Разработка ЦОРа по теме "Водородная связь"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Розанова Татьяна Андреевна

материал для занятия по теме "Водородная связь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция на тему «Водородная связь. Комплесксообразование»

План.

I. Водородная связь

1.Определение понятия

2.Механизм образования

3. Классификация: межмолекулярная и внутримолекулярная

4. Тип кристаллической решетки соединений с водородной связью

5. Физические свойства веществ с водородной связью

6.Биологическая роль с водородных связей в организации структур биополимеров

II.Комплексообразование

1.Понятие о комплексных соединениях.

2.Координационное число комплексообразователя.

3.Внутренняя и внешняя сфера  комплексов.

4.Номенклатура комплексных соединений.

5.Значение комплексных соединений.

I. Водородная связь

1.Определение понятия

Водородная связь – это связь между  положительно поляризованными атомами водорода (Нδ+) одной молекулы или отдельной части молекулы и отрицательно поляризованным атомом другой молекулы или другой части молекулы.

2.Механизм образования

Механизм возникновения водородной связи носит характер частично электростатический, частично донорно-акцепторный.

3. Классификация: межмолекулярная и внутримолекулярная

Примеры межмолекулярной водородной связи:

1)…Нδ+―Оδ-… Нδ+―Оδ+… Нδ+―Оδ-…    ( Н2О)n

                                                        

                Нδ+                Нδ+               Нδ+ 

2)…Нδ+―Оδ-… Нδ+―Оδ+… Нδ+―Оδ-…    (C2H5ОН)n

                                                        

                 C2H5            C2H5            C2H5

3)Водородная связь может возникать и между разными молекулами, например, воды и этанола:

   …Оδ-―Нδ+… Оδ-―Нδ+… Оδ-―Нδ+…    

                                                     

                Нδ+              C2H5            Нδ+

Водородная связь, возникшая между молекулами, называется межмолекулярной. Молекулы воды образуют ассоциаты (Н2О)2, (Н2О)3, (Н2О)4; спирта (C2H5ОН)4. Этим и объясняется увеличение температуры кипения спиртов по сравнению с углеводородами, Наблюдается хорошее растворение метанола и этанола в воде.

Опыт.

В равных объемах воды хорошо растворяются низкомолекулярные спирты, так как возникает водородная связь. Наблюдается выделение энергии и конечный объем меньше суммы исходных объемов воды и спирта.

Водородная связь может быть не только межмолекулярной, но и внутримолекулярной. Внутримолекулярные водородные связи имеются в многоатомных спиртах, углеводах, белках и других органических веществах. Например, в молекуле салициловой кислоты

                                                     HO    

                                                   /    

                    HC     ―      C― C                  

                //                         \\      \\

           HC                           C      Oδ-

                \                         /   \        :  ←внутримолекулярная связь

                   HC    =     CH      O― Hδ+

Внутримолекулярная водородная связь в молекуле салициловой кислоты возникла за счет наличия в гидроксильной группе –ОН водорода с частично положительным зарядом (Нδ+) и в карбоксильной группе –СООН кислорода, имеющего неподеленные электронные пары, с частично отрицательным зарядом.

4. Тип кристаллической решетки соединений с водородной связью.

Вещества с водородной связь имеют молекулярные кристаллические решетки, в узлах которой находятся молекулы. Например, лед состоит из молекул воды, удерживаемых в кристаллической решетке водородными связями. Каждая молекула воды связана водородными связями с четырьмя другими окружающими ее молекулами. Водородная связь в структуре льда объясняет не только его высокую температуру плавления, но также его малую плотность. При плавлении водородные связи частично разрушаются, и молекулы воды получают возможность упаковываться плотнее. В качестве других примеров молекулярных структур можно указать структуры кристаллов йода, хлора, брома, «сухого льда»  (твердый диоксид углерода), твердого  аммиака, твердых органических веществ, например, метана, бензола, фенола, нафталина, белков и т.д.  

