Из опыта работы
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
В современной педпгогической деятельности предлагается довольно обширный список учебно-методических комплексов по предметам.Педагогу предоставляется возможность выбора В данном материале предлагаю сравнение двух ведущих программ по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_po_novoy_uchebnoy_programme.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по новой учебной программе
Как-то раз я услышала фразу, что учителя- народ особый потому, что, в отличии, от других людей у них новый год начинается не с 1января,а с 1сентября. Ведь и вправду, начало каждого учебного года для учителя – это начало новых задач и решений, интересных ситуаций и открытий, занимательных экспериментов и результатов. Каждый год для педагога приносит все новых и новых побед учеников, незабываемых ситуаций на уроках, впечатляющих ответов и рассуждений учащихся. И каждый раз перед новым учебным годом перед учителем открывается масса новых тем для самосовершенствования и открытий. Этот год не стал для меня исключением, так как в этом году я с большим интересом приступила к апробации нового учебного курса по химии в 8 классе авторов Н.С. Новошинской и И. И. Новошинского. Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии для основной общеобразовательной школы в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализует принцип концентрического построения курса. Конечно, не для кого не секрет, что перед тем, как решится на подобное, мне пришлось посвятить немало времени в отпуске для тщательного ознакомления с учебной программой и учебно- методическим комплексом к учебнику. Подробное изучение новой программы зародило во мне огромное желание как можно скорее внедрить ее в учебно- познавательный процесс. И это не случайно. Особенности программы состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному), в оригинальном структурировании курса. В содержание включен проблемный материал, стимулирующий творческую деятельность учащихся, в том числе задания исследовательского характера, требующие организации индивидуальной и групповой работы школьников. Учебник написан легким, доступным языком. К учебнику разработана тетрадь для практических работ и лабораторных опытов. В ней разработан план проведения практических работ. В каждой практической работе даны задания с рисунками, задания с заполнением таблиц, задания для контроля. Но особую прелесть в данном учебно-методическом комплексе составляет сборник самостоятельных работ. Этот сборник содержит дидактический материал, предназначенный для проверки знаний учащихся по курсу химии в 8-м классе. Упражнения, задачи и тесты сгруппированы по темам, каждая из которых включает 25 вариантов. Благодаря большому разнообразию заданий их также можно использовать на уроках в целях конкретизации нового материала и при закреплении и повторении изученного. Эксперимент начался с простого сравнения учебника Новошинских с учебниками других авторов.
На основе сравнения составлено тематическое планирование к двум параллелям 8-х классов: программа И.И. Новошинского и Н.С.Новошинской химия 8 класс: 2ч в неделю: всего 68ч, из них 8ч-практические работы, 4ч - контрольные работы
№ темы | Тема курса | Кол-во часов | Практические работы | Сроки изучения |
| Введение | 5 | п/р №1,№2; л/о1 | сентябрь |
1 | Строение атома. Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева | 8 |
| сентябрь- октябрь |
2 | Химическая связь. Строение веществ | 14 | л/о 2 | октябрь– декабрь |
3 | Классификация сложных неорганических веществ | 6 | л/о 3 | декабрь |
4 | Химические реакции | 9 | п/р №3 л/о 4,5 | январь- февраль |
5 | Растворы. Электролитическая диссоциация | 14 | п/р №4, №5, №6 л/о 6,7 | февраль-апрель |
6 | Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства | 12 | п/р №7, №8 л/о 8,9 | апрель-май |
программа О.С.Габриеляна химия 8 класс: 2ч в неделю, всего 68ч, из них- 4ч - контрольные работы, 6ч - практические работы,3ч - обобщающие уроки, 4ч - решение расчетных задач, 6ч -повторение, 45ч - изучение теории
№ | тема | Кол-во часов | Срок изучения |
1 | Введение | 6 | сентябрь |
2 | Атомы химических элементов | 10 | Сентябрь - октябрь |
3 | Простые вещества | 5 | Октябрь - ноябрь |
4 | Соединения химических элементов | 9 | Ноябрь - декабрь |
5 | Изменения, происходящие с веществами | 10 | Январь - февраль |
6 | Химический практикум | 4 | Февраль |
7 | Растворы. Свойства растворов электролитов | 18 | Март - май |
8 | Повторение | 6 | май |
Учебник «Химия-8 класс» авторов Новошинского И.И. и Новошинской Н.С. написаны в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и полностью соответствует Стандарту основного общего образования по химии.
