Дидактический материал по курсу органической химии
методическая разработка по химии по теме

Тесты для учащихся по курсу органической химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактический материал по курсу органической химии (10 класс), разработанный учителем химии ГБОУ СОШ № 1371 г. Москвы Паниной Лидией Алексеевной.

    Дидактический материал позволяет оценить знания учащихся по темам: «Алканы», «Алкены, алкины, алкодиены», «Арены. Природные источники углеводородов и их переработка», «Спирты и фенолы».

    Четырех вариативные тесты позволяют оценить качество знаний учащихся по номенклатуре соединений, строению, свойствам этих веществ, умению применять такие понятия как изомеры, гомологи и т.д. Задания, приведенные в тестах, помогают учителю выявить навыки решения расчетных задач, а так же позволяют определить интерес учащихся к познанию дополнительного материала.

Тесты по теме «Предельные углеводороды».  

1    вариант

1. Какие из приведённого перечня веществ являются изомерами:
а) CH
3 –CH2 –CH2 –CН3; СН3-СН3;           б) CH2 =CH2 ;  CH3 –CH3
в) CH
3 –CH(CL) –CH3 ;  CH3 –CH2 –CH(CL) –CH3

   2  
 В молекулах каких веществ перекрывания электронных орбиталей  образуется ( 8- p) связь:   а)   Н:Н                             в) HBr
                                              б)   HCl                           г) CuO                                                                          

 3 .Какие из приведённых веществ относятся к алканам?
а) C
6 H14,  C6 H6,  C7 H14,  C7 H12;
б) CH
4,  C3 H8,  C5 H12,  C8 H18.           в) C2 H2,  C4 H8,  C6 H12;

4.Какое из приведенных веществ 2,2 -–дихлор 5 –метил октаном?  

а) СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-СН2-СН3
б)   CH
3 –CH2 –CH(CL) –CH2(CL)-CH3;
в)CH
3 –(CL)C(CL) –CH2 –CH2 –CH(CH3) –CH2 -CH2 -CH31.


5.Какое значение длины связи соответствует алканам?
а) 1,46 А;
б) 1,34 А;
в) 1,54 А.

6.Какой объём оксида углерода (4) выделится при полном сгорании 20л метана, содержащего 10% примесей. (М.У.)?
а) 14,6л;
б) 18л;
в) 11,2л.

                                                   

        2 вариант

1.Какие из перечисленных веществ являются гомологами?
а) C
3 H8,  C5 H12,  C7 H16;
б) C
5 H10,  C4 H10,  C3 H7 CL;
в) CаO,  CH
4,  C6 H12 O6

2.В  каких из приведённых случаях перекрывания электронных орбиталей образует б  s-s связь?
а)   H:Н                                                 в) H:Сl
б)   NaCl                                                г) Cl:Сl

3.Какие из приведённых веществ являются изомерами:
а) CH
2 =CH –CH =CH2;  CH3 –CH2 –CH2 –CH3.
б) CH
3 –CH(CH3) –CH2 –CH3; CH3 –C(CH3)2 –CH3.
в) CH
3 –CH =CH –CH2 –CH3; CH3 –CH(CH3) –CH3.

4.Какое из приведённых веществ является 2,3 –метилэтилгексаном?
а) CH
3 –CH(CH3) –CH(C2 H5) –CH2 –CH2 –CH3;
б) CH
3 –C(CH3)2 –CH3;
в) CH
3 –CH(C3 H7) –CH3.

5.Какое значение валентного угла между орбиталями атомов углерода соответствует алканам:
а) 120
0 ;  б) 1800 ;  в) 109,280.

6.Какой объём водорода образуется при полном разложении 32г метана,если выход составляет 90% (н.у.) ?
а) 88,8л ;   б)79,92л;   в)44,8л;   г)80,64л.

                                             

      3 вариант
               
1.Какое из приведённых веществ являются гомологами?
а) CH
3 –CH2 –CH2 –CH,  C3 H8,  C6 H5 CL.
б) C
2 H6,  C7 H16, C10 H22.
в) CH
2 =CH –CH2 –CH2 –CH3,  CH3 –CH(CL) –CH2 –CH3.

2.В каких из приведенных случаях перекрывание электронных орбиталей образует  «пи» связь?
а)   C HCl=CHCl                                     в)H-H
б)    BaO                                                 г)CaS                              

3.Какое из приведённых веществ является 2,4 –дибутил -5 –хлоранонаном?
а) CH
3 –CH(C4 H9) –CH2 –CH(C4 H9) –CH(CL) –CH2 –CH2 –CH2 –CH3;
б) CH
3 –CH(CH3) –CH2 –CH(CH3) –CH3;
в) CH
2(CL) –CH(CL) –CH2 –CH3.

4.Какое из приведённых уравнений химических  реакций характеризует свойства алканов?
а)  C
3 H6 +H2---->    C3 H8;
б)  C
3 H8 + CL2------>  C3 H7 CL + HCL;
в)  3C
2 H2------->  C6 H6.

5.Какие из приведённых уравнений химических реакций происходят по свободнорадикальному механизму:
а)   C
6 H6+ 3CL2  ----->  C6 H6 CL6;                  
б)   C
2 H 4+ HCL ----->   C2 H5 CL;
в)   C
3 H8  ------>          C3 H7 CL +HCL.

6. Сколько грамм уксуснокислого натрия потребуется для получение 8г метана? (н.у)
а) 126г;
б) 164г;
в) 82г;
г) 41г.

                                                                 Вариант  4

1.Какое из приведённых веществ является 2-этил -3,3 –дихлорпентаном?
а) CH
3 -CH(C2 H5) –C(Cl) 2 –CH2 -CH3;
б) CH=C(CH
3) -CH2=CH2
в)CH
2-CH2-CH(CH3)-CH2OH

2.Какие из приведенных уравнений химических реакций характеризует химические свойства алканов?
а)C
4H8+HCl→C4H9Cl
б)2CH
4→C2H2+3H2
в)C
6H6+HNO3→C6H5NO2+H2O

3. Какие из приведённых веществ являются изомерами?
а)CH
3-CH2-CH2-OH,    CH3-CH(OH)-CH2-CH3
б)CH
3-CH2-CH2-CH2Cl,   CH3-CH(Cl)-CH2-CH3
в)CH
3-C(O)-CH3,   CH3-CH2OH

4.Какое валентное состояние атома углерода характерно для алканов?
а)SP-гибридизация
б)SP
3-гибридизация
в)SP
2-гибридизация

5. Какое из приведённых формул соответствует синтез-газу?
а) C
4H10
б)C
3H8
в)(CO+3H
2)

6. Какой  газообразный углеводород и в каком объёме образуется  при нагревании 30л метана при t 1500
0  С  без доступа воздуха, если потери при этом составляют 5% от теоретического выхода?
а) 10л;
б) 14,25л;
в)11,2л.