5. Физические свойства веществ с водородной связью

При наличии такой химической связи даже самые низкомолекулярные вещества могут быть при обычных условиях жидкостями (этанол, метанол, вода) или сжижающимися газами (аммиак, фтороводород).

6.Биологическая роль с водородных связей в организации структур биополимеров.

Наибольшее значение внутримолекулярная водородная связь имеет в образовании природной структуры биополимеров: вторичная структура белка, двойная спираль ДНК.

ДНК – биополимер, в котором сконцентрирована наследственная информация живых организмов. Биополимер ДНК состоит из нуклеотидов, располагающихся в полимерных цепях в строгом порядке. При образовании двойной спирали между ними возникают водородные связи и соблюдается принцип комплементарности: А – Т, Г- Ц.

Большие пуриновые основания с малыми пиримидиновыми образуют водородные связи, это энергетически выгодно.

Рекомендуется использовать плакат, где представлены формулы нуклеотидов и как они образуют внутримолекулярные водородные связи.

Водородная связь показывается тремя точками (…), она в 15-20 раз слабее ковалентной связи

II.Комплексообразование

1.Понятие о комплексных соединениях.

Комплексные  соединения – это соединения, в состав которых входят сложные частицы, построенные за счет координации одним атомом или ионом нескольких противоположно заряженных ионов или нейтральных молекул.

Комплексные соединения – это сложные вещества, в которых можно выделить центральный атом (комплексообразователь) и связанные  с ним молекулы и ионы – лиганды (адденды). Центральный атом (комплексообразователь) образует комплекс (внутреннюю сферу), который при записи формулы комплексного соединения заключают в квадратные скобки. Число лигандов  во внутренней сфере называется координационным числом. Молекулы и ионы, окружающие комплекс, образуют внешнюю сферу.

Строение комплексных соединений:

  1. катионного типа K3[Fe+3 (CN)-1 6] – гексацианоферрат (III) калия, где

[Fe(CN)6]3- это внутренняя сфера

К+ это внешняя сфера

Fe+3 это комплексообразователь (центральный атом)

CN- это лиганд (адденд)

6 это координационное число

2)анионного типа[Cu(NH3)4]SO4 – сульфат тетраамминмеди, где

         [Cu(NH3)4]2+ это внутренняя сфера

SO42- это внешняя сфера

Cu+2  это комплексообразователь (центральный атом)

NH3 это лиганд (адденд), нейтральная частица

4 это координационное число

2.Координационное число комплексообразователя.

Координационное число показывает число лигандов, связанных с комплексообразователем, и может иметь значение о 1 до 12.

Координационное число зависит от:

1) природы комплексообразователя

2) степени окисления комплексообразователя

3) условий образования комплексов (концентрации, температуры, реагентов, природы растворителя и т.д.).

При одинаковой степени окисления комплексообразователя Координационные числа могут быть различными.

Степень окисления комплексообразователя

+1

+2

+3

+4

Координационное число

2

4,6

4,6

8

Примеры комплексных соединений:

[Ag(NH3)2]OH;   [Cr(H2O)6]CI3;  [Cr(H2O)4CI2]CI;   [Pt(NH3)4]CI2;  K2[Pt+2CI4];

Na2[Zn(OH)4];    K[AI(OH)4];      K3[Fe+3 (CN)-1 6];  K4[Fe+2 (CN)6]; Na6[Pt(SO3)4]         

3.Внутренняя и внешняя сфера  комплексов.

Внутренняя сфера состоит  из комплексообразователя (центрального атома) и непосредственно связанных с ним лигандов (аддендов) – ионов с противоположным знаком или нейтральных молекул. Заряд внутренней сферы равен алгебраической сумме заряда комплексообразователя и лигандов: [Ag+(NH3)2]+; [Cr3+(H2O)6]3+; [Cr3+(H2O)4CI2]+;  [Pt4+(NH3)4]2+;

[Pt+2CI-1 4]2-;   [Zn+2(OH)-1 4]2-;  [AI+3(OH)4]-1;   [Fe+3 (CN)-1 6]-3;  [Fe+2 (CN)6]-4;

[Pt+2(SO3)2- 4]6- .

