"Общая характеристика азота"
учебно-методический материал по химии (9 класс) по теме

Ицкович Татьяна Яковлевна

Цели урока.   изучить нахождение азота в природе и его свойства, вскрыть причинно-следственные связи “строение–свойства” и “свойства–применение”, изучить влияние азота и некоторых его соединений на окружающую среду и организм человека.

Задачи урока.

Образовательные. Охарактеризовать азот  а: атомы азота, простое вещество и азот в составе некоторых соединений. При изучении свойств обратить внимание на окислительно-восстановительные реакции.

Развивающие. Развить логическое мышление учащихся, расширить кругозор.

Воспитательные. Способствовать экологическому воспитанию, аккуратности, умению работать в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕИНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81

Урок  химии в  9 классе

Азот, его строение и свойства

                               

 Автор Ицкович Т.Я.  

учитель  химии

МБОУ ООШ №81

г.Краснодар

2013г

“С биологической точки зрения азот
более драгоценен, чем любой из
драгоценных металлов”

В.Л. Омелянский

Цели урока.   изучить нахождение азота в природе и его свойства, вскрыть причинно-следственные связи “строение–свойства” и “свойства–применение”, изучить влияние азота и некоторых его соединений на окружающую среду и организм человека.

Задачи урока.

Образовательные. Охарактеризовать азот  а: атомы азота, простое вещество и азот в составе некоторых соединений. При изучении свойств обратить внимание на окислительно-восстановительные реакции.

Развивающие. Развить логическое мышление учащихся, расширить кругозор.

Воспитательные. Способствовать экологическому воспитанию, аккуратности, умению работать в группах.

Оборудование.  портреты ученых: Д.Резерфорда, А. Лавуазье, Ж. Шаптала, К. Шееле.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Мотивация и целеполагание.

 Проблема  

Учитель: Наш урок будет посвящен химическому элементу азоту и его соединениям. Запишем число, тему нашего урока и начнем создавать портрет для азота.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Вашему вниманию представлены слайды – портреты ученых  :  К. Шееле, Д. Резерфорда, А. Лавуазье, Ж. Шаптала. Имена этих ученых связаны с открытием газа азота

В 1772 г. английский ученый Д. Резерфорд   обнаружил  в своих экспериментах по сжиганию веществ газ, который не поддерживает дыхания и горения.

В 1787 г. А. Лавуазье установил наличие в воздухе газа, не поддерживающего дыхания и горения, и по его предложению этому газу было дано название “азот”, означающий “безжизненный” (от лат. а – нет и зоэ – жизнь).

В 1790 г. Ж. Шапталом было предложено другое латинское название нитрогениум, означающее “рождающий селитру”.

Перейдем к изучению строения и свойств атома азота. Рассмотрим строение атома азота. Какое положение занимает химический элемент азот в периодической системе? Какой физический смысл данных показателей азота?

Ученик: Химический элемент азот располагается в периодической системе во втором периоде, в пятой группе, главной подгруппе, порядковый номер – 7. Поэтому атом азота содержит 2 уровня, всего электронов в атоме находится 7: на первом уровне – 2 электрона, на втором уровне – 5 электронов (определяется по номеру группы). Число не спаренных электронов на последнем уровне – 3 (8-номер группы).       

Ученик на доске изображает электронно-графическую формулу атома азота, остальные учащиеся записывают в тетрадь.      

Учитель: Сколько неспаренных электронов на последнем уровне и какова степень окисления может быть у азота?

 Ученик: Атом азота может принять   три электрона. Поэтому атом приобретает степень окисления  ,-3.

 Учитель: Какое количество электронов может отдать атом азота?

Ученик: Атом азота может отдать от одного до пяти электронов с внешнего уровня.

Учитель: Определим степень окисления азота в соединениях.       Учащиеся в тетради записывают соединения, определяя степень окисления азота.

Учитель:   Рассмотрим строение молекулы простого вещества – азота. Молекула азота состоит из двух атомов азота. Определите вид химической связи.      

Ученик: Так как молекула состоит из двух атомов неметаллов с одинаковой электроотрицательностью, то вид связи – ковалентная неполярная.

Один из учащихся на доске рисует схему образования связи, а остальные учащиеся – в тетради.

 Учитель: Рассмотрим физические и химические свойства азота. Азот взаимодействует с металлами и неметаллами при высоких температуре и давлении, только с литием реакции протекают при нормальных условиях.      

Учащиеся из учебника записывают физические и химические реакции азота, составляя самостоятельно электронный баланс.

Учитель:   Азот — одно из самых распространенных веществ в биосфере, узкой оболочке Земли, где поддерживается жизнь. Так, почти 80% воздуха, которым мы дышим, состоит из этого элемента. Основная часть атмосферного азота находится в свободной форме, при которой два атома азота соединены вместе, образуя молекулу азота — N2. Из-за того, что связи между двумя атомами очень прочные, живые организмы не способны напрямую использовать молекулярный азот — его сначала необходимо перевести в “связанное” состояние. В процессе связывания молекулы азота расщепляются, давая возможность отдельным атомам азота участвовать в химических реакциях с другими атомами, например с кислородом, и таким образом, мешая им вновь объединиться в молекулу азота. Связь между атомами азота и другими атомами достаточно слабая, что позволяет живым организмам усваивать атомы азота. Поэтому связывание азота — чрезвычайно важная часть жизненных процессов на нашей планете.