Тесты по теме «Непредельные углеводороды».

1 вариант

  1. Какие из приведенных веществ относятся к алкенам?

а) CH3-CH=CH-CH2-CH2-CH2-CH3                 в) CH3-CH2-CH-CH2-C≡CH

                                                                                                 |

б) CH2=CH-CH=CH2                                                                                                         CH3                            

                                                                                                                                                                                  CH3                                                                                        

                                                                                                                                                                                     |

                                                                                                                                                     г) CH3-CH2-C-CH3

                                                                                                         |

                                                                                                        CH3

  1. Какие из приведенных веществ являются гомологами?

а) CH2=CH-CH=CH2                        CH3-CH=CH-CH2-CH=CH2

б) CH3-C≡C-CH3                              CH2-CH=CH-CH3

         CH3                                         

            |                                          

в)CH3-C-CH3                                     CH≡C-CH2-CH2-CH3

            |                                

         CH3

  1. Какие из  приведенных уравнений химических реакций протекают по ионному механизму?

а) CH2=CH-CH=CH2+2Br2→CH2Br — CHBr — CHBr — CH2Br

б) C2H6+Cl2→C2H5Cl+HCl

в)C2H4+3O2→2CO2+2H2O

  1. Какое из веществ является 2-метил, -3,3-дихлорбутеном-1?

                   Cl                                          Cl

                    |                                              |

а) CH2=C - C-CH3                      б) CH3-C=C-CH3

              |      |                                             |

          CH3   Cl                                       CH3

                  Cl

                    |

в) CH3-CH-C-CH3

             |      |

          CH3  Cl

  1. Какое из веществ является оксидом этилена?

а) CH3-CH2OH                                   б) CH2-CH2 

в) CH3-O-CH3                                              \  /

                                                                      O

  1. При пропускании смеси этилена с метаном через склянку с бромом масса склянки увеличилась на 8 г. Сколько литров газа прореагировало?

            а) 11,2 л                                        б) 6,4 л                                            в) 20 л

2 вариант

1. Какие из приведенных веществ относятся к диеновым углеводородам?

а) CH≡C-CH2-CH2-CH3,           CH3-C ≡ C-CH3 

б) CH2=CH-CH2-CH=CH2,    CH2=CH-CH=CH2

в)CH3-CH2-CH2-CH2-CH3,       CH3-CH2-CH-CH3 

                                                                    |

                                                                 CH3

2. Какое из приведенных уравнений химических реакций характерно для алкенов?

а) СН3-СН=СН2+НBr→СH3-СНВr-СН3,

б) СH3-CH2-CH3+Cl2→CH3-CH2-CH2Cl+HCl

                                       O

                                       ||

в) CH≡CH+H2O→CH3-C

                                       |

                                      H

3. Сумма всех коэффициентов в уравнении полного горения бутена равна:

а) 10                                                    б) 15                                       в) 18

4. Какое из приведенных веществ является 4,4-дибромпентеном-2:

                           Br

                            |

а) CH3-CH=CH-C-CH3

                            |

                           Br

         

  б) СH2=C-CH-CH3

                     |     |

                     Br  Br

                                CH3

                                 |

            в) СH3-CH-CH-CH=CH2

                         |

                        CH3

5. Получение полиэтилена можно выразить следующим уравнением химической реакции:

а) C2H4+H2→C2H6                                   в) n(CH2=CH2)→(-CH2-CH2-)n

б) C3H6+HCl→C3H7Cl

6. Карбид кальция, идущий для получения технического ацетилена, должен отвечать определенным требованиям: при действии воды на 1 кг его должно выделится около 260 л. Каково содержание карбида кальция (в % по массе) в таком карбиде(н.у.)?

а) 67%                                                 б) 74%                                        в) 40%

3 вариант

  1. Какое из приведенных веществ является цис-изомером?

                                                               CH3

                                                                 |

а) CH3-CH2-CH2-CH3;                    CH3-C-CH3

                                                                 |

                                                               CH3

    H   H           H3С     CH3

     |     |                 |       |

б) C = C;             C = C                                  в) CH3-CH=CH-CH3;

     |      |                |       |                                       CH2=CH-CH2-CH3

   CH3 CH3          H     H

  1. Какие из уравнений химических реакций характеризуют химические свойства ацетилена?

а) CaC2+2H2O→C2H2+Ca(OH)2

                                 O

                                  ||

б) C2H2+H2O→CH3-C

                                  |

                                 H

в) C2H4+H2→C2H6

4 )      Какое уравнение химических реакций отражает способ получения этена?

 а) CH3COONa+NaOH→CH4↑+Na2CO3

                КОНЦ

                            Н2SO4                                                                                                     to

б) C2H6O  →  C2H4+H2O                            в) С4H8→C4H6+H2

  1. Какие из приведенных веществ являются алкинами?

а) CH2=CH-CH2-CH2-CH=CH2                                CH3

                                                                                    |

б) CH3-C ≡ C-CH2-CH3                         в) CH3-CH-CH-CH3 

                                                                            |

                                                                           CH3

5      Чему равна длина тройной связи между атомами углерода в алкинах?

              а) 1,46 Аo                                       б) 1,34 Аo                                      в) 1,2 Аo

  1. Сколько мл этанола (ρ=0,8 г/мл) потребуется для получения 5,6 л этилена (н.у.)?

а) 11,5 мл                                      б) 12 мл                                         в) 14,4 мл

           

                                                           

4 вариант

  1. Какое из приведенных веществ относятся к алкодиенам?

а) CH3-CH2-CH2-CH3                                 в) CH2=CH-CH2-CH2-CH=CH2

б) CH2Cl-CH2-CHCl-CH3

  1.  Какие из приведенных веществ являются изомерами?

           

                                                           

а) CH3-CH-CH3;                 CH3-CH2-CH2-CH3 

            |

          CH3

б) CH2=CH-CH2-CH2-CH3;             CH3-CH=CH-CH2-CH3

в) CH3-C=CH-CH=CH2;               CH≡C-CH3

             |

          CH3

  1. Чему равен валентный угол между электронными орбитами атомов углерода в молекуле ацетилена?

а) 109,28'                                          б) 180о                                              в) 120о

  1. Через трубку с нагретам оксидом алюминия пропустили 100г чистого этилового спирта. В результате было получено 33,6 л углеводорода. Сколько спирта (в % по массе) прореагировало при этом?

а) 18%                                             б) 69%                                             в) 46%

  1. Какие из приведенных веществ относятся к каучукам?

