Игра как метод активизации учебно-познавательной деятельности
материал по химии по теме

Дьяченко Людмила Александровна

В работе представлен опыт использования игровых технологий на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dyachenko_l.a.zip2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Парбигская средняя общеобразовательная школа»

Бакчарского района Томской области

Доклад

Игра как метод активизации учебно-познавательной деятельности

Подготовила

учитель химии

Дьяченко Людмила Александровна

Парбиг 2013

Игра как метод активизации учебно-познавательной деятельности

Материал подготовлен                                                                                                                                             учителем химии Дьяченко Л.А.                                                                                                                                         для выступления на семинаре                                                                                                               «Интерактивные методы обучения»                                                                                                              Презентация – файл Дьяченко.ppt

    Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

   Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивные методы обучения позволяют организовать учебный процесс таким образом, что

  1. практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания
  2. они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают
  3. совместная деятельность учащихся в процессе познания означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности
  4. происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводя её в сотрудничество.

           Игра – универсальная форма дидактического взаимодействия учителя с учениками и учащихся между собой.  

               

     Интерактивные упражнения и задания, данные в игровой форме, усиливают мотивацию обучения и желание идти на урок. Высокий уровень активности учащихся  достигается почти всегда добровольно,  без принуждения и очень быстро.

    Для каждого вида игр существует своя технология.  Обучающие игры бывают: ролевые, имитации, образовательные, дидактические,  деловые.

   Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, которая позволяет ребёнку забыть о своей застенчивости и нерешительности, смело высказывать свою точку зрения, проявлять свои творческие способности. Формируется умение работать в команде: ведь её победа зависит от личных усилий каждого. В игре ребёнок развивается, обогащается его интеллект, формируются волевые качества.

  При организации обучающих игр необходимо обязательно учитывать возрастные особенности детей, а, чтобы сохранить их интерес к процессу, не нужно проводить заранее каких-либо репетиций.
 Игра – это обучение в действии, она требует полной отдачи от участников, в ней используется полный запас умений и знаний. Игра способствует развитию внимания,  познавательного интереса, помогает созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Психолого-педагогические требования к игре и условиям ее проведения

 Психологические требования

  1.  Игровая деятельность, так же как и любая деятельность, на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней.
  2.  Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества.
  3.  Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, представляющего для них ценность.
  4.  Игровое действие должно опираться на знания, навыки и умения, приобретенные на занятиях, и обеспечивать возможность учащимися принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих.
  5.  Игра должна сочетаться с практикой реального общения.  

Педагогические требования

  1. Преподаватель должен быть уверен в целесообразности  использования игры.
  2. Он определяет задачи игры, в соответствии с целью учебного процесса, её содержание, составляет план её проведения.
  3. Необходимо учитывать особенности группы играющих в целом и её отдельных членов.
  4. Всякая учебная игра решает конкретную задачу, посильную для её участников.

Практика показывает, что не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся, групп и классов. Игра эффективна лишь в сочетании с другими методами и средствами обучения.

  По мнению С.А. Шмакова (1994) игры можно классифицировать следующим образом:

По форме проведения

1. Настольные игры

а) кроссворды;
б) лото;
в) чайнворды;
г) домино;
д) игровые кубики;                                                                                                                                              е) «крестики-нолики»;                                                                                                                                                ж) ребусы                                                                                                                        

Особенностью является наличие игрового правила, в котором заключена игровая задача. Развивают воображение, сообразительность, наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать.

2. Игры-состязания. Применяются как в учебной, так и во внеурочной работе. Важным мотивом игры является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре. Например: КВН, «Сильное звено», «Счастливый случай» и др.

3. Викторины. Основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения.

4. Олимпиады. Широкий круг вопросов, затрагиваемых в олимпиадах, способствует приобщению учащихся к самостоятельной работе.

5. Ролевые игры. Предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном в содержании ролевой игры ставятся реальные проблемы. Она успешна в том случае, если учащиеся в ходе игры дискутируют, отстаивают свои взгляды. Для учащихся 6-9-х классов наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры (пресс-конференция, игра - путешествие, игра-расследование и др.).

Использованные источники информации:

  1. Колясникова Е.Б. Игра как форма организации познавательной деятельности учащихся

 http://festival.1september.ru/articles/505781/

  1. Петрашко С.А.  Игра – интерактивный метод обучения

 http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/igra-interaktivnyy-metod-obucheniya

                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приёмы и методы для активизации учебно-познавательной деятельности на уроках математики»

Статья, опубликованная в сборнике конференции НИПК и ПРО 2012....

Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике

Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни м...

Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим вед...

Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности на уроках химии

В статье пишется фрагмент урока сероводород с элементами якутской сказки...

Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ...

Методические рекомендации по использованию метода проектов как способа активизации учебно-познавательной деятельности и повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данном  методическом  пособии собран богатый теоретический и практический материал по использованию метода проектов в процессе обучения иностранному языку,  составлены методические ре...