Подготовка учащихся 9 класса к ГИА по химии
методическая разработка (химия, 9 класс) на тему

Сураева Светлана Имрановна

Дана подробная информация по отработке заданий части С к ГИА по химии в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon подготовка к ГИА по химии 9 класс83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся 9-х классов к государственной итоговой аттестации по химии.

Автор (Ф.И.О.):  Сураева Светлана Имрановна.

Должность: учитель химии высшей квалификационной категории.

Образовательное учреждение:  МОУ «Утёвская средняя общеобразовательная школа» «Образовательный центр».

Основное общее образование завершается итоговой государственной аттестацией выпускников, в ходе которой проверяется соответствие их знаний требованиям Государственного образовательного стандарта.

Итоговая аттестация выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится в новой форме – в виде тестирования.

Требования к уровню подготовки выпускников по химии, указанные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования  (сборник нормативных документов. Химия/ Сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004), являются основой  разработки контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации.

На выполнение работы  отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих 22 задания.

Часть 1 содержит 15 заданий (А1-А15). Каждому  заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один ответ правильный. Ответы на задания 1 переносятся в бланк №1.

Часть 2 состоит из 4-х заданий (В1 – В4), на которые нужно дать краткий ответ в виде набора цифр. Запись последовательности цифр при переносе ответа на бланк  №1 следует записывать без запятых, пробелов и прочих символов.

Часть 3 включает 3 задания (С1, С2, С3), выполнение которых предполагает написание полного, развёрнутого ответа, включающего необходимые уравнения реакций и расчёты. Ответы на задания части 3 записываются на бланке №2.

При выполнении работы можно пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.

В экзаменационную работу включаются задания различного уровня сложности: Базового – Б, повышенного – П, высокого – В.

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу,  равного 33

Базовый (Б)

15

15

45,5 %

Повышенный (П)

4

8

24,2 %

Высокий (В)

3

10

30,3 %

Итого

22

33

100 %

Время выполнения работы

 На выполнения  экзаменационной работы отводится 2 часа – 120 минут.

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

  1. для каждого задания части 1 – 2-3 минуты;
  2. для каждого задания части 2 – 5-8 минут;
  3. для каждого задания части 3 – до 12-15 минут.

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение

экзаменационной  работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 – 8

9 – 17

18 – 26

27 – 33

Часть 3

                                                                         t

С1             Дана схема превращений: Cu→Cu(NO3)2→X→CuO

Написать молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.

Элементы ответа

  1. Cu + 4HNO3= Cu(NO3)2  +2NO2 + 2H2O
  2. Cu(NO3)2  +2NaOH= Cu(OH)2 + 2NaNO3

                   t 

  1. Cu(OH)2= CuO + H2O

Сокращённое ионное уравнение для второго превращения:

  1. 2OH -  + Cu 2+= Cu(OH)2

( Максимальный балл – 4)

С2      После пропускания через раствор гидроксида калия 1,12 л углекислого газа (н.у.) получили 138 г раствора карбоната калия. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Элементы ответа

  1. Уравнение реакции:

CO2 + 2 KOH = K2CO3 + H2O

  1. Рассчитано количество вещества карбоната калия, полученного в результате реакции:

n(CO2) =V(CO2)/Vm = 1,12: 22,4 = 0,05 моль

по уравнению реакции n (K2CO3) = n(CO2) = 0,05 моль

  1. Определена массовая доля карбоната натрия в растворе:

m (K2CO3) = n (K2CO3) · M( K2CO3) = 0,05 · 138= 6,9 г

w (K2CO3) = m (K2CO3) ·100: m ( р-ра K2CO3) = 6,9·100:138=5%

(Максимальный балл – 3)

Примеры заданий части С3

1.   На заданиях химического кружка учащиеся исследовали кристаллическое вещество белого цвета. В результате добавления к нему гидроксида калия и последующего нагревания полученной смеси выделился газ с резким  специфическим запахом, при сгорании которого образовался азот.

        Определите состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте 2 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания.

Элементы ответа

  1. Определен состав  вещества и записано его название:

NH4Cl– хлорид аммония

Составлены два уравнения реакций:

                        t         

  1. NH4Cl + KOH= KCl+ NH3↑ +H2O
  2. 4NH3 + 3O2 = 2N2↑ +6H2O

(Максимальный балл – 3)

2. Химик исследовал в лаборатории кристаллическое вещество  А, хорошо растворимое в воде. При нагревании вещество А разлагается с выделением кислорода, бурого газа и вещества чёрного цвета, которое растворяется в соляной кислоте. При добавлении в раствор, содержащий вещество А, цинка выделяется простое вещество красного цвета. Какой состав имеет вещество А? Запишите уравнения перечисленных реакций с участием этого вещества.

