Щелочные металлы. План-конспект урока
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
г. КОВРОВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Урок по теме
«Общая характеристика щелочных металлов»
(1 час)
(урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний).
Учитель первой квалификационной категории
Андреева Татьяна Германовна
Цель урока – дать общую сравнительную характеристику щелочных металлов в свете трех форм существования элементов: свободных атомов, простых веществ и важнейших соединений.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- Изучить особенности строения атомов щелочных металлов и химические свойства простых веществ, образованных этими атомами.
- Рассмотреть физические свойства простых веществ - щелочных металлов, нахождение их в природе.
- Рассмотреть биологическое значение щелочных металлов.
2. Развивающие:
- Развивать общеучебные умения и навыки (составлять конспект, выделять главное, сравнивать, систематизировать материал)
- Развивать специально-химические умения и навыки (составлять электронные и графические формулы, записывать уравнения реакций, рассматривать их как ОВР)
- Развивать положительную мотивацию, внимание, мышление.
3. Воспитательные:
- Формировать химическую культуру
- Продолжить формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе.
Тип урока – урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.
Дидактические основы урока:
Сообщение
новых знаний
Подготовка учащихся Первичная проверка
к восприятию новых знаний понимания учащимися
нового учебного материала
Методы: * словесные, наглядные
* изложение, беседа, самостоятельная работа
* объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый
* сравнительный
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.
учитель | ученики |
1. Объявляет тему урока, записывает ее на доске. (слайд № 1) 2. Говорит, что щелочные металлы это элементы 1-ой группы главной подгруппы ПСХЭ, просит найти их в периодической системе и назвать. 3. Предлагает учащимся самим сформулировать план изучения темы. 4. Подводит итог по постановке задач урока (слайд № 2). | 1. Записывают тему урока в тетрадь. 2. Находят и называют элементы, записывают их знаки в тетрадь. 3. Предлагают последовательность вопросов, подлежащих рассмотрению. |
ΙΙΙ. Сообщение новых знаний.
учитель | ученики |
Особенности строения атомов. 1. Просит записать схемы, электронные и графические формулы атомов лития и натрия. 2.Просит рассмотреть слайд № 3 (клик 1), записи на доске и сравнить строение атомов щелочных металлов. (Помогает учащимся сделать выводы) 3. Предлагает сделать вывод об изменении свойств щелочных металлов в подгруппе. (слайд № 4) Нахождение в природе. 4. Предлагает подумать, в каком виде встречаются щелочные металлы в природе и почему. 5. Предлагает заслушать доклад о природных соединениях щелочных металлов. Свойства простых веществ щелочных металлов. 6. Предлагает заслушать доклад о физических свойствах простых веществ щелочных металлов и истории их открытия. Химические свойства щелочных металлов. (слайд № 9, клик 1) 7. Просит перечислить общие хим. свойства металлов. Рассматривает каждое свойство в отдельности: Говорит о взаимодействии с простыми веществами неметаллами (клик 2) А) с кислородом (клик 3) Обращает внимание на особенности взаимодействия с кислородом натрия, калия и др. щ/м. Акцентирует внимание на понятии пероксид и степени окисления кислорода в нем. -слайд № 9 (видеоролик, клик 4, 5). Предлагает дома рассмотреть уравнение как ОВР. Б) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия натрия с водородом и назвать полученное вещество (слайд № 10, клик 1) Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 10, клик 2). В) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия натрия с азотом и назвать полученное вещество (слайд № 10, клик 3) Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 10, клик 4) Предлагает дома рассмотреть уравнение как ОВР. Г) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия натрия с серой и назвать полученное вещество (слайд № 10, клик 5) Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 10, клик 6) Предлагает дома рассмотреть уравнение как ОВР. 8.Говорит о взаимодействии щелочных металлов с водой (слайд № 11, клик 1 – видеоролик) Просит записать уравнение реакции со слайда. 9. Просит сравнить активность металлов натрия и калия в ходе их взаимодействия с водой (слайд № 12, видеоролик) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия калия с водой. Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 12, клик 2) 10. Говорит о взаимодействии щелочных металлов с кислотами (слайд № 13, клик 1, клик 2 – видеоролик). Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия натрия с соляной кислотой и рассмотреть его как ОВР. 11. Акцентирует внимание на особенностях взаимодействия щелочных металлов с растворами солей (слайд № 14). 12. Рассказывает о способах обнаружения ионов щелочных металлов (слайд № 15, видеоролик) Биологическая роль щелочных металлов. 13. Просит открыть стр. 56 учебника (второй абзац снизу) и прочитать информацию о биологической роли щ/м. 14. Просит кратко озвучить прочитанное о биологической роли.
