Водород
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Урок-изучение новой темы "Водород,его общая характеристика, нахождение в природе.Физические свойства, получение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodorod.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства
Урок в 8 классе
Борисовская Лидия Андреевна
Учитель химии
МБОУ СОШ №8
с. Левокумка
Цель: систематизация и развитие знаний учащихся о водороде как химическом элементе и о простом веществе на основе сформированной предметной понятийно-теоретической базы и с использованием межпредметного материала.
Задачи урока.
Образовательные: Систематизировать и развить представления о водороде как химическом элементе и простом веществе, способах его получения и собирания; умение обращения с приборами для получения и собирания газов.
Развивающие: развивать самостоятельность мышления, развивать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать по аналогии, выдвигать предположения).
Воспитательные: формировать научное мировоззрение, экологическое мышление, воспитывать культуру общения.
Методы: беседа, сопоставительный анализ, , рассказ, постановка и решение проблемных вопросов, химический эксперимент
Форма урока: Урок-объяснение нового материала, лабораторные опыты.
Оборудование и реактивы:
аппарат Киппа, прибор для собирания газа демонстрационный,
лабораторный штатив, широкий сосуд с водой, стаканы, пробирки, спиртовка, Межпредметные связи на уроке:
География: распространение водорода и его соединений на Земле.
Астрономия: сведения о присутствии водорода на внеземных объектах и в космическом пространстве, термоядерные реакции как источник энергии во Вселенной
Физика: плотность водорода.
Биология: элемент водород как важная составная часть органических веществ
Эпиграф к уроку: П р и р о д а о к р у ж а е т н а с з а г а д к а м и , и п о п ы т к а и х р е ш е н и я п р и н а д л е ж и т к в е л и ч а й ш им
р а д о с т я м ж и з н и.
У.Рамзай
Ход урока
I.Организационный момент
II.Повторение и мотивация
1.Каков путь познания химии?
2.На какие группы вещества делятся по составу?
3.Какие вещества называют простыми, сложными?
4. Какие вещества и почему лучше изучать вначале: простые или сложные?
III.Изучение новой темы
Учитель начинает с загадки
Обычно легок и летуч,
Он вдруг становится могуч:
Его нагрев, неосторожно
Взорвать в округе все возможно,
А если с “О” соединить, -
То можно воду получить.
Я много вам о нем сказала,
Его подробно описала.
И так, подумав, пять минут,
Скажите, как его зовут?
Учащиеся отвечают – водород (слайд2)
Запишите тему урока в тетрадь и посмотрите на план нашего урока. (слайд 3)
План урока:
Водород в природе
Водород, как химический элемент.
Водород – простое вещество
Получение и собирание водорода.
Физические свойства водорода
Водород в природе
Учитель: Сегодня мы с вами будем изучать простое вещество – водород. Для этого нам нужно знать, кто впервые открыл водород (слайд 4)
Учитель: Давайте посмотрим, где в природе мы встречаемся с водородом- простым веществом. Для этого обратимся к учебнику на стр.71(прочитать самостоятельно и заполнить таблицу. а потом отвечать по мере готовности) (слайд5 )
Водород – самый распространенный элемент в космосе. Основная масса звезд состоит из водорода: Юпитер, Сатурн – 92% Н, 8 % Н е, 0,1 % все остальные химические элементы; водород преимущественно составляет межзвездное вещество. Водород входит в состав основного вещества Земли – воды. Если посмотреть на схему распространения химических элементов, то можно увидеть, что доля водорода в земной коре составляет около 1% ее массы. Однако, роль его в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых составляет около 17%( Слайд.6). Множество органических веществ, представляют собой соединения водорода с углеродом – нефть, природный газ, метан СН4, углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты, витамины и другие органические вещества. В теле человека около 10% водорода
Водород как химический элемент.
Запись в тетради: Общая характеристика водорода(слайд7)самостоятельно
Учащиеся: Н – название водород, гидрогениум.(Hydrogenium).
Валентность = 1
Относительная атомная масса - Аr (Н) = 1.
Относительная молекулярная масса Mr(H2) Химическая формула – Н2 Неметалл
учитель
Самый первый и самый легкий элемент. Соединения он образует с большинством химических элементов. Названия соединений водорода с неметаллами включают в себя, название неметалла и слово “водород” (HCl – хлороводород, HI – йодоводород, H2S – сероводород).
Соединения водорода с металлами называют гидридами: NaH – гидрид натрия, AlH3 – гидрид алюминия, TiH2 – гидрид титана.
Учитель: Водород как простое вещество.
Запись в тетради: Водород – простое вещество: Н2
Учитель: Что показывает эта формула? (разбор формулы с учащимися )
молекула водорода двухатомная. Тип вещества – простое.
Mr (Н2) = 2, что это показывает? Это показывает, что молекула водорода в два раза тяжелее 1/12 атомной массы углерода.
. Способы получения водорода
Проблемный вопрос: Если бы перед вами стояла задача: получить большое количество водорода, - какое сырье вы бы выбрали и почему?
Учащиеся: Воду! Она доступна, её много.
