Подготовка учащихся 9 класса к ГИА по химии
методическая разработка (химия, 9 класс) на тему
Дана подробная информация по отработке заданий части С к ГИА по химии в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
подготовка к ГИА по химии 9 класс | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка учащихся 9-х классов к государственной итоговой аттестации по химии.
Автор (Ф.И.О.): Сураева Светлана Имрановна.
Должность: учитель химии высшей квалификационной категории.
Образовательное учреждение: МОУ «Утёвская средняя общеобразовательная школа» «Образовательный центр».
Основное общее образование завершается итоговой государственной аттестацией выпускников, в ходе которой проверяется соответствие их знаний требованиям Государственного образовательного стандарта.
Итоговая аттестация выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится в новой форме – в виде тестирования.
Требования к уровню подготовки выпускников по химии, указанные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (сборник нормативных документов. Химия/ Сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004), являются основой разработки контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации.
На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих 22 задания.
Часть 1 содержит 15 заданий (А1-А15). Каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один ответ правильный. Ответы на задания 1 переносятся в бланк №1.
Часть 2 состоит из 4-х заданий (В1 – В4), на которые нужно дать краткий ответ в виде набора цифр. Запись последовательности цифр при переносе ответа на бланк №1 следует записывать без запятых, пробелов и прочих символов.
Часть 3 включает 3 задания (С1, С2, С3), выполнение которых предполагает написание полного, развёрнутого ответа, включающего необходимые уравнения реакций и расчёты. Ответы на задания части 3 записываются на бланке №2.
При выполнении работы можно пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
В экзаменационную работу включаются задания различного уровня сложности: Базового – Б, повышенного – П, высокого – В.
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 33 |
Базовый (Б) | 15 | 15 | 45,5 % |
Повышенный (П) | 4 | 8 | 24,2 % |
Высокий (В) | 3 | 10 | 30,3 % |
Итого | 22 | 33 | 100 % |
Время выполнения работы
На выполнения экзаменационной работы отводится 2 часа – 120 минут.
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
- для каждого задания части 1 – 2-3 минуты;
- для каждого задания части 2 – 5-8 минут;
- для каждого задания части 3 – до 12-15 минут.
Шкала пересчёта первичного балла за выполнение
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0 – 8 | 9 – 17 | 18 – 26 | 27 – 33 |
Часть 3
t
С1 Дана схема превращений: Cu→Cu(NO3)2→X→CuO
Написать молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.
Элементы ответа
- Cu + 4HNO3= Cu(NO3)2 +2NO2 + 2H2O
- Cu(NO3)2 +2NaOH= Cu(OH)2 + 2NaNO3
t
- Cu(OH)2= CuO + H2O
Сокращённое ионное уравнение для второго превращения:
- 2OH - + Cu 2+= Cu(OH)2
( Максимальный балл – 4)
С2 После пропускания через раствор гидроксида калия 1,12 л углекислого газа (н.у.) получили 138 г раствора карбоната калия. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.
Элементы ответа
- Уравнение реакции:
CO2 + 2 KOH = K2CO3 + H2O
- Рассчитано количество вещества карбоната калия, полученного в результате реакции:
n(CO2) =V(CO2)/Vm = 1,12: 22,4 = 0,05 моль
по уравнению реакции n (K2CO3) = n(CO2) = 0,05 моль
- Определена массовая доля карбоната натрия в растворе:
m (K2CO3) = n (K2CO3) · M( K2CO3) = 0,05 · 138= 6,9 г
w (K2CO3) = m (K2CO3) ·100: m ( р-ра K2CO3) = 6,9·100:138=5%
(Максимальный балл – 3)
Примеры заданий части С3
1. На заданиях химического кружка учащиеся исследовали кристаллическое вещество белого цвета. В результате добавления к нему гидроксида калия и последующего нагревания полученной смеси выделился газ с резким специфическим запахом, при сгорании которого образовался азот.
Определите состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте 2 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания.
Элементы ответа
- Определен состав вещества и записано его название:
NH4Cl– хлорид аммония
Составлены два уравнения реакций:
t
- NH4Cl + KOH= KCl+ NH3↑ +H2O
- 4NH3 + 3O2 = 2N2↑ +6H2O
(Максимальный балл – 3)
2. Химик исследовал в лаборатории кристаллическое вещество А, хорошо растворимое в воде. При нагревании вещество А разлагается с выделением кислорода, бурого газа и вещества чёрного цвета, которое растворяется в соляной кислоте. При добавлении в раствор, содержащий вещество А, цинка выделяется простое вещество красного цвета. Какой состав имеет вещество А? Запишите уравнения перечисленных реакций с участием этого вещества.