а) (-CH2-CH2-)n,           (-CH2-CH2-)

                                                   |

                                                 Cl

б) (-CH2-CH=CH-CH2-)n,            (-CH2-C=CH-CH2-)n

                                                                  |

                                                               CH3

            Cl                                     Cl   H

             |                                         |     |

в) CH3-C-CH2-CH3,              CH3-C - C-CH3 

             |                                         |     |

           Cl                                      Cl  CH3

  1. Карбид кальция поставляется потребителям в барабанах, вмещающих до 130 кг. Какой объем ацетилена можно получить из такого количества 80% карбида(н.у.)?

а) 20 л                                              б) 36,4м3                                           в) 28 м3

Арены.

Природные источники углеводородов и их переработка.

 1 вариант

  1. Какие из приведенных формул веществ являются аренами?

       А)CH3 – CH2 – CH3      Б)                                                      В)

                                                   

  1. Каково значение длины связи между атомами углерода в молекуле бензола

      А) 1,54 Ао                           Б) 1,46 Ао                                   В) 1,2 Ао                              Г)1,34 Ао

  1. Какое из приведенных веществ  является 1,3 – диметилбензолом

     

  А)                                                        

                                                                                           

           

Б)                                                                                    

 В)          

4. Какое из приведенных уравнений химических реакций относится к реакции замещения?

А) C6H6+HNO3-H2SO4-C6H5NO2+H2O  

Б) С6H6 + 3Cl2-C6H12Cl6

В) n CH2= CH C6H5- (-CH2-CH- C6H5) n

5.Керосиновая фракция включает углеводороды?

А) от C5H12  до C11H24

Б) от C8H18 ДО C14H30

В) от C12H26 до C18H38

6) Действием брома на 78 грамм бензола было получено столько же граммов бромбензола. Сколько это составляет процентов от той массы которая должна образоваться, если весь взятый бензол вступил бы в реакцию?

А) 40%

Б) 68%

В) 50%

2 вариант

1. Какое из веществ является стиролом?

А)

Б) 

В)

2. В каком валентном состоянии находится атом углерода в молекуле бензола:

А) sp3          Б) sp2       В) sp

3. Какие из приведенных уравнений реакций характеризуют химические свойства бензола?

 А) C6H12 + H2 – C6H14

 Б) C6H14  - C6H6 + 4H2

 В) С6H5-CH3 + 3O – C6H5-CO(OH) + H2O

 Г) С6H6 + HNO3 – C6H3 - NO2 + H2O

4. Авиационный, автомобильный бензин получают перегоном нефти при температуре:

А) 180о – 300о С                 Б) 70о – 120о С              В) 150о – 250о С

5. Какие из веществ являются изомерами?

А) 

 

Б) C6H5OH;   C6H2(NO2)3-CH3;   С3H5O3(NO2)3

В)

 

6. Из 26,81 л. ацетилена  получили 24 г. бензола (н.у.). Сколько это составляет процентов по сравнению с теоретическим выходом?

А) 98%           Б)72,4%       В) 76,92%

3 вариант

1.Сумма коэффициентов в уравнении горения бензола равна:

А) 22           Б) 35            В) 18

2.Бензол можно получить:

А) Взаимодействием ацетилена с водородом;

Б) Окислением этилена

В) Тримеризацией ацетилена

3. Сколько изомеров существует у толуола:

А) 1        Б) 4          В)3

4. Какое из приведенных уравнений химических реакций является одним из способов получения толуола?

А) C2H5Cl+ C2H5Cl+2Na  C4H10+ 2NaCl

Б) C6H11-CH3 –C6H5-CH3 + 3H2

В) C6H12 – C6H6 + 3H2

5. Термический крекинг нефти протекает при температуре

А) 1500 Со

Б) 1200 – 1500 Со

В) 470 – 550 Со

6. Сколько по объему воздуха потребуется, чтобы сжечь 312 грамм бензола

А) 40 м3

Б) 3,45 м3

В) 12,8 м3

4 вариант

  1.Сумма коэффициентов в уравнении нитрования толуола равна:

А)12             Б) 8             В) 4

2.  Сколько изомеров существует у ксилола?

      А) 4               Б) 3             В) 2

 3. Какие из приведенных уравнений реакций характеризуют химические свойства толуола?

А) C6H6 + Br2 – C6H5Br + HBr

Б) 2C6H6 + 15O2 – 12CO2 + 6H2O

В) C6H5-CH3 + 3O – C6H5-C – O - OH + H2O

Г) С2H5OH – C2H4 + H2O

4. Какой из газов крекинга нефти служит для получения изопропилового спирта?

А) C3H8

Б)CH4

В) C4H10

5. В лаборатории из 25 грамм ацетилена было получено 16 грамм бензола. Сколько это составляет (в процентах) от той массы, которая должна была образоваться согласно уравнению реакции?

А) 85%

Б) 55,2%

В) 46%

6. Какое из приведенных веществ является полистиролом?

А) (- CH2 – CHСl -)n           Б) (- CH2 – CH2 -) n                       В) (- CH2 – CHC6H5 -) n

                   

Тесты по теме «Спирты и фенолы»

                                               1 вариант

       1) Какие из приведенных веществ являются предельными одноатомными спиртами:

             a)C2H4(OH)2      C3H5(OH)3         C6H8(OH)6

             б)C2H5OH          C4H9OH             C6H13OH

             в)CH3-O-CH3     CH3-CО-CH3              CH2=CH-CH2OH

2)Сколько изомеров образует вещество с формулой C4H9OH

              а)2                      б)5                    в)4

3)Из приведенных формул веществ назовите 2  метил пропанол-2

              а)CH3OH             б)CH3-(ОН)С(СН3)-СН3

              в)CH3-C(CH3)2-CH2-CH(OH)-CH3

 4)Какие из приведенных уравнений реакций отражают способ получения этиленгликоля:

               a)CH3-Cl+NaOHCH3OH+NaCl

               б)C2H4(OH)2+2Na-C2H4O2Na2+H2

               в) С2H4Cl2 +2H2O-C2H4(OH)2 +2HCl

  5)Какое из приведенных веществ является метилбензолом:                   -

   а)      H C                CH             б)                HC                    C-CH3                    в)         HC            C-OH

     HC                             CH                    HC                              CH                  HC                         CH

          HC                      CH                        HC                       CH                          HC                    CH

 6)Cколько граммов брома было в растворе, если при действии на него избытком фенола выпало 24г осадка:

                 а)16г                  б)34,8г             в)25,6г

2 вариант

        1)Какие из приведенных уравнений реакций характеризует химическое свойство этанола:

      а)CH3Cl+CH3Cl+2NaCH3-CH3+2NaCl

      б)C2H5OH    C2H4+H2O

      в)С6H12+H2C6H14

 2)Какое из приведенных веществ относится к многоатомным спиртам:

       a)С3H7OH     б)С2H4(OH)2     в)СH3-O-CH3

 3)Какое из приведенных веществ  является пирокатехином:

       а)  С-OH              CH                      б)   C-OH           C-OH                           в)  C-OH                  C-OH

         HC                             CH                    HC                                CH                     HC                         C-OH

                HC                       CH                       HC                     CH                              HC                    CH

 4) Какое из приведенных уравнений реакций отражает способ получения пикриновой кислоты:

       а)C6H5OH+3Br2C6H2Br3OH+3HBr

       б)C6H5OH+3HNO3C6H2(NO2)3OH+3H2O

       в)С6H6+3Cl2C6H6Cl6

 5)C помощью какого вещества можно распознать фенол:

       а) Cu(OH)2    б)FeCl3    в)H2SO4

 6)Объем воздуха (н.у.) необходимый для сжигания  1 литра метанола (р=0,8 г/см3)соответственно равен:

       а)12л             б)1,4м3   в)4,2м3

                                         3 вариант

  1. Какое из приведенных веществ является ароматическим спиртом:

        а)       C-OH         CH                 б)C4H9OH                  в)           C-CH2-OH    CH

            H C                   CH                                                             HC                      CH

                   H C         CH                                                                         HC        CH

  1. Какое из приведенных веществ можно использовать для распознавания глицерина:

           а)NaOH                                 б)Cu(OH)2                        в)Na2CO3

           3)Взаимодействием каких веществ можно получить уксусноэтиловый эфир:

           а)C2H5OH+C2H5OH  -

           б) H3C-C-CH3       CH

              HC                          CH          +O2  ->

                  HC                 CH

           В)CH3-COOH        +C2H5OH  ->

                         

       4)Какое из приведенных веществ является  этилен-гликолем:

           a)C2H4(OH)2            б)CH3-CO-CH2-CH3            в)CH3-OH

                                                                                   

                                                                                               

       5) При взаимодействии попарно каких веществ образуется метанол:

            а)Хлорпентана и гидроксида калия

            б)Оксида углерода(II)и водорода (t,p)

            в)Этилена и воды (t,p)

       6)При действии избытка натрия на раствор пропилового спирта в бензоле выделилось 56 мл водорода (н.у.) .Сколько граммов спирта содержалось в растворе?

              а)1,2г       б)0,3г    в)24г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме ,,Кислород, получение, свойства'' .

Слайд 2

Кислород Автор: учитель химии, биологии Панина Лидия Алексеевна ГБОУ СОШ №1371 г. Москва 2013 год

Слайд 3

O 2

Слайд 4

O 3

Слайд 5

Все элемнты периодической системы Д.И. Менделеева — это кирпичики, из которых построено все многообразие вществ в нашем мире. И тем не менее не возможно назвать другой элемент, который играл бы такую же важную роль на нашей планете, как кислород.

Слайд 6

Эксперимент мож ет показать нам, что кислород и азот - основные компоненты воздуха. Сначала свеча горит белым пламенем и поднимается уровень воды. Горение прекращается, когда вода заполняет приблизительно 1/5 объема цилиндра. Вывод - воздух не отдельное вещество, а смесь двух или большего количества компонентов. При горении свечи один из компонентов - кислород, составляющий около 1/5 объема воздуха, - связывается. Когда кислород заканчивается, свеча потухает. Около 4/5 объема воздуха составляет азот, который не поддерживает горение.

Слайд 7

Д.Пристли Природа и состав воздуха - вещества, необходимого практически для всех живых организмов, - были объектом исследований в течение многих веков. В давние времена люди верили, что воздух - один из четырех элементов наряду с водой, землей и огнем. До 18 века ученые-естествоиспытатели считали, что все образующиеся в каких-либо реакциях газы являются воздухом, но с особыми свойствами. Лишь в конце 18 века исследователи Дж. Пристли, А. Лавуазье и К. Шееле установили, что воздух - это смесь газов, из которых наиболее важными являются кислород и азот. К. Шееле А.Лавуазье

Слайд 8

В 1774 году английский ученый Джозеф Пристли открыл кислород. Он нагрел оксид ртути (II) - соединение ртути и кислорода - и собрал выделившийся газ. К своему удивлению он обнаружил, что свеча, помещенная в этот газ, горит ярче. Сейчас кислород получают в лаборатории разложением менее токсичных веществ. Джозеф Пристли

Слайд 9

Кислород - самый распространенный на Земле химический элемент. Массовая доля кислорода в земной коре примерно 49%. Кислород встречается в природе в свободном (составная часть воздуха) и в связанном состоянии (вода, различные минералы, растения и животные).

Слайд 10

Состав воздуха

Слайд 11

Кислород О 2 в нормальных условиях - газ без цвета и запаха, аллотропная модификация – озон О 3 -это газ с характерным резким запахом. Молекула кислорода Молекула озона

Слайд 12

Озон образуется из кислорода при грозовых разрядах 3О 2 = 2О 3

Слайд 13

Кислород малорастворим в воде. При температуре -183  C кислород образуется в синеватую жидкость, а при -219  C превращается в темно-синие кристаллы.

Слайд 14

Химические свойства кислорода

Слайд 15

1- С неметаллами. При нагревании кислород взаимодействует с водородом, серой, углеродом, фосфором, образуя воду и оксиды: 2Н 2 + О 2 = 2Н 2 О С + O 2 = С O 2 S + O 2 = SO 2 4Р + 5О 2 = 2Р 2 О 5 С галогенами кислород в реакцию не вступает. 2- С металлами. Очень активно взаимодействуют с кислородом щелочные и щелочноземельные металлы с образованием оксидов и пероксидов: 4К + О 2 = 2К 2 О ( KO 2 ) Ba + O 2 = BaO 2 С остальными металлами кислород реагирует при нагревании, выделяя большое количество теплоты и света: 2 Mg + O 2 = 2 MgO Некоторые металлы в обычных условиях окисляются лишь с поверхности, так как образующаяся пленка оксида защищает металл. При повышении температуры окисление ускоряется. Например, в нормальных условиях железо окисляется довольно медленно, а при температуре красного каления ( ~400  C ) железные стружки сгорают в кислороде: 3 Fe + 2 O 2 = Fe 3 O 4 3- В кислороде горят также сложные вещества с образованием соответствующих оксидов: CH 4 + 2O 2 = CO 2 + 2H 2 O

Слайд 16

Взаимодействие кислорода с металлами и неметаллами В результате взаимодействия кислорода с металлами происходит процесс , который называется ,, окисление ’’.

Слайд 17

Без кислорода нет жизни на Земле. Беригите кислород!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Белки» презентация к уроку учитель химии Панина лидия алексеевна ГБОУ СОШ № 1371 ЗАО г. Москвы

Слайд 2

Ф.Энгельс писал: « Жизнь есть способ существования белковых тел , существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь , что приводит к разложению белка»

Слайд 3

Введение: Белки – природные высокомолекулярные азотосодержащие органические соединения. Они играют первостепенную роль во всех жизненных процессах, являются носителями жизни. Белки содержатся во всех тканях организмов, в крови, в костях. Ферменты (энзимы), многие гормоны представляют собой сложные белки. Кожа, волосы, шерсть, перья, рога, копыта, кости, нити натурального шелка образованы белками. Белок, так же как углеводы и жиры, - важнейшая необходимая составная часть пищи.

Слайд 4

Состав В состав белков входят С, N 2 , H 2 , O 2 , и частично P, S, Fe. Молекулярная массы белков очень велика – от 1.500 до нескольких миллионов. Молекулы белков представляют собой линейные полимеры, состоящие из остатков α--аминокислот (которые являются мономерами), также в состав белков могут входить модифицированные аминокислотные остатки и компоненты неаминокислотной природы.

Слайд 5

Проблема строения и синтеза белков – одна из важнейших в современной науке. Установлено, что десятки, сотни и тысячи молекул аминокислот, образующих гигантские молекулы белков, соединяются друг с другом, выделяя воду за счет карбоксильных и аминогрупп . H 2 N-CH-(R)-C(=O)-… H 2 N-CH-(R’)-C(=O)-… H 2 N-CH-(R”)-C(=O)-…

Слайд 6

Арахис как чистый белок Арахис содержит много белка, поэтому он очень питателен. Белки, которые содержатся в арахисе, перевариваются в желудке и тонкой кишке под действием ферментов. Длинные цепи молекулы белка превращаются в более короткие цепи. Молекулы аминокислот теперь могут поглощаться организмом.

Слайд 7

Знаете ли вы, что… Актин и миозин – это белки, которые помогают наращивать мышцы Белковой молекулы в живой клетке в много раз больше, чем других (разумеется, кроме воды).

Слайд 8

В молекулах белков многократно повторяются группы атомов –CO-NH- их называют амидными , или в химии белков – пептидными группами. Соответственно белки относят к природным высокомолекулярных полиамидами или полипептидам .

Слайд 9

Все многообразие белков образовано 20 различными аминокислотами; при том для каждого белка строго специфичной является последовательность, в которой остатки входящих в его состав аминокислот соединятся друг с другом.

Слайд 10

Физические свойства - высокая молекулярная масса - в живых организмах белки находятся в твердом и растворенном состоянии. Встречаются в виде кристаллов на космическом станции «Мир». - бывают растворимые и нерастворимые (волосы, ногти) - образовывают коллоидные растворы

Слайд 11

Химически свойства 1. Денатурация. Денатурацией белка называют любые изменения в его биологической активности и/или физико-химических свойствах, связанные с потерей четвертичной, третичной или вторичной структуры.

Слайд 12

При денатурации белок теряет способность выполнять присущие ему в организме функции (отсюда и название данного процесса: от лат. denaturare – «лишать природных свойств»). Денатурированные белки легче усваиваются организмом.

Слайд 13

2. Цветные реакции белка. Например, при добавлении к белкам концентрированной азотной кислоты, белки окрашиваются в ярко желтый цвет. Опыт доказывает, что в составе молекулы белка входят остатки ароматических аминокислот.

Слайд 14

Другой пример: Биуретовая реакция – взаимодействие слабощелочных растворов белков с раствором сульфата меди ( II ), в результате которой появляется фиолетово-синяя окраска

Слайд 15

3. Гидролиз . При нагревании белков со щелочами или кислотами происходит гидролиз.

Слайд 16

Виды гидролиза белка - кислотный (используется для определения структуры белка) - ферментативный (происходит в желудке и кишечнике под действием пищеварительных фермнетов )

Слайд 17

Функции

Слайд 18

Структура белковой молекулы Первичная вторичная третичная четвертичная

Слайд 19

Первичная структура П оследовательность чередования аминокислотных остатков в полипептидной цепи.

Слайд 20

Вторичная структура Вторичная структура – пространственная конфигурация полипептидной цепи, то есть ее возможное расположение в пространстве. Для белков наиболее часто встречающимся вариантом вторичной структуры является спираль.

Слайд 21

Третичная структура Третичная структура – трехмерная конфигурация, которую принимает в пространстве закрученная спираль. Третичной структурой объясняется специфичность белковой молекулы и ее биологическая активность.

Слайд 22

Четвертичная структура Форма взаимодействия между несколькими полипептидными цепями.

Слайд 23

Белки (от греч. « протос » - «первый») – это природные органические соединения, которые обеспечивают все жизненные процессы любого организма. Из белков построен хрусталик глаза, паутина и даже яды грибов.

Слайд 24

Казеин – один из главных белков Белок казеин в молоке присутствует в связанном виде – ковалентно присоединенные к аминокислоте фосфатные группы образуют соли с ионами кальция. В желудке человека под действием особых ферментов происходит процесс, называемый «створаживанием казеина». Створоженный казеин выпадает в осадок и медленно выводится из организма. Казеин очень питателен, ведь в его состав входит почти все аминокислоты. Казеин безвкусен, не растворим в воде.

Слайд 25

Инсулин – важнейший белок для жизнедеятельности человека Инсулин — это белок, образуемый бета-клетками так называемых островков эндокринной части поджелудочной железы. Инсулин был открыт в 1921 году двумя канадскими учеными — Ф. Бантингом и Ч. Бестом . В 1923 г. это открытие было удостоено Нобелевской премии по медицине. За 90 лет, прошедших с момента этого поистине великого события, были усовершенствованы как препараты инсулина, так и средства для его введения.

Слайд 26

Немного истории Впервые белок был выделен (в виде клейковины) в 1728 г. итальянцем Якопо Бартоломео Беккари (1682-1766) из пшеничной муки. Это событие принято считать рождением химии белка. С тех пор почти за три столетия из природных источников получены тысячи различных белков и исследованы их свойства.

Слайд 27

Антуан Франсуа де Фуркруа – французский химик, основоположник изучения белка.

Слайд 28

Первые пространственные модели молекул белка – миоглобина и гемоглобина – построили в конце 50-х гг. двадцатого века английские биохимики Джон Коудери Кендрю и Макс Фердинанд Перуц .

Слайд 29

Белок – высшая форма развития органических веществ

Слайд 30

При полном расщеплении 1 грамма белка освобождается 17,6 кДж энергии. 1 г. белка 17,6 кДж Е

Слайд 31

Во всех растениях и животных присутствует некое вещество, которое без сомнения является наиболее важным из всех известных веществ живой природы и без которого жизнь была бы на нашей планете невозможна» Ж. Мюльдер



Предварительный просмотр:

Разработка урока «Белки» - 10 класс

Автор: учитель химии, биологии

Панина Лидия Алексеевна

ГБОУ СОШ № 1371 г. Москва

Тип занятия:  изучение нового материала с элементами закрепления ране изученного материала.

Методы обучения:  исследовательский, репродуктивный, поисковый.

Форма реализации методов: комбинированный урок.

Приемы реализации методов:

  1. Создание проблемной ситуации.
  2. Создание задач исследовательского характера.
  3. Поиск ответов на основании анализов и сравнений.
  4. Решение поставленных задач методом поиска информации в учебнике и в интернете.

 Формы организации познавательной  деятельности:

  1. Индивидуальная.
  2. Работа в парах.
  3. Коллективная.

Ожидаемый результат:

Учащиеся 10 классов усваивают новый материал по теме «Белки», систематизируют знания по теме «Азотосодержащие органические соединения», приобретут новые выполнения  лабораторных опытов с целью научиться и применять полученные знания для дальнейшего обучения и в жизни.

Цель урока:

I. Образовательные:

  1. Дать понятие о белках их строении, свойствах.
  2. Закрепить понятие полимеры,  реакция полимеризация.
  3. Закрепить понятие пептидная связь.
  4. Дать понятие о роли и значении белков.
  5. Закрепить навыки  выполнения лабораторных опытов.

II. Воспитательная:

  1. Продолжать развивать интерес к предмету химия и биология.
  2. Способствовать развитию  мотивации к поставленной задаче.
  3. Формировать здоровый образ жизни.
  4. Профориентация учащихся.
  5. Воспитать чувство сотрудничества.

III. Развивающая:

  1. Формировать  мышление на поиск знаний.
  2. Развивать память.
  3. Продолжать создавать условия  для осмысления и осознания учебного материала.
  4. Развивать исследовательские способности через выполнение лабораторных опытов.

 Приёмы   обучения:

  1. Создание проблемной ситуации при изучении нового материала.
  2. Использование КТ.
  3. Применение эксперимента.

Наглядно - иллюстративный материал:

  1. Мультимедийная презентация «Белки».
  2. «Раздаточный материал для опытов: раствор яичного белка, р-р CuSO4, р-р NaOH, образцы шерсти, HNO3 (концентрированная), пробирки, спиртовка, спички, пипетки, колбы, стеклянные палочки, держатели.

Таблицы:

  1. Генетическая связь между классами органических соединений.
  2. Таблица для распознавания органических веществ.
  3. Тестовые задания для проверки домашнего задания.
  4. Карточки с заданиями для индивидуальной проверки знаний по изученному материалу.
  5. Таблица о строении белков:
  6. Первичная структура.
  7. Вторичная структура.
  8. Третичная структура.
  9. Четвертичная структура.

 Метапредметные связи:

  1. Биология (учение о клетке, биосинтез белка, функции белка.)
  2. Физика (теория происхождения первых белковых тел).

                                                                 Модель урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.  Актуализация  изученного материала.

3         .Задание учащимся по карточке ( ответы записывать на доске) - 10   мин.

Задание  №1.

Записать формулы аминокислоты:   а- аминопропионовая , В- масляная кислота, Е - капроновая кислота. Составить 3 примера.

Задание  №2.

Записать уравнение химических реакций подтверждающих двойственность свойств аминокислотам.

Задание  №3.

Осуществить превращения, указать условия протекания реакции.

C2H6  C2H5CL  C2H5OH  CH3COOH  CH2CL-COOHCH2NH2-COOH

2) Работа по карточкам учащихся (на первой парте)  10 мин.

1 карточка. Осуществить превращения:

C3H8C6H7CL C3H7OHC2H5COOHC2H5COONа

Карточка № 2.

C2H6C2H4C2H5CLC2H5OHC2H4(-CH2-CH2-)n

Карточка № 3.

Решить задачу. Сколько граммов  бензола необходимо взять, чтобы получить 200г анилина, если выход составляет 98% от теоретически возможного?

2. Работа с классом( фронтальная беседа) – 5 минут.

Вопросы:

а) Какие вещества называются  аминами?

б) Почему амины называются  органическими  основаниями?

В) Перечислите  химические свойства аминов?

Г) Какие функциональные группы имеются у аминокислот?

Д) Что такое пептиды?

Е) Как  называется реакция образования белков из аминокислот?

Ж) Чем  отличается реакция полимеризации от реакции поликонденсации , приведите примеры полимеров вами изученных раннее.

3.  Работа с тестом  ( 5 минут)

I вариант.

  1. Из приведенных формул  выберите амины: а) C6H5NO2; Б) C2H5OH; в) C6H6NH2; г) CH3-CH2-NH2; д) C2H4.
  2. Какие вещества реагируют с CH3NH2:

A) H2O

Б) HCL

B) CO2

Г) NaOH

Д) C2H5OH

    3. Какое из приведенных веществ является В-аминобутановой кислотой?

       А) C3H7OH

       Б) C6H6

      В) KMnO4

       Д) CH3-CHNH2-CH2-COOH

4. Какие из приведенных уравнений реакций написаны неправильно:

А) 3C2H6C6H6

Б) C2H5OH+HClC2H5Cl+H2O

В) CH3-NH2+H2O[CH3-NH3]OH

Г) C2H5NH2+NaOHC2H5NH3ONa

Д) CH3COOH+C2H5OHCH3COOC2H5+H2O

5. Какая функциональная группа принадлежит к аминам:

А)ОН-                                       в) СООН-

Б) NH2 -                                                        г) – СО-                                   г) СОН-

II вариант.

  1. Из приведённых формул выберете вещества, которые реагируют с HCl:

А) CH3COOH

Б) C2H6

В) CH3-NH2

Г) C6H5-NO2

Д) H2SO4

2. Из приведенных формул приведите вещество, которое является аминокислотой:

А) C6H12O6

Б) CH3COH

В) C2H5COOH

Г) CH3-CHNH2-COOH

Д) CH3-COO-CH3

3. Указать уравнение реакций, которые лежат в основе  получения аминокислот:

А) nC2H4(-CH2-CH2-)n

Б) C2H5OHC2H4+H2O

В) CH3-CHCl COOH+NH3CH3-CHNH2COOH+HCl

Г) C6H6+Br2Fe C6H5Br+HBr

Д) CH4+Cl2CH3Cl+HCl

4. Какое и приведённых веществ является  а-аминоуксусной  кислотой:

А) CH3-CH2-COOH

Б) C6H5OH

В)CH3-NH2

Г) C6H5-NH2

Д) CH2NH2COOH

5.Каким веществом можно распознать амины:

А) NaOH

Б) Br2

В) CH3COOH

Г) C2H5OH

Д) HNO3

На комментирование правильных ответов отводится 1 минута. Работы выполняются на бланках, проверяются учителем, результаты объявляются на следующий урок.

