Игра как метод активизации учебно-познавательной деятельности
материал по химии по теме
В работе представлен опыт использования игровых технологий на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyachenko_l.a.zip | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Парбигская средняя общеобразовательная школа»
Бакчарского района Томской области
Доклад
Игра как метод активизации учебно-познавательной деятельности
Подготовила
учитель химии
Дьяченко Людмила Александровна
Парбиг 2013
Игра как метод активизации учебно-познавательной деятельности
Материал подготовлен учителем химии Дьяченко Л.А. для выступления на семинаре «Интерактивные методы обучения» Презентация – файл Дьяченко.ppt
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивные методы обучения позволяют организовать учебный процесс таким образом, что
- практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания
- они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают
- совместная деятельность учащихся в процессе познания означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности
- происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводя её в сотрудничество.
Игра – универсальная форма дидактического взаимодействия учителя с учениками и учащихся между собой.
Интерактивные упражнения и задания, данные в игровой форме, усиливают мотивацию обучения и желание идти на урок. Высокий уровень активности учащихся достигается почти всегда добровольно, без принуждения и очень быстро.
Для каждого вида игр существует своя технология. Обучающие игры бывают: ролевые, имитации, образовательные, дидактические, деловые.
Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, которая позволяет ребёнку забыть о своей застенчивости и нерешительности, смело высказывать свою точку зрения, проявлять свои творческие способности. Формируется умение работать в команде: ведь её победа зависит от личных усилий каждого. В игре ребёнок развивается, обогащается его интеллект, формируются волевые качества.
При организации обучающих игр необходимо обязательно учитывать возрастные особенности детей, а, чтобы сохранить их интерес к процессу, не нужно проводить заранее каких-либо репетиций.
Игра – это обучение в действии, она требует полной отдачи от участников, в ней используется полный запас умений и знаний. Игра способствует развитию внимания, познавательного интереса, помогает созданию благоприятного психологического климата на уроке.
Психолого-педагогические требования к игре и условиям ее проведения
Психологические требования
- Игровая деятельность, так же как и любая деятельность, на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней.
- Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества.
- Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, представляющего для них ценность.
- Игровое действие должно опираться на знания, навыки и умения, приобретенные на занятиях, и обеспечивать возможность учащимися принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих.
- Игра должна сочетаться с практикой реального общения.
Педагогические требования
- Преподаватель должен быть уверен в целесообразности использования игры.
- Он определяет задачи игры, в соответствии с целью учебного процесса, её содержание, составляет план её проведения.
- Необходимо учитывать особенности группы играющих в целом и её отдельных членов.
- Всякая учебная игра решает конкретную задачу, посильную для её участников.
Практика показывает, что не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся, групп и классов. Игра эффективна лишь в сочетании с другими методами и средствами обучения.
По мнению С.А. Шмакова (1994) игры можно классифицировать следующим образом:
По форме проведения
1. Настольные игры
а) кроссворды;
б) лото;
в) чайнворды;
г) домино;
д) игровые кубики; е) «крестики-нолики»; ж) ребусы
Особенностью является наличие игрового правила, в котором заключена игровая задача. Развивают воображение, сообразительность, наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать.
2. Игры-состязания. Применяются как в учебной, так и во внеурочной работе. Важным мотивом игры является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре. Например: КВН, «Сильное звено», «Счастливый случай» и др.
3. Викторины. Основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения.
4. Олимпиады. Широкий круг вопросов, затрагиваемых в олимпиадах, способствует приобщению учащихся к самостоятельной работе.
5. Ролевые игры. Предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном в содержании ролевой игры ставятся реальные проблемы. Она успешна в том случае, если учащиеся в ходе игры дискутируют, отстаивают свои взгляды. Для учащихся 6-9-х классов наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры (пресс-конференция, игра - путешествие, игра-расследование и др.).
Использованные источники информации:
- Колясникова Е.Б. Игра как форма организации познавательной деятельности учащихся
http://festival.1september.ru/articles/505781/
- Петрашко С.А. Игра – интерактивный метод обучения
http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/igra-interaktivnyy-metod-obucheniya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приёмы и методы для активизации учебно-познавательной деятельности на уроках математики»
Статья, опубликованная в сборнике конференции НИПК и ПРО 2012....
Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике
Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни м...
Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим вед...
Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности на уроках химии
В статье пишется фрагмент урока сероводород с элементами якутской сказки...
Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ...
Методические рекомендации по использованию метода проектов как способа активизации учебно-познавательной деятельности и повышения мотивации к изучению иностранного языка
В данном методическом пособии собран богатый теоретический и практический материал по использованию метода проектов в процессе обучения иностранному языку, составлены методические ре...