Учитель: Да, верно, вода – самый доступный источник водорода. Действительно в промышленности получают водород из воды действием тока, идет реакция разложения воды с образованием двух веществ: водорода и кислорода. Но этот способ сравнительно дорогой.
В настоящее время наиболее экономичный способ производства водорода – конверсия метана(слайд8 ). Из каких же веществ можно получать водород? Из тех, которые содержат химический элемент водород (Н). В лаборатории для получения водорода используют вещества, относящиеся к классу кислот. Например: HCl – соляная кислота или Н 2SO4 – серная кислота. Как извлечь из нее водород? Провести реакцию замещения с металлом – Zn, Fe.
Н 2SO4 + Zn = H2 +? 2НCl + Zn = H2 + ?
Существует два способа собирания водорода
- Собирание водорода методом вытеснения воды. (Cлайд 9) Демонстрация учителя
- Собирание водорода методом вытеснения воздуха. (Слайд 10)
Полученный тем или иным способом водород может быть загрязнен воздухом, с которым может образовывать взрывчатую смесь (смесь водорода и кислорода в объемном отношении 2:1
называется, “гремучим газом”), это опасно! Поэтому полученный водород проверяют на чистоту. (Слайд 11)
Демонстрация учителя:
Реакция получения водорода в лаборатории проводится и в аппарате Киппа, происхождение его названия связано с голландской фирмой, выпускавшей эти аппараты. В одно из отделений закладывается Zn, а в другое наливается кислота, газ выходит по газоотводной трубке.
Наполняем пробирку водородом, используя один из методов собирания, и подносим ее открытым концом к пламени – если услышим хлопок со свистом, то водород загрязнен, если же хлопок глухой-то водород чистый.
IV. Экспериментальная часть урока
Лабораторные опыты учащихся:
Инструкция Приложение
Учащиеся записывают в схему физические свойства водорода: газ, без цвета, без запаха, без вкуса, практически нерастворим в воде. (Слайд 12)
Учитель добавляет, что водород почти в 14,5 раз легче воздуха (самый легкий из всех газов); имеет низкую температуру плавления (-259,10 С) и низкую температуру кипения (-253,0 С); обладает хорошей теплопроводностью (в 7 раз больше чем воздух).
Демонстрация учителя: заполнение водородом мыльных пузырей. (В газоотводную трубку аппарата Киппа вставлена воронка, а для того, чтобы мыльные пузыри не лопались, добавляем в мыльный раствор немного глицерина). (Слайд 13)
Ученик заранее подготовил презентацию. Это интересно…
IV. Закрепление
Учитель: Что мы узнали о водороде на уроке?
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.Закончите фразу: «Самое распространенное простое вещество Вселенной- …» | 1.Закончите фразу: «Водород относится к …» А) металлам; б) неметаллам |
2.Выберите молекулярную формулу водорода а) Н; б) Н2 | 2.Молекулярная масса водорода равна: а.)1а.е.м.; 2) 2а.е.м.; в)4а.е.м. |
3.Агреатное состояние водорода при обычных условиях: а)жидкое; б) твердое; в) газообразное | 3. Плотность воздуха г/м, а водорода …, то есть в …раза … воздуха |
4.Установите правильную последовательность слов: запаха, без, водород, цвета, и, газ | 4. Установите правильную последовательность слов: можно, в, перевернутый, вытеснением, вверх, сосуд, дном, или, водород, воды, собирать |
5. закончите фразу: «В лаборатории водород получают из …» | 5. закончите фразу: « В промышленности водород получают …» |
6.Установите последовательность операций при исследовании химических свойств водорода: чем, водород, поджечь, необходимо, в, чистоте, убедиться, его | 6.Как называют смесь водорода с воздухом? |
V. Заключение
Учитель. Продолжите фразу
На этом уроке …..
Теперь я знаю …
Мне было интересно узнать …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Получение кислорода из перекиси водорода. Получение водорода действием цинка на соляную кислоту"
Модульный урок по теме « Практическое занятие 2. Получение кислорода из перекиси водорода. Получение водорода действием цинка на соляную кислоту». Цель:- Продолжить формирование умений и навыков ...
Водород. Свойства водорода. Получение.Применение.
Данный материал может применяться на уроках химии для 8 класса. В нем подробно рассматриваются физические, химические свойства водорода, его получение....
Конспект урока химии "Водород, его физические свойства. Получение водорода"
Цель: Познакомить учащихся с историей открытия водорода, его физическими свойствами и способами получения в лаборатории и промышленности....
Химические свойства водорода. Применение водорода
Урок химии в 8 классе по теме "Химические свойства водорода. Применение водорода" по учебнику Рудзитиса...
Презентация "История открытия водорода.Получение и физические свойства и водорода."
Презентация поможет учителю при проведении урока по теме "История получения водорода.Получение и физические свойства водорода."...
Водород в природе. Водород как химический элемент. Физические свойства водорода
Конспект урока, Аналих урока....
разработка урока по предмету химия для 8 класса по теме: Водород.Получение водорода и физические свойства водорода.
урок по премету химия в 8 классе на тему: Водород по учебнику Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана...