Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) по теме
Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- «Введение» 5 часов вместо 4 часов за счет включения практических работ №1 и №2.
- Тема 3 «Соединения химических элементов» до 15 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 и №5.
- Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 11 часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №4.
- Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 21 час вместо 18 часов за счет включения практических работ №7, 8, 9. Практическая работа №6 исключена, т.к. опыты из этой работы повторяются в практической работе №7.
Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2005г. издания)
2.Уменьшено число часов на изучение темы 11 «Атомы химических элементов» с 10 часов до 8 часов, т.к. понятие об изотопах рассматривается на уроке «Основные сведения о строении атомов».
3.Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_a_noveyshaya_versiya.doc | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер»
«Согласовано» «Утверждаю»
Председатель МО Директор НОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер»
Т. А. Щур
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ХИМИИ ДЛЯ 8 Б КЛАССА
НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Учебно-методический комплекс автора Габриеляна О.С.» издательства «Дрофа»
Допущено Министерством образования и науки РФ)
Разработчик программы
Педстаж 22 года,
Высшая квалификационная категория
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность курса
Основные цели учебного курса: формирование представления о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), закономерностях протекания реакций и их классификации.
Основные задачи учебного курса:
Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;
Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;
Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Методические особенности изучения предмета:
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:
- работать с веществами;
- выполнять простые химические опыты;
- учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.
Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2006 году. При составлении рабочей программы использовался
Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- «Введение» 5 часов вместо 4 часов за счет включения практических работ №1 и №2.
- Тема 3 «Соединения химических элементов» до 15 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 и №5.
- Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 11 часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №4.
- Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 21 час вместо 18 часов за счет включения практических работ №7, 8, 9. Практическая работа №6 исключена, т.к. опыты из этой работы повторяются в практической работе №7.
Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2005г. издания)
2.Уменьшено число часов на изучение темы 11 «Атомы химических элементов» с 10 часов до 8 часов, т.к. понятие об изотопах рассматривается на уроке «Основные сведения о строении атомов».
3.Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Характеристика 8А класса
В классе учатся 15 человек, 6 мальчиков и 9 девочек.
Интеллектуальные процессы в целом развиты на одном уровне, не ниже среднего, что будет способствовать эффективности обучения при групповой работе.
Динамика работоспособности в классе разная. Одни ребята могут работать интенсивно целый урок, что способствует эффективному усвоению материала. У других концентрация внимания снижена, в течение урока могут происходить «выключения», в связи, с чем теряется точность работы. Таких учеников необходимо переключать различными заданиями, после чего они могут продолжать работать продуктивно.
Однако особенностью класса является преобладание двух, примерно равных, групп ребят с разной мотивацией к обучению. У одной группы мотивация внутренняя - они ориентированы на учёбу, ответственно относятся к урокам, им интересно получать новые знания. У другой группы уровень учебной мотивации снижен, они больше настроены на общение со сверстниками и проявление себя, занятие своими увлечениями. Таких ребят необходимо будет мотивировать во время занятий, а где-то придётся заставлять.
8А - класс, открытый к новому, охотно поддерживает то, что кажется интересным и позволит реализовать свои возможности или узнать что-то о себе.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
8 КЛАСС
Введение – 5 часов
Предмет химии. Основные понятия и теории химии.
Превращения веществ. Физические и химические явления.
Краткие сведения по истории развития химии.
Атомы. Молекулы. Химические элементы. Химические знаки.
Система химических элементов Д.И.Менделеева.
Химические формулы. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава вещества.
Относительная атомная и молекулярная массы.
Массовая доля элементов в веществах.
---В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен знать
важнейшие химические понятия: вещество, физическое тело, химический элемент, атом, молекула, химическая реакция, знаки первых 20 химических элементов; определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава вещества;
основные законы химии: - основные положения АМУ; понимать его значение.
уметь:
- отличать физические явления от химических реакций;
- называть химические элементы по их символам;
- называть признаки химических реакций;
- определять качественный и количественный состав вещества по их формулам и принадлежность к простым или сложным веществам
- распознавать простые и сложные вещества;
- вычислять относительную молекулярную массу веществ
-вычислять массовую долю химического элемента по формуле вещества;
- характеризовать химический элемент по его положению в П.С.
- классифицировать вещества по составу на простые и сложные
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
I. Атомы химических элементов– 8 часов
Строение атома. Состав атомных ядер.
