Рабочая программа по химии11 кл
рабочая программа по химии (11 класс) по теме

Наривончик Наталья Михайловна

Рабочая прогрмма.11 класс.2012-2013 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabprogr_po_himii_11_klass.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Карамышево

Грязинского муниципального района Липецкой области

Согласовано                                                                                                                 Утверждаю

зам.директора по УВР                                                                                         директор школы

_________ М.И.Зарубина                                                                _______ Т.П.Большедонова

                                                                                                          Приказ от 01.09.  2012   № 61

Рабочая программа

по предмету

«Химия»

11 класс

на 2012 – 2013 учебный год

Составила

учитель химии  Н.М.Наривончик

2012 – 2013

учебный год

Пояснительная записка

   Рабочая программа по химии для 11 класса разработана в соответствии с:

        1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об

            образовании»;

        2.Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об    

           утверждении федерального компонента государственных образовательных  

           стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)  

           общего образования»;

  1.  Примерная программа основного общего образования по биологии;
  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011г. № 2885;
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ №98 от 04.10.2010 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных оснащений»;
  4. Учебный план МБОУ СОШ с. Карамышево на 2012-2013 учебный год;
  5.   Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ с. Карамышево на 2012-2013 учебный год;

 

    Настоящая программа по химии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. №1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по химии 8 -11 классы к учебному комплексу для 8-11 классов (составитель О.С.Габриелян.-М.: Дрофа, 2010.- с. 59 – 105.

Учебно-методический комплект по химии издательства «Дрофа» (автор О.С.Габриелян) соответствует государственному стандарту и является оптимальным комплектом, наиболее полно обеспечивающим реализацию основных содержательно-методических линий биологии основной школы. Новое издание этого комплекта является полным и доработанным в соответствии с требованиями нормативных документов, имеет завершённость учебной линии.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 11 классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю. Рабочая программа по химии для 11 класса рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Из школьного компонента на изучение химии в 11 классе введён 1 час. Дополнительные часы используются для расширения знаний и умений по отдельным темам всех разделов курса.

Цели изучения химии:

  1. формирование знаний основ науки -  важнейших фактов, понятий, законов и теорий,  

            химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий    

            об основных принципах химического производства;

  1. развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в  

            природе, в лаборатории и в повседневной жизни;

  1. формирование  умений работать с веществами, выполнять несложные химические  

            опыты, соблюдать правила техники безопасности; грамотно применять химические

            знания в общении с природой и в повседневной жизни;

  1. раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном

            природопользовании, обогащении энергетическими ресурсами, защите окружающей    

           среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;

  1. развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений  

            и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

Учебник:

 Габриелян О.С.  Химия. 11 класс. Учебник  для  общеобразовательных  учреждений / О.С.Габриелян.- М.: Дрофа, 2010.

Содержание

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева

   О с н о в н ы е   с в е д е н и я   о с т р о е н и и    а т о м а.

Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения энергетических оболочек атомов элементов 4 – го и 5 – го периодов Периодической системы Д.И. Менделеева ( переходных элементов). Понятие об орбиталях. s – и p – орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

  П е р и о д и ч е с к и й   з а к о н   Д. И. М  е н д е л е е в а   в   с в е т е   у ч е н и я   о  с т р о е н и и   а т о м а. Открытие Д.И Менделеевым периодического закона.

   Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах ( главных подгруппах).

   Положение водорода в периодической системе.

   Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Лабораторный опыт .1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

Тема 2. Строение вещества

   И о н н а я   х и м и ч е с к а я  с в я з ь . Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решётки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решёток.

   К о в а л е н т н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь . Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно – акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решётки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решёток.

   М е т а л л и ч е с к а я   х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Особенности строение атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка . Свойства веществ с этим типом связи .

   В о д о р о д н а я   х и м и ч е с к а я  с в я з ь .Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь .Значение водородной в организации структур биополимеров .

