Динамические модели строения атомов
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Динамические многослойные модели строения атомов используются на уроках химии демонстрационно при изучении нового материала и фронтальном закреплении, в групповой работе и индивидуально при проблемах в понимании учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dinamicheskie_modeli_stroeniya_atomov.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СТРОЕНИЯ АТОМОВ
Сергеева Галина Борисовна, МБОУ «Очёрская СОШ №1», Пермский край, учитель химии
Химия - наука, формирующая научное мировоззрение учеников, на основе которого происходит осознание учащимися своего места в природе и мире в целом, своего отношения к этому миру.
Ученики наблюдают, что вещество меняется в ходе химической реакции. А что происходит внутри него, что вызвало внешние изменения? Специфика предмета химии такова, что процессы микромира не видимы и не осязаемы, поэтому трудно понимаются учениками. Для объяснения явлений макромира необходимо «спуститься» на уровень микромира, в основе которого лежит понятие строение атомов.
Что бы избежать формализма знаний при изучении строения атомов, наряду с визуализацией (таблицы, схемы, фильмы и др.) применяю моделирование, которое позволяет «потрогать» атом.
Изготовила и более 10 лет применяю динамические модели строения атомов элементов 2 периода. Модели являются авторскими, аналогов в методической литературе по химии не встречено.
Демонстрационные модели изготовлены из плотной бумаги диаметром 22 см, на одной стороне надпись «Атом» (Фото 1), на другой стороне – обозначение атома (Фото 2). Рассмотрю на примере модели строения атома лития.
Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4 Фото 5 Фото 6
Методика использования
1. «Открываем» атом (Фото 3) и видим, что он состоит из положительно заряженного ядра, вокруг которого - электроны (Фото 4). «Вскрываем» ядро атома (Фото 5), в нем 4 красных кружочка – нейтроны и 3 положительных кружочка – протоны (Фото 6).
2. В обратном порядке. В ядре 3 положительно заряженных протона (Фото 6). Чему равен заряд ядра атома? Переворачиваем и проверяем, заряд +3 (Фото 5 и 4). Переворачиваем на обозначение атома (Фото 2) и отмечаем, что число протонов равно порядковому номеру элемента. Найдите в своей периодической таблице литий и укажите пальчиком (запоминает «тело») порядковый номер 3. Вновь «вскрыли» ядро (Фото 6). Чему равна масса всех ядерных частиц? Получили 7. Переворачиваем на обозначение атома (Фото 2) и проводим сопоставление атомной массы с числом ядерных частиц. Сколько электронов в атоме лития? Почему 2 орбиты? Ответы находят в совместной работе по моделям и периодической системе.
3. На основе данных моделей «играем» в «изменение числа частиц» и наглядно представляем, что произойдет с атомом. Это эффективно помогает, особенно кинестетикам, в понимании и усвоении темы.
Динамические многослойные модели строения атомов используются в 8 классе демонстрационно при изучении нового материала и фронтальном закреплении, в групповой работе и индивидуально при проблемах в понимании учебного материала.
Каждый ученик в качестве домашнего задания изготавливает одну уменьшенную модель атома на выбор, которая хранятся в их тетрадях «для конспектов» в кармашках на последней странице и используется на протяжении всего изучения химии с 8 по 11 класс, т.к. понятие строение атома является фундаментальным.
При самостоятельном изготовлении модели и работе с ней у учащихся формируются:
-познавательные УУД - постановка и решение проблемы, поиск информации, знаково-символические действия;
-регулятивные УУД - планирование, волевая саморегуляция;
-личностные УУД – аккуратность, эстетичность, внутренняя позиция;
-коммуникативные УУД – общение при изготовлении, обсуждение и оценивание.
Такой, казалось бы архаичный, способ демонстрации атома оживляет образовательный процесс. В купе с компьютерной графикой данное дидактическое пособие делает атом не только видимым, в него можно заглянуть, раскрыть, вновь собрать, потрогать. Ученики позитивно воспринимают работу с моделью атома, происходит положительный настрой в целом на процесс учения. При этом прочно усваивается понятие строение атома, на основе которого ученики с пониманием выстраивают систему науки химии: состав→строение→свойства→применение. Формируется компетенция, позволяющая находить объяснения любым окружающим нас явлениям. Это и есть научное мировоззрение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Строение атома. Строение электронных оболочек атомов"
Ученикам: Выберите один правильный ответ. Обратите внимание вы должны уметь расписывать электронное строение атомов 20 первых элементов расположенных в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Удачи! Тест для 9 класса. ...
Урок на тему: «МОДЕЛИ СТРОЕНИЯ АТОМА» (для учащихся 11 класса)
Урок на тему: «МОДЕЛИ СТРОЕНИЯ АТОМА» (для учащихся 11 класса)Продолжительность урока – 45 минут. Урок с использованием ИКТ. Урок-лекция с обратной связью.ПЛАН УРОКА: 1. Вступительное слово учите...
Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Связь давления идеального газа с средней кинетической энерг
Разработка серии уроков посвященных изучению: Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средн...
Примеры заданий по теме: Строение атома. Строение электронных оболочек атомов
Разработка представляет собой подборку заданий по теме: "Строение атома. Строение электронных оболочек атома"(задание 1). Задания могут быть использованы...
презентация к уроку "Модели строения атома" 9 класс физика
Модель Томсона, модель Резерфорда, опыт Резерфорда - основные элементы знаний о различных моделях строения атома....
Интегрированный урок физики и математики "Строение атома Резерфорда. Создание динамической модели атома в Excel"
Технологическая карта к интегрированному уроку физики и информатики в 9 классе "Строение атома Резерфорда. Создание динамической модели атома в Excel"...
Разработка урока по теме " Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда."
Тема урока «Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда».Тип урока: «открытие» новых знанийВид урока: комбинированныйМетоды обучен...