Рабочие листы по теме "Основания"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Предлагаемые рабочие листы по теме "Основания" могут помочь восьмиклассникам:
- сформировать представления о классификации, химических свойствах и способах получения оснований;
- закрепить умения выполнять упражнения вида "С какими из перечисленных веществ может реагировать данное вещество...." и "Закончить уравнения возможных реакций...";
- научиться прогнозировать химические свойства данного вещества по его принадлежности к определенному классу (задания вида "Охарактеризовать химические свойства данного вещества, привести уравнения возможных реакций....";
- научиться прогнозировать способы получения данного вещества по его принадлежности к классу (задания вида "Предложите способы получения данного вещества, приведите уравнения возможных реакций.....").
Данные рабочие листы предназначены для организации индивидуальной работы с учениками, пропускающими много уроков по болезни (или на надомном обучении).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osn._kl._neorg._v-v_-_osnovaniya.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Блок № 4 Основания_
68) Прочитайте приведенный ниже текст.
«Немаловажную роль играют в жизни человека основания.
Тысячи тонн гидроксида кальция, или, просто, извести,
расходуются на приготовление строительных растворов,
штукатурки, хлорной извести. Немало его используется для
нейтрализации кислых сточных вод промышленных предпри-
ятий, чтобы предотвратить загрязнение окружающей среды…
Гидроксиды натрия, калия и лития в значительных
количествах идут на производство соды, поташа, мыла и
других соединений. Из них же … приготавливают растворы
электролитов для щелочных аккумуляторов… Способность
щелочей расправляться с микробами успешно используется,
например, при мытье посуды из-под молока, кефира и подобных
продуктов. Щелочи к тому же разлагают жир, который
удерживает грязь на стенках посуды, и тем самым облегчают
мытье…
На основе гидроксидов хрома, марганца, железа, ко-
бальта и меди изготавливают большую часть малярных и ху-
дожественных красок. А из гидроксида никеля прессуют пла-
стины щелочных аккумуляторов.»
(Б. В. Мартыненко «Химия: кислоты и основания»
Напишите формулы оснований, о которых идет речь.
Ответ: _______________________________________________
______________________________________________
69) Пользуясь таблицей растворимости на форзаце учебника,
составьте формулы оснований и классифицируйте их по
признаку растворимости в воде. Назовите эти вещества.
Основания
_____________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
70) Вспомните химические свойства щелочей и нерастворимых
оснований.
А. В приведенном ниже списке подчеркните названия классов
неорганических веществ, с которыми могут взаимодейство-
вать щелочи:
соль (р-р), кислотный оксид, основной оксид, кислота, щелочь,
соль (нерастворимая).
Б. Какое химическое свойство является общим и для щелочей и
для нерастворимых оснований?
Ответ: ________________________________________________
________________________________________________
В. Чем отличаются по химическим свойствам нерастворимые
основания от щелочей?
Ответ: _______________________________________________
________________________________________________
_______________________________________________
________________________________________________
_______________________________________________
71) С какими из перечисленных веществ – гидроксид калия,
соляная кислота, оксид кремния (IV), вода, азотная кислота,
оксид лития, нитрат меди (II) - может реагировать:
А) гидроксид натрия,
Б) гидроксид висмута (III)?
(Подсказка: вспомните, как Вы выполняли № 154)
А) _________________ Б)
_________________
_________________
_________________
_________________
___________ _________________ ___________
_________________
72) Установите соответствие:
исходные вещества результат реакции
А. щелочь + щелочь
Б. кислота + щелочь а) новая соль + новое основание
В. щелочь + кислотный оксид
Г. р-р соли + нерастворимое б) реакция не идет
основание
Д. кислота + нерастворимое в) соль + вода
основание
Е. щелочь + р-р соли г) изменяет окраску индикатора
Ж. основной оксид + щелочь
З. нерастворимое + основной д) не изменяет окраску индика-
основание оксид тора
И. нерастворимое + индикатор
основание
К. щелочь + индикатор
Ответ: ______________________________________________
73) Установите соответствие:
исходные вещества результат реакции
А. SnCl2 + NaOH → а) Na2SO4 + H2O
Б. Pb(OH)2 t б) PbCl2 + H2O
В. SO3 + NaOH → в) Sn(OH)2 ↓ + NaCl
Г.фенолфталеин + Pb(OH)2 → г) Na2SO3 + H2O
Д. Pb(OH)2 + HCl → д) PbO + H2O
Е. NaOH + H2SO4 → е) малиновый цвет
Ж. фенолфталеин + NaOH → ж) Na2S + H2O
З. H2SO4 + Na2O → з) реакция не идет
Ответ: _____________________________________________
74) Напишите уравнения возможных реакций, о которых идет
речь в задании № 71), укажите тип каждой из них
75) С какими из перечисленных веществ веществ – оксид се-
ры (IV), гидроксид натрия, соляная кислота, вода, оксид калия,
сульфат магния - может взаимодействовать:
а) гидроксид хрома (II),
б) гидроксид лития? Напишите
уравнения возможных реакций, укажите тип каждой из них.
