Рабочие листы по теме "Основания"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Предлагаемые рабочие листы по теме "Основания" могут помочь восьмиклассникам:

- сформировать представления о классификации, химических свойствах и способах получения оснований;

- закрепить умения выполнять упражнения вида "С какими из перечисленных веществ может реагировать данное вещество...." и "Закончить уравнения возможных реакций...";

- научиться прогнозировать химические свойства данного вещества по его принадлежности к определенному классу (задания вида "Охарактеризовать химические свойства данного вещества, привести уравнения возможных реакций....";

- научиться прогнозировать способы получения данного вещества по его принадлежности к классу (задания вида "Предложите способы получения данного вещества, приведите уравнения возможных реакций.....").

Данные рабочие листы предназначены для организации индивидуальной работы с учениками, пропускающими много уроков по болезни (или на надомном обучении).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osn._kl._neorg._v-v_-_osnovaniya.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Блок  №  4          Основания_

68)  Прочитайте приведенный ниже текст.

                 

                   «Немаловажную роль играют в жизни человека основания.

          Тысячи тонн гидроксида кальция, или, просто, извести,

          расходуются на приготовление строительных растворов,

          штукатурки, хлорной извести. Немало его используется для

          нейтрализации кислых сточных вод промышленных предпри-

          ятий, чтобы предотвратить загрязнение окружающей среды…

                     Гидроксиды натрия, калия и лития в значительных

          количествах идут на производство соды, поташа, мыла и

          других соединений.  Из них же … приготавливают растворы

          электролитов для щелочных аккумуляторов…  Способность

          щелочей расправляться с микробами успешно используется,

          например, при мытье посуды из-под молока, кефира и подобных

          продуктов. Щелочи к тому же разлагают жир, который

          удерживает грязь на стенках посуды, и тем самым облегчают

          мытье…

                      На основе гидроксидов хрома, марганца, железа, ко-

          бальта  и меди изготавливают большую часть малярных и ху-

          дожественных красок. А из гидроксида никеля прессуют пла-

          стины щелочных аккумуляторов.»

         

          (Б. В. Мартыненко  «Химия: кислоты и основания»

           Напишите формулы оснований, о которых идет речь.

         

           Ответ: _______________________________________________

                          ______________________________________________

69) Пользуясь таблицей растворимости на форзаце учебника,

        составьте формулы оснований и классифицируйте их по

        признаку растворимости в воде. Назовите эти вещества.

                                              Основания

        _____________________                      ______________________    

     

       ______________________                      ______________________

       ______________________                      ______________________

       ______________________                      ______________________  

       ______________________                      ______________________

       ______________________                      ______________________

       ______________________                      ______________________    

70) Вспомните химические свойства щелочей и нерастворимых

        оснований.

  А.   В приведенном ниже списке подчеркните названия классов

         неорганических веществ, с которыми могут взаимодейство-

         вать щелочи:  

         соль (р-р),  кислотный оксид,  основной оксид,  кислота,  щелочь,  

         соль (нерастворимая).     

  Б.   Какое химическое свойство является общим и для щелочей и

         для нерастворимых оснований?  

          Ответ: ________________________________________________

                         ________________________________________________

   В.   Чем отличаются по химическим свойствам нерастворимые

          основания от щелочей?

           Ответ: _______________________________________________

                         ________________________________________________

                          _______________________________________________

                         ________________________________________________

                          _______________________________________________

71) С какими из перечисленных веществ – гидроксид калия,

        соляная кислота, оксид кремния (IV), вода, азотная кислота,

        оксид лития, нитрат меди (II) -  может реагировать:

         А) гидроксид натрия,          

         Б) гидроксид висмута (III)?

         

         (Подсказка:  вспомните, как Вы выполняли   № 154)    

           А)                                _________________             Б)

                                               _________________

                                               _________________                

                                               _________________

                                               _________________

             ___________            _________________              ___________

                                               _________________

                     

72)  Установите соответствие:

             исходные вещества                     результат реакции

         А. щелочь + щелочь

         Б. кислота  + щелочь                     а) новая соль + новое основание

         В. щелочь + кислотный оксид

         Г.  р-р соли + нерастворимое       б) реакция не идет

                                   основание

         Д. кислота  + нерастворимое        в) соль + вода

                                   основание

         Е. щелочь + р-р соли                     г) изменяет окраску индикатора

         Ж. основной оксид + щелочь

         З. нерастворимое  + основной     д) не изменяет окраску индика-

               основание               оксид             тора

         И. нерастворимое  + индикатор

               основание

         К.  щелочь +  индикатор    

          Ответ: ______________________________________________ 

73)  Установите соответствие:

             исходные вещества                     результат   реакции

       

         А. SnCl2  +  NaOH →                      а)  Na2SO4  +  H2O

         Б.  Pb(OH)2   t                                   б) PbCl2  +  H2O  

         В.  SO3  +  NaOH →                        в) Sn(OH)2 ↓  +  NaCl   

         Г.фенолфталеин  +  Pb(OH)2 →     г) Na2SO3  +  H2O

         Д.  Pb(OH)2  + HCl →                     д) PbO  +  H2O

         Е.  NaOH   +  H2SO4 →                    е) малиновый цвет

        Ж. фенолфталеин  +  NaOH →       ж) Na2S  +  H2O

         З.  H2SO4   +  Na2O →                      з)  реакция не идет

         Ответ: _____________________________________________

74) Напишите уравнения возможных реакций, о которых идет

       речь в задании № 71), укажите тип каждой из них

75) С какими из перечисленных веществ веществ   –  оксид се-

        ры (IV), гидроксид натрия, соляная кислота, вода, оксид калия,

        сульфат магния -  может взаимодействовать:

         а) гидроксид  хрома (II),

         б) гидроксид лития?  Напишите

         уравнения возможных  реакций, укажите тип каждой из них.

76) Закончите уравнения возможных реакций:

         а)   N2O5   +   NaOH  →

         б)   Mg(OH)2   t         

         в)   Ca(OH)2   +   K2CO3  →

         г)   Sr(OH)2  +  SO2 →

        д)   NaOH  +  H3PO4  →

        е)   TlOH   +  HNO3  →

             

         Укажите тип каждой реакции.

77) Закончите уравнения возможных реакций:

        а)    H3PO4   +   Ca(OH)2  →

        б)    MgCl2    +   NaOH  →

        в)    HCl   +   TlOH   →

        г)    LiOH  +  CO2 →

        д)    Fe(OH)2   t         

        е)    Na2CO3   +  Sr(OH)2  →

            Укажите тип каждой реакции.

78)  Заполните пропуски. Составьте уравнения следующих реак-

         ций, укажите тип каждой из них 

                                                             II    III

          а)   Sr(OH)2  +  ________  →  SrPO4   +  H2O

                  щелочь                  кислота                     соль                вода

         

          б)   Sr(OH)2  +  _________    →  SrСO3   +  ______

                  щелочь             кислотный оксид                     соль  

          в)   Mg(NO3)2  +  ________  →  Mg(OH)2 ↓  +  NaNO3 

          г)   Co(OH)2  +   ________  →  CoCl2   +  _________

         д)   NaOH   +   _________  →  Fe(OH)2 ↓  +   _________

         е)   _______   +   FeCl2 →  _________  +   NaCl

79) По принадлежности вещества к определенному классу

       можно прогнозировать химические свойства этого вещества

       (предполагать, с какими веществами может взаимодейство-

       вать данное вещество, каковы будут продукты этих превра-

       щений).  Рассмотрим следующий пример.

       

         Образец:    охарактеризовать химические свойства гидроксида бария,

                                  привести уравнения возможных реакций            

последовательность действий

        выполняемые операции


А) составить формулу данного

     вещества и определить, к

    какому классу оно относится


Б) определить, с веществами

    каких классов может реаги-

    ровать данное вещество (по

   его принадлежности к классу)








В) составить формулы исход-

   ных  веществ по валентности


 








Г) определить, к каким классам относятся продукты реакции



 








 

Д) составить формулы продук-

    тов реакции по валентности













Е) расставить коэффициенты

     в  полученных схемах реак-

     ций

 

 Гидрокид бария  -  Ва(ОН)2 - щелочь




а) Ва(ОН)2  +  _____ →

    щелочь        кислота



б)  Ва(ОН)2  +  _____ →

    щелочь        кислотный

                             оксид

     

