Деловая игра "Реабилитация химии как науки"
методическая разработка по химии на тему

Колесникова Татьяна Николаевна

Мероприятие можно провести в Неделю естественных наук. В нем рассмотрены некоторые экологические проблемы современности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_reabilitaciya_himii_kak_nauki.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

             

        Деловая игра

         «Реабилитация химии как науки»

  1. Встать! Суд идет!
  2. Главный судья:

В открытом судебном заседании слушается гражданское дело N1

 « Об ответственности Химии перед населением планеты Земля».

    В работе принимают участие Судья республиканской категории. . ., Судья первой категории. . ., присяжные заседатели, свидетели обвинения и свидетели защиты.

    Есть ли у защиты и ответчика отводы к членам суда? К обвинителям?

    Отводов нет, начинаем заседание суда. Позвольте огласить поступившее в суд заявление.

  1. Судья 1:

« Доводим до следственных органов, что совсем недавно, когда руководство нашей страны возносила Химию непомерно высоко, провозглашая химизацию народного хозяйства одним из трех основных компонентов коммунизма, она, очень гордая наука, восприняла все это за чистую монету. И поэтому теперь шагает гордо, с высоко поднятой головой, простирая руки свои в дела человеческие, тем самым вызывая у населения планеты панический страх.

      Просим Высокий суд призвать к порядку высокомерную Химию и воздать ей по заслугам».

      Иск принят к рассмотрению.

  1. Судья 2:

Продолжаем судебное заседание. Слушаем показания свидетелей и потерпевших.

Суд предупреждает: вы должны говорить правду и только правду.

Вызываем первого свидетеля обвинения – от партии «зеленых».

  1. 1йсвидетель обвинения:

( Выдвигается обвинение о негативных изменениях в окружающей среде, вызванных ростом химического производства.)

  1. Судья 1:

Слушаем показания свидетелей защиты.

  1. 1йсвидетель защиты:

Высокий суд! Мы считаем, что обвинения, выдвинутые в адрес Химии, необоснованны.

Действительно, проблема экологии – одна из важнейших мировых проблем современности. Но разве сама Химия виновата в причинах многих катастроф?

Главнейшие составляющие этой проблемы – загрязнение незаменимых природных ресурсов, воздуха, воды, почвы отходами промышленности и транспорта – результат деятельности человека.

  1. 2йсвидетель защиты:

Уважаемые судьи! Уважаемые присяжные заседатели!        

Как мы уже слышали, представители партии «зеленых» обвинили Химию во многих преступлениях. Но трагедии происходят там, где проявляется неуважительное отношение людей к веществам химического производства, где их использование идет с нарушением правил ТБ. Однако, химические процессы, являясь источником загрязнения окружающей среды, приносят нам огромную пользу. С развитием химии тесно связано развитие цивилизации.

Уважаемые судьи! Я закончил свое выступление и прошу вынести справедливое решение.

  1. Судья 2:
  2. Но трагедии происходят там, где проявляется неуважительное отношение людей к веществам химического производства, где их использование идет с нарушением правил ТБ. Однако, химические процессы, являясь источником загрязнения окружающей среды, приносят нам огромную пользу. С развитием химии тесно связано развитие цивилизации.
  3.  2йсвидетель обвинения:

(Выдвигается обвинение о вредных последствиях использования топлива.)

  1.  Главный судья:

Суд просит независимых экспертов представить объективную справку и производственную характеристику обвиняемой.

  1.  Главный эксперт:

Возглавляемая мною группа независимых экспертов в ходе тщательного расследования дела Химии ознакомилась с ее родословной, биографическими данными, связями и представляет Высокому суду материалы экспертизы.

  1.   1йэксперт:

Как правило, обыденное сознание связывает Химию с производством ядовитых, едких, опасных и прочих неприятных веществ, создающих угрозу нашему существованию. По этой причине возникает вроде бы естественная мысль: долой Химию! Но на самом ли деле Химия – враг жизни на Земле?

Если внимательно посмотреть вокруг и задать себе вопрос: «Откуда все взялось?», то неожиданно обнаруживается, что почти все вещества, которые мы наблюдаем в природе и используем  для своих нужд – это продукты химических реакций.

В ходе химических реакций образовались минералы, химические реакции создали почву Земли и ее атмосферу. Фотосинтез – основа жизни на Земле – главная химическая реакция на планете.

В клетках нашего организма идет более 3000 химических реакций.

Так может ли цивилизованный человек заявить: «Долой Химию!?» Никогда!

  1.  2йэксперт:

Существует мнение, что основной вред окружающей среде наносят химические производства. Статистика это отвергает. Например, 100 млн. т СО2, который ежегодно выбрасывается в атмосферу, распределяется так: 50%- теплоэлектростанциями, 25% - предприятиями цветной металлургии, 25% - предприятиями черной металлургии и основными химическими  производствами.      