Комплексообразователями (центральными атомами) могут быть ионы переходных металлов  или атомы некоторых неметаллов (Р, Si). Типичные лиганды : ОН-, Н2О, NH3, СО, CI- , CN-.

Связи между ионом комплексообразователем и лигандом могут образовываться как по обменному, так и по донорно-акцепторному механизму. При этом  донорами электронных пар выступают лиганды, а акцептором - комплексообразователь (центральный атом).

4.Номенклатура комплексных соединений.

При названии комплексных соединений первым указывается анион в именительном падеже, а затем катион – в родительном падеже.

При записи внутренней сферы (комплексного иона) соблюдается следующий порядок:

1)катионного типа [Ag(NH3)2]OH гидроксид диамминсеребра

1.число лигандов

2.название лиганда

3.название комплексообразователя в родительном падеже

Co(NH3)4(H2O)CN]3(PO4)2 фосфат цианоакватетраамминкобальта (III).

2)анионного типа K3[Fe+3 (CN)-1 6] гексацианоферрат (III) калия

1.число лигандов

2.название лиганда

3. название комплексообразователя + окончание «ат» (латинское название с окончанием «ум» меняется на «ат») +в круглых скобках степень окисления комплексообразователя.

K3[Ag(S2O3)2] дитиосульфатоаргентат(I) калия

3)нейтрального типа

 [Ru(H2O) (NH3)4SO3] сульфитотетраамминакварутений

Таким образом, для того чтобы назвать комплексное соединение необходимо знать порядок названия и

2)греческие названия числовых приставок для указания химического количества (числа) лигандов:

2 – ди

6 – гекса

10 – дека

3-  три  

7 – гепта

11 – ундека

4-  тера

8 – окта

12 – додека

 5 – пента

9 – нона

3)названия лигандов.

Название анионных лигандов состоит из названия аниона + соединительная гласная «о»:

Br-

бромо-

NSC-

тиоциатато-

CI-

хлоро-

NO-

нитрозо-

O2-

оксо-

S2-

тио-

CN-

циано-

NO2-

нитрито-

CO32-

карбонато-

S2O32-

тиосульфато-

NO32-

нитрато-

CH3COO-

ацетато-

SO42-

сультато-

OH-

гидроксо-

Нейтральные лиганды (молекулы) называются без изменения или используют специальные названия:

NH3  аммин-

N2H2 гидразин-

C6H6  бензол-

H2O   аква-

NO    нитрозил-

CO    карбонил-

O2       дикислород-

H2NCH2-CH2NH2   этилендиамин-

Свойства комплексных соединений.

Большинства комплексных соединений при обычных условиях – твердые вещества, хорошо растворимые в воде.

1.Диссоциация

а)первичная (протекает по типу сильных электролитов)

[Ag(NH3)2]CI→[Ag(NH3)2]++CI-

K[AI(OH)4]→K++[AI(OH)4]-

б)вторичная (диссоциация комплексного иона протекает по типу слабых электролитов)

[Ag(NH3)]+ ↔Ag++2NH3

[AI(OH)4]-↔AI3++4OH-

2.Вступают в обменные реакции

[Cu(NH3)4]SO4+BaCI2=BaSO4↓+[Cu(NH3)4]CI2

Опыт 1. Внимание! С фенолом обращаться осторожно.

К 1 капле фенола добавить 5 капель воды и 1 каплю хлорида железа (III).Раствор приобретает фиолетовую окраску, образуется органическое комплексное соединение.

Опыт 2. Получение комплексной соли.

К голубому раствору сульфата меди (II) прилить нашатырный спирт, образуется ярко фиолетовый раствор сульфата тетраамминмеди (II).  

CuSO4+4NH3+4H2O=[Cu(NH3)4)]SO4+4H2O

Опыт 3. Получение комплексного основания.