 в) Ва(ОН)2  +  _____ →

    щелочь        р-р соли     


а) Ва(ОН)2  +  HCl  →

    щелочь        кислота

                          IV II

б)  Ва(ОН)2  +  CO2 →

    щелочь        кислотный

                             оксид


                           I       II

 в) Ва(ОН)2  +  K2SO4 →

    щелочь         р-р соли     


а) Ва(ОН)2  +  HCl  → ______+ _______

    щелочь        кислота     соль           вода

                         


б)  Ва(ОН)2  +  CO2  → ______+ _______

    щелочь      кислотный    соль         вода

                           оксид

                           

в)Ва(ОН)2 + K2SO4 →_____ + ______

   щелочь       р-р соли   новая       новое 

                                      соль   основание

                                 

                                         II      I

а) Ва(ОН)2  +  HCl  →  BaCl2   +   H2O

    щелочь        кислота     соль           вода

         

                                     II     II

б)  Ва(ОН)2  +  CO2  → BaCO3  +  H2O

    щелочь      кислотный    соль         вода

                           оксид

                     

                          II    II             I     I

в)Ва(ОН)2 + K2SO4 → BaSO4+ KOH

   щелочь       р-р соли    новая         новое 

                                       соль    основание


                                        

а) Ва(ОН)2  + 2 HCl  →  BaCl2   +  2 H2O

    щелочь        кислота     соль           вода

                                              

б)  Ва(ОН)2  +  CO2  → BaCO3  +  H2O

    щелочь      кислотный    соль         вода

                           оксид


в)Ва(ОН)2 + K2SO4 → BaSO4↓ +2 KOH

   щелочь       р-р соли    новая            новое 

                                       соль       основание

 

          Используя приведенную выше последовательность действий

         (и образец), охарактеризуйте химические свойства гидрокси-

         да цезия, если известно, что это вещество – щелочь

          Гидроксид цезия -  __________  - щелочь

          Химические свойства гидроксида цезия:

         

           а)  _______    +    ________  →   _________    +   _________

                  щелочь                        кислота                              соль                               вода

           б)  _______    +    ________  →   _________    +   _________

                   щелочь                кислотный оксид  

                       

           в) _______    +    ________  →   _________    +   _________

                   щелочь                                          

            г)  _______    +    ________  →   синий цвет

                    щелочь                                          

             д) _______    +  фенолфталеин →   _________________

                    щелочь        

80)  Охарактеризуйте химические свойства гидроксида рубидия,

         если известно, что это вещество – щелочь (используйте обра-

         зец, приведенный в задании № 79))

         

                               

   

 

81)   Охарактеризуйте химические свойства гидроксида

          марганца (II)

           (Подсказка: 1) сначала составьте формулу и определите, к какому классу

                                       относится гидроксид   марганца (II);

             2) вспомните, какие химические свойства характерны для  веществ этого

                  класса;

     3) напишите уравнения реакций, в которые может вступать данное вещество)

82)  Охарактеризуйте химические свойства гидроксида

         иттрия (III), если известно, что это вещество  -  нераствори-

         мое основание

83) Вещества каких классов должны прореагировать между

       собой, чтобы образовались следующие продукты реакции:

        а) _______________         t               оксид металла  +  вода

        б) ______________   +   ____________  →  соль    +   вода

        в) ______________   +   ____________  →  соль    +   вода

        г) ______________   +   ____________  →  щелочь

        д) ______________   +   ____________ →  основание  +  соль

                                                                             

        е) ______________   +   ____________  →   щелочь  +  водород

84) Составьте формулы исходных веществ и расставьте коэффи-

        циенты в полученных схемах реакций:

          (Подсказка: 1) сначала определите, к каким классам  относятся продукты

                                       реакции, подпишите названия этих классов под формулами;

       2) вспомните, в результате каких химических превращений образуются

           вещества, принадлежащие к этим классам;

       3) подпишите названия классов исходных веществ;

       4) составьте формулы исходных веществ по валентности;

       5) расставьте коэффициенты в полученных схемах реакций.)

