Предмет органической химии
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Гилева Инна Анатольевна

Урок в 9 классе с использованием педагогической технологии критического мышления через чтения и письмо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока и презентация1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Вавилина Инна Анатольевна

 учитель химии СОШ № 13

г.  Нерюнгри,

 Республики Саха (Якутия)

Урок по пед. технологии ТРКМ, 9 класс

Предмет органической химии

Задачи урока:

  1. образовательные: - сформировать понятие о предмете органической химии, рассмотреть особенности органических веществ. Ознакомить ребят с понятием валентности.  Начать формировать навыки составления структурных формул. Раскрыть значение органических веществ.
  2. воспитательные: - продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создания ситуации успеха
  3. - развивающие: -  продолжить развитие учебно-интеллектуальных  умении: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления)

- продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности, развивать критическое мышление.

Медиаобразовательные ЗУН:    

  1. уметь находить требуемую информацию в различных источниках;
  2. уметь аргументировать собственные высказывания;
  3. уметь понимать задания в различных формулировках и контекстах;
  4. уметь вербальную информацию переводить в визуальную знаковую систему  и наоборот;
  5. уметь извлекать из предложенной информации, данные и представлять ее в табличной форме или другой форме;
  6. уметь систематизировать предложенную информацию по заданным признакам;
  7. уметь находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;

Оборудование: органические кислоты жидкие и твердые  (лимонная - С6Н8О7, стеариновая -  С17Н35СООН, олеиновая -  С17Н33СООН, уксусная -  С2Н4О2,  аминоуксусная кислота - NН2СН2СООН), глюкоза -  С6Н12О6,  сахар -  С12Н22О11, сухое горючее уротропин -  С6Н12N4, этиловый спирт (в спиртовке) -  С2Н5ОН, парафиновая свеча и нефть, в состав которых входят вещества с общей формулой -  СхНу, бумага, состоящая из целлюлозы -  (С6Н10О5)n., спички, фарфоровая чашка,  пробирка, держатель,  шаростержневые модели метана, пропана, бутана, изобутана, ацетилена, этилена.

Технология: Технология критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: получение новых знаний.

Ход урока: Этап подготовительной подготовки для работы на уроке:

                    - Сообщение темы урока, цели.

     1 этап: Стадия вызова. Ее  присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме,

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности,

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Используем методический прием «Составление кластера»  

Учитель: Ребята! Напишите на середине страницы слова химические вещества.

Какие ассоциации у вас связаны с этими словами? Напишите примеры  химических веществ в тетради, разметив их вокруг слов,  химические вещества. На эту работу отводится 1-2 мин. Далее учитель оформляет ответы учащихся на доске, поочередно спрашивая всех, чтоб слова  веществ не повторялись:

        Карбид кальция     Жиры        Белки     Крахмал                 Бензол

         Углеводы                 Алмаз        алмаз

         

                             

                                   Серая кислота          Азот            Нитрат цинка          Метан

Учитель: В течение двух лет мы с вами изучали один из разделов химии под названием неорганическая химия.

Перечислите вещества, которые относятся к неорганической химии?

Ученики:   Называют вещества неорганической химии: алмаз, серная кислота, азот, нитрат цинка,  карбид кальция.

Учитель:   Какие вещества мы с вами еще не изучали? Назовите их?

Ученики:  Перечисляют:  белки, жиры, углеводы.

Учитель:  Эти вещества относятся к органическим веществам и изучают их в разделе органической химии. Общая численность органических веществ в настоящее время составляет более 10 млн., причем каждый год их численность увеличивается на 200-300 тыс. новых соединений. При этом общее число неорганических веществ не превышает 700 тыс. Таким образом, число органических соединений превышает в десятки раз число неорганических веществ. Чем обусловлено такое многообразие органических веществ? В чем их особенность? Что общего в составе этих веществ? Почему данные вещества называются органическими?

Ответы на эти вопросы, вы получите, изучая новый для вас раздел науки - органическая химия.