Изменение числа протонов и нейтронов в ядре. Изотопы.
Состояние электронов в атоме.
Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева.
Периодическая система в свете теории строения атома.
Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома
Химическая связь. Ионная связь. Ковалентная связь. Электроотрицатльность. Полярные и неполярные связи. Металлическая связь.
В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
-важнейшие химические понятия: протоны, нейтроны, электроны, ионы, изотопы,
химическая связь, электроотрицатльность, кристаллические решетки, аморфные вещества
- особенности строения атома, состав ядра, определение понятий: протоны, нейтроны, электроны, изотопы.
- сущность и значение периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева - положение щелочных металлов, галогенов в ПСМ, их свойства.
- особенности строения ПС
уметь:
- объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера
группы и периода;
- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов П.С. Д.И.М: - объяснять сходство и различие в строении атомов химических элементов;
- характеризовать щелочные металлы как химические элементы, обосновывать их свойства как типичных металлов;
- характеризовать галогены как химические элементы, обосновывать их свойства как типичных неметаллов;
- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- определять тип химической связи в соединениях.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
II. Простые вещества – 7 часов
Простые вещества металлы и неметаллы. Аллотропия.
Количество вещества. Молярная масса и молярный объем. Относительная плотность. Закон Авогадро.
В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: аллотропия, моль, молярная масса, молярный объем, постоянная Авогадро.
- сущность и значение Закона Авогадро;
- относительность понятий «металлические» и «неметаллические» свойства.
уметь:
- характеризовать химические элементы металлы и неметаллы по таблице Д.И. Менделеева.;
- объяснять связь между составом, строением и свойствами веществ. – вычислять количество вещества, массу, объем по известному количеству вещества, массе или объему;
- использовать постоянную Авогадро;
- вычислять относительную плотность газов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
III. Соединения химических элементов. 15 часов
Степень окисления химических элементов. Определение степени окисления по формулам соединений. Бинарные соединения. Оксиды Составление формул бинарных соединений по степени окисления. Основания. Кислоты. Соли. Классификация неорганических веществ. Аморфное и кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ. Массовая и объемная доли компонента смеси.
знать/понимать:
-важнейшие химические понятия: химическая связь, степень окисления, кристаллические решетки, аморфные вещества, формулы кислот;
- классификацию веществ;
- способы разделения смесей.
уметь:
-определять степень окисления элементов в соединениях;
- называть бинарные соединения, основания, кислоты, соли;
- определять принадлежность веществ к определенному классу
- составлять формулы бинарных соединений, оснований, кислот и солей по степени окисления.
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей;
- определять тип вещества (кристаллическое или аморфное)
- производить расчеты с использованием понятий: массовая доля вещества в смеси, объемная доля компонента газовой смеси, примеси
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту.
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
IV. Изменения, происходящие с веществами – 11 часов
Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции.
Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение.
Расчеты по химическим уравнениям.
Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена.
Вода и ее свойства.
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: химическая реакция, тепловой эффект реакции, типы химических реакций, химические уравнения, реагенты, продукты реакции, коэффициент, химическую символику, уравнения химических реакций. Ряд активности металлов. Реакции нейтрализации. Сущность химических реакций обмена. Гидролиз.
Скорость химической реакции. Катализатор. Ферменты.
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ
- классификацию химических реакций
- признаки протекания химических реакций
- сущность понятия «тепловой эффект химической реакции», классификацию химических реакций по поглощению или выделению энергии
уметь:
- называть признаки и условия осуществления химических реакций;
- объяснять отличие химических явлений от физических;
- определять типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ;
- составлять уравнения химических реакций различных типов (расставлять коэффициенты в уравнениях х.р. на основе закона сохранения массы веществ.);
- прогнозировать возможность протекания реакций между металлом и раствором кислот.
- применять закон сохранения массы веществ для решении задач по уравнениям химических реакций;
- следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием
- определять реагенты и продукты реакции;
- вычислять количество (массу) по количеству вещества (массе) одного из вступивших или полученных веществ;
- характеризовать химические свойства воды;
- составлять уравнения реакций по цепочке переходов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Простейшие операции с веществом. Химический практикум
Практическая работа № 1. Правила по технике безопасности в химическом кабинете. Изучение лабораторного оборудования и приемы обращения с ним.