   П о л и м е р ы  .Пластмассы : термопласты и реактопласты , их представители и применение .Волокна : природные (растительные и животные )и химические (искусственные и синтетические ) ,их представители и применение .

   Г а з о б р а з н о е   с о с т о я н и е   в е щ е с т в а  .Три агрегатных состояния воды.  Особенности строения газов .Молекулярный объем газообразных веществ .

   Примеры газообразных природных смесей : воздух , природный газ .Загрязнение атмосферы (кислотные дожди , парниковый эффект ) и борьба с ним .

   Представители газообразных веществ : водород , кислород , углекислый газ , аммиак, этилен .Их получение , собирание и распознание .

   Ж и д к о е   с о с т о я н и е   в е щ е с т в а . Вода .потребление воды в быту и на производстве .Жесткость воды и способы её устранения .

   Минеральные воды , их использование в столовых и лечебных целях .

   Жидкие кристаллы и их применение .

   Т в ё р д о е   с о с т о я н и е   в е щ е с т в а .Амфорные твёрдые вещества в природе и жизни человека , их значение и применение .Кристаллическое строение вещества .

   Д и с п е р с н ы е   с и с т е м ы .Понятие о дисперсных системах .Дисперсная фаза и дисперсионная среда .Классификация дисперсионных систем в зависимости о агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсионной фазы .

   Грубодисперсные системы : эмульсии , суспензии , аэрозоли .

   Тонкодисперсные системы : гели и золи .

   С о с т а в  в е щ е с т ва  и  с м е с е й .Вещества молекулярного и немолекулярного строения .Закон постоянства состава веществ .

   Понятие «доля» и её разновидность : массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси – доля примесей , доля растворённого вещества в растворе) и объёмная .Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного .

   Демонстрации. .Модель кристаллической решётки хлорида натрия .Образцы минералов с ионной кристаллической решёткой : кальцита , галита .Модели кристаллических решёток «сухого льда» (или йода), алмаза , графита (или кварца).Модель молекулы ДНК .Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные , полиуретан , полиэтилен , полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть , шёлк , ацетатное волокно , капрон , лавсан , нейлон ) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая , кварц , оксид алюминия , природные алюмосиликаты ). Модель молекулярного объёма газов .Три агрегатных состояния воды .Образцы накипи на чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы её устранения .Приборы на жидких кристаллах .Образцы различных дисперсных систем : эмульсий , суспензий , аэрозолей , гелей и золей .Коагуляция .Синерезис .Эффект Тиндаля .

    Лабораторные опыты .2 .Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его свойств .3.Ознакомление с коллекцией полимеров : пластмасс и волокон и изделия из них .4 .Испытание воды на жесткость .Устранение жесткости воды .5. Ознакомление и минеральными водами .6 Ознакомление с дисперсными системами .

   Практическая работа № 1 . Получение , собирание и распознавание газов .

Тема 3 .

 Химические реакции

    Р е а к ц и и , и д у щ и е  б е з  и з м е н и я  с о с т а в а  в е щ е с т в .Аллотропия и аллотропные видоизменения .Причины аллотропии на примере модификации кислорода , углерода и фосфора .Озон , его биологическая роль .

    Изомеры и изомерия .

   Р е а к ц и и , и д у щ и е   с   и з  м е н е н и е м  с о с т а в а  в е щ е с т в .Реакция соединения , разложения , замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические .Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения .Реакции горения , как частый случай экзотермических реакций .

   С к о р о с т ь   х и м и ч е с к о й  р е а к ц и и .Скорость химической реакции .Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ , концентрации , температуры , площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные .Понятие о катализаторе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы , особенности их функционирования .

  О б р а т и м о с т ь  х и м и ч е с к и х   р е а к ц и й . Необратимые и обратимые химические реакции .Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций . Способы смешения химического равновесия на примере синтеза аммиака . Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты .

  Р о л ь   в о д ы   в  х и м и ч е с к и х   р е  а к ц и и  .Истинные растворы . Растворимость и классификация веществ по этому признаку : растворимые . малорастворимые и нерастворимые вещества .