Учитель демонстрирует разнообразные органические вещества: органические кислоты (твердые и жидкие) – лимонная С6Н8О7, стеариновая С17Н35СООН, олеиновая С17Н33СООН, уксусная С2Н4О2, аминоуксусная кислота NН2СН2СООН, глюкоза С6Н12О6,  сахар С12Н22О11, сухое горючее уротропин С6Н12N4, этиловый спирт (в спиртовке) С2Н5ОН, парафиновая свеча и нефть, в состав которых входят вещества с общей формулой СхНу, бумага, состоящая из целлюлозы (С6Н10О5)n.

2 стадия: Осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию,

- осмыслить ее,

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Работа с текстом параграфа — чтение “со стопом” или «лекция со стопом». После каждого фрагмента параграфа идёт обсуждение. Особенность ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.      

1 вопрос: Понятие об органических веществах. Определение органической химии.

Учитель: Ребята, вам необходимо чтобы ответить на вопрос что такое органические вещества и органическая химия поработать с книгой.  Задания учащимся: Прочитайте текст § 31  учебника стр.151 первых пять абзацев.  

     Прочитанный фрагмент текста ученики фиксируют в тетради в составленной таблице, используя прием «Бортовой журнал». Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающегося письма, согласно которому учащиеся во время изучения темы, записывают свои мысли в таблицу:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

     Ответы учащихся после прочтения первого фрагмента параграфа.

1.   Как в древности получали органические вещества?   Почему данные вещества назвали органическими?  Все органические вещества получали исключительно из продуктов жизнедеятельности растительных и животных организмов или в результате их переработки. Отсюда и произошло название «органические вещества».

2.   Что изучает органическая химия? Раздел химии, который изучает эти вещества, стали называть «органической химией».

3.  Какой химический элемент в обязательном порядке входит в состав органических веществ? В состав всех органических веществ входит химический элемент углерод.

4.  Какое еще можно дать определение органической химии?  Органическая химия  - это химия соединений углерода (записать формулировку в тетрадь).

5.  Помимо углерода, какой химический элемент входит в  состав органических веществ? Помимо углерода в состав всех органических веществ входит химический элемент водород. Могут еще входить О, S, N, Гаl и другие элементы  (написать знаки химических элементов на доске)

6.  Какое химическое свойство вы можете предположить для этих веществ? Все органические вещества горят.

Учитель демонстрирует опыты: Горение сухого горючего (уротропина), свечи и спиртовки, обращает внимание на характер пламени (спиртовое пламя бледное, бесцветное, у свечи яркое, светящееся), вносит последовательно в пламя спиртовки, уротропина и свечи фарфоровую чашку (или жесть от консервной банки), показывает, что от пламени свечи образуется копоть (сажа, состоящая из мельчайших частичек угля).

8.  Какие вещества образуются в ходе горения органических веществ? При горении органических веществ образуются углекислый газ и вода.

9.  Как подтвердить, что одним из продуктов горения является  углекислый газ? Пропустить углекислый газ через известковую воду, она помутнеет.

Учитель:  Все органические вещества способны гореть, и все они разлагаются при нагревании без допуска кислорода, обугливаются.

Учитель демонстрирует опыт: обугливание сахара при нагревании (пробирка, держатель, спиртовка). Показывает, что при обугливании сахара образуется уголь.

Учитель: Приведите примеры из жизни, когда происходит разложение органических веществ, т.е их обугливание? Например, что происходит с продуктами, содержащими крахмал, белок?

Ученик: Образуется уголь, если пережарить картошку, оладьи или блины, происходит обугливание крахмала входящего в состав картофеля и муки. Или сильно  подгоревшая корка хлеба, тоже происходит обугливание крахмала входящего в состав муки.  Пережаренные яйца или мясо, содержащие белок тоже образуют уголь.

Учитель: Ребята определите вид химической связи в органических веществах, исходя из их состава (ученики смотрят  на формулы органических веществ написанных на доске)?

Ученик: В органических веществах ковалентная полярная связь.