III. Изучение нового материала по теме «Белки».

  1. Общие сведения о белках:

А)  что такое белки?

Б) состав белков

В) белки – природные полимеры

Г) « Жизнь – способ существования белковых тел» (Ф. Энгельс).

  1. Просмотр презентации с комментариями учителя.

А) Где встречаются белки?

Б) Кто открыл белки, их строение, состав, физические свойства.

В) Классификация белков.

Г) Получение белков ( запись уравнения получения дипептидов, трипептидов с экрана).

Д) структура белка (первичная, вторичная, третичная, четвертичная)

При изучении структуры белковых молекул используются таблицы.

Е)изменение  структуры белковых молекул (при каких условиях? )

Ж) химические свойства белков (просмотр слайдов)

З) выполнение лабораторных опытов:

Опыт №1.  Денатурация белка (свёртывание под действием температуры, спирта, солей Fe).

Опыт № 2.  Цветные реакции белков:

А) Белок + HNO3  желтое окрашивание (ксантопротеиновая реакция).

Б) белок+NaOH+CuSO4красно-фиолетовое окрашивание (биуретовая реакция)

В) Белок+ (CH3COO)2Pbчерный осадок (обнаружение S в белке).

Г) Гидролиз белков (просмотр слайда). Белок+ nH2O n аминокислоты.

Д)  Превращение белков в организме (просмотр слайдов).

Ж) Успехи в получение белков (открытие инсулина, роль белков в медицине, важнейшие белки).

И) Функции белков (просмотр слайдов).

К) Синтез белков (Открытие А. Н. Несмеянова) – просмотр слайдов.

Л) Роль белков в микробиологии.

М) Получение синтетической пищи.

III. Выступления учащихся (по 2 мин.)

              1 выступление – сообщение об открытии инсулина.

              2 выступление – получение пищи будущего.

IV. Подведение итогов изучение нового материала (3 мин.)

Вопросы к учащимся:

  1. Что такое белки?
  2. Как они образуются?
  3. Перечислить свойства белков?
  4. Какие структуры у белков (пространственная конфигурация).
  5. Почему мы изучаем белки?
  6. Комментирование учителем оценок на уроке,  рекомендации.

V. Задание на дом:

Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Я.Л. Гольдфарб, Ю.В. Ходаков, Ю.Б. Додонов (п.38), стр.162, упр. 2, 5,6,7 задачи.

Задачник Я.Л. Гольдфарб, Ю.В. Ходаков задачи № 18-244, 18-241, 18-238.

Дополнительная литература: 

  1. Л.Ю. Алиберова «Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей» М. А.С.Т. Пресс 2002.
  2. В. Малышкина «Занимательная химия», СПБ: Тритон, 2001.
  3. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова «Химия в тестах, задачах, упражнениях» - пособие М. - Академия, 2006.
  4. Ю.М. Ерохин. Химия учебник для студентов. М.-Академия, 2008.

VI. Рефлексия.

Вопросы учителя к учащимся:

  1. Если вам понравился урок, и вы поняли изучаемый материал – поднимите красные квадратики.
  2. Если вам урок понравился, но вы поняли не весь материал – поднимите синие квадратики.
  3. Если вам не понравился урок, и вы не поняли материал – поднимите жёлтые квадратики.

Учитель: «Спасибо вам за внимание, до встречи!»

 



Предварительный просмотр:

Учитель химии Панина Лидия Алексеевна ГБОУ  СОШ  № 1371  г. Москва.

Урок «Кислород, получение, свойства».  8 класс

Оборудование и реактивы: металлический штатив; перекись водорода; оксид марганца; колба; воронка с краном; газоотводная трубка; химический стакан; лучинка; спички.

Т.С.О. Коллекция «Минералы»; компьютер; интерактивная доска; презентация к уроку «Кислород»; таблица «Кислород в природе»; тесты «Химия» Д.Ю. Добротин, М.Г. Снастина – 8 кл. «Контрольные работы в новом формате» (тема п.2).

Структура урока.

  1. Организационный момент. Учитель напоминает учащимся о результатах контрольной работы по теме «Первоначальное химическое понятие», даёт краткий анализ % качества выполняемых заданий и подготавливает к восприятию нового материала.

Задание №1  (на экране).

Валентность серы в SO3 равна:

  1. 2
  2. 0
  3. 4
  4. 6

Задание №2.

Сумма коэффициентов в схеме хим. реакций:

4P + 502 = 2P2O5

  1. 6
  2. 6
  3. 11
  4. 1

Задание.

3,2 г. О2 составляет кол-во вещества, равное:

  1. 0,1 моль
  2. 0,2 моль
  3. 1 моль
  4. 0,5 моль

 Учащийся отвечает с места, объясняя выбранный ответ.

Выполнение данных заданий готовит учащихся к восприятию нового материала, закрепляется понятие «моль», Mr вещества, химическое уравнение, типы химических реакций, закон сохранения массы вещества. (На это отводится 5 минут).

  1. Актуализация субъектного опыта учащихся. (25 минут).

Цель:

  1. Образовательная.

а) Продолжать формировать понятие «химический элемент»,

«химическая реакция».

б) Ввести понятие о катализаторе.

в) Знать значение кислорода.

г) Знать историю открытия кислорода.

д) Знать свойства кислорода и его применение.

е) Уметь давать характеристику кислороду как химическому элементу и как простому веществу.

ё) Уметь составлять уравнения реакций взаимодействие кислорода с маталлами и неметаллами и сложными веществами.

ж) Закрепить умение расстановки коэффициентов в уравнениях реакций.

2) Воспитательная цель.

а) Развивать интерес к науке и предмету.

б) Развивать творческие способности учащихся.

в) Формировать мировоззрение учащихся на охрану окружающей среды.

г) Углублять мотивацию учащихся на уроках химии.

д) Закреплять навыки техники безопасности при выполнении лабораторных работ.

3) Психолого-педагогическая цель:

1) Развивать память.

2) Развивать мышление.

3) Развивать умение анализировать и делать выводы по изученному материалу.

  1. Фронтальная беседа.
  1. Какие сведения о кислороде нам уже известно из жизненного опыта, из курсов природоведения, ботаники, химии?
  2. Почему о кислороде говорят так: «Кислород – это самый распространенный элемент на нашей планете? Он рождает и теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара» (На беседу 2 минуты).
  3. Стихотворение о кислороде:

Из атомов мир создавала Природа.

 Два атома легких взяла водорода.

 Прибавила атом один кислорода.

 И получилась частица воды,

 Море воды, океаны и льды...

Стал кислород чуть не всюду начинкой –

 С кремнием он обернулся песчинкой,

 В воздух попал кислород, как ни странно,

 Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растенья,

 Жизнь появилась: дыханье – горенье...

