Рабочая программа по химии11 кл
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
Рабочая прогрмма.11 класс.2012-2013 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprogr_po_himii_11_klass.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Карамышево
Грязинского муниципального района Липецкой области
Согласовано Утверждаю
зам.директора по УВР директор школы
_________ М.И.Зарубина _______ Т.П.Большедонова
Приказ от 01.09. 2012 № 61
Рабочая программа
по предмету
«Химия»
11 класс
на 2012 – 2013 учебный год
Составила
учитель химии Н.М.Наривончик
2012 – 2013
учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 11 класса разработана в соответствии с:
1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об
образовании»;
2.Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования»;
- Примерная программа основного общего образования по биологии;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011г. № 2885;
- Приказ Министерства образования и науки РФ №98 от 04.10.2010 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных оснащений»;
- Учебный план МБОУ СОШ с. Карамышево на 2012-2013 учебный год;
- Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ с. Карамышево на 2012-2013 учебный год;
Настоящая программа по химии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. №1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по химии 8 -11 классы к учебному комплексу для 8-11 классов (составитель О.С.Габриелян.-М.: Дрофа, 2010.- с. 59 – 105.
Учебно-методический комплект по химии издательства «Дрофа» (автор О.С.Габриелян) соответствует государственному стандарту и является оптимальным комплектом, наиболее полно обеспечивающим реализацию основных содержательно-методических линий биологии основной школы. Новое издание этого комплекта является полным и доработанным в соответствии с требованиями нормативных документов, имеет завершённость учебной линии.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 11 классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю. Рабочая программа по химии для 11 класса рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Из школьного компонента на изучение химии в 11 классе введён 1 час. Дополнительные часы используются для расширения знаний и умений по отдельным темам всех разделов курса.
Цели изучения химии:
- формирование знаний основ науки - важнейших фактов, понятий, законов и теорий,
химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий
об основных принципах химического производства;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в
природе, в лаборатории и в повседневной жизни;
- формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические
опыты, соблюдать правила техники безопасности; грамотно применять химические
знания в общении с природой и в повседневной жизни;
- раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном
природопользовании, обогащении энергетическими ресурсами, защите окружающей
среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;
- развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений
и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.
Учебник:
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян.- М.: Дрофа, 2010.
Содержание
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева
О с н о в н ы е с в е д е н и я о с т р о е н и и а т о м а.
Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения энергетических оболочек атомов элементов 4 – го и 5 – го периодов Периодической системы Д.И. Менделеева ( переходных элементов). Понятие об орбиталях. s – и p – орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
П е р и о д и ч е с к и й з а к о н Д. И. М е н д е л е е в а в с в е т е у ч е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Открытие Д.И Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах ( главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Лабораторный опыт .1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
Тема 2. Строение вещества
И о н н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь . Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решётки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решёток.
К о в а л е н т н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь . Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно – акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решётки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решёток.
М е т а л л и ч е с к а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Особенности строение атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка . Свойства веществ с этим типом связи .
В о д о р о д н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь .Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь .Значение водородной в организации структур биополимеров .
П о л и м е р ы .Пластмассы : термопласты и реактопласты , их представители и применение .Волокна : природные (растительные и животные )и химические (искусственные и синтетические ) ,их представители и применение .
Г а з о б р а з н о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а .Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов .Молекулярный объем газообразных веществ .
Примеры газообразных природных смесей : воздух , природный газ .Загрязнение атмосферы (кислотные дожди , парниковый эффект ) и борьба с ним .
Представители газообразных веществ : водород , кислород , углекислый газ , аммиак, этилен .Их получение , собирание и распознание .
Ж и д к о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а . Вода .потребление воды в быту и на производстве .Жесткость воды и способы её устранения .
Минеральные воды , их использование в столовых и лечебных целях .
Жидкие кристаллы и их применение .
Т в ё р д о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а .Амфорные твёрдые вещества в природе и жизни человека , их значение и применение .Кристаллическое строение вещества .
Д и с п е р с н ы е с и с т е м ы .Понятие о дисперсных системах .Дисперсная фаза и дисперсионная среда .Классификация дисперсионных систем в зависимости о агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсионной фазы .
Грубодисперсные системы : эмульсии , суспензии , аэрозоли .
Тонкодисперсные системы : гели и золи .
С о с т а в в е щ е с т ва и с м е с е й .Вещества молекулярного и немолекулярного строения .Закон постоянства состава веществ .
Понятие «доля» и её разновидность : массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси – доля примесей , доля растворённого вещества в растворе) и объёмная .Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного .
Демонстрации. .Модель кристаллической решётки хлорида натрия .Образцы минералов с ионной кристаллической решёткой : кальцита , галита .Модели кристаллических решёток «сухого льда» (или йода), алмаза , графита (или кварца).Модель молекулы ДНК .Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные , полиуретан , полиэтилен , полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть , шёлк , ацетатное волокно , капрон , лавсан , нейлон ) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая , кварц , оксид алюминия , природные алюмосиликаты ). Модель молекулярного объёма газов .Три агрегатных состояния воды .Образцы накипи на чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы её устранения .Приборы на жидких кристаллах .Образцы различных дисперсных систем : эмульсий , суспензий , аэрозолей , гелей и золей .Коагуляция .Синерезис .Эффект Тиндаля .
Лабораторные опыты .2 .Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его свойств .3.Ознакомление с коллекцией полимеров : пластмасс и волокон и изделия из них .4 .Испытание воды на жесткость .Устранение жесткости воды .5. Ознакомление и минеральными водами .6 Ознакомление с дисперсными системами .
Практическая работа № 1 . Получение , собирание и распознавание газов .
Тема 3 .
Химические реакции
Р е а к ц и и , и д у щ и е б е з и з м е н и я с о с т а в а в е щ е с т в .Аллотропия и аллотропные видоизменения .Причины аллотропии на примере модификации кислорода , углерода и фосфора .Озон , его биологическая роль .
Изомеры и изомерия .
Р е а к ц и и , и д у щ и е с и з м е н е н и е м с о с т а в а в е щ е с т в .Реакция соединения , разложения , замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические .Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения .Реакции горения , как частый случай экзотермических реакций .
С к о р о с т ь х и м и ч е с к о й р е а к ц и и .Скорость химической реакции .Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ , концентрации , температуры , площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные .Понятие о катализаторе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы , особенности их функционирования .
О б р а т и м о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й . Необратимые и обратимые химические реакции .Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций . Способы смешения химического равновесия на примере синтеза аммиака . Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты .
Р о л ь в о д ы в х и м и ч е с к и х р е а к ц и и .Истинные растворы . Растворимость и классификация веществ по этому признаку : растворимые . малорастворимые и нерастворимые вещества .
Электролиты и неэлектролиты .Электролитическая диссоциация .Кислоты , основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации .
Химические свойства воды : взаимодействие с металлами , основными и кислотными оксидами , разложение и образование кристаллогидратов .Реакции гидратации в органической химии .
Г и д р о л и з о р г а н и ч е с к и х и н е о г а н и че с к и х с о е де н е н и й .Необратимый гидролиз .Обратимый гидролиз солей .
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного мыла и спирта .Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке .
О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и те л ь н ы е р е а к ц и и . Степень окисления .Определении степени окисления по формуле соединения . Понятие об окислительно – восстановительных реакциях . Окисление и восстановление , окислитель и восстановитель .
Э л е к т р о л и з . Электролиз как окислительно – восстановительный процесс .Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия .Практическое применение электролиза . Электролитическое получение алюминия .
Демонстрации. .Превращение красного фосфора в белый . Озонатор .Модели молекул н – бутана и изобутана .Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков различных металлов (магния , цинка , железа)с соляной кислотой .Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры .Модель кипящего слоя . Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксид марганца (IV))и каталазы сырого мяса и сырого картофеля . Примеры необратимых реакций , идущих с образованием осадка , газа или воды .Взаимодействие лития и натрия с водой .Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде ; испытание полученного раствора лакмусом .Образцы кристаллогидратов .Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации . Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора . Гидролиз карбида кальция . Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II) .Получение мыла .Простейшие окислительно – восстановительные реакции : взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера .Модель электролизной ванны для получения алюминия .
Лабораторные опыты .7.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса .8 .Реакции , идущие с образованием осадка , газа и воды .9.Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля .10.Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком .11 Различные случаи гидролиза солей .
Тема 4
Вещества и их свойства
М е т а л л ы .Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором , серой и кислородом).Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой .Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей .Алюминотермия .Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом .
Коррозия металлов .понятие о химической и электрохимической коррозии металлов .Способы защиты металлов от коррозии .
Н е м е т а л л ы .Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов .Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом ).Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами - окислителями).
К и с л о т ы н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е .Классификация кислот .Химические свойства кислот : взаимодействие с металлами , оксидами металлов , гидроксидами металлов , солями , спиртами (реакция этерификации ) .Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты .
О с н о в н и я н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е .Основания , их классификация .Химические свойства оснований : взаимодействие с кислотами , кислотными оксидами и солями .Разложение растворимых оснований .
С о л и .Классификация солей : средние , кислые и основные .Химические свойства солей : взаимодействие с кислотами , щелочами , металлами и солями .Представители солей и их значение .Хлорид натрия , карбонат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид - , сульфат - , и карбонат – анионы , катионы железа (II) и (III).
Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь м е ж д у к л а с с а м и н е о р г а н и ч е с к и х и о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й .Понятие о генетической связи и генетических рядах Генетический ряд неметалла .Особенность генетического ряда в органической химии .
Демонстрации. .Коллекция образцов металлов .Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором , железа и серы .Горения магния и алюминия в кислороде .Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой .Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой . Результаты коррозии металлов в зависимости ио условий их протекания. коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида ( иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов, б) неметаллов, в) кислот, г) оснований, д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
- основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова, понятия об изомерии и гомологии, простых и кратных связях между атомами, важнейшие функциональные группы органических соединений;
- химическое строение, свойства, нахождение в природе и практическое значение изученных углеводородов, кислород- и азотсодержащих органических веществ;
уметь
- составлять структурные формулы органических веществ изученных классов, распознавать изомеры по структурным формулам;
- разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
- уметь выполнять простейшие опыты с органическими веществами, распознавать соединения и полимерные материалы по известным признакам;
- проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.
Список литературы для обучающихся.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян.- М.: Дрофа, 2010.
Используемая учебно-методическая литература (учебники других авторов, сборники тестовых
заданий, поурочное планирование) и средства обучения.
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.
- Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010.
- Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 10-11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2006.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2003.
- Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2010.
Учебно - тематический план
Химия, 11 класс,
(2 ч в неделю, всего 68ч),
УМК О.С. Габриеляна
№№ п\п | Наименование темы | Кол-во час. | Из них контр. работ |
1 | Тема 1. Строение атома | ||
2 | Тема 2. Строение вещества | ||
3 | Тема 3. Химические реакции | ||
4 | Тема 4. Вещества и их свойства | ||
5 | Тема 5. Химический практикум | ||
6 | Тема 6. Химия в жизни общества | ||
7 | Итоговая конференция | ||
Итого |
Календарно-тематическое планирование
учебного материала по курсу
органической химии для 11 класса О.С.Габриеляна (68ч.)
№ | Название главы, темы урока | Дата проведения | Фактическая дата |
Тема I. Строение атома. | |||
1 | Атом – сложная частица. Повторение | ||
2 | Состояние электронов в атоме | ||
3 | Электронные конфигурации атомов х.э | ||
4 | Валентные возможности атомов х.э. | ||
5 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете строения атома | ||
6 | Обобщение знаний по теме «Строение атома» | ||
7 | Контрольная работа №1. «Строение атома» | ||
Тема 2. Строение вещества | |||
8 | Химическая связь. Единая природа хим. связи | ||
9 | Химическая связь. Гибридизация электронных орбиталей | ||
10 | Гибридизация электронных орбиталей | ||
11 | Дисперсные системы | ||
12-13 | Теория строения химических соединений | ||
14 | Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии | ||
15-16 | Полимеры | ||
17 | Контрольная работа №2. «Строение вещества» | ||
Тема 3. Химические реакции | |||
18-19 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии | ||
20-21 | Скорость химической реакции | ||
22 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие | ||
23-25 | Окислительно-восстановительные реакции | ||
26 | Электролитическая диссоциация | ||
27 | Водородный показатель | ||
28-29 | Гидролиз органических и неорганических соединений | ||
30 | Повторение и обобщение | ||
31 | Контрольная работа №3. «Химические реакции» | ||
Тема 4. Вещества и их свойства | |||
32-33 | Классификация неорганических соединений | ||
34-35 | Классификация органических соединений | ||
36 | Металлы | ||
37 | Коррозия металлов | ||
38 | Общие способы получения металлов | ||
39-40 | Урок-упражнение по теме «Металлы» | ||
41-42 | Неметаллы | ||
43 | Урок-упражнение по теме «Неметаллы» | ||
44-45 | Кислоты неорганические и органические | ||
46 | Основания неорганические и органические | ||
47 | Амфотерные органические и неорганические соединенич | ||
48-49 | Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений | ||
50 | Урок-упражнение по теме «Вещества и их свойства» | ||
51 | Контрольная работа №4. Вещества и их свойства | ||
Тема 5. Химический практикум | |||
52 | Практическая работа №1 Получение, собирание, распознавание газов и изучение их свойств | ||
53 | Практическая работа №2 Скорость химических реакций, химическое равновесие | ||
54 | Практическая работа №3 Сравнение свойств неорганических и органических соединений | ||
55 | Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» | ||
56 | Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по неорганической химии | ||
57 | Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач по органической химии | ||
58 | Практическая работа №7 Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ | ||
Тема 6. Химия в жизни общества | |||
59-60 | Химия и производство | ||
61-62 | Химия и сельское хозяйство | ||
63-64 | Химия и экология | ||
65-66 | Химия и повседневная жизнь человека | ||
67-68 | Итоговая конференция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии11 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством обра...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...