То же самое можно сказать и о других выбросах в атмосферу.

  1.  Судья 1:

Спасибо! Суд примет к сведению документы экспертизы.

Суд приглашает дать показания свидетелей обвинения.

  1.  3Йсвидетель обвинения:

Ваша честь! Я хочу обратить внимание суда на тот факт, как Химия относится к использованию природных ресурсов.

Минеральные ресурсы – первоисточник, исходная основа человеческой цивилизации на всех этапах ее развития.

Ежегодно добывается до 26 т различных минералов в расчете на одного человека, а теряется почти половина добытых металлов и до 1/3 химического сырья. Это неслыханно!

  1.  Судья 2:

Приглашаем свидетеля защиты.

  1.  3йсвидетель защиты:

( Объясняется необходимость химических производств.)

  1.  Судья 1:

Суд обращается за разъяснением к экспертам. Объясните Суду, существует ли выход их сложившейся ситуации.

  1.  2йэксперт:

Да! Его подсказывает сама жизнь. Нужно интенсивно познавать механизмы химических процессов в живом мире, перенимать у природы накопленный ею опыт и как можно шире внедрять его в практику хозяйствования. К сожалению, в нашей стране промышленность пока не заинтересована в экологически чистых технологиях, вопросы охраны окружающей среды еще не стали главными в политике.

  1.  Судья 2:

Спасибо экспертной группе. Суд приглашает дать показания свидетеля обвинения.

  1.  4йсвидетель обвинения:

Человек для удовлетворения своих потребностей создал неисчислимые количества предметов и искусственных веществ. Производят их химики и их родные братья – металлурги.

В настоящее время в промышленности, в быту, В медицине используется более 70 тыс. веществ и продуктов. Среди них громадное количество тех, от упоминания о которых охватывает ужас. Это пестициды, гербициды, ядохимикаты. Мы обвиняем Химию в преступности и считаем, что ей нет места среди развивающихся наук.

  1.  1йсвидетель защиты:

 Защита протестует! Свидетели обвинения пытаются вынести приговор до окончания слушания дела.

  1.  Главный судья:

Протест принят! Прошу свидетелей быть корректными!

Суд обращается за разъяснениями к экспертам.

  1.  1йэксперт:
  1. Еще в 1983 году на X Международном конгрессе по защите растений, проходившем в Англии, были приведены цифры, свидетельствующие, что ежегодно в мире из-за вредителей, сорняков и болезней теряется до 24% урожая.
  2. Химические добавки, используемые при заготовке и хранении кормов, повышают качество корма и сокращают потери питательных веществ.
  3. По оценкам Всемирной организации здравоохранения и ООН использование ДДТ (дуста) спасло от смерти 50 млн. человек. И тем не менее в 1972 году агентство по охране окружающей среды США наложило запрет на использование ДДТ, т.к. было установлено, что он плохо выводится из организма. В настоящее время изъяты из производства ДДТ, соединения мышьяка. Им найдена соответствующая замена. Благодаря этому средний уровень токсичности применяемых в сельском хозяйстве ядохимикатов снизился в 5 раз.
  4. Для ускорения откорма скота и птицы, повышения их плодовитости и улучшения качества продукции находят широкое применение биостимуляторы, витамины, гормоны, ферменты, антибиотики.
  1.  Судья 1:

Свидетель обвинения просит слова.

  1.  2йсвидетель обвинения:

(Об изменении условий жизни на Земле.)

  1.  Судья 2:

Суд просит независимых экспертов дать соответствующие разъяснения.

  1.  3йэксперт:
  1. Для организма человека необходимы следующие микроэлементы, влияющие на здоровье: Cu, Zn, Mn, Mo, Co, Fe, Ni.
  2. Элементами жизни называют 16 химических элементов: Na, K, Mg, Ca, Zn, Cu, Co, Mn, Fe, Mo, C, H, O, N, P, S.
  3. Наркотические вещества – группа соединений, используемых в медицине как средства для наркоза, болеутоляющие или снотворные средства. И только злоупотребление наркотическими средствами приводит к тяжелым заболеваниям.
  4. В клинической практике применяются полимеры – заменители различных тканей и органов человека: костей, зубов. Созданы протезы кровеносных сосудов, искусственные клапаны м желудочки сердца. Созданы аппараты «искусственное сердце-легкое», «искусственная почка».
  1.  Судья 1:

 Свидетель обвинения просит слова.

  1.  3йсвидетель обвинения:

Химия – наука, в которой истина достигается тяжелым, а подчас и опасным для здоровья ученого трудом. Такова уж специфика этого предмета, что людям, им занимающимся, приходится иметь дело с самыми разными соединениями, среди которых встречаются и достаточно опасные.

