Идентификация органических соединений
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Представленный урок разработан на основе проектной деятельности учащихся, которая позволяет не только повторить и закрепить знания, но и создать учебное пособие в виде слайдовой презентации, включающей информацию о качественных реакциях органических веществ, уравнения реакций, видеофрагменты, ссылки на ресурсы Internet, содержащие тренировочные задания по данной теме. Пособие учащиеся смогут использовать при повторении органической химии в 11 классе и при подготовке к ЕГЭ.
Тип урока: обобщающий
Продолжительность: 90 минут (если этап поиска и обработки информации осуществлять не в рамках урока, а предложить учащимся в качестве предварительной подготовки, продолжительность занятия можно сократить до 45 минут).
Цель урока: создать условия для повторения и углубления знаний и практических навыков учащихся по распознаванию органических веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
identifikaciya_organicheskih_soedineniy.docx | 49.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 389 «Центр экологического образования»
Кировского района Санкт-Петербурга
ул. Кронштадтская, д.7, т. 783-51-12
Конкурс - фестиваль
«Лучшие уроки педагогов Кировского района»
Номинация
«Лучший урок естественнонаучного цикла»
Методическая разработка урока химии
«Идентификация органических соединений»
(программа О.С. Габриеляна, 10 класс, профильный уровень)
Автор:
Власова Жанна Евгеньевна,
учитель химии ГБОУ лицея № 389 «ЦЭО»
т. 8-921- 975-31-03
Санкт-Петербург
2012
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Представленный урок разработан на основе проектной деятельности учащихся, которая позволяет не только повторить и закрепить знания, но и создать учебное пособие в виде слайдовой презентации, включающей информацию о качественных реакциях органических веществ, уравнения реакций, видеофрагменты, ссылки на ресурсы Internet, содержащие тренировочные задания по данной теме. Пособие учащиеся смогут использовать при повторении органической химии в 11 классе и при подготовке к ЕГЭ.
Тип урока: обобщающий
Продолжительность: 90 минут (если этап поиска и обработки информации осуществлять не в рамках урока, а предложить учащимся в качестве предварительной подготовки, продолжительность занятия можно сократить до 45 минут).
Цель урока: создать условия для повторения и углубления знаний и практических навыков учащихся по распознаванию органических веществ.
Задачи:
- образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о качественных реакциях;
- развивающие: развивать познавательную активность, самостоятельность учащихся, навыки работы с современными средствами информатизации, умения работать в группе;
- воспитательные: способствовать формированию интеллектуальной и исследовательской культуры учащихся, интереса к знаниям, умениям; развитию навыков сотрудничества.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний учащихся
- Работа над проектом:
- формирование групп;
- изучение инструктивных карт;
- поиск и обработка информации;
- защита проекта;
- Первичная проверка усвоения материала
- Экскурсия в виртуальную лабораторию (работа с ЭОР)
- Решение экспериментальных задач
- Контроль знаний
- Подведение итогов
- Домашнее задание
Используемые технологии: проблемное обучение, метод проектов, обучение в сотрудничестве, ИКТ.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Виды деятельности учащихся:
- ответы на теоретические вопросы;
- выполнение тестовых заданий;
- составление уравнений реакций;
- работа с ЭОР;
- выполнение лабораторных опытов;
- создание презентации;
- решение экспериментальных задач;
- само- и взаимопроверка
Ожидаемый результат: каждый ученик должен знать качественные реакции органических веществ, уметь записывать уравнения этих реакций, решать экспериментальные задачи по распознаванию различных веществ, адекватно оценивать свои знания, рефлексировать свою деятельность.
Оборудование: компьютер (с выходом в Internet), проектор, экран, ноутбук, учебник, инструктивные карты, инструкции для проведения опытов, карточки с экспериментальными задачами, тестовые задания, штатив с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка.
Реактивы: крахмал, молоко, спиртовой раствор йода, медная проволока, оксид меди (II), водные растворы хлорида железа (III), сульфата меди (II), гидроксида натрия, карбоната натрия, нитрата серебра, аммиака, перманганата калия, уксусной и муравьиной кислот, фенола, формалина, глюкозы, бромная вода, глицерин, этиленгликоль, растительное масло, универсальный индикатор.
Литература:
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений с углубленным изучением химии. – М.: Просвещение.
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2004.
- Г.И. Штемплер. Химия на досуге. Домашняя лаборатория. – М., 1996.
Приложение 1
Инструктивные карты
Группа № 1
Цель: изучить качественные реакции на непредельные соединения
- Ответьте на вопросы (устно):
- Какие соединения называют непредельными?
