Новые стандарты - педагогический ответ на вызов времени
методическая разработка по химии по теме
Доклад может быть использован на городских и школьных методических объединениях и педсоветах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_gmo.pptx | 615.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новые стандарты образования – нестандартные. Именно поэтому они инновационные и мотивирующие. Мы предлагаем стандарты, которые помогут ученику прорваться сквозь стереотипы и мифы, делающие мышление косным, регидным , устойчивым. Регидное мышление – плохой советчик в меняющемся, нестандартном мире. А. Асмолов
Структура ФГОС Система требований: Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть дополнены требованиями субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, учителей в целях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся .
Требования к результатам – ведущая системообразующая составляющая Результаты освоения ООП Предметные о своенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению Метапредметные о своенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладения ключевыми компетенциями Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, ценностные установки, личностные качества
Требования к результатам освоения ООП можно разделить на: Требования к результатам, не подлежащие формализованному итоговому контролю и аттестации (личностные) Ценностные ориентации школьника, отражающие его индивидуально-личностные позиции Характеристика социальных чувств (патриотизм, гуманизм. толерантность) Индивидуально-психологические характеристики личности Данные характеристики выявляются в ходе массовых мониторинговых и социологических исследований и служат средством для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения на различных уровнях.
Требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации Научные знания и представления о природе, обществе, знаковых и информационных системах. Умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы действий Коммуникативные и информационные умения, Умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций, Способность к контролю и самоконтролю, Способность к творческому решению учебных и практических задач
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать : 1 ) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
7 ) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать : 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения ;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение
9 ) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Химия : 1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; 2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; 3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды ;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; 5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; 6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Биология: 1 ) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира; 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; 5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды ; 6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Основные группы планируемых результатов по химии. Овладение понятийным аппаратом школьного курса химии. (Отличие – не воспроизведение формул, а использование понятий, величин и законов для описания химических явлений и процессов). Решение задач. (Отличие – приоритет качественных задач). Экспериментальные умения. (Отличие – самостоятельное планирование и проведение опытов, измерений) Работа с информацией химического содержания. (Применение информации, критический анализ)
В ФГОС представлены 4 вида УУД (универсальных учебных действий) Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Личностные – идентифицировать себя, проявлять понимание к другим культурам, оценивать ситуации, мотивировать свои действия, выражать отношение и т. д. Регулятивные – удерживать цель, корректировать, планировать, анализировать, осуществлять контроль и т. д. Познавательные – различать методы познания окружающего мира, выявлять особенности объектов, анализировать результаты наблюдений, сравнивать объекты, выделять общее и частное и т. д. Коммуникативные – воспринимать текст, находить в тексте информацию, составлять план текста, писать сочинения и т. д.
Практико-ориентированные задани я Почему для индийцев река Ганг священна? Научно-популярная информация-подсказка. Туристы, приехавшие в Индию, обязаны искупаться в водах “священного Ганга”. На берегах Ганга омываются ежедневно тысячи людей, при этом не обнаружено ни одного возбудителя инфекционного заболевания. Это связано с тем, что в устье реки Ганг располагаются залежи самородного серебра, в прибрежных зонах реки находятся самые крупные в Индии месторождения серебра. Поэтому в воде Ганга находятся ионы серебра, обладающие бактерицидным действием.
Тема “Строение атома”. Задание . Составьте электронную формулу иона серебра Ag + , обладающего бактерицидным действием. ( Ответ . 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 6 4 s 2 3 d 10 4 p 6 5 s 0 4 d 10 .) Творческое задание . Составить мини-пособие “Соединения серебра в природе”. Пособие должно быть привлекательно оформлено фотографиями химических явлений, иллюстрациями веществ. Формируемые специальные химические умения и навыки . Закрепить умения составлять электронную формулу иона. Формируемые общеучебные умения и навыки . • Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения сущности явлений, происходящих в быту; • умение устанавливать причинно-следственные связи; • умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера; • умение обрабатывать текстовую информацию с использованием возможностей Интернета. Образовательный продукт. Мини-пособие “Соединения серебра в природе”.
Пролитую ртуть можно собрать с помощью медной проволоки, алюминиевой фольги и даже листом бумаги, но во всех этих случаях собранную ртуть нужно обезвредить (например, обработать концентрированной азотной кислотой). Какое количество HNO3 потребуется для обезвреживания 19,5 г ртути, собранной на полу после того, как в доме был разбит термометр? Каков объем выделяющегося при этом газа (при н.у .)? Если ртуть была собрана не полностью, рекомендуют обработать трещины и щели пола и другие "подозрительные" места в комнате порошком серы. Напишите уравнение реакции, протекающей с участием ртути и серы.
Рассчитайте объем (при н.у .) хлора, который идет на обеззараживание 10 м3 воды, если на каждый литр воды расходуется 0,002 мг хлора. Напишите уравнение реакции взаимодействия хлора с водой и поясните, на чем основано его обеззараживающее действие . Органические вещества растений образуются из углекислого газа, присутствующего в воздухе, и воды, поступающей из почвы. В зеленых листьях растений эти неорганические вещества превращаются в органическое вещество глюкозу C6H12O6. Этот процесс сопровождается выделением кислорода. Рассчитайте, какой объем кислорода (при н.у .) выделяется в атмосферу зелеными растениями при образовании 1 кг глюкозы
Задания по биологии: В организме термитов, активно питающихся древесиной, поселяются жгутиковые простейшие, а в них , в свою очередь, живут бактерии. Какая связь может существовать между этими фактами?
Учащимся дается рисунок с заданием ОПИСАТЬ ОБЪЕКТ ПО ПЛАНУ: 1. Р азмеры животного 2. Окраска 3. Членение тела на отделы 4. Количество конечностей 5. Различия между конечностями 6. Количество усиков 7. Различия в длине усиков 8. Наличие органов чувств
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности нового стандарта образования Видеолекция для педагогических работников Руководитель проекта по разработке ФГОС общего образования Александр Кондаков рассказывает о Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) обще
http://youtu.be/_AEGqR4PLxo...
«Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как новый социально - педагогический феномен"
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего ...
Заседание педагогического совета по теме: «Навстречу ФГОС ООО: школа в условиях подготовки к внедрению новых стандартов в основной школе»
Заседание педагогического советапо теме: «Навстречу ФГОС ООО: школа в условиях подготовкик внедрению новых стандартов в основной школе»...
От новых стандартов к новому педагогическому профессионализму
«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в неq учителей»из доклада МакКинси«Уроки анализа лучшихобразовательных систем мира»...
От новых стандартов к новому педагогическому профессионализму
«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей из доклада МакКинси«Уроки анализа лучших образовательных систем мира»...
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ НОВОГО СТАНДАРТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО
Презентация на тему "Иновационные педагогические технологиии обучения как способ формирования компетенций в рамках нового стандарта в учреждениях СПО"....
Публичное выступление "Цифровой менталитет- вызов времени"
доклад- моё видение данной проблемы...