«Экологические проблемы загрязнения воды»
методическая разработка по химии по теме
«Экологические проблемы загрязнения воды» в 8 классе
Цели урока:
- Обучающая:
- познакомить учащихся с видами загрязнения воды и экологическими проблемами, которые при этом возникают, методами разрешения этих проблем.
- Развивающая:
- развитие познавательной активности ребят, умений анализировать, систематизировать, обобщать.
- развитие учебных умений получать знания, используя различные источники информации.
- Воспитательная:
- Воспитание любви к природе, родному краю, чувства причастности к сохранению природы и ее ресурсов.
Оборудование и ресурсы:
Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:
При проведении урока используется электронная презентация, составленная учителем с использованием программы Microsoft Power Point, презентация проекта членов химического кружка «Городская река».
Межпредметные связи на уроке:
Экология: проблемы нарушения равновесия в природе, связанные с загрязнением воды.
Биология: биологическое загрязнение воды.
Методы обучения:
- репродуктивный
- объяснительно-иллюстративный
- частично-поисковый
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием педтехнологии развития критического мышления и ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологические проблемы загрязнения воды» в 8 классе
Цели урока:
- Обучающая:
- познакомить учащихся с видами загрязнения воды и экологическими проблемами, которые при этом возникают, методами разрешения этих проблем.
- Развивающая:
- развитие познавательной активности ребят, умений анализировать, систематизировать, обобщать.
- развитие учебных умений получать знания, используя различные источники информации.
- Воспитательная:
- Воспитание любви к природе, родному краю, чувства причастности к сохранению природы и ее ресурсов.
Оборудование и ресурсы:
Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:
При проведении урока используется электронная презентация, составленная учителем с использованием программы Microsoft Power Point, презентация проекта членов химического кружка «Городская река».
Межпредметные связи на уроке:
Экология: проблемы нарушения равновесия в природе, связанные с загрязнением воды.
Биология: биологическое загрязнение воды.
Методы обучения:
- репродуктивный
- объяснительно-иллюстративный
- частично-поисковый
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием педтехнологии развития критического мышления и ИКТ.
План.
- Оргмомент.
- Актуализация знаний.
- Фронтальная работа: выполнение теста «Выбери правильный ответ» (слайд №1)
1. Среди указанных физических свойств выберите то, которое не относится к воде:
а) бесцветная, б) прозрачная, в) имеет цвет, г) кипит при температуре 1000С.
2. Из перечня оксидов выберите тот, который при взаимодействии с водой образует кислоту:
а) СаО, б) SO3, в) Na2O, г) K2O
3. . Из перечня оксидов выберите тот, который при взаимодействии с водой образует щелочь:
а) CO2, б) ВаО, в) SO2, г) Р2О5
4. Какой из указанных металлов не взаимодействуют с водой:
а) Al, б) Cu, в) Са, г) К
5. Вода, не содержащая никаких примесей, является:
а) водопроводной, б) дистиллированной, в) речной, г) колодезной.
6. С каким свойством воды связано присутствие в ней растворимых примесей:
а) жидкость, б) растворитель, в) большая теплоемкость, г) плотность равна 1г/мл.
3. Сообщение темы и целей урока (слайды № 2,3)
4. Стадия вызова: «Мозговой штурм»:
В парах ребята обсуждают вопросы:
а) Подумайте, что вам известно о загрязнении воды?
б) Считаете ли вы эту проблему важной?
Затем проводится фронтальная беседа с классом. В тетрадях учащихся вычерчивается таблица.
Вид загрязнения | Загрязняющий фактор | Источник загрязнения | Устранение |
5.Стадия осмысления:
5.1. На слайде №6 вы видите основные факторы, которые могут загрязнять окружающую среду (пластмассовые бутылки, соли тяжелых металлов, кислоты, шлак, опилки, канализационные стоки, сбросы животноводческих ферм, сбросы теплой воды и др.). Попробуйте объединить их в группы сходных факторов.
5.2. Представители групп на интерактивной доске отмечают сходные факторы одной цифрой.
5.3. Заполнение 2 графы таблицы (слайд №7). Знакомство с основными видами загрязнения воды: механическое, химическое, биологическое, тепловое. Заполнение 1 графы таблицы.
5.4. Обсудите в парах возможные источники разных видов загрязнения воды. Заполните графу 3 таблицы.
5.5. Беседа по результатам работы (слайд №8).
5.6. Последствия загрязнений – обсуждение по материалам слайдов №9,10,11.
5.7. Изучите содержание текста «Как очищают воду». Выберите основные методы устранения каждого вида загрязнений (работают в парах, слайд №12). Заполните графу 4 таблицы.
5.8. Беседа по результатам работы (слайд №13).
5.8. Через наш город протекает небольшая, но очень красивая речка Неледина. Как обстоят дела с загрязнением реки? Члены химического кружка провели исследование. Давайте посмотрим, к каким выводам они пришли.
5.9. Презентация исследовательского проекта «Городская река» (слайды №14-24).
6. Стадия рефлексии: прием «Шесть шляп критического мышления» (слайд №25).
6.1. Каждая группа получает шляпу определенного цвета. При этом высказывается шесть точек зрения по проблеме загрязнения воды на основании данных концептуальной таблицы.
- «Белая шляпа»- статистическая (констатируются факты без их обсуждения).
- «Желтая шляпа» - положительная (высказываются положительные моменты).
- «Черная шляпа» - негативная (высказываются отрицательные моменты).
- «Синяя шляпа» - аналитическая (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?).
- «Зеленая шляпа» - творческая (можно высказывать самые «бредовые идеи и предложения»).
- «Красная шляпа» - эмоциональная (группа формулирует эмоции, испытанные при работе с материалом).
6.2. Заключительное слово учителя (слайд №26).
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание (слайд №27)%
- Записи в тетради;
- рассуждение на тему «Нефть в море. Что делать?»*;
- составить синквейн. *
КАК ОЧИЩАЮТ ВОДУ
Питьевая вода, обеспечивающая нормальный ход жизненных процессов в организме человека, должна отвечать трем основным требованиям:
1. Не содержать посторонних веществ в концентрациях, которые могут вредно влиять на здоровье человека.
2. Не содержать болезнетворных организмов.
3. Не иметь запаха, цвета, быть прозрачной и приятной на вкус.
В крупных населенных пунктах имеются очистные сооружения для получения чистой питьевой воды. Вода при отборе из открытого или закрытого водоема проходит через металлические сетки, оставляя на них крупные механические примеси. Оседание мелких механических примесей происходит в отстойниках. Затем в воду добавляют специальные вещества (коагулянты), которые помогают мельчайшим частичкам мути собираться в более крупные cгустки, легко оседающие на фильтре из песка, гравия или дробленого антрацита. После фильтрования воду обеззараживают с помощью газообразного хлора или озона, которые убивают микрофлору и окисляют органические вещества. Дополнительную обработку воды в домашних условиях проводят фильтрами типа «Родничок», «Барьер».
Есть еще одна проблема - это очистка уже использованной на производстве, так называемой сточной воды. В различных сточных водах обнаружено более 10 000 веществ-загрязнителей. Очистка сточных вод основана на известных вам физических методах (отстаивании, фильтровании и т.д.) плюс химических и биологических. В основе химических методов лежат разнообразные химические реакции: окисления, нейтрализации, осаждения и т.д. В результате этих реакций образуются безвредные либо менее вредные вещества, легко удаляемые из стоков. Например, если сточная вода имеет кислую среду, то ее нейтрализуют щелочами. Так биологическая очистка основана на создании оптимальных условий для работы микроорганизмов-санитаров, питающихся органическими и неорганическими веществами сточных вод, в результате чего образуются безвредные вещества: углекислый газ и другие.
Промышленный кругооборот воды стремятся сделать замкнутым, т.е. воду «забирают» один раз при пуске производства. Затем отработанную воду очищают и вновь возвращают в производство. Такую воду называют «оборотной». На некоторых производствах собирают дождевую («ливневую») воду и после очистки пускают в производство.
Вид загрязнения | Загрязняющий фактор | Источник загрязнения | Устранение загрязнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по экологии "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"
Презентация к уроку по экологии "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"...
Открытый урок "Экологические проблемы . Виды загрязнения"
В данной метадической разработке урока представлены различные виды загрязнения , дана основная лексика по теме, даны темы для обсуждения в группах и аудирование с контрольными вопросами на...
Экологическая агитбригада, посвященная проблеме загрязнения воды
Сценарий выступления экологической агитбригады.Раскрывается проблема загрязнения водоемов.Легко адаптируется на различные возрастные категории обучающихся,но нормативно-правовой блок нуждается в обнов...
Экологические проблемы "Загрязнение воздуха"
Презентация...
Урок защиты проектов «Изучение состава воздуха. Экологические проблемы загрязнения воздуха и его охрана»
Урок защиты проектов по теме "Состав воздуха, его роль, значение и охрана". Для определения содержания проектов заранее были предложены несколько тем. Учащиеся могли выбрать одну из предложенных тем и...
Исследование: Проблемы загрязнения воды и способы их решения при помощи мнемосхемы.
Нефть является продуктом длительного распада и очень быстро покрывает поверхность воды плотным слоем нефтяной пленки, которая препятствует доступу воздуха и света, что существенно изменяет услов...
Методические разработки. Экологическая проблема — Загрязнение почвы
Почва – бесценный элемент нашей планеты, без которого существование человека невозможно. Земля обеспечивает людей продовольственными ресурсами, многие животные питаются благодаря дарам природы, ...