Элементы ответа
Определен состав вещества и записано его название:
- Cu (NО3)2 – нитрат меди (II)
Составлены два уравнения реакций:
- Cu (NО3)2 = 2 CuO + 4NO2↑ +O2↑
- Cu (NО3)2 + Zn = Cu↓ + Zn(NO3)2
(Максимальный балл – 3)
3. В химической лаборатории хранится порошкообразное вещество белого цвета. Это вещество окрашивает пламя горелки в кирпично-красный цвет, свыше 800◦С разлагается с выделением двух оксидов. При действии соляной кислоты «вскипает» с выделением бесцветного тяжёлого газа без цвета и запаха. Это вещество способно растворятся в воде при одновременном пропускании избытка углекислого газа. Запишите три уравнения химических реакций, проведённых для распознавания этого вещества.
Элементы ответа
t
- CaCO3 = CaO + CO2↑
- CaCO3 +2HCl =CaCl2 + H2O +CO2↑
3)CaCO3 + H2O + CO2 =Ca(HCO3)2
(Максимальный балл – 3)
4. В школьной химической лаборатории хранится склянка с раствором некоторой кислоты. Эту кислоту осторожно нейтрализовали раствором гидроксида натрия. Полученный раствор образовал с нитратом серебра жёлтый осадок, растворившийся в азотной кислоте. Запишите три уравнения химических реакций, проведённых для распознавания этого вещества.
Элементы ответа
- H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O
- Na3PO4+ 3AgNO3 = Ag3PO4↓ +3NaNO3
- Ag3PO4 ↓+ 3HNO3 = H3PO4+ 3AgNO3
(Максимальный балл – 3)
Для подготовки заданий части С3 в своей работе использую таблицу «Определение ионов»
Таблица Определение ионов
Определяемый ион | Реактив, содержащий ион | Результат реакции |
H + | Индикаторы | Изменение окраски |
Ag + | Cl – | Белый «творожистый» осадок |
Cu2+ | OH– | Синий осадок |
S2– | Чёрный осадок |
Окрашивание пламени в сине-зелёный цвет |
Fe2+ | OH– | Зеленоватый осадок, который с течением времени буреет |
Fe3+ | OH– | Осадок бурого цвета |
Zn2+ | OH– | Белый осадок, при избытке OH– растворяется |
S2– | Белый осадок |
Al3+ | OH– | Белый желеобразный осадок, который при избытке OH– растворяется |
NH4+ | OH– | Запах аммиака |
Ba2+ | SO42– | Белый «молочный» осадок |
Окрашивание пламени в жёлто-зелёный цвет |
Ca2+ | CO32– | Белый осадок |
Окрашивание пламени в кирпично-красный цвет |
Na+ | Цвет пламени жёлтый |
K+ | Цвет пламени фиолетовый (через кобальтовое стекло) |
Cl – | Ag + | Белый «творожистый» осадок |
H2SO4 * | Выделение бесцветного газа с резким запахом (HCl) |
Br– | Ag + | Желтоватый осадок |
H2SO4 * | Выделение SO2 и Br2 (бурый цвет) |
I– | Ag + | Жёлтый осадок |
H2SO4 * | Выделение H2S и I2 (фиолетовый цвет) |
SO32– | H + | Выделение SO2– газа с резким запахом, обесцвечивающий раствор фуксина и фиолетовых чернил |
CO32– | H + | Выделение газа без запаха, вызывающего помутнение известковой воды |
CH3COO– | H2SO4 | Появление запаха уксусной кислоты |
NО3– | H2SO4 (конц.) и Cu | Выделение бурого газа |
SO42– | Ba2+ | Белый «молочный» осадок |
PO43– | Ag + | Жёлтый осадок |
OH– | Индикаторы | Изменение окраски индикаторов |
* При определении галогенид-ионов с помощью серной кислоты используют твёрдую соль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка учащихся 9 классов к ГИА по химии
Презентация из опыта работы при подготовке учащихся 9 классов к ГИА по химии...
Подготовка учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по химии
Подготовка к ЕГЭ по химии...
Программа элективного курса по химии в рамках подготовки учащихся 10–11-х классов к сдаче ЕГЭ
Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение материала по химии и...
Подготовка учащихся 9-х классов к муниципальному этапу ВОШ по химии
Данная презентация может быть использована учителями химиии в процессе подготовки обучающихся 9-х классов к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по предмету....
Эффективные способы подготовки учащихся к экзамену по химии в форме ЕГЭ. Технология современных методов обучения и контроля по химии (тестирование).
Обобщение педагогического опыта...
Система подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по химии на уроках и во внеурочной деятельности.
В статье рассмотрены эффективные метожы и формы, которые использует автор, при подготовке учащихся к ЕГЭ....
Подготовка учащихся к итоговой аттестации по химии.
В материале рассматриваются основные методыи формы подготовки учащихся к ЕГЭ по химии. Представлены приёмы из опыта работы....