Химический коктейль
методическая разработка по химии по теме
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskiy_kokteyl_.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ХИМИИ «ХИМИЧЕСКИЙ КОКТЕЙЛЬ»
для сборных команд 8-11 классов
Цели: 1. Повысить интерес учащихся к химии
2. Расширить знания учащихся, развить их кругозор
3. Показать возможности практического использования химических знаний и навыков
4. Продолжить формирования умений и навыков учащихся при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием
Оборудование: набор реактивов и посуды для проведения опытов, мультимедийный проектор, учебное электронное издание «Химия (8-11 класс).
Подготовка вечера.
- Формируются 2-3 команды по 6 человек из учащихся 8-11 классов. Команда придумывает название, девиз, эмблему, выбирает капитана, а также готовит по 5 вопросов для команды – соперника на «Разминку» и подбирает опыты для «Экспериментального» конкурса.
- Жюри формируется из учителей школы и учащихся 11 класса.
Вступление. Сегодня мы завершаем неделю химии. На протяжении семи дней участниками состязаний становились учащиеся 8-11 классов. Были победители, но проигравших не было: каждый имели возможность проявить свои знания, умения и способности. Сегодня встречаются самые эрудированные ребята нашей школы, чтобы определить команду – чемпиона. Для сборных команд 8-11 классов мы подобрали самые трудные и интересные вопросы. Пусть вас вдохновят слова выдающегося русского химика Н.Д. Зелинского: «Химия часто одаряла меня величайшими наслаждениями познания еще не изведанных тайн природы. Она дала мне возможность послужить людям… я уверен, что ни один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности». И пусть победит сильнейший!
Конкурс 1. Разминка.
Команды по очереди задают вопросы соперникам. За правильный ответ команда получает 5 баллов. Ведущий дополняет ответ, при необходимости поправляет игроков. Болельщики имеют возможность дать правильный ответ, если команда не может этого сделать. По окончании конкурса жюри объявляет количество набранных баллов командами.
Конкурс 2. Экспериментальный.
Команды по очереди демонстрируют по одному опыту сопернику, который те должны пояснить. Жюри оценивают проведение опыта (3 балла), пояснение (3 балла), составление уравнения наблюдаемых реакций (2 балла).
Игра со зрителями.
Ведущий проводит викторину для зрителей. Правильный ответ отмечается жетоном.
- Именем какого небесного тела назван химический элемент селен? (Луна)
- Какой драгоценный металл является одним из лучших катализаторов? (Платина)
- Самый жидкий металл. (Ртуть)
- В каких пищевых продуктах содержится много железа?
- Какой самый распространённый элемент-неметалл во Вселенной? (Водород)
- Какой галоген регулирует процессы возбуждения и торможения нервной системы? (Бром)
- Он образует самый распространённый минерал, разновидности которого известны как горный хрусталь, опал, аметист, агат, сердолик и др. (Кремень)
- Этот элемент – неотъемлемая часть живых организмов, но своим греческим названием он отрицает жизнь? (Азот)
- Его называют металлом пота, слёз и крови людской. (Золото)
- Какой металл «погубил» Древний Рим? (Свинец)
Конкурс капитанов.
На экране мультимедийного проектора демонстрируются опыты (без звукового сопровождения). Капитаны должны дать пояснения и составить уравнения наблюдаемых реакций. Если капитан затрудняется, команда может ему помочь.
Оценивание конкурса: ответ капитана – 5 баллов, помощь команды – 2 балла.
Болельщики тоже имеют возможность заработать жетоны.
Конкурс 4. Химия и жизнь.
Командам по очереди задаются вопросы, связанные с практическим использованием знаний по химии. За правильный ответ – 5 баллов. За дополнения – 2 балла.
- Вы пролили йод на салфетку. Попытались вывести пятно отбеливателями, но оно не исчезло. Через несколько дней пятно пропало само. Объясните эти явления. (Йод – сильный оксилитель, поэтому отбеливателями его вывести нельзя. Пятно исчезло в результате физического процесса – сублимации йода.)