  1.  Судья 2:

Есть ли у экспертной группы разъяснения по этому поводу?

  1.  Главный эксперт:

Возглавляемая мною группа независимых экспертов докладывает Суду полученные данные. Первопроходцы-химики 17-19 веков работали без соблюдения мер предосторожности с токсичными, взрывчатыми и радиоактивными веществами. Это либо заметно уменьшал продолжительность жизни многих химиков, либо привело к их гибели.

Однако, по данным книги «Выдающиеся химики мира» из 1220 химиков:

  1. Каждый второй прожил 75 лет и более;
  2. Каждый пятый – 80 лет и более;
  3. Каждый девятый – 85 лет и более;
  4. А 50 человек прожили более 90 лет.

Среди людей, которые с химией знакомы только по школе, далеко не каждый доживает до 75 лет!

  1.  Судья 1:

Суд принимает материалы экспертизы. Слушаем показания еще одного потерпевшего – Ученика средней школы.

  1.  Ученик:

Уважаемый суд! Уважаемые присяжные заседатели! Да! Его подсказывает сама жизнь. Нужно интенсивно познавать механизмы химических процессов в живом мире, перенимать у природы накопленный ею опыт и как можно шире внедрять его в практику хозяйствования. К сожалению, в нашей стране промышленность пока не заинтересована в экологически чистых технологиях, вопросы охраны окружающей среды еще не стали главными в политике.

Высокий суд! Ученики всех школ убедительно просят вас, примените к Химии самые строгие меры наказания за нарушение ею нашего права на счастливое, радостное, безмятежное детство.

  1.  Судья 2:

Слушание свидетелей и потерпевших завершено. Суд предоставляет слово ответчику – Химии.

  1.  Химия:

Уважаемый суд! Уважаемые присяжные заседатели!

Мне горько и обидно сознавать, что затеяно судилище моими детьми, в очередной раз продемонстрировав падение нравов.

Да, я признаю себя виноватой в том, что химическая промышленность наряду с нефтехимией ответственна за появление в атмосфере вредных выбросов. Действительно, потенциальный вред, наносимый окружающей среде быстро развивающимися производствами, вызывает серьезные опасения.

А главная беда – ЧЕЛОВЕК.

Другой вины перед обществом я не имею.

  1.  Судья 1:

Закончилось слушание дела N1 «Об ответственности Химии перед населением планеты Земля». Для вынесения приговора Суд просит минуту на совещание.

  1.  Главный судья:

Судебная коллегия, изучив обстоятельства дела, документы независимой экспертизы, заслушав свидетелей и потерпевших по делу «Об ответственности Химии перед населением планеты Земля», для оглашения приговора просит внимания!

                                       ПРИГОВОР:

Именем Основного закона независимого государства суд по делу «Об ответственности Химии перед населением планеты Земля» постановляет:

$1  В виду отсутствия состава преступления Химию оправдать.

$2  Обратиться к ученым-химикам и технологам с просьбой ускорить разработку методов синтеза экологически безвредных продуктов, разрабатывать и смелее внедрять безотходные технологии.

$3 За химически стабильное поведение и выдающиеся заслуги перед жителями планеты Земля присвоить Химии звание «Благородная».

Судебное заседание объявляю закрытым.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химия - это наука, умеющая творить чудеса.

Конспект первого урока химии, который можно использовать и для внеклассного мероприятия для ребят 6 или 7 класса. Презентацию можно посмотреть тут: http://narod.ru/disk/55093540001.105c0a5c69006a6cb10...

Химия-увлекательная наука.Внеклассное мероприятие по химии 8-9 классы

Разработка химического   вечера. Увлекательная  химия. Занимательные  опыты  по   химии....

Урок №1 "Химия естественная наука"

Урок№1Тема урока: Химия -естественная наука.  Связь химии с другими науками.Цель урока: Выяснить предмет изучения химии, её цели и  важность предмета, взаимосвязь её  другими наук...

Деловая игра «Московский район: наука и производство»

Деловая игра «Московский район: наука и производство» Цель: повышение уровня практического владения иностранным языком (английским, немецким, французским); ПК; развитие творческих способностей уч...

Деловая игра «Московский район: наука и производство»

Деловая игра «Московский район: наука и производство» Цель: повышение уровня практического владения иностранным языком (английским, немецким, французским); ПК; развитие творческих способностей уч...

Урок в 10 классе "Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки."

Что же такое “органическая химия” и как произошел термин “органические вещества”?...

Внеклассное мероприятие "Химия-увлекательная наука"

Учащихся 8–9х классов знакомятся и продолжают изучать науку химию, чтобы формировался  интерес к этому предмету, чтобы изучали его с увлечением и желанием. В данном мероприятии учени...