- Назовите классы углеводородов, содержащих кратные связи.
- Каковы качественные реакции на наличие кратной связи? Каков визуальный эффект этих реакций?
- Запишите уравнения качественных реакций на алкены (на примере этена) и на алкины (на примере этина). Можно ли с помощью этих реакций отличить алкен от алкина?
- Проделайте лабораторные опыты:
- Налейте в пробирки по 2 мл уксусной и олеиновой кислоты. В каждую пробирку добавьте немного бромной воды. Объясните полученный результат.
- Налейте в пробирки по 2 мл подсолнечного и машинного масла. К содержимому каждой пробирки добавьте несколько капель раствора перманганата калия. Объясните полученный результат.
- Подготовьте устное выступление и демонстрационный эксперимент по изученному материалу.
Группа № 2
Цель: изучить качественные реакции на одноатомные и многоатомные спирты
- Ответьте на вопросы (устно):
- Какая функциональная группа обусловливает характерные химические свойства спиртов?
- Чем отличаются одноатомные и многоатомные спирты?
- Каковы качественные реакции на одноатомные и многоатомные спирты? Каков визуальный эффект этих реакций?
- Запишите уравнения качественных реакций на одноатомные спирты (на примере этилового спирта) и на многоатомные спирты (на примере этиленгликоля или глицерина) и передайте их Web-дизайнерам.
- Проделайте лабораторные опыты:
- Налейте в пробирку 1 мл этанола. Возьмите медную спираль, прокалите в пламени спиртовки до образования черного налета оксида меди (II) и погрузите ее в этанол. Почему спираль становится блестящей?
- В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте немного раствора сульфата меди (II) до выпадения осадка. К осадку прилейте глицерин и взболтайте. Отметьте превращение голубого осадка в раствор темно-синего цвета.
- Подготовьте устное выступление и демонстрационный эксперимент по изученному материалу.
Группа № 3
Цель: изучить качественные реакции на альдегиды
- Ответьте на вопросы (устно):
- Какая функциональная группа обусловливает характерные химические свойства альдегидов?
- С помощью каких реакций можно отличить альдегиды от других органических веществ? Каков визуальный эффект этих реакций?
- Что образуется при окислении альдегидов?
- Запишите уравнения качественных реакций на альдегиды (на примере метаналя или этаналя) и передайте их Web-дизайнерам.
- Проделайте лабораторные опыты:
- В чистую пробирку налейте 2 мл раствора нитрата серебра и к нему добавьте по каплям разбавленный раствор аммиака до растворения появившегося в начале осадка. К полученному раствору добавьте несколько капель раствора метаналя. Пробирку закрепите в держателе и аккуратно нагрейте.
- В пробирку налейте 1 мл раствора метаналя и добавьте по 1 мл раствора сульфата меди (II) и раствора гидроксида натрия. Полученную смесь нагрейте. Почему появляется желтый, а затем красный осадок?
- Подготовьте устное выступление и демонстрационный эксперимент по изученному материалу.
Группа № 4
Цель: изучить качественные реакции карбоновых кислот
- Ответьте на вопросы (устно):
- Какие свойства уксусной кислоты сходны со свойствами минеральных (неорганических кислот)?
- Какие вещества образуются при взаимодействии уксусной кислоты со спиртами?
- Почему для муравьиной кислоты характерна реакция «серебряно зеркала», а другие карбоновые кислоты не обладают таким свойством?
- Запишите уравнения реакций, протекающих между: а) уксусной кислотой и гидроксидом натрия; б) муравьиной кислотой и аммиачным раствором оксида серебра.
- Проделайте лабораторные опыты:
- Налейте в пробирку 1мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. При добавлении уксусной кислоты происходит обесцвечивание.
- В чистую пробирку налейте 2 мл раствора нитрата серебра и к нему добавьте по каплям разбавленный раствор аммиака до растворения появившегося осадка. К полученному раствору добавьте несколько капель муравьиной кислоты. Пробирку закрепите в держателе и аккуратно нагрейте.
- Подготовьте устное выступление и демонстрационный эксперимент по изученному материалу.
Интернет-серферы
Цель: используя ресурсы Интернет, собрать коллекцию видеоопытов для изучения качественных реакций
- Найдите и скачайте в Интернете видеофрагменты качественных реакций на:
- Непредельные углеводороды
- Многоатомные спирты
- Альдегиды
- Карбоновые кислоты (муравьиную и уксусную)
- Углеводы (глюкозу и крахмал)
- Белки
- Передайте их Web-дизайнерам.
