Урок по теме: ПРЕДЕЛЬНЫЕ И НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Саттарова Ольга Михайловна

Краткое описание.

      Урок по теме «Предельные и непредельные углеводороды» разработан для учащихся 9 классов обучающихся по учебнику «Химия 9 класс» автор О.С. Габриелян.

Цель данного урока обобщить теоретические и практические знания по предельным и непредельным углеводородам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

         «Средняя общеобразовательная школа № 3»  г. Тарко - Сале                      

Урок

по теме:

ПРЕДЕЛЬНЫЕ И НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ.

Саттарова Ольга Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Тарко – Сале Пуровского района,

учитель химии  г. Тарко-Сале, Пуровский район, ЯНАО, Тюменская

УРОК ОБОБЩЕНИЯ по теме:

ПРЕДЕЛЬНЫЕ И НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ.

ЦЕЛЬ: Отработать теоретические и практические навыки, закрепить знания полученные на предыдущих уроках:

     - уметь составлять изомеры и давать название предельным и непредельным

       углеводородам;

     - определять классы органических веществ по формулам;

     - уметь составлять химические уравнения реакций:

     - решать задачи на определение химической формулы органического вещества.

МЕТОДЫ: беседа; индивидуальный опрос (дифференцированный контроль знаний): фронтальный опрос.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: «Проверочные работы по органической химии». Н.П. Гаврусейко, М-1990г; «Мы изучаем химию» А.Л. Тыльдсепп. М-2000; «Библиотека школьника». А.Е. Хасанов, М-1999г.: «Рабочая тетрадь для уч-ся». О.С.Габриелян.

                                                                      1

                                                         Ход урока.

     I.        Организационный момент.

    II.       Проверка и закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

          ( работа у доски 4 уч-ся) (дифференцированный контроль ЗУН уч-ся)

    1. Задание:

Ответить на вопросы кроссворда, ключевым словом является одно из положений теории строения органических веществ А.М. Бутлерова.

Вопросы:

 1. Как называются реакции, в которых от молекулы органического вещества отщепляются молекулы водорода?

2.  Как называется реакция, в которой из исходного вещества - мономера образуется продукт - полимер?

3.  Как называется углеводород с молекулярной формулой C9H20?

4.  Как называется реакция между предельными углеводородами (метан) и хлором?

5.  Как называется углеводороды с общей формулой CnH2 n?

6.  Как называется частица, имеющая одну свободную химическую связь?

                                                                                                    ключевое слово:      (ИЗОМЕР).

2. Задание:

Составьте молекулярные формулы по названиям веществ:

этан    этен     хлорэтан

                  |

                этин     СО2

Ответ:      С2H6  C2H4  C2H5Cl

                                 |

                                С2H2  CO2   

3. Задание:

Составьте структурные формулы по названию углеводорода:

А) 4- метилпентин - 2

Б) 3- метилгекcен - 2

В) 2 - этил - 4 - метилгексан

Ответить на вопрос к какому классу органических соединений относятся данные углеводороды?

а) CH3 – C = C – CH – CH3        б) CH3 – CH = C – CH2 – CH2 – СH3

                             |                                                                                      |

                            CH3                                                                                CH3

                     

               C2H5

                |

в) CH3 – CH  – CH2 – CH – CH2 – СH3

                                      |

                                     CH3

                                                                     2

4. Задание:

Из перечисленных формул выпишите предельные и непредельные углеводороды, дайте им название (устно):

      С2Н6;     С3H6;     С5Н12;     С2Н2;      С4Н10;     С3Н8;      С4Н8;      С2Н4

      этан         пропен     пентан   ацетилен      бутан        пропан      бутен         этен

 ( работа с классом):

    - работа по карточкам на местах (4 уч-ся):

    - фронтальный опрос

 

Химический диктант

« Согласен ли ты с утверждением?»

                                                                     да «+» нет « - »

1.    Предельные углеводороды имеют общую формулу СnH2n+2? (+)

2.    Вы согласны с утверждением, что полимер является исходным веществом реакции    

       полимеризации? (-)

3.    Молекулярная формула пропана C3H8? (+)

4.    Непредельные углеводороды гомологического ряда первого представителя этилена

       имеют общую формулу Сn Н2n + 3? (-)

5.    Изомеры - это вещества, которые имеют один и гот же качественный и    

       количественный состав, но отличаются по строению и свойствам? (+)

 6.   Молекулярная формула ацетилена С2Н4? (-)

 7.   Теорию химического строения органических веществ создал А.М. Бутлеров? (+)

 8.   Реакция в которой от молекулы органического вещества отщепляется молекула

       водорода называется реакцией замещения? (-)

 ( химический диктант проверяют сами учащиеся в парах)- ответы диктанта на доске. Карточки проверяют экспертная группа или учащиеся.

