Доклад с опорными конспектами
план-конспект урока по химии на тему

Шишкина Галина Михайловна

В докладе приводятся теоретические сведения о технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, дается обоснование использования данной методики при изучении химии. Практическое применение педагогической технологии рассматривается на конкретных авторских опорных конспектах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tehnologiya_v.f._shatalova.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

 

Уважаемые коллеги, разрешите представить доклад  на тему «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала». Эпиграфом к докладу служат слова Ушинского:

"… Педагог, желающий что-нибудь прочно

запечатлеть в детской памяти,

должен позаботиться о том,

чтобы как можно больше органов чувств

приняли участие в запоминании"

 

К. Д. Ушинский

Для школьников изучение химии сводится к запоминанию огромного количества фактов. Большой объем информации заставляет искать пути повышения производительности и рациональности учебного труда. Известно, что около 90 % всех сведений человек получает с помощью зрения. Зрительное внимание развито лучше, чем слуховое. В связи с этим, возникла необходимость составления и написания опорных конспектов, которые представляют собой модель изучаемого материала, изложенного с помощью сигналов: отдельных слов, различных обозначений, рисунков, таблиц, схем, знаков, символов. Это развернутая наглядная конструкция. Автором данной педагогической технологии является учитель физики и математики Виктор Фёдорович Шаталов из г. Донецка. Следует отметить, что опорный конспект в понимании автора – это не исчерпывающее отображение всего учебного материала.

Главная задача технологии – помочь ученикам лучше усваивать учебный материал, хранить его в памяти, воспроизводить, а также содействовать развитию логического и творческого мышления.  

Каждый опорный конспект – это лист-схема, состоящий из блоков, имеющих смысловые связи, и содержащий материал 1-4 и более уроков в черно-белом изображении. Опорные конспекты выполнены аккуратно и четко, чтобы их смысл и изображение были понятны. На них имеются линии для разрезания или сгибания, что может быть удобным в учебном процессе. Отдельные детали конспекта раскрашиваются цветным карандашом в соответствии с методическими рекомендациями учителя.

В работе используются 2 типа опорных конспектов: когда учебный материал шифруется в опорный конспект и когда производится дешифровка опорного конспекта.

Опорные конспекты по химии выдаются каждому ребенку и используются им при различных видах учебной деятельности:

  1. При изучении нового материала
  2. При закреплении изложенного материала
  3. При выполнении  различных задач, упражнений, цепочек превращений и т.д.
  4. При выполнении практических и лабораторных работ и их оформлении
  5. При подготовке домашних заданий
  6. При подготовке к самостоятельным и контрольным работам
  7. При подготовке к ГИА и ЕГЭ

Опорные конспекты оригинальны, составлены Шишкиной Г.М. и систематически используются в работе в 8-11 классах.

Доклад окончен. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в обучении математики опорных конспектов

Из личного опыта использования метода В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты"...

Опорные конспекты к урокам химии в 8 классе.

В настоящее время очень много различного методического и дидактического материала по химии. Многие авторы создали тетради на печатной основе, которыми можно пользоваться на уроках и дома. Но в условия...

Технология проблемного обучения на основе опорных конспектов на уроках истории.

Создание технологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на е...

Опорные конспекты к тезисам доклада

Опорные конспекты к тезисам доклада...

Опорный конспект 2-й к тезисам доклада

Опорный конспект 2-й к тезисам доклада...

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...

Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)

Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....