| 1. У доски 2 ученика выполняют задание. Остальные делают записи в тетради. 2. Делают вывод: «На внешнем электронном слое атомов щелочных металлов 1 электрон. Атомы способны отдавать 1 электрон, приобретают при этом степень окисления +1, проявляют восстановительные свойства». Записывают схему процесса отдачи электрона в общем виде. (слайд № 3, клик 2) 3. Делают вывод: «Свойства щелочных металлов (восстановительные и металлические) с возрастанием порядкового номера усиливаются», делают запись-схему в тетрадь. 4. Предполагают, что щелочные металлы встречаются только в виде соединений, т.к. имеют высокую хим. активность. 5. Выступает 1 ученик с докладом. Выступление сопровождается слайдами № 5, № 6. Остальные ученики кратко записывают в тетрадь основные сведения, используя слайды. 6. Выступает ученик с докладом, использует слайды № 7, № 8. Остальные делают пометки в тетрадях. 7. Вспоминают о взаимодействии металлов с неметаллами (кислородом, водородом, серой и др.), водой, кислотами, растворами солей. А) Ученик на доске (остальные в тетради) записывают уравнение взаимодействия лития с кислородом, рассматривает его как ОВР, называет полученное вещество. Записывают уравнение со слайда 2Na + O2 = Na2O2 Указывают степени окисления элементов в нем. Оставляют в тетради место для ОВР Б) Записывают в тетради уравнение. 2Na0 + H20 = 2Na+1H-1 Сверяют свою запись с записью на слайде. В)Записывают в тетради уравнение. 6Na0 + N20 = 2Na3+1N-3 Сверяют свою запись с записью на слайде. Оставляют в тетради место для ОВР Г) Записывают в тетради уравнение. 2Na0 + S0 = Na2+1S-2 Сверяют свою запись с записью на слайде. Оставляют в тетради место для ОВР Записывают в тетради уравнение реакции 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 9. Обращают внимание, что калий реагирует с водой с возгоранием и еще раз делают вывод об усилении восстановительных свойств в подгруппе. Записывают в тетради уравнение реакции 2К + 2H2O = 2КOH + H2 Сверяют свою запись с записью на слайде. 10. На доске ученик (остальные в тетради) записывает уравнение реакции 2Na + 2HCl = 2NaCl + H2 и рассматривает его как ОВР. 11. Записывают уравнение реакции со слайда 2Na + CuSO4 + 2H2O = Na2SO4 +Cu(OH)2 +H2 12. Делают пометки в тетради. 13. 3 минуты читают учебник. 22. Озвучивают прочитанное (по мере этого открывается слайд № 16) |
ΙV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
§ 11(до соединений щ/м). Доделать задания в тетради (ОВР). Записать в тетради области применения щ/м, используя дополнительную литературу.
VI. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
(тест)
Тест.
Вариант №1.
- Выберите электронную формулу щелочного металла:
а) 1S22S2p1 б) 1S22S2p63S2p5 в) 1S22S1
2. Металлические свойства щелочных металлов с увеличением порядкового номера:
а) ослабевают б) усиливаются в) остаются без изменения.
3. Выберите наиболее активный элемент: а) Li б) Rb в) Mg
4. Одинаковым для атомов щелочных металлов является:
а) радиус б) число нейтронов в) число электронов на внешнем слое
5. Ионы натрия окрашивают пламя:
а) в красный цвет б) в желтый цвет в) в фиолетовый цвет
6. Минерал, содержащий натрий: а) сильвин б) флюорит в) галит
7. Закончите УХР: а) Li + H2O →
б) Li + N2 →
в) Li + HCl →
Вариант №2.
1. Выберите электронную формулу щелочного металла:
а) 1S22S2p1 б) 1S22S2p63S2p5 в) 1S22S2p63S1
2. Металлические свойства щелочных металлов с увеличением порядкового номера:
а) остаются без изменения б) усиливаются в) ослабевают
3. Выберите наименее активный элемент: а) калий б) цезий в) литий
4. Одинаковым для атомов щелочных металлов является:
а) радиус б) число электронов на внешнем слое в) число нейтронов
5. Ионы лития окрашивают пламя:
а) в желтый цвет б) в красный цвет в) в фиолетовый цвет
6. Минерал, содержащий калий: а) галит б) флюорит в) сильвин
7. Закончите УХР: а) Rb + H2O →
б) К + S →
в) К + HCl →
Учащиеся отвечают на вопросы теста, заполняя таблицу (выдана заранее).
1 | 2 | 3 | 4
| 5 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока. Опиливание металла
Обобщение знаний о процессе опиливания металла, формирование умений опиливания заготовок из сортового проката, воспитание культуры поведения в работе....
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...
План -конспект открытого урока "Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано ДМШ"
Работа над техникой в старших классах ДШИ...