- Подготовьте выступление о цветных реакциях на белки
Web-дизайнеры
Цель: составить презентацию из материалов, собранных остальными группами учащихся
- Создайте заготовки слайдов для слайд-лекции, выберите фон, создайте титульный лист.
- Укажите названия слайдов:
- Качественные реакции на непредельные углеводороды
- Качественные реакции на многоатомные спирты
- Качественные реакции на альдегиды
- Качественные реакции на белки и т.д.
- Соберите в рабочих группах информацию для слайдов и создайте презентацию.
- Сопровождайте защиту проекта соответствующими слайдами.
Приложение 2
Найдите соответствия:
1. Наличие альдегидной группы в молекуле HCOH можно доказать с помощью реактивов: | А) Гидроксид меди (II) |
2. Наличие карбоксильной группы в молекуле CH3COOH можно доказать реакцией с: | Б) Аммиачный раствор оксида серебра |
3. Двойственные функции муравьиной кислоты проявляются при взаимодействии с: | В) Бромная вода |
4. Для качественного определения уксусной кислоты применяют: | Г) Раствор перманганата калия |
5. Для определения непредельных углеводородов используют: | Д) Раствор хлорида железа (III) |
6. Для определения фенола используют: | Е) Индикаторы |
7. Для определения крахмала применяют: | Ж) Концентрированная азотная кислота |
8. Для качественного определения многоатомных спиртов применяют: | З) Раствор йода |
9. Для качественного определения глюкозы применяют: | И) Специфический запах |
10. Для определения белка применяют: | К) Растворы неорганических кислот |
Ответ оформите в виде таблицы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Приложение 3
Вариант 1
- Пентен можно отличить от пентана с помощью любого из реактивов:
- раствор перманганата калия и гидроксид меди (II)
- оксид серебра и гидроксид меди (II)
- бромная вода и оксид меди (II)
- бромная вода и раствор перманганата калия
- При добавлении к некоторому органическому веществу свежеосажденного гидроксида меди (II) и нагревании образовался красный осадок. Это органическое вещество:
- фенол
- формальдегид
- этилен
- уксусная кислота
- Реакция «серебряного зеркала» не характерна для:
- фруктозы
- этаналя
- глюкозы
- формальдегида
- Реактивом на глицерин является:
- бромная вода
- хлороводород
- аммиачный раствор Ag2О
- гидроксид меди (II) (свежеприготовленный)
- Муравьиную кислоту можно отличить от уксусной кислоты с помощью:
- индикатора
- раствора NaOH
- раствора [Ag (NH3)2]OH
- раствора K2CO3
Вариант 2
- При добавлении к некоторому органическому веществу свежеосажденного гидроксида меди (II) и нагревании образуется красный осадок. Это органическое вещество:
- диэтиловый эфир
- альдегид
- многоатомный спирт
- уксусная кислота
- Наличие альдегидной группы в органическом веществе можно установить с помощью:
- бромной воды
- лакмуса
- аммиачного раствора Ag2O
- гидроксида натрия
- При добавлении к некоторому органическому веществу свежеосажденного гидроксида меди (II) в присутствии щелочи образовался раствор ярко-синего цвета.
Это органическое вещество:
- этанол
- фенол
- глицерин
- анилин
- Раствор перманганата калия можно использовать для обнаружения:
- бензола
- циклопентана
- бутана
- пропена
- Бутан можно отличить от бутена с помощью любого из реактивов:
- оксид серебра и гидроксид меди (II)
- бромная вода и оксид меди (II)
- раствор перманганата калия и гидроксид меди (II)
- бромная вода и раствор перманганата калия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Идентификация органических веществ - компьютерное моделирование химического эксперимента
Компьютерное моделирование химического эксперимента, бинарный урок с использованием информационных технологий....
Идентификация органических соединений.
Практическая работа 10, 11 класс....
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...
Урок - исследование по теме "Идентификация органических и неорганических веществ" с использованиием системно-деятельностного подхода в обучении
Для определения присутствия веществ, анионов, катионов используются различные химические реакции. Эти реакции широко используются при проведении качественного анализа, целью которого является оп...
Практическая работа №1 "Идентификация органических соединений"
Практическая работа №1 "Идентификация органических соединений" может быть использована для выполнения обучающимися в условиях дистанционного обучения....
10 класс. Практическая работа№1 по теме: "Идентификация органических соединений"
10 класс. Практическая работа№1 по теме: "Идентификация органических соединений" по программе О.С. Габриелян...
11 класс. Практическая работа№2 по теме: "Идентификация органических соединений"
11 класс. Практическая работа№2 по теме: "Идентификация органических соединений" по программе О.С. Габриелян...