Учебник соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся на второй ступени общего образования, и обеспечивают преемственность по отношению к курсу химии средней (полной) школы. Ключевые темы курса раскрыты удачно. Учебный материал изложен чётко, в логической последовательности. В отличие от других учебников имеет в конце практически каждого параграфа задания в тестовой форме, что учителю позволяет без дополнительной литературы знакомить учащихся с разнообразными видами тестовых заданий. Впечатление самое благоприятное:
материал четко структурирован,
изложен внятно, лаконично;
достаточно заданий для отработки умений и навыков;
основные понятия и термины вынесены на поля;
имеются инструкции по выполнению лабораторных и практических работ;
удобны для использования ПСХЭ (обозначения групп и периодов арабскими и римскими цифрами, значения ЭО элементов) и таблица растворимости (указаны сильные и слабые электролиты, цвета осадков, названия анионов).
Использование УМК Новошинских, несомненно, поможет при подготовке учащихся к ГИА.
Изложение учебного материала в восьмом классе начинается со строения атома. Такой подход является естественным и логичным, поскольку освобождает учащихся от запоминания большого количества фактологического материала, позволяет с первых уроков развивать у них умение устанавливать связи между строением, свойствами и применением веществ. Концентрическое построение курса химии 8 класса позволяет последовательно и поступательно отрабатывать с учащимися ключевые вопросы общей и неорганической химии. Задания и упражнения, предложенные в учебнике «Химия-8 класс», а также в сборнике самостоятельных работ, в тетради для практических работ и лабораторных опытов, входящих в УМК, дают учащимся уникальную возможность приобрести навыки составления формул как бинарных соединений, так и кислот и оснований, написания уравнений реакций ионного обмена, решения задач разных типов. Изучение химии с помощью данного УМК позволяет учащимся освоить предмет не только на базовом уровне, предусмотренном стандартом, но и закладывает необходимый фундамент для дальнейшего углубленного изучения материала в рамках соответствующего профиля. Учитывая различные потребности учащихся в изучении химии на III ступени, авторами УМК разработаны программы и учебники для профильного, общеобразовательного и гуманитарного уровней. Эффективность применения УМК авторов И.И. Новошинского и Н.С. Новошинской выражается в положительном отношении учащихся к предмету и повышении уровня качественной успеваемости. Анкетирование учащихся 8-го класса, работающих по УМК авторов И.И. Новошинского и Н.С. Новошинской, показало: эффективность применения УМК авторов И.И. Новошинского и Н.С. Новошинской выражается в положительном отношении учащихся к предмету и повышении уровня качественной успеваемости. Анкетирование учащихся 8-го класса, работающих по УМК авторов И.И. Новошинского и Н.С. Новошинской, показало:
большинство учащихся (70,5%) считает, что пользоваться учебником легко; 23,5% учащихся испытывали трудности при работе с учебником только на начальных этапах обучения химии;
большинство учащихся (94%) считает, что учебник удобен в той или иной мере для поиска необходимых понятий;
18% опрошенных всегда понимают предмет химию, а 65% считают его чаще понятным, чем непонятным;
считают возможным использовать в случае необходимости данный учебник для самостоятельного изучения химии (например, в случае болезни) 89% учащихся;
всегда выполняют домашние задания по химии 59% учащихся, а 29% - почти всегда. При этом, в данном классе нет учеников, которые бы совсем не выполняли или очень редко выполняли домашнее задание по химии;
время, которое учащиеся затрачивают на подготовку домашней работы по химии, составляет в среднем 25-30 минут;
на вопрос «Понятен ли тебе язык, которым написан учебник?» учащиеся ответили только положительно; для 47% опрошенных язык, которым написан учебник полностью понятен, а для 53% - скорее понятен, чем не понятен;
большинство учащихся положительно относятся к предмету химия, для 23,5% химия входит в число любимых предметов;
по мнению учащихся, весь предмет химия или почти весь связан с жизнью (94%);
на вопрос «выберешь ли ты химию в качестве экзамена по выбору?» кроме 29% учащихся, ответивших утвердительно, 18% ответили: «скорее да, чем нет».
Сравнивая учебную деятельность учащихся на уроках, я прихожу к выводу, что учебник авторов И.И. Новошинского, Н. С. Новошинской написан простым, понятным любому ученику, языком. Он не является книгой для чтения, а именно является учебником. С ним ребята могут работать самостоятельно, ведь в нем к достаточно сложным вопросам составлены алгоритмы их выполнения. Пока я не говорю о глобальном различии учебных курсов разных авторов, но тем не менее учебник авторов И. И. Новошинского , Н. С. Новошинской мне близок, понятен язык автора. Мне и моим ученикам интересно заниматься по этому учебнику. Я работаю под девизом:« Учителю легко, детям интересно, вместе- эффективно!»
Учитель химии МОУ СОШ №1 Абрамова Л. П. г. Меленки .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...
Комментарии
полезная информация для
полезная информация для учителей химии