«Обобщение знаний по теме: «Углеводороды»
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по химии «Обобщение знаний по теме: «Углеводороды»
Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Углеводороды»».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии.
Цели урока:
образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах на основе сравнительной характеристики состава, строения и свойств основных классов углеводородов, используя информационные технологии;
развивающая: развивать логическое мышление, речь, коммуникативные способности, самостоятельность, познавательный интерес;
воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, умение работать в группе, ответственность за результаты своей работы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, схема, таблица для заполнения, карточки для учащихся четырех групп.
Ход урока
I. Организационная часть урока.
Учитель подчеркивает значение углеводородов для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей и вместе с учащимися определяет тему и цели урока.
II. Повторение и обобщение пройденного материала.
Учащиеся класса разбиваются на 4 группы для работы над учебным материалом.
Учитель предлагает вспомнить классификацию углеводородов и выводит на экран задание:
Расставьте понятия: алканы, алкадиены, арены, алкины, алкены, предельные углеводороды, ароматические углеводороды, углеводороды, непредельные углеводороды на соответствующие места в классификационном дереве.
Учащиеся работают в группах и составляют схему. Учитель контролирует работу ребят. Правильность выполнения задания учащиеся проверяют сами, используя схему, выведенную на экран.
Обобщение знаний о свойствах углеводородов учитель проводит с помощью кратких презентаций «Алканы», «Алкены», «Алкины», «Арены», созданных представителями каждой групп (за 2 недели до урока были сформированы группы учащихся, которые получили конкретное задание, итогом выполнения которого должна была служить презентация, сделанная в Microsoft Power Point). Отбор материала и построение презентации проводилось под руководством учителя. Учащиеся класса получили задание: заполнить выданную каждому ученику таблицу по сравнительной характеристике углеводородов, слушая выступления одноклассников.
Сравниваемые признаки | Углеводороды | |||
Алканы CnH2n+2 | Алкены CnH2n | Алкины CnH2n-2 | Арены CnH2n-6 | |
Общая формула | ||||
Нахождение в природе | ||||
Тип гибридизации | ||||
Отличительный признак | ||||
Характерные типы изомерии | ||||
Типичные химические свойства | ||||
Отношение к раствору KMnO4 | ||||
Взаимодействие с галогенами | ||||
Каталитическое гидрирование | ||||
Применение |
Задание №1
Каждая группа получает конверт с карточками, на которых написаны формулы веществ. За 1 минуту ребятам необходимо отобрать 3 карточки с формулами веществ своего класса и прикрепить на магнитную доску под табличкой «Алканы», «Алкены», «Алкины», «Арены». Представитель группы комментирует и называет вещества.
CH4, C2H4, C2H2 , C6H6, C6H12, C4H10, C3H6 , C7H14, C7H8 , C8H10 , C4H6, C6H10.
Задание №2
Каждая группа получает кроссворд для решения. Учащиеся работают коллективно, обсуждая возможность образования веществ. Затем представители каждой группы записывают уравнения реакций на доске, а ученики класса принимают участие в обсуждении результатов и фиксируют записи реакций в своих тетрадях. Учитель проверяет записи и при необходимости делает дополнения.
Кроссворд для 1 группы
Б | ||||||||
↑ | ||||||||
H2O | ||||||||
+ | ||||||||
CaC2 | + | H2O | → | A | + | Ca(OH)2 | ||
↓ | ||||||||
C6H6 |
Кроссворд для 2 группы
H2 | |||||||
+ | |||||||
С | |||||||
↑ | |||||||
Br2 | + | CH4 | → | А | + | HBr | |
↓ | |||||||
Б | |||||||
+ | |||||||
H2 |
Кроссворд для 3 группы
C2H6 | A | + | H2 | ||
+ | |||||
Cl2 | |||||
Б | + | КОН (спирт. раствор) | А | ||
+ | |||||
HCl |
Кроссворд для 4 группы
C6H6 | + | O2 | A | + | H2O | |||
н C6H14 | ||||||||
C3H8 | + | Б |
III. Закрепление
В результате обсуждения, ученики делают вывод, что углеводороды многообразны по строению и свойствам, но едины по происхождению, что подтверждается превращениями.
IV. Подведение итогов.
Учитель оценивает работу групп и выставляет оценки.
V. Домашнее задание:
1) повторить п. 11-16;
2) осуществить превращения по схеме
алканы
непредельные циклоалканы
углеводороды
арены
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 10 классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Углеводороды"
Урок повторения и обобщения знаний по теме "Углеводороды" в 10-м классе по программе О.С. Габриеляна. Направлен на закрепление ключевых вопросов темы: номенклатура, изомерия, способы получения и свойс...
Открытый урок по химии 10кл.на тему: "Обобщение знаний по теме:"Углеводороды"
Цели: Обобщить знания по теме: "Углеводороды", закрепить навыки выполнения упражнений, подготовиться к контрольной работе, воспитывать бережное отношение к природе. продолжать формировать умение орган...
Обобщение и систематизация знаний по теме "Углеводороды"
Конспект урока...
Урок по химии 10 класс "Обобщение знаний по теме "Углеводороды"
Урок по химии 10 класс "Обобщение знаний по теме Углеводороды"...
Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)
Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное". Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....
Урок-обобщение знаний по теме «Углеводороды» Химия 10 класс
Урок-обобщение знаний по теме «Углеводороды» Химия 10 классТип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах н...
Урок химии "Обобщение знаний по теме "Углеводороды и их производные"
Урок химии "Обобщение знаний по теме "Углеводороды и их производные"...