Урок "Предельные и непредельные углеводороды"
презентация к уроку по химии (10 класс) по теме

Райчук Татьяна Ивановна

Обобщающий урок в 10-х классах. Проводится после изучения темы " Углеводороды"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по химии в 10 классе

«Предельные и непредельные углеводороды»

Цель урока:

* формирование навыков самообразования у учащихся,

* развитие логического мышления.

* Обобщение и  закрепление понятий: гомология, изомерия,

   гибридизация.

* Закрепление умений: называть вещества по системе  

   ИЮПАК, составлять формулы гомологов, изомеров,

   записывать уравнения реакций, характеризующих

   химические свойства и способы получения углеводородов.

Задачи урока:

* развивать у учащихся способность к целеполаганию,  

   планированию своей деятельности на уроке;

* развивать у учащихся логическое мышление  ;

* развивать у учащихся способность к сравнению (на

   примере сравнения  химических свойств углеводородов);

* развивать информационно-познавательную

   компетентность учащихся;

* развивать у учащихся химическую речь, способность

   аргументированно отвечать на вопросы,

* развивать коммуникативные способности учащихся,

   воспитывать умение выслушивать ответы

   одноклассников.

Оборудование: презентация, жетоны бумажные, реактивы (керосин, предельный углеводород, подкисленный раствор перманганата калия, бромная вода), пробирки в штативе.

I.Вводная часть.

  1. Химическая разминка. (5 мин.)
  2. Сообщение темы и запись темы в тетрадях. (слайд №1 )
  3. Сообщение  задач урока .(слайд   №2)

II. Ход урока.

     Слайд №3 с формулой C6H10

Вопрос: К какому классу относится вещество такого состава?

(Ожидаемый ответ: алкин или алкадиен)

Сообщение заданий связанных с данным веществом. (слайд №3)

Класс выполняет задание в тетрадях, составляя свои примеры формул.

Задание1: Написать структурную формулу алкина, назвать вещество.

Параллельно на экране  построить модель молекулы алкина такого состава при помощи конструктора формул(Виртуальная химическая лаборатория), назвать вещество.

Проверка записи на доске.

Задание 2: определить тип гибридизации каждого атома углерода в молекуле  написанного алкина.

Проверка правильности составленной модели молекулы.

Проверка 2 задания.

Задание 3 : Написать формулу гомолога, назвать вещество.

На конструкторе построить модель любого  гомолога, назвать вещество.

Проверка заданий.

Вопрос: какие виды изомерии возможны у данного вещества?

(Ожидаемый ответ: у гексина возможны следующие виды изомерии: углеродного скелета, кратной связи, межклассовая изомерия)

Задание: У доски три ученика составляют формулы изомеров и называют вещества.

На экране 1 ученик составляет модель любого изомера, называет его.

Экспериментальная задача : в двух пробирках находятся два вещества: гексан и гексен . Определить, в какой пробирке находится предельный ,а в каком непредельный углеводород.

  Решение: В пробирки необходимо добавить раствор перманганата калия или бромную воду. В пробирке, где находится непредельный углеводород, происходит обесцвечивание перманганата калия или бромной воды.

Слайд №4

Задание-эстафета: переписать цепочку в тетрадь назвать вещества. Записать уравнения реакций на доске, комментируя условия протекания реакций.

CaC2   →   CH≡CH   → CH2=CH2  → CH2Cl – CH2Cl  →

 →CH≡CH    →    CH3–CH3 →CH3 – CH2Cl     →                       →CH3 – CH2 – CH2– CH3

1. СaC2 + 2H2O → CH≡CH ↑ + Ca(OH)2

2. CH≡CH + H2  CH2=CH2

3. CH2=CH2 + Cl2 → CH2Cl – CH2Cl  

4. CH2Cl – CH2Cl  + 2KOH  CH≡CH + 2KBr + 2H2O

5. CH≡CH + 2H2 CH3 – CH3

6. CH3 – CH3 + Cl2  CH3 – CH2Cl + HCl

7. 2 CH3 – CH2Cl + 2Na → CH3 – CH2 – CH2 – CH3 + 2NaCl

Задание 5 : Вставить пропущенные формулы.(слайд № 5)

  1. CH3 – CH = CH2 + HCl → …

     2)CH2=CH2+ … →CH3- CH2OH

3)n …. → (…- CH2 – CH2- …)n

4)nCH2=CH-CH=CH2 → ….