  Электролиты и неэлектролиты .Электролитическая диссоциация .Кислоты , основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации .

   Химические свойства воды : взаимодействие с металлами , основными и кислотными оксидами , разложение и образование кристаллогидратов .Реакции гидратации в органической химии .

  Г и д р о л и з   о р г а н и ч е с к и х   и  н е о г а н и че с к и х   с о е де н е н и  й  .Необратимый гидролиз .Обратимый гидролиз солей .

  Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного мыла и спирта .Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке .

  О к и с л и т е л ь н о -  в о с с т а н о в и те л ь н ы е р е а к ц и и . Степень окисления .Определении степени окисления по формуле соединения . Понятие об окислительно – восстановительных реакциях . Окисление и восстановление , окислитель и восстановитель .

  Э л е к т р о л и з . Электролиз как окислительно – восстановительный процесс .Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия .Практическое применение электролиза . Электролитическое получение алюминия .

  Демонстрации. .Превращение красного фосфора в белый . Озонатор .Модели молекул н – бутана и изобутана .Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков различных металлов (магния , цинка , железа)с соляной кислотой .Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры .Модель кипящего слоя . Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксид марганца (IV))и каталазы сырого мяса и сырого картофеля . Примеры необратимых реакций , идущих с образованием осадка , газа или воды .Взаимодействие лития и натрия с водой .Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде ; испытание полученного раствора лакмусом  .Образцы кристаллогидратов .Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации . Зависимость степени электролитической  диссоциации  уксусной кислоты от разбавления раствора . Гидролиз карбида кальция . Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II) .Получение мыла .Простейшие окислительно – восстановительные реакции : взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера .Модель электролизной ванны для получения алюминия .

  Лабораторные опыты .7.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса .8 .Реакции , идущие с образованием осадка , газа и воды .9.Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля .10.Получение водорода взаимодействием  кислоты с цинком .11 Различные случаи гидролиза солей .

  Тема 4

   Вещества и их свойства

   М е т а л л ы .Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором , серой и кислородом).Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой .Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей .Алюминотермия .Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом .

   Коррозия металлов .понятие о химической и электрохимической коррозии металлов .Способы защиты металлов от коррозии .

   Н е м е т а л л ы .Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов .Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом ).Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами - окислителями).

  К и с л о т ы   н е о р г а н и ч е с к и е   и   о р г а н и ч е с к и е .Классификация кислот .Химические свойства кислот : взаимодействие с металлами , оксидами металлов , гидроксидами металлов , солями , спиртами (реакция этерификации ) .Особые  свойства азотной и концентрированной серной кислоты .

  О с н о в н и я   н е о р г а н и ч е с к и е   и  о р г а н и ч е с к и е .Основания , их классификация .Химические свойства оснований : взаимодействие с кислотами , кислотными оксидами и солями .Разложение растворимых оснований .

   С о л и .Классификация солей : средние , кислые и основные .Химические свойства солей : взаимодействие с кислотами , щелочами , металлами и солями .Представители солей и их значение .Хлорид натрия , карбонат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль).

   Качественные реакции на хлорид - , сульфат - , и карбонат – анионы , катионы железа (II) и (III).

  Г е н е т и ч е с к а я   с в я з ь   м е ж д у   к л а с с а м и   н е о р г а н и ч е с к и х   и  о р г а н и ч е с к и х   с о е д и н е н и й .Понятие о генетической связи и генетических рядах Генетический ряд неметалла .Особенность генетического ряда в органической химии .

  Демонстрации. .Коллекция образцов металлов .Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором , железа и серы .Горения магния и алюминия в кислороде .Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой .Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой . Результаты коррозии металлов в зависимости ио условий их протекания. коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида ( иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.

   Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов, б) неметаллов, в) кислот, г) оснований, д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.

   Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

   

Требования к уровню подготовки обучающихся  11 класса

В результате изучения ученик  должен

 знать/понимать:

- основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова, понятия об изомерии и гомологии, простых и кратных связях между атомами, важнейшие функциональные группы органических соединений;

- химическое строение, свойства, нахождение в природе и практическое значение изученных углеводородов, кислород- и азотсодержащих органических веществ;

 уметь

- составлять структурные формулы органических веществ изученных классов, распознавать изомеры по структурным формулам;

- разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

- уметь выполнять простейшие опыты с органическими веществами, распознавать соединения и полимерные материалы по известным признакам; 

- проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.

      Список литературы для обучающихся.

Габриелян О.С. Химия. 11 класс.  Учебник для общеобразовательных      учреждений / О.С.Габриелян.- М.: Дрофа, 2010.

      Используемая  учебно-методическая литература  (учебники других авторов, сборники тестовых  

      заданий,    поурочное  планирование) и средства обучения.

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.
  2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010.
  3. Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 10-11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2006.
  4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2003.
  5. Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Учебно - тематический план

Химия, 11 класс,

 (2 ч  в неделю, всего 68ч),  

УМК О.С. Габриеляна

№№

п\п


Наименование темы

Кол-во

час.

Из них

контр.

работ

1

Тема 1. Строение атома

2

Тема 2. Строение вещества

3

Тема 3. Химические реакции

4

Тема 4. Вещества и их свойства

5

Тема 5. Химический практикум

6

Тема 6. Химия в жизни общества

7

Итоговая конференция

Итого

Календарно-тематическое  планирование

учебного материала по курсу

органической химии для 11 класса О.С.Габриеляна (68ч.)

Название главы, темы урока

Дата проведения

Фактическая дата

Тема I. Строение атома.

1

Атом – сложная частица. Повторение

2

Состояние электронов в атоме

3

Электронные конфигурации атомов х.э

4

Валентные возможности атомов х.э.

5

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете строения атома

6

Обобщение знаний по теме «Строение атома»

7

Контрольная работа №1. «Строение атома»

Тема 2. Строение вещества

8

Химическая связь. Единая природа хим. связи

9

Химическая связь. Гибридизация электронных орбиталей

10

Гибридизация электронных орбиталей

11

Дисперсные системы

12-13

Теория строения химических соединений

14

Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии

15-16

Полимеры

17

Контрольная работа №2. «Строение вещества»

Тема 3. Химические реакции

18-19

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

20-21

Скорость химической реакции

22

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие

23-25

Окислительно-восстановительные реакции

26

Электролитическая диссоциация

27

Водородный показатель

28-29

Гидролиз органических и неорганических соединений

30

Повторение и обобщение

31

Контрольная работа №3. «Химические реакции»

Тема 4. Вещества и их свойства

32-33

Классификация неорганических соединений

34-35

Классификация органических соединений

36

Металлы

37

Коррозия металлов

38

Общие способы получения металлов

39-40

Урок-упражнение по теме «Металлы»

41-42

Неметаллы

43

Урок-упражнение по теме «Неметаллы»

44-45

Кислоты неорганические и органические

46

Основания неорганические и органические

47

Амфотерные органические и неорганические соединенич

48-49

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений

50

Урок-упражнение по теме «Вещества и их свойства»

51

Контрольная работа №4. Вещества и их свойства

Тема 5. Химический практикум

52

Практическая работа №1

Получение, собирание, распознавание газов и изучение их свойств

53

Практическая работа №2

Скорость химических реакций, химическое равновесие

54

Практическая работа №3

Сравнение свойств неорганических и органических соединений

55

Практическая работа №4

Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз»

56

Практическая работа №5

Решение экспериментальных задач по неорганической химии

57

Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач по органической химии 

58

Практическая работа №7

Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ

Тема 6. Химия в жизни общества

59-60

Химия и производство

61-62

Химия и сельское хозяйство

63-64

Химия и экология

65-66

Химия и повседневная жизнь человека

67-68

Итоговая конференция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии11 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством обра...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...