Урок "Кислород, его общая характеристика и физические свойства"
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме

Якимова Людмила Александровна

Конспект урока в 8 классе . Тема урока " Кислород, его общая характеристика и физические свойства". Урок построен на основе деятельностного подхода в обучении, ипользованы технологии проблемного обучения. К уроку опубликована презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе, получение и физические свойства.

Цели урока.

Образовательная:  Продолжить формирование понятий «химический элемент», «простое вещество», познакомить  с физическими свойствами, получением и нахождением в природе кислорода, научить правильно собирать и доказывать наличие кислорода.

Развивающая: Совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная: воспитание требовательности к себе ,умения оценивать результаты своего труда, положительного отношения к знаниям.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Методы: По характеру учебно-познавательной деятельности частично-поисковый метод, по источнику изложения учебного материала беседа,демонстрация ,лабораторные опыты,практические работы. Метод самопроверки результативности овладения знаниями, умениями, навыками.

Оборудование: интеллект-карта, презентация, карточки для выбора физических свойств кислорода, лабораторная посуда, спиртовки, перекись водорода, вода, песок.

Ход урока.

Организационный момент.

Всем добрый день! Сегодня не совсем обычный урок, у нас гости. Прошу вас быть внимательными, слышать друг друга, работать активно, четко и тогда у нас с вами все получится! Начинаем урок химии!.

 Актуализация знаний.

Сегодняшний урок необычен еще и тем, что мы начинаем изучать отдельные вещества.

«Я коварный поджигатель.
Вы огня хотите - нате!»
О каком веществе эти 2 строчки? ( о кислороде). Сегодня с нами на уроке кислород.

Тема урока:
 Кислород, его общая характеристика и  свойства. ( слайд №1)

У вас на столах интеллект карты , работать будете не в тетрадях, а с этими картами. Подписываем карты, тему урока. Работа с картой

Создание проблемной ситуации: (1 вариант Почему кислород предлагается изучать самым первым в курсе химии? Обсуждаем и делаем вывод, чтоб ответить на этот вопрос не хватает знаний о кислороде.)

2 вариант Источник жизни – кислород!

Как чародей великий тот,

Поможет он всему на свете,

Что дышит, бегает, растет…

 

А, может быть, наоборот –

Злой разрушитель – кислород?

Ведь все не без его участья

Горит, ржавеет и гниет…

Так что же за вещество кислород: источник жизни или разрушитель? Нужно о нем побольше узнать, чтоб ответить на этот вопрос.

Целеполагание Что можно узнать о веществе? ( ответы: строение, свойства, получение, где встречается). Это наши цели на уроке ( слайд 2) Работа с картой.

Общая характеристика кислорода

Нахождение кислорода в природе

Получение и собирание кислорода

Физические свойства кислорода

Изучение нового

На столе 3 стакана: 1-воздух, 2-вода, 3- песок, спиртовка, пробирка с водой, держатель, спички.

В стакане с воздухом есть кислород? (да) Почему так считаете?

В стакане с водой есть кислород? (да) Почему так считаете?

Нагреваю воду на спиртовке, она кипит, кислород выходит . А в кипяченой воде есть кислород? В виде атомов, химического элемента. Это уже не простое вещество кислород.

Демонстрация стакана с песком, состав у песка такой SiO2. В каком виде кислород в песке? ( в виде химического элемента.

Вывод:  кислорода может быть в двух видах (слайд 3) 

1.кислород- как химический элемент

2. кислород как простое вещество

( слайд 4)

Кислород как химический элемент

О

Аr(O)=16

Валентность  II

Что вы знаете о кислороде как об элементе? Запись в карту.

( слайд 5)

Элемент кислород в природе ( схема на экран в последнюю очередь)

Воздух-21%

Вода-89%

Песок, горные породы, минералы-49%

Живые организмы ( белки, жиры , углеводы) -65% Запись в карту.

Какие вы знаете  вещества, в которых содержится кислород?

Перечисляем  содержание и выходит схема . Посмотрите на схему и сравните содержание кислорода и других веществ в природе. А сейчас вернемся к началу урока, источник жизни кислород или злой разрушитель? ( источник жизни исходя из того где встречается и сколько его в природе)

(Слайд 6)

Первичное понимание и закрепление знаний ( работа с картой )

Определите, где говорится о кислороде как химическом элементе, а где как о веществе. Обозначьте соответственно  буквами Э и В

1.Растения при фотосинтезе выделяют кислород.

2.В почве находятся соединения, содержащие кислород.

3.Кислород в почве необходим для дыхания корней.

4.В оксиде кальция, применяемом для побелки стволов деревьев, содержится кислород.

5.В классе открывают форточки, чтобы обогатить воздух кислородом.

( слайд 7) ВЭВЭВ

Самопроверка

(Слайд 8) Кислород как вещество ( работа с картой)

О2 ( объемную молекулу разместить)

Мr(O2)=32

М(О2)=32г/моль

Сравните эти две величины, чем отличаются? Что показывает относительная молярная масса ? Что показывает молярная масса? ( одну молекулу, 6, 02 *1023молекул).

