Контроль и оценка на уроках химии
статья по химии по теме
Описание опыта работы по организации действий контроля и оценки на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol_i_ocenka.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Контроль и оценка на уроках химии.
Важнейшей задачей в современной школе является организация учебной деятельности школьников, когда он мог бы успешно овладевать умениями, способами освоения различных научных знаний. Такая организация учебной деятельности предполагает постановку и решение учебных задач. При решении учебной задачи ребенок усваивает общий способ поиска в наборе задач определенного типа. Учебные задачи решаются при помощи особых учебных действий, к которым В.В. Давыдов относит:
- Преобразование условия задачи для обнаружения отношения изучаемого объекта;
- Моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
- Преобразование модели для изучения его свойств в чистом виде;
- Построение системы частных задач, решаемых общим способом;
- Контроль за выполнением предыдущих действий;
- Оценку усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Хочу обратить внимание на два последних учебных действия и их организацию на уроках. Каждое учебное действие включает в себя определенный состав операций и содержит совместное выполнение их группой учащихся в различных видах совместной деятельности. Осуществляя контроль, учащиеся соотносят свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, связывают качество этих результатов с уровнем и полнотой выполнения учебных действий. Контроль может осуществляться как на основе анализа готовых результатов, полученных при выполнении определенных заданий, так и на основе предполагаемых результатов учебных действий, выполненных как бы про себя, устно в уме. Такая организация контроля позволяет сформировать у обучающихся навыки самоконтроля за усвоением материала. Действие оценки фиксирует соответствие или несоответствие результатов усвоения учебного материала требованиям учебной задачи, когда обучающиеся сами определяют, владеют они или нет общим способом решения, и анализируют причины, по которым им не удалось освоить данные способы решения. При выполнении действий контроля и оценки необходимо привлекать внимание обучающихся к содержанию собственных действий с точки зрения соответствия результата данной учебной задачи. Оценка как учебное действие осуществляется на основе рефлексии. Рефлексия как мыслительное действие состоит в рассмотрении собственных действий и их соответствия условиям учебной задачи, характеру ее цели и особенностям ее структуры. Рефлексия в подростковом возрасте представляет собой явление, при котором происходят сопоставление ее условий и целей, выявление существующих в опыте ученика средств и способов преобразования объекта, определение их достаточности для разрешения цели, выработка пооперационных действий, учет и обработка информации, говорящей о соответствии каждого этапа решения целям задачи. Рефлексия как умственное действие, направленное на контроль за собственной мыслительной деятельностью обучающегося, может осуществляться в процессе решения учебных задач. Думаю, что решение учебных задач может хорошо удаваться на уроках химии, физики и других, где возможно создать условия для эксперимента, моделирования, выполнения различных преобразований учебного материала. Рефлексивный процесс на уроке, я чаще всего осуществляю, поставив обучающихся перед видимым противоречием в учебном материале, и предлагаю обсудить его с разных точек зрения. В ходе обсуждения выявляется незнание отдельных моментов, и это становится предметом анализа. В результате ученики выясняют, что их знаний и способов действий недостаточно для решения проблемы, и тогда возникает необходимость выработки общего способа действия для освоения нового. При этом всю координирующую работу провожу сама. Иногда рефлексию я провожу в малых группах, и тогда субъектом рефлексивной деятельности является совместный процесс работы. При такой организации рефлексии появляется возможность выполнения действий самоконтроля и самооценки, когда через осмысление различных этапов действий у обучающихся осуществляется переход от незнания к знанию. Считаю, что условием закрепления такого уровня рефлексии является организация коммуникативной деятельности обучающихся по разрешению учебных ситуаций, когда в процессе парной или групповой работы идет обсуждение, споры, анализ известных способов действия и поиск новых. Это формирует действие контроля, обеспечивающее необходимую полноту пошаговых действий и правильность их выполнения. На своих уроках я использую различные виды контроля как учебного действия: -итоговый контроль, где предметом действия служит результат учебного действия; - пооперационный контроль, при котором обучающиеся сравнивают состав операций учебного действия с характером учебной задачи; -планирующий контроль, при котором провожу учет и коррекцию результатов еще не осуществленных действий; - рефлексивный контроль, когда осуществляется переход от одной учебной задачи к другой, от одного освоенного способа действия к поиску нового, соответствующего изменившимся условиям задачи.
