Рабочая программа по химии 10 кл
рабочая программа (химия, 10 класс) по теме
Рабочая програма.10 класс.2012-2013 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprogr_po_himii_10_klass.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Карамышево
Грязинского муниципального района Липецкой области
Согласовано Утверждаю
зам.директора по УВР директор школы
_________ М.И.Зарубина _______ Т.П.Большедонова
Приказ от 01.09. 2012 № 61
Рабочая программа
по предмету
«Химия»
10 класс
на 2012 – 2013 учебный год
Составила
учитель химии Н.М.Наривончик
2012 – 2013
Учебный план
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 10 класса разработана в соответствии с:
1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об
образовании»;
2.Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования»;
- Примерная программа основного общего образования по биологии;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011г. № 2885;
- Приказ Министерства образования и науки РФ №98 от 04.10.2010 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных оснащений»;
- Учебный план МБОУ СОШ с. Карамышево на 2012-2013 учебный год;
- Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ с. Карамышево на 2012-2013 учебный год;
Настоящая программа по химии для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. №1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по химии 8 -11 классы к учебному комплексу для 8-11 классов (составитель О.С.Габриелян.-М.: Дрофа, 2010.- с. 59 – 105.
Учебно-методический комплект по химии издательства «Дрофа» (автор О.С.Габриелян) соответствует государственному стандарту и является оптимальным комплектом, наиболее полно обеспечивающим реализацию основных содержательно-методических линий биологии основной школы. Новое издание этого комплекта является полным и доработанным в соответствии с требованиями нормативных документов, имеет завершённость учебной линии.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 10 классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю. Рабочая программа по химии для 10 класса рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Из школьного компонента на изучение химии в 10 классе введён 1 час. Дополнительные часы используются для расширения знаний и умений по отдельным темам всех разделов курса.
Цели изучения химии:
- формирование знаний основ науки - важнейших фактов, понятий, законов и теорий,
химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий
об основных принципах химического производства;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в
природе, в лаборатории и в повседневной жизни;
- формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические
опыты, соблюдать правила техники безопасности; грамотно применять химические
знания в общении с природой и в повседневной жизни;
- раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном
природопользовании, обогащении энергетическими ресурсами, защите окружающей
среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;
- развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений
и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.
Учебник:
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян.- М.: Дрофа, 2010.
Содержание
Повторение
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема 1
Строение органических соединений
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2
Строение и классификация органических соединений
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Тема 3
Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Тема 4
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль этиленгликолят меди (II); этанол этаналь этановая кислота.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Тема 5
Биологически активные органические соединения
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Тема 6
Искусственные и синтетические полимеры
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химически реактивам.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
- основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова, понятия об изомерии и гомологии, простых и кратных связях между атомами, важнейшие функциональные группы органических соединений;
- химическое строение, свойства, нахождение в природе и практическое значение изученных углеводородов, кислород- и азотсодержащих органических веществ;
уметь
- составлять структурные формулы органических веществ изученных классов, распознавать изомеры по структурным формулам;
- разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
- уметь выполнять простейшие опыты с органическими веществами, распознавать соединения и полимерные материалы по известным признакам;
- проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.
Список литературы для обучающихся.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян.- М.: Дрофа, 2010.
Используемая учебно-методическая литература (учебники других авторов, сборники тестовых
заданий, поурочное планирование) и средства обучения.
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010.
- Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 10-11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2006.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2003.
- Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2010.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003.
- Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работык учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2001.
Учебно - тематический план по химии, 10 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов),
УМК О.С. Габриеляна
№№ п\п | Наименование темы | Кол-во час. | Из них контр. работ |
Введение | 4 | ||
1 | Тема 1. Строение органических соединений | 7 | 1 |
2 | Тема 2. Реакции органических веществ | 4 | |
3 | Тема 3. Углеводороды | 18 | 1 |
4 | Тема 4. Кислородсодержащие соединения | 15 | 1 |
5 | Тема 5. Углеводы | 4 | |
6 | Тема 6. Азотсодержащие соединения | 7 | 1 |
7 | Тема 7. Химический практикум | 8 | |
Итого | 68 | 4 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала по курсу
органической химии для 10 класса О.С.Габриеляна (68ч.)