1CH3 – CH = CH2 + HCl → СH3 – CHCl – CH3

Реакция идет по правилу Морковникова

     2)CH2=CH2+ H2O →CH3- CH2OH

3)n CH2=CH2 → (…- CH2 – CH2- …)n

4)n CH2=CH-CH=CH2 → ( - CH2 – CH = CH – CH2 - )n

Задание 6: Определить какую  массу этанола можно получить из 11,2 л этена?

 Дано:

V(C2H4) =11,2 л

Найти: m(C2H5OH) -?

 

Решение

CH2=CH2+ H2O →CH3- CH2OH

n (C2H4) = V/Vm = 11,2/22,4 = 0,5 моль

n (C2H4) = n(C2H5OH) = 0,5 моль

Mr (C2H5OH) = 12*2 + 16 + 6 = 46

M (C2H5OH) =  46г/моль

m  (C2H5OH) = 46г/моль *0,5 моль = 23 г

 Ответ: m  (C2H5OH) = 23 г

III Домашнее задание. (слайд№

  1. Стр. 108 упр. 4 б)

         Стр. 116 упр. 5 а)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок «Предельные и непредельные углеводороды»

Слайд 2

Цели урока: Повторить основные вопросы темы «Углеводороды» Закрепить умения : называть органические вещества; составлять формулы изомеров, гомологов; определять тип гибридизации атомов углерода; записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства углеводородов разных классов

Слайд 3

C 6 H 10 Написать структурную формулу алкина. 2. Определить тип гибридизации каждого атома углерода . 4.Написать по одному примеру формул изомеров каждого возможного вида изомерии . 3. Составить формулу гомолога

Слайд 4

CaC 2 CH ≡CH → CH 2 =CH 2 → CH 2 Cl – CH 2 Cl → CH≡CH CH 3 –CH 3 → CH 3 – CH 2 Cl → CH 3 – CH 2 – CH 2 – CH 3

Слайд 5

CH 3 – CH = CH 2 + HCl → … CH 2 =CH 2 + … → CH 3 - CH 2 OH n …. → (…- CH 2 – CH 2 - …) n nCH 2 =CH-CH=CH 2 → ….

Слайд 6

Определить какую массу этанола можно получить из 11,2 л этена?

Слайд 7

Домашнее задание: Стр. 108 упр. 4 б) Стр. 116 упр.5 а)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего урока по теме: « Предельные и непредельные углеводороды» 9 класс. ( Программа О.С. Габриелян. Базовый уровень)

Конспект обобщающего урока по теме:« Предельные и непредельные углеводороды»9 класс.( Программа О.С. Габриеляна. Базовый уровень)...

Тест "Предельные и непредельные углеводороды"

Разноуровневый тест по теме "Предельные и непредельные углеводороды"...

Урок по теме: ПРЕДЕЛЬНЫЕ И НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ

Краткое описание.      Урок по теме «Предельные и непредельные углеводороды» разработан для учащихся 9 классов обучающихся по учебнику «Химия 9 класс» автор О.С. Габриелян.Цел...

разработка урока-зачета по теме:Предельные и непредельные углеводороды.

Урок -зачет помогает готовиться к экзаменам,облегчает овладение наиболее сложным материалом,способствует у учащихся успешной самостоятельной работе дома перед зачетом и после его проведения...

разработка урока-зачета по теме:Предельные и непредельные углеводороды.

Урок -зачет помогает готовиться к экзаменам,облегчает овладение наиболее сложным материалом,способствует у учащихся успешной самостоятельной работе дома перед зачетом и после его проведения...

Разработка урока-зачета по теме:Предельные и непредельные углеводороды

Урок- зачет помогает готовиться к экзаменам,облегчает овладение сложным материалом,способствует у учащихся успешной самостоятельной работе дома перед зачетом и после его проведения....

План – конспект урока химии в 10 классе «Сравнительная характеристика предельных и непредельных углеводородов ».

Урок - обобщение по темам "Алканы. Алкены" дает возможность закрепить и систематизировать материал используя разнобразные формы работы....