         - проверка заданий учащихся, которые работали у доски.

Вопрос к классу: Какие реакции характерны для предельных и непредельных углеводородов? Составим химические уравнения реакций на примере составленного превращения на доске.

                              t, кат

    1) С2H4   + H2         С2H6       (присоединения, гидрирование)

                                 to

    2) С2H6 + Cl2      C2H5Cl + HCl     (замещения)

 

    3) С2H4      C2H2 + H2       (дегидрирование)

    4) С2H4 + 3O2     2CO2  + 2H2O (окисление)

                                                                     

                                                                   3

(одновременно у доски ученик" решает задачу)

Задача: Определите молекулярную формулу органического вещества, если известна массовая доля С – 52,17 %,  Н - 13,05 %. О - 34,78. плотность по водороду этого вещества

равна 23.

Ответ: С2ОНб или С2Н5ОН - этиловый спирт

(Сообщаю учащимся, что сданным органическим веществом мы познакомимся на следующем уроке).

Цель урока достигнута, мы с вами повторили и закрепили знания по классам предельных и непредельных углеводородов.

III.  Домашнее задание:

      П. 31-35

      А) стр. 166  №3

      Б) стр. 1 60  №5

      В) стр. 1 60  №6 (задание творческое).

IV.  Закрепление  (самостоятельная работа).

 на 3:        А)   Закончите уравнения реакций:

                  а) СH4 + O2

                  б) CH4 + Cl2

                  в) C2H2 + H2

                              to

                  г) CH4 

на 4:         Б)   Осуществите превращения:        

          С4H10  C4H8  C4H6  1,4 – дихлорбутен – 2

на 5:     С)  С какими из перечисленных веществ взаимодействует пентен – 1.              

Составьте уравнения реакций:

 

                    а) Na2SO4;                б) H2O;                 в) Cl2;                 г) H2.

4

II  Игра                                «Третий – не лишний»

Формулы, каких веществ не достает для написания уравнений реакций?

        

        

а)                 б)                в)

а) 2C2H2 + 5O2   4CO2 + 2H2O      (окисления)    

б) C2H4 + Br2  C2H4 Br2                (присоединения)

                           1,2 – дибромэтан

в) C2H2 + H2  C2H4                      (гидрирования)

                                                                     5

1

д

е

г

и

д

р

и

р

о

в

а

н

и

я

2

п

о

л

и

м

е

р

и

з

а

ц

и

я

3

н

о

н

а

н

4

з

а

м

е

щ

е

н

и

я

5

н

е

п

р

е

д

е

л

ь

н

ы

е

6

р

а

д

и

к

а

л

                                                                      6

C2H2

?

(Br2)

C2H2

C2H4

CO2

?

(H2O)

?

(H2)

C2H4

C2H4Br2

O2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего урока по теме: « Предельные и непредельные углеводороды» 9 класс. ( Программа О.С. Габриелян. Базовый уровень)

Конспект обобщающего урока по теме:« Предельные и непредельные углеводороды»9 класс.( Программа О.С. Габриеляна. Базовый уровень)...

разработка урока-зачета по теме:Предельные и непредельные углеводороды.

Урок -зачет помогает готовиться к экзаменам,облегчает овладение наиболее сложным материалом,способствует у учащихся успешной самостоятельной работе дома перед зачетом и после его проведения...

разработка урока-зачета по теме:Предельные и непредельные углеводороды.

Урок -зачет помогает готовиться к экзаменам,облегчает овладение наиболее сложным материалом,способствует у учащихся успешной самостоятельной работе дома перед зачетом и после его проведения...

Разработка урока-зачета по теме:Предельные и непредельные углеводороды

Урок- зачет помогает готовиться к экзаменам,облегчает овладение сложным материалом,способствует у учащихся успешной самостоятельной работе дома перед зачетом и после его проведения....

ТЕСТЫ по теме: «Предельные и непредельные углеводороды»

ТЕСТЫ по теме: «Предельные и непредельные углеводороды»...

ТЕСТЫ по теме: «Предельные и непредельные углеводороды»

ТЕСТЫ по теме: «Предельные и непредельные углеводороды»...

Проверочные работы по теме "Предельные и непредельные углеводороды"

Проверочная работа предназначена для контроля знаний учащихся по химии в 10 классе. Проверочная работа позволяет объективно оценить знания учащихся по теме....