Урок "Кислород, его общая характеристика и физические свойства"
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме
Конспект урока в 8 классе . Тема урока " Кислород, его общая характеристика и физические свойства". Урок построен на основе деятельностного подхода в обучении, ипользованы технологии проблемного обучения. К уроку опубликована презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе, получение и физические свойства.
Цели урока.
Образовательная: Продолжить формирование понятий «химический элемент», «простое вещество», познакомить с физическими свойствами, получением и нахождением в природе кислорода, научить правильно собирать и доказывать наличие кислорода.
Развивающая: Совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная: воспитание требовательности к себе ,умения оценивать результаты своего труда, положительного отношения к знаниям.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная
Методы: По характеру учебно-познавательной деятельности частично-поисковый метод, по источнику изложения учебного материала беседа,демонстрация ,лабораторные опыты,практические работы. Метод самопроверки результативности овладения знаниями, умениями, навыками.
Оборудование: интеллект-карта, презентация, карточки для выбора физических свойств кислорода, лабораторная посуда, спиртовки, перекись водорода, вода, песок.
Ход урока.
Организационный момент.
Всем добрый день! Сегодня не совсем обычный урок, у нас гости. Прошу вас быть внимательными, слышать друг друга, работать активно, четко и тогда у нас с вами все получится! Начинаем урок химии!.
Актуализация знаний.
Сегодняшний урок необычен еще и тем, что мы начинаем изучать отдельные вещества.
«Я коварный поджигатель.
Вы огня хотите - нате!»
О каком веществе эти 2 строчки? ( о кислороде). Сегодня с нами на уроке кислород.
Тема урока:
Кислород, его общая характеристика и свойства. ( слайд №1)
У вас на столах интеллект карты , работать будете не в тетрадях, а с этими картами. Подписываем карты, тему урока. Работа с картой
Создание проблемной ситуации: (1 вариант Почему кислород предлагается изучать самым первым в курсе химии? Обсуждаем и делаем вывод, чтоб ответить на этот вопрос не хватает знаний о кислороде.)
2 вариант Источник жизни – кислород!
Как чародей великий тот,
Поможет он всему на свете,
Что дышит, бегает, растет…
А, может быть, наоборот –
Злой разрушитель – кислород?
Ведь все не без его участья
Горит, ржавеет и гниет…
Так что же за вещество кислород: источник жизни или разрушитель? Нужно о нем побольше узнать, чтоб ответить на этот вопрос.
Целеполагание Что можно узнать о веществе? ( ответы: строение, свойства, получение, где встречается). Это наши цели на уроке ( слайд 2) Работа с картой.
Общая характеристика кислорода
Нахождение кислорода в природе
Получение и собирание кислорода
Физические свойства кислорода
Изучение нового
На столе 3 стакана: 1-воздух, 2-вода, 3- песок, спиртовка, пробирка с водой, держатель, спички.
В стакане с воздухом есть кислород? (да) Почему так считаете?
В стакане с водой есть кислород? (да) Почему так считаете?
Нагреваю воду на спиртовке, она кипит, кислород выходит . А в кипяченой воде есть кислород? В виде атомов, химического элемента. Это уже не простое вещество кислород.
Демонстрация стакана с песком, состав у песка такой SiO2. В каком виде кислород в песке? ( в виде химического элемента.
Вывод: кислорода может быть в двух видах (слайд 3)
1.кислород- как химический элемент
2. кислород как простое вещество
( слайд 4)
Кислород как химический элемент
О
Аr(O)=16
Валентность II
Что вы знаете о кислороде как об элементе? Запись в карту.
( слайд 5)
Элемент кислород в природе ( схема на экран в последнюю очередь)
Воздух-21%
Вода-89%
Песок, горные породы, минералы-49%
Живые организмы ( белки, жиры , углеводы) -65% Запись в карту.
Какие вы знаете вещества, в которых содержится кислород?
Перечисляем содержание и выходит схема . Посмотрите на схему и сравните содержание кислорода и других веществ в природе. А сейчас вернемся к началу урока, источник жизни кислород или злой разрушитель? ( источник жизни исходя из того где встречается и сколько его в природе)
(Слайд 6)
Первичное понимание и закрепление знаний ( работа с картой )
Определите, где говорится о кислороде как химическом элементе, а где как о веществе. Обозначьте соответственно буквами Э и В
1.Растения при фотосинтезе выделяют кислород.
2.В почве находятся соединения, содержащие кислород.
3.Кислород в почве необходим для дыхания корней.
4.В оксиде кальция, применяемом для побелки стволов деревьев, содержится кислород.
5.В классе открывают форточки, чтобы обогатить воздух кислородом.
( слайд 7) ВЭВЭВ
Самопроверка
(Слайд 8) Кислород как вещество ( работа с картой)
О2 ( объемную молекулу разместить)
Мr(O2)=32
М(О2)=32г/моль
Сравните эти две величины, чем отличаются? Что показывает относительная молярная масса ? Что показывает молярная масса? ( одну молекулу, 6, 02 *1023молекул).
Посмотрите на наши цели, которые мы с вами обозначили в начале урока. Что еще нужно узнать о кислороде? Ответы учащихся: получение , физические свойства.
Какие физические свойства веществ вы знаете, перечислите ?
( называют: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, температуры кипения)
На столах у каждого есть карточка со стихотворными строчками, в которых говорится о кислороде. Подчеркните в этом тексте строчки, где говорится о физических свойствах кислорода.
Когда - то в древней Англии
Великий Пристли жил.
Все соблюдая правила,
Оксид он разложил.
Под куполом сосуда
Бесцветный газ собрал.
Старательно исследуя
Его он описал.
Не видим и безвкусен,
Всех запахов лишен.
В воде не растворяется.
Свеча сгорает в нем.
Ученый в изумлении:
Ну что за чудеса?
Горят легко в нем многие
Простые вещества.
Устно проверяем правильность работы. Ученики читают то, что подчеркнули.
Чтобы выяснить , правильно ли описал автор физические свойства кислорода, надо на него посмотреть. Как это сделать?( Возможные ответы: Вокруг нас в воздухе кислород, получить кислород) . В воздухе много других веществ, а вдруг не точность будет в описании! Надо получить чистый кислород! Предложите из чего можно получить его. Для этого снова посмотрим где кислород встречается.
Н2О – вода
SiO2-песок
Н2О2 –перекись водорода Что с этими веществами нужно сделать, чтоб достать чистый кислород? (разложить) Я сейчас буду получать кислород, а вы внимательно смотрите .Определите, правильно ли описаны физические свойства в стихотворении на карточке, с которой вы работали. Демонстрация опыта : получение кислорода разложением перекиси водорода. Как доказать, что получился кислород? Вспомните биологию, опыты различные проводили с растениями. ( Тлеющей лучинкой) Демонстрирую.
Уравнение пишем на доске( ученик пишет) и в карту.
(Слайд 8)
Физические свойства
Газ, без цвета, без запаха, без вкуса, малорастворим в воде, немного тяжелее воздуха
Вес : 1л воздуха 1,29г.
1л О2 1.43г.
Прав автор стихотворения? ( да) Перечислите физические свойства кислорода. Работа с картой
И снова возвращаемся к началу урока, источник жизни кислород или злой разрушитель, глядя на его физические свойства?
У вас на столах 2 пробирки, в одной из них воздух, в другой кислород, определите опытным путем, где кислород.( лабораторный опыт).
( слайд 9) кроме перекиси водорода, есть много веществ, которые можно разложить в лабораторных условиях и получить кислород. Уравнения реакций разложения перманганата калия, оксида ртути, бертолетовой соли. Видео можно показать. Почему стакан, в который собирают кислород , отверстием вверх? Может улететь кислород? Физические свойства смотрим. Нет, тяжелее воздуха. Второй способ собирания кислорода вытеснением воды. Почему возможно собрать так кислород, опять к физическим свойствам обращаемся. Малорастворим в воде.
Работа с картой 3 прибора для собирания кислорода, зачеркните тот, который нельзя использовать. Почему?
Закрепление изученного: Вычеркните неверные суждения. Самопроверка.
- В промышленности получают из воздуха.
- Сложное вещество.
- При обычных условиях бесцветный газ.
- Собирают вытеснением воздуха
- В природе встречается только в составе сложных веществ.
- Собирают в перевернутый вверх дном сосуд.
- В лаборатории получают из перекиси водорода.
- Газ, имеющий запах.
- Поддерживает горение.
- Тяжелее воздуха.
- Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.
- При обычных условиях жидкость.
- Входит в состав воздуха.
- Образуется в природе в процессе фотосинтеза.
Д/З &18,19,20с55. Творческое задание: Одно из веществ, при разложении которого получается О2 это оксид ртути, чрезвычайно опасное вещество, ученый Пристли из него с помощью лупы, собирая солнечные лучи для нагревания, получил кислород. А первооткрывателем не является. Почему? И кому принадлежит право открытия кислорода. Найти ответ на этот вопрос, оформить в виде небольшого сообщения.
Рефлексия беседа с учащимися
Что запомнилось с урока?
Что для вас было самым интересным на уроке?
С какими трудностями столкнулись в течении урока?
Что не понравилось в уроке?
Как вы считаете , на какую оценку поработали?
Предварительный просмотр:
Интеллект- карта урока химии
Ф.И. учащегося:
Тема урока: _________________
Источник жизни? Злой разрушитель?
Цели урока
1 |
2 |
3 |
4 |
Кислород как химический элемент:
Кислород в природе: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №1: Определите, где говорится о кислороде как о химическом элементе, а где как о веществе, обозначьте соответственно буквамиЭ и В.
Растения при фотосинтезе выделяют кислород.
В почве находятся соединения, содержащие кислород.
Кислород в почве необходим для дыхания корней.
В оксиде кальция, применяемом для побелки стволов деревьев, содержится кислород.
В классе открывают форточки, чтобы обогатить воздух кислородом.
Кислород как вещество:________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Получение кислорода:__________________________
Физические свойства
Агрегатное состояние | |
Цвет | |
Запах | |
Вкус | |
Растворимость в воде | |
Вес по сравнению с воздухом | |
Собирание кислорода.
Задание №2: перед вами 3 прибора для получения и собирания газов, зачеркните тот, который нельзя использовать для получения кислорода. Почему?
Задание №3
Вычеркните неверные суждения.
- В промышленности получают из воздуха.
- Сложное вещество.
- При обычных условиях бесцветный газ.
- Собирают вытеснением воздуха
- В природе встречается только в составе сложных веществ.
- Собирают в перевернутый вверх дном сосуд.
- В лаборатории получают из перекиси водорода.
- Газ, имеющий запах.
- Поддерживает горение.
- Тяжелее воздуха.
- Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.
- При обычных условиях жидкость.
- Входит в состав воздуха.
- Образуется в природе в процессе фотосинтеза.
Д/З&18,19,20с55.
Творческое задание: Одно из веществ, при разложении которого получается О2 это оксид ртути, чрезвычайно опасное вещество, ученый Пристли из него с помощью лупы, собирая солнечные лучи для нагревания, получил кислород. А первооткрывателем не является. Почему? И кому принадлежит право открытия кислорода. Найти ответ на этот вопрос, оформить в виде небольшого сообщения.
Ответьте пожалуйста на вопросы:
Что запомнилось с урока?
Что для вас было самым интересным на уроке?
С какими трудностями столкнулись в течении урока?
Что не понравилось в уроке?
Как вы считаете , на какую оценку поработали?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кислород, его общая характеристика и свойства . МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №1» города Киров . Якимова Людмила Александровна
Цели: Дать общую характеристику кислороду. Узнать о нахождении кислорода в природе. Научиться получать и собирать кислород. Познакомиться с физическими свойствами кислорода.
Кислород как химический элемент Кислород как простое вещество
Кислород как химический элемент О А r (О)= 16 Валентность II
Кислород в природе Воздух-21% Вода-89% Песок, минералы, горные породы – 49% Живые организмы – 65%
Источник жизни? Злой разрушитель?
ВЭВЭВ
Кислород как вещество. О 2 М r ( О 2 ) =32 М ( О 2 ) =32г/моль
Физические свойства Газ Бесцветный Без запаха Без вкуса Малорастворим в воде Немного тяжелее воздуха
Получение кислорода в лаборатории 2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 2 KClO 3 = 2KCl + 3O 2 2 HgO = 2Hg + O 2
Получение кислорода в промышленности. Из воздуха воздух под давлением сжижают газ N 2 О 2
Собирание кислорода вытеснением воздуха.
Собирание кислорода вытеснением воды.
Вычеркните неверное суждение В промышленности получают из воздуха. Сложное вещество. При обычных условиях бесцветный газ. Собирают вытеснением воздуха В природе встречается только в составе сложных веществ. Собирают в перевернутый вверх дном сосуд. В лаборатории получают из перекиси водорода. Газ, имеющий запах. Поддерживает горение. Тяжелее воздуха. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды. При обычных условиях жидкость. Входит в состав воздуха. Образуется в природе в процессе фотосинтеза.
Домашнее задание & 18, 19, 20 с.55 Мини-сообщение на тему «История открытия кислорода»
Что запомнилось с урока? Что для вас было самым интересным на уроке? С какими трудностями столкнулись в течении урока? Что не понравилось в уроке? Как вы считаете , на какую оценку поработали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и его свойства.
Урок закрепления нового материала с использованием ЭОР. В урок включен целый блок упражнений и заданий электронного вида, позволяющие закрепить полученные учениками знания на предыдущих уроках. ...
Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.
Презентация к уроку: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе....
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химические свойства азота"
Приведена технологическая карта урока химии в 9 классе по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. на тему "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химически...
«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства».
Урок по теме «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства» разработан для УМК по программе курса «Химия 8 класс» под редакцией Г. Е. Рудзит...
Урок химии «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства
План-конспект...
Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение
Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение...
Общая характеристика металлов. Физические свойства.
Презентация содержит информацию об основных свойствах металлов....