Урок по теме: ПРЕДЕЛЬНЫЕ И НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Краткое описание.
Урок по теме «Предельные и непредельные углеводороды» разработан для учащихся 9 классов обучающихся по учебнику «Химия 9 класс» автор О.С. Габриелян.
Цель данного урока обобщить теоретические и практические знания по предельным и непредельным углеводородам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Тарко - Сале
Урок
по теме:
ПРЕДЕЛЬНЫЕ И НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ.
Саттарова Ольга Михайловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Тарко – Сале Пуровского района,
учитель химии г. Тарко-Сале, Пуровский район, ЯНАО, Тюменская
УРОК ОБОБЩЕНИЯ по теме:
ПРЕДЕЛЬНЫЕ И НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ.
ЦЕЛЬ: Отработать теоретические и практические навыки, закрепить знания полученные на предыдущих уроках:
- уметь составлять изомеры и давать название предельным и непредельным
углеводородам;
- определять классы органических веществ по формулам;
- уметь составлять химические уравнения реакций:
- решать задачи на определение химической формулы органического вещества.
МЕТОДЫ: беседа; индивидуальный опрос (дифференцированный контроль знаний): фронтальный опрос.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: «Проверочные работы по органической химии». Н.П. Гаврусейко, М-1990г; «Мы изучаем химию» А.Л. Тыльдсепп. М-2000; «Библиотека школьника». А.Е. Хасанов, М-1999г.: «Рабочая тетрадь для уч-ся». О.С.Габриелян.
1
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка и закрепление знаний, умений и навыков учащихся.
( работа у доски 4 уч-ся) (дифференцированный контроль ЗУН уч-ся)
1. Задание:
Ответить на вопросы кроссворда, ключевым словом является одно из положений теории строения органических веществ А.М. Бутлерова.
Вопросы:
1. Как называются реакции, в которых от молекулы органического вещества отщепляются молекулы водорода?
2. Как называется реакция, в которой из исходного вещества - мономера образуется продукт - полимер?
3. Как называется углеводород с молекулярной формулой C9H20?
4. Как называется реакция между предельными углеводородами (метан) и хлором?
5. Как называется углеводороды с общей формулой CnH2 n?
6. Как называется частица, имеющая одну свободную химическую связь?
ключевое слово: (ИЗОМЕР).
2. Задание:
Составьте молекулярные формулы по названиям веществ:
этан этен хлорэтан
|
этин СО2
Ответ: С2H6 C2H4 C2H5Cl
|
С2H2 CO2
3. Задание:
Составьте структурные формулы по названию углеводорода:
А) 4- метилпентин - 2
Б) 3- метилгекcен - 2
В) 2 - этил - 4 - метилгексан
Ответить на вопрос к какому классу органических соединений относятся данные углеводороды?
а) CH3 – C = C – CH – CH3 б) CH3 – CH = C – CH2 – CH2 – СH3
| |
CH3 CH3
C2H5
|
в) CH3 – CH – CH2 – CH – CH2 – СH3
|
CH3
2
4. Задание:
Из перечисленных формул выпишите предельные и непредельные углеводороды, дайте им название (устно):
С2Н6; С3H6; С5Н12; С2Н2; С4Н10; С3Н8; С4Н8; С2Н4
этан пропен пентан ацетилен бутан пропан бутен этен
( работа с классом):
- работа по карточкам на местах (4 уч-ся):
- фронтальный опрос
Химический диктант
« Согласен ли ты с утверждением?»
да «+» нет « - »
1. Предельные углеводороды имеют общую формулу СnH2n+2? (+)
2. Вы согласны с утверждением, что полимер является исходным веществом реакции
полимеризации? (-)
3. Молекулярная формула пропана C3H8? (+)
4. Непредельные углеводороды гомологического ряда первого представителя этилена
имеют общую формулу Сn Н2n + 3? (-)
5. Изомеры - это вещества, которые имеют один и гот же качественный и
количественный состав, но отличаются по строению и свойствам? (+)
6. Молекулярная формула ацетилена С2Н4? (-)
7. Теорию химического строения органических веществ создал А.М. Бутлеров? (+)
8. Реакция в которой от молекулы органического вещества отщепляется молекула
водорода называется реакцией замещения? (-)
( химический диктант проверяют сами учащиеся в парах)- ответы диктанта на доске. Карточки проверяют экспертная группа или учащиеся.
