Опыт преподавания химии в 10 классе при одночасовой учебной нагрузке.
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Текст выступления на городской конференции учителей химии и биологии в 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст выступления | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт преподавания химии в 10 классе при одночасовой учебной нагрузке.
Прежде чем делиться своим опытом хочу познакомить вас с полезными, на мой взгляд, высказываниями, которые встретились мне в процессе подготовки к этому выступлению. Они напомнили мне о роли того, чем я занимаюсь уже 16 лет – делюсь с учениками химическими знаниями, и при этом часто слышу: «А зачем мне химия? Мне химия не нужна!». Так вот в последнее время примерно такими же словами объясняю ученикам и их родителям:
- Химические знания составляют основу современной науки и техники, химические методы широко используются в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства, медицины. Достижения современной цивилизации немыслимы без химических знаний. Недооценка роли химических знаний приводит к существенному снижению уровня подготовки будущих специалистов во многих отраслях, в том числе весьма далеких от химии.
- Школьное химическое образование развивает логическое мышление, воображение. Химическое образование способствует выработке экологически грамотного, безопасного поведения человека. Именно оно создает у учащихся ясные представления о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.
- Химические знания необходимы для выработки критического мышления, критического отношения к потоку рекламы, получаемой из средств массовой информации. Химическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования, существенным элементом формирования и развития культуры личности.
Составляя тематическое планирование и поурочные планы, я своей работе, ориентируюсь на результаты освоения курса химии, которые
на личностном уровне должны представлять собой:
- в ценностно-ориентационной сфере – воспитание чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизма и целеустремленности;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.
На метапредметном уровне основными результатами освоения химии являются:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использовать различные источники получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от цели коммуникации и адресата.
На уровне предметных результатов Я, как учитель химии, должна предоставить ученику возможность научиться:
в познавательной сфере:
- давать определения изученным понятиям;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого родной (русский) язык и язык химии;
- описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и быту;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
- структурировать изученный материал;
- интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;
- описывать строение атомов элементов 1-4 периодов с использованием электронных конфигураций атомов;
- моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов.
в ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственно деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
в трудовой сфере:
- проводить химический эксперимент.
в сфере физической культуры:
- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Для реализации этих результатов на базовом уровне примерная программа предлагает проводить уроки химии 2ч в неделю в 10кл и 2 ч в неделю в 11 кл, всего 140 ч из них 10 ч – резервное время.
В реальности в школе, которой я работаю на мой предмет отводится 1 ч в неделю в 10 кл и 1 ч в неделю в 11 кл, всего 68 ч (по 34 ч в год).
Исходя из этого структура курса, которую я составила для 10 класса имеет следующий вид:
СТРУКТУРА КУРСА 10 кл
№ п/п | МОДУЛЬ (ГЛАВА) | Примерное количество часов |
1 | Строение и классификация органических соединений. | 7 |
2 | Углеводороды. | 9 |
3 | Кислородсодержащие органические вещества | 10 |
4 | Углеводы. Азотсодержащие соединения. | 6 |
ВСЕГО: | 32 часа (2ч резервное время) |
Я составила такой тематический план:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 кл
Сроки (Месяц, неделя) | Дата | № урока | Раздел. Тема урока | Количество уроков | Виды контроля |
I. СТРОЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. | 7 | ||||
1 | Общие сведения об органических веществах. | 1 | |||
2 | Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. | 1 | |||
3 | Классификация органических соединений. | 1 | |||
4 | Основы номенклатуры органических соединений. | 1 | |||
5 | Изомерия и ее виды. | 1 | |||
6 | Обобщение знаний. | 1 | |||
7 | К.Р.№1 «Строение и классификация органических соединений» | 1 | |||
II. УГЛЕВОДОРОДЫ. | 9 | ||||
8 | Природный газ. Химические свойства алканов, циклоалканов и аренов. | 1 | |||
9 | Способы получения алканов, циклоалканов и аренов. | 1 | |||
10 | Алкены. Алкины. Алкадиены.Их общие химические свойства. | 1 | |||
11 | Способы получения алкенов алкинов и алкадиенов. | 1 | |||
12 | Генетическая связь между классами углеводородов. | 2 | |||
13 | Пр. Р. №1 «Обнаружение углерода, водорода и хлора в органических веществах». | 1 | |||
14 | Обобщение знаний. | 1 | |||
15 | КР №2 «Углеводороды» | 1 | КР №2 | ||
16 | Решение задач на вывод формул органических веществ. | 1 | |||
IV. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА | 10 | ||||
17 | Спирты и фенолы. | 1 | |||
18 | Химические свойства предельных одноатомных спиртов многоатомных спиртов и фенолов. | 1 | |||
19 | Способы получения одноатомных и многоатомных спиртов и фенолов. | 1 | |||
20 | Альдегиды и кетоны. | 1 | |||
21 | Пр.Р. №2 «Спирты и фенолы, альдегиды». | 1 | Пр.Р. №2 | ||
22 | Карбоновые кислоты их химические свойства. | 1 | |||
23 | Сложные эфиры. Жиры. | 1 | |||
24 | Жиры | 1 | |||
25 | Пр.Р. №3 «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры». | 1 | Пр.Р. №3 | ||
26 | Обобщение знаний. | 1 | |||
V. УГЛЕВОДЫ. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ. | 6 | ||||
27 | Классификация углеводов их химические свойства. | 1 | |||
28 | Урок-упражнение в составлении генетической связи между углеводами. | 1 | |||
29 | Амины. Их химические свойства. | 1 | |||
30 | Аминокислоты. Белки. | 1 | |||
31 | Обобщение знаний. | 1 | |||
32 | КР №3 «Кислород- и азотсодержащие соединения». | 1 | КР №2 | ||
ВСЕГО: | 32 часа | Пр.Р. – 3 К.Р. - 2 |
Я не трачу много времени на введение и знакомство с органическим веществами, т.к. в конце 9 класса учащиеся с ними познакомились. Я отвожу на знакомство 10 уроков, рассматривая следующие темы:
9 кл
V. ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА | 10 | ||||
55 | Предмет органической химии. Причины многообразия органических веществ. | 1 | |||
56 | Классификация углеводородов. Гомологические ряды. | 1 | |||
57 | Химические свойства алканов и аренов. | 1 | |||
58 | Непредельные углеводороды. Этилен и ацетилен. | 1 | |||
59 | Кислородсодержащие органические вещества (классификация). | 1 | |||
60 | Химические свойства кислородсодержащих веществ. | 1 | |||
61 | Генетическая связь между классами органических веществ. | 1 | |||
62 | Углеводы. | 1 | |||
63 | Аминокислоты. Белки. | 1 | |||
64 | Обобщение знаний. | 1 |
В связи с малым количеством времени учебный материал стараюсь дать в виде схем и таблиц.