Практическая работа № 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой.
Практическая работа № 3. Анализ почвы и воды.
Практическая работа № 4. Признаки протекания химических реакций
Практическая работа № 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.
знать/понимать:
- правила техники безопасности работы в кабинете химии;
- приемы обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием
- чистые вещества и смеси, однородные и неоднородные смеси
- способы разделения различных видов смесей
уметь:
- вычислять массу воды и веществ в растворах с определенной массовой долей растворенного вещества
-следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием
- проводить эксперимент по разделению неоднородных смесей;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
V. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. – 21 час
Растворение – физико-химический процесс. Растворимость. Растворы. Гидраты и кристаллогидраты.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. Механизм диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты
Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов. Ионные уравнения реакций.
Кислоты, основания, оксиды, соли в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Свойства классов веществ в свете ОВР.
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: растворимость, растворы, гидраты и кристаллогидраты, ион, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, генетическая связь
- классификацию веществ по растворимости;
- основные положения ТЭД;
- механизм электролитической диссоциации;
- сильные и слабые электролиты;
- реакции ионного обмена;
- условия протекания реакций ионного обмена до конца;
- окислительно-восстановительные реакции.
уметь:
- составлять уравнения диссоциации кислот, щелочей, солей;
- составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде;
-определять возможность протекания реакций ионного обмена;
- делать классификацию кислот, оснований, солей, оксидов;
- характеризовать химические свойства кислот, оснований, солей, оксидов в свете ТЭД;
- объяснять сущность реакций ионного обмена;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей;
- называть соединения изученных классов;
- определять степень окисления элемента в соединении;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;
- составлять генетические ряды металлов и неметаллов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Свойства электролитов. Химический практикум
Практическая работа № 1.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
Практическая работа № 2. Свойства кислот, оснований, оксидов, солей.
Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач.
знать/понимать:
- правила техники безопасности работы в кабинете химии;
- приемы обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием
- чистые вещества и смеси, однородные и неоднородные смеси
- способы разделения различных видов смесей
уметь:
- вычислять массу воды и веществ в растворах с определенной массовой долей растворенного вещества
-следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием
- проводить эксперимент по разделению неоднородных смесей;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
VI. Резервное время 2часа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Я К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫУСКНИКОВ
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Поурочное планирование по химии, 8А класс,
(2часа в неделю, всего 68 часов), УМК О. С. Габриеляна
№№ п/п, дата | Домаш нее задание | Тема урока | Изучаемые вопросы | Эксперимент: Д. - демонстрационный Л. - лабораторный | Выды деятельнсти |
Введение ( 5 часов ) | |||||
1. | §1, стр 11 упр 3,4,8 письм | Инструктаж по ТБ.Предмет химии. Вещества | Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента. | Д. Коллекции изделий из алюминия и стекла. | Знать/понимать. -химические понятия: атом, химический элемент, вещество. Уметь -определять: - простые и сложные вещества. |
2. | §2, §3 (составление конспекта) | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. | Химические явления их отличие от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. История возникновения и развития химии. Закон сохранения массы веществ. | Д. 1Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. 2.Помутнение «известковой воды». | Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ). |
3. | Изучить правила техники безопасности | Практические работы: №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. №2 Наблюдение за горящей свечой. | Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива. Приемы работы со спиртовкой. Строение пламени. Химическая посуда. | Уметь -обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | |
4. | §4 Выуч. знаки хим элем.наизусть, сооб.об этимологии назв. Хим. Элем. | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов | Обозначение химических элементов. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева: периоды и группы. | Уметь -называть: химические элементы по их символу, периоды большие и малые, группы и подгруппы (главные и побочные). | |
5 | §4,5, упр 1-8, стр 37 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса | Химическая формула, индекс, коэффициент, записи и чтение формул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Атомная единица массы. | Знать/понимать -химические понятия: относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула Уметь -определять: качественный и количественный состав вещества по химической формуле -вычислять: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения. | |
Тема 1. Атомы химических элементов (8 часов) | |||||
1 (6) | §6,7, упр 3,5 письм | Основные сведения о строении атомов. Состав атомов. | Планетарная модель строения атома. Состав атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Химический элемент. | Д. Модели атомов химических элементов. | Знать/понимать -химическое понятие: химический элемент Уметь -объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента -характеризовать: состав атомов |
2-3 (7-8) | §8, упр1-3 письм, стр 52 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение электронных оболочек атомов. | Электронная оболочка атома. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный). Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Изменение свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. | Д. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Уметь -составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в периодической системе -объяснять: физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. |
4 (9) | §9, упр1,2 стр 58 письм | Ионы. Ионная химическая связь. | Ионы положительные и отрицательные. Образование ионов. Ионная химическая связь. | Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия. | Знать/понимать - химическое понятие: ион, ионная химическая связь Уметь -определять ионную связь в химических соединениях. |
5 (10) | §10, упр1-5стр 62,§11,упр2,стр66 | Ковалентная связь. | Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой. Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. | Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. | Знать/понимать -химические понятия: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь Уметь -определять ковалентную связь в соединениях. |
6 (11) | §12, упр3 стр 68 | Металлическая химическая связь. | Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлической связи. Обобществленные электроны. | Знать/понимать -химическое понятие: металлическая связь Уметь -определять: тип химической связи в металлах. | |
7 (12) | Подгот.к контр.раб. | Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2. | Решения упражнений Подготовка к контрольной работе | ||
8 (13) | Контрольная работа №1 по теме1 и 2. | ||||
Тема 2. Простые вещества (7 часов) | |||||
1 (14) | §13,упр5(п)стр73 | Простые вещества -металлы. | Положение элементов металлов в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева Строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов. | Д. Коллекция металлов. | Уметь: -характеризовать: связь между строением и свойствами металлов -использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту |
2 (15) | §14,упр3(п)стр78 | Простые вещества -неметаллы. | Положение элементов неметаллов в периодической системе. Строение атомов неметаллов Ковалентная неполярная связь. Физические свойства неметаллов. Аллотропия. | Д. Коллекция неметаллов. | Уметь -характеризовать: положение неметаллов в периодической системе; строение атомов неметаллов. |
3-4 (16-17) | §15, упр1-5, стр82 | Количество вещества | Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Молярная масса. | Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. | Знать/понимать -химические понятия: моль, молярная масса Уметь - вычислять: молярную массу, количество вещества. |
5-6 (18-19) | §16упр1-5,стр85 | Молярный объем газов. | Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем». | Знать/понимать - химическое понятие: молярный объем Уметь - вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). | |
7 (20) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». | Решение задач и упражнений Проверочная работа. | |||
Тема 3. Соединение химических элементов (15 часов) | |||||
1 (21) | §17, упр1-6 письм,стр90-91 | Степень окисления | Бинарные соединения. Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления., общий способ их названия. | Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов. | Уметь - называть: бинарные соединения по их химическим формулам -определять: степень окисления элементов в соединениях. |
2 (22) | §18, упр 1-6 письм,стр98 | Важнейшие классы бинарных соединений. | Оксиды и летучие водородные соединения: Составление химических формул, их название. Расчеты по формулам оксидов. | Д. Образцы оксидов. Растворы хлороводорода и аммиака. | Знать/понимать химическое понятие: оксиды Уметь - называть: оксиды по их формулам - определять: степень окисления элементов в оксидах - составлять: формулы оксидов. |
3 (23) | §19,в1-6(п),стр102 | Основания. | Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы. | Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. | Знать/понимать –химические понятия: основания, щелочи. Уметь -называть: основания по их формулам -составлять: химические формулы оснований - определять: основания по их формулам. |
4 (24) | §20в1,3,4(п),с107 | Кислоты. | Состав и название кислот. Их классификация. Индикаторы. | Д. Образцы кислот. Изменение окраски индикаторов в кислой среде.