Учитель: Что произойдет если на раскаленную скороду положить поваренную соль, сахар?

Ученик: Сахар начнет плавиться, а поваренная соль останется без изменений.

Учитель: Как вы думаете, почему вещества поваренная соль и сахар ведут себя по разному при нагревании?

Ученик: Так как данные вещества имеют разное строение кристаллических решеток.

Учитель: Какая кристаллическая решетка у поваренной соли и у сахара?

Ученик: В поваренной соли NaCl ионная кристаллическая решетка, а в сахаре – молекулярная.

Учитель: Чем отличаются вещества  с молекулярной и ионной кристаллическими решетками?

Ученик: Вещества с ионными кристаллическими решетками имеют высокие температуры кипения и плавления, чем вещества с молекулярными решетками.

Учитель: И мы с вами это можем наблюдать при плавлении сахара на раскаленной сковороде.

Учитель: Ребята давайте запишем с вами признаки органических веществ (в бортовом журнале фиксируют  в графе, что нового я узнал из текста).

Ученики: записывают  в тетради.

Признаки органических веществ:

1.  Содержат углерод.

2.  Горят и (или) разлагаются с образованием углеродсодержащих продуктов.

3.  Связь в молекулах органических веществ ковалентные.

4. Кристаллические решетки в молекулах органических веществ молекулярные.

     2 вопрос.  Валентность химических элементов.

Учитель: Напишите формулы следующих веществ и определите степени окисления химических элементов: СН4, С3Н8, С4Н10.

Ученик: С-4Н4+1, С3-8/3Н8+1, С4-10/4Н10+1 (ученик считает устно или составляет  алгебраические уравнения).

Учитель: Ребята, а может быть степени  окисления у химических элементов дробная величина?

Ученик: Степень окисления не может быть дробным значением.

Учитель:  Ребята, в 19 веке не было такого понятия как степень окисления, так как не было еще известно строение атома. Поэтому химики пользовались понятием валентность химических элементов. А что такое валентность? Фридрих Август Кекуле немецкий химик-органик первый высказал идею валентности как о целом числе единиц сродства, которым обладает атом (1857), и установил валентность серы, кислорода и углерода.

     Работаем с таблицей.

Понятие

Соединение понятий

Знак

Валентность

показывает число химических связей, который данный атом соединен с другими атомами в молекуле

Н:Н

Н-Н

валентность водорода I

Н:О:Н

Н-О-Н

валентность водорода I

валентность кислорода II

Н2IОII

Степень окисления

показывает смещение общих электронных пар от элемента к элементу

Н:Н

Н-Н

Н20

Н:О:Н

Н-О-Н

Н2+1О-2

Учитель: Что показывает степень окисления?   Почему степень окисления водорода в молекуле водорода равна нулю? Почему степень окисления водорода в молекуле воды + 1, а  степень окисления кислорода – 2? (ученики отвечают на основании данной таблицы)  

Учитель:     Структурные формулы мы составляем на основе того, что атомы в молекулы соединяются в строгой последовательности, согласно их валентности. Это  и составляет  химическое строение вещества.

     Валентность и степень окисления атомов химических элементов  совпадают в большинстве соединений.

Учитель: Сколько атом углерода имеет неспаренных электронов в стационарном состоянии? (на доске заранее составлены электронные формулы атома углерода в  стационарном и возбужденном  состоянии)

Ученик:  В атоме углерода в стационарном состоянии два неспаренных электрона.

Учитель: Сколько химических связей может образовать атом углерода, имеющего два неспаренных электрона?

Ученик: Атом углерода может образовать две химических связи? Значит, валентность углерода равна двум.

Учитель: Приведите пример вещества из неорганической химии, где атом углерода образует две химических связи?

Ученик: В молекуле угарного газа.

Учитель: Сколько  атом углерода имеет неспаренных электронов в возбужденном состоянии?

Ученик: Атом углерода в возбужденном состоянии имеет четыре неспаренных электрона. Значит, валентность углерода равна четырем.

