчитать массу осадка по формуле: m = M·n.
Пример. К 80 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 5% добавили избыток раствора сульфата меди (II). Определите массу выпавшего осадка.
Решение.
- Составляем уравнение реакции: NaOH + CuSO4 → Na2SO4 + Cu(OH)2.
- По таблице растворимости определяем, что в осадок выпадает гидроксид меди(II), тогда уравнение реакции принимает вид: NaOH + CuSO4 → Na2SO4 + Cu(OH)2↓.
- Рассчитаем массу NaOH по формуле m(вещества) = m(раствора)∙ω:
m(NaOH)=80г · 0,05= 4г.
- Рассчитаем количество вещества NaOH по формуле m = M·n:
n(NaOH)= 4г/40г/моль=0,1моль.
- По уравнению реакции определяем (по коэффициентам перед веществами), что n(Cu(OH)2)=1/2n(NaOH)→n(Cu(OH)2)=0,05моль.
- Рассчитаем массу Cu(OH)2 (осадок) по формуле m = M·n:
m(Cu(OH)2)= 98г/моль∙0,05моль = 4,9г.
Ответ: 4,9 г.
Необходимые формулы:
- m = M·n; n = m/M.
- m(в-ва)=m(р-ра)·ω; m(р-ра)=m(в-ва)/ω.
- V=Vm·n; n=V/Vm.
Список используемой литературы:
- Габриелян О. С., Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 14-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.: ил.
- Габриелян О. С., Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 222 с.: ил.
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Химия. 2011 / ФИПИ. авт.-сост. Добротин Д. Ю., Каверина А. А., Гончарук О. Ю. – М.: «Интеллект-Центр», 2011.- 176 с.
- Справочное руководство по химии: Справ. пособие / А. И. Артеменко, В. И. Тикунова, В. А., Малеванный. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 367с.: ил.
- Химия. 8 класс: поурочные планы по учебнику О. С. Габриеляна / авт.-сост. В. Г. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.
- Химия. 9 класс: поурочные планы по учебнику О. С. Габриеляна / авт.-сост. В. Г. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 121 с.
- Хомченко Г. П., Пособие для поступающих в ВУЗы. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Новая волна»: Издатель Умеренков, 2002, - 480 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка ученику, сдающего ЕГЭ.
В презентации даны рекомендации по подготовке к ЕГЭ....
В помощь сдающим ГИА - приемы компрессии текста
материал для подготовки к сжатому изложению, помогающий ученикам освоить технологию сжатия текста...
В помощь детям, сдающим экзамены.
Помогите своему ребёнку пройти этот этап незаметно! Переступите на следующую ступеньку вместе со своим ребёнком!...
В помощь сдающему ЕГЭ
Орфоэпический словарик поможет не только выпускнику, сдающему ЕГЭ, но и всем ребятам и взрослым , которые хотят правильно произносить слова...
В помощь сдающим ОГЭ по химии
Схемы,таблицы для подготовки к ОГЭ по химии....
В помощь сдающим ВПР 7 класс. Описание фото
Шаблон, изучив который , описание фотографии на проверочной работе принесет заветные максимальные 8 баллов....
Контрольная работа № 1 по теме "Строение атома" в общеобразовательном классе (для сдающих ЕГЭ по химии и не сдающих)
Контрольная работа № 1 по теме "Строение атома" в общеобразовательном классе (для сдающих ЕГЭ по химии и не сдающих)...