| Знать/понимать -химические понятие: кислота, щелочь. Уметь - называть: кислоты по их формулам -составлять: химические формулы кислот - определять: кислоты по их формулам. |
5-6 (25-26) | §21,в1-3,с113;сост.формулы солей,заполн.табл. | Соли. | Состав и номенклатура солей. Составление формул солей. | Д. Образцы солей. | Знать/понимать -химическое понятие: соль Уметь - называть: соли по их формулам -составлять: химические формулы солей - определять: соли по их формулам. |
7 (27) | Запол нить табл.в тетради. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | Классификация веществ. Упражнения в составлении формул веществ по их названиям. Расчеты по химическим формулам. | Знать/понимать - химическое понятие: классификация веществ Уметь - вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, количество вещества, объем или массу вещества по его количеству. | |
8 (28) | §22, упр 1-6 устно | Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. | Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные ,атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки. | Д. Модели кристаллических решеток. | Знать/понимать -закон постоянства состава веществ Уметь -характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ. |
9 (29) | §23, упр 1-4 устно | Чистые вещества и смеси. | Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ. | Д. Образцы смесей. Л.2. Разделение смеси речного песка и поваренной соли. | Уметь. - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. |
10 (30) | Составить отчет. | Практическая работа №3. Анализ почвы и воды. | Оформление работы. | Уметь - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. - использовать приобретенные знания для критической оценки информации о воде. | |
11-12 (31-32) | §24, упр 1-7 письм | Массовая доля компонентов и смеси. | Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси. | Уметь - вычислять: массовую долю вещества в растворе. | |
13 (33) | Составить отчет | Практическая работа №5. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества. | Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора. | Уметь -Использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации. | |
14 (34) | Подгот.к контр.раб. | Обобщение и систематизация знаний по теме 2 и 3. | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | ||
15 (35) | Контрольная работа №2.по темам 2 и 3. | ||||
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов) | |||||
1-2 (36-37) | §25, §26, упр 1-6 | Явления физические и химические. Химические реакции. | Физические явления. Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений. Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. | Д.Горения магния Возгонка йода Плавление парафина Л. 4. Окисление меди в пламени спиртовки 5. Помутнение известковой воды 6. Получение углекислого газа. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. | Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции). |
3 (38) | §27,упр1-4,стр146 | Химические уравнения. | Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. | Знать/понимать -закон сохранения массы веществ Уметь - составлять: уравнения химических реакций. | |
4-5 (39-40) | §28,в1-5,с150 | Расчеты по химическим уравнениям. | Решение расчетных задач. | Уметь - вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. | |
6-7 (41-42) | §29-32в1-6,с156,в1,2,с159,в2-4,с164,в4,6с168. | Типы химических реакций. | Сущность реакций разложения, соединения, замещение и обмена. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Составление уравнений реакций указанных типов. | Д. Химические реакции различных типов. | Знать/понимать - химическое понятие: классификация реакций Уметь -определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. |
8 (43) | §33,в1-5,с173 | Типы химических реакций на примере свойств воды. | Химические свойства воды. Типы химических реакций. | Уметь - характеризовать: химические свойства воды -составлять: уравнения химических реакций характеризующих химические свойства воды и определять их тип. | |
9 (44) | Составить отчет | Практическая работа №4 Признаки химических реакций. | Оформление работы. | Уметь - составлять: уравнения химических реакций -использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами. | |
10 (45) | Подгот.к контр.раб. | Обобщение и систематизация знаний по теме 4. | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | ||
11 (46) | Контрольная работа №3. по теме 4. | ||||
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Окислительно – восстановительные реакции (21час) | |||||
1 (47) | §34,в7(п),с192 | Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов. | Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов. | Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде. Л. Получение кристаллов солей (домашняя практическая работа). | |
2-3 (48-49) | §35,36,в1-5,с203 | Электролитическая диссоциация | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей. | Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. | Знать/понимать - химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация. |
4 (50) | §37,в1-5,с209 | Ионные уравнения реакций | Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде. | Д. Примеры реакции, идущие до конца. | Уметь - объяснять: сущность реакций ионного обмена - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. -составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена. |
5 (51) | Составить отчет
| Практическая работа №7.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. | Оформление работы. | Уметь - составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей.
