Тестовый контроль как один из методов проверки знаний по химии
статья по химии по теме
Статья :"Тестовый контроль как один из методов проверки знаний по химии "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testovyy_kontrol_kak_odin_iz_metodov_proverki_znaniy_po_himii_.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тестовый контроль как один из методов проверки знаний по химии
Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки знаний и умений - органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую функции.
Тестовая методика – универсальное средство проверки знаний, умений. Тесты являются экономной целенаправленной и индивидуальной формой контроля, дают возможность проверить значительный объем изученного материала малыми порциями и быстро диагностировать овладение учебным материалом большим числом учащихся. Систематическая проверка знаний в виде тестов способствует прочному усвоению учебного предмета, воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу, готовит учащихся к успешной сдаче ГИА, ЕГЭ. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, то есть повышается объективность проверки знаний. Этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.
Тест – это краткое, стандартизированное и обычно ограниченное во времени испытание.
По характеру ответов на вопросы различают два основных типа тестов.
Тесты закрытого типа, или тесты с предписанными ответами, в которых учащемуся необходимо выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.
Различают следующие разновидности тестов закрытого типа.
Тесты с выбором одного правильного ответа, или ответы с вариантами выбора, при выполнении которых учащемуся необходимо выбрать, как правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов.
Например: «Ковалентная неполярная связь характерна для:
1)воды;
2) аммиака;
3)озона;
4)метана».
Тесты исключения лишнего, или устранения лишнего элемента («встретил лишнее – убери»).
Например: «Глюкоза не вступает в реакцию:
- окисления; 2) гидролиза; 3) гидрирования;4) этерификации».
Тесты группирования включают в себя перечень химических терминов или формул, которые следует распределить по заданным признакам.
Например: «Формулы только кислых солей находятся в ряду:
1) K2SO4, KOH, H2SO4, NaHSO3;
2) Cu(OH)NO3, Fe(HSO3)2, FeCl3, BaHPO4;
3) NH4HCO3, Fe(OH)Cl2, CaS, NaCl;
4) NaHSO4, Ca(HCO3)2, NH4H2PO4, KHS».
Тесты соответствия, при выполнении которых учащемуся предлагается установить соответствие элементов двух списков.
Например: «Установите соответствие между названием органического вещества и классом соединений, к которому оно принадлежит:
Формула вещества 1)аланин 2)пропин
3)метанол
4)изопрен
Класс соединений
А)альдегид
Б)спирт
В)аминокислота
Г)алкин Д)диен Е)арен
Тесты с множественным выбором правильного ответа, при выполнении которых учащемуся необходимо выбрать, как правило, два и более правильных ответа из приведенного списка возможных ответов.
Например, «Оксид кремния взаимодействует с:
1)карбонатом натрия;
2)водой;
3)фтороводородной кислотой;
4)сульфатом калия;
5)магнием;
6)фосфорной кислотой».
Тесты с альтернативными ответами, при выполнении которых учащийся должен ответить «да» или «нет».
Например: «Верно ли утверждение о том, что азотная кислота сильный окислитель?»
Тесты ранжирования представляют собой перечень (не более десяти) химических формул, физических или химических величин, химических явлений, которые требуется расположить в заданном порядке.
Например: «Расположите алканы в порядке возрастания их относительной молекулярной массы: гептан, пропан, гексан, метан, пентан, этан, бутан».
Тесты открытого типа, или тесты со свободными ответами, в которых учащемуся необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу или предложить самостоятельное суждение в доказательном плане.
В тестах открытого типа выделяют следующие возможные варианты заданий.
Задания дополнения – учащийся должен дать ответ с учетом предусмотренных в задании ограничений.
Например: «Запишите название по систематической номенклатуре вещества, образовавшегося при взаимодействии 2-хлорбутана со спиртовым раствором гидроксида калия».
Тесты последовательности, или тесты на завершение последовательности, в которых учащийся должен завершить некоторую последовательность элементов.
Например: «Завершите последовательность: все солеобразующие оксиды можно разделить на три типа: основные, кислотные и…».
Задания свободного изложения – учащийся должен самостоятельно сформулировать ответы, так как никакие ограничения на них в задании не накладываются.
Например: «Какие вещества относят к электролитам? Дайте обоснованный ответ».
Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом.
1) Надежность задания - это его способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать исследуемый в дидактических экспериментах показатель, как задания в целом, так и его частей.
2) Обоснованность теста (адекватность, действенность, валидность) – требование, заключающееся в соответствии содержания теста целям обучения, проверяемому признаку или качеству знания.
3) Определенность. После прочтения заданий каждый ученик понимает: какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащийся после прочтения правильно действует и отвечает, задание считается определённым.
4) Простота. Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими.
Показателем простоты является скорость выполнения задания.
5) Однозначность. Задание должно иметь единственный правильный ответ – эталон.
Оптимальны тесты, содержащие 8-12 вопросов при 4-5 выборочных ответах, из которых правильный лишь один. Возможно также сочетание нескольких ответов. В этом случае за верный принимается полный ответ. Если допущена хотя бы одна ошибка, ответ считается неверным. Если в результате проверки установлено большое количество неверных ответов на какой-либо вопрос, то на следующем уроке необходимо провести дополнительное разъяснение материала.
Современные компьютерные технологии позволяют не только быстро и эффективно организовать тестовый контроль знаний, но и регулировать порядок контроля: от жестко заданного преподавателем до автоматического компьютерного управления и даже управления порядком контроля по выбору учащегося.
Литература
- Зайцев О.С. Методика обучения химии. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2000;
- Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Тесты по химии: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1997;
- Гальцева О.Н. Мастер-класс «Педагогическое тестирование в химии»;
- Единый государственный экзамен 2009: Химия. Федеральный банк экзаменационных материалов. Авт.-сост. А.А. Каверина и др. М.: Эксмо, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии.
Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для эк...
Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках географии
В статье освещаются традиционные и нетрадиционные способы контроля знаний учащихся на уроках географии...
«Эффективные формы и методы проверки знаний учащихся по географии»
Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования - общая закономерность дидактического процесса. В нынешней...
Формы и методы проверки знаний учащихся на уроках информатики
Усовершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников является одним из основных линий повышения эффективности учебного процесса по информатике.Применение различных видов и ...
Эссе "Тесты как метод проверки знаний"
Рассмотрены теория и приктика создания и использования тестовых заданий для проверки знаний учащихся....
Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии
Дети, которые завтра будут определять будущее нашей страны, должны сегодня осознавать взаимосвязь явлений и процессов природы, последствия воздействия антропогенного фактора, учиться мыслить глобально...
тесты как метод проверки знаний
тесты как метод проверки знаний...
Комментарии
Виды тестов, которые можно
Виды тестов, которые можно применять на уроках химии и при подготовке к ЕГЭ
Тестовый контроль как один из методов проверки знаний по химии
Виды тестов, которые можно применять на уроках химии и при подготовке к ЕГЭ