"Общая характеристика азота"
учебно-методический материал по химии (9 класс) по теме
Цели урока. изучить нахождение азота в природе и его свойства, вскрыть причинно-следственные связи “строение–свойства” и “свойства–применение”, изучить влияние азота и некоторых его соединений на окружающую среду и организм человека.
Задачи урока.
Образовательные. Охарактеризовать азот а: атомы азота, простое вещество и азот в составе некоторых соединений. При изучении свойств обратить внимание на окислительно-восстановительные реакции.
Развивающие. Развить логическое мышление учащихся, расширить кругозор.
Воспитательные. Способствовать экологическому воспитанию, аккуратности, умению работать в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Строение и свойство азота | 66.28 КБ |
Приложение к уроку "строение и свойства азота" | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81
Урок химии в 9 классе
Азот, его строение и свойства
Автор Ицкович Т.Я.
учитель химии
МБОУ ООШ №81
г.Краснодар
2013г
“С биологической точки зрения азот
более драгоценен, чем любой из
драгоценных металлов”
В.Л. Омелянский
Цели урока. изучить нахождение азота в природе и его свойства, вскрыть причинно-следственные связи “строение–свойства” и “свойства–применение”, изучить влияние азота и некоторых его соединений на окружающую среду и организм человека.
Задачи урока.
Образовательные. Охарактеризовать азот а: атомы азота, простое вещество и азот в составе некоторых соединений. При изучении свойств обратить внимание на окислительно-восстановительные реакции.
Развивающие. Развить логическое мышление учащихся, расширить кругозор.
Воспитательные. Способствовать экологическому воспитанию, аккуратности, умению работать в группах.
Оборудование. портреты ученых: Д.Резерфорда, А. Лавуазье, Ж. Шаптала, К. Шееле.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Мотивация и целеполагание.
Проблема
Учитель: Наш урок будет посвящен химическому элементу азоту и его соединениям. Запишем число, тему нашего урока и начнем создавать портрет для азота.
3. Этап усвоения новых знаний.
Учитель: Вашему вниманию представлены слайды – портреты ученых : К. Шееле, Д. Резерфорда, А. Лавуазье, Ж. Шаптала. Имена этих ученых связаны с открытием газа азота
В 1772 г. английский ученый Д. Резерфорд обнаружил в своих экспериментах по сжиганию веществ газ, который не поддерживает дыхания и горения.
В 1787 г. А. Лавуазье установил наличие в воздухе газа, не поддерживающего дыхания и горения, и по его предложению этому газу было дано название “азот”, означающий “безжизненный” (от лат. а – нет и зоэ – жизнь).
В 1790 г. Ж. Шапталом было предложено другое латинское название нитрогениум, означающее “рождающий селитру”.
Перейдем к изучению строения и свойств атома азота. Рассмотрим строение атома азота. Какое положение занимает химический элемент азот в периодической системе? Какой физический смысл данных показателей азота?
Ученик: Химический элемент азот располагается в периодической системе во втором периоде, в пятой группе, главной подгруппе, порядковый номер – 7. Поэтому атом азота содержит 2 уровня, всего электронов в атоме находится 7: на первом уровне – 2 электрона, на втором уровне – 5 электронов (определяется по номеру группы). Число не спаренных электронов на последнем уровне – 3 (8-номер группы).
Ученик на доске изображает электронно-графическую формулу атома азота, остальные учащиеся записывают в тетрадь.
Учитель: Сколько неспаренных электронов на последнем уровне и какова степень окисления может быть у азота?
Ученик: Атом азота может принять три электрона. Поэтому атом приобретает степень окисления ,-3.
Учитель: Какое количество электронов может отдать атом азота?
Ученик: Атом азота может отдать от одного до пяти электронов с внешнего уровня.
Учитель: Определим степень окисления азота в соединениях. Учащиеся в тетради записывают соединения, определяя степень окисления азота.
Учитель: Рассмотрим строение молекулы простого вещества – азота. Молекула азота состоит из двух атомов азота. Определите вид химической связи.
Ученик: Так как молекула состоит из двух атомов неметаллов с одинаковой электроотрицательностью, то вид связи – ковалентная неполярная.
Один из учащихся на доске рисует схему образования связи, а остальные учащиеся – в тетради.
Учитель: Рассмотрим физические и химические свойства азота. Азот взаимодействует с металлами и неметаллами при высоких температуре и давлении, только с литием реакции протекают при нормальных условиях.
Учащиеся из учебника записывают физические и химические реакции азота, составляя самостоятельно электронный баланс.
Учитель: Азот — одно из самых распространенных веществ в биосфере, узкой оболочке Земли, где поддерживается жизнь. Так, почти 80% воздуха, которым мы дышим, состоит из этого элемента. Основная часть атмосферного азота находится в свободной форме, при которой два атома азота соединены вместе, образуя молекулу азота — N2. Из-за того, что связи между двумя атомами очень прочные, живые организмы не способны напрямую использовать молекулярный азот — его сначала необходимо перевести в “связанное” состояние. В процессе связывания молекулы азота расщепляются, давая возможность отдельным атомам азота участвовать в химических реакциях с другими атомами, например с кислородом, и таким образом, мешая им вновь объединиться в молекулу азота. Связь между атомами азота и другими атомами достаточно слабая, что позволяет живым организмам усваивать атомы азота. Поэтому связывание азота — чрезвычайно важная часть жизненных процессов на нашей планете.