| |
6-7 (52-53) | §38,в1-6(п),с214 | Кислоты, их классификация и свойства. | Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов. | Л. 8. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот. | Уметь - называть кислоты - характеризовать: химические свойства кислот. - определять: возможность протекания типичных реакций кислот. |
8-9 (54-55) | §39,в 1-5(п),с217 | Основания, их классификация и свойства. | Определение оснований как электролитов. Классификация оснований. Типичные свойства оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований. | Л.9. реакции характерные для растворов щелочей Л.10. получение и свойства нерастворимого основания. | Уметь - называть основания: - характеризовать: химические свойства оснований. - определять: возможность протекания типичных реакций оснований. |
10-11 (56-57) | §40,в1-5(п),с221 | Оксиды, их классификация и свойства | Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов. | Л. 12. Реакции характерные для основных оксидов Л. 13. Реакции характерные для кислотных оксидов | Уметь - называть оксиды - определять: принадлежность веществ к классу оксидов -характеризовать: химические свойства оксидов. |
12-13 (58-59) | §41,в1-5(п),с226 | Соли, их свойства. | Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости) | Уметь - называть соли. - определять: принадлежность веществ к классу солей - характеризовать: химические свойства солей. | |
14 (60) | §42,в1-4(п),с228 | Генетическая связь между классами неорганических соединений | Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов. | Уметь - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ. | |
15 (61) | Составить отчет. | Практическая работа №7. Свойства кислот оснований, оксидов и солей. | Оформление работы. | Уметь. - обращаться с химической посудой и реактивами - распознавать опытным. путем растворы кислот и щелочей. - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. | |
16 (62) | Закончить уравн.ре акций в тетр. | Обобщение и систематизация знаний по теме 5. | Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций. | ||
17 (63) | Контрольная работа №4 По теме 5. | ||||
18 (64) | Провести РНО | Анализ контрольной работы. | |||
19-20 (65-66) | §43,в1-8(п),с236 | Окислительно-восстановительные реакции. | Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов. | Знать/понимать - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. - определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. | |
21 (67) | Составить отчет.Подгот. к итог. Контр.раб. | Практическая работа №8. Решение экспериментальных задач. | Оформление работы. | Уметь - обращаться с химической посудой и реактивами. - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических соединений. | |
22(68) | Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса | ||||
23-24 (69-70) | Анализ контрольной работы. Портретная галерея великих химиков. | Повторение материала 8 класса – основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших эти открытия. |
Планируемые результаты обучения по курсу
«Химия»
Универсальные Учебные Действия |
Личностные результаты В процессе обучения учащиеся научатся: Позитивно относиться к процессу общения, задавать вопросы, обосновывать свои выводы и умозаключения. Слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. Развивать способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия. Эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками, искать решения, оказывать поддержку. Регулятивные результаты В процессе обучения учащиеся научатся: Выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения. Составлять план и последовательность действий при решении задач и выполнении лабораторных работ. Сравнивать свой план с эталоном, понимать причины расхождения. Самостоятельно формулировать значение каждого закона. Обсуждать и оценивать результат индивидуальной или групповой деятельности. Осознавать качество и уровень усвоения учебного материала. Познавательные результаты В процессе обучения учащиеся научатся: Самостоятельно формулировать определения, выделять существенные и несущественные признаки явлений. Выбирать критерии для сравнения физических тел и физических явлений. Анализировать условия и требования задачи. Выражать структуру задачи разными средствами (словесно, рисунками, графиками). Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, различать особенности диалогической и монологической речи, описывать объект, передавая его внешние характеристики, используя выразительные средства языка. Выбирать наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий. Устанавливать причинно-следственные связи. Осознанно строить высказывания на предложенные темы. Управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Коммуникативные результаты В процессе обучения учащиеся научатся: Описывать содержание совершаемых действий. Делать выводы. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Анализировать и объяснять при работе в малой группе ситуацию и полученный результат при решении задач. Распределять функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями. Общаться и взаимодействовать с партнерами по обмену информацией. |
Учебно-методический комплект:
для учителя:
- Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 2010.
- Настольная книга учителя. Химия 8 класс. Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П.- М.: Дрофа, 2010 г.
- Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс. Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П.- М.: Дрофа, 2008 г.
для учащихся:
- Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2009-10.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2009-11.
Дополнительная литература для учителя:
Интернет - ресурсы.
http //www.edu.ru - Федеральный образовательный портал «Российское образование».
http //www.mon/ gow. ru.- Министерство образования и науки Российской Федерации.
http //www.fsu. mto. ru - Федеральный совет по учебникам Министерство образования и науки Российской Федерации.
http //www.regadm. tambov. ru . - Управление образования Тамбовской области.
http //him. lseptcmber. ru. - Газета «Химия » и сайт для учителя «Я иду на урок химии».
http //home. uic. tula .ru / -zanchem . - Занимательная химия : все о металлах.
http //mendeleev. Jino - net.ru . - Периодический закон Д .И .Менделеева и строение атома.
http //chemicsoft. chat. ru . - Программное обеспечение по химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...