Свежеполученный гидроксид меди (II) обработать избытком нашатырного спирта, перемешивая стеклянной палочкой. Голубой осадок гидроксида меди (II)  растворится и образуется ярко фиолетовый раствор гидроксида тетраамминмеди (II).  

Cu(OH)2↓+4NH3+4H2O=[Cu(NH3)4)](OH)2+4H2O

Опыт 4.Качественные реакции на ионы железа (II) и (III) (получение комплексных солей)

К раствору хлорида железа (II) добавить раствор гексацианоферрата((III) калия, образуется темно-синий осадок (турбуленовая синь).

4FeCI3+3K4[Fe(CN)6]=12KCI+Fe4[Fe(CN)6]3

К раствору хлорида железа (III) добавить раствор гексацианоферрата((II) калия, образуется сини-зеленый осадок (берлинская лазурь).

3FeCI2+2K3[Fe(CN)6]=6KCI+Fe3[Fe(CN)6]2

3.Подвергаются термическому разложению

[Cu(NH3)4]SO4= CuSO4+4 NH3

4.Разрушаются при введении в раствор ионов, с которыми ион-комплексообразователь образует труднорастворимое соединение

K3[Ag(S2O3)2]+K2S=Ag2S↓+4K2SO4

5.Разрушаются под действием кислот

[Ag(NH3)2]CI+HNO3=AgCI+2NH4NO3

5.Значение комплексных соединений.

1)медицина

2)получение металлов

3)очистка металлов

4) катализаторы

5)в живых организмах (хлорофилл и гемоглобин)

6)СМС

7)лаки

8)аналитическая химия

8)пищевая промышленность

 

Карточка 1

Какая химическая связь называется водородной? Приведите примеры.

Карточка 2

Объясните механизмы образования внутримолекулярной  межмолекулярной водородной связи.

Карточка 3

Охарактеризуйте физические свойства веществ с водородной связью.

Карточка 4

Что такое комплексные соединения и как составляются их названия?

Карточка 5

Приведите схему образования водородной связи между молекулами медицинского спирта и воды, охарактеризуйте физические явления, которые возникают при получении водного раствора медицинского спирта.

Карточка 6

Разберите строение комплексного соединения K3⦋Fe(CN)6⦌ и назовите его.

Карточка 7

Приведите схему образования водородной связи между молекул медицинского спирта и охарактеризуйте физические свойства низкомолекулярных спиртов.

Карточка 8

Разберите строение комплексного соединения ⦋Cu(OH)4⦌SO4 и назовите его.

Вопросы

-Какая химическая связь называется водородной?

-Какие физические свойства характерны для веществ с водородной связью? Приведите примеры.

-Что такое комплексные соединения и какое у них строение? Как образуются их названия? Приведите примеры.

-Может ли число лигандов быть меньше или больше координационного числа и почему?

-Вычислите заряд следующих комплексных ионов, образованных хромом (III): [Cr(H2O)5CI]?,  [Cr(H2O)4CI2]?, [Cr(H2O)3CI3]?  и назовите эти комплексные ионы.

Приложение № 5.Домашнее задание

1)Г.М. Чернобельская, И.Н.Чертков «Химия» изд. «Дрофа», М., 2005 г., § с.123-125 выписать основные положения и ответить на вопрос №47 на стр. 125.

2)О.С. Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И. Теренин «Химия», изд. «Дрофа», М.,2010 г., §6

3)по желанию письменно на отдельном листке:

-Какая химическая связь называется водородной?

-Можно ли считать, что водородная связь образуется по донорно-акцепторному механизму и почему?

-Какие физические свойства характерны для веществ с водородной связью? Приведите примеры.

-Объясните биологическую роль водородной связи в организации структур белков, ДНК, РНК.

-Что такое комплексные соединения и какое у них строение? Как образуются их названия? Приведите примеры.

-Может ли число лигандов быть меньше или больше координационного числа и почему?

-Вычислите заряд следующих комплексных ионов, образованных хромом (III): [Cr(H2O)5CI]?,  [Cr(H2O)4CI2]?, [Cr(H2O)3CI3]?  и назовите эти комплексные ионы.