Действие контроля тесно связано с оценкой, которая «позволяет определить усвоен или нет (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели – мотиву» [2]. При организации текущего контроля я выбираю средства работы с учениками и определяю степень их подготовленности к этапному контролю, после чего идет проверка знаний и умений по отдельным блокам учебного материала. Таким образом, оценка, полученная в результате данных действий, характеризует уровень усвоения учебного материала учащимися. Осуществляя так контроль и оценку знаний учащихся, важно добиться, чтобы оценка отражала не только обученность, но и обучаемость, т.е. чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности. Нужно всегда четко осознавать, что должен знать и уметь ученик после изучения конкретной темы: а) знание теоретического материала (умение дать формулировку основных понятий, законов, уметь определять их); б) знание фактического материала (состав, строение, свойства, применение химических веществ); в) знание химического языка; г) экспериментальные умения; д) умение решать расчетные задачи. На основании этого разрабатывается памятка учащимся. В этом случае чаще всего использую контрольную работу (письменно), либо зачет (устно). Часто содержание темы определяет форму контроля. Так, при изучении темы «Теория химического строения органических соединений» контроль лучше проводить в форме собеседования или теоретического семинара, а при изучении темы «Электролиз» или «Гидролиз солей» оптимальной формой контроля будет практикум или эксперимент. Чтобы проверить знания учащихся на уровне ознакомления с новым материалом после урока-лекции – диктант либо теоретический семинар или контрольные и самостоятельные работы; на уровне отработки умений – тренинг, тестовые задания разного уровня сложности. Хорошим отражением системы знаний и умений каждого ученика служит индивидуально-тематический учет. Он включает в себя список класса и перечень основных контрольных показателей знаний и умений по химии. Эта работа очень кропотлива и требует дополнительной затраты времени, но при этом хорошо прослеживается уровень каждого ученика в отдельности и класса в целом, а результат не заставит себя ждать.
Фамилия имя | Знание теории | Умение решать задачи (тип) | Владение химическим языком | Экспериментальные умения | Составление уравнений реакций | Итоговая оценка |
Петров Иван | ||||||
Иванов Петр |
Итоговая оценка по теме складывается из оценок по каждому показателю. Считаю, что такой вариант контроля носит развивающий характер, делая ученика активным участником процесса обучения, творческого его преобразования.
Литература.
- В.В. Давыдов, «Проблемы развивающего обучения», М.: Педагогика, 1986.
- В.В. Давыдов, А.У. Варданян, «Учебная деятельность и моделирование», Ереван: Луйс, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировка и выработка устойчивых навыков работы с тестами при контроле и оценке знаний обучающихсяна уроках химии и биологиис целью подготовки учащихся к ЕГЭ"
Данная презентация может оказать методическую помощь при подготовке обучающего семинара по вопросу использования тестовой технологии...
Информационно – коммуникационные технологии в реализации системы контроля и оценки учебных достижений учащихся по химии
Сообщение на МО естественно - математического цикла.- Использование ИКТ позволяет существенно улучшить качество проверки знаний и умений учащихся.- Компьютерные тесты являются достаточно мощным ...
Виды контроля знаний учащихся на уроках химии
Данный материал представляет обобщение по теме контроль знаний. В статье указаны виды контроля, на каких этапах урока лучше проводить тот или иной вид контроля. Преимущества тестового контроля для быс...
Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование».
Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование»....
Оценка и контроль качества знаний учащихся по химии
Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения....
Информационно- коммуникационные технологии в системе контроля и оценки учебных достижений учащихся по химии.
Каждый учитель сталкивается с проблемой нехватки учебного времени. Точнее даже не сталкивается, а постоянно работает в условиях его хронического недостатка. Причем с годами последний неуклонно увеличи...
Разработка примеров мониторинга формирования УУД и функциональной грамотности на уроках химии Формирование УУД на уроках химии: контроль и диагностика
Работа рассказывает об эффективной методике приемов мониторинга на уроках химии...