Круговорот азота представляет собой ряд замкнутых взаимосвязанных путей, по которым азот циркулирует в земной биосфере. Рассмотрим сначала процесс разложения органических веществ в почве. Различные микроорганизмы извлекают азот из разлагающихся материалов и переводят его в молекулы, необходимые им для обмена веществ. При этом оставшийся азот высвобождается в виде аммиака (NH3) или ионов аммония (NH4+). Затем другие микроорганизмы связывают этот азот, переводя его обычно в форму нитратов (NO3–). Поступая в растения, этот азот участвует в образовании аминокислот и белков. После гибели организма азот возвращается в почву, и цикл начинается снова. Во время этого цикла возможны как потери азота — когда он включается в состав отложений или высвобождается в процессе жизнедеятельности некоторых бактерий (так называемых денитрифицирующих бактерий), — так и компенсация этих потерь за счет извержения вулканов и других видов геологической активности.
4. Закрепление нового материала.
Учитель ответьте на следующие вопросы.
- Где содержатся основные запасы азота Земли? В каком виде присутствует азот в организмах растений и животных?
- Принимают ли участие в процессе круговорота азота какие-либо организмы кроме растений и животных? .
- Покидает ли азот когда-нибудь растительные и животные организмы?
- Как человеческая деятельность влияет на состав атмосферы?
- Какие соединения азота присутствуют в почве? В воздухе? Как они влияют на экологические условия?
- Составьте общую схему круговорота азота в природе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План. Проблема. Историческая справка. Химический элемент. Простое вещество. Химические свойства. Применение. Круговорот азота.
Проблема. «Безжизненный» Элемент жизни
Историческая справка . В 1772 году выделен из воздуха Даниэлем Резерфордом. Не поддерживал горение, дыхание. В 1787 году А. Лавуазье назвал элемент. «Азоое» - безжизненный. «Нитрогениум» - рождающий селитру.
Жан Антуан Шаптал « Нитрогениум» - рождающий селитру
Карл-Вильгельм Шееле
Положение азота в Периодической системе
Химический элемент. Природные изотопы: 14N(99 ,6%) 15N(0 ,04%) Входит в состав: NaNO3 натриевой(чилийской) селитры, Белков и других органических веществ.
Строение атома азота . + 7 2 5 1s 2 2s 2 2p 3 Краткая электронная запись - Степени окисления -3, 0, +1,+2,+3,+4,+5
Задание Определим степень окисления азота в соединениях. NH 3 , N 2 O 5 , Mg 2 N 3 , NO, HNO 3 , HNO 2 , N 2
Простое вещество . Азот -газ, без цвета, без запаха, легче воздуха, плохо растворим в воде. t( с.)=-195,8; t( зам.)=-210. Входит в состав воздуха. N2(78%)
Химические свойства азота Для разрыва связи N ≡ N требуется большое количество энергии, поэтому азот малоактивен Азот – окислитель (при взаимодействии с металлами и 6Li + N 2 = 2Li 3 N 3Mg + N 2 = Mg 3 N 2 3 H 2 + N 2 = 2NH 3 водородом) Азот – восстановитель (при взаимодействии с кислородом N 2 + O 2 = 2NO – 289 , 9 кДж
Круговорот азота.
Применение. Для охлаждения. Для создания инертной среды. Получение удобрений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Общая характеристика неметаллов V группы. Строение атомов азота и фосфора". Химия. 9 класс..
Урок изучения нового материала по теме "Неметаллы главных подгрупп V и IV групп ПСХЭ по Тверской программе по химии. Урок дан в рамках ИКТ как урок-презентация....
Урок химии в 9 классе. Тема:Характеристика азота как химического элемента и простого вещества.
Конспект урока химии в 9 классе (с презентацией) к учебнику Габриеляна О.С. Данный уроу разработан на основе методики исследовательской деятельности. Учащиеся проводят теоретическое исследование, позв...
7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 2 "Общая характеристика природных явлений"
Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе «"Общая характеристика природных явлений"» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...
7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 3 "Общая характеристика природных явлений"
Данная публикация иллюстрирует третий урок ОБЖ в 7 классе «Опасные и ЧС. Общие понятия и определения» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов ...
Презентация "США. Общая характеристика. Практическая работа: "Характеристика экономического района США" 10 класс
Презентация предназначена для обеспечения наглядности и организации деятельности обучающихся на 2-х уроках географии в 10 классе по изучению США. На первом уроке после общей характеристики страны...
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химические свойства азота"
Приведена технологическая карта урока химии в 9 классе по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. на тему "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химически...
Общая характеристика элеметнов подгруппы азота.Азот. Свойства простого вещества.
Предложенный материал позволит организовать на уроке групповую самостоятельную работу учащихся с планом-конспектом и с учебной литературой....