76) Закончите уравнения возможных реакций:
а) N2O5 + NaOH →
б) Mg(OH)2 t
в) Ca(OH)2 + K2CO3 →
г) Sr(OH)2 + SO2 →
д) NaOH + H3PO4 →
е) TlOH + HNO3 →
Укажите тип каждой реакции.
77) Закончите уравнения возможных реакций:
а) H3PO4 + Ca(OH)2 →
б) MgCl2 + NaOH →
в) HCl + TlOH →
г) LiOH + CO2 →
д) Fe(OH)2 t
е) Na2CO3 + Sr(OH)2 →
Укажите тип каждой реакции.
78) Заполните пропуски. Составьте уравнения следующих реак-
ций, укажите тип каждой из них
II III
а) Sr(OH)2 + ________ → SrPO4 + H2O
щелочь кислота соль вода
б) Sr(OH)2 + _________ → SrСO3 + ______
щелочь кислотный оксид соль
в) Mg(NO3)2 + ________ → Mg(OH)2 ↓ + NaNO3
г) Co(OH)2 + ________ → CoCl2 + _________
д) NaOH + _________ → Fe(OH)2 ↓ + _________
е) _______ + FeCl2 → _________ + NaCl
79) По принадлежности вещества к определенному классу
можно прогнозировать химические свойства этого вещества
(предполагать, с какими веществами может взаимодейство-
вать данное вещество, каковы будут продукты этих превра-
щений). Рассмотрим следующий пример.
Образец: охарактеризовать химические свойства гидроксида бария,
привести уравнения возможных реакций
последовательность действий | выполняемые операции |
А) составить формулу данного вещества и определить, к какому классу оно относится Б) определить, с веществами каких классов может реаги- ровать данное вещество (по его принадлежности к классу) В) составить формулы исход- ных веществ по валентности Г) определить, к каким классам относятся продукты реакции Д) составить формулы продук- тов реакции по валентности Е) расставить коэффициенты в полученных схемах реак- ций | Гидрокид бария - Ва(ОН)2 - щелочь а) Ва(ОН)2 + _____ → щелочь кислота б) Ва(ОН)2 + _____ → щелочь кислотный оксид в) Ва(ОН)2 + _____ → щелочь р-р соли а) Ва(ОН)2 + HCl → щелочь кислота IV II б) Ва(ОН)2 + CO2 → щелочь кислотный оксид I II в) Ва(ОН)2 + K2SO4 → щелочь р-р соли а) Ва(ОН)2 + HCl → ______+ _______ щелочь кислота соль вода б) Ва(ОН)2 + CO2 → ______+ _______ щелочь кислотный соль вода оксид в)Ва(ОН)2 + K2SO4 →_____ + ______ щелочь р-р соли новая новое соль основание II I а) Ва(ОН)2 + HCl → BaCl2 + H2O щелочь кислота соль вода II II б) Ва(ОН)2 + CO2 → BaCO3 + H2O щелочь кислотный соль вода оксид II II I I в)Ва(ОН)2 + K2SO4 → BaSO4↓+ KOH щелочь р-р соли новая новое соль основание а) Ва(ОН)2 + 2 HCl → BaCl2 + 2 H2O щелочь кислота соль вода б) Ва(ОН)2 + CO2 → BaCO3 + H2O щелочь кислотный соль вода оксид в)Ва(ОН)2 + K2SO4 → BaSO4↓ +2 KOH щелочь р-р соли новая новое соль основание |
Используя приведенную выше последовательность действий
(и образец), охарактеризуйте химические свойства гидрокси-
да цезия, если известно, что это вещество – щелочь
Гидроксид цезия - __________ - щелочь
Химические свойства гидроксида цезия:
а) _______ + ________ → _________ + _________
щелочь кислота соль вода
б) _______ + ________ → _________ + _________
щелочь кислотный оксид
в) _______ + ________ → _________ + _________
щелочь
г) _______ + ________ → синий цвет
щелочь
д) _______ + фенолфталеин → _________________
щелочь
80) Охарактеризуйте химические свойства гидроксида рубидия,
если известно, что это вещество – щелочь (используйте обра-
зец, приведенный в задании № 79))
81) Охарактеризуйте химические свойства гидроксида
марганца (II)
(Подсказка: 1) сначала составьте формулу и определите, к какому классу
относится гидроксид марганца (II);
2) вспомните, какие химические свойства характерны для веществ этого
класса;
3) напишите уравнения реакций, в которые может вступать данное вещество)
82) Охарактеризуйте химические свойства гидроксида
иттрия (III), если известно, что это вещество - нераствори-
мое основание
83) Вещества каких классов должны прореагировать между
собой, чтобы образовались следующие продукты реакции:
а) _______________ t оксид металла + вода
б) ______________ + ____________ → соль + вода
в) ______________ + ____________ → соль + вода
г) ______________ + ____________ → щелочь
д) ______________ + ____________ → основание + соль
е) ______________ + ____________ → щелочь + водород
84) Составьте формулы исходных веществ и расставьте коэффи-
циенты в полученных схемах реакций:
(Подсказка: 1) сначала определите, к каким классам относятся продукты
реакции, подпишите названия этих классов под формулами;
2) вспомните, в результате каких химических превращений образуются
вещества, принадлежащие к этим классам;
3) подпишите названия классов исходных веществ;
4) составьте формулы исходных веществ по валентности;
5) расставьте коэффициенты в полученных схемах реакций.)