Круговорот азота   представляет собой ряд замкнутых взаимосвязанных путей, по которым азот циркулирует в земной биосфере. Рассмотрим сначала процесс разложения органических веществ в почве. Различные микроорганизмы извлекают азот из разлагающихся материалов и переводят его в молекулы, необходимые им для обмена веществ. При этом оставшийся азот высвобождается в виде аммиака (NH3) или ионов аммония (NH4+). Затем другие микроорганизмы связывают этот азот, переводя его обычно в форму нитратов (NO3). Поступая в растения, этот азот участвует в образовании аминокислот и белков. После гибели организма азот возвращается в почву, и цикл начинается снова. Во время этого цикла возможны как потери азота — когда он включается в состав отложений или высвобождается в процессе жизнедеятельности некоторых бактерий (так называемых денитрифицирующих бактерий), — так и компенсация этих потерь за счет извержения вулканов и других видов геологической активности.

 4. Закрепление нового материала.

Учитель ответьте на следующие вопросы.

  1. Где содержатся основные запасы азота Земли? В каком виде присутствует азот в организмах растений и животных?
  2. Принимают ли участие в процессе круговорота азота какие-либо организмы кроме растений и животных?  .
  3. Покидает ли азот когда-нибудь растительные и животные организмы?  
  4. Как человеческая деятельность влияет на состав атмосферы?  
  5.   Какие соединения азота присутствуют в почве? В воздухе? Как они влияют на экологические условия?
  6. Составьте общую схему круговорота азота в природе

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель химии МБОУ ООШ№81 г.Краснодар Ицкович Т.Я. N 2

Слайд 2

План. Проблема. Историческая справка. Химический элемент. Простое вещество. Химические свойства. Применение. Круговорот азота.

Слайд 3

Проблема. «Безжизненный» Элемент жизни

Слайд 4

Историческая справка . В 1772 году выделен из воздуха Даниэлем Резерфордом. Не поддерживал горение, дыхание. В 1787 году А. Лавуазье назвал элемент. «Азоое» - безжизненный. «Нитрогениум» - рождающий селитру.

Слайд 5

Жан Антуан Шаптал « Нитрогениум» - рождающий селитру

Слайд 6

Карл-Вильгельм Шееле

Слайд 7

Положение азота в Периодической системе

Слайд 8

Химический элемент. Природные изотопы: 14N(99 ,6%) 15N(0 ,04%) Входит в состав: NaNO3 натриевой(чилийской) селитры, Белков и других органических веществ.

Слайд 9

Строение атома азота . + 7 2 5 1s 2 2s 2 2p 3 Краткая электронная запись - Степени окисления -3, 0, +1,+2,+3,+4,+5

Слайд 10

Задание Определим степень окисления азота в соединениях. NH 3 , N 2 O 5 , Mg 2 N 3 , NO, HNO 3 , HNO 2 , N 2

Слайд 11

Простое вещество . Азот -газ, без цвета, без запаха, легче воздуха, плохо растворим в воде. t( с.)=-195,8; t( зам.)=-210. Входит в состав воздуха. N2(78%)

Слайд 12

Химические свойства азота Для разрыва связи N ≡ N требуется большое количество энергии, поэтому азот малоактивен Азот – окислитель (при взаимодействии с металлами и 6Li + N 2 = 2Li 3 N 3Mg + N 2 = Mg 3 N 2 3 H 2 + N 2 = 2NH 3 водородом) Азот – восстановитель (при взаимодействии с кислородом N 2 + O 2 = 2NO – 289 , 9 кДж

Слайд 13

Круговорот азота.

Слайд 14

Применение. Для охлаждения. Для создания инертной среды. Получение удобрений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Общая характеристика неметаллов V группы. Строение атомов азота и фосфора". Химия. 9 класс..

Урок изучения нового материала по теме "Неметаллы главных подгрупп V и IV групп ПСХЭ по Тверской программе по химии. Урок дан в рамках ИКТ как урок-презентация....

Урок химии в 9 классе. Тема:Характеристика азота как химического элемента и простого вещества.

Конспект урока химии в 9 классе (с презентацией) к учебнику Габриеляна О.С. Данный уроу разработан на основе методики исследовательской деятельности. Учащиеся проводят теоретическое исследование, позв...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 2 "Общая характеристика природных явлений"

Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе  «"Общая характеристика природных явлений"» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 3 "Общая характеристика природных явлений"

Данная публикация иллюстрирует третий урок ОБЖ в 7 классе  «Опасные и ЧС. Общие понятия и определения» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов ...

Презентация "США. Общая характеристика. Практическая работа: "Характеристика экономического района США" 10 класс

Презентация предназначена для обеспечения наглядности и организации деятельности обучающихся на 2-х уроках географии в 10 классе по изучению США. На первом уроке после общей характеристики страны...

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химические свойства азота"

Приведена технологическая карта урока химии в 9 классе  по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. на тему  "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химически...

Общая характеристика элеметнов подгруппы азота.Азот. Свойства простого вещества.

Предложенный материал позволит организовать на уроке групповую самостоятельную работу учащихся с планом-конспектом и с учебной литературой....