№ | Название главы, темы урока | Дата проведения | Фактическая дата |
Повторение | |||
1 | Предмет органической химии. Органические вещества | 4.09 | |
2 | Теория строения органических соединений | 6.09 | |
3 | Строения атома углерода | 11.09 | |
4 | Валентные состояния атома углерода | 13.09 | |
Тема 1. Строение органических соединений | |||
5-6 | Классификация органических веществ | 18-20.09 | |
7 | Основы номенклатуры органических соединений | 25.09 | |
8-9 | Изомерия и её виды | 27.09 2.10 | |
10 | Подготовка к контрольной работе | 4.10 | |
11 | Контрольная работа № 1 по теме 1 | 9.10 | |
Тема 2. Реакции органических соединений | |||
12-13 | Типы химических реакций в органической химии | 11-16.10 | |
14-15 | Типы реакционно-способных частиц и механизмы реакций в органической химии | 18-23.10 | |
Тема 3. Углеводороды | |||
16 | Природные источники углеводородов | 25.10 | |
17-18 | Алканы | 30.10 1.11 | |
19-20 | Алкены | 12-13.11 | |
21-22 | Алкины. Ацетилен | 15-20.11 | |
23 | Обобщение знаний по классам алканы, алкены, алкины | 22.11 | |
24-25 | Алкадиены. Каучуки | 27-29.11 | |
26 | Циклоалканы | 4.12 | |
27 | Арены. Бензол | 6.12 | |
28 | Обобщение знаний по классам алкадиены, циклоалканы, арены | 11.12 | |
29 | Нефть | 13.12 | |
30 | Решение задач | 18.12 | |
31 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Углеводороды» | 20.12 | |
32 | Контрольная работа № 2 по теме 3 | 25.12 | |
33 | Анализ контрольной работы | 27.12 | |
Тема 4. Кислородсодержащие соединения | |||
34 | Спирты | 15.01 | |
35 | Химические свойства спиртов | 17.01 | |
36 | Многоатомные спирты | 22.01 | |
37-38 | Каменный уголь | 24-29.01 | |
39-40 | Альдегиды и кетоны | 31.01-5.02 | |
41-42 | Карбоновые кислоты | 7-12.02 | |
43 | Сложные эфиры | 14.02 | |
44 | Жиры | 19.02 | |
45 | Генетическая связь между классами органических соединений | 21.02 | |
46 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Кислородсодержащие соединения» | 26.02 | |
47 | Контрольная работа № 3 по теме 4 | 28.02 | |
48 | Анализ контрольной работы | 1.03 | |
Тема 5. Углеводы | |||
49 | Углеводы | 5.03 | |
50-51 | Моносахариды. Глюкоза | 7-12.03 | |
52 | Полисахариды. Крахмал и целлюлоза | 14.03 | |
Тема 6. Азотсодержащие соединения | |||
53 | Амины | 19.03 | |
54 | Аминокислоты | 21.03 | |
55-56 | Белки | 2-4.04 | |
57 | Нуклеиновые кислоты | 9.04 | |
58 | Решение расчётных задач | 11.04 | |
59 | Контрольная работа № 4 по теме 6 | 16.04 | |
Тема 7. Химический практикум | |||
60 | Качественный анализ органических соединений | 18.04 | |
61 | Углеводороды | 23.04 | |
62 | Спирты и фенолы | 25.04 | |
63 | Карбоновые кислоты | 7.05 | |
64 | Углеводороды | 14.05 | |
65 | Амины. Аминокислоты. Белки | 16.05 | |
66 | Решение расчётных задач на идентификацию органических соединений | 21.05 | |
Повторение курса химии за 10 класс | |||
67-68 | Обобщение знаний по органической химии | 23-28.05 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...