Элементы ответа

Определен состав  вещества и записано его название:

  1. Cu (NО3)2     –  нитрат меди (II)     

Составлены два уравнения реакций:

  1. Cu (NО3)2   = 2 CuO + 4NO2↑ +O2
  2. Cu (NО3)2   + Zn = Cu↓ + Zn(NO3)2

(Максимальный балл – 3)

3. В химической лаборатории хранится порошкообразное вещество  белого цвета. Это вещество окрашивает пламя горелки в кирпично-красный цвет, свыше 800С разлагается с выделением двух оксидов. При действии соляной кислоты «вскипает» с выделением бесцветного тяжёлого газа без цвета и запаха. Это вещество способно растворятся в воде при одновременном пропускании избытка углекислого газа. Запишите три уравнения химических реакций, проведённых для распознавания этого вещества.

Элементы ответа

                             t         

  1. CaCO3 =  CaO + CO2
  2. CaCO3 +2HCl =CaCl2 + H2O +CO2

3)CaCO3 + H2O + CO2 =Ca(HCO3)2

(Максимальный балл – 3)

4. В школьной химической лаборатории хранится склянка с раствором некоторой кислоты. Эту кислоту осторожно нейтрализовали раствором гидроксида натрия. Полученный раствор образовал с нитратом серебра жёлтый осадок, растворившийся в азотной кислоте. Запишите три уравнения химических реакций, проведённых для распознавания этого вещества.

Элементы ответа

  1. H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O
  2. Na3PO4+ 3AgNO3 = Ag3PO4 +3NaNO3
  3. Ag3PO4 + 3HNO3 = H3PO4+ 3AgNO3

(Максимальный балл – 3)

Для подготовки заданий части С3 в своей работе использую таблицу «Определение ионов»

Таблица                                                         Определение ионов

Определяемый ион

Реактив, содержащий ион

Результат реакции

H +

Индикаторы

Изменение окраски

Ag +

Cl

Белый  «творожистый» осадок

Cu2+

OH

Синий   осадок

S2–

Чёрный осадок

Окрашивание пламени в сине-зелёный цвет

Fe2+

OH

Зеленоватый осадок, который с течением времени буреет

Fe3+

OH

Осадок бурого цвета

Zn2+

OH

Белый осадок, при избытке OH растворяется

S2–

Белый осадок

Al3+

OH

Белый желеобразный осадок, который при избытке OH растворяется

NH4+

OH

Запах аммиака

Ba2+

SO42–

Белый  «молочный» осадок

Окрашивание пламени в жёлто-зелёный цвет

Ca2+

CO32–

Белый осадок

Окрашивание пламени в кирпично-красный цвет

Na+

Цвет пламени жёлтый

K+

Цвет пламени фиолетовый (через кобальтовое стекло)

Cl

Ag +

Белый «творожистый»  осадок

H2SO4 *

Выделение бесцветного газа с резким запахом (HCl)

Br

Ag +

Желтоватый осадок

H2SO4 *

Выделение SO2 и  Br2 (бурый цвет)

I

Ag +

Жёлтый осадок

H2SO4 *

Выделение H2S и I2 (фиолетовый цвет)

SO32–

H +

Выделение SO2– газа с резким запахом, обесцвечивающий раствор фуксина и фиолетовых чернил

CO32–

H +

Выделение газа без запаха, вызывающего помутнение известковой воды

CH3COO

H2SO4

Появление запаха уксусной кислоты

3

H2SO4 (конц.)  и  Cu

Выделение бурого газа

SO42–

Ba2+

Белый «молочный» осадок

PO43–

Ag +

Жёлтый осадок

OH

Индикаторы

Изменение окраски индикаторов

* При определении галогенид-ионов с помощью серной кислоты используют твёрдую соль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся 9 классов к ГИА по химии

Презентация из опыта работы при подготовке учащихся 9 классов к ГИА по химии...

Программа элективного курса по химии в рамках подготовки учащихся 10–11-х классов к сдаче ЕГЭ

Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение материала по химии и...

Подготовка учащихся 9-х классов к муниципальному этапу ВОШ по химии

Данная презентация может быть использована учителями химиии в процессе подготовки обучающихся 9-х классов к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по предмету....

Система подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по химии на уроках и во внеурочной деятельности.

В статье рассмотрены эффективные метожы и формы, которые использует автор, при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Подготовка учащихся к итоговой аттестации по химии.

В материале рассматриваются основные методыи формы подготовки учащихся к ЕГЭ по химии. Представлены приёмы из опыта работы....