а) ________ + ________ → MgCl2 + H2O
б) ________ + ________ → LiOH
в) __________ t NiO + H2O
г) ________ + ________ → Bi(OH)3 ↓ + Na2SO4
д) ________ + ________ → NaOH + H2↑
е) ________ + ________ → Rb2CO3 + H2O
85) Зная принадлежность вещества к определенному классу,
можно прогнозировать не только его химические свойства, но
и способы получения данного вещества
(Подсказка: подобное задание отчасти похоже на предыдущее (№ 84), но, в
отличие от него, Вам известен только один продукт реакции)
Образец: предложите способы получения гидроксида бария, напишите
уравнения возможных реакций
последовательность действий | выполняемые операции |
А) составить формулу и опре- делить, к какому классу от- носится вещество, которое нужно получить | Гидрокид бария - Ва(ОН)2 - щелочь |
Б) определить, взаимодействи- ем каких веществ можно получить щелочь (вспомните способы получения щелочей) | а)________ + _____ → Ва(ОН)2 оксид актив- вода щелочь ного металла б) ________ + _____ → Ва(ОН)2 активный вода щелочь металл |
В) составить формулы исход- ных веществ по валентности | II II а) ВаО + Н2О → Ва(ОН)2 оксид актив- вода щелочь ного металла б) Ba + Н2О → Ва(ОН)2 активный вода щелочь металл |
Г) проверить: если в результа- те взаимодействия образу- ется не только данное веще- ство, нужно составить фор- мулы других продуктов | а) ВаО + Н2О → Ва(ОН)2 оксид актив- вода щелочь ного металла б) Ba + Н2О → Ва(ОН)2 + Н2↑ активный вода щелочь металл |
Д) расставить коэффициенты в полученных схемах реакций | а) ВаО + Н2О → Ва(ОН)2 б) Ba + 2 Н2О → Ва(ОН)2 + Н2↑
|
Используя приведенную выше последовательность действий
(и образец), предложите способы получения гидроксида руби-
дия, напишите уравнения возможных реакций
I I
Гидроксид рубидия – RbOH - ____________
Получение гидроксида рубидия:
а) _______ + ________ → RbOH
б) _______ + ________ → RbOH + _________
86) Предложите способы получения гидроксида цезия, напиши
те уравнения возможных реакций
87) Предложите способ получения гидроксида меди (II), напи-
шите уравнения возможных реакций
(Подсказка: 1) обратите внимание, к какому классу принадлежит это вещество
2) вспомните, как получают вещества этого класса
3) напишите уравнения возможных реакций)
88) Предложите способы получения гидроксида кальция и гид-
роксида висмута (III), напишите уравнения возможных реак-
ций
89) Задача: какое количество гидроксида бария прореагировало с
ортофосфорной кислотой, если в результате реакции
образовалось 7,3 моль ортофосфата бария?
90) Задача: вычислите объем водорода, который образуется
при взаимодействии 0,725 моль калия с водой.
91) Задача: какую массу оксида кобальта (II) можно получить при
разложении при нагревании 129 г гидроксида кобальта (II)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие листы для учащихся к классному часу
На данных листах работают учащиеся во время классного часа. Весь пакет распечатывается для каждого ученика, то есть если в классе 16 человек, то значит - 16 копий. Что я и делала в свое время....
Рабочий лист по теме:" Магнитная индукция"
Использование рабочих листов на уроке сокращает время на составление учащимися опорного конспекта. Заполняется рабочий лист по мере объяснения учителем нового материала....
Рабочий лист по теме:"Объяснение электрических явлений".8 кл.
Рабочий лист заполняется учащимися по ходу объяснения учителем нового материала и представляет собой опорный конспект по теме "Объяснение электрических явлений". 8 класс....
Рабочий лист к уроку русского языка
Рабочий лист к уроку "Обращение"...
Рабочий лист к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)
Рабочий лист к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)...
Рабочий лист просмотра видеоматериала «Женщины в русской истории. Выпуск № 70 "Рогнеда". 22.10.2011» для учащихся 6 класса
Универсальный ресурс и возможно применение к различным УМК по истории России в 6 классе по теме «Владимир Святославович. Принятие христианства»..В УМК А.А.Данилов, А.Г.Косулина отсут...
Рабочий лист по Кубановедению
Рабочий лист для закрепления материала по кубановедению в 5 кл....