          а)  ________   +   ________  →  MgCl2   +  H2O

          б)  ________   +   ________  →  LiOH

          в)  __________            t           NiO   +  H2O

          г)  ________   +   ________  →  Bi(OH)3 ↓   +  Na2SO4

          д)  ________   +   ________  →  NaOH  +  H2

          е) ________   +   ________  →  Rb2CO3  +  H2O

85) Зная принадлежность вещества к определенному классу,

       можно прогнозировать не только его химические свойства, но

       и способы получения данного вещества

         (Подсказка: подобное задание отчасти похоже на предыдущее (№ 84), но, в

                                 отличие от него, Вам известен только один продукт реакции)

         Образец:   предложите способы получения гидроксида бария, напишите

                                 уравнения возможных реакций

  последовательность действий

        выполняемые операции

А) составить формулу  и опре-

     делить, к какому классу от-

     носится  вещество, которое

     нужно  получить    

 

 Гидрокид бария  -  Ва(ОН)2 - щелочь



Б) определить, взаимодействи-

    ем каких веществ можно

    получить щелочь (вспомните

    способы получения щелочей)


а)________      +  _____   →   Ва(ОН)2 

  оксид актив-              вода              щелочь    

  ного металла


б) ________      +  _____   →   Ва(ОН)2 

      активный              вода              щелочь    

        металл


В) составить формулы исход-

   ных  веществ по валентности


        II   II  

а)    ВаО      +     Н2О   →   Ва(ОН)2 

  оксид актив-         вода              щелочь    

  ного металла


 б)    Ba      +   Н2О  →   Ва(ОН)2 

    активный       вода              щелочь    

     металл


Г) проверить: если в результа-

   те взаимодействия образу-

    ется  не только данное веще-

   ство, нужно составить фор-

   мулы других продуктов


а) ВаО      +         Н2О   →   Ва(ОН)2 

  оксид актив-         вода              щелочь    

  ного металла


б)   Ba      +   Н2О  → Ва(ОН)2  +  Н2

 активный       вода          щелочь    

  металл


Д) расставить коэффициенты  в  полученных схемах реакций


а) ВаО      +       Н2О   →   Ва(ОН)2 

 

б)   Ba    +   2 Н2О  → Ва(ОН)2  +  Н2

 

      Используя приведенную выше последовательность действий

      (и образец), предложите способы получения  гидроксида руби-

       дия, напишите уравнения возможных реакций

                                                  I       I

       Гидроксид рубидия   –   RbOH   - ____________

       Получение гидроксида рубидия:  

       

        а)  _______    +    ________  →   RbOH

                     

       

        б)  _______    +    ________  →   RbOH     +   _________

86)  Предложите способы получения  гидроксида цезия, напиши

       те уравнения возможных реакций

87)  Предложите способ получения  гидроксида меди (II), напи-

        шите  уравнения возможных реакций

    (Подсказка: 1) обратите внимание, к какому классу принадлежит это вещество

                         2) вспомните, как получают вещества этого класса

                         3) напишите уравнения возможных реакций)

       

88) Предложите способы получения  гидроксида кальция  и  гид-

         роксида висмута (III), напишите  уравнения возможных реак-

         ций

 

89) Задача: какое количество гидроксида бария прореагировало   с

                     ортофосфорной кислотой, если в результате реакции

                     образовалось 7,3 моль ортофосфата бария?

90)  Задача: вычислите объем водорода, который образуется

                       при взаимодействии 0,725 моль калия с водой.

91) Задача:  какую массу оксида кобальта (II) можно получить при

                   разложении при нагревании 129 г гидроксида кобальта (II)?

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие листы для учащихся к классному часу

На данных листах работают учащиеся во время классного часа. Весь пакет распечатывается для каждого ученика, то есть если в классе 16 человек, то значит - 16 копий. Что я и делала в свое время....

Рабочий лист по теме:" Магнитная индукция"

Использование рабочих листов на уроке сокращает время на составление учащимися опорного конспекта. Заполняется рабочий лист по мере объяснения учителем  нового материала....

Рабочий лист по теме:"Объяснение электрических явлений".8 кл.

Рабочий лист заполняется учащимися по ходу объяснения учителем нового материала и представляет собой опорный конспект по теме "Объяснение электрических явлений". 8 класс....

Рабочий лист к уроку русского языка

Рабочий лист к уроку "Обращение"...

Рабочий лист к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)

Рабочий лист к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)...

Рабочий лист просмотра видеоматериала «Женщины в русской истории. Выпуск № 70 "Рогнеда". 22.10.2011» для учащихся 6 класса

Универсальный ресурс и возможно применение к различным УМК по истории России в 6 классе по теме «Владимир Святославович.  Принятие христианства»..В  УМК А.А.Данилов, А.Г.Косулина отсут...

Рабочий лист по Кубановедению

Рабочий лист для закрепления материала по кубановедению в 5 кл....