Посмотрите на наши цели, которые мы с вами обозначили в начале урока. Что еще нужно узнать о кислороде?  Ответы учащихся: получение , физические свойства.

Какие физические свойства веществ вы знаете, перечислите ?

( называют: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, температуры кипения)

 На столах у каждого есть карточка со стихотворными строчками, в которых говорится  о кислороде. Подчеркните в этом тексте строчки, где говорится о физических свойствах кислорода.

Когда - то в древней Англии 

  Великий Пристли жил.
Все соблюдая правила,

 Оксид он разложил.
Под куполом сосуда

 Бесцветный газ собрал.
Старательно исследуя

 Его он описал.
Не видим и безвкусен,

 Всех запахов лишен.
В воде не растворяется.

 Свеча сгорает в нем.

Ученый в изумлении:

 Ну что за чудеса?
Горят легко в нем многие

 Простые вещества.

Устно проверяем правильность работы. Ученики читают то, что подчеркнули.

Чтобы выяснить , правильно ли описал автор физические свойства кислорода, надо на него посмотреть. Как это сделать?( Возможные ответы:  Вокруг нас в воздухе кислород, получить кислород) . В воздухе много других веществ, а вдруг не точность будет в описании! Надо получить чистый кислород! Предложите из чего можно получить его. Для этого снова посмотрим где кислород встречается.

Н2О – вода

SiO2-песок

Н2О2 –перекись водорода  Что с этими веществами нужно сделать, чтоб достать чистый кислород? (разложить) Я сейчас буду получать кислород, а вы внимательно смотрите .Определите, правильно ли описаны физические свойства в стихотворении на карточке, с которой вы работали. Демонстрация опыта : получение кислорода разложением перекиси водорода. Как доказать, что получился кислород? Вспомните биологию, опыты различные проводили с растениями. ( Тлеющей лучинкой) Демонстрирую.

Уравнение пишем на доске( ученик пишет) и в карту.

(Слайд 8)

Физические свойства

Газ, без цвета, без запаха, без вкуса, малорастворим в воде, немного тяжелее воздуха

Вес : 1л воздуха 1,29г.

1л О2 1.43г.

Прав автор стихотворения? ( да) Перечислите физические свойства кислорода. Работа с картой

И снова  возвращаемся к началу урока, источник жизни кислород или злой разрушитель, глядя на его физические свойства?

У вас на столах 2 пробирки, в одной из них воздух, в другой  кислород, определите опытным путем, где кислород.( лабораторный опыт).

( слайд 9) кроме перекиси водорода, есть много веществ, которые можно разложить в лабораторных условиях и получить кислород. Уравнения реакций разложения перманганата калия, оксида ртути, бертолетовой соли. Видео можно показать. Почему стакан, в который собирают кислород , отверстием вверх? Может улететь кислород? Физические свойства смотрим. Нет, тяжелее воздуха. Второй способ собирания кислорода вытеснением воды. Почему возможно собрать так кислород, опять к физическим свойствам обращаемся. Малорастворим в воде.

Работа с картой  3 прибора для собирания кислорода, зачеркните тот, который нельзя использовать. Почему?

Закрепление изученного: Вычеркните неверные суждения. Самопроверка.

  1. В промышленности получают из воздуха.
  2. Сложное вещество.
  3. При обычных условиях бесцветный газ.
  4. Собирают вытеснением воздуха
  5. В природе встречается только в составе сложных веществ.
  6. Собирают в перевернутый вверх дном сосуд.
  7. В лаборатории получают из перекиси водорода.
  8. Газ, имеющий запах.
  9. Поддерживает горение.
  10. Тяжелее воздуха.
  11. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.
  12. При обычных условиях жидкость.
  13. Входит в состав воздуха.
  14. Образуется в природе в процессе фотосинтеза.

Д/З &18,19,20с55. Творческое задание: Одно из веществ, при разложении которого получается О2 это оксид ртути, чрезвычайно опасное вещество, ученый Пристли из него с помощью лупы, собирая солнечные лучи для нагревания, получил кислород. А первооткрывателем не является. Почему? И кому принадлежит право открытия кислорода. Найти ответ на этот вопрос, оформить в виде небольшого сообщения.

Рефлексия беседа с учащимися

Что запомнилось с урока?

Что для вас было самым интересным на уроке?

С какими трудностями столкнулись в течении урока?

Что не понравилось в уроке?

Как вы считаете , на какую оценку поработали?



Предварительный просмотр:

Интеллект- карта урока химии

Ф.И. учащегося:

Тема урока: _________________



Источник жизни? Злой разрушитель?

Цели урока

1

2

3

4

Кислород как химический элемент:



Кислород в природе: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание №1: Определите, где говорится о кислороде как о химическом элементе, а где как о веществе, обозначьте соответственно буквамиЭ и В.