Учитель: Приведите пример вещества из неорганической химии, где атом углерода образует четыре химических связи?

Ученик: В молекуле углекислого  газа.

Учитель:  Значение валентность записывают римскими буквами в правом верхнем  углу над знаком химического элемента в формуле химического соединения, например  в молекуле, CIIOII, СIVОII2.  В органических веществах углерод четырехвалентный.

Учитель: Сравните понятия «степень окисления» и «валентность», установите между ними сходство и различие?

Ученик:  Отличие: валентность не имеет знака и не может быть нулевой, тогда как степень окисления характеризуется знаком и может иметь значение, равное нулю. Валентность показывает количество связей, которые образует химический элемент в молекуле. Степень окисления характеризует количество принятых или отданных элементом электронов. Сходство: в большинстве соединений значения степени окисления и валентности совпадают.

Учитель: Определите степень окисления углерода в следующих веществах СН4, С2Н4, С2Н2?

Ученик: С-4Н4+1, С2-2Н4+1, С2-1Н2+1  (ученик рассчитывает устно или составляет алгебраические уравнения)

Учитель: А теперь составьте структурные формулы данных веществ на основе того, что атом углерода в органических веществах  четырехвалентный?

Ученик:     Н

                    I

             Н– С – Н,    Н– С = С – Н,      Н – С = С – Н

                    I        I       I

                   Н        Н     Н

Учитель: Какой вывод мы можем  сделать после  выполнения данного задания?      

Ученик: Степень окисления атома углерода  в органических веществах может быть разная.  

Учитель: Определите значение валентности и степени окисления атомов химических элементов в молекулах кислорода О2, бутане С4Н10, дихлорметане СН2Cl2., пероксиде водорода Н2О2.

Ученик:  О2, О=О, валентность кислорода два, степень окисления 0;

С4-10/4Н10+1, валентность углерода четыре, валентность водорода один.

      Н  Н  Н   Н                                                         Н        Н       Н  

       I    I    I   I                                 I          I         I

Н – С-С-С-С- Н                                                  Н - С   -   С -     С - Н

       I    I    I   I                                                           I          I         I

      Н   Н  Н  Н                                                        Н    Н –С – Н Н

структурная формула.                                                       I

                                                                                            Н

                                                                             структурная формула

С 0Н2 +1Cl2. -1,      валентность углерода четыре, хлора один, водорода один.

         Н

          I

  Сl – С – Сl, структурная формула

          I

         Н

Н2 +1О2-1, Н-О-О-Н, валентность кислорода два, водорода один.

Учитель: На примере данного упражнения мы видим, что атомы углерода в органических веществах  могут соединяться между собой с образованием углеродных цепей.

     Продемонстрируем ребятам шаростержневые модели разнообразных молекул, имеющихся в нашем распоряжении. Соберем некоторые из них (бутан, изобутан, ацетилен, этилен, метан, пропан).

   3 стадия: - рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации,

- присвоение нового знания, новой информации учеников,

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

     Большой потенциал имеет прием «Составление кластера» на стадии рефлексии. Это исправление неверных предположений в «предварительном кластере», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками.

Учитель:

  1. Какие вещества называются органическими? В состав органических веществ входит углерод.
  2. Какие из веществ в составленном нами  «кластере» еще относятся к органическим веществам? Может быть, есть вещества, которые мы не назвали в начале урока. Если не назвали, то называем.
  3. Какие органические вещества,  изученные на уроке,  можно еще дописать в составленный нами «кластер»?  Нефть, свеча, пропан, метан, бутан, тихлорметан,  формальдегид, бензол, фенол, этан и т.д. Дописываем в первоначальный составленный «кластер».
  4. Какова валентность углерода в органических соединениях?
  5. Какое есть общее химическое свойство для органических соединений? Многие органические вещества горят, или разлагаются  при нагревании без допуска воздуха.

  6.   Какое значение имеют  органические  вещества  в жизни общества?  Это    продукты питания, одежда, обувь, синтетические материалы, полимеры, энергоносители, лекарственные препараты, синтетические моющие  средства, различные краски, лаки, красители, зубная паста, шампуни и т.д.