-Напишите формулы гексацианоферрат (II)калия и гексацианоферрат (III)  натрия.

1.Приведите определение понятия «комплексное соединение» и соответствующие примеры.

2. Какое строение имеют комплексные соединения? Приведите примеры.

3. Что такое комплексообразователь? Приведите примеры?

4. Что такое лиганды? Приведите примеры?

5. Что такое внутренняя сфера? Приведите примеры.

6. Что такое внешняя сфера? Приведите примеры.

7. Что такое координационное число? Приведите примеры.

8. Назовите вещества: [Ag(NH3)2]OH;   [Cr(H2O)6]CI3;  [Cr(H2O)4CI2]CI;   [Pt(NH3)4]CI2;  

9. Назовите вещества: K2[Pt+2CI4]; Na2[Zn(OH)4];    K[AI(OH)4];      K3[Fe+3 (CN)-1 6];

     K4[Fe+2 (CN)6]; Na6[Pt(SO3)4]

10.Приведите уравнения химических свойств комплексных соединений.

Эталоны ответов на вопросы фронтального опроса проверки качества усвоения домашнего задания и критерии оценок.

1.Приведите определение понятия «комплексное соединение» и соответствующие примеры.

Ответ. Комплексные  соединения – это соединения, в состав которых входят сложные частицы, построенные за счет координации одним атомом или ионом нескольких противоположно заряженных ионов или нейтральных молекул, например, K3[Fe+3 (CN)-16] – гексацианоферрат (III) калия, [Cu(NH3)4]SO4 – сульфат тетраамминмеди, [Ag(NH3)2]OH гидроксид диамминсеребра.

2. Какое строение имеют комплексные соединения? Приведите примеры.

Ответ. Комплексные соединения – это сложные вещества, в которых можно выделить внешнюю  и внутреннюю сферу. 

1).Комплексное соединение катионного типа K3[Fe+3 (CN)-1 6] – гексацианоферрат (III) калия, где

[Fe(CN)6]3- это внутренняя сфера

К+ это внешняя сфера

Fe+3 это комплексообразователь (центральный атом)

CN- это лиганд (адденд)

6 - это координационное число

2)Комплексное соединение анионного типа [Cu(NH3)4]SO4 – сульфат тетраамминмеди, где

[Cu(NH3)4]2+ это внутренняя сфера

SO42- это внешняя сфера

Cu+2  это комплексообразователь (центральный атом)

NH3 это лиганд (адденд), нейтральная частица

4 - это координационное число

3. Что такое комплексообразователь? Приведите примеры?

 Ответ. Комплексообразователь (центральный атом) удерживает около себя  молекулы и ионы – лиганды (адденды)  и образует комплекс (внутреннюю сферу), который при записи формулы комплексного соединения заключают в квадратные скобки. Комплексообразователем могут быть ионы металлов меди, алюминия, железа, платины, серебра, хрома, никеля и другие металлы побочной группы.

4. Что такое лиганды? Приведите примеры?

Ответ. Лиганды это различные ионы или нейтральные молекулы, связанные с комплексообразователем донорно-акцепторной связью. Типичные лиганды: ОН-, Н2О, NH3, СО, CI- , CN- и другие.

5. Что такое внутренняя сфера? Приведите примеры.

Ответ. Внутренняя сфера состоит  из комплексообразователя (центрального атома) и непосредственно связанных с ним лигандов (аддендов) – ионов с противоположным знаком или нейтральных молекул. Заряд внутренней сферы равен алгебраической сумме заряда комплексообразователя и лигандов: [Ag+(NH3)2]+; [Cr3+(H2O)6]3+; [Cr3+(H2O)4CI2]+; [Pt4+(NH3)4]2+;  [Pt+2CI-1 4]2-;  [Zn+2(OH)-1 4]2-; [AI+3(OH)4]-1; [Fe+3 (CN)-1 6]-3;  [Fe+2 (CN)6]-4; [Pt+2(SO3)2- 4]6- .