В 9 классе я рассматриваю классификацию углеводородов заполняя с учащимися следующую таблицу
Углеводороды | |||
Предельные | Непредельные | Ароматические | |
Алканы СnН2n+2 (-ан) | Алкены СnН2n (-ен) | Алкины СnН2n-2 (-ин) | Арены СnН2n-6 (-бензол-) |
В 10 классе уже знакомую схему я дополняю еще двумя классами углеводородов (циклоалканами и алкадиенами).
Углеводороды | |||||
Предельные | Непредельные | Ароматические | |||
Алканы (-ан) СnН2n+2 | Циклоалканы (цикло- -ан) СnН2n | Алкены (-ен) СnН2n | Алкадиены (-диен) СnН 2n-2 | Алкины (-ин) СnН2n-2 | Арены (-бензол-) СnН2n-6 |
Рассматривая классификацию углеводородов обращаю внимание учащихся на одинаковые молекулярные формулы, напоминая о явлении изомерии.
Для лучшего запоминания виды изомерии тоже даю в виде схемы:
Изомеры | ||||
Структурные | Пространственные | |||
По углеродному скелету | По положению: -связи; -группы; -заместителя | Межклассовые: 1. циклоалканы и алкены; 2. алкадиены и алкины; 3. спирты и простые эфиры; 4. Альдегиды и кетоны; 5. Карбоновые кислоты и сложные эфиры; 6. Аминокислоты и нитросоединения | Геометрические | Оптические |
Под каждым видом в схеме прописываю примеры изомеров, изображая углеродный скелет.
При изучении классификации кислородсодержащих органических веществ тоже составляю с учащимися схему:
Кислородсодержащие органические вещества | |||||
СnН2n+2О | СnН2nО | СnН2nО2 | |||
Спирты (-ол) - ОН | Простые эфиры (-окси-) - О - | Альдегиды (-аль) О // - С \ Н | Кетоны (-он) - С – || O | Карбоновые кислоты (-овая кислота) O // - C \ OH | Сложные эфиры (-ат) O // - C \ O - |
Химические свойства и способы получения органических веществ также даю в виде сводных таблиц:
Свойства алканов, циклоалканов и аренов;
Способы получения алканов, циклоалканов и аренов;
Свойства алкенов, алкинов и алкадиенов;
Реагенты, необходимые для получения органических веществ;
Свойства одноатомных и многоатомных спиртов и фенолов;
Свойства альдегидов и кетонов;
Дав материал в виде таблиц и схем, объясняю учащимся как им пользоваться, например, для составления уравнений по схеме:
- Определяем класс исходного вещества и продукта реакции;
- Определяем, какой таблицей пользоваться (свойствами или способами получения);
- Находим на нужной таблице уравнение аналогичной реакции;
- Записываем свое уравнение, сверяясь с образцом
Надеюсь, что мой опыт работы пригодиться и вам. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт преподавания химии в 10 классе при одночасовой учебной нагрузке.
Текст выступления на городской конференции учителей химии и биологии в 2011г....
Рабочая учебная программа по химии 8 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по химии составлена на основе программы О.С. Габриеляна. 2 часа в неделю, всего 68 часов....
Рабочая учебная программа по химии 9 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая учебная программа по химии 9 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе программы О.С. Габриелян 2 часа в неделю, всего 68 часов....
Рабочая учебная программа по химии 10 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая учебная программа по химии 10 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе "Программы О.С.Габриелян " 2 часа в неделю, всего 68 часов....
Рабочая учебная программа по химии 11 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая учебная программа по химии 11 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе программы О.С. Габриелян 2 часа в неделю, всего 68 часов...
Рабочая программа по химии 8 класс 2017-2018 учебный год
- положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...
«Мой опыт преподавание математики в классах с учащимися с ОВЗ»
Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помо...