 7. Только ли положительное значение имеют органические вещества в жизни общества? Аргументируйте ответ, используя дополнительную литературу, предложенную учителем? Работа в группах по четыре человека.  Перечислите только органические вещества и укажите их вред на окружающую среду? Укажите, с какого источника вы взяли эти факты?  Примеры неорганических веществ  из статей не приводим. Например,  в статье « О сигаретных фильтрах, или как сделать приятное безвредным» журнала «Химия и жизнь» № 12 за 2005 год написано, что в состав   табачного дыма входят 17 различных металлов, а также 10 нитрозаминов, около 40 полициклических ароматических углеводородов и другие органические вещества. Достоверно известно, что большая часть их высоко токсична и канцерогенна – одного формальдегида вполне достаточно, чтобы в эпителии бронхов, легких и печени появились злокачественные новообразования (кстати, экспериментам на крысах, в которых это впервые было показано, больше 25 лет).  В статье с сайта nttp: /www.temadnya.ru/forum/ говорится о том, что нитробензол загрязнил воды Амура и загрязненная вода движется в сторону города  Хабаровска после крупной аварии в Китае.  В статье сайта nttp: /www.temadnya.ru/forum/ говорится о незначительном загрязнение водной поверхности нефтепродуктами, которое произошло в акватории порта города Калининграда,  в результате возникшего пожара в машинном отделении бункеровочной станции-барже.  И т.д.

Домашнее задание: Учебник Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М.:  Дрофа, 2009г. § 31 стр.     упр. 1, 2. Принести с собой пластилин и спички.

Оценки за урок выставляются наиболее активно работавшим на уроке учащимся и по итогам проверки работы

Вывод:  Ребята! Сегодня мы познакомились, что изучает  предмет органической химии. Какие химические вещества называются органическими. Раскрыли  понятие валентности химических элементов. Рассмотрели значение органических веществ и показали с помощью дополнительной литературы отрицательное влияние некоторых веществ на окружающую среду.

Технологическая карта урока «Предмет органической химии» с использованием НИТ

Стадия (фаза)

Функция фазы

Задачи, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Стадия вызова

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). Коммуникационная  (бесконфликтный обмен мнениями).

Вызов уже имеющихся знаний по химическим веществам, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения.

Прием кластера. Составления списка известной информации по ключевым словам

     











Этот прием имеет большой потенциал в стадии рефлексии.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально.

Стадия осмысление

Информационная (получение новой информации по теме).

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик читает (слушает)  текст, используя активные методы чтения: чтение со «стопами», лекция со «стопами», ведет записи в бортовом журнале по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения: чтение со «стопами», лекция со «стопами»; ведение различных записей в бортовом журнале; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросов.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально.

Стадия рефлексии

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания).

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Вернуть учащихся к первоначальным записями. Внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Поиск информации и аргументирование выбранного материала

Использование и заполнения кластера.

Ответы на поставленные вопросы.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально и в группах.

Химические вещества

     Химические вещества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Предмет органической химии. Органические вещества"

понятие органической химии, история возникновения, основные особенности органических веществ....

предмет органической химии. Строение органических веществ

понятие органическая химия, вклад ученых. строение органических веществ...

Презентация к уроку по химии "Предмет органической химии. Органические вещества. Теория химического строения органических веществ"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Цели урока:Образовательные: P { margin-bottom: 0.21cm; } Сформировать представление о составе и строении органических соединений, их отличительных признаках.сформ...

Презентация "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" химия 9 класс

Презентация к уроку химии 9 класса "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" составлена к учебнику О.С.Габриеляна. Презентация содержит эпиграф, проверку эмоционал...

Предмет органической химии. Органические вещества

Предмет органической химии. Органические вещества....

Тест по теме: «Предмет органической химии. Теория строения органических соединений».

Тест №1 по проверке знаний в профильных классах по теме: «Предмет органической химии. Теория строения органических соединений»....