6. Что такое внешняя сфера? Приведите примеры.

Ответ. Молекулы и ионы, окружающие комплекс, образуют внешнюю сферу. Например, K3[Fe+3 (CN)-1 6] – гексацианоферрат (III) калия, где К+ это внешняя сфера, [Cu(NH3)4]SO4 – сульфат тетраамминмеди, где SO42- это внешняя сфера.

7. Что такое координационное число? Приведите примеры.

Ответ. Координационное число показывает число лигандов, связанных с комплексообразователем, и может иметь значение о 1 до 12.

Координационное число зависит от:

1) природы комплексообразователя

2) степени окисления комплексообразователя

3) условий образования комплексов (концентрации, температуры, реагентов, природы растворителя и т.д.).

При одинаковой степени окисления комплексообразователя Координационные числа могут быть различными.

Степень окисления комплексообразователя

+1

+2

+3

+4

Координационное число

2

4,6

4,6

8

8. Назовите вещества: [Ag(NH3)2]OH – гидроксид диамминсеребра;   [Cr(H2O)6]CI3 хлорид гексааквахрома (III);  [Cr(H2O)4CI2]CI хлорид дихлоротетрааквахрома (III);     [Pt(NH3)4]CI2  хлорид тетраамминпланиты;  

9. Назовите вещества: K2[Pt+2CI4] тетраплатинат (VI) калия; Na2[Zn(OH)4] тетрагидроксоцинканат натрия;    K[AI(OH)4] тетраакваалюминат калия; K3[Fe+3 (CN)-16] гексацианоферрат (III) калия; K4[Fe+2 (CN)6] гексацианоферрат калия (II); Na6[Pt(SO3)4] тетрасульфитоплатинат (VI) калия.

10.Приведите уравнения химических свойств комплексных соединений.

Свойства комплексных соединений.

Большинства комплексных соединений при обычных условиях – твердые вещества, хорошо растворимые в воде.

1.Диссоциация

а)первичная (протекает по типу сильных электролитов):

[Ag(NH3)2]CI→[Ag(NH3)2]++CI-

K[AI(OH)4]→K++[AI(OH)4]-

б)вторичная (диссоциация комплексного иона протекает по типу слабых электролитов):

[Ag(NH3)]+ ↔Ag++2NH3

[AI(OH)4]-↔AI3++4OH-

2.Вступают в обменные реакции

[Cu(NH3)4]SO4+BaCI2=BaSO4↓+[Cu(NH3)4]CI2

3.Подвергаются термическому разложению

[Cu(NH3)4]SO4= CuSO4+4 NH3

4.Разрушаются при введении в раствор ионов, с которыми ион-комплексообразователь образует труднорастворимое соединение

K3[Ag(S2O3)2]+K2S=Ag2S↓+4K2SO4

5.Разрушаются под действием кислот

[Ag(NH3)2]CI+HNO3=AgCI↓+2NH4NO3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка ЦОРа по теме "Метод электронного баланса"

расстановка коэффициентов с применением метода электронного баланса...

методическая разработка на фестиваль "Времен связующая нить:урок в школьном музее" 2014

Методическая разработка межпредметного урока с испльзованием экспонатов музея "Отечественной войны 1812 года" на конкурс-фестиваль "Времен связующая нать:урок в школьном музее"...

Методическая разработка по применению межпредметных связей. Технология + История. 7 кл.

В методической разработке представлен пример по проведению занятия по предмету Технология (Технический труд. 7 кл. Мальчики). Тема: "Устройство и работа токарного станка СТД-120М",  с использован...

Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""

Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на  основе общего подхода. Стремление к эффективности  учебного процесса  заст...

Методическая разработка урока"Типы подчинительной связи слов в словосочетании"

План - конспект урока по теме"Типы подчинительной связи слов в словосочетании"...

Методическая разработка элективного курса «Логические связи текста».

Методическая разработка элективного курса «Логические связи текста»....