- проверка заданий учащихся, которые работали у доски.
Вопрос к классу: Какие реакции характерны для предельных и непредельных углеводородов? Составим химические уравнения реакций на примере составленного превращения на доске.
t, кат
1) С2H4 + H2 С2H6 (присоединения, гидрирование)
to
2) С2H6 + Cl2 C2H5Cl + HCl (замещения)
3) С2H4 C2H2 + H2 (дегидрирование)
4) С2H4 + 3O2 2CO2 + 2H2O (окисление)
3
(одновременно у доски ученик" решает задачу)
Задача: Определите молекулярную формулу органического вещества, если известна массовая доля С – 52,17 %, Н - 13,05 %. О - 34,78. плотность по водороду этого вещества
равна 23.
Ответ: С2ОНб или С2Н5ОН - этиловый спирт
(Сообщаю учащимся, что сданным органическим веществом мы познакомимся на следующем уроке).
Цель урока достигнута, мы с вами повторили и закрепили знания по классам предельных и непредельных углеводородов.
III. Домашнее задание:
П. 31-35
А) стр. 166 №3
Б) стр. 1 60 №5
В) стр. 1 60 №6 (задание творческое).
IV. Закрепление (самостоятельная работа).
на 3: А) Закончите уравнения реакций:
а) СH4 + O2
б) CH4 + Cl2
в) C2H2 + H2
to
г) CH4
на 4: Б) Осуществите превращения:
С4H10 C4H8 C4H6 1,4 – дихлорбутен – 2
на 5: С) С какими из перечисленных веществ взаимодействует пентен – 1.
Составьте уравнения реакций:
а) Na2SO4; б) H2O; в) Cl2; г) H2.
4
II Игра «Третий – не лишний»
Формулы, каких веществ не достает для написания уравнений реакций?
а) б) в)
а) 2C2H2 + 5O2 4CO2 + 2H2O (окисления)
б) C2H4 + Br2 C2H4 Br2 (присоединения)
1,2 – дибромэтан
в) C2H2 + H2 C2H4 (гидрирования)
5
1 | д | е | г | и | д | р | и | р | о | в | а | н | и | я | |||||
2 | п | о | л | и | м | е | р | и | з | а | ц | и | я | ||||||
3 | н | о | н | а | н | ||||||||||||||
4 | з | а | м | е | щ | е | н | и | я | ||||||||||
5 | н | е | п | р | е | д | е | л | ь | н | ы | е | |||||||
6 | р | а | д | и | к | а | л |
6
C2H2
?
(Br2)
C2H2
C2H4
CO2
?
(H2O)
?
(H2)
C2H4
C2H4Br2
O2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающего урока по теме: « Предельные и непредельные углеводороды» 9 класс. ( Программа О.С. Габриелян. Базовый уровень)
Конспект обобщающего урока по теме:« Предельные и непредельные углеводороды»9 класс.( Программа О.С. Габриеляна. Базовый уровень)...
разработка урока-зачета по теме:Предельные и непредельные углеводороды.
Урок -зачет помогает готовиться к экзаменам,облегчает овладение наиболее сложным материалом,способствует у учащихся успешной самостоятельной работе дома перед зачетом и после его проведения...
разработка урока-зачета по теме:Предельные и непредельные углеводороды.
Урок -зачет помогает готовиться к экзаменам,облегчает овладение наиболее сложным материалом,способствует у учащихся успешной самостоятельной работе дома перед зачетом и после его проведения...
Разработка урока-зачета по теме:Предельные и непредельные углеводороды
Урок- зачет помогает готовиться к экзаменам,облегчает овладение сложным материалом,способствует у учащихся успешной самостоятельной работе дома перед зачетом и после его проведения....
ТЕСТЫ по теме: «Предельные и непредельные углеводороды»
ТЕСТЫ по теме: «Предельные и непредельные углеводороды»...
ТЕСТЫ по теме: «Предельные и непредельные углеводороды»
ТЕСТЫ по теме: «Предельные и непредельные углеводороды»...
Проверочные работы по теме "Предельные и непредельные углеводороды"
Проверочная работа предназначена для контроля знаний учащихся по химии в 10 классе. Проверочная работа позволяет объективно оценить знания учащихся по теме....