Растения при фотосинтезе выделяют кислород.

В почве находятся соединения, содержащие кислород.

Кислород в почве необходим для дыхания корней.

В оксиде кальция, применяемом для побелки стволов деревьев, содержится кислород.

В классе открывают форточки, чтобы обогатить воздух кислородом.

Кислород как вещество:________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Получение кислорода:__________________________


Физические свойства


Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Вкус

Растворимость в воде

Вес по сравнению с воздухом



Собирание кислорода.

Задание №2: перед вами 3 прибора для получения и собирания газов, зачеркните тот, который нельзя использовать для получения кислорода. Почему?

Задание №3

Вычеркните неверные суждения.

  1. В промышленности получают из воздуха.
  2. Сложное вещество.
  3. При обычных условиях бесцветный газ.
  4. Собирают вытеснением воздуха
  5. В природе встречается только в составе сложных веществ.
  6. Собирают в перевернутый вверх дном сосуд.
  7. В лаборатории получают из перекиси водорода.
  8. Газ, имеющий запах.
  9. Поддерживает горение.
  10. Тяжелее воздуха.
  11. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.
  12. При обычных условиях жидкость.
  13. Входит в состав воздуха.
  14. Образуется в природе в процессе фотосинтеза.

Д/З&18,19,20с55.

Творческое задание: Одно из веществ, при разложении которого получается О2 это оксид ртути, чрезвычайно опасное вещество, ученый Пристли из него с помощью лупы, собирая солнечные лучи для нагревания, получил кислород. А первооткрывателем не является. Почему? И кому принадлежит право открытия кислорода. Найти ответ на этот вопрос, оформить в виде небольшого сообщения.

Ответьте пожалуйста на вопросы:

Что запомнилось с урока?

Что для вас было самым интересным на уроке?

С какими трудностями столкнулись в течении урока?

Что не понравилось в уроке?

Как вы считаете , на какую оценку поработали?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку Якимова Людмила Александровна учитель химии и биологии, высшая категория. МКОУ для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 1» г. Кирова.

Слайд 2

Кислород, его общая характеристика и свойства . МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №1» города Киров . Якимова Людмила Александровна

Слайд 3

Цели: Дать общую характеристику кислороду. Узнать о нахождении кислорода в природе. Научиться получать и собирать кислород. Познакомиться с физическими свойствами кислорода.

Слайд 4

Кислород как химический элемент Кислород как простое вещество

Слайд 5

Кислород как химический элемент О А r (О)= 16 Валентность II

Слайд 6

Кислород в природе Воздух-21% Вода-89% Песок, минералы, горные породы – 49% Живые организмы – 65%

Слайд 7

Источник жизни? Злой разрушитель?

Слайд 8

ВЭВЭВ

Слайд 9

Кислород как вещество. О 2 М r ( О 2 ) =32 М ( О 2 ) =32г/моль

Слайд 10

Физические свойства Газ Бесцветный Без запаха Без вкуса Малорастворим в воде Немного тяжелее воздуха

Слайд 11

Получение кислорода в лаборатории 2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 2 KClO 3 = 2KCl + 3O 2 2 HgO = 2Hg + O 2

Слайд 12

Получение кислорода в промышленности. Из воздуха воздух под давлением сжижают газ N 2 О 2

Слайд 13

Собирание кислорода вытеснением воздуха.

Слайд 14

Собирание кислорода вытеснением воды.

Слайд 15

Вычеркните неверное суждение В промышленности получают из воздуха. Сложное вещество. При обычных условиях бесцветный газ. Собирают вытеснением воздуха В природе встречается только в составе сложных веществ. Собирают в перевернутый вверх дном сосуд. В лаборатории получают из перекиси водорода. Газ, имеющий запах. Поддерживает горение. Тяжелее воздуха. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды. При обычных условиях жидкость. Входит в состав воздуха. Образуется в природе в процессе фотосинтеза.

Слайд 16

Домашнее задание & 18, 19, 20 с.55 Мини-сообщение на тему «История открытия кислорода»

Слайд 17

Что запомнилось с урока? Что для вас было самым интересным на уроке? С какими трудностями столкнулись в течении урока? Что не понравилось в уроке? Как вы считаете , на какую оценку поработали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и его свойства.

Урок закрепления нового материала с использованием ЭОР. В урок включен целый блок упражнений и заданий электронного вида, позволяющие закрепить полученные учениками знания на предыдущих уроках. ...

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

Презентация к уроку: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе....

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химические свойства азота"

Приведена технологическая карта урока химии в 9 классе  по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. на тему  "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химически...

«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства».

Урок по теме «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства» разработан для УМК по программе курса «Химия 8 класс» под редакцией Г. Е. Рудзит...

Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение

Методическая разработка урока по предмету «Химия» .  Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение...

Общая характеристика металлов. Физические свойства.

Презентация содержит информацию об основных свойствах металлов....