- Опытные мастера определяют окончание «схватывания» штукатурки по внешним признакам. При помощи какого индикатора можно сделать это химическим путём? (При «схватывании» штукатурки происходит превращение гидроксида кальция в карбонат. Индикатор – фенолфталеин.)
- Жирное пятно на одежде рекомендуют посыпать солью. К каким способам выведения можно отнести этот приём – к физическим или к химическим? (Это адсорбция – физический способ)
- Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней бельё. Вторая нагрела воду до кипения, прокипятила бельё в течение 5 минут, остудила воду до 60 градусов и после этого стала стирать. У кого лучше отстирается бельё? (При кипячении гидрокарбонаты и кальция и магния выпадают в осадок, вода теряет жёсткость и моющие средства эффективнее действуют. Поэтому бельё лучше отстирается у второй хозяйки.)
Игра со зрителями.
Демонстрируются занимательные опыты, которые зрители должны подробно объяснить. За правильный ответ – жетон.
Конкурс 5. Быстрая реакция.
На экран мультимедийного проектора выводятся схемы химических реакций. Команды должны расставить коэффициенты и определить тип химической реакции. Оценивается скорость и правильность выполнения задания. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Конкурс 6. Химическая викторина.
Команды отвечают на вопросы викторины по принципу «Кто быстрее». Соперники и болельщики имеют шанс исправить и дополнить. За правильный ответ – 2 балла.
- Какое слово заканчивает фразу академика Н.Д. Зелинского: «Неосуществимых реакций нет, а если реакция не идёт, то ещё не найден...»? (Катализатор)
- Раствор какого вещества называют раствором хамелеона, потому что этот ярко-фиолетовый раствор в кислой среде обесцвечивается, а сильнощелочной превращается в зелёный? (Раствор перманганата калия.)
- Какая из солей серебра растворима в воде? (Фторид)
- Какую кислоту используют для травления стекла? (Плавиковую)
- Какое производство организовал талантливый инженер-химик А. Нобель? (Взрывчатых веществ)
- Какой «спирт» является щёлочью? (Нашатырный)
- Какова среда раствора питьевой соды и почему? (Щелочная, вследствие гидролиза)
- В какой цвет окрашивают пламя катионы натрия? (В жёлтый)
- Под действием какого вещества со временем темнеют свинцовые белила на старых картинах? (Сероводорода)
- Каким расплавленным металлом можно заморозить воду? (Ртутью)
- Назовите самый древний сплав (Бронза)
- Какой галоген придаёт твёрдость и белизну зубной эмали? (Фтор)
- Какое простое вещество-неМе находится при обычных усл. в жидком состоянии? (Бром)
- Какой самый твёрдый металл? (Вольфрам)
- Какой русский химик открыл в 1865 году метод восстановления металлов с помощью алюминия, получивший название алюминотермия? (Н.Н. Бекетов)
Подведение итогов. Жюри подводит итоги соревнования. Называется и награждается победитель среди болельщиков, самый активный болельщик, команда – победитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Коктейль здоровья" классный час
Презентация к классному часу, по здоровому образу жизни....
Использование модульной технологии. Учебный элемент:"Составление калькуляции и расчет продажной цены коктейлей"
В современных условиях рыночных отношений возникла необходимость количественного и качественного изменения рабочих мест, перераспределения рабочей силы, массового переобучения работн...
Игра "Сказочный коктейль" ноябрь 2012г
данная игра предназначена для воспитанников младшего школьного возраста. способствует расширению кругозора детей и умению работать в команде....
Математический коктейль
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5-6 классов...
Внеклассное мероприятие по технологии : Игра- викторина "Технологический коктейль"
Методическая разработка - презентация к уроку "Технологический коктель" может быть использована как во-урочной так и внеурочной деятельности, прекрасно подходит для обобщения изученного материал...
Банкет-коктейль
Материалы к уроку на тему: "Банкет-коктейль": конспект урока презентация тест технологическая карта ...
Вечер «Математический коктейль»
Вечер «Математический коктейль»...