 Первые птицы и первые звери,

 Первые люди, что жили в пещере

Огонь добывали при помощи трения,

 Хоть и не знали причины горения...

 Роль кислорода на нашей Земле

 Понял великий Лавуазье...

В 1774 г. Фр. учёный  Антуан Лоран Лавуазье доказал, что воздух – это смесь в основном двух газов: азота и кислорода.

Б. Просмотр презентации «Кислород».

1 - 5 слайд – Состав воздуха.

Учащийся так же работает с учебником § 18 стр. 53 № 23, анализируют диаграмму распространенности элементов в природе (по массе).

Кислорода – 49 %

2 слайд – Историческая справка (опыт Пристли 1774 г.) и других учёных, которые изучали кислород.

3 слайд – Открытие кислорода, получение его при разложении оксида ртути

2HgO = 2Hg + O2

4 слайд – Распространенность О2 на Земле.

5 слайд – Состав воздуха. Учащиеся записывают сведения в тетрадь.

6 слайд – Строение молекулы кислорода и озона ( первое представление об аллотропии).

7 слайд – Образование О3,

8 слайд – Растворение О2 в воде.

9 слайд – Химические свойства кислорода. Учитель комментирует увиденное на экране, нопоминает как протекает реакция, при каких условиях.

Просмотр презентации прерывается на время проведения опытов:

В. Опыт № 1. Получение О2 из Н2О2 в присутствии катализатора MnO2. Учитель показывает как собирать кислород в сосуд и как его проверять тлеющей лучинкой. Даётся понятие о катализаторе (учебник стр. 55, учащиеся записывают формулировку). Дома учитель предлагает сделать рисунок в тетрадь (рис. 26, стр. 55, учебник).

Опыт № 2. Горение серы в кислороде.

S + O2 = SO2

Опыт № 3. Горение угля в кислороде.

С + O2 = CO2

Учитель объясняет, как проводить опыт, какое используется оборудование, как определяется CO2 (с помощью известковой воды, которая помутнела при растворении в ней углекислого газа,а так же горящей лучинкой).

Г. Продлжение просмотра презентации.

10 слайд – «Взаимодействие кислорода с металлами и неметаллами».

Д. После просмотра презентации учитель ориентирует ещё раз учащихся на доску, где указана тема урока, химическая формула кислорода - O2; Mr(О2) = 32, MО2 = 32 г./ моль.

t сжижения = -183оС

t замерз = -218,8оС (синие кристаллы).

1 л. О2 (н.у.) весит – 1,43 г.

Е. Учитель ориентирует учащихся на новые химические реакции, с которыми учащиеся познакомились на уроке. Данные реакции записаны на карточках, на столах учащихся.

«Сегодня на уроке»

2HgO = 2Hg + O2

2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2+O2

2H2O2 = 2H2O + O2

2КСlО3  =  2KCl + 3O2

S + O2 = SO2

4P + 5O2 = 2P2O5

C + O2 = CO2

CO2 + Ca (OH)2 = CaCo3 + H2O

3Fe + 2O2 = Fe3O4

Ж. Учитель даёт определение что такое горение, оксиды: Подводя итог увиденному в презентации учитель готовит учащихся к проведению практической  работы «Получение и свойства кислорода».

З. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе (работа с таблицей).

      3. Этап закрепления знаний.

1) Работа с коллекцией «Минераллы». Знакомство с минераллами : кварц, аметист, горный хрусталь, агат, рубин, изумруд  (2 мин.).

2) Сообщение учащихся о минераллах. (2 мин.).

  1. Сообщение учащихся (историческая справка об открытии кислорода VIII в.

Китай, опыт К.Шееле, Швеция — 1768 — 1773 гг. Д. Пристли, Англия — 1774 г. А.Л. Лавуазье Франция — 1774г. (2 мин.).

Закрепляющий тренинг (7 мин.).

Цель: определить уровень усвоения знаний.

Задание на экране.

  1. Найдите среди записей атом и молекулу кислорода:

P4, О, S8, CO2, O2, СР4

  1. Составьте уравнение горения алюминия.
  2. Найдите среди веществ оксиды:

NaH, CO2, H2SO4, H2O, MgO

  1. Расставьте коэффициенты в уравнениях горения веществ:

CH4 + O2 -> CO2 + H2O

H2S + O2 -> SO2 + H2O

  1. Найдите формулу известковой воды:

HCE, NaCE, NaOH, O2, Ca(oH)2  

4. Работа с тестом «Химия 8 класс «Контрольные работы в новом формате» Д.Ю. Добротин, М.Г. Снастина стр. 23, тема №2, Вар. - 1,2,3,4» (5 мин.).

5. Запишем домашнее задание.

§18 – 21.

Стр. 60 упр. 4 и 5 (учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман).

Задача п.1 стр. 60

Творческое задание:

Приготовить работу на тему «Реакция горения в нашей жизни» и по желанию учащихся что им понравилось по изученному материалу.

Учитель подводит итог урока и объявляет оценки и комментируя их.

  1. Рефлексия. (1 мин).\

У учащихся на столе карточки разного цвета: зелёного, жёлтого, красного. Учитель обращается к учащимся:

«Расскажите о своём настроении с помощью знаков:

Знак зелёного цвета — я понял тему, мне понравилось.

Знак жёлтого цвета — мне на уроке не интересно, я не понял тему.

Знак красного цвета — я чуствовал себя очень плохо, ничего не понял.

Спасибо за урок!

Всего Вам доброго, хорошего настроения!».

Урок составлен на основе изучения курса химии (8 кл.) по учебнику Г.Е Рудзитис и Ф.Г. Фельдман.

К уроку прилагается презентация «Кислород, свойства, получение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Проблемное обучение в курсе органической химии»

Выступление на ШМО химии и биологии...

«Обобщение знаний по курсу органическая химия»

Данный урок позволяет проверить прочность знаний по изученным темам, обобщить и систематизировать знания  учащихся по курсу органической химии....

Интерактивное методическое пособие "Информационное сопровождение курса органической химии""

Методическое пособие представляет собой материал для проведения уроков химии в 10 классе. Состоит из двух разделов: материала для уроков и контрольно оценочно блока по материалам ЕГЭ. На сайте предста...

Тестовые задания за курс органической химии

Тестовые задания за курс органической химии...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ «Решение задач по курсу органической химии.» ДЛЯ 10 КЛАССА

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ«Решение задач по курсу органической химии» ДЛЯ 10 КЛАССА...

Дидактический материал по курсу неорганической химии

Дидактический материал по курсу неорганической химии, способствующий обощению и систематизации знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ....

Иллюстративный материал к урокам курса органической химии

В качестве иллюстративного материала представлены буклеты к разделу "Углеводороды" курса органической химии 10 класса, выполненные учащимися 10-х классов под руководством учителя....